ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Наука » Экономика
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, в самом общем смысле - процесс формирования цен на товары и услуги, на который оказывают воздействие как государственные органы (через налоговую, кредитную и др. виды экономической политики), так и сами субъекты экономической деятельности. В более узком смысле - разработка самими фирмами конкретной ценовой стратегии, увязанной с общими целями и основанной на общей политике ценообразования.

Существует три основных типа ценообразования: свободное, административное и смешанное. Под первым типом понимается свободное формирование цен на основе спроса и предложения. Под вторым - прямое административное установление цен на все товары и услуги. Смешанное ценообразование - это процесс формирования цен, когда используются (в разных пропорциях) два первых типа. Процесс ценообразования со стороны государства осуществляется в форме ценовой политики, когда государство прямо или косвенно влияет на уровень конечных цен на товары и услуги. При этом интересы государства и экономических субъектов могут не только не совпадать, но и быть диаметрально противоположными. Ценовая политика, реализуемая экономическими субъектами, формируется в зависимости от конкретных целей. На уровне фирм различают три основные цели ценообразования: ориентацию на сбыт, когда фирма заинтересована в максимизации доли на рынке и использует ценовую стратегию проникновения на данный рынок с применением низких цен; ориентацию на прибыль, когда фирма заинтересована в максимизации текущей прибыли, для чего использует высокие престижные цены (в данном случае цель - завоевание потребителя, для которого более привлекательны качество и престижность товара, чем его цена); ориентацию на существующее положение, когда фирма заинтересована в стабильности своей рыночной деятельности, в предотвращении спада в сбыте и вынуждена действовать в соответствии с рыночной конъюнктурой, отвечая на действия конкурентов.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Наука » Экономика
ЦЕННЫЕ БУМАГИ, специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы отдельные права их владельца или предъявителя. Права на имущество и на денежные выплаты по ценным бумагам владельца таких бумаг обеспечивают организации, которые выпустили и продали ценные бумаги. Исходя из признаков, положенных в основу классификации, ценные бумаги подразделяются на разные группы и виды. В зависимости от цели выпуска, характера сделок при их /эмиссии, способов предоставления средств и выплаты доходов ценные бумаги можно подразделить на долевые (или имущественные), долговые и производные. Долевые ценные бумаги удостоверяют факт внесения средств в капитал эмитента, право на долю его имущества и на получение дохода. Срок действия таких ценных бумаг обычно не ограничен. К ним относятся акции акционерных обществ. Долговые ценные бумаги основаны на отношениях займа, воплощают обязательство эмитента выплатить проценты и погасить основной долг. К ним относятся все виды облигаций, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и закладные. Производные ценные бумаги не выражают ни имущественных прав, ни отношений займа и появляются потому, что существуют долевые и долговые бумаги. Они удостоверяют право их владельца на приобретение долевых и долговых ценных бумаг. К ним относятся опционы, варранты, фьючерсные контракты (фьючерсы), приватизационные чеки (ваучеры).

По признаку принадлежности прав, удостоверяемых ценными бумагами, последние подразделяются на именные, предъявительские и ордерные. Права владельцев именных ценных бумаг подтверждаются именем в тексте самой бумаги, а также записью в книге регистрации - реестре держателей ценных бумаг. В случае продажи или передачи таких ценных бумаг необходимо произвести изменение имени владельца в тексте бумаги и реестре держателя.

ЦЕНА

Наука » Экономика
ЦЕНА, одно из фундаментальных понятий экономической науки, под которым, в общем смысле, принято понимать денежное выражение стоимости товаров и услуг. Цена, в более узком смысле,- это совокупность издержек, понесённых производителем товаров в процессе производства, и прибыль. Различают следующие виды цен, которые отражают движение товара от производителя к потребителю. Оптовая цена производства, в которую входят все издержки производства и прибыль. Розничная цена, в которую входит, кроме оптовой цены, торговая наценка. Существуют следующие типы цен, различаемые по методу формирования. Свободные цены - цены, формируемые на основе спроса и предложения. Свободные цены тяготеют к равновесному уровню, т. е. такому уровню, при котором спрос и предложение оказываются равны друг другу. Административные цены - цены, регулируемые в административном порядке, т. е. устанавливаемые на стабильном и постоянном уровне. Административные цены далеко не всегда соответствуют равновесному уровню, поскольку устанавливаются на условно нормативной основе. С. А. Семенищев.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Наука » Экономика
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, процесс постановки цели - конкретных прогнозируемых, планируемых и желаемых результатов, которые должны быть достигнуты организацией и на достижение которых направлена её деятельность. Целеполагание - наиболее важный компонент в управлении организацией, играющий серьёзную роль в её деятельности, первый шаг в управлении. Само существование организации предполагает наличие у сотрудников общей цели, что превращает управление организацией в целенаправленную деятельность. Если нет целей в организации, то и нет управления ею. Проще говоря, человек должен знать, куда он идёт, прежде чем решать, как туда попасть. Цели могут быть экономические, социальные, политические, организационные или направленные на удовлетворение каких-либо личных потребностей. Для фирмы целью (но не самоцелью) обычно является прибыль, которая важна для увеличения капитала фирмы в целях расширения бизнеса, улучшения благосостояния служащих компании, повышения качества продукции и т.д. Потребностям общества отвечают и такие цели, как создание рабочих мест, улучшение экологической ситуации, обеспечение экономической стабильности и благосостояния, более высокого качества жизни. Постановка чётких целей и последующая деятельность организации в соответствии с ними - одна из самых серьёзных задач, с которыми сталкивается менеджер.

В целеполагании не существует только одной общей цели. Для достижения конечной цели предприятию необходимо реализовывать промежуточные цели, которые подразделяются на перспективные (долговременные, стратегические) и оперативные (краткосрочные, ближайшие) и зависят от времени, необходимого для их достижения с учётом средств и возможностей, находящихся в распоряжении организации. Цели могут различаться и по комплексности их постановки (сложные, частные), значению для организации (существенные, несущественные), уровню обоснованности (эмпирические, научно обоснованные), степени определённости (планируемые, прогнозируемые).

ХОЛДИНГ

Наука » Экономика
ХОЛДИНГ (англ. holding - владение), компания, головное предприятие, профильная деятельность которого осуществляется в сфере контроля и управления работой других предприятий посредством использования акций этих предприятий, находящихся в распоряжении холдинга. В составе холдинга различают основное предприятие и дочернее предприятие либо несколько дочерних предприятий. Сама холдинговая компания при этом может не вести производственную деятельность, однако в большом числе случаев холдинга наряду с управлением акциями занимаются предпринимательством в сфере финансово-кредитной, торговой, транспортной и др. видов деятельности. При рациональной организации работы холдинг позволяет проводить единую научно - техническую, инвестиционную, внешнеэкономическую политику, централизовать некоторые службы. Обладая крупными пакетами акций других предприятий (см. Контрольный пакет акций), холдинг имеет возможность обеспечить избрание предлагаемых им кандидатур в совет директоров, правление и др. руководящие органы контролируемых предприятий. Таким образом, главный признак холдинга состоит в том, что одно предприятие (основное) имеет возможность определять решения, принимаемые другим предприятием или предприятиями (дочерними), независимо от того, каким способом это достигается.

Холдинговая форма управления рядом предприятий является промежуточной между объединением их в одно предприятие с потерей самостоятельности, полным подчинением единому центру и созданием ассоциации равноправных предприятий для координации взаимной деятельности.

ХЕДЖИРОВАНИЕ

Наука » Экономика
ХЕДЖИРОВАНИЕ (от англ. hedge -ограждать), различные методы страхования рисков, связанных с будущим изменением цен на физические или финансовые активы или пассивы. При этом риски частично или полностью компенсируются посредством соглашения с третьей стороной, в результате чего первоначальная сделка нейтрализуется (полностью или отчасти) сделкой противоположного характера. Соответственно хеджер - это частное лицо или фирма, деятельность которой направлена на уменьшение риска предпринимательского от возможного колебания цен с помощью инструментария страхования - путём покупки или продажи фьючерсных (с поставкой в будущем) контрактов.

Иллюстрацией идеального хеджирования (застрахованности) может служить такой упрощённый образный пример: в маленьком островном государстве, где всегда лето, есть торговый дом, предлагающий покупателям три группы товаров: крем для загара, зонтики и плащи. В сезон дождя повышается спрос на плащи и падает на крем для загара. Когда светит солнце, раскупается крем для загара. А зонтики годятся и в том и в другом случае. Таким образом, сосредоточение в одной фирме продажи этих трёх товаров, спрос на два из которых характеризуется ярко выраженной сезонностью, обеспечивает равномерность притока денежных средств.

ФЬЮЧЕРС

Наука » Экономика
ФЬЮЧЕРС (от лат. futuras - будущий), сделка купли-продажи на товарной или фондовой бирже, предполагающая уплату небольшой гарантийной суммы за поставку фиксированного количества определённого товара, валюты или ценных бумаг в оговорённую дату в будущем по ценам, действующим в момент сделки. Чаще всего фьючерсные сделки заключаются не в целях окончательной покупки и продажи товаров, а с целью страхования (хеджирования) будущей сделки с наличным товаром или получения прибыли за счёт последующей перепродажи товара. Фьючерсными можно также назвать сделки по образцам ещё не произведённого товара.

ФРИТРЕДЕРСТВО

Наука » Экономика
ФРИТРЕДЕРСТВО (от англ free trade - свободная торговля), одно из основных направлений внешнеэкономической политики государства, которое (в отличие от протекционизма) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли должны быть характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т.д.; ей соответствует свободная обратимость национальных валют, являющаяся важным условием свободного движения товаров, услуг и капиталов. Но хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, в условиях проведения политики фритредерства государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности за внешние рынки.

Движение сторонников фритредерства зародилось в Великобритании в последней трети 18 в. и было связано с начавшимся промышленным переворотом. Требования свободной торговли высказывались французским экономистом Э. Крюсе, английским экономистом Н. Барбоном, французскими физиократами Ф. Кенэ, П. Мерсье де ла Ривьером и др. Идеологами свободной торговли выступили представители английской классической политической экономии А. Смит и особенно Д. Рикардо со своей теорией сравнительных издержек. Теоретически свободная торговля выгодна всем странам - и более развитым, и менее развитым. Но практически более высокая конкурентоспособность товаров промышленно развитых стран позволяет им легко завоёвывать не защищённые торговыми барьерами рынки менее развитых стран, препятствуя развитию там национальной промышленности. Поэтому борцами за свободу торговли выступают всегда наиболее сильные в экономическом отношении страны. К середине 19 в. фритредерство полностью победило в Великобритании; вместе с отменой законодательных ограничений импорта зерна, сырья и промышленных товаров были ликвидированы и др. протекционистские ограничения.

ФОНДООТДАЧА

Наука » Экономика
ФОНДООТДАЧА, показатель эффективности воспроизводства и использования основных производственных средств (основного капитала), объём производства продукции на единицу стоимости основных производственных средств; обратный показатель - фондоёмкостъ. На уровне национальной экономики фондоотдача исчисляется как отношение произведённого национального дохода к среднегодовой стоимости основных производственных средств. На предприятиях фондоотдача определяется как отношение стоимости конечной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных средств. При расчёте фондоотдачи учитываются все основные производственные средства (как собственные, так и арендованные) по полной балансовой стоимости без вычета износа.

Показатель фондоотдачи применяется при экономическом анализе, при обосновании планов производства и капитального строительства. Например, при проектировании строительства новых предприятий он используется для определения объёма дополнительных капитальных вложений на прирост продукции и т. п.

Повышение фондоотдачи - одно из важнейших условий роста эффективности производства, перехода к ресурсо-сберегающему типу воспроизводства. Чем выше фондоотдача, тем меньше требуется капитальных вложений для создания новых основных средств. Факторы повышения фондоотдачи: улучшение организации процесса воспроизводства и использования основных средств, повышение коэффициента сменности и загрузки мощностей и т. д. Е. Ф. Борисов.

ФОНДОЁМКОСТЬ

Наука » Экономика
ФОНДОЁМКОСТЬ, показатель, характеризующий стоимость основных производственных средств (основного капитала) на единицу объёма производства продукции. Снижение фондоёмкости означает рост эффективности производства и использования основных производственных средств.

Различают прямую и полную фондоёмкость. Прямая фондоёмкость - показатель, обратный фондоотдаче. Полная фоидоёмкость рассчитывается при составлении межотраслевых балансов и учитывает основные производственные средства как непосредственно занятые в производстве данной продукции, так и участвующие в этом процессе опосредованно. Е. Ф. Борисов.

ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Наука » Экономика
ФОНДОВЫЙ РЫНОК (рынок ценных бумаг), часть финансового рынка, где осуществляется эмиссия, купля-продажа ценных бумаг. Фондовый рынок отличается от всех других видов рынка прежде всего спецификой товара. Ценная бумага - товар особого рода. Она одновременно и титул собственности, и долговое обязательство, право на получение дохода и обязательство выплачивать доход. Ценная бумага - товар, который, не имея собственной стоимости (стоимость ценной бумаги как таковой незначительна), может быть продан по высокой рыночной цене. Последнее объясняется тем, что ценная бумага, имея свой номинал, представляет собой определённую величину реального капитала, вложенного, напр., в промышленное предприятие. Если рыночный спрос на ценную бумагу превысит предложение, то её цена может превысить номинал (возможна и обратная ситуация). Поскольку рыночная цена ценной бумаги может существенно отклоняться от её номинала, принося тем самым владельцу доход, она представляет собой "фиктивный капитал".

Основные функции фондового рынка: инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных средств, необходимых для расширенного воспроизводства и технического прогресса; передел собственности с помощью использования пакетов ценных бумаг; перераспределение рынков путём купли-продажи ценных бумаг; финансирование государственного долга с помощью выпуска ценных бумаг.

ФИНАНСЫ

Наука » Экономика
ФИНАНСЫ (франц. finance, от ср.-век. лат. financia - наличность, доход), 1) обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчётами между хозяйственными субъектами, денежным обращением. 2) В узком смысле - средства, имеющиеся в наличии у частного лица или организации.

Появление и функционирование финансов объективно предопределено законами развития общества, которому на определённой ступени существования понадобилась особая сфера распределительных отношений, позволившая удовлетворять потребности политической надстройки в денежных средствах. Исторически финансы возникли в эпоху становления товарно-денежных отношений и зарождения государства. Термин "финансы" впервые начал применяться лишь в 13-15 вв., когда итальянские города (Генуя, Венеция, Флоренция и др.), в которых ещё раньше развивался ростовщический капитал, стали крупными центрами торговли, денежных расчётов и банковского дела.