ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, процесс постановки цели - конкретных прогнозируемых, планируемых и желаемых результатов, которые должны быть достигнуты организацией и на достижение которых направлена её деятельность. Целеполагание - наиболее важный компонент в управлении организацией, играющий серьёзную роль в её деятельности, первый шаг в управлении. Само существование организации предполагает наличие у сотрудников общей цели, что превращает управление организацией в целенаправленную деятельность. Если нет целей в организации, то и нет управления ею. Проще говоря, человек должен знать, куда он идёт, прежде чем решать, как туда попасть. Цели могут быть экономические, социальные, политические, организационные или направленные на удовлетворение каких-либо личных потребностей. Для фирмы целью (но не самоцелью) обычно является прибыль, которая важна для увеличения капитала фирмы в целях расширения бизнеса, улучшения благосостояния служащих компании, повышения качества продукции и т.д. Потребностям общества отвечают и такие цели, как создание рабочих мест, улучшение экологической ситуации, обеспечение экономической стабильности и благосостояния, более высокого качества жизни. Постановка чётких целей и последующая деятельность организации в соответствии с ними - одна из самых серьёзных задач, с которыми сталкивается менеджер.
В целеполагании не существует только одной общей цели. Для достижения конечной цели предприятию необходимо реализовывать промежуточные цели, которые подразделяются на перспективные (долговременные, стратегические) и оперативные (краткосрочные, ближайшие) и зависят от времени, необходимого для их достижения с учётом средств и возможностей, находящихся в распоряжении организации. Цели могут различаться и по комплексности их постановки (сложные, частные), значению для организации (существенные, несущественные), уровню обоснованности (эмпирические, научно обоснованные), степени определённости (планируемые, прогнозируемые).
Цели всех уровней должны удовлетворять ряду требований, в числе которых: конкретность (чётко сформулированный результат); обозримость (краткосрочность, долгосрочность); реальность (достижимость); согласованность и взаимосвязанность; эффективность (результативность и прибыльность). Промежуточные цели помогают видеть и оценивать реальность конечной цели, корректировать процесс движения к ней.
Среди всех целей выделяется прежде всего главная цель - миссия. Она даёт субъектам внешней среды общее представление об организации, её предназначении, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова её управленческая философия. Формулирование миссии - это ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Однако это нечто большее, чем определение роли организации. Каждая целенаправленная система исполняет несколько ролей. Предприятие, например, исполняет роли производителя, потребителя, поставщика, работодателя, налогоплательщика.
Поэтому миссия - это цель, объединяющая всё множество ролей организации. Без такой всеобъемлющей цели предприятие или любая другая организация не сможет консолидироваться и действовать как единое целое. Миссия даёт руководству организации возможность широкого выбора альтернативных целей и стратегий, позволяет примирить иногда очень разные интересы всех участников процесса управления организацией. Тем самым миссия способствует сплочению организации, её единению, формированию корпоративной культуры (приверженности ценностям организации, созданию корпоративного духа). В какой-то мере в миссии заявляются идеалы - результаты, которые выглядят порой недостижимо, но приближение к которым возможно.
На основе миссии формулируются долгосрочные цели (более 1 года), которые организация предполагает достичь в пределах обычного планового периода. Эти цели отвечают на вопрос: что организация хочет получить или чего достичь? В отличие от миссии здесь могут указываться временные рамки или сроки. В управлении организацией цели этого уровня используются для определения основных направлений развития и поэтому обычно описываются в конкретных терминах. Например, у предприятия такой целью является желание быть лучшим (лидером) в отрасли.
Для достижения долгосрочных целей применяется стратегия. Она отвечает на вопрос: какие есть альтернативные варианты лучшего использования имеющихся в организации ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей?
Краткосрочные цели (обычно в пределах 1 года), задания или задачи представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они являются этапами на пути к достижению долгосрочных целей. Например, компания X в качестве долгосрочной цели наметила стать лидером в отрасли, т. е. завоевать для своих товаров подавляющую часть рынка, вытеснить оттуда конкурентов. Стремясь достичь поставленной цели, компания запланировала на 1999 г. определённые задачи: завоевать к 31 декабря 40% рынка изделия А, 30% рынка изделия Б и 25% рынка изделия В. Причём для каждого подразделения компании (производства, снабженческих и сбытовых подразделений, отдела маркетинга, финансового отдела и др.) устанавливаются конкретные задания. Краткосрочные цели имеют более чёткую адресность и количественные показатели.
Средством реализации краткосрочных целей является политика. Она включает правила и процедуры, устанавливаемые в организации для поддержания усилий её работников по решению плановых задач. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи? Примером политики в организации может быть установление гибкого рабочего дня для повышения эффективности работы.
Таким образом, в организации, имеющей несколько структурных подразделений, несколько уровней управления, всегда формулируется общая, или главная, цель (миссия) и множество целей, дополняющих или конкретизирующих её. Складывается иерархия целей - от общей цели к целям более низкого уровня. Цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения; цели более низкого уровня выступают своего рода средством для достижения целей более высокого уровня.
В результате в организации складывается определённая система целей и механизм её обновления. Цели могут вытекать друг из друга (краткосрочные из долгосрочных, промежуточные из конкретных и т. д.), образуя своего рода дерево. Ствол этого дерева соответствует миссии организации. От него отходит несколько крупных веток, представляющих собой долгосрочные цели организации; они разветвляются на более мелкие (краткосрочные задачи, устанавливаемые для подразделений организации). Крона такого дерева может ветвиться и дальше. Дерево целей показывает, что для реализации миссии нужно достичь долгосрочных целей организации, что, в свою очередь, требует выполнения отдельных заданий конкретными подразделениями организации и группами работников.
Поскольку происходят постоянные изменения во внешней и внутренней среде организации, цели приходится время от времени корректировать или пересматривать. Э. Я. Шейнин.
В целеполагании не существует только одной общей цели. Для достижения конечной цели предприятию необходимо реализовывать промежуточные цели, которые подразделяются на перспективные (долговременные, стратегические) и оперативные (краткосрочные, ближайшие) и зависят от времени, необходимого для их достижения с учётом средств и возможностей, находящихся в распоряжении организации. Цели могут различаться и по комплексности их постановки (сложные, частные), значению для организации (существенные, несущественные), уровню обоснованности (эмпирические, научно обоснованные), степени определённости (планируемые, прогнозируемые).
Цели всех уровней должны удовлетворять ряду требований, в числе которых: конкретность (чётко сформулированный результат); обозримость (краткосрочность, долгосрочность); реальность (достижимость); согласованность и взаимосвязанность; эффективность (результативность и прибыльность). Промежуточные цели помогают видеть и оценивать реальность конечной цели, корректировать процесс движения к ней.
Среди всех целей выделяется прежде всего главная цель - миссия. Она даёт субъектам внешней среды общее представление об организации, её предназначении, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова её управленческая философия. Формулирование миссии - это ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Однако это нечто большее, чем определение роли организации. Каждая целенаправленная система исполняет несколько ролей. Предприятие, например, исполняет роли производителя, потребителя, поставщика, работодателя, налогоплательщика.
Поэтому миссия - это цель, объединяющая всё множество ролей организации. Без такой всеобъемлющей цели предприятие или любая другая организация не сможет консолидироваться и действовать как единое целое. Миссия даёт руководству организации возможность широкого выбора альтернативных целей и стратегий, позволяет примирить иногда очень разные интересы всех участников процесса управления организацией. Тем самым миссия способствует сплочению организации, её единению, формированию корпоративной культуры (приверженности ценностям организации, созданию корпоративного духа). В какой-то мере в миссии заявляются идеалы - результаты, которые выглядят порой недостижимо, но приближение к которым возможно.
На основе миссии формулируются долгосрочные цели (более 1 года), которые организация предполагает достичь в пределах обычного планового периода. Эти цели отвечают на вопрос: что организация хочет получить или чего достичь? В отличие от миссии здесь могут указываться временные рамки или сроки. В управлении организацией цели этого уровня используются для определения основных направлений развития и поэтому обычно описываются в конкретных терминах. Например, у предприятия такой целью является желание быть лучшим (лидером) в отрасли.
Для достижения долгосрочных целей применяется стратегия. Она отвечает на вопрос: какие есть альтернативные варианты лучшего использования имеющихся в организации ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей?
Краткосрочные цели (обычно в пределах 1 года), задания или задачи представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они являются этапами на пути к достижению долгосрочных целей. Например, компания X в качестве долгосрочной цели наметила стать лидером в отрасли, т. е. завоевать для своих товаров подавляющую часть рынка, вытеснить оттуда конкурентов. Стремясь достичь поставленной цели, компания запланировала на 1999 г. определённые задачи: завоевать к 31 декабря 40% рынка изделия А, 30% рынка изделия Б и 25% рынка изделия В. Причём для каждого подразделения компании (производства, снабженческих и сбытовых подразделений, отдела маркетинга, финансового отдела и др.) устанавливаются конкретные задания. Краткосрочные цели имеют более чёткую адресность и количественные показатели.
Средством реализации краткосрочных целей является политика. Она включает правила и процедуры, устанавливаемые в организации для поддержания усилий её работников по решению плановых задач. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи? Примером политики в организации может быть установление гибкого рабочего дня для повышения эффективности работы.
Таким образом, в организации, имеющей несколько структурных подразделений, несколько уровней управления, всегда формулируется общая, или главная, цель (миссия) и множество целей, дополняющих или конкретизирующих её. Складывается иерархия целей - от общей цели к целям более низкого уровня. Цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения; цели более низкого уровня выступают своего рода средством для достижения целей более высокого уровня.
В результате в организации складывается определённая система целей и механизм её обновления. Цели могут вытекать друг из друга (краткосрочные из долгосрочных, промежуточные из конкретных и т. д.), образуя своего рода дерево. Ствол этого дерева соответствует миссии организации. От него отходит несколько крупных веток, представляющих собой долгосрочные цели организации; они разветвляются на более мелкие (краткосрочные задачи, устанавливаемые для подразделений организации). Крона такого дерева может ветвиться и дальше. Дерево целей показывает, что для реализации миссии нужно достичь долгосрочных целей организации, что, в свою очередь, требует выполнения отдельных заданий конкретными подразделениями организации и группами работников.
Поскольку происходят постоянные изменения во внешней и внутренней среде организации, цели приходится время от времени корректировать или пересматривать. Э. Я. Шейнин.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи