ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, в самом общем смысле - процесс формирования цен на товары и услуги, на который оказывают воздействие как государственные органы (через налоговую, кредитную и др. виды экономической политики), так и сами субъекты экономической деятельности. В более узком смысле - разработка самими фирмами конкретной ценовой стратегии, увязанной с общими целями и основанной на общей политике ценообразования.
Существует три основных типа ценообразования: свободное, административное и смешанное. Под первым типом понимается свободное формирование цен на основе спроса и предложения. Под вторым - прямое административное установление цен на все товары и услуги. Смешанное ценообразование - это процесс формирования цен, когда используются (в разных пропорциях) два первых типа. Процесс ценообразования со стороны государства осуществляется в форме ценовой политики, когда государство прямо или косвенно влияет на уровень конечных цен на товары и услуги. При этом интересы государства и экономических субъектов могут не только не совпадать, но и быть диаметрально противоположными. Ценовая политика, реализуемая экономическими субъектами, формируется в зависимости от конкретных целей. На уровне фирм различают три основные цели ценообразования: ориентацию на сбыт, когда фирма заинтересована в максимизации доли на рынке и использует ценовую стратегию проникновения на данный рынок с применением низких цен; ориентацию на прибыль, когда фирма заинтересована в максимизации текущей прибыли, для чего использует высокие престижные цены (в данном случае цель - завоевание потребителя, для которого более привлекательны качество и престижность товара, чем его цена); ориентацию на существующее положение, когда фирма заинтересована в стабильности своей рыночной деятельности, в предотвращении спада в сбыте и вынуждена действовать в соответствии с рыночной конъюнктурой, отвечая на действия конкурентов.
Общая политика ценообразования представляет собой скоординированный набор мероприятий, включающий долгосрочные и краткосрочные цели. В её рамках анализируются все элементы сложившейся конъюнктуры, на основе чего разрабатывается ценовая стратегия и устанавливаются конкретные цены. Ценовая стратегия может основываться на издержках, спросе или конкуренции. В первом случае цены определяются, исходя из расчёта издержек производства, обслуживания, накладных расходов и желаемой величины прибыли (спрос не изучается); во втором - цены определяются после изучения спроса, потребностей и установления цены, приемлемой для целевого рынка (т. е. определяется цена спроса); в третьем - цены устанавливаются как на уровне рыночных, так и ниже или выше рыночных, в зависимости от поведения потребителей в данной конкурентной среде. Реализация ценовой стратегии включает в себя установление стандартных или меняющихся (в зависимости от изменения издержек или спроса) цен, использование системы единых цен (устанавливается цена, единая для всех потребителей) или гибкого ценообразования (изменение цены в зависимости от способности потребителей торговаться). Реализация ценовой стратегии обычно требует постоянной корректировки, приспособления цен с учётом изменений в издержках, спросе или конкуренции. Как правило, цены варьируются посредством внесения изменений. С. А. Семенищев.
Существует три основных типа ценообразования: свободное, административное и смешанное. Под первым типом понимается свободное формирование цен на основе спроса и предложения. Под вторым - прямое административное установление цен на все товары и услуги. Смешанное ценообразование - это процесс формирования цен, когда используются (в разных пропорциях) два первых типа. Процесс ценообразования со стороны государства осуществляется в форме ценовой политики, когда государство прямо или косвенно влияет на уровень конечных цен на товары и услуги. При этом интересы государства и экономических субъектов могут не только не совпадать, но и быть диаметрально противоположными. Ценовая политика, реализуемая экономическими субъектами, формируется в зависимости от конкретных целей. На уровне фирм различают три основные цели ценообразования: ориентацию на сбыт, когда фирма заинтересована в максимизации доли на рынке и использует ценовую стратегию проникновения на данный рынок с применением низких цен; ориентацию на прибыль, когда фирма заинтересована в максимизации текущей прибыли, для чего использует высокие престижные цены (в данном случае цель - завоевание потребителя, для которого более привлекательны качество и престижность товара, чем его цена); ориентацию на существующее положение, когда фирма заинтересована в стабильности своей рыночной деятельности, в предотвращении спада в сбыте и вынуждена действовать в соответствии с рыночной конъюнктурой, отвечая на действия конкурентов.
Общая политика ценообразования представляет собой скоординированный набор мероприятий, включающий долгосрочные и краткосрочные цели. В её рамках анализируются все элементы сложившейся конъюнктуры, на основе чего разрабатывается ценовая стратегия и устанавливаются конкретные цены. Ценовая стратегия может основываться на издержках, спросе или конкуренции. В первом случае цены определяются, исходя из расчёта издержек производства, обслуживания, накладных расходов и желаемой величины прибыли (спрос не изучается); во втором - цены определяются после изучения спроса, потребностей и установления цены, приемлемой для целевого рынка (т. е. определяется цена спроса); в третьем - цены устанавливаются как на уровне рыночных, так и ниже или выше рыночных, в зависимости от поведения потребителей в данной конкурентной среде. Реализация ценовой стратегии включает в себя установление стандартных или меняющихся (в зависимости от изменения издержек или спроса) цен, использование системы единых цен (устанавливается цена, единая для всех потребителей) или гибкого ценообразования (изменение цены в зависимости от способности потребителей торговаться). Реализация ценовой стратегии обычно требует постоянной корректировки, приспособления цен с учётом изменений в издержках, спросе или конкуренции. Как правило, цены варьируются посредством внесения изменений. С. А. Семенищев.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи