Зороастризм

Религия
Флаг друзской общины
Или маздеизм, религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра (греч. Зороастр). Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. В Иране ее последователи насчитывают всего ок. 10 000 человек, и мусульмане называют их габарами («неверными»). В Индии, известные под именем парсов (от слова, означающего «персидский»), они насчитывают ок. 115 тыс. приверженцев и сосредоточены преимущественно в Бомбее и ряде других городов на севере Индии. Парсы – потомки переселенцев, покинувших Иран в 10 в.

Заратуштра. Время жизни Заратуштры остается предметом споров. Согласно иранской традиции, он жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333–330 до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако по мнению многих ученых, эта дата 590 до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова «до Александра» явились искажением первоначального «до Дария», где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522–486 до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336–330 до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи получают для Заратуштры дату ок. 750 до н.э., которая согласуется с тем, что для греков 4 и 5 вв. Заратуштра был фигурой столь древней, что они могли относить время его жизни за 6000 лет до Платона, – возможно, смешивая время его действительного рождения и время сотворения его духовного предшественника-двойника, который, согласно зороастризму, имеется у каждого человека.
Священная книга зороастризма – Авеста, однако, судя по ряду признаков, лишь определенную ее часть можно приписывать самому Заратуштре.

Бахаизм

Религия
Символ Веры Бахаи — стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре
“Вера бахаи”, “религия бахаи” - так называют свою религию её последователи. Слово “бахаи” (с ударением на последнем слоге) происходит от арабского слова “баха”, означающего “свет”, “сияние”, “слава”. Себя сторонники этой религии именуют тоже словом “бахаи”.

Бахаизм возник в Ираке в 60-х гг. XIX века. Ирак тогда находился в составе Турецкой империи. Городом, в котором сформировалась первая бахаистская община, был Багдад (сейчас - столица Ирака). Основателем новой религии был перс по имени Мирза Хусейн Али, ставший известным под именем Бахаулла 1(в переводе с арабского: Слава Божия). Родился Бахаулла в Тегеране в 1817 г. в семье знатного человека, который занимал пост первого министра при шахском дворе. В 1844 г. Бахаулла стал сторонником религиозного учения, которое называлось бабизмом. Бабизм (от имени своего основателя - Баба), став важным идейным источником бахаизма, в дальнейшем прекратил своё существование, причём именно его последователи и образовали первые общины бахаи. Главная идея бабизма, унаследованная бахаизмом, состояла в утверждении, что Мухаммад был последним пророком Бога не для всей истории человечества, а только для определённого исторического этапа, что после него новый этап открывают два пророка, одним из которых является Баб (в переводе с арабского: Врата), а имя второго, который придет позже, пока неизвестно. Баб объявил о своей миссии провозвестника нового Откровения в 1844 году в персидском городе Ширазе. За пропаганду инакомыслия он был арестован, подвергнут заключению и в 1850 г. расстрелян, а его последователей еще долго жестоко преследовали. В 1852 г. был арестован и Бахаулла. Он провёл в тюрьме 4 месяца, а затем, в 1853 г., был выслан из Тегерана в Багдад, а через 10 лет, в 1863 г., власти приняли решение выслать Бахауллу из Багдада в Стамбул. Перед выездом из Багдада 12 дней (с 21 апреля по 2 мая) Бахаулла жил в загородном саду. Этот сад впоследствии назвали словом Ризван (арабско-персидское слово “ризван” в буквальном переводе означает “довольство”, “удовлетворение”, в переводе по смыслу - “рай”). 21 апреля 1863 г. (этот день бахаисты сейчас называют “первым днём Ризвана”, считают днём рождения бахаизма и ежегодно отмечают его как большой религиозный праздник) он открыл своим ученикам истину, полученную им от Бога. Истина эта состояла в том, что он, Мирза Хусейн Али, отныне носит имя Бахаулла и является тем вторым пророком нового исторического этапа, о котором говорил Баб.

Синтоизм

Религия
Философия синто

Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — (ками). Некоторые ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, являются покровителями семей и родов. Другие ками представляют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.

Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди, души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.

История синто

Конфуцианство

Религия
Легенды повествуют о том, что когда Лао-Цзы был очень стар, его посетил ученый молодой человек из соседней провинции. Этот молодой человек , который провел большую часть своей жизни в учении, явился, чтобы задать несколько вопросов. Как и Лао-Цзы, он был озабочен состоянием жизни в Китае. Он также верил в то, что в старые добрые времена "Золотого Века" жизнь людей была лучше, да и страна в целом была более процветающей. Этим молодым человеком был Конфуций. Он пришел к этим убеждениям путем длительного изучения и исследования древней китайской литературы. По мере того как он собирал и переводил классическую литературу, он нашел то, что по его мнению, было ключом к разгадке более счастливой жизни прежних дней. Чтобы по-настоящему понять философию Конфуция, мы по-прежнему обращаемся к его комментариям по поводу этой классики. Аналекты - рассказы о Конфуции, а также и его рассуждения о жизненных ситуациях - это повествование о том, что нужно делать, чтобы достичь блага.

И Лао-Цзы, и Конфуций были обеспокоены социальной и нравственной незрелостью своего поколения. На вызов, брошенный жизнью, Лао-Цзы дал радикальный ответ, что законы и обычаи его времени противоестественны, и поэтому следует уклоняться от их исполнения. Конфуций как истинный консерватор учил, что следует сохранять и должным образом развивать все лучшее, что осталось от прошлого. В этом прошлом находится ключ к настоящему и грядущему. Он не стремился основать ни новую религию, ни новую этическую систему.

Перед Конфуцием встали те же основные вопросы, которые занимали Лао-Цзы. Что такое жизнь? Как я могу наилучшим образом прожить в этом мире? Как жить, чтобы быть счастливым? Кто я? За частью ответов Конфуций, как и Лао-Цзы, обратился к природе и Дао. Он заметил, что все в природе находится в гармонии друг с другом. Он пришел к заключению, что человек может учиться у природы. Самое лучшее, что люди могут сделать в этом мире, это следовать путем природы и гармонии.

Као Дай

Религия
Патриарх Нго Ван Чеу
Новая синкретическая монотеистическая религия, основанная в городе Тай Нинь на юге Вьетнама в 1926.

Возникновение и развитие религии Као Дай

В двадцатые годы Вьетнам был французской колонией под названием Кохинхина. Ле Ванг Трунг занимал важный пост в правительстве французской администрации. Уходя на пенсию, Ле Ванг Трунг решил посвятить себя медитациям и ушёл в горы. В 1926 году после ряда высших откровений он вместе со своими друзьями основал новую религию. Высшее существо который явило себя, получило название Као Дай (Бог), который явно потребовал основания новой религии. Религия быстро набирала себе сторонников. Первыми посвящёнными были 247 человек, потом их количество скоро выросло до 26000, в городе Тай Нинь в Южном Вьетнаме был построен большой храм.

Поначалу французская администрация относилась к новой религии благосклонно, но уже к началу войны каодайцев было несколько миллионов и они сформировали собственную армию, с которой приходилось считаться. Эта армия сотрудничала с японцами во время краткосрочной оккупации Вьетнама. После войны французы и американцы относились к Као Дай с большим подозрением, а проамериканское правительство Южного Вьетнама Као Дай явно не поддерживало, отчего каодайцы симпатизировали коммунистам. Победа вьетнамского сопротивления и уход американцев из Южного Вьетнама однако привели к тому, что вьетнамские власти фактически запретили Као Дай, и только в конце 80-х годов с Каодай стали постепенно снимать ограничения.

Даосизм

Религия
Даосизм — явление причудливое, разное, как лоскутное одеяло. Это не религия, не учение, не философия, не даже конгломерат школ. Скорее, особый настрой сознания, присущий китайскому этносу. Если конфуцианство — это то, как о себе думают сами носители этой традиции, то даосизм — это то, что они есть на самом деле, причем эти части «я» — «я» реальное и «я» идеальное — нерасторжимы и обязаны жить вместе.
Даосизм — термин в какой-то мере случайный, так конфуцианцы называли всех тех людей — а их было много, которые «говорили о Дао». Они могли совершать разные ритуалы и придерживаться разных видов практик, быть лекарями, знахарями, магами, бродячими воинами.
Даосизм оставил после себя немалое количество символов, которые связаны с самыми древними, наиболее архаическими представлениями о духах, «этажах» Неба, путешествиях в загробный мир и общении с предками. Даосизм до сих пор широко использует своеобразную «тайнопись», столь напоминающую магические знаки шаманов, — систему несколько видоизмененных иероглифов, которые, будучи написанными, например, на стене дома или на цветной бумаге, определенным образом влияют на мир духов.
Святости и «трепетания души» перед встречей с божественным в даосизме быть не может, ибо Дао не требует личного переживания. Здесь важнее практический аспект саморазвития, многочисленные методики «внутреннего искусства» (нэйгун), сексуальные практики пестования энергии-ци и семени-цзин, приводящие к рождению в организме «бессмертного зародыша».
Как-то известный каллиграф и последователь даосизма Ван Сичжи, любивший есть гусей, попросил одного из них у известного даоса, который выращивал этих птиц. Даос отказал, Ван Сичжи обращался со своей просьбой еще несколько раз, но ответ был по-прежнему отрицательным. Наконец даос смилостивился над каллиграфом и сказал, что отдаст гуся, если Ван Сичжи своей рукой перепишет «Дао дэ цзин». Тот так и сделал, и странный обмен священного текста на несвященного гуся состоялся. Обычно эту историю приводят как образец популярности даосского учения, но разумнее усмотреть в ней преданность гусю — то есть абсолютное отсутствие различия между священным и мирским.

Антипапа

Религия
Феликс V, он же герцог Амедей VIII Савойский, последний исторический антипапа
Антипапа — термин, которым в католической церкви принято именовать человека, ложно присвоившего себе звание папы. Обычно вопрос о том, кто из претендентов, одновременно оспаривавших папский сан, являлся законным папой, а кто антипапой, решался уже после исторической «победы» приверженцев одного из них. Относительно некоторых претендентов на папство данная проблема не решена до сих пор.

Традиционно считается, что первым антипапой был св. Ипполит (III век), а последним — Феликс V (1440—1449). Наиболее серьёзный раскол церкви, когда одновременно правили признаваемые разными странами два папы (а затем и три — в Риме, Авиньоне и Пизе) — это Великая схизма конца XIV — начала XV веков.

При принятии папами порядкового номера обычно номер папы, признанного антипапой, не учитывается. Но так бывает не всегда: например, Александр VI принял шестой номер, хотя Александр V был антипапой.

Антипапы (до Феликса V) включаются в официальный перечень римских пап (Annuario pontifico) c соответствующей пометкой.

Перечень антипап

(Взято из списка римских пап и антипап)

Телема

Религия
Телема (названная так по греческому слову, означающему "воля") - это философская школа и религиозная система, которая была создана в 1904 году, когда британский маг Алистер Кроули (1875-1947) получил от таинственной "сущности" по имени Айвасс основополагающий документ Liber AL Vel Legis Sub Figura CCXX. Первоначально эта книга была названа Liber L, а позднее переименована в Liber AL, также ее часто называют Liber Legis, или Книга Закона.

Кроули верил, что Айвасс - не кто иной, как его Святой Ангел-Хранитель. Это таинственное существо предрекло, что на смену нынешнему Эону, времени умирающих и воскресающих Богов, (названного по имени египетского Бога Осириса), грядет новый Эон, который олицетворяет сын Осириса - Коронованный Ребенок-Победитель Гор. Себя Кроули считал Пророком нового Эона, который призван возвестить о нем людям.

Основную концепцию Закона нового Эона можно сформулировать двумя цитатами из Книги Закона:

1. "Делай что изволишь - таков весь Закон" (AL I:40)

2. "Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей" (AL I:57)

Для того, чтобы разъяснить себе и другим Книгу Закона, Кроули написал многочисленные комментарии. Предполагается, что телемиты (последователи Учения Телемы) должны истолковать эту книгу сами, каждый для себя, основываясь на комментариях Кроули и других работах; но не ограничиваться лишь собственными интерпретациями и, тем более, не навязывать их другим.

Тантра

Религия
Понятие Тантра имеет множество значений. Каждый индийский мыслитель привносил в разнообразие её значений новые уточнения. В зависимости от контекста «Тантра» означает нить, ткань, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, систему, теорию, доктрину, научное открытие, вид творчества. Наконец, Тантра - это мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание.

Есть мнение, что «тан» происходит от «Тантра» и имеет значение выставлять, объяснять. В этих специальных значениях термин «Тантра» часто употребляется в литературе, не имея при этом никакого отношения к «тантризму».

Тантра означает также «ткач, ткачество». Согласно Тантре, Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё имеет своё место и всё происходит под её кровом.

Санскритское слово «Тантра» возникло не ранее XI века. Происхождение этого слова можно объяснить также присоединением к корню «тан» (со значением растягивать, распространять) суффикса -тра (означает принадлежность к какому-либо инструменту), то есть в буквальном смысле - расширение поля сознания, прикосновение к высшему сознанию, основе бытия. Цель Тантры - пробуждение «вместилища» непознанных возможностей и их использование.

Спиритизм

Религия
Спиритизм (от лат. spiritus - душа, дух)

1. Вера в существование духов, могущих вступать в сношения с людьми через посредство различных физических явлений. Общение с духами и душами умерших, по мнению спиритов, возможно только при посредстве лиц (медиумов), одаренных особой таинственной силою. Духи проявляют себя и дают ответы на вопросы посредством стуков, столоверчения, автоматического письма. Начало спиритизма относят к глубокой древности.
2. Религиозная и философская доктрина, установленная во Франции в середине 19-го столетия Алланом Кардеком. Термин был выдуман им как определенное название доктрины, которую он собирался издавать, но, учитывая тот факт, что слово было создано от корней, пущенных с общего языка, это было скоро включено в нормальное использование и использовалось, чтобы назвать другие доктрины также, хотя оригинальные знатоки спиритизма выступают против этого использования.
Далеко не все верят в то, что у человека есть душа. Далеко не все верят, что душа бессмертна, даже среди тех, кто верит в это, лишь немногие допускают, что души умерших можно "вызывать" и беседовать с ними на различные темы. Но и из этих последних многие сомневаются в том, что духам умерших открыто будущее живых. Такова плата за прогресс и культуру: одно из наиболее интересных и эффективных предсказательных искусств недалекого прошлого приобрело одиозную репутацию, впало в забвение и стремительно выродилось. Везде, где верят в Единого Бога, спиритизм и некромантия считаются занятием дьявольским и преступным, и это неудивительно, ведь собеседование с усопшими - это элемент языческого культа предков, который во много раз старше любой из нынешних мировых религий. Впрочем, в этом есть свой резон.

Сатанизм

Религия
Сатанизм — мировоззрение и официально практикуемая Церковью Сатаны философия и религия, положения которой были сформулированы в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (ЛаВей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько тысяч последователей по всему миру.

Сатана в сатанизме воспринимается как позитивный символ мировоззрения — символ свободы, саморазвития и эгоизма (так называемого разумного эгоизма). Согласно ЛаВею, «Сатана — это символ, ничего более. Сатана символизирует нашу любовь ко всему земному и отрицание бледного бесплодного образа Христа на кресте»

Люцифер. Страшное имя, сразу же представляющее нашему воображению омерзительный лик дьявола. А ведь имя это переводится дословно как "несущий свет", так был назван один из прекраснейших Божьих ангелов. Но Люциферу и этого оказалось мало. Он упивался своим ангельским происхождением, сверхъестественными способностями, бессмертием и приближенностью к Богу. Однако гордость его со временем стала так велика, что он не захотел иметь над собой никаких господ, даже Господа Бога. И Люцифер взбунтовался, свершив своеобразный военный переворот и возглавив армию таких же недовольных своей судьбой ангелов, вместе с которыми и повел войну за господство. Бог решил покарать мятежных ангелов за гордыню и поручил командование своими войсками архангелу Михаилу. "И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали (против них), но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

Орден Золотая Заря

Религия
Орден «Золотая Заря» — Герметическая оккультная организация, основанная Самуэлем Матерсом в 1887 году.

На мысль о создании нового Герметического Ордена Матерса вдохновило общество «английских розенкрейцеров», основанное двадцатью годами раньше Робертом Уэнтвортом Литтлом из магистров различных масонских лож. В его состав входило 194 человека.

«Золотая Заря», не получившая еще такого распространения как учение розенкрейцеров, ставила своей целью занятие церемониальной магией, оккультизмом, участие в обрядах инициаций в различных масонских ложах, стремясь получить таким образом тайные знания и способности. Первыми лидерами Ордена были Вудман , Матерс и Винн Уэсткотт, добившиеся того, что «Золотая Заря» поддерживала тесные контакты со сторонниками антропософского учения Рудольфа Штейнера и членами некоторых движений, пользовавшихся влиянием в обществе периода до расцвета нацизма.

Так, к примеру, один из английских розенкрейцеров Роберт Уэнтворт Литтл не только оказывал влияние на «Золотую Зарю» с самого момента ее создания, но и поддерживал отношения с немецкими розенкрейцерами. В частности с доктором Вилли Леем, основавшем в Берлине секретное общество, названное «Блистающая ложа» или «Общество Вриля». С «Ложей»; вступил в контакт Карл Хаузхофер, входивший вместе с Дитрихом Экардтом , Альфредом Розенбергом , Рудольфом Гессом и Адольфом Гитлером в «Общество Туле».