Философия :
1)рефлексированного мировоззрения
2) любовь к мудрости
Филия- любовь. София- мудрость.
Рефлексия:мышление мышлений, анализ собственной деятельности.
Человек лежит и думает о том, как он думает.
МИР <-- ЧЕЛОВЕК
*Время в нас, как уповании в страхах (Августин)
*Философские вопросы вызывают мысленные судороги (Витгенштейн)
*Остранение (Шкловский) :
-взгляд на мир впервые
-удивление ( значение времен Плотона)
-сочинение (Декарт)
-отчаяние (Камю)
Cogito Декарта - сомневаясь во всем , нельзя сомневаться в своем сомнении.
Вопросы философии.::материи и сознания
МИР «--» ЧЕЛОВЕК
Что первично?
1)Материальное или 2)Идеальное
1)рефлексированного мировоззрения
2) любовь к мудрости
Филия- любовь. София- мудрость.
Рефлексия:мышление мышлений, анализ собственной деятельности.
Человек лежит и думает о том, как он думает.
МИР <-- ЧЕЛОВЕК
*Время в нас, как уповании в страхах (Августин)
*Философские вопросы вызывают мысленные судороги (Витгенштейн)
*Остранение (Шкловский) :
-взгляд на мир впервые
-удивление ( значение времен Плотона)
-сочинение (Декарт)
-отчаяние (Камю)
Cogito Декарта - сомневаясь во всем , нельзя сомневаться в своем сомнении.
Вопросы философии.::материи и сознания
МИР «--» ЧЕЛОВЕК
Что первично?
1)Материальное или 2)Идеальное
12в – Киевская Руст распалась на 15-20 княжеств, этому Батый легко покорил княжества.
Историки-евразийцы– сообщество, созданное в 1920 г в Болгарии эмигрантами: иго – благо, т.к татары не вмешивались в религиозные дела => расцвет православия, литературы (жития), архитектуры (монастыри). Т.о., иго спасло Русь от католизации, сохранило православие.
Г. Шпет: в 14 в. на Руси нет философии. Лектор не согласен.
В это время в Европе: Николай Кузанский (Франк называл себя его учеником), Леонардо да Винчи (14в), Коперник, Монтень, Дж. Бруно (15в).
В 14 в. Московская Русь начала развиваться, хотя столь мощных философских идей, как на Западе, не было.
Название «Московская Русь» восходит к времени, когда Иван Калита (1325 получил постоянный !!! ярлык на сбор дани => возвышение Москвы, потом присоединение Владимира.) => Иван Калита - великий князь Московский и Владимирский. Далее – усиление Москва при Дм Донском + усобицы в Орде и ее распад на княжества => 1480 – стояние на р. Угре – полное освобождение от ига || усиление и централизация вокруг Москвы + духовная консолидация всей Руси вокруг Москва из-за власти Московской метрополии.
15в. Москва +: Тверь, Вятка, Пермь, Вел Новгород, Ярославль
1453 – падение Константинополя, Россия – единственный представитель христианства. Митропролит Варламов (1511-1521) – 1 митрополит – ставленник Ивана 3.
Историки-евразийцы– сообщество, созданное в 1920 г в Болгарии эмигрантами: иго – благо, т.к татары не вмешивались в религиозные дела => расцвет православия, литературы (жития), архитектуры (монастыри). Т.о., иго спасло Русь от католизации, сохранило православие.
Г. Шпет: в 14 в. на Руси нет философии. Лектор не согласен.
В это время в Европе: Николай Кузанский (Франк называл себя его учеником), Леонардо да Винчи (14в), Коперник, Монтень, Дж. Бруно (15в).
В 14 в. Московская Русь начала развиваться, хотя столь мощных философских идей, как на Западе, не было.
Название «Московская Русь» восходит к времени, когда Иван Калита (1325 получил постоянный !!! ярлык на сбор дани => возвышение Москвы, потом присоединение Владимира.) => Иван Калита - великий князь Московский и Владимирский. Далее – усиление Москва при Дм Донском + усобицы в Орде и ее распад на княжества => 1480 – стояние на р. Угре – полное освобождение от ига || усиление и централизация вокруг Москвы + духовная консолидация всей Руси вокруг Москва из-за власти Московской метрополии.
15в. Москва +: Тверь, Вятка, Пермь, Вел Новгород, Ярославль
1453 – падение Константинополя, Россия – единственный представитель христианства. Митропролит Варламов (1511-1521) – 1 митрополит – ставленник Ивана 3.
Происходит т.н. "книжная справа" → Исправление славянских переводов Библии и богослужебных книг В в Москву приезжает Епифаний Славинецкий (ум. в 1675), Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Постепенно вокруг Епифания Славинецкого сложился круг учеников, составивших костяк так называемого грекофильского религиозно-философского направления. Из числа последователей Епифания Славинецкого наибольшую известность стяжали Чудовский инок Евфимий и придворный поэт Карион Истомин. Основатели московской Славяно-греко-латинской академии братья Иоанникий и Софроний Лихуды, при всей неоднозначности занятой ими позиций, также придерживались грекофильского направления.
Особое напряжение в русской мысли XVII в. вызвал раскол, потрясший основы русского общества. Если говорить о религиозно-философских мотивах в расколе XVII в., то здесь прежде всего необходимо назвать колоритную фигуру протопопа Аввакума (1621 - 1682).
Особое напряжение в русской мысли XVII в. вызвал раскол, потрясший основы русского общества. Если говорить о религиозно-философских мотивах в расколе XVII в., то здесь прежде всего необходимо назвать колоритную фигуру протопопа Аввакума (1621 - 1682).
1585- учреждено патриаршество, русская православная церковь стала самостоятельной, но в западных землях (Киевщина, Белоруссия) - усиление католичества.
1517 – тезисы Лютеры => раскол в западном христианстве
1534- Игнатий Лоела организовал орден иезуитов с целью защиты католичества, экспансия католичества на восток (Греция, Сербия, Болгария, Черногория, Византия – т.к. могущество Константинополя падало, то в них усиленно распространялось католичество + сами жители стремились получить образование в uni Италии )
1577 – коллегии св. Афанасия – учебные заведения для православных, учрежденные Римом.
1596 – брестская церковная уния, по которой часть православных приходов подчинялась папе Римскому с сохранением православных обрядов. Эта уния способствовала тому, что православная верхушка Речи Посполитой (оч крупное гос-во в 16 в, стремившееся к господство в восточных землях России) получила послабления и льготы, сравнялась с католической. Православные из низших слоев не приняли унию, собрали свой Собор, предали анафеме униатство, для защиты своих интересов учредили Православное Братство (Люблинское, Перемышлинское, Минское и т.п.).
Иезуитские школы (католики) давали оч хорошее образование, распространяли католичество => Братства организовали сеть братских школ, но они не были успешны, тк.к Россия из-за опричнины, эк проблем и т.п. была не способна помочь православным в РП. Кроме того, Россия звала польского князя Владислава на московский престол, но патриарх потребовал от него принятия православия, что сделало невозможным его коронацию.
1517 – тезисы Лютеры => раскол в западном христианстве
1534- Игнатий Лоела организовал орден иезуитов с целью защиты католичества, экспансия католичества на восток (Греция, Сербия, Болгария, Черногория, Византия – т.к. могущество Константинополя падало, то в них усиленно распространялось католичество + сами жители стремились получить образование в uni Италии )
1577 – коллегии св. Афанасия – учебные заведения для православных, учрежденные Римом.
1596 – брестская церковная уния, по которой часть православных приходов подчинялась папе Римскому с сохранением православных обрядов. Эта уния способствовала тому, что православная верхушка Речи Посполитой (оч крупное гос-во в 16 в, стремившееся к господство в восточных землях России) получила послабления и льготы, сравнялась с католической. Православные из низших слоев не приняли унию, собрали свой Собор, предали анафеме униатство, для защиты своих интересов учредили Православное Братство (Люблинское, Перемышлинское, Минское и т.п.).
Иезуитские школы (католики) давали оч хорошее образование, распространяли католичество => Братства организовали сеть братских школ, но они не были успешны, тк.к Россия из-за опричнины, эк проблем и т.п. была не способна помочь православным в РП. Кроме того, Россия звала польского князя Владислава на московский престол, но патриарх потребовал от него принятия православия, что сделало невозможным его коронацию.
Существование древнерусской философии оставалось дискуссионным вопросом для самой русской философии: наиболее нигилистическое отношение и связанный с ним факт отрицания вышеупомянутого феномена – оценка Густава Шпета, называвшего всю культуру Древней Руси темным периодом «невегласия» и отсутствия примеров оригинального и самостоятельного напряжения мысли. Вопрос, когда можно хронологически зафиксировать начало самостоятельной русской философии, оказался сопряжен с проблемой правомерности выделения национальной философии. В.В. Зеньковский в этой связи убежден, что европейское понимание философии как истории систем не является единственно возможным для распространения на любое философское творчество. Автор первой «Истории русской философии» (6-ой том в компендиуме историко-философских трудов) архимандрит Гавриил однозначно полагал, что «любомудрие русских непреложно и живо», и начал свое изложение русской философии с языческих времен, предшествовавших крещению Руси при князе Владимире (Св. Равноапостольном). Значительно более поздний историк русской философии В.В. Зеньковский высказывал более осторожное мнение о том, что эпоха древнерусских книжников представляет собой протофилософский период, в котором философские идеи растворены в толще богословской, нравственно-поучительной, житийной литературы. Сегодня стародавний спор нельзя считать окончательно разрешенным, однако, по крайней мере, часть философской общественности, представленная специалистами по ИРФ, склонна полагать, что термин «философские идеи» в Древней Руси является наиболее адекватным для обозначения начального этапа в истории русской философии (хотя в литературе по теме часто можно встретить и более свободное употребление термина «древнерусская философия», «философия в Древней Руси»).
Домонгольская литература, философские идеи в Киевской Руси.Философия здесь понимается широко, как мировоззрение. Отправная точка – 988 Крещение Руси. 1) Разновидность хр-ва – православие – восточная версия с Византии. Богословские тексты пронизывает и философская тематика. 1054г – раскол, разделение на католич/православную. Западная – воспринимала себя наследницей Рима. В рамках католицизма – кул-ра зап.Европы строилась по пути античных традиций. Неустойчивая государственность. Власть на Западе – и на религиозное, и на светское. Восточная церковь. Не свойственно стремление распространения власти на светское, политическое. Существовало различие светск/церковн. власти. Концепция симфонии – гармонического сосуществования. Церковь могла воздействовать на правителей нравственным авторитетом.
2) Различное отношение Рима и Константинополя (Византии) к верообращенному народу. рим: где-то рим укоренялся – появлялись храмы, язык римский, латынь. Народ, знакомясь с латынью, обращается к истокам – античной культуре. Нет в этом плане разрыва между античностью и ср.веками. Трансляция рациональной античной мысли – через тексты на латыни. Византия: на Востоке – Библия уже существовала на родном языке. На уси: перевод в 9 веке. Стала более понятной вера, но это закрыло Русь от Запада. Богословие проникает к нам в аутентичном виде.
Автокефалия: п.п-на 15в. – Флорентийская уния. Русская церковь подчиняется Константинополю. Византия не стремится познакомить Русь с античной мыслью. А христианская философия связана с философией античности: Василий Великий, Григорий.
2) Различное отношение Рима и Константинополя (Византии) к верообращенному народу. рим: где-то рим укоренялся – появлялись храмы, язык римский, латынь. Народ, знакомясь с латынью, обращается к истокам – античной культуре. Нет в этом плане разрыва между античностью и ср.веками. Трансляция рациональной античной мысли – через тексты на латыни. Византия: на Востоке – Библия уже существовала на родном языке. На уси: перевод в 9 веке. Стала более понятной вера, но это закрыло Русь от Запада. Богословие проникает к нам в аутентичном виде.
Автокефалия: п.п-на 15в. – Флорентийская уния. Русская церковь подчиняется Константинополю. Византия не стремится познакомить Русь с античной мыслью. А христианская философия связана с философией античности: Василий Великий, Григорий.
Постструктурализм – интеллектуальное течение, сформированное в кон. 1960-х гг. исследователями различных направлений (Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, М. Фуко, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко), часть кото-рых ранее примыкала к структурализму. Характерными чертами постструк-турализма является отказ от поиска структур и изучение внеструктурных элементов, каждый из которых рассматривается как самодостаточный (Дер-рида, Делёз, Гваттари).
Нарратив – термин постмодернистской философии, фиксирующий сообще-ние о процессе как способ бытия текста, когда процесс “разворачивается ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность” (Р. Барт). Сферой функционирования нарратива является история (А.Дж. Тойнби), которая рассматривается структуралистами как нарратология – т.е. рассказ, организованный извне по модели “завязка – кульминация – раз-вязка” (П. Рикёр, Х. Уайт, Х. Райт).
Метанарратив – термин постмодернистской философии, характеризующий универсальные концепции, доминирующие в науке и культуре и навязы-вающие определенную систему идей. Постмодернизм подвергает сомнению возможность достижения объективного знания, поскольку всякое знание опосредовано языком, зависит от культуры и власти и выступает с концеп-цией “заката метанарраций” (Ф. Лиотар). Наука, по Лиотару, продолжает иг-рать важную роль, однако она не может претендовать на роль объединяю-щего начала в обществе. М. Фуко усиливает идею Ницше о неотделимости «воли к власти» от «воли к знанию». При таком подходе определяющим фактором познания является не знание и истина, а власть. Всякое знание есть конструкция или проекция чьих-то взглядов или интересов, а не отражение истинного порядка вещей: «Власть устанавливает знание, которое в свою очередь выступает гарантом власти».
Смерть автора – термин постмодернистской философии, трактующий текст как самодостаточное явление, обусловленное внутренним развитием языка и исключающее вмешательство его производителя. Введен Р. Бартом, выдви-нувшим тезис о том, что в “Тексте нет записи об Отцовстве”. По Делёзу текст обладал внутренней самопричинностью. Поль де Ман заявил об “абсо-лютной независимости интерпретации от текста и текста от интерпретации”.
Симулякр – термин постмодернистской философии. Введен Ж. Батаем для обозначения “обратной стороны понятий”, свободных от какой-либо иден-тичности. По Ж. Бодрийяру являлся составной частью гиперреальности или симуляции действительности.
Нарратив – термин постмодернистской философии, фиксирующий сообще-ние о процессе как способ бытия текста, когда процесс “разворачивается ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность” (Р. Барт). Сферой функционирования нарратива является история (А.Дж. Тойнби), которая рассматривается структуралистами как нарратология – т.е. рассказ, организованный извне по модели “завязка – кульминация – раз-вязка” (П. Рикёр, Х. Уайт, Х. Райт).
Метанарратив – термин постмодернистской философии, характеризующий универсальные концепции, доминирующие в науке и культуре и навязы-вающие определенную систему идей. Постмодернизм подвергает сомнению возможность достижения объективного знания, поскольку всякое знание опосредовано языком, зависит от культуры и власти и выступает с концеп-цией “заката метанарраций” (Ф. Лиотар). Наука, по Лиотару, продолжает иг-рать важную роль, однако она не может претендовать на роль объединяю-щего начала в обществе. М. Фуко усиливает идею Ницше о неотделимости «воли к власти» от «воли к знанию». При таком подходе определяющим фактором познания является не знание и истина, а власть. Всякое знание есть конструкция или проекция чьих-то взглядов или интересов, а не отражение истинного порядка вещей: «Власть устанавливает знание, которое в свою очередь выступает гарантом власти».
Смерть автора – термин постмодернистской философии, трактующий текст как самодостаточное явление, обусловленное внутренним развитием языка и исключающее вмешательство его производителя. Введен Р. Бартом, выдви-нувшим тезис о том, что в “Тексте нет записи об Отцовстве”. По Делёзу текст обладал внутренней самопричинностью. Поль де Ман заявил об “абсо-лютной независимости интерпретации от текста и текста от интерпретации”.
Симулякр – термин постмодернистской философии. Введен Ж. Батаем для обозначения “обратной стороны понятий”, свободных от какой-либо иден-тичности. По Ж. Бодрийяру являлся составной частью гиперреальности или симуляции действительности.
Структурализм – философское течение, зародившееся в языкознании, в центре которых находится проблема структуры языка и текста как замкну-тых самодостаточных систем. В середине 20 века структурализм был синте-зирован с культурной антропологией (К. Леви-Стросс интерпретировал со-циальные отношения в примитивных обществах с точки зрения символиче-ского “языка”) и психоанализом (Ж. Лакан отождествил структуру бессозна-тельного со структурой языка). История с точки зрения структурализма – это система отношений к различным явлениям; целостное восприятие исто-рии как единого процесса здесь заменяется представлением о “разобщенно-сти” различных ее уровней – например, истории как действительности и ис-тории как рассказа (А.Ж. Греймас, Р. Барт). В результате утверждается представление об истории как о литературном жанре, в центре внимания оказывается структура построения сюжета (Х. Уайт). Концентрация иссле-довательского внимания на структурных объектах привела к отрицанию роли субъекта в культуре (Ж. Лакан, Р. Барт) и обществе (Р. Альтюссер). В нач. 1970-х гг. структуралистское литературоведение переключаются на изучение внеструктурных элементов текстов и проблемы их интерпретации (Ж. Деррида, Ю. Кристева, У. Эко).
Н.Я. Данилевский, исходя из естественнонаучных представлений, выделил в истории 10 культурно-исторических типов (цивилизаций), каждый из ко-торых проходит стадии развития, аналогичные биологическому развитию человечества. В качестве исторического закона Данилевским утверждался принцип непередаваемости культурных ценностей. Каждый культурный тип представлял самостоятельную единицу, тем самым была отвергнута идея единой линии развития человечества. Его теория отвергала причинно-след-ственную связь между отдельными историческими этапами человечества, но она признавала наличие у истории цели, связывая ее достижение с ситуацией, когда поле истории будет пройдено "во всех направлениях" культурной деятельностью всех или одного исторического типа. Основное внимание он уделял романо-германскому и славянскому типам. Исходя из представления о том, что романо-германский тип прошел стадию расцвета и начал кло-ниться к упадку, Данилевский считал, что славянский тип, центральное место в котором занимала Россия, имел возможность занять доминирующее положение в Европе, создав всеславянскую федерацию с центром в Констан-тинополе.
Предметом истории, по В.О. Ключевскому, является “изучение форм челове-ческого общежития” или общественных союзов, развитие которых регули-руется природой и человеческим духом. Взаимодействие общественных союзов порождает т.н. исторический процесс, изучаемый в рамках общей и местной историй: общая история слагается из ряда хронологически парал-лельных местных историй. В.О. Ключевский выделяет два метода их изуче-ния: субъективный (в рамках культурной традиции, сформировавшей исто-рика) и объективный (изучение исторического движения явлений), которые реализуются посредством наблюдения, сравнения и обобщения. Смотря по частичному или общему совпадению, эти явления соотносятся либо со схе-мами, либо с законами, объясняющими причинный порядок явлений.
Н.И. Кареев выделяет три типа знания – феноменологию, номологию и де-онтологию. Цель феноменологии – познание конкретных фактов и явлений, характеристикой которых является индивидуальность явления. Задача номо-логии – открытие общих законов социального развития. Целью деонтоло-гии является постижение смысла и ценности истории. Основная характери-стика такого познания – универсальность. Соответственно этому, Н.И. Ка-реев выделяет три вида исторического знания: историографию, историосо-фию и историологию. Для историографии характерно описание и повество-вание, для историологии – объяснение и предсказание, методом историосо-фии является понимание. Описание фактов, по Карееву, может проводиться с помощью классификации, статистики, номологии. Этим трем методам со-ответствуют три типа операций: абстракция (отвлечение от непостоянных признаков), генерализация (отвлечение от исключительных признаков), изо-ляция (устранение влияния побочных условий).
Методология по А.С. Лаппо-Данилевскому – это совокупность универсаль-ных аксиом, выработанных в сознании исследователя, которые синтезиру-ются с производными постулатами, обеспечивая единство знания. Он считал необходимым не только формулировать общие и производные принципы познания, но и изучать обусловленные ими методы научного мышления. Ре-конструкция объекта исследования на основании источников, рассматривае-мых как “остатки” культуры, – это имманентный процесс, происходящий в сознании историка, представление о котором он должен объективировать в своей работе. Хотя ученый отметил стремление научного исследования к изучению общих черт в исторических фактах (номотетический или обоб-щяющий подход), он выступал и за то, что объектом исследования историка должно быть индивидуальное изменение (идеографический или индивидуа-лизирующий подход), чтобы исследовательское внимание было устремлено на качественные изменения сознания.
Н.И. Кареев выделяет три типа знания – феноменологию, номологию и де-онтологию. Цель феноменологии – познание конкретных фактов и явлений, характеристикой которых является индивидуальность явления. Задача номо-логии – открытие общих законов социального развития. Целью деонтоло-гии является постижение смысла и ценности истории. Основная характери-стика такого познания – универсальность. Соответственно этому, Н.И. Ка-реев выделяет три вида исторического знания: историографию, историосо-фию и историологию. Для историографии характерно описание и повество-вание, для историологии – объяснение и предсказание, методом историосо-фии является понимание. Описание фактов, по Карееву, может проводиться с помощью классификации, статистики, номологии. Этим трем методам со-ответствуют три типа операций: абстракция (отвлечение от непостоянных признаков), генерализация (отвлечение от исключительных признаков), изо-ляция (устранение влияния побочных условий).
Методология по А.С. Лаппо-Данилевскому – это совокупность универсаль-ных аксиом, выработанных в сознании исследователя, которые синтезиру-ются с производными постулатами, обеспечивая единство знания. Он считал необходимым не только формулировать общие и производные принципы познания, но и изучать обусловленные ими методы научного мышления. Ре-конструкция объекта исследования на основании источников, рассматривае-мых как “остатки” культуры, – это имманентный процесс, происходящий в сознании историка, представление о котором он должен объективировать в своей работе. Хотя ученый отметил стремление научного исследования к изучению общих черт в исторических фактах (номотетический или обоб-щяющий подход), он выступал и за то, что объектом исследования историка должно быть индивидуальное изменение (идеографический или индивидуа-лизирующий подход), чтобы исследовательское внимание было устремлено на качественные изменения сознания.
Психоанализ представляет комплекс методов, направленных на выявление бессознательных психических явлений через ассоциации. Разработан в 1890-х гг. Зигмундом Фрейдом и Йозефом Брейером. В рамках концепции Фрейда сознательные и предсознательные процессы противопоставлены бессозна-тельным (выраженным через сновидения и символы), которые определяют поведение человека и лежат в основе психических заболеваний, источником которых являются подавленные (вытесненные) сексуальные желания (ли-бидо). Внутренний мир человека по Фрейду представляет борьбу двух про-тивоположных сил – инстинкта жизни (эрос) и инстинкта смерти (танатос). В работе «Я и Оно» (1923) Фрейд выделяет в структуре психики три компо-нента — Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Оно представляет бессоз-нательные влечения, Я — принцип реальности. Сверх-Я формируется в про-цессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психи-кой также становится бессознательным, приводит к возникновению неосоз-нанного чувства вины.
В аналитической психологии К.Г. Юнга один из ключевых концептов теории Фрейда – личное бессознательное – рассматривался как часть коллективного бессознательного, сформированного из архетипов – архаических установок (Эго, Персона, Тень, Анима, Самость и др.), которые нашли отражение в идеальных образах разных мифологий и выражаются опосредованно с помощью символов. Юнг отказался от противопоставления сознательного бессознательному, предложив концепцию диалога между автономными ком-плексами, сосуществующими в психике человека и способствующими его самореализации как личности (индивидуация). Юнг выделил два основных психологических типа личности – экстравертный, чья психическая энергия ориентирована на внешний объект, и интровертный, - чье отношение к объекту определяется субъективными установками сознания.
В аналитической психологии К.Г. Юнга один из ключевых концептов теории Фрейда – личное бессознательное – рассматривался как часть коллективного бессознательного, сформированного из архетипов – архаических установок (Эго, Персона, Тень, Анима, Самость и др.), которые нашли отражение в идеальных образах разных мифологий и выражаются опосредованно с помощью символов. Юнг отказался от противопоставления сознательного бессознательному, предложив концепцию диалога между автономными ком-плексами, сосуществующими в психике человека и способствующими его самореализации как личности (индивидуация). Юнг выделил два основных психологических типа личности – экстравертный, чья психическая энергия ориентирована на внешний объект, и интровертный, - чье отношение к объекту определяется субъективными установками сознания.
В философии сформировались различные подходы к трактовке труда. С точки зрения марксизма труд это производство материальных благ или меновых ценностей. Для С.Н. Булгакова труд – основополагающий феномен жизни, новая сила природы, мирообразующий фактор, принципиально отличный от всех остальных сил природы. По Хайдеггеру, всякий труд – это раскрытие истины.
Игра – одно из ключевых понятий культурологии, введенное Й. Хейзингой, по мнению которого, во всех сферах деятельности человека проявлялись явные или скрытые формы игры. Игра трактуется как форма человеческой свободы (Ж.П. Сартр), действительность, вовлекающая индивида в свою орбиту (Г.Г. Гадамер). Э. Берн рассматривает игру как форму человеческих взаимоотношений, регулируемую определенными психологическими “сцена-риями”.
Вера по С.Л. Франку, - это возможность сверхчувственного опыта, внутрен-нее состояние духа, которое определяется чувством неразрывной связи с божественной стихией. По Л. Шестову, вера это иррациональное измерение сознания, открывающее путь к Творцу путем высшего напряжения сил – мученичества.
Смерть – важнейший фактор человеческого существования, определяющий его границы. Шопенгауэр и Ницше рассматривали смерть как идею “вечного возвращения”, утверждающую бессмысленность человеческого существования. По Фрейду, это бессознательный импульс человеческих ин-стинктов, по Хайдеггеру человеческая жизнь есть “бытие к смерти”.
Игра – одно из ключевых понятий культурологии, введенное Й. Хейзингой, по мнению которого, во всех сферах деятельности человека проявлялись явные или скрытые формы игры. Игра трактуется как форма человеческой свободы (Ж.П. Сартр), действительность, вовлекающая индивида в свою орбиту (Г.Г. Гадамер). Э. Берн рассматривает игру как форму человеческих взаимоотношений, регулируемую определенными психологическими “сцена-риями”.
Вера по С.Л. Франку, - это возможность сверхчувственного опыта, внутрен-нее состояние духа, которое определяется чувством неразрывной связи с божественной стихией. По Л. Шестову, вера это иррациональное измерение сознания, открывающее путь к Творцу путем высшего напряжения сил – мученичества.
Смерть – важнейший фактор человеческого существования, определяющий его границы. Шопенгауэр и Ницше рассматривали смерть как идею “вечного возвращения”, утверждающую бессмысленность человеческого существования. По Фрейду, это бессознательный импульс человеческих ин-стинктов, по Хайдеггеру человеческая жизнь есть “бытие к смерти”.