Философия 17-го века

Наука » Философия » История философии
Происходит т.н. "книжная справа" → Исправление славянских переводов Библии и богослужебных книг В в Москву приезжает Епифаний Славинецкий (ум. в 1675), Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Постепенно вокруг Епифания Славинецкого сложился круг учеников, составивших костяк так называемого грекофильского религиозно-философского направления. Из числа последователей Епифания Славинецкого наибольшую известность стяжали Чудовский инок Евфимий и придворный поэт Карион Истомин. Основатели московской Славяно-греко-латинской академии братья Иоанникий и Софроний Лихуды, при всей неоднозначности занятой ими позиций, также придерживались грекофильского направления.
Особое напряжение в русской мысли XVII в. вызвал раскол, потрясший основы русского общества. Если говорить о религиозно-философских мотивах в расколе XVII в., то здесь прежде всего необходимо назвать колоритную фигуру протопопа Аввакума (1621 - 1682).
Главой "латинской партии" явился Симеон Полоцкий (1629 - 1680). Философские взгляды Симеона Полоцкого оформились под воздействием томизма. Он разделял философию на три вида: "разумительную" (логику), "естественную" (натурфилософию) и этику. Последняя включала "монастику" (учение о добродетелях индивидов), экономику (семейные добродетели, причем под семьей понималась преимущественно хозяйственная единица) и политику (учение о государстве). В гносеологии он придерживался эмпиризма. "Рифмологион". В содержащейся в нем главе "Философия" приводились определения философии, данные Фалесом Милетским (мудрость понимается как высшая ценность), Диогеном Синопским (философия прежде всего научает человека терпению), Аристиппом Киренским (философия учит смелому обращению с сильными мира сего) и Аристотелем (философия является врачевательницей разума и нравов). В сочинении "Обед душевный" Симеон Полоцкий приводит характеристику Демокрита ("смеющегося над непостоянством земного мира"), ссылается на Аристотеля, говоря о человеческом блаженстве: "Блаженство есть исполнение желаний. Однако в этом мире желания не исполняются. Пусть человек завладеет всей Вселенной, и все равно он будет желать получить что-либо свыше". Сильвестр Медведев: "Созерцание краткое" и "Записки о стрелецком бунте". В них он рассуждает о принципах устройства человеческого общества, законности, исторических судьбах государств. Юрий Крижанич: "Политика", "Толкование исторических пророчеств", "Обличение на Соловецкую челобитную", "Духовное завещание", "De providentia Dei" ("О промысле Божьем"). Крижанич проводил четкую границу между мудростью, знанием и философией. Под мудростью он понимал "постижение наиболее важнейших и наивысших вещей" (Бога, природы, общества, человека), под знанием - "понимание причин вещей", а под философией - "стремление к мудрости". Философия у него выступает как квинтэссенция человеческого опыта, наивысшая ступень всех возможных видов познания. Человеческое знание делится им на теоретическое и практическое, первое в свою очередь - на духовное и мирское, мирское же - на философию, математику и механику. Философия, по мысли Крижанича, заключала в себе три раздела: "беседное учение" (логику), "природное учение" (физику) и "нравное учение" (этику). В историософии Крижанич придерживался концепции провиденциализма. Историческая миссия, по его мнению, переходит от одного государства к другому, и у России есть неплохие шансы возглавить этот процесс.


Идет полемика – можно ли рассматривать философию как определенную национальную структуру. Первый курс русской философии был опубликован в 1840 году вторым архимандритом Гавриилом, который читал философию в Казанском университете. У него не возникало сомнений в том, что каждая национальная культура имеет свои специфические особенности, которые влияют на философию. На характер философских идей оказывают влияние географическое положение, история и дух народа.
В середине 19 века в Европе получили распространение идею Сен-Симона. Согласно ему развитие общества зависит от смены господствующих в нем идей. В 19-м веке наступила эпоха науки. Эти идеи развил Конт, сформулировав три стадии развития человечества: теологическая, метафизическая, научная. За философией остается функция классификации научного знания и создание общей картины мира. Все это поставило под вопрос возможность существования национальной философии: если она только обобщение научных данных, то она не имеет национальных черт, так как наука наднациональна.
Точку зрения Конта и Сен-Симона подверг критике В.Соловьев: философия, в отличие от науки, есть всегда продукт личного разума, а поэтому, и философия есть мировоззрение отдельных лиц. Человек как личность формируется в культурной среде, поэтому культура влияет на философию как на мировоззрение. Аналогично высказывался Вернадский (см. работы о научном мировоззрении). Он дает примеры влияния философии на развитие научного знания. В философском творчестве всегда идет погружение человека в самого себя. Личностный элемент в нем очень силен. В философии невозможно многим людям прийти к одному и тому же мнению. Т.к. в России было сильно влияние философии Канта, Гегеля, Шимминга, то от термина «русская философия» всегда старались уйти. Возвращение термина произошло в начале 20-го века. ??????? говорит о зарождении русской философии начиная со славянофилов или даже с 15-го века. Отступает от этой точки зрения Шпет («Очерк развития русской философии»). Согласно Шпету до 30-х годов 19-го века философия есть незаинтересованная любовь к знанию. Если знание направлено например на рассмотрение смысла жизни или нравственных основ и т.п., а не на чистое знание, то существует не философия, а моральные размышления. Таким образом в России до 30-х годов 19-го века философии не было.
С.Л. Франк: Первым явлением национальной русской философии является Лев Лопатин. Философия должна быть научно-систематическим знанием. Но тогда из числа философов следует исключить Сократа, Платона, Нищше, Соловьева и др, что невозможно. В итоге следует признать, что философия это наднаучное интуитивное мировоззренческое учение.
Лев Шестов: Философия это искусство, оно не имеет ничего общего с логикой, жизнь полна противоречий и системный философ вынужден их сглаживать, игнорировать. Но тогда эта система уже не выразит жизненных реалий. Научной может быть только история философии философии.
Из всего этого следует, что существует социальные философские традиции и термин «русская философия» вполне уместен.

Начало философии на Руси

О начале философии можно говорить с принятия христианства. «Изборник», «Шестоднев», «Пчела», «Полея толковая» - все это философские сборники, авторы – священнослужители. В сборниках много сведений гносеологического характера. Христианское мировоззрение давало наиболее внятное обоснование необходимости единовластного главы государства (идея иерархического строения мира и высшей власти как вершины иерархии). + идея векторного линейного развития, которая привела к идее постоянного совершенствования человека: человек стал ответственным за свое поведение. Большое значение имеет христианская идея символов, с помощью которых человек познает невидимый мир и сущность бога. Божественное откровение передается через слово. Слово имеет материальную природу, но содержание его духовно. Экзегетика это толкование библии. Герменевтика – это разъяснение этих толкований. 3 слоя :
1. Буквальное описание событий
2. Моральные выводы
3. Духовно ???????? смысл ????????? текста.
Через все это на Руси стал создаваться куль книжности. Истина познается через слово. Следовательно понятие «книжный» ассоциируется с понятием «философский». Философию имеют любые крупнейшие деятели культуры. А философия рассматривается как нравоучение, поучение на основе знания. Особенно в то время был популярен И.Дамаскин: «Философия есть познание природы сущего, вещей божественных и человека, понятия о смерти, уподобление богу искусство искусств и наука наук». Под философией он понимал совокупность знания. Он разделял философию на: 1 – теоретическую (теология,физиология,математика) и 2 – практическую (этика, экономика, политика).

Древнейшие источники по истории русской философии.

1. Изборник 1073 года – одна из древнейших рукописных книг. Содержит наставления и поучения отцов церкви, а также содержит изложение учения античных ученых о четырех элементах, тексты комментаторов Аристотеля, рассматривает проблему взаимоотношения веры, чувств и разума.
2. Изборник 1076 года – изложение и комментарии отцов церкви, текст его ориентирован на то, что читать его будут язычники, поэтому многие христианские требования смягчены.
3. «Шестоднев Иоанна Экзерта Болгарского» - это рассказ о сотворении мира (метафора «шесть дней»). Подробно характеризует взгляды Парменида, Демокрита, Фалеса, Аристотеля.
4. «Пчела» - имеет характер сборника по темам. Содержит высказывания о дружбе, любви и т.п.
5. «Палея толковая» - содержит сведения о сотворении мира, доказывает преимущества христианства перед язычеством.

Оригинальные произведения древне – русской философии: Иларион Киевский - «Слово и законе и благодати»; митрополит Никифор – «Послание и посте и воздержании чувств», где он рассматривает духовную и материальную стороны жизни как взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом через чувства; Вл.Мономах – «Письмо к Олегу Святославовичу»; митрополит Климент Смолятич; епископ Кирилл Туровский.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.