Тфилин — две маленькие коробочки (батим, букв. `домики`) из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Пятикнижия. При помощи продетых через основания этих коробочек чёрных кожаных ремешков тфилин накладывают и укрепляют одну на обнажённой левой руке («против сердца»), вторую над линией волос, между глаз.
Заповедь тфилин
Источником заповеди накладывания тфилин являются следующие стихи Пятикнижия:
"Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими. "
Эти же слова присутствуют в молитве Шма.
Святость тфиллин уступает лишь святости свитка Торы.
Строение тфилин
Заповедь тфилин
Источником заповеди накладывания тфилин являются следующие стихи Пятикнижия:
"Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими. "
Эти же слова присутствуют в молитве Шма.
Святость тфиллин уступает лишь святости свитка Торы.
Строение тфилин
Обрезание или обрезание — хирургическая операция («циркумцизия», лат. circumcisio), удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти с различными целями:
* социальными (инициация, регулирование сексуальности, предотвращение сексуальных практик, считающихся порочными);
* религиозными (посвящение Богу);
* медицинскими (устранение анатомического недостатка, профилактика заболеваний);
* национальными (например, знак принадлежности еврея к еврейскому народу).
В настоящее время в религиозных целях обрезание практикуется главным образом у мусульман и иудеев.
Обрезание в истории
Древний мир
Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Так, обрезание существовало у финикийцев, у египетских жрецов, а также у народов Ханаана: аммонитян, эдомитян и моавитян. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у филистимлян обрезания не было. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н. э. На рисунке, представляющем сцену этого обряда у древних египтян, изображение ножа напоминает собой форму ножей каменного периода. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Изначально этот обряд был связан с ритуалом инициации, перехода к взрослой жизни, дававшим среди прочего право жениться.
* социальными (инициация, регулирование сексуальности, предотвращение сексуальных практик, считающихся порочными);
* религиозными (посвящение Богу);
* медицинскими (устранение анатомического недостатка, профилактика заболеваний);
* национальными (например, знак принадлежности еврея к еврейскому народу).
В настоящее время в религиозных целях обрезание практикуется главным образом у мусульман и иудеев.
Обрезание в истории
Древний мир
Обрезание издавна практиковалось у многих народов. Так, обрезание существовало у финикийцев, у египетских жрецов, а также у народов Ханаана: аммонитян, эдомитян и моавитян. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у филистимлян обрезания не было. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н. э. На рисунке, представляющем сцену этого обряда у древних египтян, изображение ножа напоминает собой форму ножей каменного периода. Это отчасти свидетельствует, что начало этого обычая теряется в глубокой древности. Изначально этот обряд был связан с ритуалом инициации, перехода к взрослой жизни, дававшим среди прочего право жениться.
Молитва - откровенный разговор человека с Б-гом. Люди могут обращаться к Б-гу в любой момент: как с благодарностью за что-то, так и с просьбой (личной или о еврейском народе в целом).
Евреи молятся 3 раза в день (утром, днём и вечером). Для молитвы используют Сидур - молитвенник. В праздники добавляются специальные праздничные молитвы.
Перед молитвой в синагоге мужчины должны одевать талит гадоль, накладывать тфиллин (кожаные коробочки со святыми текстами).
Сила молитвы настолько велика, что может отменить суровый приговор, вынесенный человеку. Главное, чтобы молитва была от чистого сердца и шла исключительно на пользу людям. Есть такая история. Еврейский мальчик в первый раз зашёл в синагогу на Рош Ашана (еврейский новый год) и так, как он не знал слов молитвы, но очень хотел молиться со всеми евреями в этот праздничный день, он начал говорить слова Алеф-Бет (еврейский алфавит) от чистого сердца и Б-г принял его молитву. Не имеет значения в какой стране вы живёте, на каком языке вы молитесь: Б-г понимает любой язык, исходящий из истоков вашей души.
Евреи молятся 3 раза в день (утром, днём и вечером). Для молитвы используют Сидур - молитвенник. В праздники добавляются специальные праздничные молитвы.
Перед молитвой в синагоге мужчины должны одевать талит гадоль, накладывать тфиллин (кожаные коробочки со святыми текстами).
Сила молитвы настолько велика, что может отменить суровый приговор, вынесенный человеку. Главное, чтобы молитва была от чистого сердца и шла исключительно на пользу людям. Есть такая история. Еврейский мальчик в первый раз зашёл в синагогу на Рош Ашана (еврейский новый год) и так, как он не знал слов молитвы, но очень хотел молиться со всеми евреями в этот праздничный день, он начал говорить слова Алеф-Бет (еврейский алфавит) от чистого сердца и Б-г принял его молитву. Не имеет значения в какой стране вы живёте, на каком языке вы молитесь: Б-г понимает любой язык, исходящий из истоков вашей души.
Гиюр, обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд.
Первыми примерами прозелитов можно считать Итро - тестя Моисея и Руфь. Моисей, Талмуд и более поздние кодексы формализуют процедуру прозелитизма. Кандидат обязан принять на себя все заповеди Торы перед судом из трёх судей. Если кандидат - мужчина, ему делается обрезание, после выздоровления - окунание в микве завершает процедуру. Женщина только окунается в микве. В древнее время кандидат также приносил жертву в Иерусалимский храм. Если кандидат уже обрезан - производят заменяющий ритуал - выдавливание капли крови. Вопросы прозелитизма приобрели большую важность в современном Израиле в связи с появлением значительного количества евреев, не считающихся таковыми по религиозному закону (Галаха).
Смысл и история гиюра
Гер - Эфраим-Элимелех УРБАХ, профессор, президент Академии наук Израиля.
Геры в диаспоре. В Римской империи движение прозелитов было весьма заметным и развивалось при самом активном участии евреев диаспоры. Как свидетельствуют рукописи, найденные на о. Элефантина, движение это началось еще в эллинистический период, однако достигло расцвета в эпоху империи. Повсюду, где проживали евреи, а жили они во всех городах и центрах торговли Средиземноморья, они всегда вызывали интерес, сопряженный иногда с симпатией, иногда с ненавистью.
Первыми примерами прозелитов можно считать Итро - тестя Моисея и Руфь. Моисей, Талмуд и более поздние кодексы формализуют процедуру прозелитизма. Кандидат обязан принять на себя все заповеди Торы перед судом из трёх судей. Если кандидат - мужчина, ему делается обрезание, после выздоровления - окунание в микве завершает процедуру. Женщина только окунается в микве. В древнее время кандидат также приносил жертву в Иерусалимский храм. Если кандидат уже обрезан - производят заменяющий ритуал - выдавливание капли крови. Вопросы прозелитизма приобрели большую важность в современном Израиле в связи с появлением значительного количества евреев, не считающихся таковыми по религиозному закону (Галаха).
Смысл и история гиюра
Гер - Эфраим-Элимелех УРБАХ, профессор, президент Академии наук Израиля.
Геры в диаспоре. В Римской империи движение прозелитов было весьма заметным и развивалось при самом активном участии евреев диаспоры. Как свидетельствуют рукописи, найденные на о. Элефантина, движение это началось еще в эллинистический период, однако достигло расцвета в эпоху империи. Повсюду, где проживали евреи, а жили они во всех городах и центрах торговли Средиземноморья, они всегда вызывали интерес, сопряженный иногда с симпатией, иногда с ненавистью.
"Да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих." (Дварим 6:9)
Что такое мезуза?
Посмотрите внимательно на фотографию. На правом косяке двери есть прямоугольный предмет. Это мезуза - знак еврейского дома. Тора предписывает прикреплять мезузу на косяке каждой двери жилища еврея, а также на воротах, ведущих во двор с улицы. Мезуза (множественное число - мезузот) - это свиток с двумя фрагментами Торы (Дварим, 6:4-9 и 11:13-21), написанными на иврите. Это первые два абзаца Шма. Они провозглашают единство Б-га и существование завета между Ним и еврейским народом. Мезуза должна быть написана от руки квалифицированным сойфером, писцом на пергаменте. Пергамент - это внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал гладким. Это один из древнейших известных нам материалов для письма. Для его изготовления может быть использована только кожа кошерного животного. Пергамент из кожи кошерной птицы непригоден, потому что в нем много отверстий от перьев. Если вы посмотрите на дверь еврейского дома, вы, вероятно, не увидите никакого пергамента. Он обычно помещается внутри защитного футляра. Это привело к определенной путанице по поводу того, что же такое мезуза. Некоторые ошибочно считают, что мезуза - это свиток вместе с футляром. Другие полагают, что футляр и есть мезуза. Люди даже покупают пустые футляры, считая что покупают мезузу! Мезуза - это свиток пергамента. Футляр нужен только для того, чтобы предохранить его от пыли и влаги. Некоторые евреи обходятся вовсе без футляров для мезузот внутри дома. Они оборачивают свиток в прозрачную пленку, чтобы видеть мезузу, а не футляр.
Под защитой Творца
Мезуза пользуется в народе Израиля особой любовью. Редко можно найти еврейский дом без мезузы: каждый еврей чувствует, что без мезузы в доме чего-то не хватает: не хватает символа, напоминающего всем входящим в дом, что этот дом - еврейский.
Что такое мезуза?
Посмотрите внимательно на фотографию. На правом косяке двери есть прямоугольный предмет. Это мезуза - знак еврейского дома. Тора предписывает прикреплять мезузу на косяке каждой двери жилища еврея, а также на воротах, ведущих во двор с улицы. Мезуза (множественное число - мезузот) - это свиток с двумя фрагментами Торы (Дварим, 6:4-9 и 11:13-21), написанными на иврите. Это первые два абзаца Шма. Они провозглашают единство Б-га и существование завета между Ним и еврейским народом. Мезуза должна быть написана от руки квалифицированным сойфером, писцом на пергаменте. Пергамент - это внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал гладким. Это один из древнейших известных нам материалов для письма. Для его изготовления может быть использована только кожа кошерного животного. Пергамент из кожи кошерной птицы непригоден, потому что в нем много отверстий от перьев. Если вы посмотрите на дверь еврейского дома, вы, вероятно, не увидите никакого пергамента. Он обычно помещается внутри защитного футляра. Это привело к определенной путанице по поводу того, что же такое мезуза. Некоторые ошибочно считают, что мезуза - это свиток вместе с футляром. Другие полагают, что футляр и есть мезуза. Люди даже покупают пустые футляры, считая что покупают мезузу! Мезуза - это свиток пергамента. Футляр нужен только для того, чтобы предохранить его от пыли и влаги. Некоторые евреи обходятся вовсе без футляров для мезузот внутри дома. Они оборачивают свиток в прозрачную пленку, чтобы видеть мезузу, а не футляр.
Под защитой Творца
Мезуза пользуется в народе Израиля особой любовью. Редко можно найти еврейский дом без мезузы: каждый еврей чувствует, что без мезузы в доме чего-то не хватает: не хватает символа, напоминающего всем входящим в дом, что этот дом - еврейский.
Кашрут — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи.
Определение
Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи, еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Талмуде (Устная Тора).
Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических (например, правомочность свидетелей) до бытовых (выбор ткани) и ритуальных (тфилин, цицит).
Кашрут пищи
В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат кошер.
Определение
Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи, еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы, а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Талмуде (Устная Тора).
Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических (например, правомочность свидетелей) до бытовых (выбор ткани) и ритуальных (тфилин, цицит).
Кашрут пищи
В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат кошер.
Жертвоприношение — форма религиозного культа, существовавшая во многих религиях древнего мира; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с Богом путем принесения ему в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.
Вплоть до разрушения Второго Храма жертвоприношение являлось основной формой еврейского священослужения.
Жертва. Роль в истории и культуре
Обычай жертвоприношения восходит к глубокой древности. В политеистических религиях жертвоприношение часто сводилось к попыткам умилостивить богов с помощью подношения им даров и предложения им пищи, однако также они служили средством выражения благодарности, преданности богам или демонстрации собственной ничтожности. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.
Формы жертвоприношения у древних израильтян были близки к формам ханаанского культа, однако Библия решительно отвергает и сурово порицает изуверские и оргиастические элементы этого культа, в первую очередь — человеческое жертвоприношение. В иудаизме библейского периода, так же как и в некоторых других развитых древних цивилизациях, обычай жертвоприношения приобрёл гораздо более возвышенный смысл. В еврейской религии он становится выражением покорности и благодарности Богу, но главным образом — основным средством искупления грехов и очищения от скверны (см. Ритуальная чистота).
Вплоть до разрушения Второго Храма жертвоприношение являлось основной формой еврейского священослужения.
Жертва. Роль в истории и культуре
Обычай жертвоприношения восходит к глубокой древности. В политеистических религиях жертвоприношение часто сводилось к попыткам умилостивить богов с помощью подношения им даров и предложения им пищи, однако также они служили средством выражения благодарности, преданности богам или демонстрации собственной ничтожности. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.
Формы жертвоприношения у древних израильтян были близки к формам ханаанского культа, однако Библия решительно отвергает и сурово порицает изуверские и оргиастические элементы этого культа, в первую очередь — человеческое жертвоприношение. В иудаизме библейского периода, так же как и в некоторых других развитых древних цивилизациях, обычай жертвоприношения приобрёл гораздо более возвышенный смысл. В еврейской религии он становится выражением покорности и благодарности Богу, но главным образом — основным средством искупления грехов и очищения от скверны (см. Ритуальная чистота).
Вопрос «Кто является евреем?» — одна из наиболее активно обсуждаемых проблем в религиозных, политических, юридических и общественных дискуссиях в еврейской среде. Проблематичность определения того, что такое «еврейство» заключается в том, что на иврите термин — означает религию, национальность, происхождение, этническую общность, культуру, а в Израиле ещё и юридический статус. Если ещё в XVII-XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.
Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Тем не менее, в истории еврейского народа неоднократно возникала необходимость в переоценке этого самоопределения.
Библейское определение еврейства
Еврейство по рождению
Как следует из текста Пятикнижия, ещё в эпоху патриархов в семье Авраама преобладала явная тенденция к бракам внутри своего рода. Так, в повествовании о браке Исаака с Ревеккой Авраам даёт своему рабу следующее указание:
Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право — Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Тем не менее, в истории еврейского народа неоднократно возникала необходимость в переоценке этого самоопределения.
Библейское определение еврейства
Еврейство по рождению
Как следует из текста Пятикнижия, ещё в эпоху патриархов в семье Авраама преобладала явная тенденция к бракам внутри своего рода. Так, в повествовании о браке Исаака с Ревеккой Авраам даёт своему рабу следующее указание:
Галаха — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев.
Термин происходит от еврейского глагола «hалах» — «идти» или «ходить» — и обозначает «путь действия», «истинный путь жизни», «руководство», «традицию» и «обычай». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется «тот, кто ходит непорочно».
Поскольку жизнь религиозных ортодоксальных евреев во всех своих проявлениях регулируется религиозным законом, Галаха включает в себя все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма и многие дополнения к ним. Кроме того, в сферу Галахи входят правовые решения различных раввинов, устанавливающие нормы религиозного поведения или утверждающие отдельные законы.
В форме множественного числа («hалахот») это собрание законов. Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному. Согласно ортодоксальной традиции, Галаха была дана Богом Моисею на горе Синай и устно передавалась из поколения в поколения, пока не была записана в Мишне. Исторически установлено, что развитие Галахи начинается во времена Эзры (Ездры), когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в их повседневной жизни.
Термин происходит от еврейского глагола «hалах» — «идти» или «ходить» — и обозначает «путь действия», «истинный путь жизни», «руководство», «традицию» и «обычай». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется «тот, кто ходит непорочно».
Поскольку жизнь религиозных ортодоксальных евреев во всех своих проявлениях регулируется религиозным законом, Галаха включает в себя все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма и многие дополнения к ним. Кроме того, в сферу Галахи входят правовые решения различных раввинов, устанавливающие нормы религиозного поведения или утверждающие отдельные законы.
В форме множественного числа («hалахот») это собрание законов. Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному. Согласно ортодоксальной традиции, Галаха была дана Богом Моисею на горе Синай и устно передавалась из поколения в поколения, пока не была записана в Мишне. Исторически установлено, что развитие Галахи начинается во времена Эзры (Ездры), когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в их повседневной жизни.
ВОЗРАСТ ИСПОЛНЕНИЯ МИЦВОТ
Все знают, что Бар-мицва — это празднество, отмечающее первое приближение к Торе юноши, которому исполнилось 13 лет. Однако термин «Бар-мицва» — «сын заповеди» (эквивалент для женщины «Бат-мицва» — «дочь заповеди»), т. е. в буквальном смысле — «тот, кто обязан выполнять заповеди», первоначально употреблялся применительно не к празднованию, а к самому ребенку, в честь которого это празднование устраивалось
Любой ребенок, рожденный еврейской матерью, автоматически является евреем, но пока девочки не достигнут возраста двенадцати лет и одного дня, а мальчики — тринадцати лет и одного дня, они не имеют религиозных прав и обязательств членов еврейской общины. Только в этом возрасте они становятся Бар и Бат-мицва — людьми, которые отныне связаны религиозными обязательствами и ответственностью, существующими в жизни евреев. Это превращение происходит всегда и со всеми, независимо от того, сопровождается оно празднованием или нет.
Церемония Бар/Бат-мицва является, таким образом, обрядом, знаменующим переход подростка к обязанностям людей зрелого возраста. Это можно сравнить с получением права голосовать на выборах: человек автоматически становится гражданином при рождении, но привилегия участия в выборах предоставляется ему значительно позже, в том возрасте, когда он считается достаточно ответственным. Возможно сравнение и с достижением совершеннолетия: только в этом возрасте люди становятся ответственны за соблюдение закона и могут подвергаться наказанию в случае его нарушения.
Все знают, что Бар-мицва — это празднество, отмечающее первое приближение к Торе юноши, которому исполнилось 13 лет. Однако термин «Бар-мицва» — «сын заповеди» (эквивалент для женщины «Бат-мицва» — «дочь заповеди»), т. е. в буквальном смысле — «тот, кто обязан выполнять заповеди», первоначально употреблялся применительно не к празднованию, а к самому ребенку, в честь которого это празднование устраивалось
Любой ребенок, рожденный еврейской матерью, автоматически является евреем, но пока девочки не достигнут возраста двенадцати лет и одного дня, а мальчики — тринадцати лет и одного дня, они не имеют религиозных прав и обязательств членов еврейской общины. Только в этом возрасте они становятся Бар и Бат-мицва — людьми, которые отныне связаны религиозными обязательствами и ответственностью, существующими в жизни евреев. Это превращение происходит всегда и со всеми, независимо от того, сопровождается оно празднованием или нет.
Церемония Бар/Бат-мицва является, таким образом, обрядом, знаменующим переход подростка к обязанностям людей зрелого возраста. Это можно сравнить с получением права голосовать на выборах: человек автоматически становится гражданином при рождении, но привилегия участия в выборах предоставляется ему значительно позже, в том возрасте, когда он считается достаточно ответственным. Возможно сравнение и с достижением совершеннолетия: только в этом возрасте люди становятся ответственны за соблюдение закона и могут подвергаться наказанию в случае его нарушения.
На месяцы тевет и шват приходится по одному памятному дню – траурный день 10 Тевета и радостный день 15 Швата. Считается, что 10 числа месяца тевета Навуходоносор осадил Иерусалим (в начале 587 года до н. э.). В память об этом событии, за которым последовало взятие города и разрушение Храма, установлен пост. Литургия этого дня такая же, как в остальные посты (ср. описание поста Гедальи). Еврейский календарь устроен так, что 10 Тевета – это единственный пост, который может приходиться на пятницу, т. е. на день непос- редственно перед Субботой. С другой стороны, 10 Тевета никогда не может быть Субботой, поэтому никогда не возникает необходимость переноса этого поста на другой день 10 января/2006
В хронологии особо печальных событий еврейской истории 10-е Тевета является первым, а затем следуют 17-е Тамуза, 9-е Ава и Пост Гедалии.
Как мы говорили неоднократно, в еврейской традиции события исторического плана практически всегда трактуются, как имеющие духовную, мистическую или религиозную предпосылку. Такое объяснение осаде Иерусалима и разрушению Храма мы находим в Книге Царей.
Когда евреи пришли в Израиль, Б-г поставил им одно основное условие: «Соблюдайте же все Мои постановления и все Мои законы, исполняйте их, дабы не исторгла вас земля, в которую Я веду вас, чтобы вы жили в ней». (Ваикра; 20)
Из двадцати одного поколения евреев, живших в Израиле до разрушения Первого Храма, лишь некоторые соблюдали божественные законы и заповеди – как простой народ, так и священнослужители, переняли обычаи языческих народов, живших рядом с ними, и наполнили страну идолами, поклонялись культовым деревьям и изваяниям.
Чтобы вернуть народ к Торе, Б-г послал ему пророков, но и пророки взывали к сынам Израиля напрасно… «пока не разгневался Г-сподь на Свой народ так, что уже не было исцеления». (Диврей Гаямим II, 36).
В хронологии особо печальных событий еврейской истории 10-е Тевета является первым, а затем следуют 17-е Тамуза, 9-е Ава и Пост Гедалии.
Как мы говорили неоднократно, в еврейской традиции события исторического плана практически всегда трактуются, как имеющие духовную, мистическую или религиозную предпосылку. Такое объяснение осаде Иерусалима и разрушению Храма мы находим в Книге Царей.
Когда евреи пришли в Израиль, Б-г поставил им одно основное условие: «Соблюдайте же все Мои постановления и все Мои законы, исполняйте их, дабы не исторгла вас земля, в которую Я веду вас, чтобы вы жили в ней». (Ваикра; 20)
Из двадцати одного поколения евреев, живших в Израиле до разрушения Первого Храма, лишь некоторые соблюдали божественные законы и заповеди – как простой народ, так и священнослужители, переняли обычаи языческих народов, живших рядом с ними, и наполнили страну идолами, поклонялись культовым деревьям и изваяниям.
Чтобы вернуть народ к Торе, Б-г послал ему пророков, но и пророки взывали к сынам Израиля напрасно… «пока не разгневался Г-сподь на Свой народ так, что уже не было исцеления». (Диврей Гаямим II, 36).
Шииты — общий термин, означающий последователей ряда течений ислама - шииты-двунадесятники, алавиты, друзы, исмаилиты и др. В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников ("шииты-12"), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии.
Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка («шиа») сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммад назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Среди приверженцев шиизма непропорционально много представителей неарабоязычных народов (ираноязычные, урдуговорящие, берберские), а также народов, входивших в сферу влияния средневековой Персии.
Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бакру. В начале второй половины VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка («шиа») сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талибу, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммад назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Среди приверженцев шиизма непропорционально много представителей неарабоязычных народов (ираноязычные, урдуговорящие, берберские), а также народов, входивших в сферу влияния средневековой Персии.