Услышав слова «морской флот», многие вспоминают приключенческие романы и повести, в которых мужественные морские «волки» бесстрашно вступают в противоборство с морской стихией на ветхих парусных суденышках и выходят победителями благодаря физической силе и природной смекалке. Но со времен Жюля Верна и Киплинга многое изменилось на море. Практически не осталось необитаемых островов, а океанские просторы бороздят десятки тысяч стальных кораблей, приводимых в движение мощными дизелями и паро- выми турбинами, неподвластных кап- ризам морской стихии.
В отличие от военно-морского флота, гражданские суда, перевозящие грузы и пассажиров, часто называют торговым флотом.
В мировом торговом флоте насчи- тывается огромное количество судов — около 60 тыс. Самые крупные из них — суда для перевозки нефти (танкеры) и насыпных и навалочных грузов, таких, как уголь, руда, зерно, минеральные удобрения (балкеры). Некоторые танкеры могут взять на борт более 400 тыс. т нефтяных грузов, то есть более 150 полновесных железнодорожных составов с цистернами. Они загружаются и разгружаются береговыми кранами. В отличие от них суда для штучных грузов имеют на палубе собственные краны или стрелы. За перевозку различных грузов их часто называют универсальными судами. Суда-ролкеры приспособлены только для автомобилей и других колесных транспортных средств. В их бортах прорезаны специальные ворота, герметически закрывающиеся во время нахождения в море. Приняв в каком-либо порту автомобили с грузом, ролкер доставляет их в другой порт (часто расположенный за океаном), где автомобили самоходом выезжают с борта и далее по шоссейным дорогам доставляют груз к покупателю. Такой способ транспортировки грузов дает большую экономию средств и времени.
Суда-контейнеровозы доставляют контейнеры — большие стальные «ящики», в которых упаковывают до 40 т груза. Флот контейнеровозов постоянно увеличивается. В наших крупных портах (Владивосток, Санкт- Петербург, Находка) созданы спе- циальные площадки и причалы (терминалы), где все операции по перегрузке контейнеров полностью механизированы и труд портовых рабочих сводится только к управлению механизмами.
Принцип контейнерных перевозок используют суда-лихтеровозы, но вместо больших ящиков они перевозят лихтеры — баржи прямоугольной формы, в которые также грузятся различные товары. Такая перевозка удобна тем, что баржи можно загрузить в маленьких речных портах без механизации и отбуксировать в устье большой реки. Там их заберет на свой борт лихтеровоз и через моря и океаны доставит в устье другой реки, оттуда — потребителю товаров.
В отечественном морском флоте имеются суда всех типов, необходимые для обеспечения перевозок грузов внешней торговли и товаров для насе- ления и промышленности страны. По своей численности флот России на одном из первых мест в мире. Он включает в себя уникальные суда-атомоходы , научно-исследовательские суда, внесшие большой вклад в познание тайн океана. Для подготовки квалифицированных моряков имеются учебные суда (включая парусники), здесь курсанты мореходных училищ проходят производственную практику.
Перевозку пассажиров и их багажа на морских и океанских регулярных линиях осуществляют специальные пассажирские или транспортные суда. Они имеют несколько палуб и платформ в корпусе, 1—4-местные каюты. Для отдыха здесь предусмотрены салоны, рестораны, бары, спортзалы, плавательные бассейны.
Быстрое развитие мирового линейного пассажирского судоходства произошло в 1900—1914 гг., когда были созданы первые гигантские пассажирские суда на 2500—4000 человек.
Ныне морские и океанские просторы бороздят такие крупные лайнеры, как «Юнайтед Стейс» — 1928 пассажиров, «Франс» — 2044, «Куин Элизабет» — 2025 пассажиров.
К числу лучших отечественных пас- сажирских судов можно отнести «Максим Горький», «Александр Пуш- кин» и другие.
За последнее время мировой флот стал интенсивно пополняться новыми крупными судами на 1000—1500 пасса- жиров. Разрабатываются проекты судов большей вместимости, а также проекты парусно-моторных круизных судов на 100—200 человек. Регулярные пассажирские перевозки в настоящее время осуществляются главным образом быстро растущим флотом паромов (в первую очередь автомобильно- пассажирских). Местные (прибрежные) регулярные линии обслуживаются небольшими судами и катерами на 50— 300 пассажиров.
Прочитайте книги: Митяев А. В. Рассказы о русском флоте. М.: Малыш, 1984.
Орлов О. П. Глобус адмирала: Очерки и рассказы. М.: Дет. лит., 1988.
В отличие от военно-морского флота, гражданские суда, перевозящие грузы и пассажиров, часто называют торговым флотом.
В мировом торговом флоте насчи- тывается огромное количество судов — около 60 тыс. Самые крупные из них — суда для перевозки нефти (танкеры) и насыпных и навалочных грузов, таких, как уголь, руда, зерно, минеральные удобрения (балкеры). Некоторые танкеры могут взять на борт более 400 тыс. т нефтяных грузов, то есть более 150 полновесных железнодорожных составов с цистернами. Они загружаются и разгружаются береговыми кранами. В отличие от них суда для штучных грузов имеют на палубе собственные краны или стрелы. За перевозку различных грузов их часто называют универсальными судами. Суда-ролкеры приспособлены только для автомобилей и других колесных транспортных средств. В их бортах прорезаны специальные ворота, герметически закрывающиеся во время нахождения в море. Приняв в каком-либо порту автомобили с грузом, ролкер доставляет их в другой порт (часто расположенный за океаном), где автомобили самоходом выезжают с борта и далее по шоссейным дорогам доставляют груз к покупателю. Такой способ транспортировки грузов дает большую экономию средств и времени.
Суда-контейнеровозы доставляют контейнеры — большие стальные «ящики», в которых упаковывают до 40 т груза. Флот контейнеровозов постоянно увеличивается. В наших крупных портах (Владивосток, Санкт- Петербург, Находка) созданы спе- циальные площадки и причалы (терминалы), где все операции по перегрузке контейнеров полностью механизированы и труд портовых рабочих сводится только к управлению механизмами.
Принцип контейнерных перевозок используют суда-лихтеровозы, но вместо больших ящиков они перевозят лихтеры — баржи прямоугольной формы, в которые также грузятся различные товары. Такая перевозка удобна тем, что баржи можно загрузить в маленьких речных портах без механизации и отбуксировать в устье большой реки. Там их заберет на свой борт лихтеровоз и через моря и океаны доставит в устье другой реки, оттуда — потребителю товаров.
В отечественном морском флоте имеются суда всех типов, необходимые для обеспечения перевозок грузов внешней торговли и товаров для насе- ления и промышленности страны. По своей численности флот России на одном из первых мест в мире. Он включает в себя уникальные суда-атомоходы , научно-исследовательские суда, внесшие большой вклад в познание тайн океана. Для подготовки квалифицированных моряков имеются учебные суда (включая парусники), здесь курсанты мореходных училищ проходят производственную практику.
Перевозку пассажиров и их багажа на морских и океанских регулярных линиях осуществляют специальные пассажирские или транспортные суда. Они имеют несколько палуб и платформ в корпусе, 1—4-местные каюты. Для отдыха здесь предусмотрены салоны, рестораны, бары, спортзалы, плавательные бассейны.
Быстрое развитие мирового линейного пассажирского судоходства произошло в 1900—1914 гг., когда были созданы первые гигантские пассажирские суда на 2500—4000 человек.
Ныне морские и океанские просторы бороздят такие крупные лайнеры, как «Юнайтед Стейс» — 1928 пассажиров, «Франс» — 2044, «Куин Элизабет» — 2025 пассажиров.
К числу лучших отечественных пас- сажирских судов можно отнести «Максим Горький», «Александр Пуш- кин» и другие.
За последнее время мировой флот стал интенсивно пополняться новыми крупными судами на 1000—1500 пасса- жиров. Разрабатываются проекты судов большей вместимости, а также проекты парусно-моторных круизных судов на 100—200 человек. Регулярные пассажирские перевозки в настоящее время осуществляются главным образом быстро растущим флотом паромов (в первую очередь автомобильно- пассажирских). Местные (прибрежные) регулярные линии обслуживаются небольшими судами и катерами на 50— 300 пассажиров.
Прочитайте книги: Митяев А. В. Рассказы о русском флоте. М.: Малыш, 1984.
Орлов О. П. Глобус адмирала: Очерки и рассказы. М.: Дет. лит., 1988.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи