Многогранники

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Тело, ограниченное несколькими плоскими гранями, называется много- гранником. Это, например, куб и параллелепипед, призмы и пирамиды. О них вы можете прочитать в статьях «Призма и цилиндр», «Пирамида и конус».
Особенно важную роль играют выпуклые многогранники, т. е. такие, что если взять плоскость любой его грани, то весь многогранник окажется по одну сторону от этой плоскости . Многогранник со сквозным отверстием, изображенный на рис. 3, выпуклым не является.
Среди всех выпуклых многогранников только пять называются правильными. У правильного многогранника все грани — правильные многоугольники с одинаковым числом сторон. Куб — один из них. У трех других правильных многогранников все грани — равносторонние треугольники. Их называют тетраэдром, октаэдром и икосаэдром (от древнегреческих слов «тетра», «окта», «икоса», означающих 4, 8, 20 — по числу граней).
Наконец, еще у одного правильного многогранника имеются 12 граней, все они правильные пятиугольники. Его называют додекаэдром . Свойствами правильных многогранников особенно много занимался древнегреческий математик и философ Платон, поэтому их часто называют платоновыми телами. Вы можете самостоятельно склеить их, взяв несколько правильных многоугольников с «клапанами» для склейки.
Обозначим через Г число граней многогранника, через Р — число его ребер, а через В — число вершин. Замечательный факт был обнаружен и доказан в 18-м в. великим математиком Эйлером: для любого выпуклого многогранника справедливо равенство: Г – Р + В = 2.
Ты можешь проверить справедливость этого соотношения для призм и пирамид, для правильных многогранников. Впрочем, как было недавно обнаружено, теорема Эйлера была известна великому французскому математику Декарту, жившему раньше, а Эйлер не знал об этом и заново открыл эту теорему.
Выпуклые многогранники изучают и в кристаллографии — науке о кристаллах. В начале 20-го в. русский кристаллограф и геометр Е. Федоров доказал, что существует лишь 230 форм многогранников, которые могут описывать различные кристаллы, т. е. таких многогранников, которыми, прикладывая их друг к другу, можно заполнить большую область пространства. И хотя тогда было получено лишь около половины федоровских многогранников, суще- ствовавших в виде различных кри- сталлов, впоследствии были открыты все 230 видов кристаллов. И сейчас федоровские группы и многогранники во всем мире признаются научной основой кристаллографии.

Мифы

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Если перевести слово «мифы» с древ- негреческого языка на русский, то получится: «сказания», «предания».
Зародились мифы в глубокой древности.
В мифах отразились представления древних людей о добре и зле, о геройстве и трусости, о справедливости и вероломстве. Мифы слагали не отдельные люди, а целые поколения людей, целые народы. Их дополняли, исправляли, повторяли век за веком, и они наполнились глубокой мудростью и величавой красотой.
Некоторые русские сказки, например сказки про Бабу Ягу и Кощея Бес- смертного, про богов Перуна и Хорса, Ярилу и Мокошь, можно тоже назвать мифами, потому что в них отразились попытки наших предков объяснить явления реального мира.
Герои мифов совершают чудесные подвиги, борются со злом и неспра- ведливостью.
Возьмите в библиотеке «Легенды и мифы Древней Греции» Н. Куна. Вы узнаете из этой книги о двенадцати подвигах благородного, простодушного богатыря Геракла и полюбите его. Узнаете о смелом путешествии Ясона и его могучих товарищей к берегам Колхиды (нынешней Грузии). И наконец, вы прочтете самый прекрасный из всех мифов Древней Греции — миф о Прометее.
Однажды самый главный бог древних греков Зевс прогневался на людей и задумал уничтожить весь людской род. Но титан Прометей решил помочь людям и подарил им огонь. Он похитил у богов искру огня и принес ее людям. Прометей научил людей строить дома и дал паруса их кораблям. Он рассказал людям, как приготовлять лекарства из трав, научил их добывать и использовать металлы, скрытые в земных недрах. Боги прогневались на Прометея за то, что он сделал людей такими сильными и мудрыми, и жестоко покарали его, навечно приковав к скале. Прометея подвергли страшным мучениям. От него потребовали покаяния и отречения от любви к людям. Но он не сдался, не покорился. В образ Прометея люди вложили свои лучшие качества: мудрость, стойкость, самоотверженность и доброту.
Люди всегда творили богов по своему подобию и сами отражались в мифах как в зеркале. Только зеркало это оказалось и впрямь «волшебным»: прошло уже 3 тыс. лет, а отраженные им образы живут и живут. И каждый из нас может увидеть их, развернув книгу мифов.

Минин и Пожарский

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Это было в 1611 г. Тяжелые времена переживала тогда Русская земля. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Отряды врагов рыскали по городам и селам в поисках добычи, грабили, убивали. Многие бояре были готовы перейти на сторону польского королевича Владислава. Шведы, которых позвал на подмогу против поляков боярский царь Василий Шуйский, хозяйничали на севере страны.
С этим не могли смириться русские люди.
Осенью 1611 г. в большом и богатом Нижнем Новгороде староста горожан Кузьма Минин выступил на торговой площади с призывом ничего не жалеть для спасения Родины. Он предложил создать народное ополчение: всем русским людям объединиться и выгнать врагов из Москвы. А чтобы снарядить войско, купить оружие, доспехи, лошадей, прокормить ратников, каждый должен дать треть своего имущества. Минин, человек небогатый, первым показал пример.
Ни сам Минин, ни другие посадские люди (так называли тогда горожан) не имели боевого опыта. Возглавить ополчение попросили искусного воеводу князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Когда еще в марте 1611 г. москвичи с оружием в руках поднима- лись против захватчиков, Пожарский был одним из вождей восстания. Израненного, его увезли тогда с поля битвы. Теперь по зову Минина Пожарский приехал в Нижний Новгород и возглавил ополчение. Ополченцы выступили в поход. Все новые и новые воины вливались в их ряды. В августе 1612 г. войско ополченцев подошло к Москве. Началась осада польского гарнизона. Три дня шел бой. Исход его решил Минин: с несколькими сотнями всадников он неожиданно зашел в тыл к прибывшему подкреплению поляков и разбил его. Поляки сдались, ополчение Минина и Пожарского вошло в Кремль. А вскоре интервенты были изгнаны с Русской земли.
На Красной площади в Москве стоит памятник князю Пожарскому и гражданину Минину (скульптур И. П. Мартос (1804—1818)).

Милосердие

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Наверное, кто-то из вас, ребята, помогал поскользнувшемуся встать, переводил через дорогу незрячего, нес продуктовую сумку старенькой женщине до дома, ходил за лекарством в аптеку для больной соседки, заступался за обиженного. И все эти люди были благодарны тем, кто проявил к ним сострадание, милосердие, заботу.
А кто-то из вас выхаживал подбитую птицу или одичавшую, голодную собаку, списал от разорения муравейник и птичьи гнезда. Этим вы тоже проявляли чувство милости, жалость к более слабому существу, которому без вашей помощи было бы плохо.
Значит, милосердие — это сострадание, жалость, мягкость, забота, любовь к людям. И это вовсе не слабость, как думают некоторые, а сила, потому что милосердие свойственно людям, которые способны прийти на помощь. Ибо способность сопереживать, сострадать — это признак духовной зрелости человека. Ведь он и стал-то человеком только тогда, когда в нем появилась жалость, сострадание не только к своему близкому, товарищу, но и... к совсем незнакомому, будь тот из другой мест- ности или страны.
Чувство милосердия старо как мир, в котором мы живем. Но в последние десятилетия оно как-то покинуло нас.
Мы перестали замечать даже ближнего. Забыли о милости к поверженным и пострадавшим. Что же с нами случилось, почему это чувство в нас заглохло? Хотя можно привести немало примеров трогательной отзывчивости, истинного милосердия. Да, примеры есть. Отклик людей на трагедию в Чернобыле, землетрясение в Армении, взрыв в Арзамасе, катастрофы на железных дорогах. Эти страшные бедствия вызвали в народе самые добрые, горячие чувства, люди помогали деньгами, всем, чем могли, брали к себе детей, принимали пострадавших в свои дома, делились даже последним. Так же откликнулись они и на беду в Грузии, где произошел сход лавин, наводнение.
Милосердие было проявлено и при создании Детского фонда, детских домов семейного типа, многочисленных обществ помощи.
Землетрясения, наводнения, Чернобыль — чрезвычайные ситуации. Куда чаще человек нуждается в милосердии и сочувствии в повседневной, будничной жизни. Жизнь наша нелегка. Ежедневно газеты, радио, телевидение сообщают нам о многочисленных преступлениях, о вандализме вокруг нас. Вы, наверное, видели искореженные уличные телефоны с оторванными трубками, сломанные скамейки, исписанные нецензурными словами стены наших домов, разбитые стекла павильончиков на автобусных остановках. Были свидетелями хамского отношения одних людей к другим. Да и совсем близкие люди — мать и отец, — случается, относятся плохо друг к другу... и к вам. А раз, мол, так, одна кругом жестокость и эгоизм, то и жалеть никого не надо. Если так думать, а еще хуже и поступать, то жизнь станет, действительно, безрадостна, мир превратится в сплошное зло. И если на зло отвечать злом, то оно как бумеранг обернется против вас.
Ни при каких условиях не озлобляйтесь, не становитесь жестокими. Это не украшает человека. Зло сжигает его, отталкивает от окружающих. Будьте терпимее, человечнее друг к другу, ко всему живому — это сохранит вам и здоровье, и творческие силы, и бодрость духа на долгие годы жизни. Поможет иметь хороших друзей, верных помощников, сохранит крепкий союз с матерью и отцом.
По-разному могут складываться отношения между вами. Но помните, родителям не безразлична ваша судьба. Так берегите же их! Любите! Не обижайте! В самое трудное время они протянут вам руку помощи, постара- ются защитить вас. Ведь то, что может мать, может только она. Вот как об этом написал поэт:

Двадцать дней и двадцать ночей Он жить продолжал, удивляя врачей... Но рядом с ним была его мать — И смерть не могла его доломать. Двадцать дней и двадцать ночей Она не сводила с него очей.
Утром на двадцать первые сутки Она вздремнула на полминутки — И, чтобы не разбудить ее, Он сердце остановил свое...

Да, нас не должно ни на миг покидать чувство благоговения перед матерью, и так же, как и она, не жалеть для нее ничего! Матери не помнят обид на своих детей. Так будем же и мы внимательнее к ним, к их здоровью, самочувствию.
Ваше доброе слово, чуткое и внима- тельное отношение к родителям — бальзам на их души. Милосердие к близким — матери, отцу, бабушке, дедушке, заболевшим сестренке и братишке. Милосердие к старенькой соседке, любому пожилому человеку. Старому и малому...
Главное, как писал замечательный русский поэт А. Яшин: «Спешите делать добрые дела!» Пусть маленькие, но добрые. Всем своим существованием облегчайте людям жизнь и не будьте жестоки и равнодушны к чужой боли.

Микроскоп

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Вероятно, многие из вас знают, что такое лупа. Это стеклянная линза, с помощью которой можно рассматривать очень мелкие предметы. Так, часовой мастер, когда ремонтирует часы, особенно наручные, у которых все детали чрезвычайно малы, обязательно пользуется лупой, чтобы лучше видеть механизм. Лупа как бы увеличивает рассматриваемые предметы. Понятно, никакого волшебства тут нет. И в действительности эти предметы никто и ничто не увеличивает, но уж таково свойство лупы — она так изменяет ход световых лучей (или, как говорят, преломляет их), что для глаза человека эти предметы представляются увеличенными в несколько раз.
Чтобы еще больше увеличить изоб- ражение наблюдаемых предметов, используют несколько линз, располагая их друг за другом на определенном расстоянии. Так, например, устроены бинокли и зрительные, или подзорные, трубы. Простейшая зрительная труба состоит из двух линз, укрепленных на концах металлической или пластмассовой трубы. Линза, обра- щенная к наблюдаемому предмету (объекту наблюдения), называется объективом, другая линза, обращенная к глазу наблюдателя, — окуляром. Зрительные трубы известны с конца 16- го в. Предназначены они, как и бинокли, для рассматривания удаленных предметов, которые, будучи часто очень крупными, из-за большого расстояния кажутся мелкими и плохо различимы.
Идея использовать зрительную трубу для рассматривания мелких предметов вблизи принадлежит Г. Галилею. В 1609 г. он построил зрительную трубу с 20- кратным увеличением для астрономических наблюдений. Чтобы через нее можно было рассматривать предметы, которые хоть и находятся перед глазами, но из-за очень малых, микроскопических размеров остаются невидимыми, Г. Галилею пришлось несколько изменить расположение линз в трубе. По существу это был первый микроскоп, пригодный для практического пользования. Результаты применения микроскопов в научных исследованиях не заставили себя ждать. Первые блестящие успехи нового метода научных наблюдений связаны с именами Р. Гука (он, в частности, в 60-х гг. 17-го в. установил, что животные и рас- тительные ткани имеют клеточное строение) и А. Левенгука, который при помощи микроскопа открыл (в 1673— 1677 гг.) простейшие микроорганизмы.
Рассматриваемый предмет (или, как обычно говорят, препарат), например, капля жидкости, тонкие срезы животных и растительных тканей, тонкие пластинки (шлифы) минералов, металлов и др., располагается на предметном стекле. При помощи зеркала и особой линзы — конденсора — на препарат направляют пучок световых лучей от электрической лампы. Лучи света, пройдя через препарат, попадают в объектив, который создает увеличенное оптическое изображение этого препарата, его «световой портрет». Полученное изображение рассматривают через окуляр, который еще больше увеличивает его. Такой микроскоп называется просветным. Есть и отражательные микроскопы, применяемые главным образом при исследовании непрозрачных предметов. В них препарат подсвечивают сбоку или сверху, как, например, освещают книгу настольной лампой. При этом тубус микроскопа устанавливают так, чтобы как можно больше отраженных от предмета лучей попадало в объектив. Обычно объективы микроскопов увеличивают изображение в 6—100 раз, окуляры — в 7—15 раз, так что общее увеличение получается в пределах от 42 до 1500, что во многих случаях оказывается вполне достаточным.
Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы. В отличие от обычных, или световых, микроскопов, в электронных микроскопах вместо световых лучей используют пучки электронов. Проходя сквозь препарат, электроны частично рассеиваются, частично поглощаются. Интенсивность и характер рассеяния и поглощения электронов в разных точках препарата неодинаковы, так как его толщина, плотность и химический состав от точки к точке меняются. Соответственно меняется и количество нерассеянных электронов в разных точках препарата, которые образуют его «электронный портрет». Чтобы «электронный портрет» сделать видимым, пучок электронов фокусируют с помощью объектива и направляют на специальный экран, на котором под воздействием электронов высвечивается зримое изображение исследуемого объекта (подобно тому как высвечивается изображение на экране телевизора). Если препарат непрозрачен для электронов, то для получения его изображения чаще всего используют отраженные электроны. Их количество и направление, в котором отражаются большинство из них, зависят от рельефа, структуры и химического состава препарата. Собирая и анализируя электроны, отраженные от разных точек препарата, создают видимое изображение на экране электроннолучевого прибора. Обладая способностью создавать изображение объектов исследования с увеличением, в десятки тысяч раз превышающим увеличение светового микроскопа, электронные микроскопы позволяют исследовать объекты размером в миллионные доли миллиметра. Они широко применяются в биологии, медицине, кристаллографии, электронике и многих других областях науки и техники. Часто непосредственные наблюдения в микроскопе сопровождают микрофо- тографированием и микрокиносъемкой для получения фотокопий исследуемых объектов, наблюдения сравнительно медленных процессов (например, жизнедеятельности тканевых клеток и микроорганизмов), при изучении объектов в невидимых для глаза ультрафиолетовых и инфракрасных лучах.
Современные световые и электронные микроскопы представляют собой точные оптико-механические приборы и сложнейшие электронные установки. С их помощью сделано немало наиважнейших открытий, выполнено множество уникальных исследований. Но даже простой школьный микроскоп при умелом обращении поможет любознательным заглянуть в обычно невидимый, но такой заманчивый и таинственный микромир.

Микробы

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Было время, когда даже ученые считали, что самые маленькие живые существа на свете — это блохи! Никому и в голову не приходило, что рядом с нами, внутри и вокруг нас существует огромный мир «невидимок», по сравнению с которыми крохотная блоха все равно что океанский лайнер рядом с почтовой маркой.
Ученые открыли этот удивительный мир при помощи прибора микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый предмет. И то не сразу поверили! Но потом убедились. И нарекли представителей этого мира за их ничтожную величину микробами или микроорганизмами (от греческого слова «микрос» — «маленький») .
Микроскоп позволил рассматривать микробов поштучно, каждого. И тут выяснилось: хотя все эти существа состоят обычно из одной-единственной живой клетки, они неисчислимо разнообразны по форме, свойствам, образу жизни и влиянию на окружа- ющую среду. Главное место среди микробов занимают бактерии — одноклеточные растительные организмы. От этих бактерий, можно сказать, во многом зависит вся наша земная жизнь. Бактерии живут всюду: в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растениях и в животных. Одни бактерии очень нежны и легко погибают. А другие переносят даже кипячение и замораживание, воздействие различных кислот, щелочей и ядов.
Не видимые простым глазом бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь. Попадая в организм человека или животного, бактерии вызывают опасные заболевания — туберкулез, холеру, сибирскую язву, сап, тиф, ангину, чуму, воспаление легких, разные нарывы, заражение крови.
Есть, однако, и полезные бактерии, без которых жить на Земле было бы гораздо труднее. Они превращают молоко в простоквашу, кефир, ацидофилин, а виноградный сок — в спирт, уксус, вино... Но самое главное — без полезных бактерий у нас было бы во много раз меньше и молока, и хлеба, и мяса! Дело в том, что жизнь животных зависит от растений, а растения лучше всего развиваются на такой почве, в которой много азота. Азот же берут из воздуха и переносят в почву особые бактерии, живущие в ней. Но и это еще не все.
Если бы на Земле не было бактерий, вызывающих гниение, наша планета постепенно покрылась бы нераз- ложившимися останками погибших растений и животных. Но бактерии гниения помогают этим останкам сгнить. Так возвращаются в почву все вещества, из которых состояли тела погибших растений и животных. Эти вещества служат материалом для раз- вития следующих поколений.
О микробах прочитайте книгу: Аспиз М. Е. Разные секреты. М.: Дет. лит., 1988. Гл. «Охотники за микробами». С. 37—39.

Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846—1888)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
«Думать и стараться понять окружа- ющее — отныне моя цель. Море с коралловыми рифами с одной стороны, лес с тропической растительностью с другой — оба полны жизни и разнообразия. Я был доволен, что добрался до цели». Так размышлял двадцатипятилетний русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай о будущей своей работе на берегу Новой Гвинеи, где до него еще не жил ни один белый человек. Больше всего его интересовали жители острова — папуасы, о которых распространялась мрачная слава. Даже бывалые моряки отказывались высаживаться на этой «дьявольской земле».
Во второй половине 19-го в. среди ученых шли яростные споры о проис- хождении и развитии человека. Одни доказывали, что белые люди — высшая раса, а цветные — низшая: они менее развиты и физически и духовно. Но Миклухо-Маклай утверждал, что люди всех рас имеют одинаковое происхождение и что все зависит от условий жизни и воспитания.
Чтобы убедительно доказать свою мысль, нужно приводить факты. А чтобы собрать факты, надо самому, собственными глазами наблюдать жизнь, быт, нравы папуасов, изучить этих людей путем различных исследований. Вот почему Маклай и оказался на берегу залива Астролябии, на острове Новая Гвинея один среди первобытных папуасских племен.
Маклай, завоевав доверие и любовь папуасов, собрал ценнейший научный материал. Он изучал особенности телосложения папуасов, их быт и нравы, чтобы доказать единство происхождения всех людей на Земле.
Несколько раз Маклай уезжал с Новой Гвинеи и потом снова возвращался, и всегда папуасы встречали его сердечно и радостно. Как-то раз его друг туземец Саул спросил: «Скажи, Маклай, можешь ли ты умереть, как все мы?» Маклай не хотел потерять своего влияния на папуасов. Ведь ему не раз удавалось удерживать их от военных стычек и от других поступков, которые им же приносили вред. Что ответить? Обмануть? Нет, этого он не мог. И ученый принял опасное, но мудрое решение. Он взял в руки копье, протянул его Саулу и спокойно сказал: «Посмотри, может … Маклай умереть». Саул в смятении не знал, как быть. Но тут несколько папуасов не выдержали, бросились к Маклаю, чтобы защитить его собой. Саул опустил копье.
Маклай много лет работал и на Новой Гвинее, и на островах Меланезии в Тихом океане. Он не раз болел тропической лихорадкой и рано умер — в 42 года.
Память о замечательном ученом жива на берегу, получившем его имя— Берег Маклая. Места, где стояли его хижины, огорожены, и шелестят на ветру посаженные им пальмы.

Микеланджело Буонарроти (1475—1564)

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Микеланджело — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт эпохи Возрождения.
Детство Микеланджело прошло во Флоренции. Рано открылось его даро- вание художника, и он вопреки воле отца решил посвятить себя искусству. В 13 лет он стал учеником художника, а к 25 годам создал уже много прекрасных скульптур.
В 26 лет он берется за невероятно трудную работу. Один скульптор начал высекать статую из мраморной глыбы высотой более 5 м, но испортил мрамор и бросил его. Лучшие мастера отказались делать скульптуру из этого искалеченного мрамора. Микеланджело взялся за эту работу. Через три года статуя была готова. Это был юноша Давид, о котором рассказывала древняя легенда. Он в единоборстве победил врага своего народа — великана Голиафа. Скульптор показал своего героя в момент, когда тот приготовился к битве: широко раскрытыми глазами смотрит он на великана, сжимая в левой руке пращу. Давид полон решимости, спокоен и грозен.
Микеланджело был и гениальным живописцем. Однажды он получил заказ — расписать потолок одной из церквей в Ватикане — Сикстинской капеллы. Размеры будущей росписи превышали 600 кв. м. В невероятно трудных условиях, лежа на спине на высоких лесах, художник рисовал картины на темы библейской легенды о сотворении мира. Один из самых ярких образов этой росписи — мифический первый человек Адам, мужественный и прекрасный.
Микеланджело был еще и выдающимся архитектором. Он руководил строительством величайшего в мире собора святого Петра в Риме. Переделал первоначальный план собора. По его проекту был возведен прекрасный купол, равного которому не было в мире.
«Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий художник. И действительно, своим искусством, утверждавшим свободу и красоту человека, он доказал эту любовь.

Механик

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Поздний вечер. Последняя смена давно покинула завод. Но жизнь в цехах продолжается. От станка к станку переходят люди. Они проверяют все механизмы, смазывают их, заменяют изношенные детали. Утром, когда рабочие первой смены придут в цехи, все станки, поточные автоматические линии будут готовы к работе. В поле остановился комбайн. Комбайнер вызывает специалиста, который должен найти неисправность и устранить поломку. Кто же эти люди, которые так хорошо знают разные машины? Это механики.
Богаты талантливыми механиками 17-й и 18-й века. В это время были созданы очень сложные и интересные механизмы, например разнообразные часы — от гигантских башенных до карманных.
Ко многим часам добавлялись механические игрушки: каждый час открывалась крышка и нарядно одетые куклы под музыку разыгрывали целые пантомимы. Талантливым механиком в России 18-го в. был И. П. Кулибин. Причем механики этого времени сами изобретали машины, сами конструировали, а порой и изготовляли их.
Сейчас механиками называют и тех людей, которые чинят, смазывают, проверяют и регулируют машины. Механиками называют и тех, кто кон- струирует машины и механизмы. Точнее, это инженеры-механики.
Механиками называют и ученых, которые изучают машины, механизмы, законы их движения в воде, на земле, в воздухе и космосе. А наука, в области которой они работают, называется механикой. Основоположником механики был английский ученый И. Ньютон.

Механизатор

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Давно у нас не пашут землю на лоша- дях. Одна лошадь — одна лошадиная сила. Лошадь могла тянуть только один плуг с одним лемехом.
Сейчас весной на обогретые солнцем поля выходит металлический гигант, «стальной конь» — трактор. Мощность его — 30—40 лошадиных сил, тащит он за собой плуг с четырьмя или пятью лемехами и вспахивает за один проход полосу шириной около полутора метров. А к плугу прицеплены бороны; надо сразу разрыхлять комья, иначе земля быстро пересохнет.
Пришла пора сеять, и снова трактор ведет за собой три или пять сеялок, а каждая сеялка засевает полосу более трех с половиной метров шириной. За посевами нужно ухаживать: уничтожать сорняки, рыхлить землю. Опять трактор выходит в поле и водит культиваторы. Косят сено, сгребают, укладывают в стога тоже машины.
Созрели хлеба. По полю пшеницы движутся один за другим комбайны. Комбайн срезает пшеницу, обмолачи- вает ее, и чистое зерно сыплется в кузов идущей рядом с комбайном автомашины.
Кто же управляет этими машинами? Механизатор.
Он хорошо знает устройство машин, двигатель трактора, комбайна, знает, как их наладить, чтобы работали они четко, без перебоев.
Вот почему механизатор — важнейшая сельскохозяйственная профессия.

Метро

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Полное название городской железной дороги — метрополитен. Произошло оно от греческого слова «метрополис», что означает «главный город, столица». Первое метро появилось более ста лет назад в столице Англии — Лондоне. А 15 мая 1935 г. поезда метро пошли в Москве. Тогда в Московском метро было всего 13 станций. Ныне—около 150.
Знаете ли вы, что в первый рейс первые пассажиры Московского метро отпра- вились со скоростью 5 км/ч? Сегодня средняя скорость метропоезда с пассажирами около 42 км в час. Максимальная — свыше 90. За сутки столичное метро перевозит до 9 млн. человек.
Самая глубокая станция — Чеховская с каскадным эскалатором. Самая длинная линия — калужско-рижского направления, до 38 км. Ну а самая нарядная станция — Комсомольская- кольцевая, место постоянных посещений туристами. Эта станция и самая мощная по пассажиропотоку, до 200 тыс. человек в сутки.
Станции и вестибюли Московского метро отделаны мрамором разных цветов, мозаикой, украшены цветными витражами. Гости столицы сравнивают его вестибюли со сказочными подземными дворцами. Зимой там тепло, летом — прохладно. Значительная часть станций имеет верхний вестибюль (встроенный в какое-либо городское здание или представляющий собой самостоятельное сооружение), который соединяется с подземным залом при помощи эскалаторов (если находится на значительной глубине) или лестниц (при малой глубине). Общая протяженность работающих на станциях метро эска- латоров — около 50 км.
Линии метро протяженностью около 300 км связали отдаленные районы и новые жилые массивы с центром города. Есть у Московского метро младшие братья — в Нижнем Новгороде, Санкт- Петербурге, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге.
Метрополитен не обязательно подземная дорога. В некоторых городах мира поезда метро ходят по длинным стальным или бетонным эстакадам, проложенным над землей. Конечно, такие поезда своим шумом очень мешают жителям городов.
Удобно пассажирам ездить в метро. Быстро идут поезда. А для этого на земле и под землей работает много разных машин, которые подают электрическую энергию поездам, освещают и проветривают станции и тоннели, поддерживают в них зимой и летом постоянную температуру.
Прочитайте книги: Гальперштейн Л. Я. Мы едем, едем, едем!.. М.: Дет. лит., 1985. Соловьев В. И. Сто историй о подземном городе. Л.: Дет. лит., 1987.
Метро

Полное название городской железной дороги — метрополитен. Произошло оно от греческого слова «метрополис», что означает «главный город, столица». Первое метро появилось более ста лет назад в столице Англии — Лондоне. А 15 мая 1935 г. поезда метро пошли в Москве. Тогда в Московском метро было всего 13 станций. Ныне—около 150.
Знаете ли вы, что в первый рейс первые пассажиры Московского метро отпра- вились со скоростью 5 км/ч? Сегодня средняя скорость метропоезда с пассажирами около 42 км в час. Максимальная — свыше 90. За сутки столичное метро перевозит до 9 млн. человек.
Самая глубокая станция — Чеховская с каскадным эскалатором. Самая длинная линия — калужско-рижского направления, до 38 км. Ну а самая нарядная станция — Комсомольская- кольцевая, место постоянных посещений туристами. Эта станция и самая мощная по пассажиропотоку, до 200 тыс. человек в сутки.
Станции и вестибюли Московского метро отделаны мрамором разных цветов, мозаикой, украшены цветными витражами. Гости столицы сравнивают его вестибюли со сказочными подземными дворцами. Зимой там тепло, летом — прохладно. Значительная часть станций имеет верхний вестибюль (встроенный в какое-либо городское здание или представляющий собой самостоятельное сооружение), который соединяется с подземным залом при помощи эскалаторов (если находится на значительной глубине) или лестниц (при малой глубине). Общая протяженность работающих на станциях метро эска- латоров — около 50 км.
Линии метро протяженностью около 300 км связали отдаленные районы и новые жилые массивы с центром города. Есть у Московского метро младшие братья — в Нижнем Новгороде, Санкт- Петербурге, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге.
Метрополитен не обязательно подземная дорога. В некоторых городах мира поезда метро ходят по длинным стальным или бетонным эстакадам, проложенным над землей. Конечно, такие поезда своим шумом очень мешают жителям городов.
Удобно пассажирам ездить в метро. Быстро идут поезда. А для этого на земле и под землей работает много разных машин, которые подают электрическую энергию поездам, освещают и проветривают станции и тоннели, поддерживают в них зимой и летом постоянную температуру.
Прочитайте книги: Гальперштейн Л. Я. Мы едем, едем, едем!.. М.: Дет. лит., 1985. Соловьев В. И. Сто историй о подземном городе. Л.: Дет. лит., 1987.

Металлы

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Металлические предметы окружают нас повсюду. Это и железный гвоздь, и медный таз для варенья, и алюминиевая ложка, и серебряный подстаканник. Это станки на заводах и электрические провода, железнодорожные рельсы и мачты электропередач. В современных самолетах различные детали изготовлены более чем из тридцати самых разнообразных металлов.
У металлов есть общие качества: они, как правило, твердые вещества, имеют особенный, «металлический», блеск и проводят электрический ток. Но, как во всяком правиле, здесь существуют исключения.
Есть, например, металлы жидкие. Один из них вы сами назовете: ртуть (правда, чтобы рассмотреть ее, вовсе не обязательно разбивать градусник). Другой жидкий металл — галлий. Это очень редкий на Земле металл.
Свинцовую проволоку расплавить легко, но чтобы превратить в жидкость такие металлы, как вольфрам или тантал, необходимы очень высокие температуры — в несколько тысяч градусов.
Есть металлы легкие и тяжелые. Маленький кубик из лития легкий, он плавает на поверхности воды, а, например, свинец принадлежит к тяжелым металлам.
Одни металлы очень охотно вступают в химические реакции. Например, натрий и калий чрезвычайно бурно реагируют с водой. Если не соблюдать необходимых предосторожностей, может произойти взрыв. А золото и платина — металлы, исключительно устойчивые к химическим взаимодействиям. Поэтому из них изготовляют посуду для некоторых сложных химических опытов.
В земной коре встречается около 70 металлов. Самые распространенные среди них алюминий и железо (мил- лиарды миллиардов тонн). А есть металлы, «запасы» которых исчисля- ются буквально граммами, например астат и франций.
В наши дни почти все металлы имеют практическое применение — в свободном виде или в виде различных сплавов.
Главный металл-труженик — железо. Он входит в состав сталей (сталь — это железо с добавками углерода и некоторых металлов). По медным и алюминиевым проводам течет элект- рический ток. На легких алюминиевых крыльях взлетают реактивные лайнеры. Для космических полетов алюминий уже не годится, он недостаточно тугоплавок. На смену ему приходит титан. Светящиеся нити электролампочек — это тонкие проволочки из вольфрама и его сплавов. Металл германий очень важен для изготовления деталей транзисторных приемников.
В мире построено немало атомных электростанций. Атомную энергию для них дает элемент уран — тоже металл.