Театр

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Театр входит в вашу жизнь еще до того, как вы впервые переступили порог зрительного зала. Вы играли сами с собой и сами для себя. Стул превращался у вас то в коня, то в самолет, то в поезд. Играя, вы могли нарисовать себе усы, нарядиться в немыслимый костюм, если надо было «изобразить» кого-то. А когда в игре участвовали ваши товарищи, то вы все вместе, сами порой того не подозревая, устраивали коллективное действо. Мальчики были то свободолюбивыми и бесстрашными индейцами, то казаками- разбойниками, то отважными солдатами. А девочки играли в куклы, в «дочки- матери». В каждой игре вы и ваши товарищи воспроизводите то, что наблюдаете в повседневной жизни, видите в кино, на телеэкране. Образы героев любимых книг воплощаются в ваших играх, обретают наглядность. Вы копируете интонацию, манеру поведения отца, матери, кого-то из знакомых, друзей или подражаете любимому актеру. И ваши игры помогают понять, что такое театр, что в основе его искус- ства лежат действие и игра.
Первые театральные представления зародились еще в глубокой древности, когда наши далекие предки — охотники и земледельцы — собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Так, на родине театра — в Древней Греции во время шумных праздничных процессий в честь Диониса, бога виноградарства, виноделия, веселья, разыгрывались сценки из его жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противниками. Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали корабельной повозкой — «каррус навалис». Отсюда — карнавал. Диониса окружала толпа спутников — ряженых в козлиные шкуры и маски. Маска не случайность. Недаром маска, «личина» — символ театра. Ну а где игра — там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно.
И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актеров. И тогда люди поняли, что театральное действо может играть важную обще- ственную роль, собирать людей, со- единять их в едином чувстве. Оно может сообщать сразу многим людям что-то очень важное, общезначимое. Прошло много времени, прежде чем театр начал жить сам по себе, отделясь от обряда, от религиозного культа. А из толпы выделился герой. Театральные представления стали организовывать специально. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас еще сохранились античные театры, где устраиваются представления (например, в греческом городе Эпидавре).
Для театра начали создавать особые литературные произведения — пьесы. Авторы пьес писали о том, что волновало общество. Театр превратился в важнейший фактор общественной жизни. И значение его не уменьшается на протяжении вот уже многих тысячелетий, несмотря на то что появились новые виды искусства — кино, телевидение.
И один из секретов неувядаемой молодости театра — в живом, непо- средственном общении актеров и зри- телей. Такого теплого человеческого контакта не заменит никакой другой вид искусства. Притягательность театра и в том, что театральное действо всегда коллективно. Коллективны эмоция, чувство, которые овладевают зрительным залом. Это может быть огромный зал старинного академического театра. А может быть небольшое помещение, где и сцены-то нет. Значит, зрителю надо, чтобы его «живьем», непосредственно вовлекли в какие-то события, сделали как бы соучастником, заставили сопереживать, думать, делать выводы.
В театре не должно быть «все, как в жизни». Театральное действо не просто берет, например, литературное слово и раскладывает его «на голоса» актеров. Нет, литературное слово в театре подчиняется новому, высшему единству. Оно вытекает из коллективности театрального дела. И еще из одного свойства театра, называемого синтетичностью. Кто создает спектакль? Драматург пишет пьесу. Режиссер объединяет общие усилия, «продумывает» все действие и каждую маленькую сцену в нем. Лишь он способен свести все в единое целое. В этом ему помогают актеры, художники — авторы декораций и костюмов, композитор, гример, осветители, реквизиторы (они подбирают те пред- меты, из которых сложится обстановка на сцене). Как видите, театральное дело многосложное, многотрудное, в нем заняты люди разных профессий.
Мы видим только результат. Нам кажется, что все так легко, так просто. Сегодня вы смотрите пьесу, в которой все, «как в жизни». Завтра на той же сцене может развернуться озорное, условное действо, где персонажи на ваших глазах будут пристраивать себе на лица усы из зеленой мочалки или останутся в привычных современных костюмах, но будут изображать события далекого, прошлого.
Чудо театрального искусства творили великие мастера. Среди них — крупнейшие режиссеры 20 в. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович- Данченко, В. Э. Мейерхольд и Г. Крэг, Е. Б. Вахтангов и А. Я. Таиров, Б. Брехт и М. Рейнхардт, Ж. Вилар и П. Брук. Когда вы впоследствии познакомитесь с их творчеством, перед вами откроется удивительный мир, где «просто игра» соединяется с высотами духовного поиска, где перевоплощаются, пере- живают, представляют. И делают это актеры. Трудно даже назвать имена всех прекрасных актеров. Они есть у каждого народа. В первом томе нашего издания вы прочтете о Марии Николаевне Ермоловой — удивительной, неповторимой русской актрисе, искусство которой никого не оставляло равнодушным.
Все рассказанное выше относится к драматическому театру. Но есть еще и театр музыкальный, а внутри него — опера, балет. Здесь — свои законы, свои великие мастера.
Для вас, ребята, ставят спектакли специальные театры юных зрителей, Детский музыкальный театр Наталии Сац, Кукольный театр имени С. В. Образцова и другие. Бывайте там как можно чаще, и вы приобщитесь к великой традиции, к великому чуду искусства.
Читайте: Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.