«ОПИУМНЫЕ» ВОЙНЫ

Наука » История » Всемирная история
«ОПИУМНЫЕ» ВОЙНЫ

Рука поддела маслянисто-бурый комочек опиу­ма иглой — и вот он в чашечке курительной трубки. Несколько затяжек — и человек уже в другом мире. Нет нищеты, повелительных окри­ков, разочарований, обид... Дивные видения, на­веянные дурманом, проходят. От повседневных за­бот и тревог можно снова уйти на время, но за это приходится платить не только деньгами, но и здо­ровьем. Пагубное пристрастие к ядовитому зелью делает человека живым трупом.

— На опиум в Китае спрос, — решили джентль­мены в правлении британской Ост-Индской компа­нии. — Прибыль будет.

Центром опиеторговли стал город Гуанчжоу (Кантон). Основными поставщиками ядовитого зе­лья выступали англичане. От них норовили не от­стать и американцы.

Курение в Китае опиума стало повальным. Для китайской казны пагубное пристрастие населения оборачивалось истощением. Основу денежного об­ращения страны составляло серебро в слитках. Оно во всё возрастающем количестве уплывало за ру­беж: и английским, и американским торговцам в уплату за опиум.

— Пагубное пристрастие моих подданных нетер­пимо, — решил богдыхан Минь-нин. В 1839 г. в Гуанчжоу прибывает его уполномоченный Линь Цзэсюй. Ему поручено искоренить промысел «за­морских чертей», как называли в Китае иностран­цев, и их китайских компаньонов. Линь Цзэсюй заставил английских купцов сдать имевшийся у них опиум и распорядился уничтожить его. В двух посланиях королеве Великобритании Виктории Линь Цзэсюй сообщал о запрещении употребления опиума в Китае и требовал прекратить производ­ство наркотика в Англии и землях, ей подчинён­ных. Если Англия хочет торговать с Китаем, она навсегда должна покончить с преступной торговлей опиумом.

Отношения между китайскими властями и анг­личанами ещё более обострил инцидент на полу­острове Цзюлун (Коулун). После драки с англий­скими моряками скончался китаец. Главный ин­спектор английской торговли в Китае Эллиот отка­зался выдать виновных моряков китайскому суду. Линь Цзэсюй в ответ приказал бойкотировать бри­танские товары и прекратить доставку продоволь­ствия англичанам.

В сентябре—ноябре 1839 г. произошли бои меж­ду английскими кораблями и китайскими джонка­ми. Богдыхан запретил всякую торговлю англичан в Китае. Стычки не прекращались, и обе стороны готовились к войне. Линь Цзэсюй закупил у амери­канцев и португальцев орудия. Были подготовлены брандеры — лодки или плоты с горящим хворостом или другим горючим материалом. В самых узких местах реки Чжуцзян в дно вбивали деревянные сваи, которые стягивали цепями. Скрытые под во­дой, они должны были служить преградой для анг­лийских кораблей. Этот приём широко использо­вался китайцами ещё в войнах древности и Средне­вековья. В январе 1840 г. королева Виктория в тронной речи на открытии парламента заявила о поддержке английским пра­вительством действий капитана Эллио­та в Китае. С благословения королевы министр ино­странных дел Пальмерстон единолично решил на­чать войну против Китая.

В июне 1840 г. китайские воды уже бороздила английская военная эскадра. Интервенты подверг­ли жестокому грабежу Динхай, главный город Чжоушаньского архипелага. 29 января 1841 г. бог­дыхан объявил войну Англии.

Военные действия развернулись на территории провинции Гуандун. Против интервентов выступи­ло местное население. С прибытием подкреплений англичане расширяют операции в Восточном Ки­тае, в нижнем течении реки Янцзы. Они овладели Шанхаем, но на подступах к Нанкину им оказал мужественное сопротивление гарнизон Чжэньцзяна. В конце осады его уцелевшие солдаты и офице­ры убили членов своих семей, а затем покончили с собой. Генерал Хай Лин поджёг свой дом и погиб в пламени пожара.

Угрозами подвергнуть Нанкин артиллерийско­му обстрелу английский командующий Поттингер запугал китайское командование, хотя оно распо­лагало в городе большой армией.

В Нанкине начались англо-китайские перегово­ры. Они завершились подписанием 29 августа 1842 г. на борту английского военного корабля «Корнуэллс» мирного договора. Он получил назва­ние «Нанкинского» и положил конец первой «опи­умной» войне 1840—1842 гг.

По условиям этого договора Китай открывал для английской торговли пять морских портов: Гуанчжоу, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай. В этих так называемых «открытых портах» англичане полу­чали право неограниченной торговли, свободу посе­лений. Китай уступил Англии остров Гонконг. Он должен был выплатить стоимость уничтоженного в 1839 г. опиума, погибшего имущества англичан, понесённые военные расходы, обязался освободить всех английских пленных. Богдыхан обещал поми­ловать своих подданных, которые помогали врагу. В открытых для торговли портах вводились бла­гоприятные размеры тарифов. В Нанкинском до­говоре был полностью обойден молчанием опиум, явившийся поводом к войне. Однако после оконча­ния войны ввоз этого наркотика в Китай возрос. В год заключения Нанкинского договора его посту­пило 33 508 ящиков, в 1843 г. — 42 699.

В первом вооружённом столкновении с развитой капиталистической Англией отсталая феодальная Цинская империя потерпела поражение. Технико-экономическое отставание Китая особенно ощутимо сказывалось на состоянии вооружения цинской ар­мии. Флот состоял из устаревших деревянных судов и лодок, в английской же эскадре были пароходы, совершенно неизвестные в Китае. Китайские пуш­ки, громоздкие и устаревшие, могли стрелять толь­ко с постоянным прицелом. Английским мортирам, винтовкам и карабинам китайские солдаты могли противопоставить лишь допотопные фитильные и кремнёвые ружья, луки, копья, сабли и тесаки.

Неблагоприятному для империи Цин ходу вой­ны в немалой степени способствовали пораженче­ские настроения, широко распространённые при дворе.

Плодами победы англичан поспешили восполь­зоваться и другие страны. США и Франция во вре­мя войны посылали к берегам Китая свои военно-морские силы. После подписания Нанкинского до­говора американские и французские представители вступили в переговоры с китайскими властями, до­биваясь тех же прав, что и англичане.

В октябре 1856 г. китайские власти в поисках опиума задержали корабль «Эрроу» («Стрела»). За­регистрированное в Гонконге судно плавало под британским флагом. Китайские чиновники сорвали британский флаг и несколько человек из состава команды взяли в плен как подозреваемых в пират­стве.

Британский консул Паркс потребовал от губер­натора Е Минчэна извинений за оскорбление бри­танского флага и возвращения на судно уведённых с него людей. Китайские же власти утверждали, что один человек из команды «Эрроу» был отцом хо­рошо известного пирата, которого давно разыски­вали, а английский флаг не был вывешен во время задержания судна. Оно, как потом утверждали, не имело права плавать под английским флагом, ибо срок действия лицензии, выданной английскими властями в Гонконге, истёк несколько месяцев на­зад. Англичане возражали: по дополнительному со­глашению все китайцы-нарушители, находящиеся на службе англичан, должны привлекаться к ответ­ственности через английские власти; об истечении срока лицензии китайские чиновники не могли знать во время захвата корабля.

Е Минчэн в конце концов согласился отпустить часть задержанных, но отрицал, что было нанесено оскорбление флагу. Консул стоял на своём. Чтобы решить спор, командующий британским флотом Сеймур приказал обстрелять Гуанчжоу. Англичане на время заняли город, но из-за недостатка военных сил оставили его. Это приободрило китайцев. Они спалили фактории за пределами Гуанчжоу и убили нескольких иностранцев.

В декабре 1856 — начале 1857 гг. английская эскадра при участии американского корвета «Порт­смут» обстреливает Гуанчжоу. Союзником Англии в войне выступила Франция. Для неё поводом по­служило убийство в 1856 г. в провинции Гуанси французского миссионера Шапделена. Француз­ские суда под началом адмирала Гро присоедини­лись к английской эскадре Эльджина. На Рождест­во 1857 г. они потребовали от Е Минчэна вывести войска в 48 часов. Е Минчэн не ответил, и англо­французские силы штурмом взяли город. Е Минчэна схватили и отправили в Калькутту, где он и умер. Три года город Гуанчжоу находился под вла­стью временного правительства. В него входили ки­таец Пиквэй, англичане — консул Паркс и полков­ник Холлоувэй, французский военно-морской офи­цер Мартино.

Пламя войны перекинулось на север Китая. Анг­ло-французские корабли подошли к Тяньцзиню. От него было рукой подать до столицы, Пекина. Пра­вительство Китая согласилось на мир.

26 июня 1858 г. подписанием Тяньцзиньского англо-китайского договора завершилась вторая «опиумная» война (1856—1858 гг.). Основные его положения предусматривали, что правительства Великобритании и других стран должны иметь пра­во назначать дипломатических представителей при пекинском дворе; для иностранной торговли допол­нительно открывались порты Нючжуан, Чифу, Формоза (Тайвань), Сватоу, Цюнчжоу на острове Хайнань; британским судам позволялось торговать на реке Янцзыцзян; иностранцы с паспортами сво­их консульств могли путешествовать внутри стра­ны; христианство должно иметь право на сущест­вование в Китае; размеры пошлин, установленные Нанкинским договором, необходимо пересмотреть; Китай также оплачивал военные расходы Англии и возмещал ущерб, причинённый её подданным в Гуанчжоу.

Франко-китайский договор, подписанный в Тяньцзине 27 июня 1858 г., отличался от англо-ки­тайского тем, что Франция получала меньшую кон­трибуцию и соглашалась, что её представители ста­нут бывать в Пекине лишь по необходимости.

Тяньцзиньские договора должны были вступить в силу не позднее чем через год после подписания и утверждения их верховными властями.

Богдыхан Ичу, однако, не думал утверждать эти договора. «Нужно укрепить оборону, — распоря­дился он, — когда дикари поедут в столицу для обмена договорами, уничтожить их всех вместе». «Дикарями» правители Китая называли иностран­цев.

В июне 1859 г. английский посол Брюс и фран­цузский посол Бурбулон на одном из кораблей воен­ной эскадры появились в Дагу. Требование пропус­тить их в Тяньцзинь китайские власти отвергли и предложили ехать в Пекин другим путём без соп­ровождения военных сил. Эскадра попыталась си­лой пробиться в Тяньцзинь, но огонь с китайских фортов заставил её отступить.

Это сражение явилось поводом к третьей «опи­умной» войне. Она началась в августе 1860 г. Анг­ло-французский десант легко опрокинул конницу монгольского князя Сэнгэринчина и захватил Дагу и Тяньцзинь. Богдыхан Ичу заметался. Приказал истреблять англичан и французов как «зловредных животных». Одновременно предписал своим уполномоченным принять все требования противника, кроме уплаты контрибуции и размещения послов в столице. Одна­ко союзники настаивали на принятии всех своих условий. Тогда Ичу провозгласил, что лично по­ведёт войско навстречу врагу, чтобы «наказать ди­карей».

Храбро сражалась конница Сэнгэринчина в Чжанцзяване, но уступила сикхам британского экспедиционного корпуса. В бою у Балицяо с остат­ками войск Сэнгэринчина союзники снова взяли верх. Французскому генералу, обеспечившему по­беду, император Франции пожаловал титул графа де Балицяо.

13 октября 1860 г. армия союзников вступила в Пекин, откуда загодя отбыл богдыхан. Француз­ские солдаты разграбили сокровища летней импе­раторской резиденции Юаньминюань, замечатель­ного памятника китайского зодчества XVIII в. В отместку за смерть взятых в плен англичан и фран­цузов лорд Эльджин и барон Гро приказали сжечь строения Летнего дворца.

22 октября 1860 г. были подписаны Пекинские договора. Они подвели черту третьей «опиумной» войне. Пекинские договора подтвердили все усло­вия Тяньцзиньских договоров. По китайско-анг­лийскому договору Англии выплачивалась контри­буция; разрешался выезд из страны китайцам как наёмным рабочим; полуостров Коулун переходил во владение к британскому правительству и становил­ся частью Гонконга; Тяньцзинь открывался для свободной торговли.

По китайско-французской конвенции местным христианам возвращалось ранее отнятое у них иму­щество. В китайский текст франко-китайского до­говора переводчик, католический священник Делямар, самовольно вписал, что французским мис­сионерам разрешается повсеместно покупать и арендовать земли и возводить на них по своему ус­мотрению постройки.

Вошли в силу торговые правила, подготовлен­ные в 1858 г.: опиум разрешалось ввозить во все порты Китая, открытые для иностранной торговли. Пошлина с него была меньше той, что брали в Лон­доне с китайских чая и шёлка.

Так началась активная колонизация Китая евро­пейскими государствами.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.