ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Современная система профессионального образования включает в себя три ступени: начальное профессиональное образование (училища, лицеи), среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии).

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полно го) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на баз среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъекте своей жизни, своей деятельности, прежде всего, профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Новые ценности образования, сложившиеся в конце XX в., определи­ли возникновение новых походов к воспитанию, базирующихся на идеях свободного развития личности и ее педагогической поддержке.

Одной из первых концепций в этом направлении является концепция педагогики свободы и педагогической поддержки О. С. Газмана. В отли­чие от традиционной педагогики, педагогика свободы направлена на ока­зание помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосозна­ния), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Результатом педагогической деятельности в педаго­гике свободы должна стать свободоспособность как качественно новая характеристика личности. Свободобоспособность понимается ученым как способность к автономному, независимому поведению, позволяющая человеку осуществить жизненное предназначение, свой собственный, индивидуальный выбор.

Реализация новой цели воспитания требует от учителя оказания педаго­гической поддержки ребенку в его автономном духовном росте, в творче­ском развитии, в его самоопределении. При этом смысл поддержки заключа­ется в том, что поддерживать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать положительных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.

КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Детский коллектив является основной базой накопления детьми соци­ального опыта. В нем под руководством педагога ребенок приобретает опыт коллективного поведения как в позициях подчинения, так и руково­дства. Это приводит к формированию таких социально ценных качеств личности, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответст­венность и др. В коллективе складываются и личностные характеристи­ки: самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность предос­тавляет возможности для реализации физического, художественного по­тенциала личности. Роль коллектива состоит и в том, что он дает воз­можность практического освоения демократических форм организации жизни через активное участие в детском самоуправлении и многообраз­ной общественной жизни.

Развитие идеи воспитания личности в коллективе оформилось в оте­чественной педагогике в 20-е годы XX в. Наиболее четко эта мысль в те годы звучала в статьях А. В. Луначарского и Н. К. Крупской, получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун (в частности, в школе С. Т. Шацкого). Особо весомый вклад в разработку теории и прак­тики коллектива внес А. С. Макаренко. Он впервые обосновал теорию воспитательного коллектива, раскрыл принципы и условия его построе­ния, основанные на гуманистических идеях веры в ребенка, в возмож­ность его перевоспитания. Основные положения его теории были исполь­зованы и получили практическое подтверждение в работе исправительно-трудовой колонии для малолетних преступников. Дальнейшее развитие идеи развития личности в коллективе прослеживается в работах В. А. Сухомлинского, О. С. Богдановой, Т. Е. Конниковой и др. Внимание уче­ных было направлено на выявление наиболее эффективных форм органи­зации детского коллектива, стимулирования коллективной деятельности, развития функций самоуправления и пр. Современная концепция детско­го коллектива рассматривает его как средство достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает своеобраз­ной средой обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [Л. И. Новиковой, А. В. Мудрик].

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Закономерности - это устойчиво повторяющиеся, объективные связи которые проявляются в воспитательном процессе. Среди многих закономерностей гуманистического воспитания главной выступает связь между воспитанием и развитием личности. Воспитание становится важным фактором развития личности, если, согласно Л. С. Выготскому, оно ориентировано на «зону ближайшего развития». Другими закономерностями вое питания являются: зависимость результатов воспитания, уровня базово) гуманитарной культуры личности от взаимодействия с общечеловеческой культурой; связь воспитания и деятельности; зависимость воспитания с активности самой личности; личностное взаимодействие воспитателя воспитанников в воспитательном процессе; связь между саморазвитие личности в ходе воспитания и степенью индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса; связь между результатам воспитания и гуманностью участников этого процесса, их ответственностью за судьбы других людей.

Данные закономерности являются основой оформления в современной педагогике принципов гуманистического воспитания.

Ведущим принципом выступает принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Он требует, чтобы воспитание опиралось на объективно необходимые базисные качества для развития личности на каждом возрастном этапе. Остальные принципы по своей сущности обеспечивают внутренние и внешние условия его осуществления.

Культурологический принцип предполагает учет культурно-исторически традиций народа в воспитании, их единства с общечеловеческой культуре повышение внимания к воспитанию духовности в человеке.

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ИНТЕОРИОРИЗАЦИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры присваи­ваются личностью индивидуально и избирательно. При этом общественные ценности только тогда становятся стимулами к действию, если они осозна­ются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями. В этом случае воспитание должно рассмат­риваться как специально организованный процесс интериоризации общече­ловеческих ценностей. Интериоризация (перевод общечеловеческих ценно­стей во внутренний план личности, их присвоение) осуществляется в про­цессе осознания личностью той или иной ценности (например, правила по­ведения или деятельности), понимания ее смысла, эмоционального отноше­ния к этой ценности и использования ее в своей деятельности. В этом един­стве рационального, эмоционального и практического заключается механизм воспитания. Нарушение любой из составляющих этого целостного механиз­ма приводит к издержкам в воспитании, таким как, например, формальное усвоение правил поведения. И наоборот, единство всех сторон механизма интериоризации характеризует высокий уровень воспитанности личности, что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и пред­метам, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

В науке выделяют два способа организации воспитания. Первый предполагает стимулирование социально одобряемой деятельности и поведения воспитанников за счет изменения внешних условий воспита­ния. Так, создавая соответствующую образовательную среду, можно стимулировать интерес детей к занятиям искусством или к чтению и пр.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания. Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе лю­дей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого. Выделяют два уровня целей воспитания: социальная цель, отра­жающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.

Цель выражает общую направленность воспитания. При практиче­ском осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспи­тательной системы всегда одна. Именно цели определяют различие вос­питательных систем. В современном мире существует разнообразие це­лей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.

Какие факторы определяют выбор цели воспитания? Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа. Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.

ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике, кото­рое употребляется в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, обеспечивающее передачу социального опыта от старшего поколения к младшему. В дан­ном случае оно практически отождествляется с социализацией. Воспита­ние в узком смысле понимается как специально организованная деятель­ность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Эта деятельность называется воспитательной работой.

Воспитание имеет ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения. К ним относятся: а) многофакторность воспитания, характери­зующая влияние многих объективных и субъективных факторов на про­цесс воспитания и его конечный результат; б) невозможность получения быстрого результата, т. к. качества личности формируются не так быстро, как знания или умения; в) длительность и непрерывность воспитания; г) комплексность; д) вариативность и неоднозначность результатов.

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Конструирование процесса обучения предполагает два вариант: 1) целенаправленный выбор методов, обеспечивающих достижение поставленных задач урока; 2) выбор доминирующего вида, методической системы обучения в целом. Под видом (методической системой) понимается единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов средств конкретного способа обучения [В. И. Загвязинский]. Преимущество второго способа в том, что открывается возможность упростит процедуру выбора, сделать ее целостной и гармоничной.

В современной школе наиболее распространены три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения:

• объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным сообщающим или репродуктивным;

• программированное;

• проблемное

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет длительную истерию. Основоположником его является Я. А. Коменский. Сущность обучения заложена в его названии. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ: экономия времени и сил учителей и учащихся, доступность, возможность эффективного управления процессом обучения. Наряду с этим в нем есть и крупные недостатки: преподнесение «готовых» знаний, что освобождает учащихся от необходимости думать, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Следует отметить, что в разные годы предпринимались неоднократные попытки усовершенствовать этот вид обучения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В философии форма - это структура какого-то содержания. Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления [И. Ф. Харламов].

В истории педагогики выделяют две основные формы организации обучения: индивидуально-групповую и классно-урочную. Система инди­видуального обучения получила распространение на ранних этапах раз­вития общества, когда учитель занимался с одним учеником, как прави­ло, его преемником. Постепенно возникло индивидуально-групповое обучение, когда учитель занимался с группой учеников в 10-15 человек. Обучение в группе шло также индивидуально, поэтому в группе были ученики разного возраста, разного уровня подготовки. Сроки обучения, начало и окончание занятий были также индивидуальны.

В средние века в связи с увеличением количества обучающихся воз­никла необходимость в появлении новой формы организации обучения. Получила распространение групповая форма обучения. Свое законченное решение она нашла в классно-урочной системе обучения, разработанной и теоретически обоснованной Я. А. Коменским. Она предполагает нали­чие в группе постоянного состава учащихся одного возраста; постоянное место и продолжительность занятий, стабильное расписание занятий.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Метод в переводе с греческого языка означает «способ», «путь». В философии метод рассматривается как способ достижения целей, опре­деленным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под мето­дом обучения понимается «способ достижения цели обучения, представ­ляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практиче­скую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социально­го опыта» [И. Я. Лернер].

В структуре метода обучения выделяются приемы. Прием - это эле­мент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

Метод обучения - сложное многомерное образование. В нем есть объ­ективная и субъективная части. Первая не зависит от педагогов и отража­ет закономерности, принципы обучения. Вторая обусловлена личностью педагога, конкретными условиями использования того или иного метода. Именно субъективная часть открывает простор для педагогического творчества.

С учетом многомерного характера методов обучения существует множество их классификаций. Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку система. К наиболее извест­ным классификациям относится разделение методов по источнику зна­ний. В ней выделяются следующие группы: словесные методы (объясне­ние, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут и пр.); наглядные мето­ды (иллюстрация, демонстрация, наблюдения, показ); практические ме­тоды (опыты, упражнения).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К пер­вым относят зависимость обучения от общественных процессов и усло­вий (социально-экономической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе образования); ко вторым -связи между компонентами процесса обучении (между целями, содержа­нием, методами, формами обучения).

К внешним закономерностям обучения относятся:

• социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

• воспитывающий и развивающий характер обучения;

• деятельностный и диалогичный характер обучении;

• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям относятся:

• зависимость развития обучения от способа разрешения основного противоречия;

• зависимость результатов обучении от взаимодействия учителя и уче­ника;

ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Вопросы изучения сущности процесса обучения и теоретических ос­нов его организации рассматривает дидактика - отрасль педагогики. Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидакти­ку. Основными категориями дидактики являются обучение, преподава­ние, учение.

Обучение - одна сторона педагогического процесса. Отражая все ха­рактеристики педагогического процесса, обучение имеет и качественные отличия. Обучение - это специфический способ образования, направлен­ный на развитие личности посредством организации усвоения обучаю­щимися научных знаний и способов деятельности.

Обучение является самым надежным путем получения систематиче­ского образования. В процессе обучения учащийся познает окружающий мир при направляющей роли учителя. В основе любого вида или типа обучения заложена взаимосвязь преподавания и учения.

Преподавание - это деятельность учителя по:

• передаче информации;

• организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

• оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

• стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;