Выбор адекватного метода сбора данных и его обоснование – неизбежная часть социологического исследования. «Метаметодика – методологическая процедура или исследовательская стратегия особого рода, содержащая логику перехода от теоретического уровня к эмпирическому и, наоборот, в процессе получения знания в эмпирической социологии по некоторой объяснительной схеме, в основе которой лежит определенный общенаучный метод познания» [85, C. 28].
Выбор метода не может быть произвольным. Критерии выбора метода - конкретная задача (объективные возможности метода, его коммуникативные характеристики) и исследовательская ситуация (специфика изучаемой темы, а также субъективные оценки и предпочтения самих респондентов). Изучение принципиально новых, становящихся качеств реальности («чуждого») требует качественных методов. Если же объектом анализа выступают достаточно стабильные структуры, плодотворен количественный подход. Исследовательская ситуация характеризуется, прежде всего, доступностью поля и материальными ресурсами, что для нашей социологии сегодня крайне актуально.
Выбор метода не может быть произвольным. Критерии выбора метода - конкретная задача (объективные возможности метода, его коммуникативные характеристики) и исследовательская ситуация (специфика изучаемой темы, а также субъективные оценки и предпочтения самих респондентов). Изучение принципиально новых, становящихся качеств реальности («чуждого») требует качественных методов. Если же объектом анализа выступают достаточно стабильные структуры, плодотворен количественный подход. Исследовательская ситуация характеризуется, прежде всего, доступностью поля и материальными ресурсами, что для нашей социологии сегодня крайне актуально.
Методами в качественном исследовании являются способы сбора, обработки и анализа информации о конкретных индивидах и их личностных смыслах. Это часть более общей социологической методологии, где объектом интереса являются индивиды как исполнители социальных ролей, предметом исследования - микроанализ конкретных ситуаций социального взаимодействия. Важным методом познания является понимание и интерпретация личностных смыслов в социологических понятиях. Язык исследования максимально приближен к практике повседневного общения.
К качественным методам относят: метод фокус-групп, свободное интервью, биографическое интервью, анализ личных документов (текстовых, реже - фото- и видеоисточников), метод case-study, этнографические методы - включенное наблюдение, глубокое и полуструктурированное интервью, документирование событий. Список этот неполный и он постоянно пополняется новой номенклатурой, поскольку качественные методы – наиболее динамично развивающаяся область социологической методологии.
К качественным методам относят: метод фокус-групп, свободное интервью, биографическое интервью, анализ личных документов (текстовых, реже - фото- и видеоисточников), метод case-study, этнографические методы - включенное наблюдение, глубокое и полуструктурированное интервью, документирование событий. Список этот неполный и он постоянно пополняется новой номенклатурой, поскольку качественные методы – наиболее динамично развивающаяся область социологической методологии.
Качественные методы выполняют в социологических исследованиях целый ряд важных познавательных функций, которые не могут выполняться количественными методами. С.А. Белановский выделяет следующие функции качественных исследований: обеспечение связи с социальными проблемами, компенсация слабости теории, формирование целостного образа объекта или проблемы, выявление значимых социальных фактов, обеспечение динамизма исследовательского процесса, формирование системы понятий и обслуживание «переднего края» научных исследований, заполнение брешей между количественными параметрами, преодоление смыслового распада и логических спекуляций, изучение объектов, не поддающихся количественному описанию, преодоление мифов, взаимодействие с обыденным сознанием.
Наиболее важными с методологической точки зрения являются:
Обеспечение связи с социальными проблемами. Социальные науки со времени своего возникновения традиционно в значительно большей степени ориентировались на решение социальных проблем, … в конечном счете, мотивировались и структурировались ими. … Важное значение имеет «чувствительность методического аппарата к обнаружению социальных проблем на ранних этапах их возникновения»….
Наиболее важными с методологической точки зрения являются:
Обеспечение связи с социальными проблемами. Социальные науки со времени своего возникновения традиционно в значительно большей степени ориентировались на решение социальных проблем, … в конечном счете, мотивировались и структурировались ими. … Важное значение имеет «чувствительность методического аппарата к обнаружению социальных проблем на ранних этапах их возникновения»….
Различие между качественными и количественными методами можно выразить следующим образом: если количественное исследование отвечает на вопрос «как часто и как долго», то качественное исследование получает качество отношения, положительное или отрицательное. Данные анализируются не математически, а путем аналитического раскрытия их субъективного смысла.
Количественным исследованиям свойственно функциональное разделение труда между руководителями исследования – профессиональными социологами и узкоспециализированными исполнителями, не имеющими социологической подготовки. В плане разделения труда это сотрудничество узкоспециализированных исполнителей – анкетеров, кодировщиков, контролеров, программистов, в котором социолог является координатором.
В качественном исследовании, когда объект исследования представляет определенную сложность для изучения (малоисследованная проблема, закрытость для внешнего наблюдения, трудно контролировать работу исследователей в поле), а также когда инструментарий предполагает «мягкие» методы исследования, то требования к подбору участников исследования возрастают. Здесь требуется сотрудничество универсалов, каждый из которых выполняет все операции от сбора первичных данных до их обработки и анализа, интерпретации и написания выходных документов. Подготовка исполнителей слишком сложна, и в качестве исполнителей лучше всего привлекать социологов.
Количественным исследованиям свойственно функциональное разделение труда между руководителями исследования – профессиональными социологами и узкоспециализированными исполнителями, не имеющими социологической подготовки. В плане разделения труда это сотрудничество узкоспециализированных исполнителей – анкетеров, кодировщиков, контролеров, программистов, в котором социолог является координатором.
В качественном исследовании, когда объект исследования представляет определенную сложность для изучения (малоисследованная проблема, закрытость для внешнего наблюдения, трудно контролировать работу исследователей в поле), а также когда инструментарий предполагает «мягкие» методы исследования, то требования к подбору участников исследования возрастают. Здесь требуется сотрудничество универсалов, каждый из которых выполняет все операции от сбора первичных данных до их обработки и анализа, интерпретации и написания выходных документов. Подготовка исполнителей слишком сложна, и в качестве исполнителей лучше всего привлекать социологов.
Качественные методы связываются с рядом теоретических традиций в социологии. Это символический интеракционизм, феноменологическая традиция и этнометодология. В совокупности эти подходы называют субъективной социологией, интерпретативной или «понимающей» парадигмой, микросоциологией. Следуя традициям М. Вебера, качественное исследование выясняет, какие значения придает субъект своему действию. Эти субъективные значения интерпретируются исследователем и выстраиваются в определенной логической последовательности для конструирования типических моделей человеческого поведения.
Качественное исследование – особый способ сбора, обработки и анализа данных путем аналитического раскрытия субъективного смысла высказываний индивида.
Объектом качественного исследования становятся конкретные индивиды, а предметом интереса служат роли и характер их исполнения.
Качественное исследование – особый способ сбора, обработки и анализа данных путем аналитического раскрытия субъективного смысла высказываний индивида.
Объектом качественного исследования становятся конкретные индивиды, а предметом интереса служат роли и характер их исполнения.
- за эксперимент иногда выдается один из видов наблюдения;
- нет связи между проведенным Э. задачами и гипотезами И.
- в качестве независимой переменной выделен фактор. Который не является причиной процессов, происходящих в изучаемом явлении.
- были допущены ошибки при формировании экспериментальных и контрольных групп;
- связи между независимыми и зависимыми переменными носят случайный характер.
- не обеспечен достаточный уровень измерения и контроля за состоянием переменных и т.д.
- нет связи между проведенным Э. задачами и гипотезами И.
- в качестве независимой переменной выделен фактор. Который не является причиной процессов, происходящих в изучаемом явлении.
- были допущены ошибки при формировании экспериментальных и контрольных групп;
- связи между независимыми и зависимыми переменными носят случайный характер.
- не обеспечен достаточный уровень измерения и контроля за состоянием переменных и т.д.
Деление экспериментов проходит последующим основаниям.
По специфике исследовательской задачи, эксперименты бывают:
– научными;
– эксперимент как способ апробирования определенной идеи, опыта в области решения задач по непосредственному управлению общественными процессами.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые и лабораторные.
По характеру логической структуры доказательств Э. делятся на параллельные и последовательные.
Важнейшими нормативными требованиями Э. являются:
- четкая ориентация на гипотезы исследования;
- высокий уровень познания и описания исследуемого объекта;
По специфике исследовательской задачи, эксперименты бывают:
– научными;
– эксперимент как способ апробирования определенной идеи, опыта в области решения задач по непосредственному управлению общественными процессами.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на полевые и лабораторные.
По характеру логической структуры доказательств Э. делятся на параллельные и последовательные.
Важнейшими нормативными требованиями Э. являются:
- четкая ориентация на гипотезы исследования;
- высокий уровень познания и описания исследуемого объекта;
Первый этап – теоретический, составление программы Э., которая состоит из всех структурных элементов программы социологического исследования. Необходимо сформулировать проблему, определить объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. Ведущей задачей при составлении программы является формулирование гипотезы и планирование ее проверки в системе факторов, детерминирующих поведение объекта.
Второй этап – разработка планы проведения эксперимента.
Третий – реализация программы Э. 1. Происходит формирование экспериментальной и контрольной групп. В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборке. Которая обеспечит их эквивалентность. 2. Предварительно обе группы проходят претест, т.е.. у них измеряют несколько переменных, которые намереваются изменить. 3. Далее вводятся независимые переменные, т.е. планируемые и контролируемые изменения. 4. Затем измеряются зависимые переменные, т.е. последствия нововведений. Это называется пост-тестом.
Второй этап – разработка планы проведения эксперимента.
Третий – реализация программы Э. 1. Происходит формирование экспериментальной и контрольной групп. В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборке. Которая обеспечит их эквивалентность. 2. Предварительно обе группы проходят претест, т.е.. у них измеряют несколько переменных, которые намереваются изменить. 3. Далее вводятся независимые переменные, т.е. планируемые и контролируемые изменения. 4. Затем измеряются зависимые переменные, т.е. последствия нововведений. Это называется пост-тестом.
Основные элементы в структуре социального Э.
- экспериментатор;
- экспериментальная ситуация – ситуация которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента;
- экспериментальный фактор или независимая переменная – условие или система условий, которые вводятся социологом;
- зависимая переменная – фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной.
- экспериментальный объект (экспериментальная группа) - это группа лиц, поставленных в экспериментальные условия.
- экспериментатор;
- экспериментальная ситуация – ситуация которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента;
- экспериментальный фактор или независимая переменная – условие или система условий, которые вводятся социологом;
- зависимая переменная – фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной.
- экспериментальный объект (экспериментальная группа) - это группа лиц, поставленных в экспериментальные условия.
1. Особенности социального эксперимента.
2. Этапы организации и проведения эксперимента.
3. Принципы формирования групп в зксперименте.
Экспериментальный метод развивался преимущественно в естествознании. Именно там он получил определение своих методологических основ.
Применение экспериментального метода при изучение социальных процессов связано с целым рядом трудностей. Тем не менее необходимость его применения ни у кого не вызывает сомнений. Она возникает тогда, когда необходимо решить задачи, связанные с реакцией какой-либо группы на вводимые факторы, если эти задачи не могут быть решены другим способом.
2. Этапы организации и проведения эксперимента.
3. Принципы формирования групп в зксперименте.
Экспериментальный метод развивался преимущественно в естествознании. Именно там он получил определение своих методологических основ.
Применение экспериментального метода при изучение социальных процессов связано с целым рядом трудностей. Тем не менее необходимость его применения ни у кого не вызывает сомнений. Она возникает тогда, когда необходимо решить задачи, связанные с реакцией какой-либо группы на вводимые факторы, если эти задачи не могут быть решены другим способом.
1. Личные документы – дневники, записи, письма, мемуары, автобиографии, конспекты, пометки, документы поименного голосования.
Внутренние документы – ограниченный доступ
2. Документы учреждений, организаций, предприятий – постановления, приказы, распоряжения, указания, инструкции, должностные положения, правила, планы, служебные письма, записки, соглашения, договоры, заявления, протоколы, устная документация, отчеты и т.п.
3. Внутрифирменная отчетность – под ней понимают прежде всего финансовую и бухгалтерскую документацию и отчетность, материалы с результатами аудиторских проверок, складскую документацию, отчеты о продажах, деловую корреспонденцию, отчеты представителей, протоколы заседания правлений, бизнес-план и аналитические документы к нему.
Внутренние документы – ограниченный доступ
2. Документы учреждений, организаций, предприятий – постановления, приказы, распоряжения, указания, инструкции, должностные положения, правила, планы, служебные письма, записки, соглашения, договоры, заявления, протоколы, устная документация, отчеты и т.п.
3. Внутрифирменная отчетность – под ней понимают прежде всего финансовую и бухгалтерскую документацию и отчетность, материалы с результатами аудиторских проверок, складскую документацию, отчеты о продажах, деловую корреспонденцию, отчеты представителей, протоколы заседания правлений, бизнес-план и аналитические документы к нему.
Студенты, почерпнувшие из этого курса представление об основных социологических методах и получившие навыки их использования, думаю, не сомневаются в том, что с помощью того или иного метода можно изучить любую проблему, будь то преступность, военный конфликт, насилие в семье, политический инцидент. Не собираюсь вас переубеждать. Но, думаю, вы будете сильно разочарованы, если вдруг узнаете, что на эту тему уже проведено исследование или все данные, которые вас интересовали, уже имеются в печати. Стоило ли начинать исследование, переводить кучу бумаги, тратить огромное количество времени и сил на то, чтобы узнать то, о чем «всем уже известно»? Чтобы избежать этого непредвиденного результата, существует ряд приемов. Первый – о нем вам уже известно, – необходимо перечитать специальную литературу по теме. Второй – поиск нужных данных, которые несложно найти в прессе, в архивах, среди других источников. Этот метод, который сближает работу социолога с работой журналиста или историка, называют сбор и анализ вторичной информации, а в маркетинговых исследованиях – Desk Research и анализ документов (по источнику информации).
Вторичной называется информация, однажды уже где-то, когда-то, кем-то собранная для целей близких, сопоставимых или аналогичных целям, поставленным перед исследователями, и которая может быть использована вновь.
Вторичной называется информация, однажды уже где-то, когда-то, кем-то собранная для целей близких, сопоставимых или аналогичных целям, поставленным перед исследователями, и которая может быть использована вновь.