В конце прошлого века знаменитый английский физик Уильям Томсон заявил, что через 400—500 лет человечеству предстоит задохнуться от недостатка кислорода. Это сообщение подхватила пресса, изображая ужасы грядущей катастрофы.
Но в далекой России ему твердо и спокойно возразили: — Томсон ошибся. Кислородного голода на Земле не будет! У профессора ботаники из Московского университета Климента Аркадьевича Тимирязева было свое мнение.
Тимирязев основательно проследил расчеты и выводы Томсона и доказал, что тот заблуждается. Позднее в пе- чатной статье Томсон признал свою ошибку. Никакое израсходование кис- лорода человечеству не грозит, потому что его запасы в воздухе постоянно пополняются за счет растений. Зеленый лист, поглощая углекислый газ, спасет человека и весь животный мир от его вредного воздействия. А раз так, то человеку надо бережнее относиться к природе, охранять леса и рощи.
Тимирязев выяснил, что зеленые листья на свету, то есть когда на них падает солнечный свет, усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют в атмосферу кислород. Это явление ученый назвал фотосинтезом.
Он установил, что в листьях растений содержится особое вещество — хлорофилл, которое окрашивает их в зеленый цвет. Хлорофилл поглощает энергию солнечных лучей. С помощью этой энергии зеленое растение создает из углекислого газа и воды сложные вещества — углеводы. Они нужны самому растению и тем, кто питается растениями, — животным и людям. Так Тимирязев доказал, что все живое обязано своим существованием солнечному свету, а зеленый лист — «кладовая» солнечной энергии.
Тимирязев тесно увязал свою научную деятельность с практикой, запросами сельского хозяйства. Он настойчиво ратовал за разумное применение минеральных удобрений, создание опытных станций и другие мероприятия, необходимые для подъема отечественной агрономии.
Не только научными открытиями прославился Тимирязев. Он поставил перед собой задачу, о которой сказал так: «Работать для науки и писать для народа, то есть популярно...» Популя- ризацию научных знаний он рассма- тривал как путь, на котором соединя- ются наука и демократия. Свои знаме- нитые книги о результатах научных исследований Тимирязев писал так, что они понятны каждому. Его про- славленная книга «Жизнь растения» (1878) — образец того, как увлекательно и просто можно писать о науке. Она выдержала десятки изданий на русском и иностранном языках. Доступное и увлекательное изложение современных проблем естествознания характерно и для других произведений Тимирязева.
Он переводил и редактировал статьи и книги выдающихся зарубежных ученых, ведь Тимирязев в совершенстве владел многими европейскими языками. К его рекомендациям прислушивались все передовые издатели России, зная, что слово и имя Тимирязева гарантируют успех на книжном рынке. К нему, как к крупнейшему и высшему научному авторитету, обращались издатели специальных сборников, энциклопедий.
Но в далекой России ему твердо и спокойно возразили: — Томсон ошибся. Кислородного голода на Земле не будет! У профессора ботаники из Московского университета Климента Аркадьевича Тимирязева было свое мнение.
Тимирязев основательно проследил расчеты и выводы Томсона и доказал, что тот заблуждается. Позднее в пе- чатной статье Томсон признал свою ошибку. Никакое израсходование кис- лорода человечеству не грозит, потому что его запасы в воздухе постоянно пополняются за счет растений. Зеленый лист, поглощая углекислый газ, спасет человека и весь животный мир от его вредного воздействия. А раз так, то человеку надо бережнее относиться к природе, охранять леса и рощи.
Тимирязев выяснил, что зеленые листья на свету, то есть когда на них падает солнечный свет, усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют в атмосферу кислород. Это явление ученый назвал фотосинтезом.
Он установил, что в листьях растений содержится особое вещество — хлорофилл, которое окрашивает их в зеленый цвет. Хлорофилл поглощает энергию солнечных лучей. С помощью этой энергии зеленое растение создает из углекислого газа и воды сложные вещества — углеводы. Они нужны самому растению и тем, кто питается растениями, — животным и людям. Так Тимирязев доказал, что все живое обязано своим существованием солнечному свету, а зеленый лист — «кладовая» солнечной энергии.
Тимирязев тесно увязал свою научную деятельность с практикой, запросами сельского хозяйства. Он настойчиво ратовал за разумное применение минеральных удобрений, создание опытных станций и другие мероприятия, необходимые для подъема отечественной агрономии.
Не только научными открытиями прославился Тимирязев. Он поставил перед собой задачу, о которой сказал так: «Работать для науки и писать для народа, то есть популярно...» Популя- ризацию научных знаний он рассма- тривал как путь, на котором соединя- ются наука и демократия. Свои знаме- нитые книги о результатах научных исследований Тимирязев писал так, что они понятны каждому. Его про- славленная книга «Жизнь растения» (1878) — образец того, как увлекательно и просто можно писать о науке. Она выдержала десятки изданий на русском и иностранном языках. Доступное и увлекательное изложение современных проблем естествознания характерно и для других произведений Тимирязева.
Он переводил и редактировал статьи и книги выдающихся зарубежных ученых, ведь Тимирязев в совершенстве владел многими европейскими языками. К его рекомендациям прислушивались все передовые издатели России, зная, что слово и имя Тимирязева гарантируют успех на книжном рынке. К нему, как к крупнейшему и высшему научному авторитету, обращались издатели специальных сборников, энциклопедий.
Среди многочисленных родственников наших домашних кошек есть и такие, которые ударом лапы убивают лошадь, делают пятиметровые прыжки, прекрасно плавают, а чтобы насытиться, им нужно 30—50 кг мяса. Вы, наверное, уже догадались, что речь идет о тиграх.
Они живут в Азии. Там по берегам рек, в густых зарослях часто слышны их грозные голоса. Но увидеть тигра нелегко: благодаря своей полосатой окраске он не виден даже вблизи — заросли хорошо скрывают его. К тому же он предпочитает охотиться после захода солнца. Тигр — прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен подолгу преследовать добычу. Однако обычно он нападает из засады. Тот, кого подкарауливает хищник, редко уходит от его могучих клыков. Любимая добыча тигра—олени, дикие свиньи, антилопы. Нападает он и на домашних животных. Если же охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей и даже саранчу. Он может подолгу вообще обходиться без пищи.
Когда-то многочисленные, тигры стали довольно редкими животными: их уничтожали из-за красивого ценного меха и как опасных хищников. Сейчас охота на тигров запрещена.
Тигры легко привыкают к неволе. Во многих зоопарках можно увидеть этого хищника и убедиться, что он, и правда, похож на наших кошек.
О тиграх рассказывается в книгах: Молюков М. И., Россолимо О. Л. Звери Красной книги СССР. М.: Педагогика, 1989. Гл. «Тигр». С. 88— 97.
Надеждина Н. А. Не уходи, Аук!: Лесные сказки. М.: Дет. лит., 1983. Гл. «Как тигр извинился». С. 93—102.
Сосновский И. П. О редких животных мира. М.: Просвещение, 1987. Гл. «Тигр». С. 97—109.
Они живут в Азии. Там по берегам рек, в густых зарослях часто слышны их грозные голоса. Но увидеть тигра нелегко: благодаря своей полосатой окраске он не виден даже вблизи — заросли хорошо скрывают его. К тому же он предпочитает охотиться после захода солнца. Тигр — прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен подолгу преследовать добычу. Однако обычно он нападает из засады. Тот, кого подкарауливает хищник, редко уходит от его могучих клыков. Любимая добыча тигра—олени, дикие свиньи, антилопы. Нападает он и на домашних животных. Если же охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей и даже саранчу. Он может подолгу вообще обходиться без пищи.
Когда-то многочисленные, тигры стали довольно редкими животными: их уничтожали из-за красивого ценного меха и как опасных хищников. Сейчас охота на тигров запрещена.
Тигры легко привыкают к неволе. Во многих зоопарках можно увидеть этого хищника и убедиться, что он, и правда, похож на наших кошек.
О тиграх рассказывается в книгах: Молюков М. И., Россолимо О. Л. Звери Красной книги СССР. М.: Педагогика, 1989. Гл. «Тигр». С. 88— 97.
Надеждина Н. А. Не уходи, Аук!: Лесные сказки. М.: Дет. лит., 1983. Гл. «Как тигр извинился». С. 93—102.
Сосновский И. П. О редких животных мира. М.: Просвещение, 1987. Гл. «Тигр». С. 97—109.
Ранней весной, лишь зачернеют на южных склонах первые проталины, где- нибудь на опушке леса, на вырубке, гари или кочковатом лугу начинают токовать тетерева.
У тетерева красивое черное с синим или зеленым отливом оперение. Гур-гур-гур-гур-гур-гур-гур... Кажется, будто какие-то большие голуби собрались и стараются — кто кого переворкует. А тетерева бегают по току, крутятся, подскакивают, разза- доривают себя и соперников движениями и бормотанием. Минут 10—20 разносится в предутренней тишине это гурканье. А потом: «чу-фш-фш», «чу- фы-ы». На этом песня кончается. А через некоторое время все начинается снова.
Тетерки тут же, неподалеку. Сидят на кустах или кочках. И изредка квох- таньем поддерживают азарт на току. Позже разобьются птицы на пары, и в мае где-нибудь неподалеку от тока, на земле, под прикрытием кустов тетерка отложит 6—8 яиц. Иногда больше или меньше. Гнездо — ямка в земле, едва устланная травинками и перышками.
Насиживает яйца и растит птенцов тетерка одна. Через три-четыре недели в гнезде уже появляются тетеревята. На первых порах они питаются жуками, муравьями, личинками. Потом переходят на растительный рацион. Взрослые тетерева — растительноядные птицы. Ягоды, листики, почки, можжевеловые шишечки, цветы, семена трав — основное их пропитание.
Пока птенцы не умеют летать, мать заботливо их укрывает в зарослях трав, а в случае опасности самоотверженно выскакивает навстречу врагу, стараясь хитростью или короткими перелетами отвести его от выводка. Но лишь минует опасность, взмывает из-под самого носа врага и возвращается к тетеревятам.
До осени пестует тетерка выводок. А зимой тетерева сбиваются в стаи. В это время их часто можно увидеть на дереве. А вообще это наземные птицы. Хотя и летают хорошо. Привычки наземного обитателя они сохраняют и зимой. Хоть кормятся на деревьях, ночь проводят обязательно на земле. С лета или с дерева ныряют в сугроб, проделывают в нем пещерки и там ночуют. А в метели и сильные морозы остаются под снегом даже на несколько дней.
Тетерев — промысловая птица. На него охотятся везде, где он водится: в лесах и лесостепных районах Европы и Азии. Пока еще водится...
О тетереве рассказывается в книге: Бабенко В. Г., Кузнецов А. А. Птицы Красной книги СССР. М.: Педагогика, 1986. Гл. «Кавказский тетерев». С. 74— 76.
У тетерева красивое черное с синим или зеленым отливом оперение. Гур-гур-гур-гур-гур-гур-гур... Кажется, будто какие-то большие голуби собрались и стараются — кто кого переворкует. А тетерева бегают по току, крутятся, подскакивают, разза- доривают себя и соперников движениями и бормотанием. Минут 10—20 разносится в предутренней тишине это гурканье. А потом: «чу-фш-фш», «чу- фы-ы». На этом песня кончается. А через некоторое время все начинается снова.
Тетерки тут же, неподалеку. Сидят на кустах или кочках. И изредка квох- таньем поддерживают азарт на току. Позже разобьются птицы на пары, и в мае где-нибудь неподалеку от тока, на земле, под прикрытием кустов тетерка отложит 6—8 яиц. Иногда больше или меньше. Гнездо — ямка в земле, едва устланная травинками и перышками.
Насиживает яйца и растит птенцов тетерка одна. Через три-четыре недели в гнезде уже появляются тетеревята. На первых порах они питаются жуками, муравьями, личинками. Потом переходят на растительный рацион. Взрослые тетерева — растительноядные птицы. Ягоды, листики, почки, можжевеловые шишечки, цветы, семена трав — основное их пропитание.
Пока птенцы не умеют летать, мать заботливо их укрывает в зарослях трав, а в случае опасности самоотверженно выскакивает навстречу врагу, стараясь хитростью или короткими перелетами отвести его от выводка. Но лишь минует опасность, взмывает из-под самого носа врага и возвращается к тетеревятам.
До осени пестует тетерка выводок. А зимой тетерева сбиваются в стаи. В это время их часто можно увидеть на дереве. А вообще это наземные птицы. Хотя и летают хорошо. Привычки наземного обитателя они сохраняют и зимой. Хоть кормятся на деревьях, ночь проводят обязательно на земле. С лета или с дерева ныряют в сугроб, проделывают в нем пещерки и там ночуют. А в метели и сильные морозы остаются под снегом даже на несколько дней.
Тетерев — промысловая птица. На него охотятся везде, где он водится: в лесах и лесостепных районах Европы и Азии. Пока еще водится...
О тетереве рассказывается в книге: Бабенко В. Г., Кузнецов А. А. Птицы Красной книги СССР. М.: Педагогика, 1986. Гл. «Кавказский тетерев». С. 74— 76.
Если вы бывали в зоопарке, то, конечно, видели террариум — помещение, где живут змеи или черепахи. Там и земля, и маленький бассейн с водой, и камни, и даже растения. В террариумах стараются создать такие условия, к которым животные привыкли на воле.
Животные, которых помещают в террариум, не имеют постоянной тем- пературы тела, а многие вообще могут жить только в тепле. Поэтому в террариуме постоянно поддерживают нужную температуру.
Террариумы бывают огромные, в них живут, например, удавы или вараны. Маленькие террариумы удобны для лягушек или ящериц.
Маленький террариум вы можете сделать сами. Для этого подойдет и прохудившийся аквариум, и стеклянная банка.
Удобнее, конечно, старый аквариум. Насыпьте туда земли, поставьте посудину для воды (только вройте ее в землю, чтобы не торчали края), поло- жите камешки, мох. Не забывайте менять воду. Ящерицы, лягушки, ужи, жерлянки, тритоны, квакши будут чувствовать себя там прекрасно.
Если в террариуме все стенки сте- клянные, закрывать его сверху нельзя: животные задохнутся. Но и оставлять его открытым не стоит: некоторые обитатели террариума способны лазать даже по гладким стенкам. Поэтому стеклянный террариум прикрывайте сверху сеткой.
В пасмурные и холодные дни обитатели террариума могут стать вялыми или вовсе «заснуть». В такие дни можно устроить обогреватель (лампу) и создать в террариуме нужную температуру.
О животных террариума читайте в книгах: Наши питомцы: Альбом. М.: Лесная промышленность, 1987. Гл. «Террариум и его обитатели». С. 47—53.
Сосновский И. П. О редких животных мира. М.: Просвещение, 1987.
Животные, которых помещают в террариум, не имеют постоянной тем- пературы тела, а многие вообще могут жить только в тепле. Поэтому в террариуме постоянно поддерживают нужную температуру.
Террариумы бывают огромные, в них живут, например, удавы или вараны. Маленькие террариумы удобны для лягушек или ящериц.
Маленький террариум вы можете сделать сами. Для этого подойдет и прохудившийся аквариум, и стеклянная банка.
Удобнее, конечно, старый аквариум. Насыпьте туда земли, поставьте посудину для воды (только вройте ее в землю, чтобы не торчали края), поло- жите камешки, мох. Не забывайте менять воду. Ящерицы, лягушки, ужи, жерлянки, тритоны, квакши будут чувствовать себя там прекрасно.
Если в террариуме все стенки сте- клянные, закрывать его сверху нельзя: животные задохнутся. Но и оставлять его открытым не стоит: некоторые обитатели террариума способны лазать даже по гладким стенкам. Поэтому стеклянный террариум прикрывайте сверху сеткой.
В пасмурные и холодные дни обитатели террариума могут стать вялыми или вовсе «заснуть». В такие дни можно устроить обогреватель (лампу) и создать в террариуме нужную температуру.
О животных террариума читайте в книгах: Наши питомцы: Альбом. М.: Лесная промышленность, 1987. Гл. «Террариум и его обитатели». С. 47—53.
Сосновский И. П. О редких животных мира. М.: Просвещение, 1987.
Нашествие термитов, особенно для жителей тропических стран, — насто- ящее стихийное бедствие. В тропиках термитов называют белыми муравьями за цвет и за то, что термиты, подобно муравьям, живут большими общинами в гнездах, которые строят тоже сообща. Но относить их к муравьям ни в коем случае нельзя. Термиты ближе к тараканам, а по образу жизни не похожи ни на кого.
Существует много видов термитов. У одних видов в гнезде несколько сотен насекомых, у других — сотни тысяч и даже миллионы. У разных видов — различные постройки: и подземные, и надземные. Надземные постройки бывают различной формы — в виде цилиндра и шара, пирамиды и даже гриба. Они бывают по нескольку метров высотой.
Однако в образе жизни термитов всех видов есть много общего. Население гнезда разделено на касты: самка и самец — продолжатели рода; термиты- «рабочие» добывают корм, чистят жилище, ухаживают за потомством, кормят других термитов; наконец, «солдаты» — насекомые с крепкими челюстями — защищают термитник от врагов, несут караульную службу у всех входов в гнездо. При малейшей опасности они подают звуковой сигнал, в ответ на который из глубины термитника раздается громкое шуршание, слышное иногда за несколько метров. Если это не пугает врага, «солдаты» смело бросаются в бой.
В «мирное» время термиты заняты добыванием пищи или выкармливанием потомства — ведь самка некоторых видов откладывает до 10 млн. яичек в год, так что работы всем хватает. Термиты очень прожорливы. Основная их пища растительная, но они поедают и многое другое. В частности, термиты любят обработанную древесину: доски, балки, столбы, шпалы. Проделывая небольшие отверстия, термиты проникают в глубь дерева и съедают его изнутри, в то время как наружные стенки предметов остаются нетронутыми. И в один прекрасный день, казалось бы, прочный дом неожиданно превращается в груду трухи и щепок. Если же термитов появляется много, они уничтожают деревни, нападают на сады и плантации.
Несколько видов термитов живут в Средней Азии, в Молдове и на юге Украины. И хоть они не так многочи- сленны и прожорливы, как их тропи- ческие родственники, но тоже приносят немалый вред.
Существует много видов термитов. У одних видов в гнезде несколько сотен насекомых, у других — сотни тысяч и даже миллионы. У разных видов — различные постройки: и подземные, и надземные. Надземные постройки бывают различной формы — в виде цилиндра и шара, пирамиды и даже гриба. Они бывают по нескольку метров высотой.
Однако в образе жизни термитов всех видов есть много общего. Население гнезда разделено на касты: самка и самец — продолжатели рода; термиты- «рабочие» добывают корм, чистят жилище, ухаживают за потомством, кормят других термитов; наконец, «солдаты» — насекомые с крепкими челюстями — защищают термитник от врагов, несут караульную службу у всех входов в гнездо. При малейшей опасности они подают звуковой сигнал, в ответ на который из глубины термитника раздается громкое шуршание, слышное иногда за несколько метров. Если это не пугает врага, «солдаты» смело бросаются в бой.
В «мирное» время термиты заняты добыванием пищи или выкармливанием потомства — ведь самка некоторых видов откладывает до 10 млн. яичек в год, так что работы всем хватает. Термиты очень прожорливы. Основная их пища растительная, но они поедают и многое другое. В частности, термиты любят обработанную древесину: доски, балки, столбы, шпалы. Проделывая небольшие отверстия, термиты проникают в глубь дерева и съедают его изнутри, в то время как наружные стенки предметов остаются нетронутыми. И в один прекрасный день, казалось бы, прочный дом неожиданно превращается в груду трухи и щепок. Если же термитов появляется много, они уничтожают деревни, нападают на сады и плантации.
Несколько видов термитов живут в Средней Азии, в Молдове и на юге Украины. И хоть они не так многочи- сленны и прожорливы, как их тропи- ческие родственники, но тоже приносят немалый вред.
Теплица — это дом с прозрачными стенами и крышей, в котором круглый год можно выращивать растения.
Зима, на полях лежит снег, а в теплице вовсю растут огурцы, зреют помидоры, цветут гвоздики. Через крышу и стены проникает необходимый растениям свет. Если же его не хватает, особенно в короткие зимние дни, то зажигаются мощные электрические лампы. По трубам в теплицу для ее обогрева подаются горячие вода или пар, идет теплая вода для полива растений. Свежий воздух поступает через форточки или фрамуги на крыше.
Растения в теплице растут на почвенных смесях, а там, где почву не применяют, к корням растений подают питательный раствор.
У нас, преимущественно вблизи больших городов, созданы крупные тепличные хозяйства: теплицы занимают десятки гектаров и снабжают жителей свежими овощами и цветами. Здесь выращивают огурцы, помидоры, зеленый лук, салат, редис, укроп, зелень сельдерея и петрушки, а также цветы, рассаду сельскохозяйственных растений. За год удается получить несколько урожаев.
В теплицах сохраняют и размножают многие теплолюбивые растения, например пальмы, лавры, кактусы, орхидеи, ведут научную работу.
Теплицы бывают разные. Одни — это большие ангары с двускатной крышей. Их так и называют — ангарные. Другие состоят из сравнительно небольших домиков, как бы приставленных один к другому, но без внутренних перегородок. Это блочные теплицы. Стены и крыши стеклянные. Если же в теплицах выращивают растения только весной и летом, то вместо стекла их можно покрывать светопрозрачной пленкой.
Современные тепличные хозяйства — это настоящие промышленные предприятия. Ведь в теплицах все делают машины и механизмы. Они обрабатывают почву, высевают семена, высаживают рассаду, подкармливают растения. Автоматы поддерживают в теплицах нужные температуру и влажность воздуха, вовремя включают и выключают освещение, поливочные агрегаты, открывают и закрывают форточки.
О выращивании растений в теплице рассказывается в книге: Онегов А. С. Школа юннатов: Твой огород. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «За- щищенный грунт». С. 272—282.
Зима, на полях лежит снег, а в теплице вовсю растут огурцы, зреют помидоры, цветут гвоздики. Через крышу и стены проникает необходимый растениям свет. Если же его не хватает, особенно в короткие зимние дни, то зажигаются мощные электрические лампы. По трубам в теплицу для ее обогрева подаются горячие вода или пар, идет теплая вода для полива растений. Свежий воздух поступает через форточки или фрамуги на крыше.
Растения в теплице растут на почвенных смесях, а там, где почву не применяют, к корням растений подают питательный раствор.
У нас, преимущественно вблизи больших городов, созданы крупные тепличные хозяйства: теплицы занимают десятки гектаров и снабжают жителей свежими овощами и цветами. Здесь выращивают огурцы, помидоры, зеленый лук, салат, редис, укроп, зелень сельдерея и петрушки, а также цветы, рассаду сельскохозяйственных растений. За год удается получить несколько урожаев.
В теплицах сохраняют и размножают многие теплолюбивые растения, например пальмы, лавры, кактусы, орхидеи, ведут научную работу.
Теплицы бывают разные. Одни — это большие ангары с двускатной крышей. Их так и называют — ангарные. Другие состоят из сравнительно небольших домиков, как бы приставленных один к другому, но без внутренних перегородок. Это блочные теплицы. Стены и крыши стеклянные. Если же в теплицах выращивают растения только весной и летом, то вместо стекла их можно покрывать светопрозрачной пленкой.
Современные тепличные хозяйства — это настоящие промышленные предприятия. Ведь в теплицах все делают машины и механизмы. Они обрабатывают почву, высевают семена, высаживают рассаду, подкармливают растения. Автоматы поддерживают в теплицах нужные температуру и влажность воздуха, вовремя включают и выключают освещение, поливочные агрегаты, открывают и закрывают форточки.
О выращивании растений в теплице рассказывается в книге: Онегов А. С. Школа юннатов: Твой огород. М.: Дет. лит., 1986. Гл. «За- щищенный грунт». С. 272—282.
Еще в средние века во Франции и других европейских странах играли в небольшой мяч, который перебрасывали через сетку ладонью, а с начала 16 в. — ракеткой.
Современный теннис возник в Великобритании в конце 19 в. Эту игру называли «лаун-теннис» («лаун» — по- английски «газон», «лужайка»). Первые правила появились в 1875 г., который считается годом рождения этой игры.
В теннис можно играть как на воздухе, так и в помещении. Место действия — корт. Это прямоугольник из твердого или травяного покрытия длиной 23,77 ми шириной 8,23 м. Разделяется корт на две равные половины сеткой высотой 91 см. На расстоянии 6,40 м по обе стороны сетки проводят параллельные ей линии подачи. Линии, проведенные через середину площадок подачи, ограничи- вают, в свою очередь, 4 площадки подачи — по две на каждой стороне.
Арена для парной игры по сравнению с площадкой для одиночной игры расширяется в обе стороны на 1,37 м. Начинать играть в теннис можно на площадках меньших размеров.
Для игры нужны резиновый теннисный мяч и ракетки с сеткой из толстой лески. Вес ракетки точно определен: для взрослых — 340—400 г, для юных теннисистов — 255—340 г.
Надо послать мяч через сетку так, чтобы соперник не мог вернуть его обратно. При подаче игрок становится попеременно позади правой или левой половины поля. Он подбрасывает мяч в воздух и ударяет по нему, стараясь попасть на противоположное поле. Если мяч не достигнет цели или коснется сетки, это считается ошибкой. При повторной неточности подающему засчитывается проигрыш подачи. Если подача удачна, игра продолжается до первой ошибки. Причем мяч может касаться сетки.
Встреча состоит из 3 или 5 партий (сетов). Каждая включает как минимум 6 игр (геймов). Победитель обязан выиграть 6 геймов и иметь перевес над соперником в 2 гейма. После каждой игры меняется подача: принимающий становится подающим. После каждой нечетной игры (1-й и 3-й) спортсмены меняются полями.
За выигрыш первого и второго мяча начисляется 15, а за третий —10 очков. Выигрыш четвертого мяча приносит победу. Столь необычный подсчет имеет давнюю историю: когда-то игроки за проигрыш мяча платили мелкую монету в 15 или 10 су. Теннис — сложная и подвижная игра. Здесь требуется и быстрота реакции, и сила, и выносливость, и расчет! За один матч теннисисту приходится пробегать чуть ли не марафонскую дистанцию —до 40 км.
Детям более доступен другой вид тенниса — настольный теннис. Его родина — Восточная Азия, а в Европе первыми играть в него начали англичане в конце 19 в. Новую игру называли пинг-понг за характерные звуки при ударах мяча о деревянные ракетки и стол.
Играют в настольный теннис два спортсмена (одиночная игра) или четверо (парная игра). Розыгрыш очка начинается с подачи. Проигрывает тот, кто первым пошлет мяч за пределы стола или в сетку.
Как и в большом теннисе, встреча состоит из 3 или 5 партий. Продолжается каждая до тех пор, пока кто-то из соперников не наберет 21 очко, однако перевес должен быть не менее чем в два очка. При счете, скажем, 21:20 партия продолжается до преимущества в два очка.
Кому начинать — определяют по жребию. Через каждые 5 очков пода- ющий становится принимающим, и наоборот. Меняется и очередность подачи. В решающей партии такая смена происходит и тогда, когда кто-то из играющих наберет 10 очков.
Размеры стола: 274,3x152,5 см, высота от пола — 76 см. Игровая поверхность стола окаймляется белыми линиями шириной 2 см. По центру проводится белая линия, необходимая для парных встреч. Посередине стола устанавливается сетка размером 183х15,25 см.
Мяч для игры из матово-белого целлулоида или пластика должен быть прочным, его вес —2,5 г. У ракеток ровные поверхности с резиновыми накладками.
Итак, вам нравится теннис? Тогда берите в руки ракетку и — за дело! Прочтите: Белиц-Гейман С. П. Теннис. М.: Педагогика, 1988.
Барчукова Г. А. Настольный теннис. М.: Физкультура и спорт, 1990.
Современный теннис возник в Великобритании в конце 19 в. Эту игру называли «лаун-теннис» («лаун» — по- английски «газон», «лужайка»). Первые правила появились в 1875 г., который считается годом рождения этой игры.
В теннис можно играть как на воздухе, так и в помещении. Место действия — корт. Это прямоугольник из твердого или травяного покрытия длиной 23,77 ми шириной 8,23 м. Разделяется корт на две равные половины сеткой высотой 91 см. На расстоянии 6,40 м по обе стороны сетки проводят параллельные ей линии подачи. Линии, проведенные через середину площадок подачи, ограничи- вают, в свою очередь, 4 площадки подачи — по две на каждой стороне.
Арена для парной игры по сравнению с площадкой для одиночной игры расширяется в обе стороны на 1,37 м. Начинать играть в теннис можно на площадках меньших размеров.
Для игры нужны резиновый теннисный мяч и ракетки с сеткой из толстой лески. Вес ракетки точно определен: для взрослых — 340—400 г, для юных теннисистов — 255—340 г.
Надо послать мяч через сетку так, чтобы соперник не мог вернуть его обратно. При подаче игрок становится попеременно позади правой или левой половины поля. Он подбрасывает мяч в воздух и ударяет по нему, стараясь попасть на противоположное поле. Если мяч не достигнет цели или коснется сетки, это считается ошибкой. При повторной неточности подающему засчитывается проигрыш подачи. Если подача удачна, игра продолжается до первой ошибки. Причем мяч может касаться сетки.
Встреча состоит из 3 или 5 партий (сетов). Каждая включает как минимум 6 игр (геймов). Победитель обязан выиграть 6 геймов и иметь перевес над соперником в 2 гейма. После каждой игры меняется подача: принимающий становится подающим. После каждой нечетной игры (1-й и 3-й) спортсмены меняются полями.
За выигрыш первого и второго мяча начисляется 15, а за третий —10 очков. Выигрыш четвертого мяча приносит победу. Столь необычный подсчет имеет давнюю историю: когда-то игроки за проигрыш мяча платили мелкую монету в 15 или 10 су. Теннис — сложная и подвижная игра. Здесь требуется и быстрота реакции, и сила, и выносливость, и расчет! За один матч теннисисту приходится пробегать чуть ли не марафонскую дистанцию —до 40 км.
Детям более доступен другой вид тенниса — настольный теннис. Его родина — Восточная Азия, а в Европе первыми играть в него начали англичане в конце 19 в. Новую игру называли пинг-понг за характерные звуки при ударах мяча о деревянные ракетки и стол.
Играют в настольный теннис два спортсмена (одиночная игра) или четверо (парная игра). Розыгрыш очка начинается с подачи. Проигрывает тот, кто первым пошлет мяч за пределы стола или в сетку.
Как и в большом теннисе, встреча состоит из 3 или 5 партий. Продолжается каждая до тех пор, пока кто-то из соперников не наберет 21 очко, однако перевес должен быть не менее чем в два очка. При счете, скажем, 21:20 партия продолжается до преимущества в два очка.
Кому начинать — определяют по жребию. Через каждые 5 очков пода- ющий становится принимающим, и наоборот. Меняется и очередность подачи. В решающей партии такая смена происходит и тогда, когда кто-то из играющих наберет 10 очков.
Размеры стола: 274,3x152,5 см, высота от пола — 76 см. Игровая поверхность стола окаймляется белыми линиями шириной 2 см. По центру проводится белая линия, необходимая для парных встреч. Посередине стола устанавливается сетка размером 183х15,25 см.
Мяч для игры из матово-белого целлулоида или пластика должен быть прочным, его вес —2,5 г. У ракеток ровные поверхности с резиновыми накладками.
Итак, вам нравится теннис? Тогда берите в руки ракетку и — за дело! Прочтите: Белиц-Гейман С. П. Теннис. М.: Педагогика, 1988.
Барчукова Г. А. Настольный теннис. М.: Физкультура и спорт, 1990.
Чтобы передавать речь и другие звуки на любые расстояния, американский профессор, преподаватель школы глухонемых А. Г. Белл в 1876 г. изобрел специальное устройство — телефон. На одном конце линии связи — в микрофоне — звуковые волны превращаются в колебания электрического тока. По паре медных проводов эти колебания, почти не ослабевая, проходят на далекое расстояние. На другом конце линии — в телефоне — колебания электрического тока вновь превращаются в звуковые.
Для того чтобы вести беседу, нужно иметь на каждом конце линии связи и микрофон, и телефон. Устройство, объединяющее микрофон и телефон, мы называем просто телефонной трубкой.
Вот вы снимаете с рычага телефонного аппарата трубку, прикладываете ее к уху и говорите. Говорите вы в микрофон, внутри которого находится плоская коробочка с угольным порошком. Эта коробочка закрыта металлической пластинкой - мембраной. Когда вы говорите, то звуковые волны попадают на мембрану. В зависимости от силы звука мембрана сильнее или слабее давит на угольный порошок. Через него от батареи в линию связи проходит электрический ток. Чем силь- нее давит мембрана на порошок, тем лучше он пропускает через себя ток. Поэтому при разговоре сила тока в линии непрерывно меняется и на другой конец линии поступают электрические колебания, величина которых меняется в такт речи. Оказавшись на другом конце линии, электрические колебания вновь превращаются в звуковые. Это чудесное превращение совершается при помощи электромагнита. Если вы не знаете, что это такое, прочитайте рассказ «Реле». Когда электрические колебания, поступающие из линии связи, проходят через электромагнит, он то сильнее, то слабее притягивает мембрану. Движения мембраны передаются воздуху, так возникают воздушные волны, которые воспринимаются человеческим ухом как звук.
У телефонных аппаратов кроме телефонной трубки есть еще диск или кнопки (тастатура), чтобы набирать номер телефона, а также звонок.
Все телефонные аппараты через линии связи присоединены к автоматическим телефонным станциям — АТС. На АТС очень много сложных устройств, которые соединяют друг с другом линии от разных аппаратов.
А если нужно позвонить в другой город? Для этого построены междугородные линии связи. Но в пути электрические колебания, проходя большие расстояния, ослабевают. Приходится их усиливать специальными усилителями.
Прочтите: Ивич А. Приключения изобретений. М.: Дет. лит., 1990. Гл. «Телефон и фонограф». С. 161—163.
Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 177—183.
Для того чтобы вести беседу, нужно иметь на каждом конце линии связи и микрофон, и телефон. Устройство, объединяющее микрофон и телефон, мы называем просто телефонной трубкой.
Вот вы снимаете с рычага телефонного аппарата трубку, прикладываете ее к уху и говорите. Говорите вы в микрофон, внутри которого находится плоская коробочка с угольным порошком. Эта коробочка закрыта металлической пластинкой - мембраной. Когда вы говорите, то звуковые волны попадают на мембрану. В зависимости от силы звука мембрана сильнее или слабее давит на угольный порошок. Через него от батареи в линию связи проходит электрический ток. Чем силь- нее давит мембрана на порошок, тем лучше он пропускает через себя ток. Поэтому при разговоре сила тока в линии непрерывно меняется и на другой конец линии поступают электрические колебания, величина которых меняется в такт речи. Оказавшись на другом конце линии, электрические колебания вновь превращаются в звуковые. Это чудесное превращение совершается при помощи электромагнита. Если вы не знаете, что это такое, прочитайте рассказ «Реле». Когда электрические колебания, поступающие из линии связи, проходят через электромагнит, он то сильнее, то слабее притягивает мембрану. Движения мембраны передаются воздуху, так возникают воздушные волны, которые воспринимаются человеческим ухом как звук.
У телефонных аппаратов кроме телефонной трубки есть еще диск или кнопки (тастатура), чтобы набирать номер телефона, а также звонок.
Все телефонные аппараты через линии связи присоединены к автоматическим телефонным станциям — АТС. На АТС очень много сложных устройств, которые соединяют друг с другом линии от разных аппаратов.
А если нужно позвонить в другой город? Для этого построены междугородные линии связи. Но в пути электрические колебания, проходя большие расстояния, ослабевают. Приходится их усиливать специальными усилителями.
Прочтите: Ивич А. Приключения изобретений. М.: Дет. лит., 1990. Гл. «Телефон и фонограф». С. 161—163.
Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 177—183.
В самом начале 17 в. в Голландии шлифовальщики стекол изобрели зрительную трубу. Очень быстро слухи о чудесной трубе дошли до итальянского города Падуи. Там жил в то время знаменитый ученый — физик, математик и астроном Галилео Галилей. Он сразу понял: астрономам такая труба очень нужна. И на ее основе изготовил прибор, получивший название телескопа. Это было в 1609 г.
Устройство оказалось несложным. Тонкое выпуклое с двух сторон стекло (линза) большого диаметра — объектив — вставлялось в дальний, обращенный к наблюдаемому предмету конец металлической или деревянной трубки. Маленькая толстая линза — окуляр — вставлялась в отверстие трубки со стороны глаза. Чтобы линзы правильно взаимодействовали и прибор годился для любого зрения, трубку делали раз- движной. Удаляя окуляр от объектива или сближая их, наблюдатель находил такое расстояние между стеклами, при котором изображение получалось наиболее крупным и четким.
Первый телескоп Галилея увеличивал всего лишь в 3 раза. Но словно пелена спала с глаз ученого! Множество новых звезд, таких ярких, какими их не видел еще ни один человек, открылись его взору.
В конце концов Галилею удалось построить телескоп, который увели- чивал уже в 32 раза. С его помощью ученый сделал много удивительных открытий на Луне, Солнце и планетах.
Ученые разных стран И. Кеплер, И. Ньютон, М. В. Ломоносов и многие другие работали над усовершен- ствованием телескопа. В 1668 г. анг- лийский ученый И. Ньютон изобрел телескоп с вогнутым зеркалом, которое заменяет линзу объектива, — телескоп- рефлектор.
Размеры телескопа росли. Взор человека все дальше проникал в беспредельные глубины Вселенной. И наконец оказалось, что увеличивать оптические телескопы больше нельзя — линзы и зеркала изменяли форму от собственной тяжести, чересчур длинные трубы провисали между опорами, делались неуправляемыми.
На сегодня самый большой в мире американский телескоп-рефрактор имеет трубу длиной 21 м и объектив диаметром 102 см. Он увеличивает в 330 тыс. раз. Поперечник зеркала в самом большом телескопе-рефлекторе — 6 м. Это телескоп Российской академии наук, который находится на Северном Кавказе, в горах, на высоте 2100 м.
С середины прошлого века телескопы начали оснащать разными дополнительными приборами для фотографирования звезд, определения их цвета, яркости, смещения и химического состава. Ученые научились вычислять температуру, величину и массу далеких звезд и находить расстояния от них до Земли. Вся эта работа ведется в астрономических обсерваториях. Купол башни может вращаться. Если направить установленный в куполе телескоп на избранную вами звезду, «завести» на нее часовые механизмы следящей системы, то телескоп сам будет следовать за звездой, куда бы она ни сместилась. Его приборы автоматически запечатлеют на фотопленках все, что с ней происходит.
Но и это еще не все. Вот уже несколько десятилетий, как на территории астрономических обсерваторий стали сооружать огромные решетчатые антенны. Это радиотелескопы. Днем и ночью следят они за разнообразными электромагнитными излучениями, доходящими к нам из космического пространства. С их помощью ученые изучают строение и развитие не только отдельных звезд, но и целых звездных миров.
Прочитайте книги: Энциклопедический словарь юного астронома. М.: Педагогика, 1986.
Сухорукова А. Э. Пароль — БТА. Л.: Дет. лит., 1988.
Устройство оказалось несложным. Тонкое выпуклое с двух сторон стекло (линза) большого диаметра — объектив — вставлялось в дальний, обращенный к наблюдаемому предмету конец металлической или деревянной трубки. Маленькая толстая линза — окуляр — вставлялась в отверстие трубки со стороны глаза. Чтобы линзы правильно взаимодействовали и прибор годился для любого зрения, трубку делали раз- движной. Удаляя окуляр от объектива или сближая их, наблюдатель находил такое расстояние между стеклами, при котором изображение получалось наиболее крупным и четким.
Первый телескоп Галилея увеличивал всего лишь в 3 раза. Но словно пелена спала с глаз ученого! Множество новых звезд, таких ярких, какими их не видел еще ни один человек, открылись его взору.
В конце концов Галилею удалось построить телескоп, который увели- чивал уже в 32 раза. С его помощью ученый сделал много удивительных открытий на Луне, Солнце и планетах.
Ученые разных стран И. Кеплер, И. Ньютон, М. В. Ломоносов и многие другие работали над усовершен- ствованием телескопа. В 1668 г. анг- лийский ученый И. Ньютон изобрел телескоп с вогнутым зеркалом, которое заменяет линзу объектива, — телескоп- рефлектор.
Размеры телескопа росли. Взор человека все дальше проникал в беспредельные глубины Вселенной. И наконец оказалось, что увеличивать оптические телескопы больше нельзя — линзы и зеркала изменяли форму от собственной тяжести, чересчур длинные трубы провисали между опорами, делались неуправляемыми.
На сегодня самый большой в мире американский телескоп-рефрактор имеет трубу длиной 21 м и объектив диаметром 102 см. Он увеличивает в 330 тыс. раз. Поперечник зеркала в самом большом телескопе-рефлекторе — 6 м. Это телескоп Российской академии наук, который находится на Северном Кавказе, в горах, на высоте 2100 м.
С середины прошлого века телескопы начали оснащать разными дополнительными приборами для фотографирования звезд, определения их цвета, яркости, смещения и химического состава. Ученые научились вычислять температуру, величину и массу далеких звезд и находить расстояния от них до Земли. Вся эта работа ведется в астрономических обсерваториях. Купол башни может вращаться. Если направить установленный в куполе телескоп на избранную вами звезду, «завести» на нее часовые механизмы следящей системы, то телескоп сам будет следовать за звездой, куда бы она ни сместилась. Его приборы автоматически запечатлеют на фотопленках все, что с ней происходит.
Но и это еще не все. Вот уже несколько десятилетий, как на территории астрономических обсерваторий стали сооружать огромные решетчатые антенны. Это радиотелескопы. Днем и ночью следят они за разнообразными электромагнитными излучениями, доходящими к нам из космического пространства. С их помощью ученые изучают строение и развитие не только отдельных звезд, но и целых звездных миров.
Прочитайте книги: Энциклопедический словарь юного астронома. М.: Педагогика, 1986.
Сухорукова А. Э. Пароль — БТА. Л.: Дет. лит., 1988.
Слово «телеграф» образовано из двух греческих слов: «теле» — «далеко» и «графе» — «пищу». Значит, телеграф — это устройство, с помощью которого передают письменные сообщения на далекие расстояния.
Первое практически пригодное устройство для электрической теле- графной связи разработал в России П. Л. Шиллинг в 1832 г.
Один из первых электрических телеграфных аппаратов изобрел аме- риканец Сэмюэл Морзе в 1837 г.
Для своего телеграфа Морзе придумал специальную азбуку. Буквы в этой азбуке заменяются точками и тире. Например: буква А — это точка и тире, буква Б — тире и три точки, буква В — точка, тире, две точки и так далее. По имени изобретателя она была названа азбукой Морзе. Аппарат Морзе давно уже заменили современные буквопечатающие аппараты — телетайпы, а азбука Морзе все еще нужна людям. Сигнал бедствия на море до сих пор передают азбукой Морзе. Три точки, три тире, три точки — SOS — этот сигнал знают все люди на Земле.
В аппарате Морзе точки и тире передаются с помощью телеграфного ключа. Если нажать на ключ, то в линию из электрической батареи пойдет ток. На другом конце линии электрический ток достигнет электромагнита (о нем вы можете прочитать в рассказе «Реле»). Когда ток проходит через электромагнит, он притягивает к себе рычаг, на конце которого прикреплено колесико. Оно погружено в жидкую краску. Телеграфист нажал на ключ, и по линии пошел ток, а колесико оставило след на ленте. Если нажать на ключ и быстро отпустить его, получится точка, если задержать немного — тире. В середине прошлого века русский ученый Б. С. Якоби изобрел телеграфный аппарат, который печатал на листе бумаги сразу буквы. Но только в нашем веке буквопечатающие аппараты — телетайпы — стали работать на почтамтах, в редакциях крупных газет.
У телетайпа нет ключа, но есть кла- виатура, такая же, как у пишущей машинки. Телеграфист на передающем аппарате печатает текст сообщения. А на другом конце линии приемный аппарат «расшифровывает» электрические сигналы, заставляя печатающий механизм печатать на ру- лоне бумаги или на ленте буквы и слова.
Современные телеграфные аппараты могут автоматически передавать и принимать сообщения, проверять правильность установленного соеди- нения, подключать и отключать линию передачи.
До середины нынешнего века те- леграфные аппараты оставались электромеханическими приборами. К 70-м гг. их сменили электронно- механические телеграфные аппараты. В таких аппаратах большинство устройств, как правило, делается из бесконтактных элементов. Скорость телеграфирования электронно-меха- нических телеграфных аппаратов по сравнению с электромеханическими значительно выше, да и срок службы у них больше.
Международная телеграфная сеть (ее название — телекс), оборудованная автоматическими телеграфными станциями, к началу 90-х гг. объединяла телеграфные сети около 150 стран мира.
Разновидность телеграфной связи — факсимильная, или фототелеграфная, связь, которая служит для передачи по каналам электросвязи таблиц, чертежей, схем, фотографий и воспроизведения их в виде точных копий (факсимиле). Такая факсимильная связь по телефонным сетям общего пользования называется телефаксом.
История развития телеграфа: семофорный телеграф XVIII в. ( братья Шапп), аппарат со стрелочной индукцией, аппарат Морзе, телетайп.
Первое практически пригодное устройство для электрической теле- графной связи разработал в России П. Л. Шиллинг в 1832 г.
Один из первых электрических телеграфных аппаратов изобрел аме- риканец Сэмюэл Морзе в 1837 г.
Для своего телеграфа Морзе придумал специальную азбуку. Буквы в этой азбуке заменяются точками и тире. Например: буква А — это точка и тире, буква Б — тире и три точки, буква В — точка, тире, две точки и так далее. По имени изобретателя она была названа азбукой Морзе. Аппарат Морзе давно уже заменили современные буквопечатающие аппараты — телетайпы, а азбука Морзе все еще нужна людям. Сигнал бедствия на море до сих пор передают азбукой Морзе. Три точки, три тире, три точки — SOS — этот сигнал знают все люди на Земле.
В аппарате Морзе точки и тире передаются с помощью телеграфного ключа. Если нажать на ключ, то в линию из электрической батареи пойдет ток. На другом конце линии электрический ток достигнет электромагнита (о нем вы можете прочитать в рассказе «Реле»). Когда ток проходит через электромагнит, он притягивает к себе рычаг, на конце которого прикреплено колесико. Оно погружено в жидкую краску. Телеграфист нажал на ключ, и по линии пошел ток, а колесико оставило след на ленте. Если нажать на ключ и быстро отпустить его, получится точка, если задержать немного — тире. В середине прошлого века русский ученый Б. С. Якоби изобрел телеграфный аппарат, который печатал на листе бумаги сразу буквы. Но только в нашем веке буквопечатающие аппараты — телетайпы — стали работать на почтамтах, в редакциях крупных газет.
У телетайпа нет ключа, но есть кла- виатура, такая же, как у пишущей машинки. Телеграфист на передающем аппарате печатает текст сообщения. А на другом конце линии приемный аппарат «расшифровывает» электрические сигналы, заставляя печатающий механизм печатать на ру- лоне бумаги или на ленте буквы и слова.
Современные телеграфные аппараты могут автоматически передавать и принимать сообщения, проверять правильность установленного соеди- нения, подключать и отключать линию передачи.
До середины нынешнего века те- леграфные аппараты оставались электромеханическими приборами. К 70-м гг. их сменили электронно- механические телеграфные аппараты. В таких аппаратах большинство устройств, как правило, делается из бесконтактных элементов. Скорость телеграфирования электронно-меха- нических телеграфных аппаратов по сравнению с электромеханическими значительно выше, да и срок службы у них больше.
Международная телеграфная сеть (ее название — телекс), оборудованная автоматическими телеграфными станциями, к началу 90-х гг. объединяла телеграфные сети около 150 стран мира.
Разновидность телеграфной связи — факсимильная, или фототелеграфная, связь, которая служит для передачи по каналам электросвязи таблиц, чертежей, схем, фотографий и воспроизведения их в виде точных копий (факсимиле). Такая факсимильная связь по телефонным сетям общего пользования называется телефаксом.
История развития телеграфа: семофорный телеграф XVIII в. ( братья Шапп), аппарат со стрелочной индукцией, аппарат Морзе, телетайп.
Представьте себе, что вы вошли в темную комнату, направили луч света от электрического фонарика на про- тивоположную стену и «прочертили» им почти у самого потолка световую линию слева направо. Затем вы погасили фонарик, повернули его к перво- начальной точке, зажгли и снова провели слева направо световую строку — чуть ниже первой. Проделав так много раз, вы поочередно осветите всю стену.
В телевизоре происходит примерно то же самое. Только строку на внутренней стороне экрана вычерчивает не световой, а электронный луч.
Экран кинескопа изнутри покрыт тонким слоем особого вещества — люминофора. Оно светится, если на него попадает тонкий пучок электронов. Электронный луч вызвал свечение люминофора на одном участке и переместился на соседний участок. Первый участок гаснет, а светиться начинает соседний участок. Но наш глаз не успевает всего этого заметить, потому что луч пробегает по строкам телевизионного экрана очень быстро: в каждую секунду 25 раз! Включите телевизор, когда нет телепередачи. На светящемся экране можно различить отдельные строки, прочерченные электронным лучом. Их 625.
А как на экране телевизора возникает изображение? Передают его из телестудии. В объектив телекамеры попадают лучи света, отраженные от находящихся перед телекамерой людей, предметов, и в передающей теле- визионной трубке — главной части телекамеры — превращаются в электрические сигналы изображения. А телекамера связана с радиопередат- чиком, антенна которого излучает радиоволны во все стороны от телеви- зионной башни. Так с помощью радиоволн сигналы изображения из телестудии распространяются в атмосфере Земли.
Сигналы изображения поступают в передатчик на телестудии один за дру- гим с той же скоростью, с какой в телевизоре у нас дома электронный луч обегает экран. Значит, в каждую секунду изображение, которое «видит» телекамера, передается 25 раз. Причем каждое из этих 25 изображений состоит из более чем полумиллиона электрических сигналов.
Телевизор, приняв радиоволны из телецентра, выделяет сигналы изоб- ражения и делает его снова видимым. Звук, воспринимаемый микрофоном в студии, тоже передается с помощью радиоволн, но другим передатчиком, на другой волне. Принятые телевизором сигналы изображения воздействуют на электронный луч кинескопа: слабые сигналы изображения уменьшают, а сильные — увеличивают поток электронов, попадающих на люминофор экрана. А чем больше поток электронов, тем ярче светится люминофор, и наоборот. Так на экране появляются темные и светлые точки (пятна), которые в совокупности глаза человека воспринимают как изображение.
Цветные телевизоры работают по такому же принципу. Но набор сигналов изображения у них сложнее. В их кинескопах бегут по строкам от трех разных электронных «пушек» три электронных луча. Каждый из них «высвечивает» только «свои» точки экрана через специальную маску. И люминофоры в этих точках не одинаковы по химическому составу: одни из них под действием электронного луча светятся красным светом, другие — синим, третьи — зеленым. На экране цветного телевизора одновременно «рисуются» три изображения разного цвета. Но по отдельности мы их не замечаем. Смешиваясь, красные, синие и зеленые лучи дают любые другие, и мы видим изображение в цвете.
Читайте: Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 171—176.
В телевизоре происходит примерно то же самое. Только строку на внутренней стороне экрана вычерчивает не световой, а электронный луч.
Экран кинескопа изнутри покрыт тонким слоем особого вещества — люминофора. Оно светится, если на него попадает тонкий пучок электронов. Электронный луч вызвал свечение люминофора на одном участке и переместился на соседний участок. Первый участок гаснет, а светиться начинает соседний участок. Но наш глаз не успевает всего этого заметить, потому что луч пробегает по строкам телевизионного экрана очень быстро: в каждую секунду 25 раз! Включите телевизор, когда нет телепередачи. На светящемся экране можно различить отдельные строки, прочерченные электронным лучом. Их 625.
А как на экране телевизора возникает изображение? Передают его из телестудии. В объектив телекамеры попадают лучи света, отраженные от находящихся перед телекамерой людей, предметов, и в передающей теле- визионной трубке — главной части телекамеры — превращаются в электрические сигналы изображения. А телекамера связана с радиопередат- чиком, антенна которого излучает радиоволны во все стороны от телеви- зионной башни. Так с помощью радиоволн сигналы изображения из телестудии распространяются в атмосфере Земли.
Сигналы изображения поступают в передатчик на телестудии один за дру- гим с той же скоростью, с какой в телевизоре у нас дома электронный луч обегает экран. Значит, в каждую секунду изображение, которое «видит» телекамера, передается 25 раз. Причем каждое из этих 25 изображений состоит из более чем полумиллиона электрических сигналов.
Телевизор, приняв радиоволны из телецентра, выделяет сигналы изоб- ражения и делает его снова видимым. Звук, воспринимаемый микрофоном в студии, тоже передается с помощью радиоволн, но другим передатчиком, на другой волне. Принятые телевизором сигналы изображения воздействуют на электронный луч кинескопа: слабые сигналы изображения уменьшают, а сильные — увеличивают поток электронов, попадающих на люминофор экрана. А чем больше поток электронов, тем ярче светится люминофор, и наоборот. Так на экране появляются темные и светлые точки (пятна), которые в совокупности глаза человека воспринимают как изображение.
Цветные телевизоры работают по такому же принципу. Но набор сигналов изображения у них сложнее. В их кинескопах бегут по строкам от трех разных электронных «пушек» три электронных луча. Каждый из них «высвечивает» только «свои» точки экрана через специальную маску. И люминофоры в этих точках не одинаковы по химическому составу: одни из них под действием электронного луча светятся красным светом, другие — синим, третьи — зеленым. На экране цветного телевизора одновременно «рисуются» три изображения разного цвета. Но по отдельности мы их не замечаем. Смешиваясь, красные, синие и зеленые лучи дают любые другие, и мы видим изображение в цвете.
Читайте: Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 171—176.
Театр входит в вашу жизнь еще до того, как вы впервые переступили порог зрительного зала. Вы играли сами с собой и сами для себя. Стул превращался у вас то в коня, то в самолет, то в поезд. Играя, вы могли нарисовать себе усы, нарядиться в немыслимый костюм, если надо было «изобразить» кого-то. А когда в игре участвовали ваши товарищи, то вы все вместе, сами порой того не подозревая, устраивали коллективное действо. Мальчики были то свободолюбивыми и бесстрашными индейцами, то казаками- разбойниками, то отважными солдатами. А девочки играли в куклы, в «дочки- матери». В каждой игре вы и ваши товарищи воспроизводите то, что наблюдаете в повседневной жизни, видите в кино, на телеэкране. Образы героев любимых книг воплощаются в ваших играх, обретают наглядность. Вы копируете интонацию, манеру поведения отца, матери, кого-то из знакомых, друзей или подражаете любимому актеру. И ваши игры помогают понять, что такое театр, что в основе его искус- ства лежат действие и игра.
Первые театральные представления зародились еще в глубокой древности, когда наши далекие предки — охотники и земледельцы — собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Так, на родине театра — в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой — «каррус навалис». Отсюда — карнавал. Диониса окружала толпа спутников — ряженых в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» — символ театра. Ну а где игра — там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно.
И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актеров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную обще- ственную роль, собирать людей, со- единять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое. Прошло много времени, прежде чем театр начал жить сам по себе, отделясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас еще сохранились античные театры, где устраиваются представления (например, в греческом городе Эпидавре).
Для театра начали создавать особые литературные произведения — пьесы. Авторы пьес писали о том, что волновало общество. Театр превратился в важнейший фактор общественной жизни. И значение его не уменьшается на протяжении вот уже многих тысячелетий, несмотря на то что появились новые виды искусства — кино, телевидение.
И один из секретов неувядаемой молодости театра — в живом, непо- средственном общении актеров и зри- телей. Такого теплого человеческого контакта не заменит никакой другой вид искусства. Притягательность театра и в том, что театральное действо всегда коллективно. Коллективны эмоция, чувство, которые овладевают зрительным залом. Это может быть огромный зал старинного академического театра. А может быть небольшое помещение, где и сцены-то нет. Значит, зрителю надо, чтобы его «живьем», непосредственно вовлекли в какие-то события, сделали как бы соучастником, заставили сопереживать, думать, делать выводы.
В театре не должно быть «все, как в жизни». Театральное действо не просто берет, например, литературное слово и раскладывает его «на голоса» актеров. Нет, литературное слово в театре подчиняется новому, высшему единству. Оно вытекает из коллективности театрального дела. И еще из одного свойства театра, называемого синтетичностью. Кто создает спектакль? Драматург пишет пьесу. Режиссер объединяет общие усилия, «продумывает» все действие и каждую маленькую сцену в нем. Лишь он способен свести все в единое целое. В этом ему помогают актеры, художники — авторы декораций и костюмов, композитор, гример, осветители, реквизиторы (они подбирают те пред- меты, из которых сложится обстановка на сцене). Как видите, театральное дело многосложное, многотрудное, в нем заняты люди разных профессий.
Мы видим только результат. Нам кажется, что все так легко, так просто. Сегодня вы смотрите пьесу, в которой все, «как в жизни». Завтра на той же сцене может развернуться озорное, условное действо, где персонажи на ваших глазах будут пристраивать себе на лица усы из зеленой мочалки или останутся в привычных современных костюмах, но будут изображать события далекого, прошлого.
Чудо театрального искусства творили великие мастера. Среди них — крупнейшие режиссеры 20 в. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович- Данченко, В. Э. Мейерхольд и Г. Крэг, Е. Б. Вахтангов и А. Я. Таиров, Б. Брехт и М. Рейнхардт, Ж. Вилар и П. Брук. Когда вы впоследствии познакомитесь с их творчеством, перед вами откроется удивительный мир, где «просто игра» соединяется с высотами духовного поиска, где перевоплощаются, пере- живают, представляют. И делают это актеры. Трудно даже назвать имена всех прекрасных актеров. Они есть у каждого народа. В первом томе нашего издания вы прочтете о Марии Николаевне Ермоловой — удивительной, неповторимой русской актрисе, искусство которой никого не оставляло равнодушным.
Все рассказанное выше относится к драматическому театру. Но есть еще и театр музыкальный, а внутри него — опера, балет. Здесь — свои законы, свои великие мастера.
Для вас, ребята, ставят спектакли специальные театры юных зрителей, Детский музыкальный театр Наталии Сац, Кукольный театр имени С. В. Образцова и другие. Бывайте там как можно чаще, и вы приобщитесь к великой традиции, к великому чуду искусства.
Читайте: Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.
Первые театральные представления зародились еще в глубокой древности, когда наши далекие предки — охотники и земледельцы — собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Так, на родине театра — в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой — «каррус навалис». Отсюда — карнавал. Диониса окружала толпа спутников — ряженых в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» — символ театра. Ну а где игра — там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно.
И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актеров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную обще- ственную роль, собирать людей, со- единять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое. Прошло много времени, прежде чем театр начал жить сам по себе, отделясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас еще сохранились античные театры, где устраиваются представления (например, в греческом городе Эпидавре).
Для театра начали создавать особые литературные произведения — пьесы. Авторы пьес писали о том, что волновало общество. Театр превратился в важнейший фактор общественной жизни. И значение его не уменьшается на протяжении вот уже многих тысячелетий, несмотря на то что появились новые виды искусства — кино, телевидение.
И один из секретов неувядаемой молодости театра — в живом, непо- средственном общении актеров и зри- телей. Такого теплого человеческого контакта не заменит никакой другой вид искусства. Притягательность театра и в том, что театральное действо всегда коллективно. Коллективны эмоция, чувство, которые овладевают зрительным залом. Это может быть огромный зал старинного академического театра. А может быть небольшое помещение, где и сцены-то нет. Значит, зрителю надо, чтобы его «живьем», непосредственно вовлекли в какие-то события, сделали как бы соучастником, заставили сопереживать, думать, делать выводы.
В театре не должно быть «все, как в жизни». Театральное действо не просто берет, например, литературное слово и раскладывает его «на голоса» актеров. Нет, литературное слово в театре подчиняется новому, высшему единству. Оно вытекает из коллективности театрального дела. И еще из одного свойства театра, называемого синтетичностью. Кто создает спектакль? Драматург пишет пьесу. Режиссер объединяет общие усилия, «продумывает» все действие и каждую маленькую сцену в нем. Лишь он способен свести все в единое целое. В этом ему помогают актеры, художники — авторы декораций и костюмов, композитор, гример, осветители, реквизиторы (они подбирают те пред- меты, из которых сложится обстановка на сцене). Как видите, театральное дело многосложное, многотрудное, в нем заняты люди разных профессий.
Мы видим только результат. Нам кажется, что все так легко, так просто. Сегодня вы смотрите пьесу, в которой все, «как в жизни». Завтра на той же сцене может развернуться озорное, условное действо, где персонажи на ваших глазах будут пристраивать себе на лица усы из зеленой мочалки или останутся в привычных современных костюмах, но будут изображать события далекого, прошлого.
Чудо театрального искусства творили великие мастера. Среди них — крупнейшие режиссеры 20 в. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович- Данченко, В. Э. Мейерхольд и Г. Крэг, Е. Б. Вахтангов и А. Я. Таиров, Б. Брехт и М. Рейнхардт, Ж. Вилар и П. Брук. Когда вы впоследствии познакомитесь с их творчеством, перед вами откроется удивительный мир, где «просто игра» соединяется с высотами духовного поиска, где перевоплощаются, пере- живают, представляют. И делают это актеры. Трудно даже назвать имена всех прекрасных актеров. Они есть у каждого народа. В первом томе нашего издания вы прочтете о Марии Николаевне Ермоловой — удивительной, неповторимой русской актрисе, искусство которой никого не оставляло равнодушным.
Все рассказанное выше относится к драматическому театру. Но есть еще и театр музыкальный, а внутри него — опера, балет. Здесь — свои законы, свои великие мастера.
Для вас, ребята, ставят спектакли специальные театры юных зрителей, Детский музыкальный театр Наталии Сац, Кукольный театр имени С. В. Образцова и другие. Бывайте там как можно чаще, и вы приобщитесь к великой традиции, к великому чуду искусства.
Читайте: Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.