ФИНАНСЫ

Наука » Экономика
ФИНАНСЫ (франц. finance, от ср.-век. лат. financia - наличность, доход), 1) обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчётами между хозяйственными субъектами, денежным обращением. 2) В узком смысле - средства, имеющиеся в наличии у частного лица или организации.

Появление и функционирование финансов объективно предопределено законами развития общества, которому на определённой ступени существования понадобилась особая сфера распределительных отношений, позволившая удовлетворять потребности политической надстройки в денежных средствах. Исторически финансы возникли в эпоху становления товарно-денежных отношений и зарождения государства. Термин "финансы" впервые начал применяться лишь в 13-15 вв., когда итальянские города (Генуя, Венеция, Флоренция и др.), в которых ещё раньше развивался ростовщический капитал, стали крупными центрами торговли, денежных расчётов и банковского дела.

Государственные финансы (в настоящее время - это главное значение слова "финансы"), включающие расходы и доходы государства, существовали издавна, ещё в рабовладельческом и феодальном обществах. Основой государственных финансов были государственные ресурсы. Вначале они состояли из рабов, их труда, производимых рабами продуктов, а также из натуральных (т. е. собираемых, напр., в виде скота, мехов, мёда, зерна и т. п.) податей и повинностей населения, военных трофеев, дани с завоёванных народов, налогов; собранные средства государство в те времена расходовало, как правило, в первую очередь на содержание армии и двора монарха - главы государства, на ведение войн, строительство крепостей и военных укреплений, храмов, дорог, морских и речных судов.

В наступившую затем эпоху феодализма главным источником финансовых ресурсов для государства стал труд крепостных крестьян (с них получали земельную ренту) и производимая ими продукция. Сначала, как и раньше, ресурсы поступали государству в натуральной форме, но с развитием феодализма сбор государственных повинностей и налогов всё чаще стал осуществляться в денежной форме. Помимо налогов источниками государственных ресурсов в феодальные века были использование государственного имущества, королевские регалии (или монополии, т. е. плата за право осуществлять горно-рудные разработки, ловить рыбу или охотиться на государственных угодьях, за чеканку монет и т. д.); заметным источником государственных доходов стали таможенные пошлины, взимавшиеся за право ввозить или вывозить в другие государства определённые виды товаров. Наиболее крупными статьями расходов оставались военные, а также затраты на содержание королевского (княжеского) двора, чиновничьего аппарата. Однако в эту эпоху постепенно появляются небольшие государственные расходы на социальные цели - образование, здравоохранение, начинают заметно расти расходы на поддержку промышленности и ремёсел, которые рассматривались в качестве важных частей или источников увеличения богатства народа (нации) и государства. Начинают развиваться экономические науки, в т. ч. те отрасли, которые занимаются финансами.

Роль финансов резко выросла с возникновением и расширением капиталистических товарно-денежных отношений. Государство в это время стало концентрировать в своём распоряжении значительные средства. Складываются научные основы управления поступлением и расходованием этих средств. Значительно изменяются цели, которые государство пытается достичь с помощью финансовых ресурсов: ведение захватнических войн и защита собственного государства сохраняются, но охрана собственности монархов и знати постепенно перерастает в охрану частной собственности и др. граждан, всё больше средств тратится на поддержку промышленности и торговли, на совершенствование хозяйственного механизма и развитие государственных отношений. К задачам содержания государства, его административно-управленческого аппарата, его основных институтов (армии и флота, судов, тюрем и т.п.) добавляются задачи перераспределения производимого в стране национального продукта с целью усилить стимулы для более успешного хозяйственного развития (помогая частному предпринимательству) и в то же время сгладить чрезмерные различия между бедными и богатыми слоями населения или районами в государстве, помочь росту средних по имущественному положению слоев. В это же время, на рубеже 19 и 20 вв., в числе важнейших - задача создания и совершенствования системы мер по сознательному воздействию на экономику страны прежде всего через её финансы, с целью обеспечить оптимальные условия и результаты хозяйственного развития.

При капитализме подвергаются изменениям формы и источники главных доходов и основные цели расходов государства. Во многих странах растут размеры той доли национального продукта, которую аккумулирует в своих руках и которой распоряжается государство через свою финансовую систему. В основном доходы капиталистических государств формируются за счёт прямых и косвенных налогов, таможенных пошлин, однако очень часто государства испытывают недостаток средств (т.е. получаемые ими из собственных источников доходы меньше тех средств, которые требуются на оплату государственных расходов). Чаще всего это происходит в периоды войн или при других чрезвычайных обстоятельствах. В таких случаях образуется дефицит государственного бюджета, равный недостатку средств на намеченные расходы, и государству для покрытия дефицита приходится прибегать к займам. Для этого государства выпускают государственные ценные бумаги, которые продаются отечественным или иностранным частным лицам и организациям; по этим бумагам, однако, государство должно регулярно выплачивать проценты - своеобразную плату за займы. На выплату процентов расходуются значительные средства, и для этого, в свою очередь, необходимо изыскивать всё новые источники поступлений в государственный бюджет, например увеличивать налоги или прибегать к новым займам. Из суммы всех займов образуется государственный долг, выплата процентов по которому (обслуживание долга) является бременем для экономики страны и который может послужить причиной образования или ускорения темпов инфляции.

Рост государственной задолженности оказывает отрицательное влияние на кредитную систему страны, из-за трат на покупку ценных бумаг государства население и предприятия затрачивают меньше денег на закупки товаров и услуг и на сбережения, которые образуют финансовую базу для инвестиций (вложения капиталов) в промышленность и др. отрасли хозяйства, необходимых для обеспечения экономического роста. В результате дефицит государственного бюджета и рост государственного долга могут стать тормозом для успешного развития экономики страны. В то же время государственная задолженность способствует развитию международного кредита (займов), который для одних стран становится источником дополнительных финансовых доходов в виде получаемых за займы процентов, а для других (получателей), которые с помощью займа могут исправить временные трудности, означает необходимость платить регулярные высокие проценты, в то же время привязывая их финансовую систему и экономику к экономике и политике страны, выдающей займы.

С течением времени объём государственных расходов обычно возрастает в результате роста потребностей государства, экономического роста (позволяющего собирать больше доходов), а также из-за инфляционного роста цен на все товары и услуги, в т. ч. и закупаемые государством. Основными статьями поступлений в государственный бюджет в странах развитого капитализма чаще всего являются подоходный налог с физических лиц и предприятий (компаний), налог на добавленную стоимость (НДС; правильнее его называть налогом на стоимость, добавленную в процессе обработки), акцизы, налоги на продажу, таможенные пошлины, различные сборы (гербовые, с автотранспорта и т.д.).

Наиболее крупные изменения при развитии капитализма происходят в характере, структуре и целях государственных расходов. Первоначально развитые страны расходовали больше всего средств государственного бюджета на военные цели; однако с течением времени, под влиянием происходивших политических, социальных и экономических изменений, НТР и др. факторов состав государственных расходов резко меняется. В конце 20 в. развитые государства значительно больше средств тратят на социальные нужды (образование, здравоохранение, помощь безработным, пенсионное обеспечение), на поддержку отдельных отраслей хозяйства, на развитие науки. Это вызвано стремлением обеспечить экономическое выживание и хозяйственный рост каждой из развитых стран мирными экономическими средствами, за счёт расширения производства товаров и услуг, повышения их качества и конкурентоспособности, роста производительности труда, увеличения объёмов внешней торговли.

Значительную роль в изменениях, происходивших в финансах экономически развитых стран в 1960-80-х гг. сыграло существование двух социальных систем. С одной стороны, противостояние и конфликты в различных областях между капиталистическим и социалистическим лагерями заставляло участников поддерживать высокий уровень военных расходов, с другой стороны, провозглашённые и частично реализованные при социализме лозунги о развитии социальной сферы (бесплатная медицина, образование и др.) усилили внимание к этим же областям в капиталистических государствах. Концепции государства всеобщего благоденствия, социально ориентированного рыночного хозяйства способствовали тому, что во многих развитых странах расходы на социальные программы достигли уровня, составляющего значительно более 1/3 общих государственных расходов. Благодаря этому ведущие промышленные страны подготавливают более здоровую в физическом отношении и более квалифицированную рабочую силу, получают важные для хозяйственного развития научные достижения, обеспечивают сохранение стабильности в обществе. Одним из следствий этого процесса становится также увеличение продолжительности жизни, в т. ч. её активного, работоспособного периода для каждого человека.

В условиях современного капитализма резко повышается роль системы управления государственными финансами. В неё входят: разработка и принятие финансового, бюджетно-налогового законодательства (наряду и в соответствии с положениями конституции и с законами по общеэкономическим проблемам); разработка финансовой стратегии и мероприятий финансовой политики; финансовое планирование и прогнозирование, координирование кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики; управление финансовой деятельностью различных государственных учреждений и её координирование; проектирование бюджетов по доходам и расходам; сбор налогов и осуществление расходов; выпуск займов (подготовка и продажа ценных бумаг государства); обслуживание займов (уплата процентов, реструктуризация государственных финансовых обязательств) и др. виды деятельности.

Обязанности по управлению государственными финансами, в зависимости от типа государства, масштабов и характера экономики, истории и традиций и др. факторов, распределяются и осуществляются по-разному, однако есть некоторые общие и необходимые положения, которые в настоящее время обычно учитываются или соблюдаются всеми развитыми странами. В процессе управления финансами участвуют все ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная. Разработку общих направлений финансовой политики и проектов бюджетов на каждый финансовый (бюджетный) год производит исполнительная власть (правительство, администрация). Законодательная власть (парламент, конгресс и т. п.) утверждает бюджет со своими поправками или дополнениями, превращая его в закон, обязательный для всех государственных органов. Далее правительство в соответствии с принятым бюджетным законом исполняет бюджет - собирает налоги, распределяет деньги между ведомствами и программами. Правильность исполнения бюджета контролируют, как правило, органы и законодательной, и исполнительной власти, в решении спорных вопросов принимает участие судебная власть. Специфические особенности функционирования финансовых систем в разных странах и в различные периоды нередко связаны, в частности, с теоретическими доктринами, принимаемыми в качестве основы для устройства финансов и разработки финансовой политики данной страны.

Финансы в развивающихся странах (государства "третьего мира") обычно находятся в крайне напряжённом состоянии, поскольку источники доходов у них, как правило, чрезвычайно ограниченны, а потребности в расходах велики. Из-за часто возникающих дефицитов бюджета такие страны часто прибегают к займам у других стран или международных финансовых организаций (МВФ и др.). Такие займы становятся для развивающихся государств в экономическом плане весьма обременительными и часто оказывают фактическое влияние на их внешнюю и внутреннюю политику. Повышение "открытости" финансовых систем, облегчение доступа на них финансам других стран, "либерализация" финансов стран с различным экономическим потенциалом, на чём настаивают развитые страны и международные финансовые организации, могут привести к временному улучшению финансовых показателей развивающихся государств, однако основную пользу эти мероприятия в силу объективных причин приносят прежде всего богатым, развитым странам. Особенно наглядно это проявляется в периоды кризисов. Например, из-за чрезмерной и плохо регулируемой финансовой "открытости" крупные экономические потери в ходе мирового финансового кризиса 1998- 1999 гг. понесли Индонезия, Филиппины, ряд других стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. А. И. Дейкин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.