Как баскетбол получил свое название?

Энциклопедии » Всё обо всем
Угадайте, какая игра в Соединенных Штатах имеет больше зрителей, чем любая другая? Вы, наверное, удивитесь, когда узнаете, что это бас­кетбол.

Баскетбол часто называют «интернациональной игрой», так как в него играют в каждой цивили­зованной стране. Однако баскетбол, в отличие от некоторых других игр, не развивался постепенно на протяжении веков. Он был изобретен одним человеком, Джеймсом Нейсмитом, канадцем по происхождению, в 1891 году.

Нейсмиту хотелось заинтересовать какой-ни­будь новой игрой студентов Спрингфилдской спортивной школы в штате Массачусетс. Он сое­динил индейскую игру лакросс, похожую на хок­кей, с британским футболом, чтобы получилась игра, в которую можно было играть в помещении.

В игре, которую придумал Нейсмит, нельзя было пользоваться палкой, как в лакроссе, или бить по мячу ногой, как в футболе. Мяч здесь пе­редается от игрока к игроку или ведется одним игроком и бросается в цель только руками. Сна­чала в качестве цели использовалась подвесная плетеная корзина, поэтому Нейсмит назвал игру «баскетболом» («баскет» по-английски означает «корзина»).

В баскетболе, как и во многих других играх, место игрока определяется его специфическими способностями. Те, кому хорошо удается добы­вать очки меткими бросками, обычно использу­ются в нападении, где они ведут атаку на кольцо соперника.

Центровой игрок, как правило, очень высокого роста. Он должен уметь передать мяч товарищу по команде во время начального подбрасывания мяча. Его рост также должен давать команде «контроль щита», что означает держать мяч в по­ле зрения, когда он отскакивает от кольца или щита после неточного броска.

Защитники должны всячески мешать форвардам соперника выигрывать очки, поэтому они должны быть подвижными, хитрыми и успевать в то же время принимать участие в атаках своей команды.

Как начались бытовые танцы?

Энциклопедии » Всё обо всем
Танцы существовали в той или иной форме практически с первых шагов человечества. Перво­бытные люди в танцах изображали животных или силы природы, и религиозные танцы были частью истории человечества с самых первых ее страниц.

Но бытовые танцы — это совсем другое. Это занятие для получения максимального удовольст­вия. Удивительно, но этот вид танцев также имеет длинную историю. Уже древние греки были в во­сторге от танцев как развлечения. К примеру, Аристотель считал танцы полезными, так как они передавали характерные особенности поведения людей. Гомер также высоко ценил бытовые тан­цы.

В то же время выдающийся римский оратор Цицерон так сказал о танцах: «Здравомыслящий человек, если только он не выжил из ума, не тан­цует ни один, ни в чьем-либо обществе, так как танцы — спутник распущенности, беспутства и похоти». Представьте только, что он сказал бы о рок-н-ролле!

У греков танцы были составной частью всех пиров и праздников. Их приверженцами были ве­ликие Сократ и Платон, что показывает, насколь­ко глубоко вошли танцы в жизнь древней Элла­ды.

Танцы как общественное искусство были изве­стны в Египте более 4000 лет назад! Ими было принято увеселять гостей на пирах. В Индии так­же искусство танца существовало как форма раз­влечения с древности, хотя многие из танцев и имели религиозное содержание. Другой страной, где бытовые танцы существовали с давних вре­мен, является Испания. Здесь многие танцеваль­ные па, возможно, были арабского происхожде­ния.

Страной, где по-настоящему стало развиваться то танцевальное искусство, каким оно нам извест-

но сегодня, является Франция. Хотя корни мно­гих танцев можно проследить и в других странах именно во Франции они были доведены до совер­шенства. Трудно переоценить роль в этом Екате­рины Медичи, которая обожала танцевальное ис­кусство. Очень быстро из Версаля любовь к тан­цам распространилась в частные дома.

При Людовике XIV искусство салонного танца достигло больших высот. Организовывались вели­колепные балетные спектакли, и лучшие компо­зиторы того времени создавали свою музыку именно для придворных танцев.

Кем создано фортепьяно?

Энциклопедии » Всё обо всем
Знали ли вы о том, что, за исключением орга­на, фортепьяно — самый сложный музыкальный инструмент? Название «фортепьяно», или, как го­ворили раньше, «пианофорте», буквально можно перевести так: «тихо-громкий». Это предполагает богатую гамму звуков, которые способно издавать фортепьяно.

И все же этот очень сложный инструмент про­изошел от простейшего «монохорда» — ящика с одной-единственной струной, на которую были нанесены музыкальные интервалы. Такие «звуко­вые ящики» были также у цимбал и псалтериона во времена Ветхого Завета. Играющий перебирал струны, пощипывая их.

Приблизительно в 1000 году н.э. Гвидо д'Арецц изобрел передвижную подставку для мо­нохорда и увеличил количество клавиш и струн. В таком виде инструмент был распространен вплоть до XVI века.

Одним из самых привлекательных инструмен­тов, полученных усовершенствованием монохор­да, был клавикорд. В нем появилась медная де­таль -- «колок». Его давление производило вибра­цию струн, и, как результат, достигался звук инс­трумента, который мог усиливаться или ослаб­ляться по воле музыканта.

Наиболее близок к клавикорду был спинет — продолговатый инструмент с диапазоном в четыре октавы, звучание которого также достигалось пе­ребором струн.

В середине XVII века популярным стал клаве­син. Инструмент этот крупнее и клавикорда, и спинета и обычно имеет две клавиатуры. По форме он похож на большое фортепьяно. Звук из его струн извлекается при помощи крохотных перы­шек.

И, наконец, в 1709 году Бартоломео Христофори придумал систему молоточков и применил ее для создания на основе клавесина нового инст­румента — фортепьяно. Использование молоточ­ков позволило навсегда покончить со скрипучим звуком, которого нельзя избежать в более прими­тивных инструментах. Первым композитором, ко­торый ввел фортепьяно в широкое употребление, был Бетховен.

Какой музыкальный инструмент был первым?

Энциклопедии » Всё обо всем
Об этом существует легенда, но это не более чем фантазия. Согласно греческой мифологии, первый музыкальный инструмент — пастушью дудку — изготовил бог Пан. Однажды на берегу он выдохнул сквозь тростник и услышал, как его дыхание, проходя по стволу, произвело печальное причитание. Он разрезал ствол на неравные час­ти, связал их вместе, и вот уже у него был пер­вый музыкальный инструмент!

Истина в том, что мы не можем назвать пер­вый музыкальный инструмент, так как все перво­бытные люди во всем мире, похоже, создавали ту или иную музыку. Это обычно была музыка с ка­ким-то религиозным значением, и зрители стано­вились ее участниками. Они танцевали, барабани­ли, хлопали и пели вместе с ней. Это делалось не просто для удовольствия. Эта примитивная музы­ка составляла значимую часть жизни людей.

Легенда о Пане и тростнике позволяет предпо­ложить, как человек додумался до того, чтобы сделать столько разнообразных музыкальных инс­трументов. Возможно, он имитировал звуки при­роды или использовал ее предметы вокруг себя, чтобы создавать свою музыку.

Первые музыкальные инструменты были удар­ными (типа барабана). Позже человек изобрел духовые инструменты, сделанные из рогов живо­тных. Из этих примитивных духовых инструмен­тов развились современные медные духовые инст­рументы. По мере того, как человек развивал свое музыкальное чувство, он стал использовать тростник и таким образом производил более есте­ственные и нежные звуки.

Наконец, человек изобрел простую лиру и ар­фу, от которых пошли смычковые инструменты.

В средние века крестоносцы привезли из похо­дов много удивительных восточных музыкальных инструментов. Скомбинированные с народными, уже существовавшими тогда в Европе, они разви­лись во множество инструментов, которыми сей­час пользуются для воспроизведения музыки.

Когда впервые были сделаны колокольчики?

Энциклопедии » Всё обо всем
Колокольчик — это ударный инструмент: му­зыкальный звук в нем производится посредством удара. А поскольку самые ранние музыкальные инструменты были именно ударными, колоколь­чики того или иного вида могут считаться одними из первых музыкальных инструментов человека. Проследить их историю невозможно: слишком да­леко она уходит корнями.

К примеру, более 4 тысяч лет назад у китай­цев был инструмент, состоявший из 16 плоских камней, подвешенных на раме, и когда по ним ударяли деревянным молоточком, возникала це­лая гамма экзотических звуков.

Конечно, в нашем представлении колокольчи­ки должны быть сделаны из какого-то металла. Предполагается, например, что у царя Соломона на крыше его храма находились большие золотые колокольчики, чтобы разгонять птиц.

У древних греков и римлян были колокольчи­ки всех видов, включая карманные. В Афинах они использовались жрецами, а в Спарте, когда умирал царь, женщины шествовали по улицам, ударяя в маленькие колокольчики.

Бронзовые колокольчики были обнаружены при раскопках Ниневии, которая была разрушена примерно в 612 году до н.э. А маленькие колокольчики, наподобие современных бубенчиков, были найдены в Перу в древних могильниках, ко­торым около 1500 лет.

Развитие колокольчика от его примитивной формы шло в двух направлениях: восточном и за­падном. На Востоке он развился в формы, кото­рые условно можно назвать «котел» и «чаша». Ча­ща стала гонгом, который является исключитель­но восточным инструментом. Котел развился в колокола-«бочки»: китайские и японские.

В западной цивилизации колокольчик разви­вался в форме «чаши». Позже он дополнился язычком, так что по нему теперь можно было ударять изнутри. Большая медная или бронзовая чаша, укрепленная вверх дном под куполом церк­ви, впервые появилась около 400 г.

Бронзовые колокола, которые используются сегодня, на 80 процентов состоят из меди и на 20 — из бронзы.

Кто первым запустил бумажного змея?

Энциклопедии » Всё обо всем
История бумажных змеев такая продолжитель­ная, что никто не возьмется назвать сегодня авто­ра первого змея или хотя бы страну, где он жил. Некоторые утверждают, что это был грек по име­ни Аркитас, живший в 4 веке н.э. Но в странах Востока змеи запускались, вероятно, задолго до этого.

В Китае «змеи» всегда были важной частью многих праздников. На девятый день девятого ме­сяца по китайскому календарю всенародно отме­чается «Праздник Высокого Полета». Красочный вид имеет небо, сплошь усеянное змеями всевоз­можных форм и размеров. Некоторые из них имеют форму рыб, лягушек, птиц. Это не только детский праздник: вполне взрослые люди объеди­няются в играх. Проводятся даже «битвы бумаж­ных змеев», в которых змеи с прикрепленными к ним кусочками стекла используются для того, чтобы срезать нитки у других змеев!

В западных странах змеи использовались для более серьезных целей. В 1752 году Бенджамин Франклин запустил шелкового змея в грозу, что­бы доказать, что молния и электричество — одно и то же. Еще до Франклина змеи запускались с прикрепленными к ним термометрами для изуче­ния температуры облаков.

К концу XIX века змеи использовались боль­шинством метеостанций. Они были оборудованы приборами для регистрации температуры и влаж­ности воздуха, скорости ветра. Некоторые из этих змеев запускались на высоту более шести кило­метров! Для того, чтобы достичь такой высоты, использовали не одного, а несколько змеев, сое­диненных вместе. Нить змея делалась из очень тонкой проволоки и была такой легкой, что 1,6 км ее весила всего 7 кг, и достаточно крепкой, чтобы поднять 110 кг, не оборвавшись.

До изобретения аэроплана змеи использова­лись также и для военных целей, когда из-за сильного ветра аэростаты совершали вынужден­ную посадку. К примеру, один из таких змеев до­стигал в длину 11 метров и поднимал человека в воздух на 30 метров.

Хотя большая часть змеев — знакомой треу­гольной формы, все же самые мощные змеи име­ют форму коробки, полностью закрытой сверху и снизу и частично — с боков. Чтобы построить змея в форме бабочки, корабля или птицы, просто берут большее число палок, чем в обычных змеях, и натягивают нити, чтобы получить желае­мое очертание.

Где появились куклы?

Энциклопедии » Всё обо всем
Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кук­ла — один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима.

Вполне возможно, что первые куклы были придуманы не взрослыми, а детьми и сделаны из естественных вещей, таких, как камни и палки. Но для большинства людей куклы были больше чем просто игрушками.

Например, среди американских индейцев де­тская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью ре­лигиозного воспитания детей.

В Японии примитивная детская кукла изготов­лялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Име­лась также кукла, которую мы назвали бы «коз­лом отпущения». Ее «кормили», одевали, обраща­лись с ней как с живой и давали матерям, чтобы отвратить дьявола от их детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.

Ислам запрещает изображать человека. Но, несмотря на это, красиво наряженные куклы нередко дарятся девушке, выходящей замуж, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем юной. Матери обычно неохотно дают кукол сво­им маленьким дочерям, так как боятся, что дух дьявола, находящийся в кукле, может причинить вред ребенку. Но многие девочки сами делают се­бе кукол из кусочков дерева.

Куклы распространены в Африке, но иногда они используются в ритуальных, магических це­лях, а не как игрушки. В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые — с праздником Рождества.

В протестантских странах Европы задолго до католических куклы стали просто игрушками.

Как возникла магия?

Энциклопедии » Всё обо всем
Магия, в ее первоначальном понимании, свя­зывалась с заклинаниями, чарами и сверхъестест­венными силами, совершающими «чудеса». В древности священники и медики Египта, Греции и Рима, как правило, внушали людям, что облада­ют некой магической силой.

Но магия, какой мы знаем ее сегодня, это один из видов развлечения для людей. Волшеб­ник, используя ловкость рук или какие-то меха­нические приспособления, одурачивает своих зри­телей и внушает им, что сделал нечто невозмож­ное. Мы, зрители, понимаем, что за «волшебст­вом» стоит какой-то трюк, но нам нравится быть одураченными. Это как бы входит в правила иг-

В древние времена каждый королевский двор имел своих магов или приглашал их для развлечения. Менее искусные волшебники выступали на рыночной площади для прохожих. Их трюки бы­ли очень просты, а весь необходимый реквизит они носили в своих карманах. Между прочим первая книга о магии была написана в 1584 году, но, конечно, волшебники делали свои трюки за­долго до этого.

В средневековье фокусники стали совершать регулярные поездки по городам и даже странам (сейчас их назвали бы гастролями), и люди ждали их приезда. Со временем они стали давать более крупные представления и использовать больше оборудования. Поэтому путешествовали они те­перь в фургонах, а представления давали в специ­ально арендуемых залах.

В начале XIX века магия постепенно начала приобретать тот вид, в котором она известна нам сегодня. Маскарадные костюмы сменились фрака­ми, а трюки с громоздким оборудованием — таки­ми, которые основаны на ловкости рук фокусни­ка.

Отцом современной магии считается француз­ский фокусник Робер Годен. Он настолько усо­вершенствовал оборудование, что мог использо­вать в своих трюках обычные, знакомые всем предметы. Считая очень важной форму преподне­сения трюков, он уделял этому очень много вре­мени и знаний.

Со временем появилась другая форма магиче­ских трюков, называемая «иллюзион». Их целью является создание у зрителей видимости того, что люди якобы парят в воздухе или исчезают, что женщину «распиливают» пополам и т.д. Ориги­нальный вид магии создал один из величайших магов всех времен Кардини. Он является автором серии трюков, в которых внезапно появлялись «ниоткуда» и исчезали «никуда» горящие трубки и сигареты, игральные карты, причем все соверша­лось без специального оборудования.

Откуда берутся суеверия?

Энциклопедии » Всё обо всем
Суеверия существуют с зарождения цивилиза­ции по сей день. Миллионы людей во всем мире все еще заражены суевериями и вовсе не собира­ются от них отказываться.

Почти невозможно объяснить, как именно за­рождаются суеверия. Может, причина — в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей та­инственностью, или событиях, наступление кото­рых они хотели бы предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происхо­дящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию. Суеверие — это убеждение, обычно порожденное стра­хом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом.

Например, предметом мистификаций и страхов людей в течение веков были небесные тела, в связи с которыми возникали суеверия. Особенный страх вызывали таинственные пришельцы — ко­меты. По убеждению суеверных людей, комета является знаком надвигающейся войны или дру­гого бедствия.

Луна тоже окружена ореолом загадочности. Многие верят, что если долгое время неотрывно смотреть на нее, то станешь помешанным. Слово «лунатик», кстати, происходит от латинского «luna» (луна).

Поскольку древние люди не могли понять по­ведения животных, они создавали вокруг них суе­верия. Черная кошка, перешедшая вам дорогу,— знак неудачи, крик совы — признак приближаю­щейся смерти и так далее.

Моряки, постоянно борющиеся со стихией, всегда были подвержены суевериям. К примеру, ветры и штормы несут опасность, поэтому с ними связаны суеверия. Многие моряки верят, что свист вызывает ветер или шторм. Даже сохранив­шаяся до сегодняшнего дня традиция крещения корабля бутылкой вина, разбитой об его нос, то­же, оказывается, дань старому суеверию: вино считалось жертвой богу моря Нептуну!

Поскольку люди так много общаются с числа­ми, естественно, много суеверий связано со «сча­стливыми» и «несчастливыми» числами.

Суеверия могут иметь различное происхожде­ние, но все они порождены невежеством и стра­хом.

Как египтяне научились сохранять мумии?

Энциклопедии » Всё обо всем
Мумия, как вы знаете, это мертвое тело, кото­рое сумели сохранить. Слово «мумия» — арабско­го происхождения и означает «тело, сохраненное воском или смолой». С какой же целью египтяне захотели сохранять тело умершего?

Причина в том, что они верили в жизнь после смерти и поэтому хотели к ней подготовиться. Они верили, что душа умершего человека, кото­рую они представляли в виде птицы с человече­ским лицом, днем могла свободно летать, но ночью из-за козней злых духов должна была воз­вращаться в могилу. Поэтому тело сохраняли, чтобы душа могла, узнав его, по нему найти нуж­ную могилу.

Почти до 3000 года до н.э. египтяне хоронили своих покойников в горячем песке пустыни, и этот песок сохранял тела. Позднее для важных особ стали высекать могилы из камня. Но пира­миды и каменные могилы не были такими же су­хими, как песок пустыни. Поэтому необходимо было придумать какой-нибудь способ сохранения тел в могилах. Это и явилось причиной возникно­вения искусства бальзамирования.

Из тела умершего человека извлекались мозг, органы пищеварения и легкие. Они хранились от­дельно в четырех сосудах, так называемых «канопах». В более поздние времена они после обра­ботки опять помещались в тело.

Затем тело обрабатывалось солями, которые, вместе с сухим воздухом пустыни, поглощали влагу. Обезвоженное тело обмывалось, натира­лось сосновой смолой и обертывалось в сотни метров холста. На все это уходило 70 дней.

За это время плотники изготавливали футляр для мумии. Если умерший был богатой и важной особой, делали целый комплект футляров, каж­дый из которых искусно вставлялся внутрь следу­ющего. Художники разрисовывали футляры ярки­ми красками. Стены могилы украшались рисунка­ми и текстами, рассказывающими историю жизни этого человека. В могилу помещались все вещи, которыми он любил пользоваться.

Египтяне верили, что, совершив весь этот ри­туал, они подготовили человека к его будущей жизни.

Кто сделал первую швейную машину?

Энциклопедии » Всё обо всем
Рассказывают, что какой-то путешественник волею судьбы оказался в одном из самых глухих, удаленных от цивилизации мест и там, к своему великому удивлению, в жилище местного вождя увидел швейную машину! Каким-то образом ту­земцы добыли ее в ближайшем поселении белых.

Шитье так много значит в жизни человека, что какую-нибудь машину, умеющую шить, про­сто нельзя было не изобрести. Вопрос был только в том, кому удастся это сделать первому. История изобретения швейной машины полна драматиче­ских, а порой и трагических событий. Первая швейная машина была изобретена англичанином Томасом Сейнтом. В 1790 году он запатентовал машину, обладавшую уже многими особенностями современных машин. Она в основном предназна­чалась для работы с кожей, но так и не была ис­пользована, и изобретатель не извлек из нее ни­какой выгоды.

В 1830 году бедный французский портной Бартелеми Тимонье изобрел швейную машину, которая еще больше походила на современную модель. Она уже стала практически использовать­ся во Франции, но разъяренная толпа рабочих, боявшихся потерять работу, разнесла завод и по­ломала машины. Тимонье умер в нищете.

А почти в то же время в Нью-Йорке Вальтер Хант изобрел швейную машину, в которой была изогнутая игла с ушком на кончике. Эта игла пропускала через ткань петлю нити, которую за­цепляла вторая нить, образуя так называемый «челночный стежок». Но Ханту так и не удалось получить патент!

Честь получения патента на первую швейную машину, вошедшую в употребление, принадлежит Элиасу Хоу. В 1851 году свою швейную машину запатентовал в Соединенных Штатах Исаак Зин­гер. Между Зингером и Хоу разгорелась тяжба о первенстве, которую удалось выиграть Хоу. В ре­зультате он имел возможность получать отчисле­ния практически с каждого типа выпускавшихся тогда швейных машин.

Сегодня, конечно, существуют тысячи разно­видностей швейных машин, в том числе специаль­ные машины для шитья кожи, фетровых шляп, одеял, пуговиц и для многих других целей.

Кто создал пишущую машинку?

Энциклопедии » Всё обо всем
Пишущие машинки являются очень современ­ным изобретением и все еще продолжают совер­шенствоваться. Но знали ли вы, что патент на пи­шущую машинку был получен англичанином Ген­ри Миллом еще в 1714 году? Эта пишущая ма­шинка, однако, так и не была изготовлена.

Первые пишущие машинки были запатентова­ны как средство помощи слепым. В Соединенных Штатах патент на первую пишущую машинку по­дучил Уильям Берт в 1829 году. Она называлась «пишущая машинка для слепых», и в наши дни аналога такого типа машинки нет.

В 1833 году француз Ксавье Прогэн изобрел машинку с символьными клавишами и рычагами для каждого символа. Вы можете убедиться, что в развитие пишущей машинки внесли свой вклад многие изобретатели.

В 1843 году американцем Чарлзом Тербером была запатентована машинка, в которой символь­ные клавиши располагались вокруг медного коле­са, насаженного на ось. Оно прокручивалось ру­кой до необходимой буквы, и покрытая краской литера шлепала по бумаге. Однако эта операция была слишком медленной, чтобы такая машинка вошла в употребление.

. Следующий шаг вперед был сделан в 1856 го­ду, когда появилась машинка, в которой клавиши располагались по окружности, а удар производили в одной и той же точке, в центре. Этот принцип используется и в современных машинках.

Первая пишущая машинка, которую можно было практически использовать и в то же время производить в большом количестве, была сконст­руирована тремя американскими изобретателями: Кристофером Шоулзом, Сэмюэлем Соулом и Карлосом Глидденом. В 1873 году они усовер­шенствовали ее до такого уровня, что ее уже можно было продавать. У этой пишущей машин­ки было много отличительных особенностей, род­нивших ее с современными: бумага, вставлявшая­ся вокруг резинового валика, красящая лента, реверсивные (с передним и задним ходом) катушки для ленты, двигающаяся каретка.

Со временем были добавлены другие усовер­шенствования, и сегодня мы имеем и портатив­ные, и бесшумные, и электрические пишущие ма­шинки. Впрочем, теперь многие предпочитают машинки с памятью.