СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА, разделение рынка на части (сегменты), каждая из которых характеризуется видами товаров или комплексами маркетинга, т.е. товарами, ценами, способами распространения товаров и стимулирования продажи. Сегменты рассчитаны на определённые группы покупателей, различающихся по интересам и возможностям покупок, т. е. сегментация обеспечивает структуризацию рынков по группам потенциальных покупателей и видам предназначенных для них товаров.
Сегментация рынка позволяет фирмам-производителям сосредоточиться на поставке товаров и обслуживании тех частей рынка, которые обладают наилучшей способностью обеспечить сбыт, принести доходы и прибыль. Осуществляя маркетинговую деятельность, фирма должна стремиться выявить и обслужить наиболее привлекательные для разных групп покупателей сегменты рынка. Стремление к сегментации рынка является результатом постепенного совершенствования маркетинга, переходом от массового маркетинга к товар-но-дифференцированному и целевому маркетингу.
Массовый маркетинг ориентирован на массовое производство, распространение и стимулирование продаж одного и того же предназначенного для всех покупателей товара на разных рынках. Такой подход в минимальной степени использует сегментацию рынка, он осуществляется в расчёте на привлечение как можно большего круга покупателей путём расширения рынка. Однако по мере увеличения ассортимента товаров и разнообразия вкусов и запросов потребителей массовый маркетинг теряет свою эффективность, приходит в противоречие со стремлением покупателя иметь свой "собственный" рынок, приспособленный к его спросу.
Сегментация рынка позволяет фирмам-производителям сосредоточиться на поставке товаров и обслуживании тех частей рынка, которые обладают наилучшей способностью обеспечить сбыт, принести доходы и прибыль. Осуществляя маркетинговую деятельность, фирма должна стремиться выявить и обслужить наиболее привлекательные для разных групп покупателей сегменты рынка. Стремление к сегментации рынка является результатом постепенного совершенствования маркетинга, переходом от массового маркетинга к товар-но-дифференцированному и целевому маркетингу.
Массовый маркетинг ориентирован на массовое производство, распространение и стимулирование продаж одного и того же предназначенного для всех покупателей товара на разных рынках. Такой подход в минимальной степени использует сегментацию рынка, он осуществляется в расчёте на привлечение как можно большего круга покупателей путём расширения рынка. Однако по мере увеличения ассортимента товаров и разнообразия вкусов и запросов потребителей массовый маркетинг теряет свою эффективность, приходит в противоречие со стремлением покупателя иметь свой "собственный" рынок, приспособленный к его спросу.
СЕБЕСТОИМОСТЬ, валовые издержки, совокупность выраженных в денежной форме текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции, работ или услуг. Основные элементы при производстве товаров: затраты на сырьё, основные материалы, энергоресурсы, получаемые со стороны; заработная плата (основная и дополнительная); отчисления на социальное страхование; амортизационные отчисления и прочие расходы. Помимо перечисленных затрат, связанных непосредственно с производственным процессом, в себестоимость включаются также непроизводственные расходы: на тару, упаковку и транспортировку продукции; расходы по сбыту продукции; расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, рекламу и т. п. В случае, если предприятие снижает себестоимость продукции, то при неизменной цене это служит для предприятия источником получения дополнительной прибыли, поскольку последняя определяется как разность между выручкой от реализации продукции и суммой всех затрат предприятия на производство и сбыт. С. А. Семенищев.
СДЕЛКА, соглашение двух или нескольких экономических субъектов в виде устного и/или письменного договора о проведении некоторых действий, связанных с куплей-продажей, передачей имущества, денег, ценных бумаг, предоставлением ссуд, совместным производством, выполнением бизнес-операций или с другими формами хозяйственного взаимодействия. В сделках вправе участвовать как юридические, так и физические лица; сделка может быть осуществлена и одним лицом (напр., завещание).
Чаще всего заключение соглашения о сделке и проведение сделки подразумевают, что она взаимовыгодна для всех её участников. Сделка устанавливает, изменяет, прекращает экономические отношения между её участниками, придаёт им новые формы.
Существует огромное множество видов сделок, различающихся в зависимости от их участников, предмета, объекта сделки, места её заключения, объёма проводимых операций, правовых форм и юридического обеспечения сделки, гарантий и ответственности сторон, участвующих в сделке, способа передачи ценностей от одних участников другим и вида оплаты.
В зависимости от количества сторон, участвующих в заключении сделки, они могут быть односторонними, двух- или многосторонними. Двух- и многосторонние сделки совершаются в форме договора, для заключения которого необходимо выражение воли всех заинтересованных сторон.
Чаще всего заключение соглашения о сделке и проведение сделки подразумевают, что она взаимовыгодна для всех её участников. Сделка устанавливает, изменяет, прекращает экономические отношения между её участниками, придаёт им новые формы.
Существует огромное множество видов сделок, различающихся в зависимости от их участников, предмета, объекта сделки, места её заключения, объёма проводимых операций, правовых форм и юридического обеспечения сделки, гарантий и ответственности сторон, участвующих в сделке, способа передачи ценностей от одних участников другим и вида оплаты.
В зависимости от количества сторон, участвующих в заключении сделки, они могут быть односторонними, двух- или многосторонними. Двух- и многосторонние сделки совершаются в форме договора, для заключения которого необходимо выражение воли всех заинтересованных сторон.
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (СЭЗ), небольшие территориальные анклавы, на которых вводятся льготные налоговые, финансовые, правовые условия хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и местных предпринимателей, и создаётся вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. В мировой практике СЭЗ создаются как в развитых (Великобритания, Германия, Нидерланды, США и др.), так и в развивающихся (Бразилия, Республика Корея, Малайзия и др.) странах. Весьма широко используются в политике привлечения иностранного капитала СЭЗ в Китае. Различают несколько видов зон: свободные склады, свободные таможенные зоны (СТЗ), научно-технические зоны (НТЗ), которые в США называют технопарками, а в Японии технополисами, и, наконец, специальные экономические зоны (главным образом, экспортной специализации). Особым режимом отличаются оффшорные центры (зоны). Зоны экспортной специализации при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. Например, одной из первых СЭЗ была зона в Ирландии, созданная в аэропорту "Шеннон" (1959 г.). Позднее такая зона была создана в английском аэропорту "Дог-Айленд". Некоторые СЭЗ создаются на более крупных территориях, напр. промышленный округ свободной зоны Манаус в Бразилии, специальная экономическая зона "Шеньжень" в Китае и др. С целью создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признаётся приоритетным с точки зрения государственных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты.
СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, не расходуемая на текущие цели часть дохода домашних хозяйств. Следует различать сбережения как "поток" и как "запас". Поток сбережений домашних хозяйств - это та часть их текущего располагаемого дохода, которая не расходуется за соответствующий период на приобретение товаров и услуг, предназначенных для личного потребления. Запас сбережений - это накопленная на данный момент величина. Например, чистый доход семьи в один из месяцев составил 10 тыс. руб. По истечении этого месяца выяснилось, что на текущие нужды (питание, одежда, транспортные и коммунальные расходы и т. п.) было истрачено 8 тыс. руб. Таким образом, неизрасходованными остались 2 тыс. руб., которые и представляют собой поток сбережений этой семьи за рассматриваемый месяц. Если прежде семья уже накопила 18 тыс. руб., то её запас сбережений на начало следующего месяца увеличится до 20 тыс. руб.
Мотивы, по которым население не расходует все получаемые им доходы, разнообразны. Во многих случаях сбережения являются необходимым условием приобретения дорогостоящих потребительских товаров: так, чтобы купить автомобиль, как правило, приходится довольно долго "копить деньги", т. е. сберегать часть текущего дохода. Часто сбережения делаются из соображений предосторожности с тем, чтобы не оказаться в сложном положении при возникновении каких-либо непредвиденных обстоятельств, требующих значительных денежных расходов.
Разнообразны и формы сбережений. Иногда люди просто хранят сберегаемые рубли у себя дома, что называется "в чулке". Но нередко они вкладывают их в недвижимость, различные финансовые активы (покупка иностранной валюты, вклады в банках, приобретение ценных бумаг), обеспечивающие сохранение и/или увеличение стоимости сбережений.
Мотивы, по которым население не расходует все получаемые им доходы, разнообразны. Во многих случаях сбережения являются необходимым условием приобретения дорогостоящих потребительских товаров: так, чтобы купить автомобиль, как правило, приходится довольно долго "копить деньги", т. е. сберегать часть текущего дохода. Часто сбережения делаются из соображений предосторожности с тем, чтобы не оказаться в сложном положении при возникновении каких-либо непредвиденных обстоятельств, требующих значительных денежных расходов.
Разнообразны и формы сбережений. Иногда люди просто хранят сберегаемые рубли у себя дома, что называется "в чулке". Но нередко они вкладывают их в недвижимость, различные финансовые активы (покупка иностранной валюты, вклады в банках, приобретение ценных бумаг), обеспечивающие сохранение и/или увеличение стоимости сбережений.
САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ (от лат. sanatio - лечение, оздоровление), реорганизационная процедура, применяемая при банкротстве, направленная на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации. Санацию имеет смысл проводить только в том случае, если есть реальная возможность восстановить платёжеспособность данного предприятия. Объём и специфика мер, подпадающих под определение санации, очень разнообразны. С юридической точки зрения санация бывает двух видов.
Досудебная санация - реорганизация предприятия, при которой его собственником, кредитором, участниками или иными лицами должнику оказывается финансовая помощь, достаточная для погашения всех долгов и восстановления его платёжеспособности. Эта помощь может быть либо безвозмездной, либо должник добровольно берёт на себя обязательства в пользу лиц, её предоставивших.
В РФ иногда досудебная санация осуществляется государством за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или внебюджетных фондов. В этом случае проводится тщательный анализ экономического и финансового положения предприятия и предложений по его оздоровлению, на основе которого принимается либо не принимается решение о проведении санации. В случае положительного решения назначаются санаторы - физические или юридические лица, ответственные за её проведение. Они несут полную имущественную ответственность по средствам, выделяемым государством на оказание поддержки санируемого предприятия.
Досудебная санация - реорганизация предприятия, при которой его собственником, кредитором, участниками или иными лицами должнику оказывается финансовая помощь, достаточная для погашения всех долгов и восстановления его платёжеспособности. Эта помощь может быть либо безвозмездной, либо должник добровольно берёт на себя обязательства в пользу лиц, её предоставивших.
В РФ иногда досудебная санация осуществляется государством за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или внебюджетных фондов. В этом случае проводится тщательный анализ экономического и финансового положения предприятия и предложений по его оздоровлению, на основе которого принимается либо не принимается решение о проведении санации. В случае положительного решения назначаются санаторы - физические или юридические лица, ответственные за её проведение. Они несут полную имущественную ответственность по средствам, выделяемым государством на оказание поддержки санируемого предприятия.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими самостоятельно на свой страх и риск.
Во всяком обществе любому лицу, занимающемуся хозяйственной деятельностью, надо постоянно отвечать на следующие вопросы: 1) что (какие блага и в каком количестве) производить; 2) как эти блага производить (кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии); 3) для кого их производить, т.е. как должна распределяться продукция между отдельными потребителями. Постановка самих этих вопросов и необходимость поиска ответов на них основаны на том, что материальные потребности людей в своей совокупности имеют безграничный характер, а ресурсы, из которых изготавливают товары и услуги для удовлетворения потребностей, в каждый данный момент ограничены. В силу такого несоответствия между неограниченностью потребностей и ограниченностью ресурсов в любом хозяйстве всегда стоит проблема выбора наиболее приемлемого экономического варианта из множества возможных. Выбор как раз и означает ответ на сформулированные выше вопросы.
Рыночная экономика, в отличие от натуральной традиционной экономики (см. Натуральное хозяйство), а также в отличие .от централизованно управляемой (см. Административно-командная экономика), характеризуется двумя важнейшими особенностями в ответе на поставленные вопросы. Во-первых, в такой экономике предприниматели самостоятельно отвечают на эти вопросы. Во-вторых, предприниматели принимают эти решения, ориентируясь на рыночные сигналы. Такими сигналами для них являются цены. Характеризуя рыночную экономику, великий экономист А. Смит (см. Английская классическая политическая экономия) писал: "Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причём в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.
Во всяком обществе любому лицу, занимающемуся хозяйственной деятельностью, надо постоянно отвечать на следующие вопросы: 1) что (какие блага и в каком количестве) производить; 2) как эти блага производить (кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии); 3) для кого их производить, т.е. как должна распределяться продукция между отдельными потребителями. Постановка самих этих вопросов и необходимость поиска ответов на них основаны на том, что материальные потребности людей в своей совокупности имеют безграничный характер, а ресурсы, из которых изготавливают товары и услуги для удовлетворения потребностей, в каждый данный момент ограничены. В силу такого несоответствия между неограниченностью потребностей и ограниченностью ресурсов в любом хозяйстве всегда стоит проблема выбора наиболее приемлемого экономического варианта из множества возможных. Выбор как раз и означает ответ на сформулированные выше вопросы.
Рыночная экономика, в отличие от натуральной традиционной экономики (см. Натуральное хозяйство), а также в отличие .от централизованно управляемой (см. Административно-командная экономика), характеризуется двумя важнейшими особенностями в ответе на поставленные вопросы. Во-первых, в такой экономике предприниматели самостоятельно отвечают на эти вопросы. Во-вторых, предприниматели принимают эти решения, ориентируясь на рыночные сигналы. Такими сигналами для них являются цены. Характеризуя рыночную экономику, великий экономист А. Смит (см. Английская классическая политическая экономия) писал: "Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причём в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.
РЫНОК ДЕНЕГ, механизм, при помощи которого имеющиеся в обращении платёжные средства (денежное предложение) приводятся в соответствие с потребностями в них экономики (спросом на деньги). Специфика рынка денег состоит в том, что его функционирование неразрывно связано с рынком всех остальных финансовых активов (банковских депозитов, приносящих проценты ценных бумаг).
Деньги - это всеобщее платёжное средство, поскольку в обмен на них в условиях рыночной экономики можно беспрепятственно приобрести любые товары и услуги. Сами деньги не являются предметом купли-продажи (за исключением валютного рынка, на котором обмениваются платёжные средства разных стран), поэтому рынка денег, в обычном смысле слова, не существует. Однако имеются некоторые основания для аналогии между действием рыночного механизма и процессами в денежной сфере, и именно они привели к укоренению в экономической теории понятия "рынок денег". Суть в том, что в каждый данный момент экономика испытывает потребность в определённом количестве платёжных средств, которую можно трактовать как спрос на деньги. От деятельности денежных властей (центрального банка) зависит количество денег, которыми располагает экономика, и это можно рассматривать как предложение денег. Наконец, и это самое важное, существует автоматически действующий механизм, обеспечивающий поддержание равновесия между предложением денег и спросом на них.
Спрос на деньги предъявляется всеми хозяйственными субъектами - домашними хозяйствами, фирмами, правительством. Под спросом на деньги понимается не абстрактное желание иметь как можно больше денег, а та величина богатства, которую хозяйственные субъекты склонны держать в денежной форме, т. е. в виде наличности или беспроцентного депозита в банке, предназначенного для осуществления расчётов. Деньги обладают абсолютной ликвидностью, т. е. способностью беспрепятственного превращения в товары и услуги, погашения долговых обязательств, инвестирования в приносящие доход активы.
Деньги - это всеобщее платёжное средство, поскольку в обмен на них в условиях рыночной экономики можно беспрепятственно приобрести любые товары и услуги. Сами деньги не являются предметом купли-продажи (за исключением валютного рынка, на котором обмениваются платёжные средства разных стран), поэтому рынка денег, в обычном смысле слова, не существует. Однако имеются некоторые основания для аналогии между действием рыночного механизма и процессами в денежной сфере, и именно они привели к укоренению в экономической теории понятия "рынок денег". Суть в том, что в каждый данный момент экономика испытывает потребность в определённом количестве платёжных средств, которую можно трактовать как спрос на деньги. От деятельности денежных властей (центрального банка) зависит количество денег, которыми располагает экономика, и это можно рассматривать как предложение денег. Наконец, и это самое важное, существует автоматически действующий механизм, обеспечивающий поддержание равновесия между предложением денег и спросом на них.
Спрос на деньги предъявляется всеми хозяйственными субъектами - домашними хозяйствами, фирмами, правительством. Под спросом на деньги понимается не абстрактное желание иметь как можно больше денег, а та величина богатства, которую хозяйственные субъекты склонны держать в денежной форме, т. е. в виде наличности или беспроцентного депозита в банке, предназначенного для осуществления расчётов. Деньги обладают абсолютной ликвидностью, т. е. способностью беспрепятственного превращения в товары и услуги, погашения долговых обязательств, инвестирования в приносящие доход активы.
РЫНОК, совокупность институтов, обеспечивающих взаимодействие между покупателями и продавцами и способствующих обмену.
В экономической литературе и хозяйственной практике термин "рынок" используется в нескольких основных значениях: как физическое место для торговли; как механизм согласования спроса и предложения и формирования равновесной цены под воздействием конкуренции; как рынок сбыта, или определённая область, в рамках которой существует спрос на товары соответствующего производителя (фирмы, отрасли, страны).
Зарождение рынка связано с развитием торговли как особого вида трудовой деятельности человека. Первые формы торговли, как свидетельствуют различные археологические находки, существовали уже 5000 лет до н. э. Обмен товарами осуществлялся на нейтральных территориях, расположенных на границах расселения различных племён. Несколько позднее выделились целые племена ("торговые народы"), специализировавшиеся на "дальней", или внешней, торговле, благодаря которым устанавливались экономические связи между различными частями мира, например между Ближним Востоком и Средиземноморьем.
В античный период в Греции и Риме стали появляться местные рынки, где концентрировалась торговля, ориентированная на удовлетворение повседневных потребностей горожан. Позже рыночные площади стали непременным элементом застройки во многих городах мира.
В экономической литературе и хозяйственной практике термин "рынок" используется в нескольких основных значениях: как физическое место для торговли; как механизм согласования спроса и предложения и формирования равновесной цены под воздействием конкуренции; как рынок сбыта, или определённая область, в рамках которой существует спрос на товары соответствующего производителя (фирмы, отрасли, страны).
Зарождение рынка связано с развитием торговли как особого вида трудовой деятельности человека. Первые формы торговли, как свидетельствуют различные археологические находки, существовали уже 5000 лет до н. э. Обмен товарами осуществлялся на нейтральных территориях, расположенных на границах расселения различных племён. Несколько позднее выделились целые племена ("торговые народы"), специализировавшиеся на "дальней", или внешней, торговле, благодаря которым устанавливались экономические связи между различными частями мира, например между Ближним Востоком и Средиземноморьем.
В античный период в Греции и Риме стали появляться местные рынки, где концентрировалась торговля, ориентированная на удовлетворение повседневных потребностей горожан. Позже рыночные площади стали непременным элементом застройки во многих городах мира.
РОСТОВЩИЧЕСТВО, предоставление денежных ссуд под высокий процент, превосходящий общепринятый или разрешённый законом. Особенное распространение получило в средние века. В конце 20 - начале 21 вв. ростовщичество переместилось в теневой сектор экономики, а также в страны со слабым развитием денежного обращения, обеспечивая потребности в получении наличных денег. Традиционно подавляется государством, поскольку ведёт к чрезмерному обогащению имущих (даже не участвующих непосредственно в экономическом процессе) за счёт заёмщиков. В. И. Дивеев.
Эвристика представляет собой совокупность логических приёмов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.
Международная практика позволила сформулировать некоторые правила риск-менеджмента:
1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
2. Надо думать о последствиях риска.
3. Нельзя рисковать многим ради малого.
4. Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
5. При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.
6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.
Таким образом, финансовый менеджер, прежде чем принять решение о рисковом вложении капитала, должен: определить максимально возможный объём убытка по данному риску; сопоставить его с объёмом вкладываемого капитала; сопоставить его с финансовыми ресурсами фирмы и определить, не приведёт ли потеря этого капитала к банкротству. Э. Я. Шейнин.
Международная практика позволила сформулировать некоторые правила риск-менеджмента:
1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
2. Надо думать о последствиях риска.
3. Нельзя рисковать многим ради малого.
4. Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
5. При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.
6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.
Таким образом, финансовый менеджер, прежде чем принять решение о рисковом вложении капитала, должен: определить максимально возможный объём убытка по данному риску; сопоставить его с объёмом вкладываемого капитала; сопоставить его с финансовыми ресурсами фирмы и определить, не приведёт ли потеря этого капитала к банкротству. Э. Я. Шейнин.