В дополнение к традиционным методам подготовки к переговорам, таким как выполнение домашнего задания и тщательное ознакомление с правилами игры, существуют другие, лишь недавно вошедшие в обиход. Среди них — записанная на дискетах первая компьютерная экспертная система «Генератор идей». Основанная на навыках мышления, описанных мною в книге «Искусство творческого мышления», она сочетает возможности компьютеров с возможностями человеческого ума. Дополнительные методы включают приемы! «групповой игры» (психодрама и социодрама), «мозговой атаки» и совещания. На первый взгляд все эти методы могут показаться далекими от переговорного процесса. Они придуманы психологами и рекламной братией. Тем не менее их создавали для РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, а разве не этим вам предстоит заниматься на переговорах? Вам нужно знать, что скажет оппонент, какое предложение выдвинет в обмен на ваше, что предпримет — словом, каков будет ход его мыслей. Групповой подход давно доказал свою полезность в качестве высокоэффективного способа получить ответы на все эти вопросы. Групповая терапия и групповые методы решения проблем основаны на обратной связи. Обсуждение проблемы в группе часто оказывается более эффективным, чем индивидуальное обдумывание.
Метод, называемый мозговой атакой, далеко ушел от первоначальной идеи простого совещания. Он чрезвычайно прост. Предположим, нужно придумать название для нового товара или лозунг для политической кампании. Обычно в таких случаях созывали специалистов, чтобы услышать их мнения, на основании которых вырабатывалось решение. Во время же мозговой атаки собирается группа людей, один из которых — секретарь. Проблема формулируется максимально четко и ясно. Дальше начинается дискуссия. Каждый высказывает все, что взбредет на ум. Никто не пытается как-то подправить или оценить эти высказывания, но секретарь фиксирует на бумаге каждое слово, каким бы нелепым оно ни казалось. Полная запись кладется на стол высшего должностного лица для оценки.
Что стоит за этим групповым методом и почему он дает результаты? Считается, что мыслительная активность в группе становится заразительной. Идеи множатся и отскакивают друг от друга, как Шарик в пинг-понге. Непринужденная обстановка и сильнейшие стимулы группового мышления Рождают ощущение безопасности и снимают внутренние запреты. Под влиянием группы ускоряется индивидуальное мышление; рождается Множество свежих, оригинальных идей, результаты значительно превосходят итоги простого совещания.
Групповая психотерапия, автором который был Фрейд, со времени ее зарождения претерпела существенные изменения и усовершенствования. Дж.Л.Морено расширил круг ее применения. Он организовывал группы, которые ставили что-то вроде импровизированной пьесы — «психодрамы». Психиатры прибегают к психодраме, чтобы выявить скрытые чувства, отношения, напряжение и эмоции. «Актеры» время от времени меняются ролями.
Этот метод дает прекрасные результаты при обучении искусству вести переговоры, так как позволяет устроить что-то вроде генеральной репетиции. Вы можете сначала играть «себя», а потом — своего консультанта. А возможно, вам захочется выступить в роли оппонента или его советника. В самом деле, когда позволяют обстоятельства, весьма полезно играть обе эти роли. Это помогает ярче и отчетливее, чем при простом обсуждении, представить, что вас ждет на предстоящих переговорах. Такой метод — выбор роли и ее исполнение с группой единомышленников — дает возможность экспериментировать, не рискуя потерпеть унизительное поражение; позволяет сфокусировать внимание на важных моментах, которые вы упустили из виду или которым не придали значения; дает возможность партнерам более полно и свободно взаимодействовать между собой. В полиции метод разыгрывания ролей в группе применяется, когда нужно восстановить картину преступления.
На заре моей адвокатской карьеры мне посчастливилось работать в юридической конторе Ллойда Пола Страйкера, одного из самых выдающихся судебных защитников своего времени. В своей книге «Искусство защиты» Страйкер так описывает ход подготовки к судебному процессу: «Я часто исполняю роль свидетеля и прошу кого-нибудь из коллег провести перекрестный допрос и, если получится, выбить меня из седла. Это — замечательное упражнение, благодаря которому я нередко убеждался, что подготовился далеко не так блестяще, как думал раньше. Потом мы обсуждали мои затруднения и их причины. Дальше Я просил коллег поменяться местами и сам устраивал им перекрестный допрос. Из всего этого рождались новые идеи. Причем это происходило в присутствии клиента, который смотрел и слушал.
Прежде чем канонизировать умершего, католическая церковь назначала «адвоката дьявола», который должен был представить аргументы «против» — почему этого человека нельзя причислить к лику святых.
Тот же метод применяется в спорте: во время футбольного сезона тренеры поручают запасным игрокам на тренировках изображать членов команды соперников: неделю — одного, неделю — другого.
Существует важное различие между «игровой» встречей и обычным совещанием. Во время мозговой атаки вместе собираются люди со специальной подготовкой в определенной области, с разными взглядами и опытом. Их свободное, ничем не ограниченное участие в дискуссии может сослужить хорошую службу руководителю группы в выборе решения. А на совещание приглашают не обязательно специалистов или людей с опытом. Совещание может быть созвано с целью всестороннего обсуждения и получения дополнительной информации. В отличие от игры, успешная работа совещания во многом зависит от руководителя. Цель совещания — обмен мнениями, а такой обмен может быть направлен в любом из трех направлений: вверх — на решение проблемы; вниз - на инструктаж участников; и горизонтально — на координацию и сотрудничество. Если совещание носит открытый характер свободного обмена информацией, оно способно принести большую пользу. С некоторыми проблемами лучше справляться при помощи игры; зато другие эффективнее решаются на совещании (хотя нам нетрудно понять, что имел в виду помощник секретаря по связям с общественностью при ООН Таварес Деса, говоря: «Хотите, чтобы дело было сделано,— поручите его одному человеку; хотите завалить дело — поручите его комиссии».
Групповое импровизированное представление способствует успешному самоанализу. Проверка собственных мотивов нередко дает ключ к возможной точке зрения оппонента. Вы спрашиваете себя: чего конкретно я жду от предстоящих переговоров? Продуманный ответ на этот вопрос помогает четче представить приемлемые решения основных проблем и рассмотреть возможные компромиссы. Конечно, этот ответ не стоит абсолютизировать, но он существенно повышает ваши шансы на успех.
Метод, называемый мозговой атакой, далеко ушел от первоначальной идеи простого совещания. Он чрезвычайно прост. Предположим, нужно придумать название для нового товара или лозунг для политической кампании. Обычно в таких случаях созывали специалистов, чтобы услышать их мнения, на основании которых вырабатывалось решение. Во время же мозговой атаки собирается группа людей, один из которых — секретарь. Проблема формулируется максимально четко и ясно. Дальше начинается дискуссия. Каждый высказывает все, что взбредет на ум. Никто не пытается как-то подправить или оценить эти высказывания, но секретарь фиксирует на бумаге каждое слово, каким бы нелепым оно ни казалось. Полная запись кладется на стол высшего должностного лица для оценки.
Что стоит за этим групповым методом и почему он дает результаты? Считается, что мыслительная активность в группе становится заразительной. Идеи множатся и отскакивают друг от друга, как Шарик в пинг-понге. Непринужденная обстановка и сильнейшие стимулы группового мышления Рождают ощущение безопасности и снимают внутренние запреты. Под влиянием группы ускоряется индивидуальное мышление; рождается Множество свежих, оригинальных идей, результаты значительно превосходят итоги простого совещания.
Групповая психотерапия, автором который был Фрейд, со времени ее зарождения претерпела существенные изменения и усовершенствования. Дж.Л.Морено расширил круг ее применения. Он организовывал группы, которые ставили что-то вроде импровизированной пьесы — «психодрамы». Психиатры прибегают к психодраме, чтобы выявить скрытые чувства, отношения, напряжение и эмоции. «Актеры» время от времени меняются ролями.
Этот метод дает прекрасные результаты при обучении искусству вести переговоры, так как позволяет устроить что-то вроде генеральной репетиции. Вы можете сначала играть «себя», а потом — своего консультанта. А возможно, вам захочется выступить в роли оппонента или его советника. В самом деле, когда позволяют обстоятельства, весьма полезно играть обе эти роли. Это помогает ярче и отчетливее, чем при простом обсуждении, представить, что вас ждет на предстоящих переговорах. Такой метод — выбор роли и ее исполнение с группой единомышленников — дает возможность экспериментировать, не рискуя потерпеть унизительное поражение; позволяет сфокусировать внимание на важных моментах, которые вы упустили из виду или которым не придали значения; дает возможность партнерам более полно и свободно взаимодействовать между собой. В полиции метод разыгрывания ролей в группе применяется, когда нужно восстановить картину преступления.
На заре моей адвокатской карьеры мне посчастливилось работать в юридической конторе Ллойда Пола Страйкера, одного из самых выдающихся судебных защитников своего времени. В своей книге «Искусство защиты» Страйкер так описывает ход подготовки к судебному процессу: «Я часто исполняю роль свидетеля и прошу кого-нибудь из коллег провести перекрестный допрос и, если получится, выбить меня из седла. Это — замечательное упражнение, благодаря которому я нередко убеждался, что подготовился далеко не так блестяще, как думал раньше. Потом мы обсуждали мои затруднения и их причины. Дальше Я просил коллег поменяться местами и сам устраивал им перекрестный допрос. Из всего этого рождались новые идеи. Причем это происходило в присутствии клиента, который смотрел и слушал.
Прежде чем канонизировать умершего, католическая церковь назначала «адвоката дьявола», который должен был представить аргументы «против» — почему этого человека нельзя причислить к лику святых.
Тот же метод применяется в спорте: во время футбольного сезона тренеры поручают запасным игрокам на тренировках изображать членов команды соперников: неделю — одного, неделю — другого.
Существует важное различие между «игровой» встречей и обычным совещанием. Во время мозговой атаки вместе собираются люди со специальной подготовкой в определенной области, с разными взглядами и опытом. Их свободное, ничем не ограниченное участие в дискуссии может сослужить хорошую службу руководителю группы в выборе решения. А на совещание приглашают не обязательно специалистов или людей с опытом. Совещание может быть созвано с целью всестороннего обсуждения и получения дополнительной информации. В отличие от игры, успешная работа совещания во многом зависит от руководителя. Цель совещания — обмен мнениями, а такой обмен может быть направлен в любом из трех направлений: вверх — на решение проблемы; вниз - на инструктаж участников; и горизонтально — на координацию и сотрудничество. Если совещание носит открытый характер свободного обмена информацией, оно способно принести большую пользу. С некоторыми проблемами лучше справляться при помощи игры; зато другие эффективнее решаются на совещании (хотя нам нетрудно понять, что имел в виду помощник секретаря по связям с общественностью при ООН Таварес Деса, говоря: «Хотите, чтобы дело было сделано,— поручите его одному человеку; хотите завалить дело — поручите его комиссии».
Групповое импровизированное представление способствует успешному самоанализу. Проверка собственных мотивов нередко дает ключ к возможной точке зрения оппонента. Вы спрашиваете себя: чего конкретно я жду от предстоящих переговоров? Продуманный ответ на этот вопрос помогает четче представить приемлемые решения основных проблем и рассмотреть возможные компромиссы. Конечно, этот ответ не стоит абсолютизировать, но он существенно повышает ваши шансы на успех.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи