Домонгольские литературные памятники Древней Руси и их значение.

Наука » Философия » История философии
Домонгольская литература, философские идеи в Киевской Руси.Философия здесь понимается широко, как мировоззрение. Отправная точка – 988 Крещение Руси. 1) Разновидность хр-ва – православие – восточная версия с Византии. Богословские тексты пронизывает и философская тематика. 1054г – раскол, разделение на католич/православную. Западная – воспринимала себя наследницей Рима. В рамках католицизма – кул-ра зап.Европы строилась по пути античных традиций. Неустойчивая государственность. Власть на Западе – и на религиозное, и на светское. Восточная церковь. Не свойственно стремление распространения власти на светское, политическое. Существовало различие светск/церковн. власти. Концепция симфонии – гармонического сосуществования. Церковь могла воздействовать на правителей нравственным авторитетом.
2) Различное отношение Рима и Константинополя (Византии) к верообращенному народу. рим: где-то рим укоренялся – появлялись храмы, язык римский, латынь. Народ, знакомясь с латынью, обращается к истокам – античной культуре. Нет в этом плане разрыва между античностью и ср.веками. Трансляция рациональной античной мысли – через тексты на латыни. Византия: на Востоке – Библия уже существовала на родном языке. На уси: перевод в 9 веке. Стала более понятной вера, но это закрыло Русь от Запада. Богословие проникает к нам в аутентичном виде.
Автокефалия: п.п-на 15в. – Флорентийская уния. Русская церковь подчиняется Константинополю. Византия не стремится познакомить Русь с античной мыслью. А христианская философия связана с философией античности: Василий Великий, Григорий.
Эти факторы повлияли на развитие философской мысли.
1) Церковь не стремится влиять на власть
2) христианство попало в ущербном виде, так как тот культурный слой, который складывался вокруг Нового Завета –оказался малодоступным русской вере.
Какими путями пришла философская культура?
1) Через западные земли (Болгария и т.д.) – проникают философские тексты, хрестоматии, сборники, компиляции. Тексты сгруппированы кем-то, соответственно с определенным взглядом на христианскую культуру. Тексты распространяются среди «верхов». 10в: у Ярослава была своя библиотека.
Эти тексты нельзя трактовать как национальные: Языковая близость славянских народов позволяла пользоваться одним переводом Библии. Болгария была более развитой в славянском мире. Все эти черты принадлежат восточно-славянским народам.
Русская интерпретация – более выражена национальность. На Руси: повторы, толкования, культура интерпретирования. На Западе –это тоже широко, но у них параллельно – экзегетические установки – рациональное звено. А на Руси этого не появилось. Тексты имели реферативный характер.
Первый памятник русской философской мыли: «ИЗБОРНИК» 1073 – сборник святоотеческих и античных текстов. Сборник изречений из аппологетических и святооотеческих текстов. Теоретико-богословский характер. В русской культуре возможно принятие полуистины и т.д – благосклонность к античности. В «Изборнике» есть про Аристотеля – о Боге по подобию Платоновского демиурга. В антропологии христианство ближе к Аристотелю: у него (душа+тело), в хр-ве: телесное воскрешение Христа, полнота чел.бытия – после воскрешения мертвых.
«Изборник 1076» - нравственно-аскетический план. Аскеза – система духовных упражнений. Философия: богословие понимается не как теоретическое знание о мире, но как жизненная мудрость. Отцы Каподокийцы, Иоан Златоуст, В.Великий – в этом «Изборнике». Основная идея: гармоничное сочетание Бога и мира. отказ от нетерпимости, стремление к синтезу. Хр-во – не враждебно по отношению к миру. Бог – как отец миру. Гармонич. отношения, лишенные драматизма, страха; стремление отодвинуть страх подальше. Крайностей аскетизма почти нет. 2 вида монашеских общежитий:1) килейный – в молитве, созерцании, индивидуалистично 2) Общежитие: монахи собираются, образуют монастырь, есть настоятель, общий устав. На Руси: Киево-Печерская лавра. Первоначальный настоятель: Феодосий Печерский – скромный, уступчивый. Угроза – только разговором о том, что уйдет. Позже так же – Сергей Радонежский. Сознательное принятие страдания. первые святые – Борис и Глеб (их убили – они проявили непротивление – святые).
«Шестоднев» - И.Э. Болгарского и «Полея толковая» - появляются в Западном славянском мире. «Шестоднев»: описание 6 дей творения, комментарии 1ой книги бытия, жанр естественнонаучный, натурфилософский. Русская мысль знакомится с концепциями творения. Тут – синтез античного и раннего средневековья. «Толкова Полея» - основная тема – онтология. Понятие о Боге как об абсолюте, понимание иерархии бытия (бог, ангелы...).
«Слово о законе и благодати» - Иллариона (см 2ой вопрос); 12, 13в: богословие, нравственные проповеди. Послание митр. икифора (вопросы гносеологии, антропологии, рассмотрение гносеологии Аристотеля); Учение о числах; «Проповеди Кирилла Киевского», «Послание Климента». Вывод: русская культура занимается с философией второисточников, не воспринимается как искусство самопостяжательного рассуждения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.