Постструктурализм, влияние его идей на методологию социогуманитар-ного знания. Критика платонизма. Нарратив и метанарратив. Знание и власть. Смерть автора. Проблема симулякра.

Наука » Философия » История философии
Постструктурализм – интеллектуальное течение, сформированное в кон. 1960-х гг. исследователями различных направлений (Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, М. Фуко, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко), часть кото-рых ранее примыкала к структурализму. Характерными чертами постструк-турализма является отказ от поиска структур и изучение внеструктурных элементов, каждый из которых рассматривается как самодостаточный (Дер-рида, Делёз, Гваттари).
Нарратив – термин постмодернистской философии, фиксирующий сообще-ние о процессе как способ бытия текста, когда процесс “разворачивается ради самого рассказа, а не ради прямого воздействия на действительность” (Р. Барт). Сферой функционирования нарратива является история (А.Дж. Тойнби), которая рассматривается структуралистами как нарратология – т.е. рассказ, организованный извне по модели “завязка – кульминация – раз-вязка” (П. Рикёр, Х. Уайт, Х. Райт).
Метанарратив – термин постмодернистской философии, характеризующий универсальные концепции, доминирующие в науке и культуре и навязы-вающие определенную систему идей. Постмодернизм подвергает сомнению возможность достижения объективного знания, поскольку всякое знание опосредовано языком, зависит от культуры и власти и выступает с концеп-цией “заката метанарраций” (Ф. Лиотар). Наука, по Лиотару, продолжает иг-рать важную роль, однако она не может претендовать на роль объединяю-щего начала в обществе. М. Фуко усиливает идею Ницше о неотделимости «воли к власти» от «воли к знанию». При таком подходе определяющим фактором познания является не знание и истина, а власть. Всякое знание есть конструкция или проекция чьих-то взглядов или интересов, а не отражение истинного порядка вещей: «Власть устанавливает знание, которое в свою очередь выступает гарантом власти».
Смерть автора – термин постмодернистской философии, трактующий текст как самодостаточное явление, обусловленное внутренним развитием языка и исключающее вмешательство его производителя. Введен Р. Бартом, выдви-нувшим тезис о том, что в “Тексте нет записи об Отцовстве”. По Делёзу текст обладал внутренней самопричинностью. Поль де Ман заявил об “абсо-лютной независимости интерпретации от текста и текста от интерпретации”.
Симулякр – термин постмодернистской философии. Введен Ж. Батаем для обозначения “обратной стороны понятий”, свободных от какой-либо иден-тичности. По Ж. Бодрийяру являлся составной частью гиперреальности или симуляции действительности.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.