Суфизм

Религия
Суфизм — от арабского слова «суф» — шерсть), мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее в рамках суннизма в VIII—IX веках и окончательно сформировавшееся в X—XII веках в самостоятельное религиозно-философское учение. Не представляет собой единого целого, поскольку существует в виде отдельных братств (тарикат).

Суфии и ислам

Суфизм является неотъемлемой частью ислама и не существует иного суфизма, кроме исламского. Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество. Такой муршид (суфийский шейх, устаз) является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Тот, у которого нет иждаза от своего шейха на наставление мюридов не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату). Суфизм является живой практикой ислама. Всё противоречащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»).

Сунниты

Религия
Сунниты — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают идею об особой природе Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.

Особенности суннизма

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне (поступкам и высказываниям) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи); принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому); признание законности правления первых четырех («праведных») халифов — Абу Бакра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али).

Исмаилизм

Религия
Исмаилизм — религиозное движение в шиитской ветви ислама. Возникло в конце VIII в. Имеет свою иерархию имамов. Титул имама — главы общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. Нынешним исмаилитским имамом является Ага Хан IV. Исмаилитов в наше время около 15 миллионов.

История

Возникновение секты исмаилитов связывают с расколом в шиитском движении, произошедшем в 765 году.

В 760 году Джафар ас-Садык, шестой шиитский имам, лишил своего старшего сына Исмаила права законного наследования имамата. Формальной причиной этого решения стало чрезмерное увлечение старшего сына алкоголем, запрещенным законами шариата. Однако истинная причина, по которой право наследования имамата было передано младшему сыну, заключалось в том, что Исмаил занимал крайне агрессивную позицию в отношении суннитских халифов, что могло нарушить сложившееся равновесие между двумя религиозными конфессиями, выгодное как шиитам, так и суннитам. К тому же, вокруг Исмаила стало сплачиваться антифеодальное движение, развернувшееся на фоне резкого ухудшения положения простых шиитов. Низшие и средние слои населения связывали с приходом к власти Исмаила надежды на существенные перемены в социально политической жизни шиитских общин.

Друзы

Религия
Друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа, являющаяся одним из ответвлений исмаилизма. Проживают в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле. Существуют многочисленные группы друзов в США, Канаде, Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском бассейне и других странах, состоящие из потомков эмигрантов.

Религия друзов откололась в 11 веке от шиитской секты исмаилитов, но, в последующем, значительно изменилась. Друзское вероучение возникло в начале 11 века под влиянием проповеди миссионера Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази (и названа по его имени) среди исмаилитов Египта и Южного Ливана. Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы», как самоназвание не употребляют (часто воспринимают его, как оскорбительное). Они используют в отношении себя слово «мувахиддун» (или Ахль ат-таухид), которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся».

Переход друза в другую религию невозможен, так как он означал бы и утерю национальной принадлежности. Друзом считается только тот, чьи мать и отец — друзы. Принять вероисповедание друзов невозможно, так как не существует института перехода в друзскую веру. Сами друзы, верящие в переселение душ, утверждают, что каждой душе человеческой была представлена возможность принять друзское вероисповедание в период так называемых «отворенных врат» (до 15 века христианского летоисчисления, по некоторым другим сведениям — до 12-13 века х.л.). Все души, которые приняли решение о принятии друзской веры, перерождаются в друзов, остальные души отказались от перехода в друзскую веру.

Алавиты

Религия
Алавиты (алауиты) также известны как «кызылбаши», «Али-Алла» (обожествляющие Али) или нусайриты (по имени основателя); К.М. Базили в авторитетнейшей работе "Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении" использует термин "мутаалии".

Алавиты - название для ряда исламских религиозных направлений, ответвлений или сект, по мнению некоторых специалистов, стоящих на границе между шиизмом (гулат) и особой религией. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы Ибн Таймийи) считают, что алавиты откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряла право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований ("джахилия").

Есть мнение, что термин Алавиты употребляется для самоназвания и обозначения не одной, а нескольких самостоятельных, различных как по генезису, так и по религии мусульманских сект, согласно которому турецкие "кызылбаши" и сирийские "алавиты" не имеют ни общих корней, ни общей религиозной практики. Например, в английской Википедии специально подчеркивается разница между терминами Alawi (в отношении сирийских нусайритов) и Alevi (в отношении турецких алавитов). С.Гафуров указывал на значительную разницу между турецкими и сирийскими алавитами, но подчеркивал, что этот вопрос остается в европейском востоковедении нерешенным. Различия между левантийскими и малоазиатскими группами нусайритов могут быть объяснены в рамках классификации алавитов на "солнечных" - "лунных" и "западных" - "восточных". Гафуров в рамках материалистического понимания истории религий подчеркивал, что разница в культе может и должна пониматься как результат различных социально-экономических условий существования алавитских социальных групп в Сирии и Турции, где религия нусайритов "отражает классовые интересы различных социальных групп - феодалов в Сирии и мелкобуржуазные слои в Турции".

Церковь Саентологии

Религия
Церковь саентологии — организация, представляющая основное течение саентологии. Организация была создана американским писателем-фантастом Роном Хаббардом в 50-х годах XX века. В 1982 году от организации отделилась Свободная Зона (основатель — Билл Робертсон), возникли и другие независимые организации.

История

* 1950 — АМА объявила «поход» против дианетики Хаббарда
* 1951 — первый судебный вердикт против дианетики (штат Нью-Джерси)
* 1951 — покушение на Хаббарда в его собственной квартире, укол в сердце неизвестным препаратом
* 1956 — спецслужба ФБР Койнтелпро (Counter-Intelligence Program) берёт Хаббарда и его единомышленников под плотный контроль: 15 лет спустя, благодаря запросу по «Акту о свободе информации, 1966 г.», правительство США созналось, что Койнтелпро проводило во внесудебном порядке прослушивание и взлом помещений, перлюстрацию писем, дезинформацию в прессе, дискредитацию перед работодателями, организовывало фискальные доносы против сайентологов
* 1958 — Министерство Юстиции США завело несколько дел на активных сайентологов, включая Хаббарда
* 1959 — под тяжестью судебных исков в США, Хаббард переезжает в Англию, организовав сайентологический центр в г. Сент-Хилл, Сассекс, где находится до 1966 года

Технология обучения

Религия
Технология обучения — это методология обучения разработанная Л. Р. Хаббардом, писателем-фантастом и основателем церкви саентологии. «Технология обучения» Хаббарда используется прихожанами церкви саентологии как часть их обучения саентологии. Она также распространяется за пределами церкви саентологии корпорацией «Прикладное образование», которая представляет технологию обучения как универсальный метод повысить уровень понимания любого студента, изучающего любой предмет.

Технология обучения в основном описывает «три препятствия в обучении» (отсутствие массы, слишком крутой градиент и непонятые слова) и способы как справиться с ними.

Цель обучения

Применение технологии обучения Хаббарда является практическим обучением, а не академическим. Поэтому целью обучения по технологии Хаббарда является применение изучаемых знаний на практике, что отличается от таких целей академического обучения как сдать экзамен или правильно ответить на заданый вопрос. Первое очень важное данное технологии обучения является следующим: «вы не сможете изучить какой-либо предмет если считаете, что уже всё знаете об этом предмете». Если студент может решить, что он ещё не знает всего об изучаемом предмете, то это препятствие легко преодолевается.

Случаи смерти, связанные с саентологией

Религия
Список людей, смерти которых предположительно способствовала саентология или саентологические организации.

* Albert Jacquier — был OT 7. Умер после продолжительной болезни в депрессии и без денег, в то время как саентологи должны были ему в сумме миллион долларов, но отказались отдавать долг.

* Andreas Ostertag — глава штутгартского отделения Церкви саентологии, утонул.

* Bob Mills — бывший саентолог, не дошел до ОТ 3. Покончил с собой. Его жена обвинила в этом Церковь саентологии.

* Carrie Slaughterbeck — умерла в возрасте 23 лет в одном из отделений Церкви саентологии, причина смерти не установлена.

* Elli Perkins — убита собственным сумасшедшим сыном, которому она не давала лекарства по указанию саентологов.

* Greg Bashaw — был OT 7. Разочаровался в саентологии, покончил с собой, надышавшись выхлопными газами своей машины.

* Heribert Pfaff — умер от сердечного приступа в 31 год, после того как перестал принимать лекарства согласно саентологическим рекомендациям.

Свободная Зона

Религия
Свободная зона — течение саентологии, обособленное от Церкви саентологии (ЦС) и состоящее из независимых друг от друга движений, групп и отдельных людей, исповедующих и практикующих саентологию в изначальном виде (как она изложена основателем Роном Хаббардом) или с модификациями, предложенными его последователями.

Свободная зона неоднородна по своим воззрениям — её участников объединяет желание практиковать саентологию свободно, без неприемлемых ограничений. В частности, члены СЗ отделяют себя от Церкви саентологии, усматривая в ней искажение изначального духа и методов философии Хаббарда. Многие основатели групп СЗ обучались в Церкви саентологии, но затем покинули её — поэтому ряд лидеров СЗ и некоторые наблюдатели рассматривают Свободную зону в рамках саентологии как аналог протестантизма в христианстве.

Церковь саентологии, в свою очередь, не признаёт принадлежности Свободной зоны к саентологии.

История

Свободная зона образовалась в начале 1980-х годов, когда часть сотрудников и прихожан покинула Церковь саентологии из-за несогласия с политикой нового руководства во главе с Дэвидом Мицкевичем. Среди основателей Свободной зоны были Билл Робертсон и Дэвид Мэйо, высокопоставленные сотрудники ЦС.

Дианетика

Религия
Дианетика — это предложенная Л. Роном Хаббардом методика работы с разумом, которая, согласно автору, может помочь снизить силу нежелательных ощущений и эмоций, нерациональных страхов и психосоматических заболеваний (зaболевaний, вызвaнных или усугубленных эмоционaльными рaсстройствaми). Её также описывают так: «то, как разум влияет на тело».

В академической среде не признана наукой.

В соответствии с исследованиями Л. Р. Хаббарда, причинами психосоматическими физических заболеваний и проблем с разумом являются находящиеся в реактивном уме записи испытанных человеком болезненных моментов, которые Л. Р. Хаббард назвал инграммами (тж. энграммами). Заявленная цель дианетики — помочь человеку избавиться от воздействия этой части разума. Это происходит путём многократного повторного переживания инграмм, вследствие чего они перестают оказывать воздействие на человека. Состояние, когда человек не имеет своего собственного реактивного ума, Л. Р. Хаббард назвал «клир» (англ. clear). По достижении этого состояния индивидуум становится способным полностью использовать свой потенциал.

Описание

Цель всего живого

В дианетике считается, что целью всех живых организмов, всех форм жизни, начиная с простых одноклеточных и заканчивая homo sapiens, является выживание. Более того, автор настаивает на том, что целью человека является исключительно выживание. Выживание в дианетике рассматривается как единственная динамика (т.е. движущая сила) формы жизни, объясняющая всю ее деятельность.

Церковь Объединения

Религия
ОСНОВАТЕЛЬ: Сан Мюн Мун.
ДАТА ОСНОВАНИЯ: 1954 г.

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Божественный Принцип» (Divine Principle).

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: ежемесячная газета The Unification News, ежемесячные журналы Insight и Today's World. Хотя газета Washington Times и не является официальным изданием Церкви Объединения, Церковь владеет и управляет ей.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА: главой международной Церкви Объединения является преподобный Мун.

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕРМИНЫ: последователи Муна иногда говорят о нем как о «Господе Второго Пришествия». Господь второго пришествия - это тот, кто должен исполнить миссию Иисуса Христа. Последователей в просторечии называют мунистами (мунитами).

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства, ВУЗовская ассоциация по изучению Принципа (ВАИП).

Караизм

Религия
Караизм (также караимизм, иногда называемый иудаизмом караимского толка) — предположительно религиозное течение в иудаизме, признаваемое ортодоксальными иудеями иудейской сектой, а представителями православной церкви — совершенно самостоятельной религией. Нужно отметить, что караимизм в работах М.С.Сарача и Ю.А.Полканова определяется как самостоятельное синкретическое религиозное течение, основу которого составляет Танах (Ветхий Завет); Талмуд боговдохновенным писанием караимы не признают.

Период зарождения относят предположительно к VIII веку. Важную роль в становлении вероучения сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караимизма пришелся на VIII—XII века. Караимизм исповедывают в настоящее время на территории Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, Украины, США, России.

Монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караизма пришелся на VШ-ХII вв. Караизм исповедовали иранцы, арабы, евреи, греки из общин на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции. Издавна учение попало в Крым. В VIII в. распространилось среди хазар. В России, включая Крым, учение исповедовали только крымские караимы-тюрки и русские, выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и Астраханской губернии.
В основе учения лежит Ветхий Завет в изначальной чистоте и с главными Принципами - любви к Богу и ближнему. Неукоснительно следуют словам Пророка - "Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того". В прошлом приверженцев учения называли Сынами Священного Писания.