12в – Киевская Руст распалась на 15-20 княжеств, этому Батый легко покорил княжества.
Историки-евразийцы– сообщество, созданное в 1920 г в Болгарии эмигрантами: иго – благо, т.к татары не вмешивались в религиозные дела => расцвет православия, литературы (жития), архитектуры (монастыри). Т.о., иго спасло Русь от католизации, сохранило православие.
Г. Шпет: в 14 в. на Руси нет философии. Лектор не согласен.
В это время в Европе: Николай Кузанский (Франк называл себя его учеником), Леонардо да Винчи (14в), Коперник, Монтень, Дж. Бруно (15в).
В 14 в. Московская Русь начала развиваться, хотя столь мощных философских идей, как на Западе, не было.
Название «Московская Русь» восходит к времени, когда Иван Калита (1325 получил постоянный !!! ярлык на сбор дани => возвышение Москвы, потом присоединение Владимира.) => Иван Калита - великий князь Московский и Владимирский. Далее – усиление Москва при Дм Донском + усобицы в Орде и ее распад на княжества => 1480 – стояние на р. Угре – полное освобождение от ига || усиление и централизация вокруг Москвы + духовная консолидация всей Руси вокруг Москва из-за власти Московской метрополии.
15в. Москва +: Тверь, Вятка, Пермь, Вел Новгород, Ярославль
1453 – падение Константинополя, Россия – единственный представитель христианства. Митропролит Варламов (1511-1521) – 1 митрополит – ставленник Ивана 3.
16 Москва + : Псков, Рязань, Смоленск, Новгород Северский
1552 – захват Казани Ив Грозным => на Красной площади возведен храм Василия Покрова.
Главные проблемы – проблемы еретичества.
Иван Златоуст, Иван Богослов – основные ортодоксальные учителя.
16в – рост числа монастырей и мистических переводов с арабского. «Сказание о Магамете», «Сказание о Царьграде», связанные с деятельностью А. Никитина. Появление иностранных учителей при царском дворе.
«Зданщина», «Сказание о мамаевом побоище» - рефлексия над борьбой с иностанными захватчиками.
16в – начало обмирщения мышления => связь религии и государственности. Религия – обоснование абсолютизма.
Идеи запада:
1. ареопагитики. «О божественных именах»-катафатика , «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О таинственном богословии» - апофатика - продолжение философии Псевдодионисия Ареопагита.
2. диоптра. Филипп Пустынник. Философский диалог м-ду плотью – учительницей и душой – ученицы. Чел = материя +форма. Тело – кровь +мокрота+слизь+желчь. Духовное зависит от плотского. Силы ума: памятная сила, мечтательная, размышления. Тело видит очами, душа – умом
3. исихазм. Аскетизм. Молчание. Григорий Палама (1296-1359). Прижизненный теосис при условии аскезы и молитвы.
15вв – природоцентристские тенденции. Кирилл Белозерский. Евстратий Никейский. Природные процессы имеют природные причины. Анаксимен и Аристотель. Физика, Геология, Космология, География.
Кон 15 – апокрифический трактат о Гиппократе. «Повествование о том, как сотворил бог Адама». Бок комбинирует 8 частей, из которых состоит тело.
Макарий «Читьи-Минеи» - 16вв. – расположение житий святых по месяцам
17в – «Луцидариус» = «Золотой бисер». Естественные науки в античном понимании. Влияние – распространение астрологии.
Философские идеи Московской Руси:
1. Московская метрополия vs оттальная Русь => ересь стригольников (зародилась в 14 в в Пскове и Новгороде – единственных свободных городах в составе Московской метрополии). Стригольнике были недовольны тем, что назначение на все важные церковные должности идут из Моск метрополии по мзде (за взятки), священники не явл моральными (пьянство, стяжательство, обжорство), вообще главенство моск метрополии пагубно сказывается на состоянии церкви в преферии => желание избавиться от моск метирополии, отрицание обрядов и таинств, идеи воскресения мертвых, провозглашение возврата к евангелию. Основная добродетель – нестяжание. Обожествляли землю и небо.
Главный представитель – дьякон Никита Икар.
Откуда название стригольники?
1. расстриженные священнослужитель
2. носили особую стрижку
3. занимались стрижкой сукна.
1551 Стоглавый собор – признание плачевного состояния церкви: все, кто претендует на церковные должности явл неграмотными и аморальными
Современные исследователи считают стригольников язычниками, т.к. они поклонялись Матери-Сырой Земле
Стригольники были хор образованы, знали Писание. Отрицали посреднеческое пол-е священников. Общины верующих должны возглавлять высоконравственные учителя, а не профессиональные священники ( аналогичные требования были в «95 требования» Лютера)
Ересь стригольников сущ неск десятилетий, но идеи - долго.
2. 15, 16в на основе ереси стригольников появилась ересь жидовствующих, направленная против Моск метрополии. Из Библии, написанной на иврите, «Шестокрыла» = «Тайна тайны», «Логики жидовствующих» нескольких дисциплин; божественное присутствует в ученых – носителях веры) (мудрость складывается и и «Аристотелевых врат» (перевод с арабского Маймонида) взяты идеи. Первый еретик – еврей Схария - распространил ересь в Новгороде. Исток ереси: согласно православн летоисчилс в конце 16 в дб произойти конец света, тк истекало 7 тысячелетие со дня сотворения мира. Апокалипсис дб произойти в 1492г. Но после изучения Библии и др источников жидовстующие выяснили, что в 16 в наступал только конец 6 тысячелетия => сомнения в верности христ догматики => популярность «Шестокрыла» с его астрологически и др календарными таблицами оч возросла. + Жидовствующие в ветхом завете не нашли ничего о Св Троице, => отвергли причастие, монашество, дух иерархию, не поклонялись иконам. Иван 3 и его дьяк (начальник канцелярии) Федор Курицын поддержали жидовствующих, тк стремились к секуляризации церковных земель и самоопределение души (Курицын)
Т.о, в основе ересей стригольников и жидовствующих лежит рационализм.
С жидовстующими боролся новгородский священник Геннадий и Иосиф Володский => жидовствующих осудили и казнили , в т ч и Ф. Курицына (1490)
3. Противостояние Иосифлян (Иосиф Володский) и нестяжателей (Нил Сорский). Спорили о монастырском землевладении. В СССР говорили о противостоянии сторонников и противников монастырского землевладения. На самом деле, как по Г. Флоровскому в «Путях русского богословия», противостояние нестяжателей и иосифлян – противостояние различного понимания смысла христианских ценностей. Нестяжатели за молчаливое монашество, индивидуальную умную молитву + « вера не совместима с разума, разум создает силлогизм, вера творит безмолвие». Нил Сорский «вера – оставление ума и мира, восхождение к истинному знанию Бога». Иосифляне: путь к спасению души идет через богослужение, соц служение церкви и др внешние воздействие; главное не молитва, а подчинение монастырскому уставу и церковной практике => внимание к виду и убранству церквей, обрядности и т.п.
Т.о., спор Иосифл и нестяж – спор о способе воздействия на душу: на душу влияет материальное (иосифляне) vs на душу влияет только духовное (нестяж).
4. Нестяжательство возникло на основе идей исихазма. Исихия па греч – покров. Первый идеолог нестяжателей – Нил Сорский; до пострижения в монахи носил имя Николая Майкова, был крестьянином – скорописцем (переписчик книг). В Кирилло-Белозерском монастыре стал Нилом и подружился с Поисием -Ярославом – старцев монастыря, который отправил его в путешествие по Святой Земле (Константинополь, Иерусалим, Афон. На Афоне Нил познакомился с исихазмом – умной молитвой, которая приводит к возвышению души). По возвращению основал скит на р. Соре (=> прозвище «Сорский»). Далее – прирост единомышленников, которые тоже селились в скитах. Духовное совершенствование возм только путем отказа от мирского и происх ч-з молчаливую молитву => монах должен жить в уединении, самостоятельно зарабатывать на жизнь, не зависеть от окр мира, трудиться и меняться продуктами своего производства с мирянами. Уход от мира – с целью очистить душу и обожиться. Нестяжатели – за веротерпимость, т.к. для чел главное внутренний мир. Нестяж участвовали в деятельности соборов, благодаря Нилу Сорскорму на соборе 1490г были спасено несколько жидовствующих. Нил Сорский за мистический аскетизм – не телесное истощение, а духовный подвиг => пост не должен истощать тело, тк истощенное тело не м. сопротивляться внешним влияниям, пост дб умеренным, тк. главное в посте – не стремление усмирить плоть, а сосредоточиться на умственной молитве. Источник нравственного подвига – авторитет бож писания => нестяж оч хорошо знали предание. Нил Сорский: «ни все, что написано явл истинным», тк.к из-за переписывания книг их содержание исказилось, необх критически относиться к написанному, не все писание явл божественным, необх согласие м-ду писанием и разумом. Нил Сорский – враг внешности, тк внешность воздействует на душу и искажает духовные потенции, кот должны вести к возвышению души. Т.о, необх любить бедность, это идеал личной и церковной жизни. Призывал очистить церковь от богатства и раздать его бедным. Зло идет из сердца, а не из мира => очищение надо начинать с себя. Для искоренения зла в сердце необх молчаливая молитва - сосредоточение в своей души помыслов, которые приведут душу к бож сущности. Необх искоренить пороки: чревоугодие, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, сребролюбие. Добродетели: пост, целомудрие, милосердие, вера, терпение скромность, смирение, нестяжательство. Искоренение пороков и стремление к доброделелям – путь к обожению . Нил – продолжатель Сергия Радонежского. Сергий Радонежский – за разделение бытия мирского и церковного. Светская власть привлекла Нилда для обоснования необх секуляризации церковн земель => на соборе 1503 Нил осудил церковное землевладение, которое растлевает монашество, и Собор почти проголосовал за ликвидацию церковного землевладения, но Иосиф Володский убедил сохранить землевладение. На дальнейших соборах побеждали иосифляне. Нестяжатели: Максим Грек, Артемий Троицкий, Вассиан , Феодосий Косой, Феодосий Печорский и тд.
5. Максим Грек приехал в М в 1518 г из Афонского монастыря по просьбе Василия 3 для перевода с греч церковных писаний и исправления уже существовавших переводов. Происходил из знатного византийского рода, учился в Италии, католик, знал Платоно, 1522 постригся в монахи-доминиканцы, познакомился с работами Ф. Аквинского, цитировал Иоанна Дамаскина, осуждал Аристотеля, т.к. он не способствует укреплению веры из-за превозношения роли разума; негативно относился к рациональному объяснению догм. Не знал русского языка, переводил на латынь, тщательно изучал тексты и значения слов «Внимание к лексики – главное условие правильного перевода, т.к для прав перевода необх верное понимание текста, которое возможно только пр понимание лексики». Ему завидовали. Митрополит Даниил обвинил его в ереси, его сослали Волоколамский монастырь, потом – вернули ближе к Москве, в итоге в - Троице-Сергиев монастырь, где и умер. Идеи: гармоническое взаимодействие гос-ва и церкви, всех сословий. Богословие – внутренняя философия, оч полезна. Из внешней – греческой – философии следует брать только то, что не противоречит христианству.
6. Вассиан Патрикеев (правнук литовского князя). Критиковал нравы монахов и далее см по нестяжателям. 1503г «Собрание некого старца на воспоминания своего общения и отречения от него». Полное отречение монахов от мира.
7. Иосифляне. В итоге получили признание в рус правосл церкви. Иосbakzyt – последователи Иосфа Володского (из Волоколамских дворян, Иван Санин в миру, получил блестящее церковное образование). Любил порядок при обрядах. В Боровском монастыре учился у игумена Пафлутия. Умирая, Пафлутий назначил Иосия своим приемником. Иосий стремился сразу установить в монастыре строгий порядок, но не смог. Вместе с Герасимом Черным стал путешествовать и искать монастырь с тем порядком, кот понравился бы ему. В итоге учредил свой монастырь в 20 верстах от Волоколамска, в подарок получает село от брата Василия 3. В монастырь стремилось много бояр. Идеи: церковь ч-з монастыри действует на мирян, т.к приобщают к дух ценности мирян, поэтому у монастыря дб богатство, кот можно use в благотворительных целях (при неурожаях, приюты для сирот и т.п). Монашеская жизнь – социальное служение, особого рода церковно-земская служба => земля, принадлежащая монастырю, - основа благотвор. У монахов нет личной собственности, даже икон. Светская власть дб в подчинении у духовных. Строптивый царь – не царь, а дьявол. В покровительстве московского князя видел спасение от секуляризации. Сторонник жесткой церковной дисциплины, стремился расширить свое влияние, активно боролся с нестяжателями (репрессии и тп). Сер 16 в (Собор 1551 – расправа над нестяжателями - «заволжскими старцами»). В итоге иосифляне почти полностью подинились светской власти, хотя и победили нестяжателей. Представитель – митрополит Даниил, дал определение философии как моральной деятельности.
8. «Теория казни». В «Задонщине» и «Мамаевом побоище» победа над ордой рассматривается как казнь противников христианства.
9. «Москва – 3 рим» (16в – 17в – борьба православия и католичества). Католическое дух-во более просвещенное и образованное, чем православное, в спорах православных священники проигрывали. Даже брак Ивана 3 с Софьей Палеолог не дал положительного рез-та, т.к. Софья была воспитана в унии, брак заключен в Ватикане, с Софьей приехал католич легат. Итог брака – усиление связей с Италией и усилению католичества (был перестроен кремль). Падение Константинополя создало апокалиптическое настроение. На западе тоже ждут апокалипсиса, тк турки подошли к вене. В 1524 опубликован альманах «Штефлера и Пфлауэра», в кот было предсказание водного знамение, которое истолковали как 2 потоп. Этот альманах привезли в Москву, и Филофей велел отправить его в Псковский монастырь старцу Мунихену для заключения об истинности содержании альманаха. Филофей направил несколько посланий так же Ив Грозному и Вас 3, в кот сформулировал содержание «Москва 3 Рим»: правосл царство последнее 3 царство перед концом света. Старец Мунихен сказал, что Москва будет стоять вечно. Падение Москвы апокалипсис, после этого эра антихриста. Концепция «Москва 3 рим» из концепции предсказания конца света превратилась в панегирик Москве, в прославление Москвы.1589г в Москве создана собственная 5 митрополия (как в Иерусалиме, Константинополе, Антиохее, Александрия).
10. Андрей Курбский – борец за демократизацию власти Ив Грозного.
11. протопоп Аввукм (17вв) – старообрядец. «Житие протопопа Аввакума». Стремился к восстановлению старой религии.
Историки-евразийцы– сообщество, созданное в 1920 г в Болгарии эмигрантами: иго – благо, т.к татары не вмешивались в религиозные дела => расцвет православия, литературы (жития), архитектуры (монастыри). Т.о., иго спасло Русь от католизации, сохранило православие.
Г. Шпет: в 14 в. на Руси нет философии. Лектор не согласен.
В это время в Европе: Николай Кузанский (Франк называл себя его учеником), Леонардо да Винчи (14в), Коперник, Монтень, Дж. Бруно (15в).
В 14 в. Московская Русь начала развиваться, хотя столь мощных философских идей, как на Западе, не было.
Название «Московская Русь» восходит к времени, когда Иван Калита (1325 получил постоянный !!! ярлык на сбор дани => возвышение Москвы, потом присоединение Владимира.) => Иван Калита - великий князь Московский и Владимирский. Далее – усиление Москва при Дм Донском + усобицы в Орде и ее распад на княжества => 1480 – стояние на р. Угре – полное освобождение от ига || усиление и централизация вокруг Москвы + духовная консолидация всей Руси вокруг Москва из-за власти Московской метрополии.
15в. Москва +: Тверь, Вятка, Пермь, Вел Новгород, Ярославль
1453 – падение Константинополя, Россия – единственный представитель христианства. Митропролит Варламов (1511-1521) – 1 митрополит – ставленник Ивана 3.
16 Москва + : Псков, Рязань, Смоленск, Новгород Северский
1552 – захват Казани Ив Грозным => на Красной площади возведен храм Василия Покрова.
Главные проблемы – проблемы еретичества.
Иван Златоуст, Иван Богослов – основные ортодоксальные учителя.
16в – рост числа монастырей и мистических переводов с арабского. «Сказание о Магамете», «Сказание о Царьграде», связанные с деятельностью А. Никитина. Появление иностранных учителей при царском дворе.
«Зданщина», «Сказание о мамаевом побоище» - рефлексия над борьбой с иностанными захватчиками.
16в – начало обмирщения мышления => связь религии и государственности. Религия – обоснование абсолютизма.
Идеи запада:
1. ареопагитики. «О божественных именах»-катафатика , «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О таинственном богословии» - апофатика - продолжение философии Псевдодионисия Ареопагита.
2. диоптра. Филипп Пустынник. Философский диалог м-ду плотью – учительницей и душой – ученицы. Чел = материя +форма. Тело – кровь +мокрота+слизь+желчь. Духовное зависит от плотского. Силы ума: памятная сила, мечтательная, размышления. Тело видит очами, душа – умом
3. исихазм. Аскетизм. Молчание. Григорий Палама (1296-1359). Прижизненный теосис при условии аскезы и молитвы.
15вв – природоцентристские тенденции. Кирилл Белозерский. Евстратий Никейский. Природные процессы имеют природные причины. Анаксимен и Аристотель. Физика, Геология, Космология, География.
Кон 15 – апокрифический трактат о Гиппократе. «Повествование о том, как сотворил бог Адама». Бок комбинирует 8 частей, из которых состоит тело.
Макарий «Читьи-Минеи» - 16вв. – расположение житий святых по месяцам
17в – «Луцидариус» = «Золотой бисер». Естественные науки в античном понимании. Влияние – распространение астрологии.
Философские идеи Московской Руси:
1. Московская метрополия vs оттальная Русь => ересь стригольников (зародилась в 14 в в Пскове и Новгороде – единственных свободных городах в составе Московской метрополии). Стригольнике были недовольны тем, что назначение на все важные церковные должности идут из Моск метрополии по мзде (за взятки), священники не явл моральными (пьянство, стяжательство, обжорство), вообще главенство моск метрополии пагубно сказывается на состоянии церкви в преферии => желание избавиться от моск метирополии, отрицание обрядов и таинств, идеи воскресения мертвых, провозглашение возврата к евангелию. Основная добродетель – нестяжание. Обожествляли землю и небо.
Главный представитель – дьякон Никита Икар.
Откуда название стригольники?
1. расстриженные священнослужитель
2. носили особую стрижку
3. занимались стрижкой сукна.
1551 Стоглавый собор – признание плачевного состояния церкви: все, кто претендует на церковные должности явл неграмотными и аморальными
Современные исследователи считают стригольников язычниками, т.к. они поклонялись Матери-Сырой Земле
Стригольники были хор образованы, знали Писание. Отрицали посреднеческое пол-е священников. Общины верующих должны возглавлять высоконравственные учителя, а не профессиональные священники ( аналогичные требования были в «95 требования» Лютера)
Ересь стригольников сущ неск десятилетий, но идеи - долго.
2. 15, 16в на основе ереси стригольников появилась ересь жидовствующих, направленная против Моск метрополии. Из Библии, написанной на иврите, «Шестокрыла» = «Тайна тайны», «Логики жидовствующих» нескольких дисциплин; божественное присутствует в ученых – носителях веры) (мудрость складывается и и «Аристотелевых врат» (перевод с арабского Маймонида) взяты идеи. Первый еретик – еврей Схария - распространил ересь в Новгороде. Исток ереси: согласно православн летоисчилс в конце 16 в дб произойти конец света, тк истекало 7 тысячелетие со дня сотворения мира. Апокалипсис дб произойти в 1492г. Но после изучения Библии и др источников жидовстующие выяснили, что в 16 в наступал только конец 6 тысячелетия => сомнения в верности христ догматики => популярность «Шестокрыла» с его астрологически и др календарными таблицами оч возросла. + Жидовствующие в ветхом завете не нашли ничего о Св Троице, => отвергли причастие, монашество, дух иерархию, не поклонялись иконам. Иван 3 и его дьяк (начальник канцелярии) Федор Курицын поддержали жидовствующих, тк стремились к секуляризации церковных земель и самоопределение души (Курицын)
Т.о, в основе ересей стригольников и жидовствующих лежит рационализм.
С жидовстующими боролся новгородский священник Геннадий и Иосиф Володский => жидовствующих осудили и казнили , в т ч и Ф. Курицына (1490)
3. Противостояние Иосифлян (Иосиф Володский) и нестяжателей (Нил Сорский). Спорили о монастырском землевладении. В СССР говорили о противостоянии сторонников и противников монастырского землевладения. На самом деле, как по Г. Флоровскому в «Путях русского богословия», противостояние нестяжателей и иосифлян – противостояние различного понимания смысла христианских ценностей. Нестяжатели за молчаливое монашество, индивидуальную умную молитву + « вера не совместима с разума, разум создает силлогизм, вера творит безмолвие». Нил Сорский «вера – оставление ума и мира, восхождение к истинному знанию Бога». Иосифляне: путь к спасению души идет через богослужение, соц служение церкви и др внешние воздействие; главное не молитва, а подчинение монастырскому уставу и церковной практике => внимание к виду и убранству церквей, обрядности и т.п.
Т.о., спор Иосифл и нестяж – спор о способе воздействия на душу: на душу влияет материальное (иосифляне) vs на душу влияет только духовное (нестяж).
4. Нестяжательство возникло на основе идей исихазма. Исихия па греч – покров. Первый идеолог нестяжателей – Нил Сорский; до пострижения в монахи носил имя Николая Майкова, был крестьянином – скорописцем (переписчик книг). В Кирилло-Белозерском монастыре стал Нилом и подружился с Поисием -Ярославом – старцев монастыря, который отправил его в путешествие по Святой Земле (Константинополь, Иерусалим, Афон. На Афоне Нил познакомился с исихазмом – умной молитвой, которая приводит к возвышению души). По возвращению основал скит на р. Соре (=> прозвище «Сорский»). Далее – прирост единомышленников, которые тоже селились в скитах. Духовное совершенствование возм только путем отказа от мирского и происх ч-з молчаливую молитву => монах должен жить в уединении, самостоятельно зарабатывать на жизнь, не зависеть от окр мира, трудиться и меняться продуктами своего производства с мирянами. Уход от мира – с целью очистить душу и обожиться. Нестяжатели – за веротерпимость, т.к. для чел главное внутренний мир. Нестяж участвовали в деятельности соборов, благодаря Нилу Сорскорму на соборе 1490г были спасено несколько жидовствующих. Нил Сорский за мистический аскетизм – не телесное истощение, а духовный подвиг => пост не должен истощать тело, тк истощенное тело не м. сопротивляться внешним влияниям, пост дб умеренным, тк. главное в посте – не стремление усмирить плоть, а сосредоточиться на умственной молитве. Источник нравственного подвига – авторитет бож писания => нестяж оч хорошо знали предание. Нил Сорский: «ни все, что написано явл истинным», тк.к из-за переписывания книг их содержание исказилось, необх критически относиться к написанному, не все писание явл божественным, необх согласие м-ду писанием и разумом. Нил Сорский – враг внешности, тк внешность воздействует на душу и искажает духовные потенции, кот должны вести к возвышению души. Т.о, необх любить бедность, это идеал личной и церковной жизни. Призывал очистить церковь от богатства и раздать его бедным. Зло идет из сердца, а не из мира => очищение надо начинать с себя. Для искоренения зла в сердце необх молчаливая молитва - сосредоточение в своей души помыслов, которые приведут душу к бож сущности. Необх искоренить пороки: чревоугодие, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, сребролюбие. Добродетели: пост, целомудрие, милосердие, вера, терпение скромность, смирение, нестяжательство. Искоренение пороков и стремление к доброделелям – путь к обожению . Нил – продолжатель Сергия Радонежского. Сергий Радонежский – за разделение бытия мирского и церковного. Светская власть привлекла Нилда для обоснования необх секуляризации церковн земель => на соборе 1503 Нил осудил церковное землевладение, которое растлевает монашество, и Собор почти проголосовал за ликвидацию церковного землевладения, но Иосиф Володский убедил сохранить землевладение. На дальнейших соборах побеждали иосифляне. Нестяжатели: Максим Грек, Артемий Троицкий, Вассиан , Феодосий Косой, Феодосий Печорский и тд.
5. Максим Грек приехал в М в 1518 г из Афонского монастыря по просьбе Василия 3 для перевода с греч церковных писаний и исправления уже существовавших переводов. Происходил из знатного византийского рода, учился в Италии, католик, знал Платоно, 1522 постригся в монахи-доминиканцы, познакомился с работами Ф. Аквинского, цитировал Иоанна Дамаскина, осуждал Аристотеля, т.к. он не способствует укреплению веры из-за превозношения роли разума; негативно относился к рациональному объяснению догм. Не знал русского языка, переводил на латынь, тщательно изучал тексты и значения слов «Внимание к лексики – главное условие правильного перевода, т.к для прав перевода необх верное понимание текста, которое возможно только пр понимание лексики». Ему завидовали. Митрополит Даниил обвинил его в ереси, его сослали Волоколамский монастырь, потом – вернули ближе к Москве, в итоге в - Троице-Сергиев монастырь, где и умер. Идеи: гармоническое взаимодействие гос-ва и церкви, всех сословий. Богословие – внутренняя философия, оч полезна. Из внешней – греческой – философии следует брать только то, что не противоречит христианству.
6. Вассиан Патрикеев (правнук литовского князя). Критиковал нравы монахов и далее см по нестяжателям. 1503г «Собрание некого старца на воспоминания своего общения и отречения от него». Полное отречение монахов от мира.
7. Иосифляне. В итоге получили признание в рус правосл церкви. Иосbakzyt – последователи Иосфа Володского (из Волоколамских дворян, Иван Санин в миру, получил блестящее церковное образование). Любил порядок при обрядах. В Боровском монастыре учился у игумена Пафлутия. Умирая, Пафлутий назначил Иосия своим приемником. Иосий стремился сразу установить в монастыре строгий порядок, но не смог. Вместе с Герасимом Черным стал путешествовать и искать монастырь с тем порядком, кот понравился бы ему. В итоге учредил свой монастырь в 20 верстах от Волоколамска, в подарок получает село от брата Василия 3. В монастырь стремилось много бояр. Идеи: церковь ч-з монастыри действует на мирян, т.к приобщают к дух ценности мирян, поэтому у монастыря дб богатство, кот можно use в благотворительных целях (при неурожаях, приюты для сирот и т.п). Монашеская жизнь – социальное служение, особого рода церковно-земская служба => земля, принадлежащая монастырю, - основа благотвор. У монахов нет личной собственности, даже икон. Светская власть дб в подчинении у духовных. Строптивый царь – не царь, а дьявол. В покровительстве московского князя видел спасение от секуляризации. Сторонник жесткой церковной дисциплины, стремился расширить свое влияние, активно боролся с нестяжателями (репрессии и тп). Сер 16 в (Собор 1551 – расправа над нестяжателями - «заволжскими старцами»). В итоге иосифляне почти полностью подинились светской власти, хотя и победили нестяжателей. Представитель – митрополит Даниил, дал определение философии как моральной деятельности.
8. «Теория казни». В «Задонщине» и «Мамаевом побоище» победа над ордой рассматривается как казнь противников христианства.
9. «Москва – 3 рим» (16в – 17в – борьба православия и католичества). Католическое дух-во более просвещенное и образованное, чем православное, в спорах православных священники проигрывали. Даже брак Ивана 3 с Софьей Палеолог не дал положительного рез-та, т.к. Софья была воспитана в унии, брак заключен в Ватикане, с Софьей приехал католич легат. Итог брака – усиление связей с Италией и усилению католичества (был перестроен кремль). Падение Константинополя создало апокалиптическое настроение. На западе тоже ждут апокалипсиса, тк турки подошли к вене. В 1524 опубликован альманах «Штефлера и Пфлауэра», в кот было предсказание водного знамение, которое истолковали как 2 потоп. Этот альманах привезли в Москву, и Филофей велел отправить его в Псковский монастырь старцу Мунихену для заключения об истинности содержании альманаха. Филофей направил несколько посланий так же Ив Грозному и Вас 3, в кот сформулировал содержание «Москва 3 Рим»: правосл царство последнее 3 царство перед концом света. Старец Мунихен сказал, что Москва будет стоять вечно. Падение Москвы апокалипсис, после этого эра антихриста. Концепция «Москва 3 рим» из концепции предсказания конца света превратилась в панегирик Москве, в прославление Москвы.1589г в Москве создана собственная 5 митрополия (как в Иерусалиме, Константинополе, Антиохее, Александрия).
10. Андрей Курбский – борец за демократизацию власти Ив Грозного.
11. протопоп Аввукм (17вв) – старообрядец. «Житие протопопа Аввакума». Стремился к восстановлению старой религии.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи