РЫНОК

Наука » Экономика
РЫНОК, совокупность институтов, обеспечивающих взаимодействие между покупателями и продавцами и способствующих обмену.

В экономической литературе и хозяйственной практике термин "рынок" используется в нескольких основных значениях: как физическое место для торговли; как механизм согласования спроса и предложения и формирования равновесной цены под воздействием конкуренции; как рынок сбыта, или определённая область, в рамках которой существует спрос на товары соответствующего производителя (фирмы, отрасли, страны).

Зарождение рынка связано с развитием торговли как особого вида трудовой деятельности человека. Первые формы торговли, как свидетельствуют различные археологические находки, существовали уже 5000 лет до н. э. Обмен товарами осуществлялся на нейтральных территориях, расположенных на границах расселения различных племён. Несколько позднее выделились целые племена ("торговые народы"), специализировавшиеся на "дальней", или внешней, торговле, благодаря которым устанавливались экономические связи между различными частями мира, например между Ближним Востоком и Средиземноморьем.

В античный период в Греции и Риме стали появляться местные рынки, где концентрировалась торговля, ориентированная на удовлетворение повседневных потребностей горожан. Позже рыночные площади стали непременным элементом застройки во многих городах мира.

В условиях позднего феодализма широкое распространение получили ярмарки, на которых осуществлялись оптовая торговля различными товарами, а также сделки с денежными ссудами. Такие ярмарки, по существу, стали первыми организованными рынками, где предусматривались специальные правила торговли, контроль за ценами и качеством товаров. Соблюдение правил гарантировалось местной властью.

Буржуазно-демократические революции 16-18 вв. дали толчок формированию национальных рынков в Англии, Франции, США и других странах. Получили распространение биржи -регулярно действующие рынки стандартизованных товаров (сырьевых ресурсов, ценных бумаг, валюты и др.). Так, в 17 в. наиболее заметную роль играла биржа в Амстердаме, где впервые был реализован принцип открытости биржевых операций, введён механизм срочных сделок. В этот же период основной формой организации розничного рынка стала торговля через магазины.

Промышленная революция 18-19 вв. вызвала дальнейшее углубление общественного разделения труда, бурный рост промышленности и транспорта, активное перемещение населения в города, что привело к формированию рынков факторов производства, прежде всего рынков труда. На фоне роста концентрации капиталов получили распространение разнообразные рынки долговых обязательств, в особенности фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, который стал основным источником привлечения дополнительных ресурсов для финансирования реального сектора экономики и государства.

По объектам купли-продажи (видам товара) различают четыре основных типа рынков: рынок массовых потребительских товаров, промышленный рынок, рынок труда, финансовый рынок. Каждый из них, в свою очередь, представляет совокупность нескольких специализированных рынков. Так, в составе рынка потребительских товаров выделяются рынки продовольственных и непродовольственных товаров, отдельные товарные рынки. Промышленный рынок включает в себя рынок первичных (природных) ресурсов и промежуточных продуктов. К финансовому рынку относят рынок капитала (прежде всего долгосрочных обязательств - акций, облигаций) и рынок высоколиквидных краткосрочных финансовых активов, или денежный рынок (валютный, межбанковских кредитов, казначейских векселей, депозитных сертификатов и др.).

Инновационный характер экономического развития стимулирует возникновение спроса на новые товары, что объективно влечёт за собой непрерывный процесс образования новых частных рынков, в особенности рынков информации и рынков информационных технологий. Это способствует расширению границ рынка, его глобализации. Одновременно усиливается взаимозависимость его отдельных составляющих, формируется единая система рынков.

В пространственном отношении существует разделение на местный рынок и международный (мировой) рынок. При определении пространственных границ рынка важное значение имеют такие факторы, как транспортные издержки, природно-климатические условия, характер товара, однородность вкусов покупателей. Так, рынки скоропортящихся продовольственных товаров и строительных материалов вследствие высоких издержек хранения и транспортировки, как правило, имеют локальный характер. Границы рынка капитала, напротив, значительно шире, что обусловлено целым рядом причин, в т.ч. унифицированным характером финансовых инструментов, возможностью заключения сделок на значительных расстояниях и в различных часовых поясах, в условиях компьютеризации биржевых операций и развития телекоммуникационных сетей.

В экономической теории феномен рынка рассматривается прежде всего в рамках проблемы взаимодействия спроса и предложения и формирования единой равновесной цены под влиянием сил конкуренции. Разграничиваются два основных аспекта данной проблемы: возможности достижения частичного и общего равновесия. В первом, более простом случае речь идёт об отдельной области рынка (рынке конкретного товара, например видеокассет). Такой рынок считается тем совершеннее, чем свободнее взаимодействие продавцов и покупателей, чем быстрее во всех его частях в одно и то же время устанавливается единая цена на соответствующий товар.

Второй, более сложный аспект связан с достижением общего равновесия, т. е. равновесия во всей взаимосвязанной системе рынков, предполагающего выравнивание условий экономической деятельности путём перераспределения факторов производства между отраслями и сферами экономики. Достижение общего равновесия означает, что ресурсы уже распределились таким образом, что ни один из участников рынка не имеет стимулов к изменению цен и объёмов выпуска.

На поведение рыночных агентов и результативность функционирования конкретных рынков существенное влияние оказывают их структурные особенности: уровень концентрации продавцов и относительные размеры рынка; характер предполагаемого продукта, степень его однородности; условия входа на рынок и выхода из него (наличие или отсутствие барьеров); качество и доступность рыночной информации и др. В зависимости от этих особенностей выделяются различные типы рынков, дифференцированные по уровню развития конкуренции. Базовой, идеальной моделью рынка, обеспечивающей эффективное распределение ресурсов и материальных благ, служит рынок совершенной конкуренции.

Эффективное функционирование рынка возможно лишь в том случае, если отношения между экономическими агентами, возникающие в процессе купли-продажи, институционализируются, т. е. закрепляются соответствующими нормами и правилами, которые регулируют распределение прав собственности, обеспечивают контроль за соблюдением контрактов, предусматривают страхование рисков, гарантируют предоставление необходимой информации, придавая хозяйственным процессам большую устойчивость и предсказуемость. В соответствии с институциональным подходом рынок рассматривается как совокупность экономических институтов, обеспечивающих постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.

Самостоятельное значение в экономической теории и хозяйственной практике имеет проблема рынков сбыта (для отдельной фирмы, отрасли, страны в целом). В современной макроэкономике эта проблема рассматривается под углом зрения возможности реализации всего объёма произведённого продукта. Центральное место здесь отводится вопросу о трансформации сберегаемой части совокупного дохода в инвестиции. В соответствии с теорией Дж. М. Кейнса такая трансформация не происходит автоматически, и в силу этого совокупное предложение может превышать совокупный спрос, что проявляется в кризисах сбыта ("перепроизводства"). Для противодействия кризисам, согласно Кейнсу, необходима активная политика государства, направленная на стимулирование спроса, в т.ч. государственного. Тем же целям может служить освоение новых рынков сбыта. На микроуровне эти проблемы решаются путём проведения специальных маркетинговых исследований отдельных рынков, предполагающих изучение потребительского спроса, рекламную разработку продуктов, поиск новых товарных ниш и каналов сбыта, разработку схем организации процесса продвижения продукта к потребителям.

Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций: 1) через согласование спроса и предложения и формирование равновесной цены происходит распределение ресурсов и материальных благ между различными потребностями и сферами деятельности; 2) основные параметры (сигналы) рынка (цена, динамика спроса и предложения, уровень процентных ставок; курсы валют и ценных бумаг и др.) служат важнейшим источником информации о ситуации в экономике, обеспечивая гибкость и динамизм во взаимной адаптации производства и потребления; 3) механизм рыночной конкуренции способствует повышению качества товаров и услуг, внедрению инноваций, обеспечивает потребителю возможность выбора; 4) рынок выявляет общественную полезность товаров и услуг, позволяет оценить, в какой мере индивидуальные издержки каждого товаропроизводителя соответствуют общественным условиям производства.

Вместе с тем действие рыночных сил не всегда обеспечивает эффективное предложение необходимых обществу благ, в этих случаях говорят о провалах или изъянах рынка. Провалы рынка возникают из-за внешних эффектов, ограниченной конкуренции и неполноты информации. Так, внешние эффекты возникают в тех случаях, когда часть издержек или выгод, связанных с производством данного блага, не находит отражения в цене этого блага. Таковы, например, издержки от загрязнения окружающей среды, которые несёт местное население, вынужденное тратить больше денег на медикаменты, или все налогоплательщики, если строительство очистных сооружений финансируется из государственного бюджета.

Н. Б. Крылова.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.