С первых дней жизни мы наблюдаем за окружающим миром и делаем предположения. Горячее — жжется. Мамины руки — теплые и ласковые... По мере взросления мы обрастаем огромным количеством предположений, приобретающих характер уверенности.
Передавая продавцу деньги, ждем, что он отдаст нам покупку вместе со сдачей. Подписываясь на журнал, уверены, что его будут номер за номером доставлять нам на дом. Если бы нам пришлось буквально все и по любому случаю подвергать сомнению, было бы невозможно довести что-либо до конца.
Но время от времени возникает необходимость пересмотреть наш запас предположений. Одни оказались ошибочными и должны быть отброшены. Другие нуждаются в коррективах. Какая-то часть остается в силе.
Предположения — жизненно важный компонент переговоров. Как правило, люди начинают переговоры, находясь в затруднительном положении, и, чтобы выйти из него, должны время от времени пересматривать свои предположения и Понимать чужие.
Передавая продавцу деньги, ждем, что он отдаст нам покупку вместе со сдачей. Подписываясь на журнал, уверены, что его будут номер за номером доставлять нам на дом. Если бы нам пришлось буквально все и по любому случаю подвергать сомнению, было бы невозможно довести что-либо до конца.
Но время от времени возникает необходимость пересмотреть наш запас предположений. Одни оказались ошибочными и должны быть отброшены. Другие нуждаются в коррективах. Какая-то часть остается в силе.
Предположения — жизненно важный компонент переговоров. Как правило, люди начинают переговоры, находясь в затруднительном положении, и, чтобы выйти из него, должны время от времени пересматривать свои предположения и Понимать чужие.
В дополнение к традиционным методам подготовки к переговорам, таким как выполнение домашнего задания и тщательное ознакомление с правилами игры, существуют другие, лишь недавно вошедшие в обиход. Среди них — записанная на дискетах первая компьютерная экспертная система «Генератор идей». Основанная на навыках мышления, описанных мною в книге «Искусство творческого мышления», она сочетает возможности компьютеров с возможностями человеческого ума. Дополнительные методы включают приемы! «групповой игры» (психодрама и социодрама), «мозговой атаки» и совещания. На первый взгляд все эти методы могут показаться далекими от переговорного процесса. Они придуманы психологами и рекламной братией. Тем не менее их создавали для РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, а разве не этим вам предстоит заниматься на переговорах? Вам нужно знать, что скажет оппонент, какое предложение выдвинет в обмен на ваше, что предпримет — словом, каков будет ход его мыслей. Групповой подход давно доказал свою полезность в качестве высокоэффективного способа получить ответы на все эти вопросы. Групповая терапия и групповые методы решения проблем основаны на обратной связи. Обсуждение проблемы в группе часто оказывается более эффективным, чем индивидуальное обдумывание.
Метод, называемый мозговой атакой, далеко ушел от первоначальной идеи простого совещания. Он чрезвычайно прост. Предположим, нужно придумать название для нового товара или лозунг для политической кампании. Обычно в таких случаях созывали специалистов, чтобы услышать их мнения, на основании которых вырабатывалось решение. Во время же мозговой атаки собирается группа людей, один из которых — секретарь. Проблема формулируется максимально четко и ясно. Дальше начинается дискуссия. Каждый высказывает все, что взбредет на ум. Никто не пытается как-то подправить или оценить эти высказывания, но секретарь фиксирует на бумаге каждое слово, каким бы нелепым оно ни казалось. Полная запись кладется на стол высшего должностного лица для оценки.
Метод, называемый мозговой атакой, далеко ушел от первоначальной идеи простого совещания. Он чрезвычайно прост. Предположим, нужно придумать название для нового товара или лозунг для политической кампании. Обычно в таких случаях созывали специалистов, чтобы услышать их мнения, на основании которых вырабатывалось решение. Во время же мозговой атаки собирается группа людей, один из которых — секретарь. Проблема формулируется максимально четко и ясно. Дальше начинается дискуссия. Каждый высказывает все, что взбредет на ум. Никто не пытается как-то подправить или оценить эти высказывания, но секретарь фиксирует на бумаге каждое слово, каким бы нелепым оно ни казалось. Полная запись кладется на стол высшего должностного лица для оценки.
Важная стадия краткосрочной, или непосредственной подготовки к переговорам — сбор информации, или расследование. Оно должно быть объективным — не в смысле достоверности свидетельств, а в смысле вашего отношения к ним. Богатый запас разнообразных сведений может пригодиться на переговорах.
Рекомендуется как можно больше знать о людях, с которыми вы собираетесь вступить в переговоры. Перед тем, как отправиться в Вену на первую встречу с Хрущевым, президент Кеннеди задался целью ознакомиться с текстами всех его речей и публичных заявлений. Он изучал также и другие материалы — вплоть до любимых блюд на завтрак и музыкальных пристрастий. Вряд ли стоит всякий раз вести столь скрупулезный поиск, но в то время важность государственной задачи сделала его совершенно необходимым.
В наши дни постоянно растущая потребность в информации вызывает пристальный интерес к таким нововведениям, как «Национальный Центр Данных» — гигантский компьютерный «банк досье», куда поступают для обработки разрозненные сведения обо всех американцах и откуда может черпать информацию всякий, кто в ней нуждается.
Многим отвратительна сама идея, но ради успешного завершения переговоров его участник иногда бывает вынужден совать нос в чужие дела. Конечно, методы должны быть законными и соответствовать требованиям этики; нужно думать о возможных последствиях.
Чтобы воспользоваться полученной информацией, положитесь на свою эрудицию и жизненный опыт. Важно побольше разузнать о прошлом оппонента, разобрать его предыдущие сделки и деловые предприятия, особенно потерпевшие неудачу. Зачастую неудачи говорят о людях больше, чем победы. Тщательно проанализировав причины провала, вы лучше поймете способ мышления оппонента, его (или ее) образ действий и психологический настрой.
Рекомендуется как можно больше знать о людях, с которыми вы собираетесь вступить в переговоры. Перед тем, как отправиться в Вену на первую встречу с Хрущевым, президент Кеннеди задался целью ознакомиться с текстами всех его речей и публичных заявлений. Он изучал также и другие материалы — вплоть до любимых блюд на завтрак и музыкальных пристрастий. Вряд ли стоит всякий раз вести столь скрупулезный поиск, но в то время важность государственной задачи сделала его совершенно необходимым.
В наши дни постоянно растущая потребность в информации вызывает пристальный интерес к таким нововведениям, как «Национальный Центр Данных» — гигантский компьютерный «банк досье», куда поступают для обработки разрозненные сведения обо всех американцах и откуда может черпать информацию всякий, кто в ней нуждается.
Многим отвратительна сама идея, но ради успешного завершения переговоров его участник иногда бывает вынужден совать нос в чужие дела. Конечно, методы должны быть законными и соответствовать требованиям этики; нужно думать о возможных последствиях.
Чтобы воспользоваться полученной информацией, положитесь на свою эрудицию и жизненный опыт. Важно побольше разузнать о прошлом оппонента, разобрать его предыдущие сделки и деловые предприятия, особенно потерпевшие неудачу. Зачастую неудачи говорят о людях больше, чем победы. Тщательно проанализировав причины провала, вы лучше поймете способ мышления оппонента, его (или ее) образ действий и психологический настрой.
Она предполагает непрекращающуюся тренировку в самых разных умениях. На переговорах могут потребоваться терпение и дотошность ученого, чтобы отыскать литературу о прошлых переговорах такого рода. Научный подход должен сочетаться с проницательностью детектива в добывании сведений о ваших оппонентах. Знакомство с новейшими достижениями в области психологии поможет просчитать возможные ходы противника. Для решения проблемы иногда бывает нужно и важно овладеть множеством новых навыков — особенно умением слушать.
Мой отец научился искусству слушать, когда ему было четырнадцать лет. В тот момент, когда он уже решил, будто все на свете знает, немолодой родственник отвел его в сторону и сказал: «Джордж, если ты хочешь, чтобы твои знания и в двадцать один год остались на уровне четырнадцати, продолжай говорить больше, чем слушать». Ларошфуко выразил ту же мысль несколько иначе: «Одна из причин, почему не хватает людей, способных на умные и приятные речи, заключается в том, что трудно найти человека, который бы не думал о том, что он сам хочет сказать, больше, чем о том, чтобы толково ответить на вопрос». Умение слушать, концентрировать внимание на том, что вам говорят, а также на том, что остается невысказанным, может сослужить вам неоценимую службу на переговорах.
По окончании «расследования» необходимо сохранять гибкость, восприимчивость ума, готовность внести коррективы в свою оценку ситуации. Возможно, некоторые факты потребуют рассмотрения под другим углом, а ваш подход будет нуждаться в изменениях. Очень важно всегда оставаться открытым и способным к развитию.
Мой отец научился искусству слушать, когда ему было четырнадцать лет. В тот момент, когда он уже решил, будто все на свете знает, немолодой родственник отвел его в сторону и сказал: «Джордж, если ты хочешь, чтобы твои знания и в двадцать один год остались на уровне четырнадцати, продолжай говорить больше, чем слушать». Ларошфуко выразил ту же мысль несколько иначе: «Одна из причин, почему не хватает людей, способных на умные и приятные речи, заключается в том, что трудно найти человека, который бы не думал о том, что он сам хочет сказать, больше, чем о том, чтобы толково ответить на вопрос». Умение слушать, концентрировать внимание на том, что вам говорят, а также на том, что остается невысказанным, может сослужить вам неоценимую службу на переговорах.
По окончании «расследования» необходимо сохранять гибкость, восприимчивость ума, готовность внести коррективы в свою оценку ситуации. Возможно, некоторые факты потребуют рассмотрения под другим углом, а ваш подход будет нуждаться в изменениях. Очень важно всегда оставаться открытым и способным к развитию.
Прежде чем перейти к особенностям поведения оппонента, поговорим о стиле работы вашей собственной команды. Можно ли сказать, что когда все идет гладко, лидер лично принимает решения, а в трудные моменты начинает искать, с кем бы разделить ответственность? Что члены команды, хотя и принадлежат к одной организации, отказываются от сотрудничества? Что они усматривают в творческом подходе проявление нелояльности? Что они придерживаются так называемого закона Мэрфи: «Если неприятность может случиться, она непременно случается»? Или что им свойствен ложный патриотизм: «Что придумано не мной, то плохо»?
Все это — типичные варианты поведения в тех случаях, когда в организации неважно обстоит дело с общением. В любом коллективе — большом или маленьком — для успешной работы необходимо согласие. Бытует мнение: в маленьком коллективе труднее добиться согласия, зато легче работать, а в большом — легче добиться согласия, но труднее работать.
Все это — типичные варианты поведения в тех случаях, когда в организации неважно обстоит дело с общением. В любом коллективе — большом или маленьком — для успешной работы необходимо согласие. Бытует мнение: в маленьком коллективе труднее добиться согласия, зато легче работать, а в большом — легче добиться согласия, но труднее работать.
Иногда приходится иметь дело с оппонентом, заявляющим настолько абсурдные претензии, что с вашей стороны будет мудро воздержаться от любых контрпредложений в надежде, что в ходе переговоров его позиция изменится. Иногда, если вы чувствуете, что противник зарвался, бывает полезно выдвинуть такое же несуразное предложение и таким образом восстановить равновесие. Пусть знает, что пока он будет настаивать на своих смехотворных требованиях, вы будете отвечать тем же. Например, если профсоюз потребует перехода на четырехдневную рабочую неделю, предложите отменить все оплачиваемые отпуска и выходные.
В какой момент следует открыть свои минимальные требования? Это будет зависеть от оппонента. Гораздо лучше иметь дело с опытным противником, чем с новичком. Если у противника не хватает опыта, а вы сразу обозначаете свои намерения, он может оказаться не в состоянии это оценить. Можно попробовать просветить его относительно всех имеющихся возможностей, но существует опасность, что он вам не поверит. Не стоит рано открывать карты, если оппонент стремится продемонстрировать кому-либо (например, боссу), как хорошо и жестко он ведет переговоры. Если слишком рано открыться, он сочтет это чрезмерной заинтересованностью. Лучше дать оппоненту почувствовать, что ему пришлось изрядно потрудиться, чтобы вырвать у вас уступку. Ни профсоюз, ни администрация не пойдут на риск и не примут первое же предложение противоположной стороны. Изредка попадается умный, знающий и самостоятельный партнер по переговорам, который не обязан ни перед кем отчитываться за каждый свой шаг. В этом случае можно поставить свои минимальные условия уже на старте. Но даже в этом случае сформулируйте задачу не прямо, а косвенно. Если ваш оппонент — незаурядная личность, совместная работа доставит вам Удовольствие и вы добьетесь удовлетворения ваших основных интересов.
Относительно того, как открыть и вести переговоры, не существует строгих правил, однако попробуем предложить возможные варианты. Некоторые опытные переговорщики рекомендуют начать с разговора на посторонние темы, может быть, даже разрядить атмосферу при помощи анекдота. Другие предпочитают сразу обозначить некоторые общие принципы переговоров: напомнить, что каждый участник должен что-либо выиграть; пообещать проявить объективный подход, внимательное отношение и рассмотрение всех альтернатив и предложений. Вы можете также попробовать убедить оппонента, что ему выгодно иметь дело именно с вами.
Повестка переговоров может быть предложена любой из сторон, или выработана общими усилиями, или каждая сторона готовит две повестки: общую и развернутую — «для домашнего употребления». Иногда полезно заставить оппонента принять вашу повестку: это позволит вам овладеть инициативой. Ваша повестка содержит ваши формулировки важнейших вопросов и, следовательно, незаметно подталкивает оппонента к принятию ваших выводов. Не стоит, однако, забывать, что при этом вы заранее открываете свои намерения и даете оппоненту возможность подготовиться к отпору. Опять же, вы не слышите контрдоводов Другой стороны. Таким образом, повестка имеет большое стратегическое и тактическое значение и способна выступать в роли обоюдоострого оружия.
Уважение к оппоненту выражается в том, что происходит с момента приглашения до его (или ее) приезда. Помогли ли вы ему (ей) благополучно добраться? Забронировали номер в гостинице? Хорошо ли оборудовали помещение перед началом первого раунда? Располагает ли обстановка к продуктивной работе? Создав все необходимые условия и удобства, вы подчеркнете важность переговоров. Необходимо выделить достаточно времени и исключить все, что может отвлечь внимание.
Очень важна практическая сторона: освещение, тона, сиденья. Некоторые до сих пор считают место в торце стола «главным» и будут внимательнее слушать человека, занимающего это место. Однажды я представлял администрацию на переговорах с профсоюзом. После церемонии представления мне предложили занять место напротив за столом. Когда же я сел по «их» сторону стола, члены профсоюзной команды как-то странно на меня посмотрели. Тем не менее вскоре после начала переговоров представители профсоюза забыли, что я представляю администрацию, и стали прислушиваться к моим предложениям так же внимательно, как к доводам членов своей команды. Это очень помогло мне добиться желаемого результата.
Очень важна практическая сторона: освещение, тона, сиденья. Некоторые до сих пор считают место в торце стола «главным» и будут внимательнее слушать человека, занимающего это место. Однажды я представлял администрацию на переговорах с профсоюзом. После церемонии представления мне предложили занять место напротив за столом. Когда же я сел по «их» сторону стола, члены профсоюзной команды как-то странно на меня посмотрели. Тем не менее вскоре после начала переговоров представители профсоюза забыли, что я представляю администрацию, и стали прислушиваться к моим предложениям так же внимательно, как к доводам членов своей команды. Это очень помогло мне добиться желаемого результата.
Где лучше проводить переговоры — в своем офисе, дома или на территории оппонента? Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества.
И всякий раз нужно решать конкретно — в каждом отдельном случае. Если встреча происходит на вашей территории, плюсы таковы:
1) всегда можно посоветоваться с партнерами или лицом, поручившим вам вести переговоры, и в случае возникновения чего-либо непредвиденного заручиться одобрением и поддержкой;
2) оппонент не имеет возможности по собственной инициативе свернуть переговоры и уйти, что было бы нетрудно, находись он на своей территории;
3) вы можете заниматься и другими делами, а также окружены всеми удобствами;
И всякий раз нужно решать конкретно — в каждом отдельном случае. Если встреча происходит на вашей территории, плюсы таковы:
1) всегда можно посоветоваться с партнерами или лицом, поручившим вам вести переговоры, и в случае возникновения чего-либо непредвиденного заручиться одобрением и поддержкой;
2) оппонент не имеет возможности по собственной инициативе свернуть переговоры и уйти, что было бы нетрудно, находись он на своей территории;
3) вы можете заниматься и другими делами, а также окружены всеми удобствами;
Любая информация, относительно которой нет согласия, может стать предметом переговоров. Таким образом, предмет переговоров — это нечто воспринимаемое одной стороной положительно, а другой — отрицательно. Он должен носить практический характер, так как трудно прийти к общему мнению о чем-то отвлеченном. В этом случае люди склонны подменять обсуждение осуждением; взаимные обвинения сами легко становятся предметом спора. Но оценки, как правило, обусловлены ситуацией: например, одна и та же цена в одном случае покажется слишком высокой, а в другом — низкой. Поэтому разумнее будет расчленить понятие цены на элементы стоимости, а затем попытаться определить, относительно каких элементов можно проверить, насколько они реальны, и нельзя ли их урезать.
Так же бессмысленны вопросы, обусловленные эмоциональной реакцией; их можно пускать в ход только в тех случаях, когда желателен эмоциональный эффект, например: «По-вашему, это не наглость — запрашивать такую сумму?» Такие вопросы не требуют ответа и не должны становиться предметом рассмотрения.
Так же бессмысленны вопросы, обусловленные эмоциональной реакцией; их можно пускать в ход только в тех случаях, когда желателен эмоциональный эффект, например: «По-вашему, это не наглость — запрашивать такую сумму?» Такие вопросы не требуют ответа и не должны становиться предметом рассмотрения.