Теории развития памяти

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Теории развития памяти:
1. * Ж. Пиаже первый стал трактовать память как основу действия, ориентированную на запоминание, сохранение и переработку информации. Он доказал прямую зависимость всех процессов памяти от практической деятельности человека.
2. *Блонский. Различные виды памяти представленные у взрослого человека, являются различными ступенями ее исторического развития. В истории развития человечества виды памяти последовательно появились один за другим. Последовательность развития видов памяти:
двигательная память – от рождения;
аффективная память – примерно с 6 мес.;
образная память – в 2 года;
логическая память – 3-4 года – подростковый возраст.
Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.

Память как высшая психическая функция. Развитие памяти.

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении и сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Память – совокупность процессов, с помощью которых человек запоминает, сохраняет и воспроизводит полученную информацию.
Память – высшая психическая функция. Т.к. обладает всеми свойствами ВПФ: произвольность, опосредованность и социальность.
1. Память произвольна, потому что связана с широким волевым контролем запоминания.
2. Память опосредованна, т.к. связана с использованием различных средств запоминания (узелки на память, чувства, образы, ассоциации).
3. Память социальная, т.к. память напрямую зависит от практической деятельности человека.

Мышление и речь. Проблема формирования понятий.

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Мышление – это психический познавательный процесс отражение существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. (Рубинштейн)
Мышление – высшая психическая функция, формируется только прижизненно.
1. Чувственное познание и мышление – познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Любое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием: ощущениями, восприятиями и представлениями! Источник мыслительной деятельности – чувственное познание. Через ощущения и восприятие мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, начинает познавать явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и ощущениях.

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако область психического шире области сознательного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Развитие проблемы бессознательного было связано с психоанализом. * З. Фрейд разработал теорию психоанализа.
Фрейд выделил 3 уровня сознания: сознание, предсознание и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).
Личность человека по Фрейду включает 3 структурных компонента:
1. Ид – представляет собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовольствия инстинктивных побуждений.

Этапы развития идентичности

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Этапы развития идентичности:
1. Оральносенсорная стадия или младенчество (012 мес.) – базальное доверие или недоверие к миру.
2. Мышечноанальная стадия или раннее детство (13 года) – автономия или стыд и сомнение. Идентичность – «Ясам».
3. Локомоторногенетальная стадия или возраст игры (36 лет) – инициативность или вина. Социум требует от ребенка активности.
4. Латентная стадия или школьный возраст (612 лет) – трудолюбие или неполноценность. Идентичность: «Я то, чему научился», важность общения или несостоятельность в коммуникациях.
5. Подростковый возраст – эгоидентичность или ролевое смешение. Превращение во взрослого человека.
6. Стадия интимности или молодость (2035 лет) – интимность или изоляция.
7. Зрелость (356065 лет) – стремление к достижениям или застой.
8. Поздняя зрелость или старость (после6065 лет) – эгоинтеграция (личностная целостность) или отчаяние.

Уровни воображения

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
1. Игра – (дошкольное детство), вид деятельности, заключающийся в воспроизводстве детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Служит одним из важных средств физического, умственного и нравственного воспитания. Идет освоение социальной роли по средством игры. Игра с 3х лет, до 3х лет – элементы игры.
2. Грезы – (свойство подросткового возраста), воображение создает образы не связанные с волей, направленное на воплощение их в жизнь.
3. Мечта – (с ранней юности – всю жизнь), мечта. В отличии от грез, активна и выступает в качестве побудительной причины, хотя может и не осуществится или быть отсрочена.
4. Творчество – вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляют основу творчества. Цель творческой деятельности – создание вещей. Уровни творчества (по Уоллесу):
1. подготовка – зарождение идеи.
2. созревание – концентрация, «стягивание» знаний.
3. озарение – интуитивное схватывание искомого результата.
4. проверка – соотношение с целью.

Язык и речь. Виды и функции речи

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. В психологии различают понятия язык и речь.
Речь – это процесс общения людей посредством языка.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык является продуктом общественноисторического развития. В языке выделяют:
* лексику – определенная система значений слов;
* грамматику – система различных форм слов и словосочетаний;
* фонетику – система звукового состава, свойственного конкретному языку.
Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ. ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ. ЗАДАТКИ И СПОСОБНОСТИ.

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Способности (СП) – это индивидуальная психологическая характеристика личности, которая выражает готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их осуществлению.
*Теплов занимался пробле-мой способностей более 50 лет и считал их индивидуально- типо-логическими особенностями. Он выделил следующие три основных признака понятия «способности»:
1. Под способностями пони-мают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
3. Понятие способности не сводится к знаниям, умениям, навыкам, которые уже вырабо-таны у человека.

Заблуждения - Яичная скорлупа

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Многие родители дают своим детям есть яичную скорлупу, для того чтобы «косточки были крепкими» и для профилактики кариеса. Однако на сегодняшний день, по крайней мере в стоматологии, нет убедительных данных о пользе яичной скорлупы для профилактики кариеса — остается под вопросом, попадает ли кальций из скорлупы в кровь, тем более в зубы? Поэтому стоматологи предпочитают другие методы борьбы с кариесом.

В то же время яичная скорлупа может использоваться для профилактики у детей рахита, а также у людей любого возраста при ломкости ногтей, остеопорозе, травмах костей.

Язва и гастрит — наследственные заболевания

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Так действительно считалось до самого недавнего времени, пока в 1983—84гг. два молодых австралийских врача Дж. Р. Уоррен и Б. Дж. Маршалл не обнаружили на слизистой оболочке желудка неизвестные микроорганизмы, названные впоследствии микробом «Хеликобактер пилори».

Австралийские медики заявили, что именно с этим микроорганизмом язвенная болезнь и гастриты сочетаются в 100% случаев.


Поначалу медицинские «светила» и авторитеты восприняли эту информацию «в штыки» и не поверили молодым ученым. Тогда Маршалл повторил подвиг Луи Пастера. После проведения тщательного обследования (га-строскопия, биопсия и др.), показавшего, что у него нет никаких заболеваний желудка, он, вырастив культуру Хеликобактера, выпил ее. Через две недели после приема «коктейля с микробами» он заболел тяжелейшим гастритом.
До этого традиционная медицина утверждала, что желудок самостерилизуется, поскольку соляная кислота губительна для бактерий. Однако эксперимент Маршалла показал, что Хеликобактер сам выделяет ферменты, которые нейтрализуют соляную кислоту, вследствие чего микроб не погибает в желудке, а, наоборот, ведет себя достаточно агрессивно. Разрушая защитный слой желудка, Хеликобактер открывает путь соляной кислоте и тем самым провоцирует возникновение язвы.


После открытия Хеликобактера прошло уже 16 лет. Уже никто не оспаривает вредоносное действие этого микроба. И современная противоязвенная терапия невозможна без воздействия на Хеликобактер.
Открытие Хеликобактера поставило под сомнение утверждение, что язва и гастрит — наследственные заболевания. В настоящее время считается, что генетический компонент лишь провоцирует болезнь, тогда как она передается инфекционным путем.

Интересно, что Хеликобактер, возможно, ответственен еще и за некоторые случаи мигрени. Итальянские врачи обследовали 225 человек, страдающих мигренью, и у половины нашли в желудке эту бактерию. После недельного курса антибиотиков у 84% лечившихся бактерия исчезла, а с ней у четверти страдальцев исчезли и головные боли. У большинства остальных приступы мигрени ослабились и стали реже.

Заблуждения - Язва

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
Раньше считалось, а некоторые считают и до сих пор, что язвой желудка и 12-перстной кишки болеют только люди после 40 лет. На самом же деле болеют язвой и тридцатилетние, и двадцатилетние, а предвестники болезни выявляются еще раньше. Медики отмечают, что в наше время не редкость дети 10—12 лет, у которых выявляются язвенный дефект слизистой оболочки желудка или луковицы 12-перстной кишки.

До недавнего времени принято было считать, что язва желудка — результат стресса и чрезмерного приема острой пищи. Теперь же стало ясно, что эта точка зрения, мягко говоря, ошибочна. Шведские и американские ученые выявили, что причина возникновения язвы — бактерия «Хеликобактер пилори», носителем которой является практически каждый из нас. Однако язва развивается примерно у 20% людей.

Была выявлена и интересная закономерность: чаще всего это заболевание возникает у тех, кто имеет третью группу крови, что объясняется особым строением ее красных кровяных телец.

Профессор Вашингтонского университета в городе Сент-Луис Дуглас Берг считает, что теперь на повестке дня стоит создание дешевой и эффективной вакцины, способной предотвращать язвенную болезнь, а в конечном счете и рак желудка.

Заблуждения - Яблоко от яблони...

Энциклопедии » Энциклопедия заблуждений
« СТблоко от яблони далеко не падает» — гла-,/1сит старая поговорка. Ее мы любим повторять, когда рассуждаем о том, что дети наследуют умственные способности родителей. Однако эту поговорку опровергают французские исследователи. В результате проводившегося исследования они установили, что умственное развитие детей не зависит напрямую от наследственной предрасположенности. Оказывается, коэффициент интеллектуальных способностей («ай-кью») может повышаться в случае, если дети «попадают в хорошие руки».

Ученые давно уже предполагали, что это возможно, но французским специалистам впервые удалось установить это научным путем. Они исследовали 65 детей в возрасте от4 доблет. Все они провели раннее детство в неблагополучных семьях, и их индивидуальный умственный коэффициент в результате проведенных тестов не превышал 85 (средний уровень— около 100).

Эти же дети были заново обследованы психологами и генетиками спустя пять-десять лет. Они вновь прошли тестирование, и оказалось, что у значительного большинства детей умствен н ы и коэффи ци ент зам етно повысился. Причем удалось выявить четкую зависимость: чем лучше социально-экономические условия семьи, тем более прогрессироват коэффициент интеллекта детей.

Ученые отметили, что у детей, чьи приемные семьи были более обеспеченными, «ай-кью» достиг практически нормального уровня. У остальных он тоже поднялся, но не столь значительно.

Главный вывод исследований французских ученых заключается в следующем: в четыре-шесть лет умственные показатели еще не сформировались и могут эволюционировать. Как заявил Мишель Дюйм из парижского Центра семейной терапии: «Мы доказшш, что изменение внешних условий может способствовать повышению уровня интеллектадетей. Так что перед педагогом стоит задача найти средство для реализации этой идеи».

Тот же Мишель Дюйм считает: «Американские ученые пытаются выделить ген интеллекта, но я занимаю скептическую позицию на этот счет. Даже если это им удастся, мы знаем теперь, что «ай-кью» можно повысить путем изменения окружающей ребенка обстановки».

В настоящее время французские исследователи намерены изучить влияние новой обстановки на интеллект в случае, когда детей усыновляют в 6— 10 лет, чтобы понять, возможна ли эволюция «ай-кью» в более позднем возрасте.