ЧАН КАЙШИ
Чан Кайши родился 31 октября 1887 г. в Цикоу, небольшом городе одной из самых богатых и развитых провинций Китая — Чжэцзян. В соответствии с обычаями состоятельных семей родственники отправили юного Чана изучать основы традиционной философии, чтобы в дальнейшем он мог претендовать на хорошее место на государственной службе. Однако в 1905 г. Чан Кайши неожиданно оставил учёбу и заявил родным, что решил посвятить себя профессии военного. В тогдашнем Китае авторитет мундира был невысок, т. к. страну уже не раз потрясали опустошительные нашествия и войны, а китайские войска с печальным однообразием терпели поражения.
Выяснилось, однако, что это обстоятельство только подогревало честолюбие юноши. Он верил в великое будущее китайской нации и потому возмущался бездеятельностью Цинской династии, превратившей Китай во второразрядную страну, восхищался Японией, которая в 1905 г. выиграла войну с Россией. Чан Кайши демонстративно обрезал косу — знак покорности властям — и отправился в Токио, чтобы поступить в военное училище. Здесь его ждало разочарование — он не был принят на учёбу без официального направления. Но будущий генералиссимус отличался терпением и упорством. Вернувшись в Китай, он поступил в военную школу, где преподавание велось по японской системе. Зимой 1907 г. Чан Кайши всё же пробился в число курсантов, отобранных для учёбы в Японии.
Чан Кайши родился 31 октября 1887 г. в Цикоу, небольшом городе одной из самых богатых и развитых провинций Китая — Чжэцзян. В соответствии с обычаями состоятельных семей родственники отправили юного Чана изучать основы традиционной философии, чтобы в дальнейшем он мог претендовать на хорошее место на государственной службе. Однако в 1905 г. Чан Кайши неожиданно оставил учёбу и заявил родным, что решил посвятить себя профессии военного. В тогдашнем Китае авторитет мундира был невысок, т. к. страну уже не раз потрясали опустошительные нашествия и войны, а китайские войска с печальным однообразием терпели поражения.
Выяснилось, однако, что это обстоятельство только подогревало честолюбие юноши. Он верил в великое будущее китайской нации и потому возмущался бездеятельностью Цинской династии, превратившей Китай во второразрядную страну, восхищался Японией, которая в 1905 г. выиграла войну с Россией. Чан Кайши демонстративно обрезал косу — знак покорности властям — и отправился в Токио, чтобы поступить в военное училище. Здесь его ждало разочарование — он не был принят на учёбу без официального направления. Но будущий генералиссимус отличался терпением и упорством. Вернувшись в Китай, он поступил в военную школу, где преподавание велось по японской системе. Зимой 1907 г. Чан Кайши всё же пробился в число курсантов, отобранных для учёбы в Японии.
ИМПЕРАТРИЦА ЦЫСИ (ЦЫ СИ)
Будущая императрица родилась в 1835 г. в семье, принадлежавшей к очень знатному маньчжурскому роду. Её восхождение к власти началось в 1853 г., когда она стала одной из многочисленных жён императора Сяньфэна. Через три года она была уже одной из главных фигур при дворе, поскольку родила бездетному до тех пор монарху наследника.
Влияние Цыси на изнеженного и больного императора стало столь велико, что многие государственные дела решались только с её ведома. Она принимала доклады чиновников, подписывала бумаги и даже — неслыханное дело для Китая — высказывала своё мнение на официальных приёмах. Когда в 1861 г. Сяньфэн умер, искушённая в интригах Цыси сумела отодвинуть на второй план своих соперников и стать правительницей Китая при малолетнем императоре.
Власть над огромной страной с многомиллионным населением, казалось, должна была стать тяжёлым испытанием для совсем ещё молодой женщины. Однако умная и решительная, коварная и жестокая, корыстолюбивая и властная вдовствующая императрица на протяжении без малого полувека так и не пожелала выпустить бразды правления из своих рук. На троне сменяли друг друга императоры династии Цин — её сын Тунчжи (1861—1865 гг.) и племянник Гуансюй (1875—1908 гг.), но страна знала, что на деле именно Цыси — самый влиятельный человек в Пекине.
Будущая императрица родилась в 1835 г. в семье, принадлежавшей к очень знатному маньчжурскому роду. Её восхождение к власти началось в 1853 г., когда она стала одной из многочисленных жён императора Сяньфэна. Через три года она была уже одной из главных фигур при дворе, поскольку родила бездетному до тех пор монарху наследника.
Влияние Цыси на изнеженного и больного императора стало столь велико, что многие государственные дела решались только с её ведома. Она принимала доклады чиновников, подписывала бумаги и даже — неслыханное дело для Китая — высказывала своё мнение на официальных приёмах. Когда в 1861 г. Сяньфэн умер, искушённая в интригах Цыси сумела отодвинуть на второй план своих соперников и стать правительницей Китая при малолетнем императоре.
Власть над огромной страной с многомиллионным населением, казалось, должна была стать тяжёлым испытанием для совсем ещё молодой женщины. Однако умная и решительная, коварная и жестокая, корыстолюбивая и властная вдовствующая императрица на протяжении без малого полувека так и не пожелала выпустить бразды правления из своих рук. На троне сменяли друг друга императоры династии Цин — её сын Тунчжи (1861—1865 гг.) и племянник Гуансюй (1875—1908 гг.), но страна знала, что на деле именно Цыси — самый влиятельный человек в Пекине.
«ОПИУМНЫЕ» ВОЙНЫ
Рука поддела маслянисто-бурый комочек опиума иглой — и вот он в чашечке курительной трубки. Несколько затяжек — и человек уже в другом мире. Нет нищеты, повелительных окриков, разочарований, обид... Дивные видения, навеянные дурманом, проходят. От повседневных забот и тревог можно снова уйти на время, но за это приходится платить не только деньгами, но и здоровьем. Пагубное пристрастие к ядовитому зелью делает человека живым трупом.
— На опиум в Китае спрос, — решили джентльмены в правлении британской Ост-Индской компании. — Прибыль будет.
Центром опиеторговли стал город Гуанчжоу (Кантон). Основными поставщиками ядовитого зелья выступали англичане. От них норовили не отстать и американцы.
Курение в Китае опиума стало повальным. Для китайской казны пагубное пристрастие населения оборачивалось истощением. Основу денежного обращения страны составляло серебро в слитках. Оно во всё возрастающем количестве уплывало за рубеж: и английским, и американским торговцам в уплату за опиум.
Рука поддела маслянисто-бурый комочек опиума иглой — и вот он в чашечке курительной трубки. Несколько затяжек — и человек уже в другом мире. Нет нищеты, повелительных окриков, разочарований, обид... Дивные видения, навеянные дурманом, проходят. От повседневных забот и тревог можно снова уйти на время, но за это приходится платить не только деньгами, но и здоровьем. Пагубное пристрастие к ядовитому зелью делает человека живым трупом.
— На опиум в Китае спрос, — решили джентльмены в правлении британской Ост-Индской компании. — Прибыль будет.
Центром опиеторговли стал город Гуанчжоу (Кантон). Основными поставщиками ядовитого зелья выступали англичане. От них норовили не отстать и американцы.
Курение в Китае опиума стало повальным. Для китайской казны пагубное пристрастие населения оборачивалось истощением. Основу денежного обращения страны составляло серебро в слитках. Оно во всё возрастающем количестве уплывало за рубеж: и английским, и американским торговцам в уплату за опиум.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Первая мировая война (1914—1918 гг.) — одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, т. е. около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. Жертвы среди мирного населения, пострадавшего от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.
Причины мировой войны многообразны. Это была попытка разрубить узел острейших противоречий, которые накопились к началу XX в. и не раз давали знать о себе территориальными спорами, национальными конфликтами, борьбой за военное превосходство на суше и на море, торговыми войнами, соперничеством за обладание колониями, наконец, всплесками напряжённости в отношениях между общественными классами и политическими партиями в отдельных странах.
Первая мировая война (1914—1918 гг.) — одна из самых длительных, кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более четырёх лет. В ней участвовали 33 страны из 59, обладавших в то время государственным суверенитетом. Население воюющих стран составляло свыше 1,5 млрд. человек, т. е. около 87% всех жителей Земли. Под ружьё было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. Жертвы среди мирного населения, пострадавшего от эпидемий, голода, холода и других бедствий военного времени, также исчислялись десятками миллионов.
Причины мировой войны многообразны. Это была попытка разрубить узел острейших противоречий, которые накопились к началу XX в. и не раз давали знать о себе территориальными спорами, национальными конфликтами, борьбой за военное превосходство на суше и на море, торговыми войнами, соперничеством за обладание колониями, наконец, всплесками напряжённости в отношениях между общественными классами и политическими партиями в отдельных странах.
БИСМАРК И ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ
Впервой половине XIX в. Германия оставалась раздробленной на множество государств. В каждом из них была своя политическая власть, армия, свои законы и таможня. Самыми значительными среди них были Австрия и Пруссия, претендовавшие на роль объединителя всех германских земель. В 1848 г. в Германии произошла революция, в ходе которой на политическую арену выступила буржуазия. Она ставила перед собой цель национального объединения, однако не смогла её достичь. В прусском парламенте — ландтаге — буржуазия никогда не имела серьёзного влияния на политику. Зато помещики (юнкеры) не переставали быть значительной силой. Они не потеряли экономического могущества, потому что сумели перестроить своё хозяйство применительно к требованиям рынка. С другой стороны, в стране появлялось всё больше фабрик и заводов. Постепенно помещики и буржуазия пришли к осознанию общих интересов, которые нашли выражение в идее единой сильной Германии. Её воплощение связано с деятельностью человека необыкновенной воли и энергии — Отто фон Бисмарка. Ещё до его появления ряд государств был объединён в Германский союз, который, однако, не имел сколько-нибудь значительных органов центральной власти. Место обычных представительных учреждений занимал Союзный Сейм, который являлся скорее конференцией представителей германских государств.
Статуя Бисмарка.
Впервой половине XIX в. Германия оставалась раздробленной на множество государств. В каждом из них была своя политическая власть, армия, свои законы и таможня. Самыми значительными среди них были Австрия и Пруссия, претендовавшие на роль объединителя всех германских земель. В 1848 г. в Германии произошла революция, в ходе которой на политическую арену выступила буржуазия. Она ставила перед собой цель национального объединения, однако не смогла её достичь. В прусском парламенте — ландтаге — буржуазия никогда не имела серьёзного влияния на политику. Зато помещики (юнкеры) не переставали быть значительной силой. Они не потеряли экономического могущества, потому что сумели перестроить своё хозяйство применительно к требованиям рынка. С другой стороны, в стране появлялось всё больше фабрик и заводов. Постепенно помещики и буржуазия пришли к осознанию общих интересов, которые нашли выражение в идее единой сильной Германии. Её воплощение связано с деятельностью человека необыкновенной воли и энергии — Отто фон Бисмарка. Ещё до его появления ряд государств был объединён в Германский союз, который, однако, не имел сколько-нибудь значительных органов центральной власти. Место обычных представительных учреждений занимал Союзный Сейм, который являлся скорее конференцией представителей германских государств.
БУРЫ (АФРИКАНЕРЫ)
Слово «бур» происходит от голландского «крестьянин». Так называли себя первые переселенцы из Голландии в Южную Африку. В первой четверти XX в. распространяется другое, ставшее официальным, название буров — африканеры.
В 80-х — начале 90-х гг. нашего века африканеры составляли большую часть белого населения
Южно-Африканской Республики (60%) и Намибии (70%). Их поселения существуют также в Зимбабве, Малави, Кении, Танзании, Заире, Бурунди и за пределами Африки — в Аргентине и некоторых других странах. Согласно оценке, общая численность африканеров — около 3 млн. человек, из них свыше 2,8 млн. проживают в ЮАР и около 50 тыс. — в Намибии.
Колонизация бурами Южной Африки началась с создания в 1652 г. Нидерландской Ост-Индской компанией укреплённого поселения близ мыса Доброй Надежды. Поселение положило начало Капской колонии и выросло впоследствии в город Капстад — современный Кейптаун. После отмены в 1685 г. Нантского эдикта 1598 г. о веротерпимости в Капской колонии появились гугеноты-французы, опасавшиеся новых религиозных преследований, за ними последовали протестанты из Германии и других стран. К концу XVII в. число переселенцев превысило 15 тыс. человек.
Слово «бур» происходит от голландского «крестьянин». Так называли себя первые переселенцы из Голландии в Южную Африку. В первой четверти XX в. распространяется другое, ставшее официальным, название буров — африканеры.
В 80-х — начале 90-х гг. нашего века африканеры составляли большую часть белого населения
Южно-Африканской Республики (60%) и Намибии (70%). Их поселения существуют также в Зимбабве, Малави, Кении, Танзании, Заире, Бурунди и за пределами Африки — в Аргентине и некоторых других странах. Согласно оценке, общая численность африканеров — около 3 млн. человек, из них свыше 2,8 млн. проживают в ЮАР и около 50 тыс. — в Намибии.
Колонизация бурами Южной Африки началась с создания в 1652 г. Нидерландской Ост-Индской компанией укреплённого поселения близ мыса Доброй Надежды. Поселение положило начало Капской колонии и выросло впоследствии в город Капстад — современный Кейптаун. После отмены в 1685 г. Нантского эдикта 1598 г. о веротерпимости в Капской колонии появились гугеноты-французы, опасавшиеся новых религиозных преследований, за ними последовали протестанты из Германии и других стран. К концу XVII в. число переселенцев превысило 15 тыс. человек.
ХОСЕ МАРТИ
Сегодня символ мира для меня — поломанные крылья». Так сказал о своём времени человек, сочетавший талант поэта, мудрость философа, мужество солдата и не раз испытавший боль «поломанных крыльев».
Эти слова великого кубинца Хосе Марти (1853— 1895) содержат ёмкий образ не только второй половины XIX в., но и его многострадальной родины, а в каком-то смысле и всей его жизни. Выходец из бедной семьи тюремного надзирателя, юный Хосе едва не повторил карьеру отца, страстно желавшего увидеть в сыне своего преемника по службе. К счастью для мировой культуры, этого не случилось.
Уже почти четыре столетия Куба была колонией Испании, «островом сахара и рабов». Чувство протеста рано проснулось в душе юноши. Да и как могла эта многогранная натура снести посвист хлыста надсмотрщика на плантациях и беспощадное подавление свободолюбивых устремлений кубинцев. Много лет спустя, умудрённый жизненным опытом и борьбой, Марти напишет: «Не успел человек родиться, а возле его колыбели уже стоят, держа наготове широкие и толстые повязки философий, религий, увлечений отцов, политических систем. Человека скручивают, связывают, и он на всю жизнь остаётся взнузданным и осёдланным, словно конь. Поэтому земля нынче полна людей, лица которых скрыты под личинами». Ему же самому всегда была чужда маска ханжи и лицемера.
Сегодня символ мира для меня — поломанные крылья». Так сказал о своём времени человек, сочетавший талант поэта, мудрость философа, мужество солдата и не раз испытавший боль «поломанных крыльев».
Эти слова великого кубинца Хосе Марти (1853— 1895) содержат ёмкий образ не только второй половины XIX в., но и его многострадальной родины, а в каком-то смысле и всей его жизни. Выходец из бедной семьи тюремного надзирателя, юный Хосе едва не повторил карьеру отца, страстно желавшего увидеть в сыне своего преемника по службе. К счастью для мировой культуры, этого не случилось.
Уже почти четыре столетия Куба была колонией Испании, «островом сахара и рабов». Чувство протеста рано проснулось в душе юноши. Да и как могла эта многогранная натура снести посвист хлыста надсмотрщика на плантациях и беспощадное подавление свободолюбивых устремлений кубинцев. Много лет спустя, умудрённый жизненным опытом и борьбой, Марти напишет: «Не успел человек родиться, а возле его колыбели уже стоят, держа наготове широкие и толстые повязки философий, религий, увлечений отцов, политических систем. Человека скручивают, связывают, и он на всю жизнь остаётся взнузданным и осёдланным, словно конь. Поэтому земля нынче полна людей, лица которых скрыты под личинами». Ему же самому всегда была чужда маска ханжи и лицемера.
БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ
Жизнь Бенджамина Дизраэли, лорда Биконсфилда, похожа на удивительный приключенческий роман. Бессчётные биографы посвятили Дизраэли многочисленные исследования. Причина большого интереса к его личности в том, что он заложил основы народного, или демократического, консерватизма, идеи которого сейчас широко распространены и пользуются поддержкой населения на Западе, особенно в Великобритании. Бенджамин Дизраэли, британский государственный деятель и писатель, родился 21 декабря 1804 г. в Лондоне. Отец Бенджамина, Исаак Дизраэли, был известным английским писателем и литературным критиком. Мать, Мария Бесеви, происходила из знатной португальской еврейской семьи Виллериал. Бенджамин не получил традиционного для людей его круга образования. Однако он упорно занимался самообразованием и приобрёл обширные познания в области классической литературы, истории, религии и истории политики. Чтение было излюбленным занятием Дизраэли всю его жизнь. Книги давали ему всё необходимое для литературной и политической деятельности.
Исаак Дизраэли мечтал, чтобы его сын стал юристом, поэтому Бенджамина отдали для обучения в фирму лондонских адвокатов. Работа, однако, не понравилась молодому клерку. Впоследствии Дизраэли так писал об этом периоде своей жизни: «Я проводил вечера дома один и всегда занимался самообразованием. Я стал задумчив и беспокоен, и ещё до своих 20 лет был вынужден положить конец мечте моего отца. Ничто не могло удовлетворить меня, кроме путешествия. Тогда отец сделал слабую попытку отправить меня в Оксфорд, но час приключений настал». Присущие Дизраэли честолюбие, стремление к славе, успеху и материальному благополучию заставили его желать большего, чем скучная работа в адвокатской конторе. Со свойственной молодости опрометчивостью он пустился в авантюры, плачевные итоги которых давали о себе знать на протяжении всей его последующей жизни. Пытаясь быстро разбогатеть, Дизраэли занялся спекуляциями на бирже. Результатом были финансовая катастрофа и огромные долги. Потерпев неудачу на бирже, он попытался заняться изданием политической газеты. Это предприятие тоже завершилось крахом, но провал с выпуском газеты побудил Дизраэли заняться самостоятельной литературной деятельностью.
Жизнь Бенджамина Дизраэли, лорда Биконсфилда, похожа на удивительный приключенческий роман. Бессчётные биографы посвятили Дизраэли многочисленные исследования. Причина большого интереса к его личности в том, что он заложил основы народного, или демократического, консерватизма, идеи которого сейчас широко распространены и пользуются поддержкой населения на Западе, особенно в Великобритании. Бенджамин Дизраэли, британский государственный деятель и писатель, родился 21 декабря 1804 г. в Лондоне. Отец Бенджамина, Исаак Дизраэли, был известным английским писателем и литературным критиком. Мать, Мария Бесеви, происходила из знатной португальской еврейской семьи Виллериал. Бенджамин не получил традиционного для людей его круга образования. Однако он упорно занимался самообразованием и приобрёл обширные познания в области классической литературы, истории, религии и истории политики. Чтение было излюбленным занятием Дизраэли всю его жизнь. Книги давали ему всё необходимое для литературной и политической деятельности.
Исаак Дизраэли мечтал, чтобы его сын стал юристом, поэтому Бенджамина отдали для обучения в фирму лондонских адвокатов. Работа, однако, не понравилась молодому клерку. Впоследствии Дизраэли так писал об этом периоде своей жизни: «Я проводил вечера дома один и всегда занимался самообразованием. Я стал задумчив и беспокоен, и ещё до своих 20 лет был вынужден положить конец мечте моего отца. Ничто не могло удовлетворить меня, кроме путешествия. Тогда отец сделал слабую попытку отправить меня в Оксфорд, но час приключений настал». Присущие Дизраэли честолюбие, стремление к славе, успеху и материальному благополучию заставили его желать большего, чем скучная работа в адвокатской конторе. Со свойственной молодости опрометчивостью он пустился в авантюры, плачевные итоги которых давали о себе знать на протяжении всей его последующей жизни. Пытаясь быстро разбогатеть, Дизраэли занялся спекуляциями на бирже. Результатом были финансовая катастрофа и огромные долги. Потерпев неудачу на бирже, он попытался заняться изданием политической газеты. Это предприятие тоже завершилось крахом, но провал с выпуском газеты побудил Дизраэли заняться самостоятельной литературной деятельностью.
ДЕЛО ДРЕЙФУСА
В истории каждого народа есть страницы, которые иначе как мрачными не назовёшь. Во Франции последнее десятилетие XIX в. было «испачкано» грязным судебным делом по ложному обвинению в шпионаже честного офицера Альфреда Дрейфуса. Связанная с ним вспышка политической борьбы, пристальное внимание мировой общественности вывели «дело Дрейфуса» за рамки юриспруденции.
Альфред Дрейфус родился в 1859 г. в Эльзасе, в состоятельной еврейской семье. Хорошо образованному и проявившему способности к военному делу молодому человеку прочили блестящую военную карьеру. По отзывам родных и друзей, он был неподкупно честен и безгранично предан родной Франции. В роковом для него 1894 г. Дрейфус в чине капитана артиллерии состоял при Генеральном штабе французской армии.
Весной того года военный министр Франции генерал Мерсье в парламенте сделал доклад «О состоянии армии и флота». Он нарисовал радужную картину: армия и флот в образцовом состоянии, всё великолепно и безупречно! Депутаты бурно аплодировали его выступлению. Между тем доклад генерала был лживым. Военное положение страны внушало тревогу. В Генеральном штабе Франции гнездилась измена. Там исчезали, а потом снова появлялись важные документы. Очевидно, кто-то уносил их, а потом опять клал на место.
В истории каждого народа есть страницы, которые иначе как мрачными не назовёшь. Во Франции последнее десятилетие XIX в. было «испачкано» грязным судебным делом по ложному обвинению в шпионаже честного офицера Альфреда Дрейфуса. Связанная с ним вспышка политической борьбы, пристальное внимание мировой общественности вывели «дело Дрейфуса» за рамки юриспруденции.
Альфред Дрейфус родился в 1859 г. в Эльзасе, в состоятельной еврейской семье. Хорошо образованному и проявившему способности к военному делу молодому человеку прочили блестящую военную карьеру. По отзывам родных и друзей, он был неподкупно честен и безгранично предан родной Франции. В роковом для него 1894 г. Дрейфус в чине капитана артиллерии состоял при Генеральном штабе французской армии.
Весной того года военный министр Франции генерал Мерсье в парламенте сделал доклад «О состоянии армии и флота». Он нарисовал радужную картину: армия и флот в образцовом состоянии, всё великолепно и безупречно! Депутаты бурно аплодировали его выступлению. Между тем доклад генерала был лживым. Военное положение страны внушало тревогу. В Генеральном штабе Франции гнездилась измена. Там исчезали, а потом снова появлялись важные документы. Очевидно, кто-то уносил их, а потом опять клал на место.
ЖОРЖ КЛЕМАНСО
Жорж Клемансо (1841—1929) — один из наиболее влиятельных политических и государственных деятелей Франции своего времени, прозванный «тигром» за страсть, которую вкладывал в борьбу.
Всю жизнь Клемансо любил Вандею — департамент на крайнем западе Франции, где он родился 28 сентября 1841 г. в местечке Муйерон-ан-Паре. Здесь прошли его детство и юность. Здесь были его семейные корни. Прадед Жоржа, служивший врачом, не упустил случая сделать карьеру при императоре Наполеоне I. Отец же, тоже врач, был убеждённым республиканцем и противником как монархии Луи-Филиппа, так и империи Наполеона III. Его идеалом была якобинская республика, а кумиром — Робеспьер. Под влиянием отца почитателем революции и сторонником республики стал и сын.
Клемансо не затруднялся в выборе профессии. Он и здесь продолжил семейную традицию. По окончании лицея он поступил в медицинское училище в Нанте, а в 1860 г. — на медицинский факультет Парижского университета — Сорбонны, откуда вышел пять лет спустя с дипломом врача. Но вместо того чтобы заняться профессиональной деятельностью, он в 1865 г. отправился в путешествие по Соединённым Штатам Америки. Отчасти причиной этого были неприятности с властями, возникшие у него в студенческие годы. За организацию антиправительственной демонстрации Клемансо был арестован и провёл за решёткой два с половиной месяца.
Жорж Клемансо (1841—1929) — один из наиболее влиятельных политических и государственных деятелей Франции своего времени, прозванный «тигром» за страсть, которую вкладывал в борьбу.
Всю жизнь Клемансо любил Вандею — департамент на крайнем западе Франции, где он родился 28 сентября 1841 г. в местечке Муйерон-ан-Паре. Здесь прошли его детство и юность. Здесь были его семейные корни. Прадед Жоржа, служивший врачом, не упустил случая сделать карьеру при императоре Наполеоне I. Отец же, тоже врач, был убеждённым республиканцем и противником как монархии Луи-Филиппа, так и империи Наполеона III. Его идеалом была якобинская республика, а кумиром — Робеспьер. Под влиянием отца почитателем революции и сторонником республики стал и сын.
Клемансо не затруднялся в выборе профессии. Он и здесь продолжил семейную традицию. По окончании лицея он поступил в медицинское училище в Нанте, а в 1860 г. — на медицинский факультет Парижского университета — Сорбонны, откуда вышел пять лет спустя с дипломом врача. Но вместо того чтобы заняться профессиональной деятельностью, он в 1865 г. отправился в путешествие по Соединённым Штатам Америки. Отчасти причиной этого были неприятности с властями, возникшие у него в студенческие годы. За организацию антиправительственной демонстрации Клемансо был арестован и провёл за решёткой два с половиной месяца.
ПАРИЖСКАЯ КОММУНА
Парижская коммуна 1871 г. — восстание на почве голода и лишений, которые испытывало население французской столицы во время франко-прусской войны 1870—1871 гг. — в марксистской литературе традиционно рассматривается как первая в мировой истории социалистическая революция, прообраз диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна завершила цикл революций и восстаний — демократических по целям, романтических по духу, которые периодически сотрясали Францию на протяжении первой и второй третей XIX в. Её вождями были люди, искренне верившие в то, что ценой героических усилий можно одним махом установить на земле царство свободы и справедливости. Большей частью они считали себя продолжателями дела великих предшественников — революционеров конца XVIII — первой половины XIX в. Отсюда и названия основных партий Парижской коммуны: якобинцев (называемых также неоякобинцами, чтобы подчеркнуть их отличие от современников Робеспьера и Дантона) и бланкистов (по имени социалиста Огюста Бланки).
Парижская коммуна 1871 г. — восстание на почве голода и лишений, которые испытывало население французской столицы во время франко-прусской войны 1870—1871 гг. — в марксистской литературе традиционно рассматривается как первая в мировой истории социалистическая революция, прообраз диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна завершила цикл революций и восстаний — демократических по целям, романтических по духу, которые периодически сотрясали Францию на протяжении первой и второй третей XIX в. Её вождями были люди, искренне верившие в то, что ценой героических усилий можно одним махом установить на земле царство свободы и справедливости. Большей частью они считали себя продолжателями дела великих предшественников — революционеров конца XVIII — первой половины XIX в. Отсюда и названия основных партий Парижской коммуны: якобинцев (называемых также неоякобинцами, чтобы подчеркнуть их отличие от современников Робеспьера и Дантона) и бланкистов (по имени социалиста Огюста Бланки).
КАРБОНАРИИ
Лучшие драматурги — во Франции, а лучшие театры — в Италии...
Вольтер
Странное зрелище представляла собой Италия в XVIII в. С одной стороны — страна высочайшей культуры, вековых традиций науки, общественной мысли, литературы; страна, бывшая школой для живописцев, скульпторов, композиторов, музыкантов, артистов и зодчих всей Европы; страна роскошных вилл, фонтанов, карнавалов и потрясавших воображение учёных людей археологических находок. С другой стороны — сохранение самой рутинной раздробленности, отсутствие самостоятельной политики у большинства мелких государств, зависевших сначала от Испании, а затем — от Австрии, стоявшая поперёк всякого свободомыслия папская власть в самом центре — Риме, тяжёлая отработочная система в поместьях, обилие батраков и городских нищих, разбойничьи шайки, инквизиция, шпионаж и дворцовые заговоры. Одна лишь Венеция была относительно свободной республикой, но и ей было далеко до былого величия. При всём блеске своего искусства Италия не дала за весь «век Просвещения» ни одного крупного мыслителя европейского масштаба.
Лучшие драматурги — во Франции, а лучшие театры — в Италии...
Вольтер
Странное зрелище представляла собой Италия в XVIII в. С одной стороны — страна высочайшей культуры, вековых традиций науки, общественной мысли, литературы; страна, бывшая школой для живописцев, скульпторов, композиторов, музыкантов, артистов и зодчих всей Европы; страна роскошных вилл, фонтанов, карнавалов и потрясавших воображение учёных людей археологических находок. С другой стороны — сохранение самой рутинной раздробленности, отсутствие самостоятельной политики у большинства мелких государств, зависевших сначала от Испании, а затем — от Австрии, стоявшая поперёк всякого свободомыслия папская власть в самом центре — Риме, тяжёлая отработочная система в поместьях, обилие батраков и городских нищих, разбойничьи шайки, инквизиция, шпионаж и дворцовые заговоры. Одна лишь Венеция была относительно свободной республикой, но и ей было далеко до былого величия. При всём блеске своего искусства Италия не дала за весь «век Просвещения» ни одного крупного мыслителя европейского масштаба.