Любая информация, относительно которой нет согласия, может стать предметом переговоров. Таким образом, предмет переговоров — это нечто воспринимаемое одной стороной положительно, а другой — отрицательно. Он должен носить практический характер, так как трудно прийти к общему мнению о чем-то отвлеченном. В этом случае люди склонны подменять обсуждение осуждением; взаимные обвинения сами легко становятся предметом спора. Но оценки, как правило, обусловлены ситуацией: например, одна и та же цена в одном случае покажется слишком высокой, а в другом — низкой. Поэтому разумнее будет расчленить понятие цены на элементы стоимости, а затем попытаться определить, относительно каких элементов можно проверить, насколько они реальны, и нельзя ли их урезать.
Так же бессмысленны вопросы, обусловленные эмоциональной реакцией; их можно пускать в ход только в тех случаях, когда желателен эмоциональный эффект, например: «По-вашему, это не наглость — запрашивать такую сумму?» Такие вопросы не требуют ответа и не должны становиться предметом рассмотрения.
Важно помнить, что в центре переговоров должны стоять проблемы, а не наши пожелания или требования: они — всего лишь один из возможных ответов на вопрос. Существуют и другие.
Возможно, в ходе переговоров нам захочется — или придется — изменить свою позицию. В этом случае можно воспользоваться одним из следующих предлогов: приглашение посредника, изменения в позиции другой стороны или новая информация.
Если противоположная сторона занимает жесткую позицию или устанавливает недостижимый «потолок», можно проигнорировать ее предложение или сделать вид, что не поняли. Другой возможный образ действий — свести все к шутке. Юмор часто выполняет на переговорах спасительную функцию. Был случай, когда после выработки приемлемого соглашения между руководством Профсоюза и администрацией осталась еще одна, крайне трудная задача: убедить в его правомерности членов профсоюза. Покидая комнату совещаний, профсоюзный деятель заявил, что либо добьется одобрения контракта, либо умрет за общее дело. На следующий день он явился на встречу весь в бинтах; одно плечо было густо вымазано кетчупом. Все стало ясно без слов. Без этой комедии вряд ли удалось бы избежать забастовки, а так все только посмеялись. Переговоры продолжились; стороны пошли на уступки и заключили более мягкое соглашение.
Говорят, высказанная позиция должна не только выражать, но и скрывать наши взгляды; в ходе переговоров обе стороны вносят в свои первоначальные позиции существенные поправки. Иногда этого можно добиться при помощи подходящих к случаю цитат и ссылок на прецеденты — так сказать, предоставить противоположной стороне «информацию к размышлению».
Предметом рассмотрения может стать любой частный вопрос. Как правило, переговоры охватывают множество проблем различного масштаба. Подчас решение более крупных проблем автоматически решает и более мелкие. По мере поступления новых фактов могут измениться точки зрения и позиции договаривающихся сторон. Посредник-профессионал всегда готов к такой последовательности событий: предположения — факты — предмет спора — позиции сторон — решение. Если вам хочется повлиять на решение оппонента, начните с уровня предположений. Подробнее мы поговорим об этом в главе 4 — о предположениях.
Так же бессмысленны вопросы, обусловленные эмоциональной реакцией; их можно пускать в ход только в тех случаях, когда желателен эмоциональный эффект, например: «По-вашему, это не наглость — запрашивать такую сумму?» Такие вопросы не требуют ответа и не должны становиться предметом рассмотрения.
Важно помнить, что в центре переговоров должны стоять проблемы, а не наши пожелания или требования: они — всего лишь один из возможных ответов на вопрос. Существуют и другие.
Возможно, в ходе переговоров нам захочется — или придется — изменить свою позицию. В этом случае можно воспользоваться одним из следующих предлогов: приглашение посредника, изменения в позиции другой стороны или новая информация.
Если противоположная сторона занимает жесткую позицию или устанавливает недостижимый «потолок», можно проигнорировать ее предложение или сделать вид, что не поняли. Другой возможный образ действий — свести все к шутке. Юмор часто выполняет на переговорах спасительную функцию. Был случай, когда после выработки приемлемого соглашения между руководством Профсоюза и администрацией осталась еще одна, крайне трудная задача: убедить в его правомерности членов профсоюза. Покидая комнату совещаний, профсоюзный деятель заявил, что либо добьется одобрения контракта, либо умрет за общее дело. На следующий день он явился на встречу весь в бинтах; одно плечо было густо вымазано кетчупом. Все стало ясно без слов. Без этой комедии вряд ли удалось бы избежать забастовки, а так все только посмеялись. Переговоры продолжились; стороны пошли на уступки и заключили более мягкое соглашение.
Говорят, высказанная позиция должна не только выражать, но и скрывать наши взгляды; в ходе переговоров обе стороны вносят в свои первоначальные позиции существенные поправки. Иногда этого можно добиться при помощи подходящих к случаю цитат и ссылок на прецеденты — так сказать, предоставить противоположной стороне «информацию к размышлению».
Предметом рассмотрения может стать любой частный вопрос. Как правило, переговоры охватывают множество проблем различного масштаба. Подчас решение более крупных проблем автоматически решает и более мелкие. По мере поступления новых фактов могут измениться точки зрения и позиции договаривающихся сторон. Посредник-профессионал всегда готов к такой последовательности событий: предположения — факты — предмет спора — позиции сторон — решение. Если вам хочется повлиять на решение оппонента, начните с уровня предположений. Подробнее мы поговорим об этом в главе 4 — о предположениях.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи