СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ (СЭЗ), небольшие территориальные анклавы, на которых вводятся льготные налоговые, финансовые, правовые условия хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и местных предпринимателей, и создаётся вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. В мировой практике СЭЗ создаются как в развитых (Великобритания, Германия, Нидерланды, США и др.), так и в развивающихся (Бразилия, Республика Корея, Малайзия и др.) странах. Весьма широко используются в политике привлечения иностранного капитала СЭЗ в Китае. Различают несколько видов зон: свободные склады, свободные таможенные зоны (СТЗ), научно-технические зоны (НТЗ), которые в США называют технопарками, а в Японии технополисами, и, наконец, специальные экономические зоны (главным образом, экспортной специализации). Особым режимом отличаются оффшорные центры (зоны). Зоны экспортной специализации при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. Например, одной из первых СЭЗ была зона в Ирландии, созданная в аэропорту "Шеннон" (1959 г.). Позднее такая зона была создана в английском аэропорту "Дог-Айленд". Некоторые СЭЗ создаются на более крупных территориях, напр. промышленный округ свободной зоны Манаус в Бразилии, специальная экономическая зона "Шеньжень" в Китае и др. С целью создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признаётся приоритетным с точки зрения государственных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты.
Опыт зарубежных СЭЗ говорит о том, что инвесторы пользуются примерно одинаковым набором льгот: таможенными (освобождение от импортных пошлин или существенное снижение по сравнению с обычными); налоговыми (отсутствие налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизов); бюджетными (предоставление разного рода субсидий); правовыми (упрощённый режим учреждения и регистрации фирм); банковскими (льготное кредитование); валютными (полная либерализация валютных операций). Предоставленные льготы в дальнейшем окупаются растущими доходами бюджета от роста производства в зоне. Однако в мире СЭЗ сравнительно немного (ок. 600), и решения об их создании принимаются лишь после основательной проработки, в результате которой доказывается их народно-хозяйственная целесообразность и эффективность. И. П. Фаминский.
Опыт зарубежных СЭЗ говорит о том, что инвесторы пользуются примерно одинаковым набором льгот: таможенными (освобождение от импортных пошлин или существенное снижение по сравнению с обычными); налоговыми (отсутствие налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизов); бюджетными (предоставление разного рода субсидий); правовыми (упрощённый режим учреждения и регистрации фирм); банковскими (льготное кредитование); валютными (полная либерализация валютных операций). Предоставленные льготы в дальнейшем окупаются растущими доходами бюджета от роста производства в зоне. Однако в мире СЭЗ сравнительно немного (ок. 600), и решения об их создании принимаются лишь после основательной проработки, в результате которой доказывается их народно-хозяйственная целесообразность и эффективность. И. П. Фаминский.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи