ЧАН КАЙШИ
Чан Кайши родился 31 октября 1887 г. в Цикоу, небольшом городе одной из самых богатых и развитых провинций Китая — Чжэцзян. В соответствии с обычаями состоятельных семей родственники отправили юного Чана изучать основы традиционной философии, чтобы в дальнейшем он мог претендовать на хорошее место на государственной службе. Однако в 1905 г. Чан Кайши неожиданно оставил учёбу и заявил родным, что решил посвятить себя профессии военного. В тогдашнем Китае авторитет мундира был невысок, т. к. страну уже не раз потрясали опустошительные нашествия и войны, а китайские войска с печальным однообразием терпели поражения.
Выяснилось, однако, что это обстоятельство только подогревало честолюбие юноши. Он верил в великое будущее китайской нации и потому возмущался бездеятельностью Цинской династии, превратившей Китай во второразрядную страну, восхищался Японией, которая в 1905 г. выиграла войну с Россией. Чан Кайши демонстративно обрезал косу — знак покорности властям — и отправился в Токио, чтобы поступить в военное училище. Здесь его ждало разочарование — он не был принят на учёбу без официального направления. Но будущий генералиссимус отличался терпением и упорством. Вернувшись в Китай, он поступил в военную школу, где преподавание велось по японской системе. Зимой 1907 г. Чан Кайши всё же пробился в число курсантов, отобранных для учёбы в Японии.
Там в это время действовала созданная доктором Сунь Ятсеном тайная организация «Китайская революционная лига». Несмотря на то что китайским курсантам строго запрещалось заниматься политической деятельностью, Чан Кайши вскоре вступил в ряды лиги. Он произнёс слова присяги на верность китайской революции: «Клянусь бороться за изгнание маньчжур, освобождение Китая, создание республики и установление равных прав на землю!»
Когда в Китае началась Синьхайская революция, свергнувшая в октябре 1911 г. Цинскую династию, Чан Кайши вернулся на родину. Однако надежды на быстрое возрождение страны оказались напрасными. Бурные события 1911 — 1913 гг. привели к власти в Китае генерала Юань Шикая, продолжившего политику Цинов. После его неожиданной смерти страну практически разделили между собой дуцзюни — генералы и бывшие губернаторы провинций, которые повели между собой борьбу за сферы влияния: создавали блоки, предавали союзников, перебегали ко вчерашним противникам.;. Они имели собственные армии, вводили собственные налоги, воевали с соседями, а расплачиваться за всё это приходилось китайскому народу. Некоторые из генералов были ставленниками иностранных держав и получали от них оружие и деньги.
Положение было настолько тяжёлым, что Китаю, казалось, никогда больше не стать единым государством.
Исключением на этом фоне был юг, где действовало правительство Сунь Ятсена. Организованная им Национальная партия — Гоминьдан — добивалась объединения страны, её независимости, установления конституционного строя и наделения крестьян землёй. В борьбе за это Сунь Ятсен делал ставку на военную силу, однако создать дисциплинированную, боеспособную армию было не просто. Имевший хорошую профессиональную подготовку Чан Кайши быстро выдвинулся и вошёл в руководство гоминьдановской армии. Авторитет Чан Кайши упрочился благодаря его безупречному поведению в критические дни 1922 г., когда Сунь Ятсену пришлось бежать из своей столицы Гуаньчжоу после предательства одного из генералов.
В том же году Чан Кайши был назначен начальником штаба гоминьдановской армии. Это было время поворота в политике Сунь Ятсена. Не надеясь больше на сомнительный союз с генералами, лидер Гоминьдана обратился к русским революционерам. В августе 1923 г. 35-летний генерал Чан Кайши выехал во главе делегации в Москву.
Советское руководство благосклонно приняло посланцев доктора Суня, имея в виду перспективы развития мировой революции. Чан Кайши подчёркивал готовность Гоминьдана сотрудничать с коммунистами, до конца бороться с империализмом и капитализмом. Вернувшись в Китай, он, однако, старался не вмешиваться в политические дебаты, сосредоточив своё внимание на чисто военных делах.
Возможно, это обстоятельство помогло Чан Кайши возглавить Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена. Соратники доктора Суня считали генерала мало смыслящим в политике человеком и тем самым облегчили ему путь к власти. Прозорливее оказались иностранные наблюдатели, отмечавшие его энергию и организаторские способности, умение разбираться в людях и... честолюбие.
События 1925—1927 гг. подтвердили эти наблюдения. Неплохо вооружённая и обученная армия стремительно продвигалась на север, отбирая власть у дуцзюней. Этот Северный поход, возглавляемый Чан Кайши, представлял собой настолько необычное явление, что привлёк внимание всего мира. Небольшие группы агитаторов двигались впереди войск, рассказывая людям о новой власти. Города и деревни радушно встречали наступавшую армию и помогали ей. Войска, посылаемые против южан, часто переходили на их сторону. В марте 1927 г. отряды Гоминьдана с триумфом вошли в крупнейший город Китая — Шанхай. Фактически весь Китай, за исключением Маньчжурии, признал власть гоминьдановского правительства.
Северный поход принёс честолюбивому маршалу (с 1928 г. — генералиссимусу) мировую славу. И вот, когда западные державы увидели перед собой новый и, казалось, опасный для них Китай, Чан Кайши круто изменил свою политику. Он разорвал союз с коммунистами и заявил о готовности установить дружеские отношения с капиталистическими странами. Этот шаг означал разрыв с СССР и Коминтерном и, стало быть, крах надежд их лидеров на китайский вариант мировой революции.
Такой резкий поворот Чан Кайши от идеалов национальной революции в сторону политических выгод союза с Западом оттолкнул от него многих людей. Среди них был его любимый сын Цзян Цинго, учившийся в Советском Союзе и серьёзно увлёкшийся коммунистическими идеями.
Придя к власти, Чан Кайши сразу же столкнулся с серьёзными проблемами. Влиятельные круги Гоминьдана не устраивала ориентация на США и Англию. Укрепляло позиции коммунистическое движение, создавшее в 30-х гг. противостоящие центральному правительству «Советские районы Китая». Япония от политического давления на Китай перешла к открытой агрессии. В 1931—1932 гг. японцы захватили Маньчжурию богатый, перспективный и важный в стратегическом отношении район. Они создали на его территории государство Маньчжоу-Го. Чан Кайши смирился с этим, понимая, что серьёзное столкновение с Японией означало бы неминуемое поражение гоминьдановских
армий. Выгоднее было подождать столкновения японцев с мощными западными державами.
Чтобы не допустить усиления КПК, Чан Кайши организовал против «Советских районов» пять походов и вынудил коммунистов переместиться на север страны.
Марксистской идеологии вождь Гоминьдана противопоставлял возвращение к идеалам конфуцианства — скромности, воздержанности, послушанию. Была создана многотысячная организация синерубашечников, члены которой беспрекословно повиновались Чан Кайши. И хотя в публичных выступлениях он много говорил о преимуществах политической системы западных демократий, в Китае формировалась диктатура Чан Кайши. «Одна страна, одна партия, один вождь!» — таков был официальный лозунг гоминьдановского Китая.
Политика лидера вызывала недовольство не только простых китайцев, но и гоминьдановских генералов, считавших, что угроза японской агрессии требует объединения всех патриотов, включая коммунистов. Генералы Чжан Сюэлян и Ян Хучэн пошли на соглашение с лидером коммунистов Мао Цзэдуном и в декабре 1936 г. арестовали Чан Кайши, намереваясь предать его суду. Но тот вновь показал себя незаурядным политиком: заявил о готовности прекратить гражданскую войну, создать единый антияпонский фронт и... удержался у власти.
Тем не менее в 1937—1945 гг. китайская сторона вела военные действия своеобразно: и националисты, и коммунисты не столько атаковали японские войска, сколько готовились к будущей борьбе между собой. Надеясь на военную поддержку США, лидеры Гоминьдана недооценили возросшее в 40-е гг. влияние коммунистов. Крестьянство, так и не дождавшееся проведения в жизнь лозунга Сунь Ятсена «Каждому пахарю — своё поле!», перестало доверять националистам. Передел земли стал главным козырем компартии. В конце концов именно интересы миллионов китайских крестьян определили победу коммунистов в гражданской войне 1945— 1949 гг.
Верные Чан Кайши военные части, члены гоминьдановской партии и их семьи эвакуировались на о. Тайвань. Чан Кайши не отказался ни от политического контроля над населением, ни от однопартийности, ни от помощи США. В сочетании с аграрной реформой, вниманием к экспортному производству, широкой торговлей с соседними странами и другими шагами по активизации экономики это позволило Тайваню резко ускорить темпы развития.
До конца своих дней Чан Кайши был уверен, что лишь неблагоприятные внешние обстоятельства и агрессия коммунистов сорвали возрождение великого Китая.
Умер он на 88-м году жизни в апреле 1975 г. Его преемником на посту президента стал его сын Цзян Цинго, вернувшийся из СССР убеждённым антикоммунистом
Чан Кайши родился 31 октября 1887 г. в Цикоу, небольшом городе одной из самых богатых и развитых провинций Китая — Чжэцзян. В соответствии с обычаями состоятельных семей родственники отправили юного Чана изучать основы традиционной философии, чтобы в дальнейшем он мог претендовать на хорошее место на государственной службе. Однако в 1905 г. Чан Кайши неожиданно оставил учёбу и заявил родным, что решил посвятить себя профессии военного. В тогдашнем Китае авторитет мундира был невысок, т. к. страну уже не раз потрясали опустошительные нашествия и войны, а китайские войска с печальным однообразием терпели поражения.
Выяснилось, однако, что это обстоятельство только подогревало честолюбие юноши. Он верил в великое будущее китайской нации и потому возмущался бездеятельностью Цинской династии, превратившей Китай во второразрядную страну, восхищался Японией, которая в 1905 г. выиграла войну с Россией. Чан Кайши демонстративно обрезал косу — знак покорности властям — и отправился в Токио, чтобы поступить в военное училище. Здесь его ждало разочарование — он не был принят на учёбу без официального направления. Но будущий генералиссимус отличался терпением и упорством. Вернувшись в Китай, он поступил в военную школу, где преподавание велось по японской системе. Зимой 1907 г. Чан Кайши всё же пробился в число курсантов, отобранных для учёбы в Японии.
Там в это время действовала созданная доктором Сунь Ятсеном тайная организация «Китайская революционная лига». Несмотря на то что китайским курсантам строго запрещалось заниматься политической деятельностью, Чан Кайши вскоре вступил в ряды лиги. Он произнёс слова присяги на верность китайской революции: «Клянусь бороться за изгнание маньчжур, освобождение Китая, создание республики и установление равных прав на землю!»
Когда в Китае началась Синьхайская революция, свергнувшая в октябре 1911 г. Цинскую династию, Чан Кайши вернулся на родину. Однако надежды на быстрое возрождение страны оказались напрасными. Бурные события 1911 — 1913 гг. привели к власти в Китае генерала Юань Шикая, продолжившего политику Цинов. После его неожиданной смерти страну практически разделили между собой дуцзюни — генералы и бывшие губернаторы провинций, которые повели между собой борьбу за сферы влияния: создавали блоки, предавали союзников, перебегали ко вчерашним противникам.;. Они имели собственные армии, вводили собственные налоги, воевали с соседями, а расплачиваться за всё это приходилось китайскому народу. Некоторые из генералов были ставленниками иностранных держав и получали от них оружие и деньги.
Положение было настолько тяжёлым, что Китаю, казалось, никогда больше не стать единым государством.
Исключением на этом фоне был юг, где действовало правительство Сунь Ятсена. Организованная им Национальная партия — Гоминьдан — добивалась объединения страны, её независимости, установления конституционного строя и наделения крестьян землёй. В борьбе за это Сунь Ятсен делал ставку на военную силу, однако создать дисциплинированную, боеспособную армию было не просто. Имевший хорошую профессиональную подготовку Чан Кайши быстро выдвинулся и вошёл в руководство гоминьдановской армии. Авторитет Чан Кайши упрочился благодаря его безупречному поведению в критические дни 1922 г., когда Сунь Ятсену пришлось бежать из своей столицы Гуаньчжоу после предательства одного из генералов.
В том же году Чан Кайши был назначен начальником штаба гоминьдановской армии. Это было время поворота в политике Сунь Ятсена. Не надеясь больше на сомнительный союз с генералами, лидер Гоминьдана обратился к русским революционерам. В августе 1923 г. 35-летний генерал Чан Кайши выехал во главе делегации в Москву.
Советское руководство благосклонно приняло посланцев доктора Суня, имея в виду перспективы развития мировой революции. Чан Кайши подчёркивал готовность Гоминьдана сотрудничать с коммунистами, до конца бороться с империализмом и капитализмом. Вернувшись в Китай, он, однако, старался не вмешиваться в политические дебаты, сосредоточив своё внимание на чисто военных делах.
Возможно, это обстоятельство помогло Чан Кайши возглавить Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена. Соратники доктора Суня считали генерала мало смыслящим в политике человеком и тем самым облегчили ему путь к власти. Прозорливее оказались иностранные наблюдатели, отмечавшие его энергию и организаторские способности, умение разбираться в людях и... честолюбие.
События 1925—1927 гг. подтвердили эти наблюдения. Неплохо вооружённая и обученная армия стремительно продвигалась на север, отбирая власть у дуцзюней. Этот Северный поход, возглавляемый Чан Кайши, представлял собой настолько необычное явление, что привлёк внимание всего мира. Небольшие группы агитаторов двигались впереди войск, рассказывая людям о новой власти. Города и деревни радушно встречали наступавшую армию и помогали ей. Войска, посылаемые против южан, часто переходили на их сторону. В марте 1927 г. отряды Гоминьдана с триумфом вошли в крупнейший город Китая — Шанхай. Фактически весь Китай, за исключением Маньчжурии, признал власть гоминьдановского правительства.
Северный поход принёс честолюбивому маршалу (с 1928 г. — генералиссимусу) мировую славу. И вот, когда западные державы увидели перед собой новый и, казалось, опасный для них Китай, Чан Кайши круто изменил свою политику. Он разорвал союз с коммунистами и заявил о готовности установить дружеские отношения с капиталистическими странами. Этот шаг означал разрыв с СССР и Коминтерном и, стало быть, крах надежд их лидеров на китайский вариант мировой революции.
Такой резкий поворот Чан Кайши от идеалов национальной революции в сторону политических выгод союза с Западом оттолкнул от него многих людей. Среди них был его любимый сын Цзян Цинго, учившийся в Советском Союзе и серьёзно увлёкшийся коммунистическими идеями.
Придя к власти, Чан Кайши сразу же столкнулся с серьёзными проблемами. Влиятельные круги Гоминьдана не устраивала ориентация на США и Англию. Укрепляло позиции коммунистическое движение, создавшее в 30-х гг. противостоящие центральному правительству «Советские районы Китая». Япония от политического давления на Китай перешла к открытой агрессии. В 1931—1932 гг. японцы захватили Маньчжурию богатый, перспективный и важный в стратегическом отношении район. Они создали на его территории государство Маньчжоу-Го. Чан Кайши смирился с этим, понимая, что серьёзное столкновение с Японией означало бы неминуемое поражение гоминьдановских
армий. Выгоднее было подождать столкновения японцев с мощными западными державами.
Чтобы не допустить усиления КПК, Чан Кайши организовал против «Советских районов» пять походов и вынудил коммунистов переместиться на север страны.
Марксистской идеологии вождь Гоминьдана противопоставлял возвращение к идеалам конфуцианства — скромности, воздержанности, послушанию. Была создана многотысячная организация синерубашечников, члены которой беспрекословно повиновались Чан Кайши. И хотя в публичных выступлениях он много говорил о преимуществах политической системы западных демократий, в Китае формировалась диктатура Чан Кайши. «Одна страна, одна партия, один вождь!» — таков был официальный лозунг гоминьдановского Китая.
Политика лидера вызывала недовольство не только простых китайцев, но и гоминьдановских генералов, считавших, что угроза японской агрессии требует объединения всех патриотов, включая коммунистов. Генералы Чжан Сюэлян и Ян Хучэн пошли на соглашение с лидером коммунистов Мао Цзэдуном и в декабре 1936 г. арестовали Чан Кайши, намереваясь предать его суду. Но тот вновь показал себя незаурядным политиком: заявил о готовности прекратить гражданскую войну, создать единый антияпонский фронт и... удержался у власти.
Тем не менее в 1937—1945 гг. китайская сторона вела военные действия своеобразно: и националисты, и коммунисты не столько атаковали японские войска, сколько готовились к будущей борьбе между собой. Надеясь на военную поддержку США, лидеры Гоминьдана недооценили возросшее в 40-е гг. влияние коммунистов. Крестьянство, так и не дождавшееся проведения в жизнь лозунга Сунь Ятсена «Каждому пахарю — своё поле!», перестало доверять националистам. Передел земли стал главным козырем компартии. В конце концов именно интересы миллионов китайских крестьян определили победу коммунистов в гражданской войне 1945— 1949 гг.
Верные Чан Кайши военные части, члены гоминьдановской партии и их семьи эвакуировались на о. Тайвань. Чан Кайши не отказался ни от политического контроля над населением, ни от однопартийности, ни от помощи США. В сочетании с аграрной реформой, вниманием к экспортному производству, широкой торговлей с соседними странами и другими шагами по активизации экономики это позволило Тайваню резко ускорить темпы развития.
До конца своих дней Чан Кайши был уверен, что лишь неблагоприятные внешние обстоятельства и агрессия коммунистов сорвали возрождение великого Китая.
Умер он на 88-м году жизни в апреле 1975 г. Его преемником на посту президента стал его сын Цзян Цинго, вернувшийся из СССР убеждённым антикоммунистом
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи