1585- учреждено патриаршество, русская православная церковь стала самостоятельной, но в западных землях (Киевщина, Белоруссия) - усиление католичества.
1517 – тезисы Лютеры => раскол в западном христианстве
1534- Игнатий Лоела организовал орден иезуитов с целью защиты католичества, экспансия католичества на восток (Греция, Сербия, Болгария, Черногория, Византия – т.к. могущество Константинополя падало, то в них усиленно распространялось католичество + сами жители стремились получить образование в uni Италии )
1577 – коллегии св. Афанасия – учебные заведения для православных, учрежденные Римом.
1596 – брестская церковная уния, по которой часть православных приходов подчинялась папе Римскому с сохранением православных обрядов. Эта уния способствовала тому, что православная верхушка Речи Посполитой (оч крупное гос-во в 16 в, стремившееся к господство в восточных землях России) получила послабления и льготы, сравнялась с католической. Православные из низших слоев не приняли унию, собрали свой Собор, предали анафеме униатство, для защиты своих интересов учредили Православное Братство (Люблинское, Перемышлинское, Минское и т.п.).
Иезуитские школы (католики) давали оч хорошее образование, распространяли католичество => Братства организовали сеть братских школ, но они не были успешны, тк.к Россия из-за опричнины, эк проблем и т.п. была не способна помочь православным в РП. Кроме того, Россия звала польского князя Владислава на московский престол, но патриарх потребовал от него принятия православия, что сделало невозможным его коронацию.
17в. в России – век начала просвещения (массовое образование, подготовка духовных и светских кадров – но на территории РП в Братских школах). Первое православное ВУЗ– Киевская православная школа преобразована в Киево-Могилянский Коллегиум в 1631 при посредничестве Петра Могилы (сына молдавского господаря Симеона). Преподавали: логику, физику, метафизику. Флоровский: в конце 17 в. В Киево-Могилянском Коллегиуме стали преподавать богословие, до этого – только естественные науки и натурфилософию по прогрессивной системе иезуитов. Выпускники: Симеон Полоцкий, Стефан Явоцкий, Феофан Прокопович, Феофан Прокопатинский.
1654г – присоединение Украины к России.
1701г - Петр 1 преобразовал К-М К. в Академию.
С сер 17в. – появление ВУЗов в России. Флоровский – «17в. – век преобразований».
Борис Годунов много сделал для сохранения государственности в России и просвещения (послал в Европу 18 мол чел, но они не вернулись).
После 1613г – избрания царям Михаила Федоровича Романова (сына патриарха Филарета, до 1619г находившегося в польском плену), прекращение смуты. Михаил Федорович – «не способнейший, а удобнейший»
1621г. – в немецкой слободе открыта лютернская школа для русских
1625 г в Стокгольме открыли типографию для печати книг на славянском, там был отпечатан «катехизис Лютера» для распространения в России.
1649 Ртищев открыл школу при Андреевском монастыре, пригласил туда монахов во главе с Епифанием Станецким (выпускник К-М А.) – антилатинистом .
1654 при аптекарском приказе открыта лютеранская школа лекарей.
Т.о, позиции православия были подорваны католическим и лютеранским образованием.
1654г – Собор, 1656 – Собор – 2 этапа реформы Никона => принята новая система книг, церковной службы.
1657г – в Россию приехал хорват Юрий Крижанич, образован, близок Федору Ртищеву, Епифанию Станецкому, царю.
Идеи:
1) просвещение россиян с целью сравняться с европейцами. Просвещать следует только высшие слои общества, т.к. «большие знания отвлекают от труда». Философию излагали святые отцы, ее должны знать только благородные, если дать философию низшему сословию, то философия опошлится. Философия + математика + механика – основа светского знания. Духовное знание – церковные дисциплины. Философия = этика (наука о нравственности), экономика, политика, физика (изучение простых тел), логика (грамматика + риторика + диалектика). Философия- знание не только основ мира, но и своей профессии. «Философом д.б. всякий разумный человек в тех делах, которыми он занимается».
2) В основе истории – промысел божий (провиденциализм). У России есть шансы возглавить исторический процесс.
3) создание единого славянского гос-ва
Идеи Крижанича вызвали неприятие у православной епархии, его обвинили в пропаганде католичества => 1660 - Крижанича по санкции Алексея Михайловича выслали в Тобольск (столица Сибири). Ссылка (15 лет) продуктивны, там написаны «Политика», создан единый славянский язык, понятный всем славянам. Обвинения Крижанича в приверженности католичеству не безосновательны; высказывания Крижанича говорят, что он боролся с лютеранством (немцами), но не католиками.
Симеон Полоцкий (выпускник К-М К.) – приехал в Россию в 60гг 17в. Симеон Полоцкий принадлежал к партии латынников, считал, что России необх принять схоластические методы образования, практикуемые иезуитами. В философии стоял на позиции эмпиризма, нет врожд идей, чувства дают верные сведения о мере и дают «пищу для ума», который пережевывает их «зубами рассуждений». Критерий истины – соответствие рассуждений объекту, когда ум = вещи. Философия – зание, позволяющее познавать природу вещей, т.к. природа вещей не лежит на поверхности, а добывается рассуждением. С. Полоцкий опирался на Ф. Аквинского, философия его близка философии Локка.
Полоцкого обвиняли в католичестве, но Ал Михайлович его спасал. Полоцкий писал для него стихи и комедии, которые ставились в Преображенской хоромине, закрытой сразу после смерти Ал Михайловича.
Полоцкий – воспитатель Петра 1, Ивана, Софьи, Федора; он привел им уважение к европейской образованности.
Создал «академический привелей» - проект ВУЗа. Академия должна не только готовить кадры, но и осуществлять цензуру, следить за верой, жечь вероотступников. Соловьев назвал «привелей» «инквизиционным трибуналом». Смерть Федора Алексеевича не дала возможности осуществиться замыслам Полоцкого.
Душа ребенка – белый лист. Ребенок может приобрести кротость голубя, гордость орла, любовь к земле крота.
Деление наук: философия – разумительная (логика) +естественная (натурфилософия) +Этика (монатика – добродетели индивида, экономика – семейные добродетели, семья – хоз единица; политика – учение о гос-ве.
Петр 1 Нарышкин Софья, Иван, Федор Милославские. Итог – уничтожение почти всего рода Нарышкиных.
После смерти Полоцкого его дело продолжил Сильвестр Медведев (латынник). «Записки о стрелецком бунте».
1684 – иезуитская школа открыта при поддержке фаворита Софьи князя Голицына.
Т.о, 17 в. – распространение образованности с запада на восток (европейская образованность на латыни и польском оседала в К-М К., оттуда – распространялась в Россию). Эта ситуация беспокоила российских патриархов.
Патриарх Иаким издал приказ, в соответствии с которым при Преображенском монастыре в 1679г открыта школа для греков и православных, 1681 при типографии открыто училище иеромонаха Тимофея.
Собор 1690г. Решение сжечь все книги С. Полоцкого и Сильвестра Медведева, выслать из Москвы всех неправославных. + Спор о сущности евхаристии: когда же происходит момент пресуществления вина и хлеба в кровь и тело Христа. Медведев: пресуществление происходит при словах Христа «примите, едите, пейте». Его противники – во время молитвы. Для аргументированного противостояния латынникам, Иаким обратился к иерусалимскому патриарху для просвещения
1685 г иерусалимский патриарх направил монахов-греков братьев Лихудов - Сафрония и Ионакия (оч образованы). Стали преподавателями при Эллино-Греческой школе (1 ВУЗе), где преподавали языки (Славянск, греч, латинский), пиитика, риторика, уились 100 чел, структура – подготовительный класс (школа славянского и греческого книжного писания), низшая школа (греческого чтения и писания), средняя школа (грамматика), верхняя школа (риторика, физика, логика, 1793 – пиитику). Преподавали по собственным учебникам, но по духу преподавание близки к схоластам, многие методы заимствовали из Падуанского университета (Италия), где учились сами . Логика и философия преподавались по Аристотелю (вождю философии), вели на греч и латинском языке. Риторика – учение о нравственности и красноречии. Источник красноречия – святой Дух. Риторика д. учить защите своих духовных ценностей.
В итоге Лихуды были высланы, школа почти разрушилась.
Петр 1 заставил нового патриарха Адриана вызвать преподавателей из К-М К. => 1700 приехал Палладий Рогонский (учился в Вильне, Львове, Познани, преподавал и был начальником К-М К. ) => преподавание только на латыни. => Академия переименована в Славяно-Латинскую, ее покровитель - Стефан Яворский – новый покровитель академии и местоблюститель вместо умершего патриарха Адриана.
Итог: Славяно-Латинская Академия – копия К-М К.
Выпускники:
1775 – переименована в Славяно-Греко-Латинскую Академию.
1814г - переименована в Духовную Академию.
Церковная реформа Никона – самое значительное событие 17в, приведшее православных к расколу на старообрядцев и новообрядцев. Реформа не однозначна, общепринятой т.з. нет.
Причины реформы:
Притязание русских царей на то, чтобы быть государем всех православных верующих (т.е. уподобиться Византии). Милюков писал, что Россия всегда стремилась установить власть над Константинополем и выстроить вселенское православие, создать общеславянское гос-во. Эти идеи подпитывали льстивые речи иерусалимских и константинопольских патриархов. + Идея освобождения православных от турок. Для объединения верующих и освобождения от турок нужно объединить всех верующих единым обрядом.
1652 – Никон провозглашен патриархом по требованию Алексея Михайловича.
1654 – Никон начал исправлять богослужебные книги по греческим образцам по единым евхалоиде – служебник (молитвы по общим случаям) + требник (молитвы по особым просьбам). Никон: греческие евхалоиды большее соответствуют раннему христианству; его противники – славянские. 1652г. - Никон обратился к Паисию – патриарху константинопольскому – для разрешению вопроса. Ответ: Никон прав, отступников осудить и сослать, книги править, креститься 3-перстием (признание 3единой природы Христа). 1654г – собор с участием сербского и константинопольского патриарха: реформа Никона принята. Старообрядцев после этого предали анафеме и сослали. Старообрядце усмотрели в реформе торжество антихриста, посчитали страну покинутой Богом. Старообрядцы, чтобы под пытками не поддаться власти новообрядцев, сжигали себя.
Кутузов (современный священнослужитель) - негативное отношение к никонианской реформе. Так замена имени Иисус на Иисусъ (6 букв) – символ антихриста. Т.о, реформа Никона – попытка установить частное российское поповство и католизировать население.
1517 – тезисы Лютеры => раскол в западном христианстве
1534- Игнатий Лоела организовал орден иезуитов с целью защиты католичества, экспансия католичества на восток (Греция, Сербия, Болгария, Черногория, Византия – т.к. могущество Константинополя падало, то в них усиленно распространялось католичество + сами жители стремились получить образование в uni Италии )
1577 – коллегии св. Афанасия – учебные заведения для православных, учрежденные Римом.
1596 – брестская церковная уния, по которой часть православных приходов подчинялась папе Римскому с сохранением православных обрядов. Эта уния способствовала тому, что православная верхушка Речи Посполитой (оч крупное гос-во в 16 в, стремившееся к господство в восточных землях России) получила послабления и льготы, сравнялась с католической. Православные из низших слоев не приняли унию, собрали свой Собор, предали анафеме униатство, для защиты своих интересов учредили Православное Братство (Люблинское, Перемышлинское, Минское и т.п.).
Иезуитские школы (католики) давали оч хорошее образование, распространяли католичество => Братства организовали сеть братских школ, но они не были успешны, тк.к Россия из-за опричнины, эк проблем и т.п. была не способна помочь православным в РП. Кроме того, Россия звала польского князя Владислава на московский престол, но патриарх потребовал от него принятия православия, что сделало невозможным его коронацию.
17в. в России – век начала просвещения (массовое образование, подготовка духовных и светских кадров – но на территории РП в Братских школах). Первое православное ВУЗ– Киевская православная школа преобразована в Киево-Могилянский Коллегиум в 1631 при посредничестве Петра Могилы (сына молдавского господаря Симеона). Преподавали: логику, физику, метафизику. Флоровский: в конце 17 в. В Киево-Могилянском Коллегиуме стали преподавать богословие, до этого – только естественные науки и натурфилософию по прогрессивной системе иезуитов. Выпускники: Симеон Полоцкий, Стефан Явоцкий, Феофан Прокопович, Феофан Прокопатинский.
1654г – присоединение Украины к России.
1701г - Петр 1 преобразовал К-М К. в Академию.
С сер 17в. – появление ВУЗов в России. Флоровский – «17в. – век преобразований».
Борис Годунов много сделал для сохранения государственности в России и просвещения (послал в Европу 18 мол чел, но они не вернулись).
После 1613г – избрания царям Михаила Федоровича Романова (сына патриарха Филарета, до 1619г находившегося в польском плену), прекращение смуты. Михаил Федорович – «не способнейший, а удобнейший»
1621г. – в немецкой слободе открыта лютернская школа для русских
1625 г в Стокгольме открыли типографию для печати книг на славянском, там был отпечатан «катехизис Лютера» для распространения в России.
1649 Ртищев открыл школу при Андреевском монастыре, пригласил туда монахов во главе с Епифанием Станецким (выпускник К-М А.) – антилатинистом .
1654 при аптекарском приказе открыта лютеранская школа лекарей.
Т.о, позиции православия были подорваны католическим и лютеранским образованием.
1654г – Собор, 1656 – Собор – 2 этапа реформы Никона => принята новая система книг, церковной службы.
1657г – в Россию приехал хорват Юрий Крижанич, образован, близок Федору Ртищеву, Епифанию Станецкому, царю.
Идеи:
1) просвещение россиян с целью сравняться с европейцами. Просвещать следует только высшие слои общества, т.к. «большие знания отвлекают от труда». Философию излагали святые отцы, ее должны знать только благородные, если дать философию низшему сословию, то философия опошлится. Философия + математика + механика – основа светского знания. Духовное знание – церковные дисциплины. Философия = этика (наука о нравственности), экономика, политика, физика (изучение простых тел), логика (грамматика + риторика + диалектика). Философия- знание не только основ мира, но и своей профессии. «Философом д.б. всякий разумный человек в тех делах, которыми он занимается».
2) В основе истории – промысел божий (провиденциализм). У России есть шансы возглавить исторический процесс.
3) создание единого славянского гос-ва
Идеи Крижанича вызвали неприятие у православной епархии, его обвинили в пропаганде католичества => 1660 - Крижанича по санкции Алексея Михайловича выслали в Тобольск (столица Сибири). Ссылка (15 лет) продуктивны, там написаны «Политика», создан единый славянский язык, понятный всем славянам. Обвинения Крижанича в приверженности католичеству не безосновательны; высказывания Крижанича говорят, что он боролся с лютеранством (немцами), но не католиками.
Симеон Полоцкий (выпускник К-М К.) – приехал в Россию в 60гг 17в. Симеон Полоцкий принадлежал к партии латынников, считал, что России необх принять схоластические методы образования, практикуемые иезуитами. В философии стоял на позиции эмпиризма, нет врожд идей, чувства дают верные сведения о мере и дают «пищу для ума», который пережевывает их «зубами рассуждений». Критерий истины – соответствие рассуждений объекту, когда ум = вещи. Философия – зание, позволяющее познавать природу вещей, т.к. природа вещей не лежит на поверхности, а добывается рассуждением. С. Полоцкий опирался на Ф. Аквинского, философия его близка философии Локка.
Полоцкого обвиняли в католичестве, но Ал Михайлович его спасал. Полоцкий писал для него стихи и комедии, которые ставились в Преображенской хоромине, закрытой сразу после смерти Ал Михайловича.
Полоцкий – воспитатель Петра 1, Ивана, Софьи, Федора; он привел им уважение к европейской образованности.
Создал «академический привелей» - проект ВУЗа. Академия должна не только готовить кадры, но и осуществлять цензуру, следить за верой, жечь вероотступников. Соловьев назвал «привелей» «инквизиционным трибуналом». Смерть Федора Алексеевича не дала возможности осуществиться замыслам Полоцкого.
Душа ребенка – белый лист. Ребенок может приобрести кротость голубя, гордость орла, любовь к земле крота.
Деление наук: философия – разумительная (логика) +естественная (натурфилософия) +Этика (монатика – добродетели индивида, экономика – семейные добродетели, семья – хоз единица; политика – учение о гос-ве.
Петр 1 Нарышкин Софья, Иван, Федор Милославские. Итог – уничтожение почти всего рода Нарышкиных.
После смерти Полоцкого его дело продолжил Сильвестр Медведев (латынник). «Записки о стрелецком бунте».
1684 – иезуитская школа открыта при поддержке фаворита Софьи князя Голицына.
Т.о, 17 в. – распространение образованности с запада на восток (европейская образованность на латыни и польском оседала в К-М К., оттуда – распространялась в Россию). Эта ситуация беспокоила российских патриархов.
Патриарх Иаким издал приказ, в соответствии с которым при Преображенском монастыре в 1679г открыта школа для греков и православных, 1681 при типографии открыто училище иеромонаха Тимофея.
Собор 1690г. Решение сжечь все книги С. Полоцкого и Сильвестра Медведева, выслать из Москвы всех неправославных. + Спор о сущности евхаристии: когда же происходит момент пресуществления вина и хлеба в кровь и тело Христа. Медведев: пресуществление происходит при словах Христа «примите, едите, пейте». Его противники – во время молитвы. Для аргументированного противостояния латынникам, Иаким обратился к иерусалимскому патриарху для просвещения
1685 г иерусалимский патриарх направил монахов-греков братьев Лихудов - Сафрония и Ионакия (оч образованы). Стали преподавателями при Эллино-Греческой школе (1 ВУЗе), где преподавали языки (Славянск, греч, латинский), пиитика, риторика, уились 100 чел, структура – подготовительный класс (школа славянского и греческого книжного писания), низшая школа (греческого чтения и писания), средняя школа (грамматика), верхняя школа (риторика, физика, логика, 1793 – пиитику). Преподавали по собственным учебникам, но по духу преподавание близки к схоластам, многие методы заимствовали из Падуанского университета (Италия), где учились сами . Логика и философия преподавались по Аристотелю (вождю философии), вели на греч и латинском языке. Риторика – учение о нравственности и красноречии. Источник красноречия – святой Дух. Риторика д. учить защите своих духовных ценностей.
В итоге Лихуды были высланы, школа почти разрушилась.
Петр 1 заставил нового патриарха Адриана вызвать преподавателей из К-М К. => 1700 приехал Палладий Рогонский (учился в Вильне, Львове, Познани, преподавал и был начальником К-М К. ) => преподавание только на латыни. => Академия переименована в Славяно-Латинскую, ее покровитель - Стефан Яворский – новый покровитель академии и местоблюститель вместо умершего патриарха Адриана.
Итог: Славяно-Латинская Академия – копия К-М К.
Выпускники:
1775 – переименована в Славяно-Греко-Латинскую Академию.
1814г - переименована в Духовную Академию.
Церковная реформа Никона – самое значительное событие 17в, приведшее православных к расколу на старообрядцев и новообрядцев. Реформа не однозначна, общепринятой т.з. нет.
Причины реформы:
Притязание русских царей на то, чтобы быть государем всех православных верующих (т.е. уподобиться Византии). Милюков писал, что Россия всегда стремилась установить власть над Константинополем и выстроить вселенское православие, создать общеславянское гос-во. Эти идеи подпитывали льстивые речи иерусалимских и константинопольских патриархов. + Идея освобождения православных от турок. Для объединения верующих и освобождения от турок нужно объединить всех верующих единым обрядом.
1652 – Никон провозглашен патриархом по требованию Алексея Михайловича.
1654 – Никон начал исправлять богослужебные книги по греческим образцам по единым евхалоиде – служебник (молитвы по общим случаям) + требник (молитвы по особым просьбам). Никон: греческие евхалоиды большее соответствуют раннему христианству; его противники – славянские. 1652г. - Никон обратился к Паисию – патриарху константинопольскому – для разрешению вопроса. Ответ: Никон прав, отступников осудить и сослать, книги править, креститься 3-перстием (признание 3единой природы Христа). 1654г – собор с участием сербского и константинопольского патриарха: реформа Никона принята. Старообрядцев после этого предали анафеме и сослали. Старообрядце усмотрели в реформе торжество антихриста, посчитали страну покинутой Богом. Старообрядцы, чтобы под пытками не поддаться власти новообрядцев, сжигали себя.
Кутузов (современный священнослужитель) - негативное отношение к никонианской реформе. Так замена имени Иисус на Иисусъ (6 букв) – символ антихриста. Т.о, реформа Никона – попытка установить частное российское поповство и католизировать население.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи