Есть в профессии моряка что-то такое, что испокон веков заставляло мальчишек — самых любознательных, непоседливых и отважных, — покинув родительский дом, отправиться в далекий порт, чтобы наняться юнгой на уходящий в море корабль. Что там, за убегающей чертой горизонта?.. Трудна и опасна была профессия моряка. Моряк всегда на вахте: в уду- шающий зной и в нестерпимый холод, в безлунную ночь и в непроглядный туман, в изнуряющий штиль и в бушу- ющий шторм — когда волны встают горой и палуба уходит из-под ног.
Моряки издавна открывали мир, прокладывали пути к далеким странам. Они доставляли грузы, перевозили купцов и искателей приключений, войска и переселенцев. Рыболовные суда преследовали в море рыбные косяки. Морские охотники шли к северным островам за котиками.
С тех пор многое изменилось. Огромные пассажирские лайнеры с тысячами туристов на борту, похожие на белые плавучие города, бороздят моря и океаны земного шара. Могучие ледоколы проводят караваны судов по северным морям. Гигантские танкеры принимают в свое необъятное нутро до 400 тыс. тонн нефти. Плавучие рыбозаводы сопровождают рыболовные флотилии и позволяют им по нескольку месяцев не возвращаться в порт. Суда- рефрижераторы, оборудованные мощными холодильными установками, перевозят на дальние расстояния скоропортящиеся грузы. Для насыпных грузов построены специальные корабли — балкеры, для строительного леса — лесовозы. Существуют корабли для научных исследований и другие.
На кораблях установлены сложные механизмы, для их обслуживания нужны умение и много знаний. Вот почему теперь на корабле кроме капитана, его помощников, боцмана и матросов есть мотористы и механики, электрики и радисты, водолазы и помповые машинисты, инженеры и техники... Всех не перечислишь! Многое изменилось со времен про- славленных парусников. Не изменилось лишь море — «свободная стихия», как называл его А. С. Пушкин. И как встарь, эта стихия требует от моряков упорства, отваги, верности своему делу. И как прежде, морская форма — бескозырка с ленточками, темный бушлат и в треугольном распахе ворота сине-белые параллели тельняшки — продолжает манить мальчишек. Только идут они теперь не прямо на корабли, а в морские школы и училища, чтобы получить там одну из тех специальностей, без которой в наши дни невозможно стать моряком. Растяпы и тунеядцы не выдерживают корабельных буден. Флот смолоду приучает к дисциплине и выносливости, к умению терпеть и ждать, к ответственности за любое порученное дело.
Прочитайте книги: Сахаров С. В. По морям вокруг Земли. М.: Дет. лит., 1972.
Пикуль В. Мальчики с бантиками. М.: Дет. лит., 1979.
Моряки издавна открывали мир, прокладывали пути к далеким странам. Они доставляли грузы, перевозили купцов и искателей приключений, войска и переселенцев. Рыболовные суда преследовали в море рыбные косяки. Морские охотники шли к северным островам за котиками.
С тех пор многое изменилось. Огромные пассажирские лайнеры с тысячами туристов на борту, похожие на белые плавучие города, бороздят моря и океаны земного шара. Могучие ледоколы проводят караваны судов по северным морям. Гигантские танкеры принимают в свое необъятное нутро до 400 тыс. тонн нефти. Плавучие рыбозаводы сопровождают рыболовные флотилии и позволяют им по нескольку месяцев не возвращаться в порт. Суда- рефрижераторы, оборудованные мощными холодильными установками, перевозят на дальние расстояния скоропортящиеся грузы. Для насыпных грузов построены специальные корабли — балкеры, для строительного леса — лесовозы. Существуют корабли для научных исследований и другие.
На кораблях установлены сложные механизмы, для их обслуживания нужны умение и много знаний. Вот почему теперь на корабле кроме капитана, его помощников, боцмана и матросов есть мотористы и механики, электрики и радисты, водолазы и помповые машинисты, инженеры и техники... Всех не перечислишь! Многое изменилось со времен про- славленных парусников. Не изменилось лишь море — «свободная стихия», как называл его А. С. Пушкин. И как встарь, эта стихия требует от моряков упорства, отваги, верности своему делу. И как прежде, морская форма — бескозырка с ленточками, темный бушлат и в треугольном распахе ворота сине-белые параллели тельняшки — продолжает манить мальчишек. Только идут они теперь не прямо на корабли, а в морские школы и училища, чтобы получить там одну из тех специальностей, без которой в наши дни невозможно стать моряком. Растяпы и тунеядцы не выдерживают корабельных буден. Флот смолоду приучает к дисциплине и выносливости, к умению терпеть и ждать, к ответственности за любое порученное дело.
Прочитайте книги: Сахаров С. В. По морям вокруг Земли. М.: Дет. лит., 1972.
Пикуль В. Мальчики с бантиками. М.: Дет. лит., 1979.
Посмотрите на глобус: более двух третей поверхности Земли занимают моря и океаны. Они соединены про- ливами и вместе образуют Мировой океан.
Географы разделили Мировой океан на четыре океана. Самый большой — Тихий (или Великий) океан. Тихим его назвал Магеллан, который первым из европейцев его переплыл. Но ему просто повезло во время плавания. Нередко здесь бывают страшные ураганы. Этот океан огромен — он занимает почти половину всей поверхности Мирового океана. Тихий океан самый глубокий. В нем ученые измерили самую большую во всем Мировом океане глубину — 11022 м. Это Марианская впадина.
Атлантический океан поменьше, и глубина его не так велика. Этот океан сильно влияет на климат и погоду Европы.
Индийский океан еще меньше. А Северный Ледовитый океан самый маленький и самый мелкий. Средняя его глубина 1205 м. Три океана — Тихий, Атлантический и Индийский — с юга соединены антарктическим водным кольцом, которое иногда называют Антарктическим или Южным океаном.
Прибрежные, или окраинные, части океанов обычно называют морями. Некоторые из них глубоко вдаются в сушу, например Черное и Азовское. На земном шаре есть одно удивительное море. У него нет берегов. Это Саргассово море, и находится оно в Атлантическом океане у берегов Северной Америки. Поверхность этого моря покрыта водорослями. Это саргассы, по их имени и все море получило свое название. Плавают саргассы по морю и не расплываются по всему Атлантическому океану, потому что их удерживают течения.
Известно, Обское море — искусственное водохранилище под Новосибирском. Но около 200 млн. лет назад здесь плескалось еще одно море — Обский палеоокеан. Точнее, это был морской залив длиной 2 тыс. и шириной до 300 км, занимавший всю нынешнюю долину реки Оби. Этот залив возник на месте гигантской клиновидной трещины, прошедшей от берега Северного Ледови- того океана далеко в глубь Западной Сибири. Обский палеоокеан просуществовал почти 100 млн. лет. Со временем он заполнился мощной толщей осадков, а его впадина осталась и по сей день низменностью, лежащей на уровне, близком к уровню моря.
Жизнь всех людей на Земле тесно связана с морями и океанами. Вода, испаряющаяся с поверхности морей и океанов, орошает Землю. Океаны и моря дают немало кислорода, которым мы дышим. В Мировом океане зародилась жизнь. Там обитает более половины всех известных на Земле живых существ. Рыба, крабы, омары, морские гребешки, морская капуста, устрицы — все эти вкусные и питательные продукты добываются в морях и океанах. Недаром рыбаки говорят: море — наше поле! На морском дне около горячих скважин, образовавшихся в местах разломов земной коры, обитают двустворчатые моллюски величиной до 30 см. Их пищу составляют низшие животные, в изобилии растущие за счет сероводоро- да, который выделяется из скважин.
Ныне в Тихом океане, от Канады до острова Пасхи, обнаружено несколько таких околократерных скоплений живых организмов. Населяемая ими площадь порой бывает с футбольное поле. Со дна морей и океанов добывают нефть. В самой морской воде растворены все или почти все известные химические элементы, в том числе золото и уран. Из морской воды получают поваренную соль. Эта частичка моря у нас на столе.
На берегах морей и океанов находятся многочисленные порты.
Водная поверхность - прекрасная дорога, связывающая различные страны мира.
Географы разделили Мировой океан на четыре океана. Самый большой — Тихий (или Великий) океан. Тихим его назвал Магеллан, который первым из европейцев его переплыл. Но ему просто повезло во время плавания. Нередко здесь бывают страшные ураганы. Этот океан огромен — он занимает почти половину всей поверхности Мирового океана. Тихий океан самый глубокий. В нем ученые измерили самую большую во всем Мировом океане глубину — 11022 м. Это Марианская впадина.
Атлантический океан поменьше, и глубина его не так велика. Этот океан сильно влияет на климат и погоду Европы.
Индийский океан еще меньше. А Северный Ледовитый океан самый маленький и самый мелкий. Средняя его глубина 1205 м. Три океана — Тихий, Атлантический и Индийский — с юга соединены антарктическим водным кольцом, которое иногда называют Антарктическим или Южным океаном.
Прибрежные, или окраинные, части океанов обычно называют морями. Некоторые из них глубоко вдаются в сушу, например Черное и Азовское. На земном шаре есть одно удивительное море. У него нет берегов. Это Саргассово море, и находится оно в Атлантическом океане у берегов Северной Америки. Поверхность этого моря покрыта водорослями. Это саргассы, по их имени и все море получило свое название. Плавают саргассы по морю и не расплываются по всему Атлантическому океану, потому что их удерживают течения.
Известно, Обское море — искусственное водохранилище под Новосибирском. Но около 200 млн. лет назад здесь плескалось еще одно море — Обский палеоокеан. Точнее, это был морской залив длиной 2 тыс. и шириной до 300 км, занимавший всю нынешнюю долину реки Оби. Этот залив возник на месте гигантской клиновидной трещины, прошедшей от берега Северного Ледови- того океана далеко в глубь Западной Сибири. Обский палеоокеан просуществовал почти 100 млн. лет. Со временем он заполнился мощной толщей осадков, а его впадина осталась и по сей день низменностью, лежащей на уровне, близком к уровню моря.
Жизнь всех людей на Земле тесно связана с морями и океанами. Вода, испаряющаяся с поверхности морей и океанов, орошает Землю. Океаны и моря дают немало кислорода, которым мы дышим. В Мировом океане зародилась жизнь. Там обитает более половины всех известных на Земле живых существ. Рыба, крабы, омары, морские гребешки, морская капуста, устрицы — все эти вкусные и питательные продукты добываются в морях и океанах. Недаром рыбаки говорят: море — наше поле! На морском дне около горячих скважин, образовавшихся в местах разломов земной коры, обитают двустворчатые моллюски величиной до 30 см. Их пищу составляют низшие животные, в изобилии растущие за счет сероводоро- да, который выделяется из скважин.
Ныне в Тихом океане, от Канады до острова Пасхи, обнаружено несколько таких околократерных скоплений живых организмов. Населяемая ими площадь порой бывает с футбольное поле. Со дна морей и океанов добывают нефть. В самой морской воде растворены все или почти все известные химические элементы, в том числе золото и уран. Из морской воды получают поваренную соль. Эта частичка моря у нас на столе.
На берегах морей и океанов находятся многочисленные порты.
Водная поверхность - прекрасная дорога, связывающая различные страны мира.
Услышав слова «морской флот», многие вспоминают приключенческие романы и повести, в которых мужественные морские «волки» бесстрашно вступают в противоборство с морской стихией на ветхих парусных суденышках и выходят победителями благодаря физической силе и природной смекалке. Но со времен Жюля Верна и Киплинга многое изменилось на море. Практически не осталось необитаемых островов, а океанские просторы бороздят десятки тысяч стальных кораблей, приводимых в движение мощными дизелями и паро- выми турбинами, неподвластных кап- ризам морской стихии.
В отличие от военно-морского флота, гражданские суда, перевозящие грузы и пассажиров, часто называют торговым флотом.
В мировом торговом флоте насчи- тывается огромное количество судов — около 60 тыс. Самые крупные из них — суда для перевозки нефти (танкеры) и насыпных и навалочных грузов, таких, как уголь, руда, зерно, минеральные удобрения (балкеры). Некоторые танкеры могут взять на борт более 400 тыс. т нефтяных грузов, то есть более 150 полновесных железнодорожных составов с цистернами. Они загружаются и разгружаются береговыми кранами. В отличие от них суда для штучных грузов имеют на палубе собственные краны или стрелы. За перевозку различных грузов их часто называют универсальными судами. Суда-ролкеры приспособлены только для автомобилей и других колесных транспортных средств. В их бортах прорезаны специальные ворота, герметически закрывающиеся во время нахождения в море. Приняв в каком-либо порту автомобили с грузом, ролкер доставляет их в другой порт (часто расположенный за океаном), где автомобили самоходом выезжают с борта и далее по шоссейным дорогам доставляют груз к покупателю. Такой способ транспортировки грузов дает большую экономию средств и времени.
Суда-контейнеровозы доставляют контейнеры — большие стальные «ящики», в которых упаковывают до 40 т груза. Флот контейнеровозов постоянно увеличивается. В наших крупных портах (Владивосток, Санкт- Петербург, Находка) созданы спе- циальные площадки и причалы (терминалы), где все операции по перегрузке контейнеров полностью механизированы и труд портовых рабочих сводится только к управлению механизмами.
Принцип контейнерных перевозок используют суда-лихтеровозы, но вместо больших ящиков они перевозят лихтеры — баржи прямоугольной формы, в которые также грузятся различные товары. Такая перевозка удобна тем, что баржи можно загрузить в маленьких речных портах без механизации и отбуксировать в устье большой реки. Там их заберет на свой борт лихтеровоз и через моря и океаны доставит в устье другой реки, оттуда — потребителю товаров.
В отечественном морском флоте имеются суда всех типов, необходимые для обеспечения перевозок грузов внешней торговли и товаров для насе- ления и промышленности страны. По своей численности флот России на одном из первых мест в мире. Он включает в себя уникальные суда-атомоходы , научно-исследовательские суда, внесшие большой вклад в познание тайн океана. Для подготовки квалифицированных моряков имеются учебные суда (включая парусники), здесь курсанты мореходных училищ проходят производственную практику.
Перевозку пассажиров и их багажа на морских и океанских регулярных линиях осуществляют специальные пассажирские или транспортные суда. Они имеют несколько палуб и платформ в корпусе, 1—4-местные каюты. Для отдыха здесь предусмотрены салоны, рестораны, бары, спортзалы, плавательные бассейны.
Быстрое развитие мирового линейного пассажирского судоходства произошло в 1900—1914 гг., когда были созданы первые гигантские пассажирские суда на 2500—4000 человек.
Ныне морские и океанские просторы бороздят такие крупные лайнеры, как «Юнайтед Стейс» — 1928 пассажиров, «Франс» — 2044, «Куин Элизабет» — 2025 пассажиров.
К числу лучших отечественных пас- сажирских судов можно отнести «Максим Горький», «Александр Пуш- кин» и другие.
За последнее время мировой флот стал интенсивно пополняться новыми крупными судами на 1000—1500 пасса- жиров. Разрабатываются проекты судов большей вместимости, а также проекты парусно-моторных круизных судов на 100—200 человек. Регулярные пассажирские перевозки в настоящее время осуществляются главным образом быстро растущим флотом паромов (в первую очередь автомобильно- пассажирских). Местные (прибрежные) регулярные линии обслуживаются небольшими судами и катерами на 50— 300 пассажиров.
Прочитайте книги: Митяев А. В. Рассказы о русском флоте. М.: Малыш, 1984.
Орлов О. П. Глобус адмирала: Очерки и рассказы. М.: Дет. лит., 1988.
В отличие от военно-морского флота, гражданские суда, перевозящие грузы и пассажиров, часто называют торговым флотом.
В мировом торговом флоте насчи- тывается огромное количество судов — около 60 тыс. Самые крупные из них — суда для перевозки нефти (танкеры) и насыпных и навалочных грузов, таких, как уголь, руда, зерно, минеральные удобрения (балкеры). Некоторые танкеры могут взять на борт более 400 тыс. т нефтяных грузов, то есть более 150 полновесных железнодорожных составов с цистернами. Они загружаются и разгружаются береговыми кранами. В отличие от них суда для штучных грузов имеют на палубе собственные краны или стрелы. За перевозку различных грузов их часто называют универсальными судами. Суда-ролкеры приспособлены только для автомобилей и других колесных транспортных средств. В их бортах прорезаны специальные ворота, герметически закрывающиеся во время нахождения в море. Приняв в каком-либо порту автомобили с грузом, ролкер доставляет их в другой порт (часто расположенный за океаном), где автомобили самоходом выезжают с борта и далее по шоссейным дорогам доставляют груз к покупателю. Такой способ транспортировки грузов дает большую экономию средств и времени.
Суда-контейнеровозы доставляют контейнеры — большие стальные «ящики», в которых упаковывают до 40 т груза. Флот контейнеровозов постоянно увеличивается. В наших крупных портах (Владивосток, Санкт- Петербург, Находка) созданы спе- циальные площадки и причалы (терминалы), где все операции по перегрузке контейнеров полностью механизированы и труд портовых рабочих сводится только к управлению механизмами.
Принцип контейнерных перевозок используют суда-лихтеровозы, но вместо больших ящиков они перевозят лихтеры — баржи прямоугольной формы, в которые также грузятся различные товары. Такая перевозка удобна тем, что баржи можно загрузить в маленьких речных портах без механизации и отбуксировать в устье большой реки. Там их заберет на свой борт лихтеровоз и через моря и океаны доставит в устье другой реки, оттуда — потребителю товаров.
В отечественном морском флоте имеются суда всех типов, необходимые для обеспечения перевозок грузов внешней торговли и товаров для насе- ления и промышленности страны. По своей численности флот России на одном из первых мест в мире. Он включает в себя уникальные суда-атомоходы , научно-исследовательские суда, внесшие большой вклад в познание тайн океана. Для подготовки квалифицированных моряков имеются учебные суда (включая парусники), здесь курсанты мореходных училищ проходят производственную практику.
Перевозку пассажиров и их багажа на морских и океанских регулярных линиях осуществляют специальные пассажирские или транспортные суда. Они имеют несколько палуб и платформ в корпусе, 1—4-местные каюты. Для отдыха здесь предусмотрены салоны, рестораны, бары, спортзалы, плавательные бассейны.
Быстрое развитие мирового линейного пассажирского судоходства произошло в 1900—1914 гг., когда были созданы первые гигантские пассажирские суда на 2500—4000 человек.
Ныне морские и океанские просторы бороздят такие крупные лайнеры, как «Юнайтед Стейс» — 1928 пассажиров, «Франс» — 2044, «Куин Элизабет» — 2025 пассажиров.
К числу лучших отечественных пас- сажирских судов можно отнести «Максим Горький», «Александр Пуш- кин» и другие.
За последнее время мировой флот стал интенсивно пополняться новыми крупными судами на 1000—1500 пасса- жиров. Разрабатываются проекты судов большей вместимости, а также проекты парусно-моторных круизных судов на 100—200 человек. Регулярные пассажирские перевозки в настоящее время осуществляются главным образом быстро растущим флотом паромов (в первую очередь автомобильно- пассажирских). Местные (прибрежные) регулярные линии обслуживаются небольшими судами и катерами на 50— 300 пассажиров.
Прочитайте книги: Митяев А. В. Рассказы о русском флоте. М.: Малыш, 1984.
Орлов О. П. Глобус адмирала: Очерки и рассказы. М.: Дет. лит., 1988.
Вы решили из деталей «Конструктора» построить, например, модель самолета или судна. Все эти планочки, панели, колесики без вашей работы так и останутся грудой деталей. Задача монтажников чем-то похожа на вашу. Им тоже надо собрать и смонтировать из деталей автомобиль или из панелей дом, только настоящие.
Деталь «Конструктора» легко держать в руках. А разве можно поднять многотонную часть железнодорожного моста или кусок стальной заводской трубы? Тут нужны руки механические. Это подъемные краны.
Подцепят монтажники краном первый кусок трубы, поставят его и закрепят на месте; на первый кусок опустят второй и тоже закрепят; на второй — третий. Так до тех пор, пока не поднимется в небо заводская труба.
Все это не простое дело. На высоте ветер такой, что раскачивает стальные трубы, как ветви деревьев. И все же монтажники работают в мороз и в дождь, на ветру или под палящим солнцем. Большие они мастера! Монтажники собирают не только машины или различные сооружения. Они работают и на строительстве жилых домов.
Это очень важная и нужная профессия — монтажник.
Деталь «Конструктора» легко держать в руках. А разве можно поднять многотонную часть железнодорожного моста или кусок стальной заводской трубы? Тут нужны руки механические. Это подъемные краны.
Подцепят монтажники краном первый кусок трубы, поставят его и закрепят на месте; на первый кусок опустят второй и тоже закрепят; на второй — третий. Так до тех пор, пока не поднимется в небо заводская труба.
Все это не простое дело. На высоте ветер такой, что раскачивает стальные трубы, как ветви деревьев. И все же монтажники работают в мороз и в дождь, на ветру или под палящим солнцем. Большие они мастера! Монтажники собирают не только машины или различные сооружения. Они работают и на строительстве жилых домов.
Это очень важная и нужная профессия — монтажник.
Площадь - 1 566 500 кв. км Население - 2 094 200 человек
Монголия — одна из самых больших стран, расположенных на Азиатском континенте. Находится она в его вос- точной части, в глубине материка. На севере страна граничит с Российской Федерацией, на юге — с Китаем. С другими государствами границ не имеет.
На тысячи километров территории Монголии раскинулась безбрежная степь. На ее равнинах и пологих холмах не встретишь ни единого дерева — лишь трава да трава, только на северо-западе Монголии поднимаются горы, поросшие густыми хвойными лесами; в межгорных котловинах лежат голубые озера. Самые значительные из них — Котловина Боль- ших Озер, Долина Озер. А на юг страны заходит часть обширной безводной пустыни Гоби — одной из величайших пустынь мира.
Главное богатство Монголии — скот. В степи пасутся большие стада коров, овец, коз, табуны лошадей, а в Гоби — верблюды. С незапамятных времен скотоводство — главное занятие жителей страны. Недаром на национальном гербе Монголии изоб- ражен всадник, скачущий на лошади. Араты — так зовут здесь скотоводов — издавна вели кочевой образ жизни. Их жилищем были теплые войлочные юрты, которые в разобранном виде можно было перевозить за собой. Лишь 20-й век внес изменения в их жизнь.
Долгое время образ жизни монголов определяли религиозные представления о неприкосновенности земли, природы. Поэтому в прошлом монголы никогда не занимались земледелием и даже не знали вкуса хлеба. Теперь с помощью тракторов вспаханы поля пшеницы, зреют овощи. Геологи нашли в недрах земли уголь, нефть, железную руду, медь, вольфрам, молибден, олово. Неподалеку от месторождений построены рудники, заводы и фабрики. Многие промышленные предприятия перерабатывают продукцию животноводства: шерсть, кожу — и изготовляют отличные ткани, обувь, одежду, шерстяные одеяла. Вокруг новых предприятий выросли рабочие поселки и города. В северной части страны, рядом с разработками каменного угля, построен большой промышленный город Дархан. Недалеко от него в голой степи возник город Эрдэнэт; жители которого работают на недавно построенном медно-молибде- новом комбинате.
Столица Монголии — Улан-Батор. Раньше он назывался Урга, славился буддистскими монастырями и пред- ставлял собой небольшой городок из юрт, одноэтажных домов и буддистских храмов с изящно прогнутыми крышами. Теперь он приобрел черты современного крупного города с многоэтажными домами, скверами, широкими асфальтированными улицами.
И все же большая часть населения Монголии занята разведением и выра- щиванием скота. В быту сельских жителей сохранились старинный уклад, традиции и обряды, связанные со скотоводством.
Большую радость взрослым и детям доставляет ежегодный праздник надом, когда устраиваются скачки, соревнования по борьбе, стрельбе из луков по мишеням.
Многие мужчины и женщины в праздник и будни надевают верхнюю национальную одежду «дэли» — длин- ный халат разнообразных расцветок. Летом его шьют из шерстяных или шелковых тканей, а зимой — из овчины, мех которой обращают внутрь. Но обычно горожане носят европейскую одежду. Национальные сапоги «гутулы» делаются из прочной кожи на толстой подошве с загнутыми вверх носками. Многие старики в сельской местности до сих пор носят такие сапоги.
Основная традиционная пища монголов — мясо и молочные продукты, сушеный творог, сыр, топленое масло, простокваша, кумыс. Любят чай с молоком, пирожки с мясом, пельмени.
Монгольские семьи обычно многодетны, в сельской местности 8—10 детей в семье не редкость и сейчас. Быт и культура горожан, особенно молодежи, в последнее время приобрели европейские черты (современная мебель, одежда, танцы). Однако по-прежнему в городе и селе успехом пользуются национальные танцевальные ансамбли, традиционные виды спорта, народные праздники.
Скотоводы по-прежнему живут в юрте. Необходимые предметы их быта — это чугунный котел для варки мяса, кожаные и деревянные ведра для молока, кожаные мешки и сумки для муки, сахара и вяленого мяса, деревянные, серебряные, фаянсовые чашки.
Монголия — одна из самых больших стран, расположенных на Азиатском континенте. Находится она в его вос- точной части, в глубине материка. На севере страна граничит с Российской Федерацией, на юге — с Китаем. С другими государствами границ не имеет.
На тысячи километров территории Монголии раскинулась безбрежная степь. На ее равнинах и пологих холмах не встретишь ни единого дерева — лишь трава да трава, только на северо-западе Монголии поднимаются горы, поросшие густыми хвойными лесами; в межгорных котловинах лежат голубые озера. Самые значительные из них — Котловина Боль- ших Озер, Долина Озер. А на юг страны заходит часть обширной безводной пустыни Гоби — одной из величайших пустынь мира.
Главное богатство Монголии — скот. В степи пасутся большие стада коров, овец, коз, табуны лошадей, а в Гоби — верблюды. С незапамятных времен скотоводство — главное занятие жителей страны. Недаром на национальном гербе Монголии изоб- ражен всадник, скачущий на лошади. Араты — так зовут здесь скотоводов — издавна вели кочевой образ жизни. Их жилищем были теплые войлочные юрты, которые в разобранном виде можно было перевозить за собой. Лишь 20-й век внес изменения в их жизнь.
Долгое время образ жизни монголов определяли религиозные представления о неприкосновенности земли, природы. Поэтому в прошлом монголы никогда не занимались земледелием и даже не знали вкуса хлеба. Теперь с помощью тракторов вспаханы поля пшеницы, зреют овощи. Геологи нашли в недрах земли уголь, нефть, железную руду, медь, вольфрам, молибден, олово. Неподалеку от месторождений построены рудники, заводы и фабрики. Многие промышленные предприятия перерабатывают продукцию животноводства: шерсть, кожу — и изготовляют отличные ткани, обувь, одежду, шерстяные одеяла. Вокруг новых предприятий выросли рабочие поселки и города. В северной части страны, рядом с разработками каменного угля, построен большой промышленный город Дархан. Недалеко от него в голой степи возник город Эрдэнэт; жители которого работают на недавно построенном медно-молибде- новом комбинате.
Столица Монголии — Улан-Батор. Раньше он назывался Урга, славился буддистскими монастырями и пред- ставлял собой небольшой городок из юрт, одноэтажных домов и буддистских храмов с изящно прогнутыми крышами. Теперь он приобрел черты современного крупного города с многоэтажными домами, скверами, широкими асфальтированными улицами.
И все же большая часть населения Монголии занята разведением и выра- щиванием скота. В быту сельских жителей сохранились старинный уклад, традиции и обряды, связанные со скотоводством.
Большую радость взрослым и детям доставляет ежегодный праздник надом, когда устраиваются скачки, соревнования по борьбе, стрельбе из луков по мишеням.
Многие мужчины и женщины в праздник и будни надевают верхнюю национальную одежду «дэли» — длин- ный халат разнообразных расцветок. Летом его шьют из шерстяных или шелковых тканей, а зимой — из овчины, мех которой обращают внутрь. Но обычно горожане носят европейскую одежду. Национальные сапоги «гутулы» делаются из прочной кожи на толстой подошве с загнутыми вверх носками. Многие старики в сельской местности до сих пор носят такие сапоги.
Основная традиционная пища монголов — мясо и молочные продукты, сушеный творог, сыр, топленое масло, простокваша, кумыс. Любят чай с молоком, пирожки с мясом, пельмени.
Монгольские семьи обычно многодетны, в сельской местности 8—10 детей в семье не редкость и сейчас. Быт и культура горожан, особенно молодежи, в последнее время приобрели европейские черты (современная мебель, одежда, танцы). Однако по-прежнему в городе и селе успехом пользуются национальные танцевальные ансамбли, традиционные виды спорта, народные праздники.
Скотоводы по-прежнему живут в юрте. Необходимые предметы их быта — это чугунный котел для варки мяса, кожаные и деревянные ведра для молока, кожаные мешки и сумки для муки, сахара и вяленого мяса, деревянные, серебряные, фаянсовые чашки.
Когда впервые попадаешь на молочный завод, удивляешься: а где же молоко? Можно долго ходить по цехам, смотреть на всевозможные машины, переплетения бесчисленных труб, но молока так и не увидеть. Лишь в самом конце экскурсии в одном из цехов увидишь огромный автомат, в котором по кругу, как на карусели, движутся пустые чистые бутылки. Они по очереди попадают под воронку и наполняются молоком.
Зачем же его так старательно прячут? А вот зачем.
Молоко — необычайно ценный продукт питания. В нем есть все необходимые для человека вещества — белки, жиры, углеводы, различные соли и почти все витамины. Но молоко быстро портится, потому что туда попадают микробы, которых всегда много в воздухе. Поэтому на комбинате молоко течет в трубах.
Дома молоко кипятят, микробы при этом погибают, но само молоко становится менее питательным. Но все же разливное молоко надо кипятить обязательно, в нем могут быть микробы, от которых человек заболевает. Только молоко, которое продают в бутылках, можно не кипятить: в нем микробы уничтожены, и притом так, что все ценные вещества в молоке не пострадали. Для этого молоко пропустили через особые аппараты, где оно сначала в течение 15—30 мин нагревалось до 60—70 С, а затем охлаждалось. Такая обработка называется пастеризацией, по имени французского ученого Луи Пастера.
На молочном заводе не только готовят молоко к продаже. Здесь также делают из него творог и сырки, кефир и ацидофилин, простоквашу и сметану. Но в этом деле уже не обойтись без особых полезных бактерий.
Но самое вкусное, что изготовляют из молока, — это мороженое. В сливки, масло, молоко добавляют сахар, фрукты, шоколад, варенье, орехи. Из всего этого готовят смесь, которую после охлаждения замораживают и сбивают.
Зачем же его так старательно прячут? А вот зачем.
Молоко — необычайно ценный продукт питания. В нем есть все необходимые для человека вещества — белки, жиры, углеводы, различные соли и почти все витамины. Но молоко быстро портится, потому что туда попадают микробы, которых всегда много в воздухе. Поэтому на комбинате молоко течет в трубах.
Дома молоко кипятят, микробы при этом погибают, но само молоко становится менее питательным. Но все же разливное молоко надо кипятить обязательно, в нем могут быть микробы, от которых человек заболевает. Только молоко, которое продают в бутылках, можно не кипятить: в нем микробы уничтожены, и притом так, что все ценные вещества в молоке не пострадали. Для этого молоко пропустили через особые аппараты, где оно сначала в течение 15—30 мин нагревалось до 60—70 С, а затем охлаждалось. Такая обработка называется пастеризацией, по имени французского ученого Луи Пастера.
На молочном заводе не только готовят молоко к продаже. Здесь также делают из него творог и сырки, кефир и ацидофилин, простоквашу и сметану. Но в этом деле уже не обойтись без особых полезных бактерий.
Но самое вкусное, что изготовляют из молока, — это мороженое. В сливки, масло, молоко добавляют сахар, фрукты, шоколад, варенье, орехи. Из всего этого готовят смесь, которую после охлаждения замораживают и сбивают.
Кто на одной ноге по дну ходит? Кто на себе дом возит? У кого ноги на голове голову стерегут? Это загадки про моллюсков. Улитка живет в саду, прудовик — в пруду, устрица — в море, но все эти животные — моллюски: у всех у них мягкое тело.
Чтобы защититься от врагов, голый, беспомощный слизень прячется в раковину: у прудовика она одностворчатая, у беззубки — дву- створчатая. Свой дом-крепость моллюск строит из себя, на себе и под собой. 770 л морской воды пропускает через свое тело устрица, чтобы добыть из воды нужный ей для раковины кальций.
Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадает песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обво- лакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина.
Моллюск тередо портит корабли, протачивая в древесине ходы створками раковины. Обратного пути ему нет: ходы, которые он пробурил, будучи личинкой, теперь стали для него узкими. Точильщик тередо сам себя заточил! Моллюск не только домовладелец, но и домовоз. Отталкиваясь ото дна просунутой через створки единственной ногой, беззубка проползает 20 см за час. А морское ушко — скороход среди улиток — перевозит свой дом со скоростью метр в секунду.
У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги. Расположены они на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими. Когда осьминог спит, шесть его щупалец неподвижны, но два, охраняя, описывают круги. На каждом щупальце крупного осьминога 300 присосок, каждая присоска может удержать груз в несколько килограммов.
Кальмар славится тем, что он сам себе реактивный двигатель. Под его кожаный плащ, называемый мантией, затекает вода. Сокращая мышцы, кальмар выталкивает воду через спрятанную под мантией кожаную трубку-воронку и, отброшенный толчком, мчится, как ракета, со скоростью 40 км в час. Попробуй догони! Мясо кальмаров, осьминогов, устриц, мидий съедобно. Разводить мидий выгодно: с одного гектара моря можно получить 6 тыс. кг мяса. В нашей стране некоторые виды мидий разводят искусственно.
О моллюсках читайте в книгах: Сахарнов С. В. В мире дельфина и осьминога. М.: Малыш, 1987. Гл. «Ноги на голове». С. 24—29.
Тамбиев А. X. Как увидеть морское дно. М.: Малыш, 1988. Гл. «Кто живет на самой поверхности моря». С. 10—15.
Чтобы защититься от врагов, голый, беспомощный слизень прячется в раковину: у прудовика она одностворчатая, у беззубки — дву- створчатая. Свой дом-крепость моллюск строит из себя, на себе и под собой. 770 л морской воды пропускает через свое тело устрица, чтобы добыть из воды нужный ей для раковины кальций.
Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадает песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обво- лакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина.
Моллюск тередо портит корабли, протачивая в древесине ходы створками раковины. Обратного пути ему нет: ходы, которые он пробурил, будучи личинкой, теперь стали для него узкими. Точильщик тередо сам себя заточил! Моллюск не только домовладелец, но и домовоз. Отталкиваясь ото дна просунутой через створки единственной ногой, беззубка проползает 20 см за час. А морское ушко — скороход среди улиток — перевозит свой дом со скоростью метр в секунду.
У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги. Расположены они на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими. Когда осьминог спит, шесть его щупалец неподвижны, но два, охраняя, описывают круги. На каждом щупальце крупного осьминога 300 присосок, каждая присоска может удержать груз в несколько килограммов.
Кальмар славится тем, что он сам себе реактивный двигатель. Под его кожаный плащ, называемый мантией, затекает вода. Сокращая мышцы, кальмар выталкивает воду через спрятанную под мантией кожаную трубку-воронку и, отброшенный толчком, мчится, как ракета, со скоростью 40 км в час. Попробуй догони! Мясо кальмаров, осьминогов, устриц, мидий съедобно. Разводить мидий выгодно: с одного гектара моря можно получить 6 тыс. кг мяса. В нашей стране некоторые виды мидий разводят искусственно.
О моллюсках читайте в книгах: Сахарнов С. В. В мире дельфина и осьминога. М.: Малыш, 1987. Гл. «Ноги на голове». С. 24—29.
Тамбиев А. X. Как увидеть морское дно. М.: Малыш, 1988. Гл. «Кто живет на самой поверхности моря». С. 10—15.
Все на свете состоит из мельчайших частиц — атомов, точнее — не просто из атомов, а из групп атомов. Такие группы атомов называют молекулами. Ведь атомы в природе все равно что материалы в строительстве. Из немногих видов строительных мате- риалов — кирпичей, досок, бревен, балок — строят сотни различных домов. А примерно из 90 видов атомов природа и человек создали сотни тысяч разных веществ. В каждом веществе атомы соединяются в разные группы, образуют разные молекулы.
У каждого вещества свои молекулы. Некоторые из них очень просты. Например, молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода, а молекула водорода — из двух атомов водорода. Это простые вещества.
Если смешать водород и кислород в определенных количествах и поджечь эту смесь, молекулы водорода и кислорода сначала распадутся на ато- мы, а затем соединятся, образуя моле- кулы воды. Вода — это уже сложное вещество.
Особенно интересными свойствами обладают молекулы, состоящие из атомов углерода и водорода. Их очень много — уже сейчас насчитывается около 3 млн., а ученые непрерывно открывают и искусственно получают все новые и новые.
Почему же всего два вида атомов могут образовывать такое множество разных веществ, а значит, и разных молекул? Прежде всего потому, что такие молекулы могут состоять из разного числа атомов углерода и водорода. Если четыре атома водорода соединяются с одним атомом углерода, то образуется метан — газ, который горит в газовых плитах. Шесть атомов углерода с шестью атомами водорода образуют молекулу жидкого вещества — бензола. Но важно не только число атомов в молекуле, но и то, как они расположены.
Так, существуют два разных вещества: бутан и изобутан. Молекулы их построены из одинакового числа атомов — из четырех атомов углерода и десяти атомов водорода. Только расположены эти атомы по-разному: у бутана вытянуты в цепочку, а у изобутана образуют как бы треугольную звездочку.
Существуют и очень сложные молекулы. У таких веществ, как белок, каучук, древесина, у многих синтетических материалов молекулы состоят из нескольких сотен и даже тысяч атомов.
Свойства веществ зависят в первую очередь от свойств их молекул. Если молекулы связаны между собой слабо, состоящее из них вещество будет газообразным, например водяной пар.
Молекулы в нем движутся быстро и свободно, только случайно сталкиваясь между собой. Если охладить водяной пар, молекулы воды будут двигаться медленнее, начнут соединяться одна с другой, и пар превратится в жидкость. В жидкости молекулы связаны уже гораздо теснее, но все-таки они могут еще двигаться сравнительно свободно. Если же понизить температуру до 0 С, вода замерзнет, и образуется твердое кристаллическое вещество — лед; в нем молекулы воды могут только колебаться, почти не двигаясь с места.
Много превращений может происходить с молекулами. Эти превращения называются химическими реакциями. С их помощью можно получать новые вещества и материалы.
У каждого вещества свои молекулы. Некоторые из них очень просты. Например, молекула кислорода состоит из двух атомов кислорода, а молекула водорода — из двух атомов водорода. Это простые вещества.
Если смешать водород и кислород в определенных количествах и поджечь эту смесь, молекулы водорода и кислорода сначала распадутся на ато- мы, а затем соединятся, образуя моле- кулы воды. Вода — это уже сложное вещество.
Особенно интересными свойствами обладают молекулы, состоящие из атомов углерода и водорода. Их очень много — уже сейчас насчитывается около 3 млн., а ученые непрерывно открывают и искусственно получают все новые и новые.
Почему же всего два вида атомов могут образовывать такое множество разных веществ, а значит, и разных молекул? Прежде всего потому, что такие молекулы могут состоять из разного числа атомов углерода и водорода. Если четыре атома водорода соединяются с одним атомом углерода, то образуется метан — газ, который горит в газовых плитах. Шесть атомов углерода с шестью атомами водорода образуют молекулу жидкого вещества — бензола. Но важно не только число атомов в молекуле, но и то, как они расположены.
Так, существуют два разных вещества: бутан и изобутан. Молекулы их построены из одинакового числа атомов — из четырех атомов углерода и десяти атомов водорода. Только расположены эти атомы по-разному: у бутана вытянуты в цепочку, а у изобутана образуют как бы треугольную звездочку.
Существуют и очень сложные молекулы. У таких веществ, как белок, каучук, древесина, у многих синтетических материалов молекулы состоят из нескольких сотен и даже тысяч атомов.
Свойства веществ зависят в первую очередь от свойств их молекул. Если молекулы связаны между собой слабо, состоящее из них вещество будет газообразным, например водяной пар.
Молекулы в нем движутся быстро и свободно, только случайно сталкиваясь между собой. Если охладить водяной пар, молекулы воды будут двигаться медленнее, начнут соединяться одна с другой, и пар превратится в жидкость. В жидкости молекулы связаны уже гораздо теснее, но все-таки они могут еще двигаться сравнительно свободно. Если же понизить температуру до 0 С, вода замерзнет, и образуется твердое кристаллическое вещество — лед; в нем молекулы воды могут только колебаться, почти не двигаясь с места.
Много превращений может происходить с молекулами. Эти превращения называются химическими реакциями. С их помощью можно получать новые вещества и материалы.
Площадь - 33 700 кв. км Население - 4 392 000 человек
Природа щедро одарила Молдову теп- лом и солнцем, очень плодородными почвами, разнообразной естественной растительностью, красивыми ланд- шафтами.
Поверхность Молдовы в основном равнинно-холмистая. Но обилие холмов, долин, небольших рек и множество оврагов (их насчитывается 100 тысяч!) создает впечатление горной страны. Между тем даже те возвышенности, которые называются горами (Кодры, например), не поднимаются выше 430 м над уровнем моря.
Две большие реки, стекающие с Карпатских гор, являются границами республики: на западе — Прут, на вос- токе — Днестр.
По характеру естественной расти- тельности Молдова делится на две зоны — лесостепь и степь. Но леса сохранились лишь отдельными участ- ками, самый крупный из них — на Кодрах, где растут дубы, грабы, буки, ясени, липы, клены. От степи тоже остались небольшие участки, почти все они распаханы, превратились в поля, сады, огороды.
Здесь выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, овощи. Но больше всего славится Молдова фруктами: виноградом, яблоками, грушами, черешней, вишнями, абрикосами, персиками и другими плода- ми. Всего этого производится столько, что хватает не только жителям Молдовы, но и для продажи в другие республики. Из ценных овчин молдав- ских овец изготовляются цигейковые и каракулевые шапки, воротники, пальто. И, конечно, разводится крупный рогатый скот, домашняя птица. Занимаются в Молдове и пчеловод- ством.
В республике хорошо развита пищевая промышленность, которая производит молочные и мясные консервы, компоты, соки, сахар, подсолнечное масло. Выпускают в Молдове также тракторы, электрические моторы, насосы, холодильники, стиральные машины, ткани и трикотажные изделия, многие другие промышленные товары. На Днестре построены гидроэлектростанции, но больше всего энергии вырабатывают тепловые электростанции.
Сложный и тяжелый исторический путь прошел молдавский народ. Много иноземных захватчиков нападали на молдаван и порабощали их. Целых 300 лет они были под господством Османской империи. Русские и украинцы неоднократно помогали молдаванам освободиться от угнетателей. Но только в начале прошлого века русские войска под руководством знаменитого полководца М. И. Кутузова освободили от турок Бессарабию (так тогда называлась Молдова).
Молдова — многонациональная республика. Кроме молдаван в ней живут русские, украинцы, а также болгары, гагаузы, евреи, армяне, цыгане, греки и другие народности.
Много интересного и запоминающегося можно увидеть, побывав в городах и селениях Молдовы. Древние города, существующие уже по нескольку веков, — это столица республики Кишинев, Оргеев, Бендер, Сороки.
Сельских поселений в Молдове во много раз больше, чем городов, Среди них есть и древние, и новые. Многие из них примечательны тем, что по численности их жителей они не уступают небольшим городам. Дома строят из камня (пиленого ракушечника, песчаника), саманного кирпича и глинобита (плетня, обмазанного глиной). Стены домов окрашивают в светлые тона, расписывают узорами. Кроют жилище черепицей и шифером, в прошлом использовали солому и камыш. Комнаты украшаются настенными коврами, на полу — ковровые дорожки.
При взгляде на типичного молдаванина или молдаванку вы чаще всего отметите смугловатый цвет кожи, карие или чёрные глаза, чёрные брови и такие же волосы.
У молдаван яркая, как правило, расшитая национальная одежда. В настоящее время старый народный костюм цветными узорами вышел из употребления, его заменила обычная европейская одежда.
Почетное место на столе в молдавской семье занимает мамалыга — очень густая каша из кукурузной муки, которую едят и горячей и холодной. Приправы к мамалыге делают из жареного лука, овечьего сыра — брынзы, помидоров. Супы обязательно подкисляют замэ (очень кислый квас).
Обычаи передаются из поколения в поколение. Строить новый дом для семьи помогает все село. Всем селом отмечают праздник прихода весны — мэрцишор и важные семейные события: свадьбу, рождение ребенка.
Молдаване очень любят музыку. Их песни-дойны и танцы популярны не только в Молдове.
Природа щедро одарила Молдову теп- лом и солнцем, очень плодородными почвами, разнообразной естественной растительностью, красивыми ланд- шафтами.
Поверхность Молдовы в основном равнинно-холмистая. Но обилие холмов, долин, небольших рек и множество оврагов (их насчитывается 100 тысяч!) создает впечатление горной страны. Между тем даже те возвышенности, которые называются горами (Кодры, например), не поднимаются выше 430 м над уровнем моря.
Две большие реки, стекающие с Карпатских гор, являются границами республики: на западе — Прут, на вос- токе — Днестр.
По характеру естественной расти- тельности Молдова делится на две зоны — лесостепь и степь. Но леса сохранились лишь отдельными участ- ками, самый крупный из них — на Кодрах, где растут дубы, грабы, буки, ясени, липы, клены. От степи тоже остались небольшие участки, почти все они распаханы, превратились в поля, сады, огороды.
Здесь выращиваются зерновые культуры, сахарная свекла, овощи. Но больше всего славится Молдова фруктами: виноградом, яблоками, грушами, черешней, вишнями, абрикосами, персиками и другими плода- ми. Всего этого производится столько, что хватает не только жителям Молдовы, но и для продажи в другие республики. Из ценных овчин молдав- ских овец изготовляются цигейковые и каракулевые шапки, воротники, пальто. И, конечно, разводится крупный рогатый скот, домашняя птица. Занимаются в Молдове и пчеловод- ством.
В республике хорошо развита пищевая промышленность, которая производит молочные и мясные консервы, компоты, соки, сахар, подсолнечное масло. Выпускают в Молдове также тракторы, электрические моторы, насосы, холодильники, стиральные машины, ткани и трикотажные изделия, многие другие промышленные товары. На Днестре построены гидроэлектростанции, но больше всего энергии вырабатывают тепловые электростанции.
Сложный и тяжелый исторический путь прошел молдавский народ. Много иноземных захватчиков нападали на молдаван и порабощали их. Целых 300 лет они были под господством Османской империи. Русские и украинцы неоднократно помогали молдаванам освободиться от угнетателей. Но только в начале прошлого века русские войска под руководством знаменитого полководца М. И. Кутузова освободили от турок Бессарабию (так тогда называлась Молдова).
Молдова — многонациональная республика. Кроме молдаван в ней живут русские, украинцы, а также болгары, гагаузы, евреи, армяне, цыгане, греки и другие народности.
Много интересного и запоминающегося можно увидеть, побывав в городах и селениях Молдовы. Древние города, существующие уже по нескольку веков, — это столица республики Кишинев, Оргеев, Бендер, Сороки.
Сельских поселений в Молдове во много раз больше, чем городов, Среди них есть и древние, и новые. Многие из них примечательны тем, что по численности их жителей они не уступают небольшим городам. Дома строят из камня (пиленого ракушечника, песчаника), саманного кирпича и глинобита (плетня, обмазанного глиной). Стены домов окрашивают в светлые тона, расписывают узорами. Кроют жилище черепицей и шифером, в прошлом использовали солому и камыш. Комнаты украшаются настенными коврами, на полу — ковровые дорожки.
При взгляде на типичного молдаванина или молдаванку вы чаще всего отметите смугловатый цвет кожи, карие или чёрные глаза, чёрные брови и такие же волосы.
У молдаван яркая, как правило, расшитая национальная одежда. В настоящее время старый народный костюм цветными узорами вышел из употребления, его заменила обычная европейская одежда.
Почетное место на столе в молдавской семье занимает мамалыга — очень густая каша из кукурузной муки, которую едят и горячей и холодной. Приправы к мамалыге делают из жареного лука, овечьего сыра — брынзы, помидоров. Супы обязательно подкисляют замэ (очень кислый квас).
Обычаи передаются из поколения в поколение. Строить новый дом для семьи помогает все село. Всем селом отмечают праздник прихода весны — мэрцишор и важные семейные события: свадьбу, рождение ребенка.
Молдаване очень любят музыку. Их песни-дойны и танцы популярны не только в Молдове.
Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишете. Повинуясь своему желанию, бросаете мяч так, чтобы он попал в цель. Вы без труда вспоминаете, где были вчера, и представляете себе зоопарк, который посетили прошлым летом. Вы решаете пример или задачу. Все это происходит как бы само собой.
Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг — важнейший орган тела.
У некоторых животных, например рыб, он не больше маленького зернышка. У кошек, собак, обезьян мозг гораздо больше. У человека это большой и сложнейший «аппарат», который позволяет воспринимать окружающий мир, выполнять движения, удерживать в памяти все, что мы видели и делали. Он управляет нашей речью, нашими мыслями.
Мозг человека состоит из огромного числа нервных клеток. Только в слое серого вещества, которое облегает мозг, таких клеток 14 миллиардов.
Каждая нервная клетка воспринимает сигналы, которые доходят до человека. Одни клетки воспринимают зрительные сигналы, другие — звуковые, третьи — прикосновение к коже. Есть специальные клетки, которые «командуют» движениями рук и ног. Они расположены в передних отделах мозговой коры. В маковом зернышке уместилось бы их несколько десятков тысяч.
Все клетки расположены в очень четком порядке. Над клетками, которые принимают возбуждения от наших органов чувств, надстроены другие, те, что перерабатывают эти сообщения, объединяют их, укладывают в сложные картины.
Скопление клеток в глубине мозга называют стволом мозга. Эти клетки заряжают мозг энергией, обеспечивают его бодрствование. Когда они перестают работать — человек засыпает. Задние отделы мозга — его затылочная, височная и теменная части — это сложнейшие «приборы». С их помощью человек получает сигналы от внешнего мира, оценивает их, сохраняет «отпечатки» важнейших из них в своей памяти. Передние отделы мозга (его лобные доли) организуют все движения и действия человека, позволяют ему выполнять свои намерения, не отвлекаться, быть внимательным в работе.
Мозг человека разделен на две большие части — левое и правое полушария. С виду они одинаковые, но выполняют разную работу. У большинства людей важнее левое полушарие. Если работа левого полушария нарушается, человек не может говорить и понимать чужую речь.
Мозг человека — самый сложный и самый совершенный из всех «аппаратов» в мире. Многие ученые занимались изучением его тайн. В строении и работе человеческого мозга есть еще много неизведанного. Эти загадки ждут своих исследователей!
Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг — важнейший орган тела.
У некоторых животных, например рыб, он не больше маленького зернышка. У кошек, собак, обезьян мозг гораздо больше. У человека это большой и сложнейший «аппарат», который позволяет воспринимать окружающий мир, выполнять движения, удерживать в памяти все, что мы видели и делали. Он управляет нашей речью, нашими мыслями.
Мозг человека состоит из огромного числа нервных клеток. Только в слое серого вещества, которое облегает мозг, таких клеток 14 миллиардов.
Каждая нервная клетка воспринимает сигналы, которые доходят до человека. Одни клетки воспринимают зрительные сигналы, другие — звуковые, третьи — прикосновение к коже. Есть специальные клетки, которые «командуют» движениями рук и ног. Они расположены в передних отделах мозговой коры. В маковом зернышке уместилось бы их несколько десятков тысяч.
Все клетки расположены в очень четком порядке. Над клетками, которые принимают возбуждения от наших органов чувств, надстроены другие, те, что перерабатывают эти сообщения, объединяют их, укладывают в сложные картины.
Скопление клеток в глубине мозга называют стволом мозга. Эти клетки заряжают мозг энергией, обеспечивают его бодрствование. Когда они перестают работать — человек засыпает. Задние отделы мозга — его затылочная, височная и теменная части — это сложнейшие «приборы». С их помощью человек получает сигналы от внешнего мира, оценивает их, сохраняет «отпечатки» важнейших из них в своей памяти. Передние отделы мозга (его лобные доли) организуют все движения и действия человека, позволяют ему выполнять свои намерения, не отвлекаться, быть внимательным в работе.
Мозг человека разделен на две большие части — левое и правое полушария. С виду они одинаковые, но выполняют разную работу. У большинства людей важнее левое полушарие. Если работа левого полушария нарушается, человек не может говорить и понимать чужую речь.
Мозг человека — самый сложный и самый совершенный из всех «аппаратов» в мире. Многие ученые занимались изучением его тайн. В строении и работе человеческого мозга есть еще много неизведанного. Эти загадки ждут своих исследователей!
Мозаика, особый вид монументальной живописи, которая создается из долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного цветного стекла — смальты. История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий. Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин, в греко-римских сооружениях они применялись для отделки интерьера, для них использовали гальку и разнообразные камни.
Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве визан- тийских храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолки рас- писывались мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под сводами храма, любит косые лучи света. Размещенные под разными углами кусочки смальты переливаются различными оттенками и создают красивое волнующее зрелище. В этом можно убедиться, побывав в Софийском соборе в Киеве, где находится мозаичное изображение Богоматери.
В 16-м в. в Италии, которая богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики, получивший наз- вание флорентийской. Итальянские мастера заметили, что нужные цветовые переходы уже есть в куске отпо- лированного мрамора. Использовать в мозаике этот камень, с его природной краской, выгоднее и удобнее, так как можно брать не мелкие кубики, а крупные куски, на которых природа уже нанесла перелив цвета. Эта техника была использована художником В. Замковым в оформлении культурного центра Олимпийской деревни в Москве.
В России технику смальтовой мозаики возродил М. В. Ломоносов. 112 тонов и свыше 1000 оттенков включала ломоносовская мозаичная палитра. Великий ученый и его ученики создали замечательные мозаичные произведения: портреты Петра I и батальные картины. Самая большая из них «Полтавская баталия» украшает вестибюль здания Академии наук в Санкт-Петербурге.
В середине 19-го в. при Академии художеств в Петербурге была создана специальная мозаичная мастерская, в которой создавались произведения, украсившие Исаакиевский собор в Петербурге и разрушенный храм Христа Спасителя в Москве.
В наше время мозаика широко используется в убранстве общественных зданий.
Прочитайте книгу: Любимов Л. Д. Дионис на пантере: Рассказ об искусстве мозаики. М.: Дет. лит., 1982.
Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве визан- тийских храмов в эпоху утверждения христианства. Стены и потолки рас- писывались мозаичными изображениями евангельских сцен, образами Христа и апостолов. Мозаика особенно раскрывает свою красоту на изогнутых поверхностях, под сводами храма, любит косые лучи света. Размещенные под разными углами кусочки смальты переливаются различными оттенками и создают красивое волнующее зрелище. В этом можно убедиться, побывав в Софийском соборе в Киеве, где находится мозаичное изображение Богоматери.
В 16-м в. в Италии, которая богата месторождениями мрамора, возник новый вид мозаики, получивший наз- вание флорентийской. Итальянские мастера заметили, что нужные цветовые переходы уже есть в куске отпо- лированного мрамора. Использовать в мозаике этот камень, с его природной краской, выгоднее и удобнее, так как можно брать не мелкие кубики, а крупные куски, на которых природа уже нанесла перелив цвета. Эта техника была использована художником В. Замковым в оформлении культурного центра Олимпийской деревни в Москве.
В России технику смальтовой мозаики возродил М. В. Ломоносов. 112 тонов и свыше 1000 оттенков включала ломоносовская мозаичная палитра. Великий ученый и его ученики создали замечательные мозаичные произведения: портреты Петра I и батальные картины. Самая большая из них «Полтавская баталия» украшает вестибюль здания Академии наук в Санкт-Петербурге.
В середине 19-го в. при Академии художеств в Петербурге была создана специальная мозаичная мастерская, в которой создавались произведения, украсившие Исаакиевский собор в Петербурге и разрушенный храм Христа Спасителя в Москве.
В наше время мозаика широко используется в убранстве общественных зданий.
Прочитайте книгу: Любимов Л. Д. Дионис на пантере: Рассказ об искусстве мозаики. М.: Дет. лит., 1982.
Если от листа бумаги прямыми взма- хами ножниц отрезать несколько кусков, то останется многоугольник. Он так называется потому, что у него много углов: у треугольника — три, у четырехугольника — четыре, у семи- угольника — семь. Можно, конечно, не вырезать многоугольник, а начертить его. Для этого надо изобразить замкнутую ломаную (только так, чтобы она не пересекала себя). Эта ломаная — граница многоугольника .
Из многоугольников можно составить красивые паркеты. Самый простой, но и самый скучный паркет получается, если плоскость разбить на равные квадраты. Столь же просты паркеты из правильных треугольников и шестиугольников. Эти паркеты показаны на рис. 2.
Если разрезать квадрат на три тре- угольника, то из этих трех частей можно сложить много интересных многоугольников.
С детства вы встречаетесь с тре- угольниками и четырехугольниками разной формы. Гранями куба являются квадраты, гранями строительного кирпичика — прямоугольники. А из набора разноцветных ромбиков можно сложить красивые мозаичные орнаменты . Если таких ромбиков взять много, то ими можно покрыть весь пол — сложить из них паркет. Еще один паркет составлен из одинаковых шестиугольников .
Интересно, что пчелы строят свои соты как раз в форме паркета из шестиугольников. Делают они это без циркуля и линейки, без знания мате- матики — им помогает инстинкт. Свойствами многоугольников математики интересовались еще в глубокой древности. Фалес, Евклид, Архимед и другие древнегреческие математики открыли многие тайны этих фигур. А сегодня эти тайны известны каждому старшекласснику. Геометрия — наука о свойствах фигур — содержит много полезных сведений о многоугольниках. Они нужны не только математикам, но также строителям, инженерам и многим другим специалистам, даже врачам и худож- никам.
Из многоугольников можно составить красивые паркеты. Самый простой, но и самый скучный паркет получается, если плоскость разбить на равные квадраты. Столь же просты паркеты из правильных треугольников и шестиугольников. Эти паркеты показаны на рис. 2.
Если разрезать квадрат на три тре- угольника, то из этих трех частей можно сложить много интересных многоугольников.
С детства вы встречаетесь с тре- угольниками и четырехугольниками разной формы. Гранями куба являются квадраты, гранями строительного кирпичика — прямоугольники. А из набора разноцветных ромбиков можно сложить красивые мозаичные орнаменты . Если таких ромбиков взять много, то ими можно покрыть весь пол — сложить из них паркет. Еще один паркет составлен из одинаковых шестиугольников .
Интересно, что пчелы строят свои соты как раз в форме паркета из шестиугольников. Делают они это без циркуля и линейки, без знания мате- матики — им помогает инстинкт. Свойствами многоугольников математики интересовались еще в глубокой древности. Фалес, Евклид, Архимед и другие древнегреческие математики открыли многие тайны этих фигур. А сегодня эти тайны известны каждому старшекласснику. Геометрия — наука о свойствах фигур — содержит много полезных сведений о многоугольниках. Они нужны не только математикам, но также строителям, инженерам и многим другим специалистам, даже врачам и худож- никам.