Кто первым запустил бумажного змея?

Энциклопедии » Всё обо всем
История бумажных змеев такая продолжитель­ная, что никто не возьмется назвать сегодня авто­ра первого змея или хотя бы страну, где он жил. Некоторые утверждают, что это был грек по име­ни Аркитас, живший в 4 веке н.э. Но в странах Востока змеи запускались, вероятно, задолго до этого.

В Китае «змеи» всегда были важной частью многих праздников. На девятый день девятого ме­сяца по китайскому календарю всенародно отме­чается «Праздник Высокого Полета». Красочный вид имеет небо, сплошь усеянное змеями всевоз­можных форм и размеров. Некоторые из них имеют форму рыб, лягушек, птиц. Это не только детский праздник: вполне взрослые люди объеди­няются в играх. Проводятся даже «битвы бумаж­ных змеев», в которых змеи с прикрепленными к ним кусочками стекла используются для того, чтобы срезать нитки у других змеев!

В западных странах змеи использовались для более серьезных целей. В 1752 году Бенджамин Франклин запустил шелкового змея в грозу, что­бы доказать, что молния и электричество — одно и то же. Еще до Франклина змеи запускались с прикрепленными к ним термометрами для изуче­ния температуры облаков.

К концу XIX века змеи использовались боль­шинством метеостанций. Они были оборудованы приборами для регистрации температуры и влаж­ности воздуха, скорости ветра. Некоторые из этих змеев запускались на высоту более шести кило­метров! Для того, чтобы достичь такой высоты, использовали не одного, а несколько змеев, сое­диненных вместе. Нить змея делалась из очень тонкой проволоки и была такой легкой, что 1,6 км ее весила всего 7 кг, и достаточно крепкой, чтобы поднять 110 кг, не оборвавшись.

До изобретения аэроплана змеи использова­лись также и для военных целей, когда из-за сильного ветра аэростаты совершали вынужден­ную посадку. К примеру, один из таких змеев до­стигал в длину 11 метров и поднимал человека в воздух на 30 метров.

Хотя большая часть змеев — знакомой треу­гольной формы, все же самые мощные змеи име­ют форму коробки, полностью закрытой сверху и снизу и частично — с боков. Чтобы построить змея в форме бабочки, корабля или птицы, просто берут большее число палок, чем в обычных змеях, и натягивают нити, чтобы получить желае­мое очертание.

Где появились куклы?

Энциклопедии » Всё обо всем
Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кук­ла — один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима.

Вполне возможно, что первые куклы были придуманы не взрослыми, а детьми и сделаны из естественных вещей, таких, как камни и палки. Но для большинства людей куклы были больше чем просто игрушками.

Например, среди американских индейцев де­тская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью ре­лигиозного воспитания детей.

В Японии примитивная детская кукла изготов­лялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Име­лась также кукла, которую мы назвали бы «коз­лом отпущения». Ее «кормили», одевали, обраща­лись с ней как с живой и давали матерям, чтобы отвратить дьявола от их детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.

Ислам запрещает изображать человека. Но, несмотря на это, красиво наряженные куклы нередко дарятся девушке, выходящей замуж, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем юной. Матери обычно неохотно дают кукол сво­им маленьким дочерям, так как боятся, что дух дьявола, находящийся в кукле, может причинить вред ребенку. Но многие девочки сами делают се­бе кукол из кусочков дерева.

Куклы распространены в Африке, но иногда они используются в ритуальных, магических це­лях, а не как игрушки. В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые — с праздником Рождества.

В протестантских странах Европы задолго до католических куклы стали просто игрушками.

Как возникла магия?

Энциклопедии » Всё обо всем
Магия, в ее первоначальном понимании, свя­зывалась с заклинаниями, чарами и сверхъестест­венными силами, совершающими «чудеса». В древности священники и медики Египта, Греции и Рима, как правило, внушали людям, что облада­ют некой магической силой.

Но магия, какой мы знаем ее сегодня, это один из видов развлечения для людей. Волшеб­ник, используя ловкость рук или какие-то меха­нические приспособления, одурачивает своих зри­телей и внушает им, что сделал нечто невозмож­ное. Мы, зрители, понимаем, что за «волшебст­вом» стоит какой-то трюк, но нам нравится быть одураченными. Это как бы входит в правила иг-

В древние времена каждый королевский двор имел своих магов или приглашал их для развлечения. Менее искусные волшебники выступали на рыночной площади для прохожих. Их трюки бы­ли очень просты, а весь необходимый реквизит они носили в своих карманах. Между прочим первая книга о магии была написана в 1584 году, но, конечно, волшебники делали свои трюки за­долго до этого.

В средневековье фокусники стали совершать регулярные поездки по городам и даже странам (сейчас их назвали бы гастролями), и люди ждали их приезда. Со временем они стали давать более крупные представления и использовать больше оборудования. Поэтому путешествовали они те­перь в фургонах, а представления давали в специ­ально арендуемых залах.

В начале XIX века магия постепенно начала приобретать тот вид, в котором она известна нам сегодня. Маскарадные костюмы сменились фрака­ми, а трюки с громоздким оборудованием — таки­ми, которые основаны на ловкости рук фокусни­ка.

Отцом современной магии считается француз­ский фокусник Робер Годен. Он настолько усо­вершенствовал оборудование, что мог использо­вать в своих трюках обычные, знакомые всем предметы. Считая очень важной форму преподне­сения трюков, он уделял этому очень много вре­мени и знаний.

Со временем появилась другая форма магиче­ских трюков, называемая «иллюзион». Их целью является создание у зрителей видимости того, что люди якобы парят в воздухе или исчезают, что женщину «распиливают» пополам и т.д. Ориги­нальный вид магии создал один из величайших магов всех времен Кардини. Он является автором серии трюков, в которых внезапно появлялись «ниоткуда» и исчезали «никуда» горящие трубки и сигареты, игральные карты, причем все соверша­лось без специального оборудования.

Откуда берутся суеверия?

Энциклопедии » Всё обо всем
Суеверия существуют с зарождения цивилиза­ции по сей день. Миллионы людей во всем мире все еще заражены суевериями и вовсе не собира­ются от них отказываться.

Почти невозможно объяснить, как именно за­рождаются суеверия. Может, причина — в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей та­инственностью, или событиях, наступление кото­рых они хотели бы предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происхо­дящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию. Суеверие — это убеждение, обычно порожденное стра­хом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом.

Например, предметом мистификаций и страхов людей в течение веков были небесные тела, в связи с которыми возникали суеверия. Особенный страх вызывали таинственные пришельцы — ко­меты. По убеждению суеверных людей, комета является знаком надвигающейся войны или дру­гого бедствия.

Луна тоже окружена ореолом загадочности. Многие верят, что если долгое время неотрывно смотреть на нее, то станешь помешанным. Слово «лунатик», кстати, происходит от латинского «luna» (луна).

Поскольку древние люди не могли понять по­ведения животных, они создавали вокруг них суе­верия. Черная кошка, перешедшая вам дорогу,— знак неудачи, крик совы — признак приближаю­щейся смерти и так далее.

Моряки, постоянно борющиеся со стихией, всегда были подвержены суевериям. К примеру, ветры и штормы несут опасность, поэтому с ними связаны суеверия. Многие моряки верят, что свист вызывает ветер или шторм. Даже сохранив­шаяся до сегодняшнего дня традиция крещения корабля бутылкой вина, разбитой об его нос, то­же, оказывается, дань старому суеверию: вино считалось жертвой богу моря Нептуну!

Поскольку люди так много общаются с числа­ми, естественно, много суеверий связано со «сча­стливыми» и «несчастливыми» числами.

Суеверия могут иметь различное происхожде­ние, но все они порождены невежеством и стра­хом.

Как египтяне научились сохранять мумии?

Энциклопедии » Всё обо всем
Мумия, как вы знаете, это мертвое тело, кото­рое сумели сохранить. Слово «мумия» — арабско­го происхождения и означает «тело, сохраненное воском или смолой». С какой же целью египтяне захотели сохранять тело умершего?

Причина в том, что они верили в жизнь после смерти и поэтому хотели к ней подготовиться. Они верили, что душа умершего человека, кото­рую они представляли в виде птицы с человече­ским лицом, днем могла свободно летать, но ночью из-за козней злых духов должна была воз­вращаться в могилу. Поэтому тело сохраняли, чтобы душа могла, узнав его, по нему найти нуж­ную могилу.

Почти до 3000 года до н.э. египтяне хоронили своих покойников в горячем песке пустыни, и этот песок сохранял тела. Позднее для важных особ стали высекать могилы из камня. Но пира­миды и каменные могилы не были такими же су­хими, как песок пустыни. Поэтому необходимо было придумать какой-нибудь способ сохранения тел в могилах. Это и явилось причиной возникно­вения искусства бальзамирования.

Из тела умершего человека извлекались мозг, органы пищеварения и легкие. Они хранились от­дельно в четырех сосудах, так называемых «канопах». В более поздние времена они после обра­ботки опять помещались в тело.

Затем тело обрабатывалось солями, которые, вместе с сухим воздухом пустыни, поглощали влагу. Обезвоженное тело обмывалось, натира­лось сосновой смолой и обертывалось в сотни метров холста. На все это уходило 70 дней.

За это время плотники изготавливали футляр для мумии. Если умерший был богатой и важной особой, делали целый комплект футляров, каж­дый из которых искусно вставлялся внутрь следу­ющего. Художники разрисовывали футляры ярки­ми красками. Стены могилы украшались рисунка­ми и текстами, рассказывающими историю жизни этого человека. В могилу помещались все вещи, которыми он любил пользоваться.

Египтяне верили, что, совершив весь этот ри­туал, они подготовили человека к его будущей жизни.

Кто сделал первую швейную машину?

Энциклопедии » Всё обо всем
Рассказывают, что какой-то путешественник волею судьбы оказался в одном из самых глухих, удаленных от цивилизации мест и там, к своему великому удивлению, в жилище местного вождя увидел швейную машину! Каким-то образом ту­земцы добыли ее в ближайшем поселении белых.

Шитье так много значит в жизни человека, что какую-нибудь машину, умеющую шить, про­сто нельзя было не изобрести. Вопрос был только в том, кому удастся это сделать первому. История изобретения швейной машины полна драматиче­ских, а порой и трагических событий. Первая швейная машина была изобретена англичанином Томасом Сейнтом. В 1790 году он запатентовал машину, обладавшую уже многими особенностями современных машин. Она в основном предназна­чалась для работы с кожей, но так и не была ис­пользована, и изобретатель не извлек из нее ни­какой выгоды.

В 1830 году бедный французский портной Бартелеми Тимонье изобрел швейную машину, которая еще больше походила на современную модель. Она уже стала практически использовать­ся во Франции, но разъяренная толпа рабочих, боявшихся потерять работу, разнесла завод и по­ломала машины. Тимонье умер в нищете.

А почти в то же время в Нью-Йорке Вальтер Хант изобрел швейную машину, в которой была изогнутая игла с ушком на кончике. Эта игла пропускала через ткань петлю нити, которую за­цепляла вторая нить, образуя так называемый «челночный стежок». Но Ханту так и не удалось получить патент!

Честь получения патента на первую швейную машину, вошедшую в употребление, принадлежит Элиасу Хоу. В 1851 году свою швейную машину запатентовал в Соединенных Штатах Исаак Зин­гер. Между Зингером и Хоу разгорелась тяжба о первенстве, которую удалось выиграть Хоу. В ре­зультате он имел возможность получать отчисле­ния практически с каждого типа выпускавшихся тогда швейных машин.

Сегодня, конечно, существуют тысячи разно­видностей швейных машин, в том числе специаль­ные машины для шитья кожи, фетровых шляп, одеял, пуговиц и для многих других целей.

Кто создал пишущую машинку?

Энциклопедии » Всё обо всем
Пишущие машинки являются очень современ­ным изобретением и все еще продолжают совер­шенствоваться. Но знали ли вы, что патент на пи­шущую машинку был получен англичанином Ген­ри Миллом еще в 1714 году? Эта пишущая ма­шинка, однако, так и не была изготовлена.

Первые пишущие машинки были запатентова­ны как средство помощи слепым. В Соединенных Штатах патент на первую пишущую машинку по­дучил Уильям Берт в 1829 году. Она называлась «пишущая машинка для слепых», и в наши дни аналога такого типа машинки нет.

В 1833 году француз Ксавье Прогэн изобрел машинку с символьными клавишами и рычагами для каждого символа. Вы можете убедиться, что в развитие пишущей машинки внесли свой вклад многие изобретатели.

В 1843 году американцем Чарлзом Тербером была запатентована машинка, в которой символь­ные клавиши располагались вокруг медного коле­са, насаженного на ось. Оно прокручивалось ру­кой до необходимой буквы, и покрытая краской литера шлепала по бумаге. Однако эта операция была слишком медленной, чтобы такая машинка вошла в употребление.

. Следующий шаг вперед был сделан в 1856 го­ду, когда появилась машинка, в которой клавиши располагались по окружности, а удар производили в одной и той же точке, в центре. Этот принцип используется и в современных машинках.

Первая пишущая машинка, которую можно было практически использовать и в то же время производить в большом количестве, была сконст­руирована тремя американскими изобретателями: Кристофером Шоулзом, Сэмюэлем Соулом и Карлосом Глидденом. В 1873 году они усовер­шенствовали ее до такого уровня, что ее уже можно было продавать. У этой пишущей машин­ки было много отличительных особенностей, род­нивших ее с современными: бумага, вставлявшая­ся вокруг резинового валика, красящая лента, реверсивные (с передним и задним ходом) катушки для ленты, двигающаяся каретка.

Со временем были добавлены другие усовер­шенствования, и сегодня мы имеем и портатив­ные, и бесшумные, и электрические пишущие ма­шинки. Впрочем, теперь многие предпочитают машинки с памятью.

Как был изобретен телефон?

Энциклопедии » Всё обо всем
История создания телефона очень интересна (неудивительно, что об этом сумели сделать фильм!). Но сперва давайте убедимся в том, что мы понимаем принцип работы телефона.

Когда вы говорите, воздух заставляет ваши го­лосовые связки вибрировать. Эти колебания пере­даются молекулам воздуха, т.е. звуковые волны, выходя из вашего рта, производят вибрацию воз­духа. Достигая алюминиевого диска-мембраны в микрофоне вашего телефона, они заставляют ее вибрировать точно так же, как и молекулы само­го воздуха. Эти колебания посылают по телефон­ной линии волнообразные потоки, которые при­водят к точно такой же вибрации мембраны в те­лефонной трубке на другом конце линии, как и в микрофоне телефона-передатчика. В свою оче­редь, мембрана создает в воздухе волны, анало­гичные посланным в микрофон. Когда эти воз­душные волны достигают уха человека на другом конце телефонной линии, они действуют так же, как если бы шли из вашего рта!

А теперь перейдем к истории о том, как Александр Грэхем Белл изобрел телефон. 2 июня 1875 года он проводил эксперимент в Бостоне, с стре­мясь одновременно передать несколько телеграф­ных сообщений по одному и тому же проводу. При этом он использовал набор стальных пруть­ев. Белл работал с принимающим устройством в одной комнате, а его ассистент Томас Уотсон с передающим — в другой.

Уотсон дергал стальной прут так, чтобы вы­звать его вибрацию, и это создавало звенящий звук. Вдруг Белл ворвался в комнату с криком: «Ничего не трогай! Что ты тогда сделал? Дай мне взглянуть!» Он обнаружил, что стальной прутик, вибрируя над магнитом, вызвал переменный ток, который устремился через провод. Это привело к вибрации прута в комнате Белла и создало анало­гичный звенящий звук.

На следующий день был сделан первый теле­фон, и звуки голоса можно было передать по первой телефонной линии, которая вела от верх­него этажа здания на два этажа вниз. А 10 марта следующего года прозвучала первая фраза, ска­занная по настоящему, действующему телефону: «Мистер Уотсон, идите сюда, вы мне нужны!»

Кто создал подводную лодку?

Энциклопедии » Всё обо всем
Желание передвигаться под водой возникло у человека очень давно. Но первое документальное свидетельство о судне, действительно сконструи­рованном для такого перемещения, относится к 1578 году. Британский математик Уильям Борн поместил в книге, опубликованной в этом году, чертеж закрытой со всех сторон лодки, которая могла погружаться и грести под водой. Она была деревянной, покрытой водонепроницаемой кожей, и должна была погружаться за счет уменьшения своего объема путем сжимания бортов ручными захватами.

Борн так и не построил свою лодку. Похожая лодка, построенная другим изобретателем, была спущена под воду в 1605 году. Но обычно при­оритет в сооружении первой подводной лодки от­дается датскому изобретателю Корнелию ван Дреббелю, который в 1620 году многократно ис­пытывал свое детище на реке Темза на глубине от 3 до 4 метров.

У лодки ван Дреббеля был еще один, внеш­ний, корпус, состоявший из деревянного каркаса, обтянутого смазанной жиром кожей. Двигалась она с помощью весел, которые проходили сквозь борта и герметично закреплялись плотно пригнан­ными кожаными заслонками.

Интерес к сооружению подводных лодок был так велик, что к 1727 году в одной только Англии было запатентовано не менее 14 различных про­ектов. В качестве боевого оружия в войне на мо­ре подводная лодка впервые была использована во время Американской революции. Некий Дэвид Бушнелл изобрел сверхмаленькую одноместную подводную лодку, которая получила прозвище «черепаха».

«Черепаха» пыталась потопить британский во­енный корабль в порту Нью-Йорка, прикрепив пороховой заряд к его днищу. Попытка эта не удалась: заряд не сработал, но все же после этого, не желая рисковать, корабль поспешил уйти в от­крытое море.

Кто придумал парашют?

Энциклопедии » Всё обо всем
Представьте себе выход в воздушное простран­ство на высоте пяти километров и затем спокой­ное приземление, будто вы прыгнули вниз с 3-метрового забора. Вы смогли бы это сделать — с парашютом! Парашют — это просто большой зонт, который создает сопротивление воздуха. С парашютом человек может спускаться вниз в воз­душной среде достаточно медленно, чтобы избе­жать ушибов при падении на землю.

Парашют, вероятно, самая старая идея лета­тельного устройства с экипажем. Леонардо да Винчи набросал его в своей тетради в 1514 году. Фаусто Веранцио опубликовал описание работо­способного парашюта в 1595 году. Первым чело­веком, практически применившим парашют, счи­тается француз Ж. Бланшар. В 1785 году он сбросил с воздушного шара собаку в корзине, к которой был прикреплен парашют. Бланшар ут­верждал, что в 1793 году он сам совершил пры­жок с воздушного шара на парашюте, сломав при приземлении ногу.

Другому французу, Ж. Гарнери, принадлежит честь начала регулярного использования парашю­та. Его первый показ парашютного прыжка состо­ялся в Париже 22 октября 1797 года, когда он ус­пешно прыгнул с высоты более 600 метров. Пара­шют Гарнери имел форму зонта, был сделан из белого брезента и достигал около 7 метров в диа­метре. Под куполом, в середине, находился кусок дерева в форме диска сечением примерно 25 сан­тиметров, с отверстием в центре, через которое проходил воздух. Диск прикреплялся к брезенту множеством коротких тесемок.

Первый успешный парашютный прыжок с са­молета был совершен в 1912 году капитаном Бэрри в Сент-Луисе, штат Миссури. В течение 1913 и 1914 годов шли дискуссии, целесообразно ли использовать парашюты для прыжков из самоле­тов с целью спасения. К началу 1 мировой войны 1914 года этот вопрос еще не был решен. Про­блемы были частично связаны с размером пара­шюта, а также опасением, что пилот не сможет, прыгнув с парашютом, избежать столкновения с самолетом.

Кто изобрел самолет?

Энциклопедии » Всё обо всем
Иногда открытие начинается с появления «идеи». У человека появляется мысль, что людям необходим какой-то механизм или изделие, и он начинает его «изобретать».

Но что касается самолета, или, как говорили раньше, аэроплана, идея эта была для человека одной из самых старых и сокровенных. Мысль о полетах пленяла человека с древности. Одна из известнейших легенд рассказывает об Икаре, ко­торый прикрепил крылья к телу воском и взле­тел! Однако, когда он приблизился к Солнцу, воск расплавился, Икар упал и погиб. Но мечта — осталась. Икар — это символ человеческого стремления к новым вершинам.

Леонардо да Винчи, который был не только великим художником, но и изобретателем, оста­вил после себя наброски летательного аппарата, использовавшего мускульную силу человека. Бы­ли и другие мечтатели, грезившие идеей аэропла­на сотни лет назад!

Самые ранние летательные аппараты не имели собственной мощности. Это были, по сути, гиган­тские воздушные змеи или планеры. В течение XIX века с ними было проведено много экспери­ментов.

Но никому не удавалось сделать летательный аппарат тяжелее воздуха, имеющий собственную мощность. В сущности, было проблематично можно ли вообще построить такой аппарат. Пер­вым доказал, что это можно сделать, профессор Сэмюэл Лэнгли из Смитсоновского института в Вашингтоне. Он построил две летательные маши­ны, каждая в 3,5 метра шириной и 4,5 метра дли­ной, приводимые в движение паровым двигателем в 1,5 лошадиные силы. В 1896 году эти две моде­ли совершили успешные полеты. Однако испыта­тельный полет летательного аппарата Лэнгли в натуральную величину закончился неудачей: он разбился 7 октября 1903 года.

17 декабря этого же года братьям Орвилу и Уилбуру Райтам удалось совершить успешный по­лет в летательном аппарате тяжелее воздуха с собственной мощностью. В Китти Хоке (штат Се­верная Каролина) они совершили один полет на 30 метров за 12 секунд и второй — на 260 метров за 59 секунд. Так родился аэроплан, или самолет!

Кто создал автомобиль?

Энциклопедии » Всё обо всем
В отличие от многих великих событий, никто не может приписать себе честь изобретения авто­мобиля. Он достиг современного уровня совер­шенства в результате применения огромного ко­личества идей на протяжении многих десятилетий.

Первое наземное самоходное средство пере­движения с двигателем для практического приме­нения было построено в 1769 году французом Никола Куньо. Это был громоздкий трехколес­ный экипаж с паровым двигателем и котлом ог­ромных размеров. Он передвигался со скоростью 5 км/час и должен был пополнять запасы топлива каждые 24 километра!

В 1789 году американец Оливер Эванс первым в Соединенных Штатах получил патент на само­движущийся экипаж. Это был четырехколесный фургон с гребным колесом сзади, чтобы он мог двигаться и по суше, и по воде. Весил он 19 тонн!

Почти 80 лет спустя эксперименты с самоход­ными экипажами были продолжены. Большинство их были паровыми, хотя некоторые приводились в движение электричеством и должны были везти, кроме пассажиров, тяжелые аккумуляторы. Нако­нец в 80-х годах XIX века были сделаны два изобретения, которые открыли дорогу к появлению современного автомобиля. Одно из них — разра­ботка двигателя внутреннего сгорания, другое — изобретение пневматической, или бескамерной шины.

Первая работающая на бензине машина была выведена на дорогу в 1887 году немцем Готлибом Даймлером. В Соединенных Штатах два брата, Фрэнк и Чарлз Дьюри, построили первый удачный американский бензиновый автомобиль в 1892 или 1893 году. Их машина известна как «безлошадный кабриолет». В сущности, все ранние американские автомобили, которые последовали за ней, во многом копировали ее! Никто не сделал попытки разработать совершенно другой тип ав­томобиля. Вот все, что сделали другие изобрета­тели: добавили к нему бензиновый двигатель внутреннего сгорания и соединительный привод­ной ремень для передачи тяги на задние колеса.

Только после того, как автомобили стали уже привычным средством передвижения, внимание создателей машин обратилось на то, как сделать его удобнее и мощнее. Довольно быстро они по­няли, что хрупкая форма кабриолета не подходит автомобилю. Постепенно стала возникать знако­мая форма автомобиля, какую мы знаем сегодня. Двигатели были вынуты из-под сидений и поме­щены впереди. Более мощные колеса сменили легкие велосипедные и экипажные, а вместо ры­чагов появились рулевые колеса. И, наконец, вместо дерева для усиления конструкции стала использоваться сталь, и наш современный автомо­биль стал реальностью.