ЧАН КАЙШИ

Наука » История » Всемирная история
ЧАН КАЙШИ

ЧАН КАЙШИ


Чан Кайши родился 31 октября 1887 г. в Цикоу, небольшом городе одной из самых богатых и развитых провинций Китая — Чжэцзян. В соответствии с обычаями состоятель­ных семей родственники отправили юного Чана изучать основы традиционной философии, чтобы в дальнейшем он мог претендовать на хорошее место на государственной службе. Однако в 1905 г. Чан Кайши неожиданно оставил учёбу и заявил род­ным, что решил посвятить себя профессии воен­ного. В тогдашнем Китае авторитет мундира был невысок, т. к. страну уже не раз потрясали опус­тошительные нашествия и войны, а китайские вой­ска с печальным однообразием терпели поражения.

Выяснилось, однако, что это обстоятельство только подогревало честолюбие юноши. Он верил в великое будущее китайской нации и потому воз­мущался бездеятельностью Цинской династии, пре­вратившей Китай во второразрядную страну, вос­хищался Японией, которая в 1905 г. выиграла вой­ну с Россией. Чан Кайши демонстративно обрезал косу — знак покорности властям — и отправился в Токио, чтобы поступить в военное училище. Здесь его ждало разочарование — он не был принят на учёбу без официального направления. Но будущий генералиссимус отличался терпением и упорством. Вернувшись в Китай, он поступил в военную шко­лу, где преподавание велось по японской системе. Зимой 1907 г. Чан Кайши всё же пробился в число курсантов, отобранных для учёбы в Японии.

Там в это время действовала созданная доктором Сунь Ятсеном тайная организация «Китайская ре­волюционная лига». Несмотря на то что китайским курсантам строго запрещалось заниматься полити­ческой деятельностью, Чан Кайши вскоре вступил в ряды лиги. Он произнёс слова присяги на верность китайской революции: «Клянусь бороться за изгна­ние маньчжур, освобождение Китая, создание рес­публики и установление равных прав на землю!»

Когда в Китае началась Синьхайская револю­ция, свергнувшая в октябре 1911 г. Цинскую ди­настию, Чан Кайши вернулся на родину. Однако надежды на быстрое возрождение страны оказались напрасными. Бурные события 1911 — 1913 гг. при­вели к власти в Китае генерала Юань Шикая, про­должившего политику Цинов. После его неожидан­ной смерти страну практически разделили между собой дуцзюни — генералы и бывшие губернаторы провинций, которые повели между собой борьбу за сферы влияния: создавали блоки, предавали союз­ников, перебегали ко вчерашним противникам.;. Они имели собственные армии, вводили собствен­ные налоги, воевали с соседями, а расплачиваться за всё это приходилось китайскому народу. Некоторые из генералов были ставленниками иностран­ных держав и получали от них оружие и деньги.

Положение было настолько тяжёлым, что Китаю, казалось, никогда больше не стать единым госу­дарством.

Исключением на этом фоне был юг, где дейст­вовало правительство Сунь Ятсена. Организованная им Национальная партия — Гоминьдан — добива­лась объединения страны, её независимости, уста­новления конституционного строя и наделения кре­стьян землёй. В борьбе за это Сунь Ятсен делал став­ку на военную силу, однако создать дисциплини­рованную, боеспособную армию было не просто. Имевший хорошую профессиональную подготовку Чан Кайши быстро выдвинулся и вошёл в руко­водство гоминьдановской армии. Авторитет Чан Кайши упрочился благодаря его безупречному по­ведению в критические дни 1922 г., когда Сунь Ятсену пришлось бежать из своей столицы Гуаньчжоу после предательства одного из генералов.

В том же году Чан Кайши был назначен началь­ником штаба гоминьдановской армии. Это было время поворота в политике Сунь Ятсена. Не надеясь больше на сомнительный союз с генералами, лидер Гоминьдана обратился к русским революционерам. В августе 1923 г. 35-летний генерал Чан Кайши выехал во главе делегации в Москву.

Советское руководство благосклонно приняло посланцев доктора Суня, имея в виду перспективы развития мировой рево­люции. Чан Кайши подчёркивал готов­ность Гоминьдана сотрудничать с коммунистами, до конца бороться с империализмом и капитализ­мом. Вернувшись в Китай, он, однако, старался не вмешиваться в политические дебаты, сосредоточив своё внимание на чисто военных делах.

Возможно, это обстоятельство помогло Чан Кайши возглавить Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена. Соратники доктора Суня считали генерала ма­ло смыслящим в политике человеком и тем самым облегчили ему путь к власти. Прозорливее оказа­лись иностранные наблюдатели, отмечавшие его энергию и организаторские способности, умение разбираться в людях и... честолюбие.

События 1925—1927 гг. подтвердили эти наблю­дения. Неплохо вооружённая и обученная армия стремительно продвигалась на север, отбирая власть у дуцзюней. Этот Северный поход, возглав­ляемый Чан Кайши, представлял собой настолько необычное явление, что привлёк внимание всего мира. Небольшие группы агитаторов двигались впе­реди войск, рассказывая людям о новой власти. Го­рода и деревни радушно встречали наступавшую ар­мию и помогали ей. Войска, посылаемые против южан, часто переходили на их сторону. В марте 1927 г. отряды Гоминьдана с триумфом вошли в крупнейший город Китая — Шанхай. Фактически весь Китай, за исключением Маньчжурии, признал власть гоминьдановского правительства.

Северный поход принёс честолюбивому маршалу (с 1928 г. — генералиссимусу) мировую славу. И вот, когда западные державы увидели перед собой новый и, казалось, опасный для них Китай, Чан Кайши круто изменил свою политику. Он разорвал союз с коммунистами и заявил о готовности уста­новить дружеские отношения с капиталистически­ми странами. Этот шаг означал разрыв с СССР и Коминтерном и, стало быть, крах надежд их ли­деров на китайский вариант мировой революции.

Такой резкий поворот Чан Кайши от идеалов на­циональной революции в сторону политических вы­год союза с Западом оттолкнул от него многих лю­дей. Среди них был его любимый сын Цзян Цинго, учившийся в Советском Союзе и серьёзно увлёк­шийся коммунистическими идеями.

Придя к власти, Чан Кайши сразу же столкнул­ся с серьёзными проблемами. Влиятельные круги Гоминьдана не устраивала ориентация на США и Англию. Укрепляло позиции коммунистическое движение, создавшее в 30-х гг. противостоящие центральному правительству «Советские районы Китая». Япония от политического давления на Ки­тай перешла к открытой агрессии. В 1931—1932 гг. японцы захватили Маньчжурию богатый, перспек­тивный и важный в стратегическом отношении рай­он. Они создали на его территории государство Маньчжоу-Го. Чан Кайши смирился с этим, пони­мая, что серьёзное столкновение с Японией озна­чало бы неминуемое поражение гоминьдановских

армий. Выгоднее было подождать столкновения японцев с мощными западными державами.

Чтобы не допустить усиления КПК, Чан Кайши организовал против «Советских районов» пять по­ходов и вынудил коммунистов переместиться на се­вер страны.

Марксистской идеологии вождь Гоминьдана противопоставлял возвращение к идеалам конфу­цианства — скромности, воздержанности, послу­шанию. Была создана многотысячная организация синерубашечников, члены которой беспрекословно повиновались Чан Кайши. И хотя в публичных выступлениях он много говорил о преимуществах политической системы западных демократий, в Ки­тае формировалась диктатура Чан Кайши. «Одна страна, одна партия, один вождь!» — таков был официальный лозунг гоминьдановского Китая.

Политика лидера вызывала недовольство не только простых китайцев, но и гоминьдановских генералов, считавших, что угроза японской агрес­сии требует объединения всех патриотов, включая коммунистов. Генералы Чжан Сюэлян и Ян Хучэн пошли на соглашение с лидером коммунистов Мао Цзэдуном и в декабре 1936 г. арестовали Чан Кай­ши, намереваясь предать его суду. Но тот вновь по­казал себя незаурядным политиком: заявил о го­товности прекратить гражданскую войну, создать единый антияпонский фронт и... удержался у вла­сти.

Тем не менее в 1937—1945 гг. китайская сторона вела военные действия своеобразно: и националис­ты, и коммунисты не столько атаковали японские войска, сколько готовились к будущей борьбе меж­ду собой. Надеясь на военную поддержку США, ли­деры Гоминьдана недооценили возросшее в 40-е гг. влияние коммунистов. Крестьянство, так и не дож­давшееся проведения в жизнь лозунга Сунь Ятсена «Каждому пахарю — своё поле!», перестало дове­рять националистам. Передел земли стал главным козырем компартии. В конце концов именно ин­тересы миллионов китайских крестьян определили победу коммунистов в гражданской войне 1945— 1949 гг.

Верные Чан Кайши военные части, члены гоминьдановской партии и их семьи эвакуировались на о. Тайвань. Чан Кайши не отказался ни от по­литического контроля над населением, ни от однопартийности, ни от помощи США. В сочетании с аграрной реформой, вниманием к экспортному про­изводству, широкой торговлей с соседними страна­ми и другими шагами по активизации экономики это позволило Тайваню резко ускорить темпы раз­вития.

До конца своих дней Чан Кайши был уверен, что лишь неблагоприятные внешние обстоятельства и агрессия коммунистов сорвали возрождение вели­кого Китая.

Умер он на 88-м году жизни в апреле 1975 г. Его преемником на посту президента стал его сын Цзян Цинго, вернувшийся из СССР убеждённым анти­коммунистом

Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.