Много славных мастеров было на Руси. Они работали в Москве, Новгороде, волжских селах Красное, Подольское, Сидоровское, на Урале. Это их талантливые руки создали причудливые узоры из трав, цветов, фигур людей на старинных блюдах, ковшах, чашах, окладах икон, оправах оружия из золота или серебра. В 16—18 вв. в мастерских Московского Кремля чеканили золотую и серебряную посуду, в том числе и бра- тины — чаши, из которых пили на братчинных пирах («на всю братию»). Украшение братин очень своеобразно. Некоторые из них сплошь покрыты чеканным орнаментом из побегов, треугольников, мелких круглых выпуклостей — «яблок», «ананасов», «ложек», «чешуек». И все это сделали умельцы-чеканщики! Побываем в мастерской мастера- чеканщика и понаблюдаем за его работой. Какой материал ему необходим, какими инструментами пользуется он в своей работе? Для своего будущего изделия мастер берет практически любой мягкий листовой металл толщиной от 0,2 до 1,5—2 мм: медь, латунь, алюминий, железо, жесть. Инструменты — чеканы, давильники, молотки. Чеканы бывают стальные и деревянные. Стальные чеканы — это стержни определенного квадратного или прямоугольного сечения, длиной 150— 160 мм. Рабочий конец чекана утолщен, обработан напильником, закален и отполирован. Чеканы по форме рабочей части делятся на расходники, лощатники, бобошник, пурошник, канфарник, пуансон. Для выколотки мастер использует чеканы из твердых пород дерева.
Давильники необходимы чеканщику тогда, когда он выдавливает рельеф на фольге или очень тонком листе (не более 0,4 мм) рукой, без молотка и чекана.
Давильники — это ножи из стали или из прочной пластмассы с закругленными лезвиями. Лезвие должно быть хорошо отполировано, а острие ножа притуплено и закруглено с небольшим радиусом. Укрепляется давильник на деревянной ручке. Использует мастер и обыкновенный молоток весом 150—200 г. Кроме того, мастеру потребуется толстый резиновый коврик или брезентовая подушка с песком, деревянный ящик, заполненный смесью нужного состава.
Процесс чеканки трудоемок. Ножницами по металлу мастер вырезает заготовку (она несколько больше задуманной им композиции), обрабатывает в ящике со смесью. Затем через копировальную бумагу он переносит выбранный рисунок на металл и приступает к чеканке. Здесь пригождаются расходники, лощатники, молоток. Снова разогревается масса в ящике. В конце специальными чеканами мастер делает поверхность своего изделия гладкой, или шероховатой, или покрытой точками. Готовую вещь он тщательно промывает, протирает молотой пемзой, сушит в древесных опилках и смазывает тонким слоем минерального масла.
Прочтите: Хворостов А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М.: Просвещение, 1986.
Давильники необходимы чеканщику тогда, когда он выдавливает рельеф на фольге или очень тонком листе (не более 0,4 мм) рукой, без молотка и чекана.
Давильники — это ножи из стали или из прочной пластмассы с закругленными лезвиями. Лезвие должно быть хорошо отполировано, а острие ножа притуплено и закруглено с небольшим радиусом. Укрепляется давильник на деревянной ручке. Использует мастер и обыкновенный молоток весом 150—200 г. Кроме того, мастеру потребуется толстый резиновый коврик или брезентовая подушка с песком, деревянный ящик, заполненный смесью нужного состава.
Процесс чеканки трудоемок. Ножницами по металлу мастер вырезает заготовку (она несколько больше задуманной им композиции), обрабатывает в ящике со смесью. Затем через копировальную бумагу он переносит выбранный рисунок на металл и приступает к чеканке. Здесь пригождаются расходники, лощатники, молоток. Снова разогревается масса в ящике. В конце специальными чеканами мастер делает поверхность своего изделия гладкой, или шероховатой, или покрытой точками. Готовую вещь он тщательно промывает, протирает молотой пемзой, сушит в древесных опилках и смазывает тонким слоем минерального масла.
Прочтите: Хворостов А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М.: Просвещение, 1986.
Биение сердца, морские приливы и отливы, восход и заход солнца, смена времен года... Что между ними общего? Да то, что явления эти периодические, то есть повторяются через определенные интервалы, как бы отсчитывая время. Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, человек стал делить год на месяцы, месяцы — на дни, а день — на более мелкие отрезки времени — часы.
Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для счета времени были солнечные часы. Сделать их было чрезвычайно просто: посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную, как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по ее положению люди определяли время дня. Но в пасмурный день и ночью солнечные часы не работали. Во 2-м и 1-м тысячелетиях до н.э. в Египте, Китае, Индии и Греции строили водяные часы. Из одного сосуда в другой равномерно, по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой опускался или поднимался. Такие часы показывали время и днем и ночью — не забывай только воды подливать. А песочные часы, где из одной колбочки в другую тонкой струйкой пересыпается песок, дожили и до наших дней. Но все эти часы были неудобны, поскольку требовалось периодически заполнять сосуды водой и не забывать переворачивать колбочку с песком.
Первое упоминание о механических часах ученые нашли в древних визан- тийских рукописях. Оно относится к 578 г. Первые механические часы имели одну стрелку — часовую.
В 1404 г. в Московском Кремле соорудили первые в России башенные часы. Вскоре башенные часы появились и во многих других городах.
Еще примерно через сто лет в Европе были сделаны первые карманные часы.
Голландский ученый X. Гюйгенс в 1657 г. снабдил часы маятником, который стал регулировать ход часов. Маятник (длинный стержень с грузом на конце) качается равномерно. С помощью шестеренок его колебания превращаются в равномерное движение стрелок на циферблате. Но со временем размах колебаний маятника уменьшается. Чтобы часы не остановились, надо маятник периодически подталкивать, как качели. Для этого часы имеют источник энергии — тяжелую гирю, пружину, электрическую батарейку. Часы без маятника за день убегали или отставали минут на 15. Сейчас точные часы с маятником уходят вперед или отстают за сутки не более чем на пять секунд.
До недавнего времени важной частью всех часов были стрелки — часовая, минутная, секундная. Но теперь все чаще появляются часы без стрелок и циферблата. Вместо них на лицевой поверхности часов имеется окошко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры, показывающие часы, минуты, секунды. А некоторые часы показывают также месяц, число и день недели.
Современные наука и техника требуют от часов все большей и большей точности, которую механические часы уже не могут обеспечить. Изобрели кварцевые часы. В них «маятником» служит кварцевая пластинка, которая колеблется под действием электрического тока. Часы с кварцевым «маятником» убегают или отстают лишь на две секунды за сутки. В поисках еще более точных «маятников» обратили внимание на молекулы и атомы, совершающие сложные колебательные движения. Атомные и молекулярные часы в наше время самые точные.
Самые маленькие часы в мире производятся одной из фирм в Швейцарии. При 15 камнях они имеют длину немногим больше 1,2 см и ширину 0,476 см. Вес механизма с корпусом —до 7 г. А часы «Эта», установленные на Швейцарском павильоне ЭКСПО-86 в Ванкувере (Канада), весили 35 т и имели высоту 24,3м.
Прочтите: Ильин М. Сто тысяч «почему». Л.: Дет. лит., 1989. Гл. «Который час?: Рассказы о времени». С. 75—142.
Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для счета времени были солнечные часы. Сделать их было чрезвычайно просто: посреди ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку, расчерченную, как циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по ее положению люди определяли время дня. Но в пасмурный день и ночью солнечные часы не работали. Во 2-м и 1-м тысячелетиях до н.э. в Египте, Китае, Индии и Греции строили водяные часы. Из одного сосуда в другой равномерно, по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой опускался или поднимался. Такие часы показывали время и днем и ночью — не забывай только воды подливать. А песочные часы, где из одной колбочки в другую тонкой струйкой пересыпается песок, дожили и до наших дней. Но все эти часы были неудобны, поскольку требовалось периодически заполнять сосуды водой и не забывать переворачивать колбочку с песком.
Первое упоминание о механических часах ученые нашли в древних визан- тийских рукописях. Оно относится к 578 г. Первые механические часы имели одну стрелку — часовую.
В 1404 г. в Московском Кремле соорудили первые в России башенные часы. Вскоре башенные часы появились и во многих других городах.
Еще примерно через сто лет в Европе были сделаны первые карманные часы.
Голландский ученый X. Гюйгенс в 1657 г. снабдил часы маятником, который стал регулировать ход часов. Маятник (длинный стержень с грузом на конце) качается равномерно. С помощью шестеренок его колебания превращаются в равномерное движение стрелок на циферблате. Но со временем размах колебаний маятника уменьшается. Чтобы часы не остановились, надо маятник периодически подталкивать, как качели. Для этого часы имеют источник энергии — тяжелую гирю, пружину, электрическую батарейку. Часы без маятника за день убегали или отставали минут на 15. Сейчас точные часы с маятником уходят вперед или отстают за сутки не более чем на пять секунд.
До недавнего времени важной частью всех часов были стрелки — часовая, минутная, секундная. Но теперь все чаще появляются часы без стрелок и циферблата. Вместо них на лицевой поверхности часов имеется окошко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры, показывающие часы, минуты, секунды. А некоторые часы показывают также месяц, число и день недели.
Современные наука и техника требуют от часов все большей и большей точности, которую механические часы уже не могут обеспечить. Изобрели кварцевые часы. В них «маятником» служит кварцевая пластинка, которая колеблется под действием электрического тока. Часы с кварцевым «маятником» убегают или отстают лишь на две секунды за сутки. В поисках еще более точных «маятников» обратили внимание на молекулы и атомы, совершающие сложные колебательные движения. Атомные и молекулярные часы в наше время самые точные.
Самые маленькие часы в мире производятся одной из фирм в Швейцарии. При 15 камнях они имеют длину немногим больше 1,2 см и ширину 0,476 см. Вес механизма с корпусом —до 7 г. А часы «Эта», установленные на Швейцарском павильоне ЭКСПО-86 в Ванкувере (Канада), весили 35 т и имели высоту 24,3м.
Прочтите: Ильин М. Сто тысяч «почему». Л.: Дет. лит., 1989. Гл. «Который час?: Рассказы о времени». С. 75—142.
Если бы вы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая часть ее занята океанами и морями. Они соединяются между собой и все вместе образуют единый Мировой океан. Среди этого огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками или континентами.
На земном шаре шесть материков. Самый большой — Евразия. На этом материке находится наша Родина — Российская Федерация. Второй по величине территории материк — Африка. Его омывают два океана — Индийский и Атлантический. Два материка — Северная Америка и Южная Америка — соединены узким Панамским перешейком. Антарктида — пятый материк. Он покрыт ледяным панцирем. Антарктида — единственный материк на земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы полярные станции, где ученые разных стран ведут научные наблюдения. Самый маленький материк — Австралия. Он находится в Южном полушарии.
Размеры и очертания материков непрерывно изменяются. Сотни мил- лионов лет назад Южная Америка, Африка, часть Азии (Аравия и Индостан) и Австралия составляли один материк — Гондвану. В результате разломов и перемещения земной коры Гондвана разделилась на несколько частей. Так образовались современные материки. И в наше время материки медленно перемещаются. Так, постепенно все более удаляются друг от друга Евразия и Северная Америка.
Сушу земного шара с давних времен делят не только на материки, но еще и на части света. Частей света тоже шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Материки Южная Америка и Северная Америка образуют одну часть света — Америку, а на одном материке — Евразии находятся две части света: Европа и Азия. Условная граница между ними проходит по Уральским горам, реке Эмбе, Каспийскому морю, рекам Куме и Манычу, по Азовскому и Черному морям, по проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы, Эгейскому и Средиземному морям.
В Уральских горах на условной границе установлено несколько обелисков. И туристы, фотографируясь около них, стоят одной ногой в Европе, а другой — в Азии.
Как произошли названия частей света? Их давали европейцы, открывая новые земли. Древние греки различали только две части света: Европу и Азию. Территорию, которая находилась к западу от Греции, они назвали Европой, к востоку — Азией. После того как древние римляне завоевали южное побережье Средиземного моря, появилось название третьей части света — Африка. В конце 15 — начале 16 в. экспедиция Христофора Колумба открыла Америку. В 17 в. голландские мореплаватели открыли «Терра Аустралис Инкогнита» («Неизвестную Южную Землю») — Австралию. Берегов Антарктиды (то есть «Земли, лежащей напротив Арктики») в начале 19 в. впервые достигли корабли под командованием русских моряков Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Так была открыта шестая часть света.
Прочтите книгу: Сахарнов С. В. Как открывали Землю. М.: Малыш, 1984.
На земном шаре шесть материков. Самый большой — Евразия. На этом материке находится наша Родина — Российская Федерация. Второй по величине территории материк — Африка. Его омывают два океана — Индийский и Атлантический. Два материка — Северная Америка и Южная Америка — соединены узким Панамским перешейком. Антарктида — пятый материк. Он покрыт ледяным панцирем. Антарктида — единственный материк на земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы полярные станции, где ученые разных стран ведут научные наблюдения. Самый маленький материк — Австралия. Он находится в Южном полушарии.
Размеры и очертания материков непрерывно изменяются. Сотни мил- лионов лет назад Южная Америка, Африка, часть Азии (Аравия и Индостан) и Австралия составляли один материк — Гондвану. В результате разломов и перемещения земной коры Гондвана разделилась на несколько частей. Так образовались современные материки. И в наше время материки медленно перемещаются. Так, постепенно все более удаляются друг от друга Евразия и Северная Америка.
Сушу земного шара с давних времен делят не только на материки, но еще и на части света. Частей света тоже шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Материки Южная Америка и Северная Америка образуют одну часть света — Америку, а на одном материке — Евразии находятся две части света: Европа и Азия. Условная граница между ними проходит по Уральским горам, реке Эмбе, Каспийскому морю, рекам Куме и Манычу, по Азовскому и Черному морям, по проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы, Эгейскому и Средиземному морям.
В Уральских горах на условной границе установлено несколько обелисков. И туристы, фотографируясь около них, стоят одной ногой в Европе, а другой — в Азии.
Как произошли названия частей света? Их давали европейцы, открывая новые земли. Древние греки различали только две части света: Европу и Азию. Территорию, которая находилась к западу от Греции, они назвали Европой, к востоку — Азией. После того как древние римляне завоевали южное побережье Средиземного моря, появилось название третьей части света — Африка. В конце 15 — начале 16 в. экспедиция Христофора Колумба открыла Америку. В 17 в. голландские мореплаватели открыли «Терра Аустралис Инкогнита» («Неизвестную Южную Землю») — Австралию. Берегов Антарктиды (то есть «Земли, лежащей напротив Арктики») в начале 19 в. впервые достигли корабли под командованием русских моряков Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Так была открыта шестая часть света.
Прочтите книгу: Сахарнов С. В. Как открывали Землю. М.: Малыш, 1984.
В начале 20 в. на экранах мира появился маленький комичный человечек, одетый в очень широкие штаны и в куцый пиджачок в обтяжку, в огромных башмаках, в черном котелке и с тросточкой в руках. У него была смешная «утиная» походка, кокетливые черные усики и большие печальные глаза. Образ бродяжки Чарли, который полюбился зрителям всех стран, создал великий американский актер и режиссер Чарлз Чаплин.
Чаплин родился в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла и еще ребенком стал выступать на сцене. В 1907 г. его приняли в труппу пантомимы, с которой он в 1913 г. приехал на гастроли в США. Здесь Чаплин начал сниматься в кино, здесь в одном из фильмов и появился Чарли.
За что только не брался Чарли! Он был банкиром и маляром, попрошайкой и полицейским, механиком и батраком, даже Тарзаном... Он встречал тысячи несправедливостей и невзгод, но не унывал и всегда боролся за добро и справедливость, защищал слабых, ненавидел ложь, насилие, лицемерие. В фильме «На плечо!» он выступал против бессмысленной жестокости войн. В комедии «Малыш» отстаивал человеческое достоинство, а в «Пилигриме» высмеивал мещанство и ханжество.
В 1923 г. Чаплин основал собственную студию и начал выпускать картины, в которых он был актером, сценаристом, режиссером. Один из лучших его фильмов этого времени — «Золотая лихорадка». Здесь Чарли — золо- тоискатель. Он подвергается насмешкам и издевательству окружающих, голодает. Чаплин великолепно показал «обед» своего героя: Чарли втягивает шнурки от ботинок, как макароны, и обсасывает гвозди, как косточки... И всё же он выживает, находит золото, спасает своих друзей.
В 1931 г. Чаплин поставил свой первый звуковой фильм — «Огни большого города». Сюжет его прост: это история любви Чарли к слепой цветочнице. Именно Чарли, а не другой персонаж — миллионер — оказался способным на глубокое и сильное чувство, проявил себя настоящим человеком и джентльменом. Образ обаятельного и доброго Чарли начинает приобретать все более драматический характер. Особенно заметно это проявилось в фильме «Новые времена». Безработный герой после множества злоключений протестует против нечеловеческих условий жизни.
В фильме «Великий диктатор», который вышел на экраны в 1941 г., Чаплин играет две роли: маленького парикмахера-еврея и отвратительного фашистского диктатора Аденоида Хинкеля, охваченного безумной идеей о мировом господстве. В последнем зрители без труда узнали Адольфа Гитлера. В этом фильме великий гуманист Чаплин гневно заявил на весь мир: фашизм несет гибель человечеству, он должен быть уничтожен.
Все чаще Чаплин подвергается нападкам реакционной прессы за критику американского образа жизни. Особенно яростными они стали после фильма «Месье Верду», обличавшего лицемерие буржуазного общества. Оставаться в США Чаплин больше не мог. В 1953 г. он поселился в Швейцарии. И в своих последних фильмах — «Огни рампы», «Король в Нью-Йорке», «Графиня из Гонконга» — Чаплин остался верен себе. Как и его первые работы в кино, они привлекают зрителей своим юмором, искренностью, правдой жизни.
Чаплин родился в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла и еще ребенком стал выступать на сцене. В 1907 г. его приняли в труппу пантомимы, с которой он в 1913 г. приехал на гастроли в США. Здесь Чаплин начал сниматься в кино, здесь в одном из фильмов и появился Чарли.
За что только не брался Чарли! Он был банкиром и маляром, попрошайкой и полицейским, механиком и батраком, даже Тарзаном... Он встречал тысячи несправедливостей и невзгод, но не унывал и всегда боролся за добро и справедливость, защищал слабых, ненавидел ложь, насилие, лицемерие. В фильме «На плечо!» он выступал против бессмысленной жестокости войн. В комедии «Малыш» отстаивал человеческое достоинство, а в «Пилигриме» высмеивал мещанство и ханжество.
В 1923 г. Чаплин основал собственную студию и начал выпускать картины, в которых он был актером, сценаристом, режиссером. Один из лучших его фильмов этого времени — «Золотая лихорадка». Здесь Чарли — золо- тоискатель. Он подвергается насмешкам и издевательству окружающих, голодает. Чаплин великолепно показал «обед» своего героя: Чарли втягивает шнурки от ботинок, как макароны, и обсасывает гвозди, как косточки... И всё же он выживает, находит золото, спасает своих друзей.
В 1931 г. Чаплин поставил свой первый звуковой фильм — «Огни большого города». Сюжет его прост: это история любви Чарли к слепой цветочнице. Именно Чарли, а не другой персонаж — миллионер — оказался способным на глубокое и сильное чувство, проявил себя настоящим человеком и джентльменом. Образ обаятельного и доброго Чарли начинает приобретать все более драматический характер. Особенно заметно это проявилось в фильме «Новые времена». Безработный герой после множества злоключений протестует против нечеловеческих условий жизни.
В фильме «Великий диктатор», который вышел на экраны в 1941 г., Чаплин играет две роли: маленького парикмахера-еврея и отвратительного фашистского диктатора Аденоида Хинкеля, охваченного безумной идеей о мировом господстве. В последнем зрители без труда узнали Адольфа Гитлера. В этом фильме великий гуманист Чаплин гневно заявил на весь мир: фашизм несет гибель человечеству, он должен быть уничтожен.
Все чаще Чаплин подвергается нападкам реакционной прессы за критику американского образа жизни. Особенно яростными они стали после фильма «Месье Верду», обличавшего лицемерие буржуазного общества. Оставаться в США Чаплин больше не мог. В 1953 г. он поселился в Швейцарии. И в своих последних фильмах — «Огни рампы», «Король в Нью-Йорке», «Графиня из Гонконга» — Чаплин остался верен себе. Как и его первые работы в кино, они привлекают зрителей своим юмором, искренностью, правдой жизни.
Чайковский родился на Урале в городе Воткинске, где его отец служил горным инженером. Перед домом, в котором жили Чайковские, было большое озеро: может быть, в нем плавали те самые лебеди, которые по ночам превращались в прекрасных девушек; вдали чернел лес на Уральских горах. Музыка так глу- боко волновала маленького Петю, что он плакал, слушая ее.
В 10 лет его отдали учиться в Училище правоведения в Петербурге. В 19 лет он стал помощником столоначальника одного из отделений департамента министерства юстиции. Но стремление к музыке, необходимость говорить на ее языке, глубоко жившие в нем, взяли свое. Через три года, оставив службу, он поступил в только что открывшуюся первую в России Петербургскую консерваторию. В 1866 г., по окончании консерватории, он поехал в Москву и приступил к преподаванию в здешней консерватории, которая сейчас носит его имя.
За свою не очень долгую жизнь Чайковский написал много прекрасных произведений. Это оперы (самые известные из них «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»; обе на сюжеты по произведениям А. С. Пушкина), балеты, симфонии, концерты, пьесы для виолончели, скрипки, фортепиано, хоры, романсы. С 1888 г. он стал выступать как дирижер, побывал во многих странах Европы, в Америке. В Англии ему присудили почетную степень доктора Кембриджского университета.
Много прекрасных произведений написал Чайковский для детей и о детях. Вот, например, «Детский альбом» — сборник из 24 пьес для фортепиано. В нем удивительно тонко и лирично раскрыл композитор мир ребенка с его радостями, печалями, первыми переживаниями. Тут есть и «Мама», и «Новая кукла» и «Нянина сказка», и «Баба-Яга», и «Сладкая греза» (для тех, кто любит помечтать), и «Игра в лошадки». Для тех, кто любит путешествовать, звучат Немецкая, Итальянская и Старинная французская песенки. Наверное, все знаменитые пианисты да и те, кто просто для себя играет на рояле, начинали свое знакомство с музыкой с «Детского альбома». А потом они обращались к «Временам года», где в 12 фортепианных пьесах, приуроченных к каждому месяцу, оживают картины природы.
Слушая музыку Чайковского, вы можете перенестись в сказочные страны, где живет превращенная злым чародеем в лебедя девушка Одетта; где погружается в волшебный сон красавица Аврора и сражается с мышиным королем отваж- ный Щелкунчик. Там вы встретитесь и с Красной Шапочкой, за которой гонится Волк, и с маленькими лебедями, попадете в город конфет и леденцов, где под таинственные звуки челесты (есть такой музыкальный инструмент, который Чайковский применил одним из первых) танцует Фея Драже. Все это вы увидите, если будете смотреть и слушать замеча- тельные балеты Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Часто бывая за границей, Чайковский мечтал о своем уголке в России. В 1892 г. он поселился в Клину, небольшом подмосковном городке, в доме с прекрасным парком. Отсюда осенью 1893 г. композитор поехал в Петербург, где состоялось первое исполнение одного из самых значительных его произведений — Шестой симфонии. В Клин Чайковский уже не вернулся — внезапная болезнь и смерть оборвали его жизнь. Но дом в Клину вы можете посетить и сейчас. Дом-музей Чайковского в Клину (его основал брат Петра Ильича — Модест Ильич) хранит память о великом русском композиторе. Здесь вы увидите личные вещи композитора, его книги и ноты, письменный стол и, главное, рояль. Теперь на нем играют участники Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 1992 г. впервые состоялся такой конкурс и для детей. В нем приняли участие юные исполнители из разных стран мира.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Желание Чайковского осуществилось. Его музыку знают и любят во всем мире.
Читайте: Калинина Н. А. П. И. Чайковский: Повесть. М.: Дет. лит., 1988.
В 10 лет его отдали учиться в Училище правоведения в Петербурге. В 19 лет он стал помощником столоначальника одного из отделений департамента министерства юстиции. Но стремление к музыке, необходимость говорить на ее языке, глубоко жившие в нем, взяли свое. Через три года, оставив службу, он поступил в только что открывшуюся первую в России Петербургскую консерваторию. В 1866 г., по окончании консерватории, он поехал в Москву и приступил к преподаванию в здешней консерватории, которая сейчас носит его имя.
За свою не очень долгую жизнь Чайковский написал много прекрасных произведений. Это оперы (самые известные из них «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»; обе на сюжеты по произведениям А. С. Пушкина), балеты, симфонии, концерты, пьесы для виолончели, скрипки, фортепиано, хоры, романсы. С 1888 г. он стал выступать как дирижер, побывал во многих странах Европы, в Америке. В Англии ему присудили почетную степень доктора Кембриджского университета.
Много прекрасных произведений написал Чайковский для детей и о детях. Вот, например, «Детский альбом» — сборник из 24 пьес для фортепиано. В нем удивительно тонко и лирично раскрыл композитор мир ребенка с его радостями, печалями, первыми переживаниями. Тут есть и «Мама», и «Новая кукла» и «Нянина сказка», и «Баба-Яга», и «Сладкая греза» (для тех, кто любит помечтать), и «Игра в лошадки». Для тех, кто любит путешествовать, звучат Немецкая, Итальянская и Старинная французская песенки. Наверное, все знаменитые пианисты да и те, кто просто для себя играет на рояле, начинали свое знакомство с музыкой с «Детского альбома». А потом они обращались к «Временам года», где в 12 фортепианных пьесах, приуроченных к каждому месяцу, оживают картины природы.
Слушая музыку Чайковского, вы можете перенестись в сказочные страны, где живет превращенная злым чародеем в лебедя девушка Одетта; где погружается в волшебный сон красавица Аврора и сражается с мышиным королем отваж- ный Щелкунчик. Там вы встретитесь и с Красной Шапочкой, за которой гонится Волк, и с маленькими лебедями, попадете в город конфет и леденцов, где под таинственные звуки челесты (есть такой музыкальный инструмент, который Чайковский применил одним из первых) танцует Фея Драже. Все это вы увидите, если будете смотреть и слушать замеча- тельные балеты Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Часто бывая за границей, Чайковский мечтал о своем уголке в России. В 1892 г. он поселился в Клину, небольшом подмосковном городке, в доме с прекрасным парком. Отсюда осенью 1893 г. композитор поехал в Петербург, где состоялось первое исполнение одного из самых значительных его произведений — Шестой симфонии. В Клин Чайковский уже не вернулся — внезапная болезнь и смерть оборвали его жизнь. Но дом в Клину вы можете посетить и сейчас. Дом-музей Чайковского в Клину (его основал брат Петра Ильича — Модест Ильич) хранит память о великом русском композиторе. Здесь вы увидите личные вещи композитора, его книги и ноты, письменный стол и, главное, рояль. Теперь на нем играют участники Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 1992 г. впервые состоялся такой конкурс и для детей. В нем приняли участие юные исполнители из разных стран мира.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Желание Чайковского осуществилось. Его музыку знают и любят во всем мире.
Читайте: Калинина Н. А. П. И. Чайковский: Повесть. М.: Дет. лит., 1988.
В городе Солт-Лейк-Сити, в США, есть необычный памятник: высокая гранитная колонна с глобусом и двумя птицами на вершине. Это монумент в честь чаек, которые спасли когда-то окрестных жителей от голода, уничтожив появившиеся здесь полчища саранчи.
Ученые подсчитали, что лишь одна колония чаек на Черноморском побе- режье за время выкармливания птенцов уничтожает на окрестных полях более 22 тонн вредных насекомых. Но, конечно, чайки — это околоводные птицы и питаются в основном рыбой. Однако вреда они приносят немного: чайки в первую очередь поедают больных и мертвых рыб, часто предупреждая этим распространение болезней. Поедают они и отбросы рыбного промысла — их всегда много там, где разделывают рыбу.
Семейство чаек включает 82 вида. Эти птицы расселились по всему миру. Они тесно связаны с водой и гнездятся стаями на отмелях, скалах, в зарослях тростника, в кустах, на плавающих растениях и даже в норах.
Все виды этих птиц (а их очень много и они очень разнообразны) по образу жизни похожи друг на друга. Чайки — хорошие летуны и прекрасные пловцы. Но они хорошо чувствуют себя и на суше, выводят здесь птенцов.
Обычно чайки гнездятся колониями, устраивая простые гнезда и откладывая в них по 1—4 яйца. Уже через неделю после появления на свет птенцы идут в воду, но родители и после этого еще долго кормят их. Живут чайки почти всюду. Одни виды — на реках, другие — на морях.
Читайте: Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пре- смыкающиеся. М.: Мысль, 1989. Гл. «Чайки, чистики и кулики». С. 178—180.
Ученые подсчитали, что лишь одна колония чаек на Черноморском побе- режье за время выкармливания птенцов уничтожает на окрестных полях более 22 тонн вредных насекомых. Но, конечно, чайки — это околоводные птицы и питаются в основном рыбой. Однако вреда они приносят немного: чайки в первую очередь поедают больных и мертвых рыб, часто предупреждая этим распространение болезней. Поедают они и отбросы рыбного промысла — их всегда много там, где разделывают рыбу.
Семейство чаек включает 82 вида. Эти птицы расселились по всему миру. Они тесно связаны с водой и гнездятся стаями на отмелях, скалах, в зарослях тростника, в кустах, на плавающих растениях и даже в норах.
Все виды этих птиц (а их очень много и они очень разнообразны) по образу жизни похожи друг на друга. Чайки — хорошие летуны и прекрасные пловцы. Но они хорошо чувствуют себя и на суше, выводят здесь птенцов.
Обычно чайки гнездятся колониями, устраивая простые гнезда и откладывая в них по 1—4 яйца. Уже через неделю после появления на свет птенцы идут в воду, но родители и после этого еще долго кормят их. Живут чайки почти всюду. Одни виды — на реках, другие — на морях.
Читайте: Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пре- смыкающиеся. М.: Мысль, 1989. Гл. «Чайки, чистики и кулики». С. 178—180.
В 1638 г. царский посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу от Алтын-хана подарок — маленькие пакетики чая, который царским боярам понравился. «Питие доброе и, когда привыкнешь, гораздо вкуснее», — говорили они. В 18 в. чай и чаепитие распространились у нас повсюду.
Родина чая — Китай. Напиток там был известен 4600 лет назад, а позднее появился в Индии, Индонезии и на острове Шри-Ланка.
Долго держал Китай выращивание чайных растений и изготовление чая из листьев в секрете. И первый чайный куст, как диковинка, был посажен только в 1818 г. в Крыму, в Никитском ботаническом саду, затем в Закавказье. Но чайные кусты не приживались. А пока привозили чай из Китая. Тюки с ним путешествовали иной раз не меньше года — на верблюдах, санях, телегах и паромах — до Нижегородской ярмарки. Оттуда же расходились по всей стране.
Чай выращивают в теплом субтропическом климате в Грузии, Азербайджане, на юге России. Открыл первую в России чайную фабрику около Батума чаеторговец Попов. Ему удалось тайком вывезти из Китая семена и китайских рабочих. Но первый чай был плохого качества. Ныне чайными плантациями занята уже площадь в десятки тысяч гектаров. Выведены новые сорта, и с одного гектара получают до трех тысяч килограммов чая. В Краснодарском крае сейчас находится самая северная в мире плантация чая. Чайные кусты выдерживают до 35 градусов мороза.
Чайное дерево может расти до 8— 9 м, а в культуре, благодаря подрезке, имеет вид куста высотой около метра. Листья для чая собирают два раза в год: в апреле и в августе — и лучший сорт чая получают из еще не распустившихся листьев.
Чай бывает черный и зеленый, рас- сыпчатый и прессованный брусками, кирпичиками, плитками. Но прежде чем попасть к нам на стол, любой чайный лист проходит много операций: его вялят, скручивают, сушат, сортируют и расфасовывают. Все это делают машины. А люди наблюдают, чтобы чай не потерял своих ценных качеств и чтобы сохранились в нем кофеин, танин и эфирные масла Кофеин вызывает ощущение бодрости, танин придает напитку вяжущий вкус, а эфирные масла — приятный аромат.
Прочтите: Смирнов А. В. Вершки и корешки. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «Залог бодрости. Тернистый путь чая». с. 279—285.
Родина чая — Китай. Напиток там был известен 4600 лет назад, а позднее появился в Индии, Индонезии и на острове Шри-Ланка.
Долго держал Китай выращивание чайных растений и изготовление чая из листьев в секрете. И первый чайный куст, как диковинка, был посажен только в 1818 г. в Крыму, в Никитском ботаническом саду, затем в Закавказье. Но чайные кусты не приживались. А пока привозили чай из Китая. Тюки с ним путешествовали иной раз не меньше года — на верблюдах, санях, телегах и паромах — до Нижегородской ярмарки. Оттуда же расходились по всей стране.
Чай выращивают в теплом субтропическом климате в Грузии, Азербайджане, на юге России. Открыл первую в России чайную фабрику около Батума чаеторговец Попов. Ему удалось тайком вывезти из Китая семена и китайских рабочих. Но первый чай был плохого качества. Ныне чайными плантациями занята уже площадь в десятки тысяч гектаров. Выведены новые сорта, и с одного гектара получают до трех тысяч килограммов чая. В Краснодарском крае сейчас находится самая северная в мире плантация чая. Чайные кусты выдерживают до 35 градусов мороза.
Чайное дерево может расти до 8— 9 м, а в культуре, благодаря подрезке, имеет вид куста высотой около метра. Листья для чая собирают два раза в год: в апреле и в августе — и лучший сорт чая получают из еще не распустившихся листьев.
Чай бывает черный и зеленый, рас- сыпчатый и прессованный брусками, кирпичиками, плитками. Но прежде чем попасть к нам на стол, любой чайный лист проходит много операций: его вялят, скручивают, сушат, сортируют и расфасовывают. Все это делают машины. А люди наблюдают, чтобы чай не потерял своих ценных качеств и чтобы сохранились в нем кофеин, танин и эфирные масла Кофеин вызывает ощущение бодрости, танин придает напитку вяжущий вкус, а эфирные масла — приятный аромат.
Прочтите: Смирнов А. В. Вершки и корешки. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «Залог бодрости. Тернистый путь чая». с. 279—285.
Это произошло 4 ноября 1952 г. на Курильских островах. Радист одного из судов, стоявших на рейде, передал в эфир: «Остров Парамушир погружается в пучину океана». И это не было преувеличением — чудовищная волна, налетевшая с океана, накрыла остров целиком, так что под водой скрылся город Южнокурильск, высилась лишь оконечность вулканического конуса. Но через несколько минут вода спала, и только следы больших разрушений напоминали о происшедшем. Это цунами, одно из самых страшных природных бедствий.
«Цунами» — слово японское и означает «большая волна в гавани». Высота ее — до 20—50 м. И главная беда — в неожиданности, с которой прямо рядом с берегом вдруг вырастает высокий вал воды, от которого невозможно убежать и спастись. Для появления разрушительной волны нужно сочетание определенных условий: рельефа прибрежного дна и очертания берега.
Причина цунами — подводное зем- летрясение. Именно сдвиги, происхо- дящие на океанском дне, вызывают рождение волны, совсем незаметной посередине океана, но резко увеличивающейся в размерах с выходом на мелководье при приближении к бере- гу. Чаще всего цунами возникают в Тихом океане, у берегов Японии, Аляски, Филиппин, Камчатки, Курильских и Алеутских островов.
Первое в России «моретрясение» на Камчатке было зарегистрировано в 1737 г. Вот что писал очевидец: «...по- следовали волны ужасного и несрав- ненного трясения, потом взлилась вода на берег в вышину сажен на 30, которая, нимало не стояв, сбежала в море. От сего наводнения тамошние жители совсем разорились, а многие бедственно скончали живот свой». Катастрофа 1952 г. на Курилах была очень разрушительной. В других районах Земли тоже происходили большие бедствия. В мае 1983 г. в Японии погибло при высоте волны 14 м 102 человека, в 1979 г. в Колумбии — 259 человек, в 1978 г. в Индонезии — 700, в августе 1976 г. на Филиппинах — 8 тысяч...
Гигантские цунами бывают не часто — примерно раз в 10 лет, но волны высотой от 4 до 8м случаются раз в три года, а по 2—4 м — ежегодно. Имеет значение вид волны — ее длина и крутизна. Даже не столь уж высокие волны опасны, если они «атакуют» берег неожиданно и люди не предупреждены и не подготовлены.
Ученые давно занялись проблемой предупреждения возникающей угрозы, прогноза цунами. Составлены карты особенно опасных районов, с указанием вероятной частоты появления «волны из гавани». Особенную трудность представляет «опоздание» возникшей в океане волны, совсем еще незаметной среди обычных ветровых волн. Сообщение о ее приближении, исключающее внезапность, спасло много жизней. На дне устанавливают специальные приборы, которые могут сообщить об опасности на берег, но только за несколько минут до прихода волны, потому что на больших глубинах это сделать трудно, а волна движется со скоростью 700 км/ч. И все же удается предупредить население, если получить сигнал о месте подводного зем- летрясения и его силе. С помощью электроники производится расчет времени «добегания» волны и ее высоты у разных участков берега. И конечно, следует учитывать возможность цунами при любом строительстве в том районе, что обозначен на карте как «цунамиопасный».
«Цунами» — слово японское и означает «большая волна в гавани». Высота ее — до 20—50 м. И главная беда — в неожиданности, с которой прямо рядом с берегом вдруг вырастает высокий вал воды, от которого невозможно убежать и спастись. Для появления разрушительной волны нужно сочетание определенных условий: рельефа прибрежного дна и очертания берега.
Причина цунами — подводное зем- летрясение. Именно сдвиги, происхо- дящие на океанском дне, вызывают рождение волны, совсем незаметной посередине океана, но резко увеличивающейся в размерах с выходом на мелководье при приближении к бере- гу. Чаще всего цунами возникают в Тихом океане, у берегов Японии, Аляски, Филиппин, Камчатки, Курильских и Алеутских островов.
Первое в России «моретрясение» на Камчатке было зарегистрировано в 1737 г. Вот что писал очевидец: «...по- следовали волны ужасного и несрав- ненного трясения, потом взлилась вода на берег в вышину сажен на 30, которая, нимало не стояв, сбежала в море. От сего наводнения тамошние жители совсем разорились, а многие бедственно скончали живот свой». Катастрофа 1952 г. на Курилах была очень разрушительной. В других районах Земли тоже происходили большие бедствия. В мае 1983 г. в Японии погибло при высоте волны 14 м 102 человека, в 1979 г. в Колумбии — 259 человек, в 1978 г. в Индонезии — 700, в августе 1976 г. на Филиппинах — 8 тысяч...
Гигантские цунами бывают не часто — примерно раз в 10 лет, но волны высотой от 4 до 8м случаются раз в три года, а по 2—4 м — ежегодно. Имеет значение вид волны — ее длина и крутизна. Даже не столь уж высокие волны опасны, если они «атакуют» берег неожиданно и люди не предупреждены и не подготовлены.
Ученые давно занялись проблемой предупреждения возникающей угрозы, прогноза цунами. Составлены карты особенно опасных районов, с указанием вероятной частоты появления «волны из гавани». Особенную трудность представляет «опоздание» возникшей в океане волны, совсем еще незаметной среди обычных ветровых волн. Сообщение о ее приближении, исключающее внезапность, спасло много жизней. На дне устанавливают специальные приборы, которые могут сообщить об опасности на берег, но только за несколько минут до прихода волны, потому что на больших глубинах это сделать трудно, а волна движется со скоростью 700 км/ч. И все же удается предупредить население, если получить сигнал о месте подводного зем- летрясения и его силе. С помощью электроники производится расчет времени «добегания» волны и ее высоты у разных участков берега. И конечно, следует учитывать возможность цунами при любом строительстве в том районе, что обозначен на карте как «цунамиопасный».
Родина этих вечнозеленых плодовых растений (лимона, апельсина, мандарина, цитрона, грейпфрута)—Китай, Индия и Индокитай. В России они известны с 17 в.
Плоды цитрусовых очень вкусны и имеют лекарственное значение. Они содержат большое количество вита- минов, солей кальция, фосфора, железа. Играют большую роль в обмене веществ и улучшают пищеварение. Витамины в плодах цитрусовых обладают большей стойкостью и при переработке (кипячении) почти не распадаются, как это происходит в других плодах и овощах. Плоды едят свежими, из них приготовляют соки, варенье, мармелад, цукаты, получают технические масла, лимонную кислоту. Кожура плодов, листья, цветки, молодые побеги идут на изготовление очень ценных эфирных масел.
Самые большие площади цитрусовые занимают в США, Китае, Индии, Японии, Пакистане, Австралии. Выращивают апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты также в западных районах Грузии. Очень теплолюбивые лимоны здесь укрывают от заморозков специальными приспособлениями. В приморских районах Азербайджана произрастают мандарины. Есть посадки цитрусовых культур в России — в Краснодарском крае.
В благоприятных условиях при хорошем уходе цитрусовые дают высокие урожаи. Так, в Грузии взрослые деревья апельсина и мандарина приносят до 3 тыс. и более плодов, а есть деревья, с которых собирают до 5—6 тыс. плодов, или 300 кг с одного дерева.
Темно-зеленые листья цитрусовых всегда привлекают к себе внимание. Ветви их с колючками. На одном дереве можно встретить и зрелые плоды, и цветки, и бутоны, и завязи.
Читайте: Смирнов А. В. Вершки и корешки. М.: Дет лит., 1986. Гл. «Фруктовый марафон. Апельсины». С. 216—222.
Плоды цитрусовых очень вкусны и имеют лекарственное значение. Они содержат большое количество вита- минов, солей кальция, фосфора, железа. Играют большую роль в обмене веществ и улучшают пищеварение. Витамины в плодах цитрусовых обладают большей стойкостью и при переработке (кипячении) почти не распадаются, как это происходит в других плодах и овощах. Плоды едят свежими, из них приготовляют соки, варенье, мармелад, цукаты, получают технические масла, лимонную кислоту. Кожура плодов, листья, цветки, молодые побеги идут на изготовление очень ценных эфирных масел.
Самые большие площади цитрусовые занимают в США, Китае, Индии, Японии, Пакистане, Австралии. Выращивают апельсины, мандарины, лимоны, грейпфруты также в западных районах Грузии. Очень теплолюбивые лимоны здесь укрывают от заморозков специальными приспособлениями. В приморских районах Азербайджана произрастают мандарины. Есть посадки цитрусовых культур в России — в Краснодарском крае.
В благоприятных условиях при хорошем уходе цитрусовые дают высокие урожаи. Так, в Грузии взрослые деревья апельсина и мандарина приносят до 3 тыс. и более плодов, а есть деревья, с которых собирают до 5—6 тыс. плодов, или 300 кг с одного дерева.
Темно-зеленые листья цитрусовых всегда привлекают к себе внимание. Ветви их с колючками. На одном дереве можно встретить и зрелые плоды, и цветки, и бутоны, и завязи.
Читайте: Смирнов А. В. Вершки и корешки. М.: Дет лит., 1986. Гл. «Фруктовый марафон. Апельсины». С. 216—222.
Под веселый звон колокольчика лихо врывается на манеж тройка запряженных медведей. Величаво правит ею ямщик — медведь. Начинается представление четвероногих артистов. Медведи — канатоходцы, акробаты, жонглеры, эквилибристы. Один номер сменяет другой. Вот два медведя на ринге — они боксеры. Состязание ведется по всем правилам. В огромном зрительном зале нет равнодушных, и победителя награждают бурными аплодисментами. В этот восторженный гул врывается рокот моторов, и на манеж въезжают косолапые гонщики. Это «медвежий цирк» Валентина Филатова, с успехом выступавший во многих странах мира.
Когда цирк стал таким, каким мы его знаем, — с трюками, музыкой, кло- унскими выходами между номерами? Оказывается, больше 200 лет назад. Произошло это в Лондоне, где в 1780 г. был построен амфитеатр для показа фигурной езды на лошадях. Здесь же выступали дрессировщики собак, акробаты, клоуны, ставились целые спектакли с кавалерийскими «атаками». Искусство цирка строится на трюке — сложном, ловком и эффектном приеме, поражающем воображение. Сколько смелости, находчивости, выдумки нужно артисту, чтобы с блеском выполнить трюк! И к тому же ему надо быть очень точным — ведь в цирке ничего не делается приблизительно. Вы с замиранием сердца следите, как гимнаст под куполом цирка делает переворот в воздухе, с восхищением смотрите на жонглера, подбрасывающего вверх 11 колец, на музыкальных эксцентриков, выходящих под руку с медведями. На арене все кажется простым и естественным, но сколько за этим кроется упорного, каждодневного труда.
На цирковой манеж выходят акробаты, жонглеры, канатоходцы, эквилибристы, гимнасты, укротители, клоуны, иллюзионисты...
У каждого из вас свои любимые артисты. Одним нравятся веселые чудаки-клоуны, чьи проделки смешат зрителей. Много талантливых клоунов выступало на арене русского цирка. Это клоуны-сатирики, дрессировщики братья В. Л. и А. Л. Дуровы, М. Н. Румянцев, известный как Карандаш, клоун-мим Л. Г. Енгибаров.
Клоуном был и замечательный артист кино Ю. В. Никулин. Потом он был директором цирка на Цветном бульваре в Москве. С искусством «солнечного клоуна» Олега Попова познакомились зрители в разных странах.
Других больше привлекают бес- страшные укротители. Их выхода на арену вы ждете с большим нетерпением. Какие только животные не выступают в цирке! Львы и тигры, медведи и собаки, бегемоты и верблюды, обезьяны и слоны, свиньи и козы, даже удавы. А партнеры клоуна-дрессировщика Ю. Д. Куклачева — кошки! В цирке на Цветном бульваре в одной из программ участвуют до 70 животных. Среди укротителей много прекрасных мастеров. О Валентине Филатове мы уже рассказывали. Ирина Бугримова восхищала всех своим умением работать со львами. Степану Денисову были послушны тигры. До сих пор на цирковом манеже выступают представители славной семьи Дуровых.
А кто из вас не любит фокусников, иллюзионистов? Мирового признания добился Э. Т. Кио. Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил его имя первым на Красной доске почета. Однажды в Лондоне Кио в каталоге всех фокусов мира увидел рисунок: по внезапно поднявшемуся с земли и застывшему в воздухе канату, как по шесту, взбирается гимнаст. Подпись под рисунком гласила: «Этот фокус никто никогда не делает и делать не будет». Через 3 года Кио поставил этот трюк. Сегодня на арене цирка выступают сыновья Э. Кио —И. Э. и Э. Э. Кио.
Ежегодно в Монте-Карло проходит Международный фестиваль цирка. Сюда съезжаются лучшие артисты из многих стран мира. Лучшему из лучших вручается гран-при фестиваля — «Золотой клоун». Наши артисты тоже не раз удостаивались этой награды. Среди них — акробаты с медведями на качелях Беляковы, клоун Олег Попов и другие.
Читайте: Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.
Акопян А. А. Фокус-покус. М.: Малыш, 1989.
Когда цирк стал таким, каким мы его знаем, — с трюками, музыкой, кло- унскими выходами между номерами? Оказывается, больше 200 лет назад. Произошло это в Лондоне, где в 1780 г. был построен амфитеатр для показа фигурной езды на лошадях. Здесь же выступали дрессировщики собак, акробаты, клоуны, ставились целые спектакли с кавалерийскими «атаками». Искусство цирка строится на трюке — сложном, ловком и эффектном приеме, поражающем воображение. Сколько смелости, находчивости, выдумки нужно артисту, чтобы с блеском выполнить трюк! И к тому же ему надо быть очень точным — ведь в цирке ничего не делается приблизительно. Вы с замиранием сердца следите, как гимнаст под куполом цирка делает переворот в воздухе, с восхищением смотрите на жонглера, подбрасывающего вверх 11 колец, на музыкальных эксцентриков, выходящих под руку с медведями. На арене все кажется простым и естественным, но сколько за этим кроется упорного, каждодневного труда.
На цирковой манеж выходят акробаты, жонглеры, канатоходцы, эквилибристы, гимнасты, укротители, клоуны, иллюзионисты...
У каждого из вас свои любимые артисты. Одним нравятся веселые чудаки-клоуны, чьи проделки смешат зрителей. Много талантливых клоунов выступало на арене русского цирка. Это клоуны-сатирики, дрессировщики братья В. Л. и А. Л. Дуровы, М. Н. Румянцев, известный как Карандаш, клоун-мим Л. Г. Енгибаров.
Клоуном был и замечательный артист кино Ю. В. Никулин. Потом он был директором цирка на Цветном бульваре в Москве. С искусством «солнечного клоуна» Олега Попова познакомились зрители в разных странах.
Других больше привлекают бес- страшные укротители. Их выхода на арену вы ждете с большим нетерпением. Какие только животные не выступают в цирке! Львы и тигры, медведи и собаки, бегемоты и верблюды, обезьяны и слоны, свиньи и козы, даже удавы. А партнеры клоуна-дрессировщика Ю. Д. Куклачева — кошки! В цирке на Цветном бульваре в одной из программ участвуют до 70 животных. Среди укротителей много прекрасных мастеров. О Валентине Филатове мы уже рассказывали. Ирина Бугримова восхищала всех своим умением работать со львами. Степану Денисову были послушны тигры. До сих пор на цирковом манеже выступают представители славной семьи Дуровых.
А кто из вас не любит фокусников, иллюзионистов? Мирового признания добился Э. Т. Кио. Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил его имя первым на Красной доске почета. Однажды в Лондоне Кио в каталоге всех фокусов мира увидел рисунок: по внезапно поднявшемуся с земли и застывшему в воздухе канату, как по шесту, взбирается гимнаст. Подпись под рисунком гласила: «Этот фокус никто никогда не делает и делать не будет». Через 3 года Кио поставил этот трюк. Сегодня на арене цирка выступают сыновья Э. Кио —И. Э. и Э. Э. Кио.
Ежегодно в Монте-Карло проходит Международный фестиваль цирка. Сюда съезжаются лучшие артисты из многих стран мира. Лучшему из лучших вручается гран-при фестиваля — «Золотой клоун». Наши артисты тоже не раз удостаивались этой награды. Среди них — акробаты с медведями на качелях Беляковы, клоун Олег Попов и другие.
Читайте: Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.
Акопян А. А. Фокус-покус. М.: Малыш, 1989.
Имя Константина Эдуардовича Циол- ковского, основоположника космо- навтики, известно во всем мире.
Родился К. Э. Циолковский в селе Ижевском под Рязанью. Его отец был лесничим. После перенесенной в детстве скарлатины Константин Эдуардович почти полностью потерял слух. Из-за глухоты мальчик не смог учиться в гимназии и занимался самостоятельно. Став взрослым, он сдал экзамены на звание учителя и начал работать сначала в Калужской губернии, а затем в одном из училищ города Калуги. Здесь, в Калуге, школьный учитель физики и математики написал свои работы по воздухоплаванию, авиации и космонавтике.
Большая семья Циолковских жила очень скромно. В доме-музее К. Э. Циолковского в Калуге посетители видят простую обстановку его кабинета, веранду-мастерскую, где ученый своими руками изготовил множество моделей и приборов. Крыша дома служила ему обсерваторией. Там он в небольшую подзорную трубу наблюдал за Солнцем, Луной, звездами и планетами. Удивительно, как в такой убогой обстановке, в глуши провинциального городка, при отсутствии всякой поддержки К. Э. Циолковский смог совершить великие открытия.
Самые главные научные труды К. Э. Циолковского посвящены космическим ракетам и их полетам в космос. В 1903 г. в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» ученый впервые в мире научно обосновал возможность межпланетных перелетов. Циолковский доказал, что только ракета может стать межпланетным кораблем. Он предложил для космических ракет особое химическое топливо: сжиженные кислород и водород.
В других своих работах ученый писал: чтобы придать ракете нужную космическую скорость, необходимы «ракетные поезда». Теперь мы называем их многоступенчатыми ракетами. Когда израсходуется топливо первой ступени ракеты, она отделяется и падает на Землю. Двигатели второй ступени разгоняют ракету дальше.
К. Э. Циолковский предложил создать в космосе крупные орбитальные станции, чтобы человек смог долгое время там жить и работать.
Ученый считал, что с развитием техники космос будет непременно освоен. Он был убежден, что во Вселенной есть множество планет, населенных разумными существами. Циолковский предложил технические средства, которые помогут людям расселиться в Солнечной системе.
По мнению Циолковского, осваивая космическое пространство, люди должны особенно заботиться о природе нашей планеты. Вот почему он проектировал аппараты для орошения пустынь, у него возникла идея транспорта на воздушной подушке.
Исследования К. Э. Циолковского, посвященные ракетной технике и теории межпланетных путешествий, и сейчас служат руководством для конструкторов и ученых.
Родился К. Э. Циолковский в селе Ижевском под Рязанью. Его отец был лесничим. После перенесенной в детстве скарлатины Константин Эдуардович почти полностью потерял слух. Из-за глухоты мальчик не смог учиться в гимназии и занимался самостоятельно. Став взрослым, он сдал экзамены на звание учителя и начал работать сначала в Калужской губернии, а затем в одном из училищ города Калуги. Здесь, в Калуге, школьный учитель физики и математики написал свои работы по воздухоплаванию, авиации и космонавтике.
Большая семья Циолковских жила очень скромно. В доме-музее К. Э. Циолковского в Калуге посетители видят простую обстановку его кабинета, веранду-мастерскую, где ученый своими руками изготовил множество моделей и приборов. Крыша дома служила ему обсерваторией. Там он в небольшую подзорную трубу наблюдал за Солнцем, Луной, звездами и планетами. Удивительно, как в такой убогой обстановке, в глуши провинциального городка, при отсутствии всякой поддержки К. Э. Циолковский смог совершить великие открытия.
Самые главные научные труды К. Э. Циолковского посвящены космическим ракетам и их полетам в космос. В 1903 г. в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» ученый впервые в мире научно обосновал возможность межпланетных перелетов. Циолковский доказал, что только ракета может стать межпланетным кораблем. Он предложил для космических ракет особое химическое топливо: сжиженные кислород и водород.
В других своих работах ученый писал: чтобы придать ракете нужную космическую скорость, необходимы «ракетные поезда». Теперь мы называем их многоступенчатыми ракетами. Когда израсходуется топливо первой ступени ракеты, она отделяется и падает на Землю. Двигатели второй ступени разгоняют ракету дальше.
К. Э. Циолковский предложил создать в космосе крупные орбитальные станции, чтобы человек смог долгое время там жить и работать.
Ученый считал, что с развитием техники космос будет непременно освоен. Он был убежден, что во Вселенной есть множество планет, населенных разумными существами. Циолковский предложил технические средства, которые помогут людям расселиться в Солнечной системе.
По мнению Циолковского, осваивая космическое пространство, люди должны особенно заботиться о природе нашей планеты. Вот почему он проектировал аппараты для орошения пустынь, у него возникла идея транспорта на воздушной подушке.
Исследования К. Э. Циолковского, посвященные ракетной технике и теории межпланетных путешествий, и сейчас служат руководством для конструкторов и ученых.
Это крупная птица, более метра в длину, размах крыльев у нее достигает 2 м. И трудно поверить, что весит такая птица всего 2 кг. А все дело в перьях — рыхлых, пышных, у некоторых видов — особенно у белых цапель — очень красивых. Из-за этих перьев ежегодно уничтожались сотни тысяч этих птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой.
В нашей стране белые цапли взяты под защиту государства.
Серые цапли крупнее белых, но не так красивы. Их можно часто видеть на болотах и озерах. Цапля стоит неподвижно, втянув шею в плечи, или медленно расхаживает у берега, бес- шумно поднимая и опуская свои длинные тонкие ноги. Такие ноги у всех птиц, охотящихся на болоте или в воде: у журавля, аиста, фламинго. Но вот цапля увидела рыбку или лягушку — и молниеносно острым, как копье, клювом схватила добычу. Этим же сильным клювом-копьем цапля защищается сама и защищает свое гнездо. Его цапли строят обычно в кроне высокого дерева. Это большая, до 150 см высотой и до 60 см в поперечнике, куча хвороста или камыша с углублением посередине. В это углубление цапля откладывает 3—7 зеленоватых яичек и сидит на них, смешно свесив ноги.
На суше цапли ловят мышей и насе- комых. Гнездятся колониями, часто очень крупными. Иногда в колонии цапли только одного вида, иногда — разных.
О цаплях читайте в книгах: Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы. Рыбы. Земноводные и пре- смыкающиеся. М.: Мысль, 1989.
Соколов-Микитов И. С. Звуки земли. М.: Малыш, 1978.
В нашей стране белые цапли взяты под защиту государства.
Серые цапли крупнее белых, но не так красивы. Их можно часто видеть на болотах и озерах. Цапля стоит неподвижно, втянув шею в плечи, или медленно расхаживает у берега, бес- шумно поднимая и опуская свои длинные тонкие ноги. Такие ноги у всех птиц, охотящихся на болоте или в воде: у журавля, аиста, фламинго. Но вот цапля увидела рыбку или лягушку — и молниеносно острым, как копье, клювом схватила добычу. Этим же сильным клювом-копьем цапля защищается сама и защищает свое гнездо. Его цапли строят обычно в кроне высокого дерева. Это большая, до 150 см высотой и до 60 см в поперечнике, куча хвороста или камыша с углублением посередине. В это углубление цапля откладывает 3—7 зеленоватых яичек и сидит на них, смешно свесив ноги.
На суше цапли ловят мышей и насе- комых. Гнездятся колониями, часто очень крупными. Иногда в колонии цапли только одного вида, иногда — разных.
О цаплях читайте в книгах: Акимушкин И. И. Мир животных: Птицы. Рыбы. Земноводные и пре- смыкающиеся. М.: Мысль, 1989.
Соколов-Микитов И. С. Звуки земли. М.: Малыш, 1978.