Мышление осуществляется посредством ряда мыслительных операций:
Анализ - мысленное разделение явления на части, выделение отдельных сторон, признаков в объекте. При обучении детей грамоте мы выделяли в речи предложения, в предложении - слова, в слове - слоги, в слоге - буквы, в буквах - элементы.
Синтез - мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны. Основной формой мышления является анализ через синтез.
Сравнение - соотнесение предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы изучаем не иначе как через сравнение. И если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не смогли бы ни к чему приравнять и не от чего отличить ... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли, не могли бы сказать о нём ни одного слова». (Собрание сочинений М., 1979, т.7, с.332.).
Сравнение производится по разным признакам, для учащихся необходим план сравнения, то есть последовательное указание сравниваемых признаков. Многие дети не умеют сравнивать, их надо этому учить. Ученик рассказал всё об Онегине, затем - всё о Печёрине и считает, что дал сравнительную характеристику героев.
Обобщение – операция выделения общих, существенных свойств у группы предметов, в результате которой рождаются понятия.
Обобщение невозможно без абстрагирования, отвлечения от несущественных признаков.
Обобщение ведёт к классификации и систематизации. Обобщение протекает вместе с конкретизацией – иллюстрированием общего правила частными примерами.
Основные формы, продукты мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Анализ - мысленное разделение явления на части, выделение отдельных сторон, признаков в объекте. При обучении детей грамоте мы выделяли в речи предложения, в предложении - слова, в слове - слоги, в слоге - буквы, в буквах - элементы.
Синтез - мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны. Основной формой мышления является анализ через синтез.
Сравнение - соотнесение предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы изучаем не иначе как через сравнение. И если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не смогли бы ни к чему приравнять и не от чего отличить ... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли, не могли бы сказать о нём ни одного слова». (Собрание сочинений М., 1979, т.7, с.332.).
Сравнение производится по разным признакам, для учащихся необходим план сравнения, то есть последовательное указание сравниваемых признаков. Многие дети не умеют сравнивать, их надо этому учить. Ученик рассказал всё об Онегине, затем - всё о Печёрине и считает, что дал сравнительную характеристику героев.
Обобщение – операция выделения общих, существенных свойств у группы предметов, в результате которой рождаются понятия.
Обобщение невозможно без абстрагирования, отвлечения от несущественных признаков.
Обобщение ведёт к классификации и систематизации. Обобщение протекает вместе с конкретизацией – иллюстрированием общего правила частными примерами.
Основные формы, продукты мышления: понятия, суждения, умозаключения.
1. Наглядно - действенное мышление
Оно характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности. С этого вида начинается развитие мышления у ребёнка. Ребёнок в возрасте до двух лет познаёт объекты по мере того, как он руками практически разъединяет, расчленяет и вновь объединяет друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри?».
Практически действенное мышление применяется сознательно и взрослым человеком для решения сложных задач, когда логического мышления, этого мощнейшего оружия познания, оказывается недостаточно. Так, не ограничиваясь лишь расчётами, строят модели будущих кораблей и проверяют их в гидродинамических трубах, создают модели самолётов и также испытывают их в аэродинамических трубах, строят модели рек и на них возводят модели будущих плотин.
Многие задачи вообще продуктивнее и экономичнее могут быть решены только в процессе практической деятельности.
2. Наглядно - образное мышление
Занимается предметами и событиями известного нам мира. В процессе практического мышления эти предметы должны присутствовать и быть объектами действия. По сути дела обращение с предметами - мышление руками. У ребёнка, достигшего возраста четырёх лет, связь мышления с практическими действиями ослабевает.
Оно характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности. С этого вида начинается развитие мышления у ребёнка. Ребёнок в возрасте до двух лет познаёт объекты по мере того, как он руками практически разъединяет, расчленяет и вновь объединяет друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри?».
Практически действенное мышление применяется сознательно и взрослым человеком для решения сложных задач, когда логического мышления, этого мощнейшего оружия познания, оказывается недостаточно. Так, не ограничиваясь лишь расчётами, строят модели будущих кораблей и проверяют их в гидродинамических трубах, создают модели самолётов и также испытывают их в аэродинамических трубах, строят модели рек и на них возводят модели будущих плотин.
Многие задачи вообще продуктивнее и экономичнее могут быть решены только в процессе практической деятельности.
2. Наглядно - образное мышление
Занимается предметами и событиями известного нам мира. В процессе практического мышления эти предметы должны присутствовать и быть объектами действия. По сути дела обращение с предметами - мышление руками. У ребёнка, достигшего возраста четырёх лет, связь мышления с практическими действиями ослабевает.
В широком смысле мышление человека понимается как его активная познавательная деятельность, а также как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Вопрос о том, как мы мыслим, с этой точки зрения, означает, как мы видим, представляем и понимаем окружающий мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Такое понимание мышления позволяет учитывать его связь с другими психическими процессами.
Всякое познание начинается с ощущений, восприятия, но достаточно ли оно? Нет. В чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений, их причин и следствий взаимопереходов друг в друга.
Например: ощущение тепла, которое дает рука, прикасающаяся к какому-либо телу, неоднозначно характеризует тепловое состояние этого тела. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета, во вторых, состоянием самого человека (во втором случае всё зависит от того, к каким телам - более тёплым или более холодным -прикасался до этого человек). Как видите, в ощущении дан общий, суммарный результат взаимодействия человека с познаваемым объектом.
Но чтобы жить и действовать, надо, прежде всего, знать каковы внешние предметы сами по себе, т.е. независимо от того какими они выступают для человека. Необходим переход от ощущений и восприятия к мышлению, в процессе которого осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.
Используя данные ощущений, восприятия, представлений человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.
Всякое познание начинается с ощущений, восприятия, но достаточно ли оно? Нет. В чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений, их причин и следствий взаимопереходов друг в друга.
Например: ощущение тепла, которое дает рука, прикасающаяся к какому-либо телу, неоднозначно характеризует тепловое состояние этого тела. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета, во вторых, состоянием самого человека (во втором случае всё зависит от того, к каким телам - более тёплым или более холодным -прикасался до этого человек). Как видите, в ощущении дан общий, суммарный результат взаимодействия человека с познаваемым объектом.
Но чтобы жить и действовать, надо, прежде всего, знать каковы внешние предметы сами по себе, т.е. независимо от того какими они выступают для человека. Необходим переход от ощущений и восприятия к мышлению, в процессе которого осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.
Используя данные ощущений, восприятия, представлений человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.
Память характеризуется тремя процессами: запоминанием, сохранением, воспроизведением. Рассмотрим последовательно каждый из них.
Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит запечатление новой информации разными путями.
Человек может не ставить пред собой цель что - либо запомнить, но если событие, факт и т.п. запомнились, мы говорим: «Запомнилось само». Это непроизвольное запоминание. Без специального намерения человек запоминает огромное число сведений. Однако, выяснилось, что непроизвольно человек запоминает далеко не все подряд. Непроизвольное запоминание достаточно избирательно. Что именно человек запоминает непроизвольно? Что влияет на качество запоминания? Качество запоминания информации определяется точностью и полнотой ее воспроизведения. Качество запоминания – это также прочность запоминания, которая может определяться сроком сохранения информации.
Произвольное запоминание - сложная, целенаправленная мнемическая деятельность. Одно из основных условий произвольного запоминания - постановка цели запомнить материал. Человек сознательно выбирает ту или иную цель запоминания. Что влияет на качество запоминания в этом случае?
Любое запоминание избирательно: в памяти сохраняется далеко не все из того, что нас окружает, и что мы пытаемся специально запомнить. Чем же определяется выбор?
1. Известно, что мы запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и сильные эмоции. Чем более заинтересованно мы относимся к содержанию выполняемой деятельности, к новой информации, тем продуктивнее запоминание. Так, если ученика интересует урок, он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка».
Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит запечатление новой информации разными путями.
Человек может не ставить пред собой цель что - либо запомнить, но если событие, факт и т.п. запомнились, мы говорим: «Запомнилось само». Это непроизвольное запоминание. Без специального намерения человек запоминает огромное число сведений. Однако, выяснилось, что непроизвольно человек запоминает далеко не все подряд. Непроизвольное запоминание достаточно избирательно. Что именно человек запоминает непроизвольно? Что влияет на качество запоминания? Качество запоминания информации определяется точностью и полнотой ее воспроизведения. Качество запоминания – это также прочность запоминания, которая может определяться сроком сохранения информации.
Произвольное запоминание - сложная, целенаправленная мнемическая деятельность. Одно из основных условий произвольного запоминания - постановка цели запомнить материал. Человек сознательно выбирает ту или иную цель запоминания. Что влияет на качество запоминания в этом случае?
Любое запоминание избирательно: в памяти сохраняется далеко не все из того, что нас окружает, и что мы пытаемся специально запомнить. Чем же определяется выбор?
1. Известно, что мы запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и сильные эмоции. Чем более заинтересованно мы относимся к содержанию выполняемой деятельности, к новой информации, тем продуктивнее запоминание. Так, если ученика интересует урок, он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка».
Механизмы памяти изучаются в науке на разных уровнях: психологическом, психофизиологическом, нейрофизиологическом и биохимическом. Познакомимся с первыми двумя уровнями.
Психологический уровень изучения памяти хронологически старше остальных и представлен несколькими теориями. Рассмотрим одну из них – ассоциативную.
Ассоциативная теория памяти. Ее центральное понятие - понятие ассоциации - означает связь, соединение. Ассоциативная теория памяти сводится к следующему: то, что вместе воспринимается, вместе и запоминается. Повторное появление в поле восприятия какого-либо из элементов пространственной или временной цепи объектов или событий может вызывать в сознании представление остальных ее элементов. Механизм связывания становится вполне очевидным, когда нам удается поэлементно развернуть воспроизведение какого-либо материала. Как мы вспоминаем что-то, используя, например, прием «узелка на память»? Мы наталкиваемся на «узелок»; узелок отсылает нас к той ситуации, в которой он был завязан; ситуация напоминает о собеседнике; от собеседника мы идем к теме разговора и, наконец приходим к искомому предмету.
Помимо ассоциации по смежности во времени и/или пространстве наблюдаются еще и ассоциации по сходству и контрасту. Бывает так, что на основе сходства с искомым воспроизводится и само искомое, как произошло в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Герои рассказа долго вспоминали фамилию соседа – помещика. Отчаявшись вспомнить, они перешли на другие темы. Фамилия Овсов вспомнилась сама собой, когда речь зашла о продаже овса.
Психофизиологический уровень объяснения механизмов памяти может быть представлен учением И.П. Павлова о безусловных и условных рефлексах. Безусловный рефлекс – врожденная непроизвольная реакция (т.е. неконтролируемая, неуправляемая) реакция на какой-либо внешний раздражитель.
Психологический уровень изучения памяти хронологически старше остальных и представлен несколькими теориями. Рассмотрим одну из них – ассоциативную.
Ассоциативная теория памяти. Ее центральное понятие - понятие ассоциации - означает связь, соединение. Ассоциативная теория памяти сводится к следующему: то, что вместе воспринимается, вместе и запоминается. Повторное появление в поле восприятия какого-либо из элементов пространственной или временной цепи объектов или событий может вызывать в сознании представление остальных ее элементов. Механизм связывания становится вполне очевидным, когда нам удается поэлементно развернуть воспроизведение какого-либо материала. Как мы вспоминаем что-то, используя, например, прием «узелка на память»? Мы наталкиваемся на «узелок»; узелок отсылает нас к той ситуации, в которой он был завязан; ситуация напоминает о собеседнике; от собеседника мы идем к теме разговора и, наконец приходим к искомому предмету.
Помимо ассоциации по смежности во времени и/или пространстве наблюдаются еще и ассоциации по сходству и контрасту. Бывает так, что на основе сходства с искомым воспроизводится и само искомое, как произошло в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Герои рассказа долго вспоминали фамилию соседа – помещика. Отчаявшись вспомнить, они перешли на другие темы. Фамилия Овсов вспомнилась сама собой, когда речь зашла о продаже овса.
Психофизиологический уровень объяснения механизмов памяти может быть представлен учением И.П. Павлова о безусловных и условных рефлексах. Безусловный рефлекс – врожденная непроизвольная реакция (т.е. неконтролируемая, неуправляемая) реакция на какой-либо внешний раздражитель.
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его информации (опыта). Доказывать значение памяти в жизни человека излишне. Ведь если бы образы внешнего мира не закреплялись, не сохранялись и в дальнейшем не воспроизводились, человек «оставался бы вечно в положении новорожденного». (И.М. Сеченов).
Память может быть классифицирована на виды по следующим основаниям:
1. По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится выделяют следующие виды памяти:
двигательную, эмоциональную, образную, словесно - логическую.
2. По времени сохранеия информации выделяют кратковременную и долговременную память.
3. В зависимости от усилий, прилагаемых для запоминания или воспроизведения информации, различают память непроизвольную и произвольную.
Память может быть классифицирована на виды по следующим основаниям:
1. По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится выделяют следующие виды памяти:
двигательную, эмоциональную, образную, словесно - логическую.
2. По времени сохранеия информации выделяют кратковременную и долговременную память.
3. В зависимости от усилий, прилагаемых для запоминания или воспроизведения информации, различают память непроизвольную и произвольную.
В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительный, слуховой и другие виды восприятия. Двигательный анализатор принимает участие во всех видах восприятия.
Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время, движение. Выделяют восприятие пространства, времени и движения.
Восприятие пространства включает восприятие формы, величины и взаимного расположения предметов.
Восприятие формы предметов осуществляется при помощи зрительного анализатора, а также тактильного и кинестизического. Роль последних очень велика у людей слепых или только прозревших после удачной операции. Такие люди не сразу научаются лишь с помощью зрения определять величину и форму предметов. Вначале они затрудняются отличить шар от круга, не могут определить расстояние до предмета, пытаясь безуспешно схватить отдаленные предметы, пока не доберутся до них ощупью. На помощь приходит ощупывание предметов. Рука в познании формы предмета проделывает ту же работу, что и глаз. Глаз совершает массу микродвижений, двигаясь по контуру предмета в разных направлениях. Рука, ощупывая предмет, то и дело возвращается назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная деталь. Лишь после определенной практики в комплексном упражнении зрения и осязания, прозревшие люди обретают свободу в ориентировании в пространстве.
Психологически, т.е. в восприятии величина предметов может зависеть от ряда факторов. Величина предмета познается в сравнении с другим предметом и в разных условиях может быть неодинакова. Здесь возможны зрительные иллюзии, например:
Два одинаковых по длине отрезка в разных условиях воспринимаются как неодинаковые.
Основой другого типа классификации являются формы существования материи: пространство, время, движение. Выделяют восприятие пространства, времени и движения.
Восприятие пространства включает восприятие формы, величины и взаимного расположения предметов.
Восприятие формы предметов осуществляется при помощи зрительного анализатора, а также тактильного и кинестизического. Роль последних очень велика у людей слепых или только прозревших после удачной операции. Такие люди не сразу научаются лишь с помощью зрения определять величину и форму предметов. Вначале они затрудняются отличить шар от круга, не могут определить расстояние до предмета, пытаясь безуспешно схватить отдаленные предметы, пока не доберутся до них ощупью. На помощь приходит ощупывание предметов. Рука в познании формы предмета проделывает ту же работу, что и глаз. Глаз совершает массу микродвижений, двигаясь по контуру предмета в разных направлениях. Рука, ощупывая предмет, то и дело возвращается назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная деталь. Лишь после определенной практики в комплексном упражнении зрения и осязания, прозревшие люди обретают свободу в ориентировании в пространстве.
Психологически, т.е. в восприятии величина предметов может зависеть от ряда факторов. Величина предмета познается в сравнении с другим предметом и в разных условиях может быть неодинакова. Здесь возможны зрительные иллюзии, например:
Два одинаковых по длине отрезка в разных условиях воспринимаются как неодинаковые.
1. Целостность восприятия заключается в том, что каждая часть будущего образа приобретает свое значение лишь при соотношении ее с целым или, другими словами, всякий элемент действительности воспринимается не иначе как во взаимосвязи с остальными. Примеры целостности восприятия можно наблюдать при восприятии цвета. Эксперимент Фукса (эффект подравнивания): желто - зеленый цвет в структуре сине - зеленых выглядит зеленым, в структуре желтых - желтым. Зависимость восприятия части от окружения хорошо заметна в геометрических иллюзиях. Круг одного и того же размера в различном окружении воспринимается не одинаково.
2. С целостностью восприятия тесно связано другое его свойство - структурность. Структурность восприятия - это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Структурность восприятия можно продемонстрировать примером восприятия музыкальной мелодии. Одна и та же мелодия может быть сыграна на разных инструментах, исполнена оркестром, спета. Каждый раз все звуки будут разными, иными будут высота и тембр звучания, но если соотношение между ними остается тем же, мы узнаем мелодию как знакомую. В зрительном восприятии структурность обнаруживается, например, в том, что, зная соотношение частей в треугольнике, например, мы всегда узнаем треугольник, каким бы он ни был - большим, маленьким и т.д.
3. Константность восприятия есть такое свойство его, которое выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях восприятия. Если воспринимаемый нами предмет удалить подальше, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, а между тем в восприятии предмет сохраняет прежнюю величину. Пример - кисти рук разноудаленные.
2. С целостностью восприятия тесно связано другое его свойство - структурность. Структурность восприятия - это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Структурность восприятия можно продемонстрировать примером восприятия музыкальной мелодии. Одна и та же мелодия может быть сыграна на разных инструментах, исполнена оркестром, спета. Каждый раз все звуки будут разными, иными будут высота и тембр звучания, но если соотношение между ними остается тем же, мы узнаем мелодию как знакомую. В зрительном восприятии структурность обнаруживается, например, в том, что, зная соотношение частей в треугольнике, например, мы всегда узнаем треугольник, каким бы он ни был - большим, маленьким и т.д.
3. Константность восприятия есть такое свойство его, которое выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях восприятия. Если воспринимаемый нами предмет удалить подальше, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, а между тем в восприятии предмет сохраняет прежнюю величину. Пример - кисти рук разноудаленные.
Восприятие - отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, восприятие - качественно иная ступень чувственного познания.
Почему?
1) Восприятие, строясь на чувственной основе, образуемой ощущениями, не является простой суммой ощущений, но всегда есть нечто большее. Оно есть единство чувственного и логического, ощущения и мысли.
2) В восприятии отражается вся многообразная жизнь личности - ее установки, потребности, мотивы, интересы, общая направленность, прошлый опыт, эмоции.
Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. В основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающей действительности. Эти предметы и явления выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых концов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные связи.
Первый случай наблюдается при воздействии на организм сложного раздражителя одной модальности. Например, мелодия выступает как сложный комплекс звуковых сигналов. Межанализаторные связи образуются при воздействии на организм комплексного раздражителя нескольких модальностей.
Почему?
1) Восприятие, строясь на чувственной основе, образуемой ощущениями, не является простой суммой ощущений, но всегда есть нечто большее. Оно есть единство чувственного и логического, ощущения и мысли.
2) В восприятии отражается вся многообразная жизнь личности - ее установки, потребности, мотивы, интересы, общая направленность, прошлый опыт, эмоции.
Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. В основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающей действительности. Эти предметы и явления выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых концов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные связи.
Первый случай наблюдается при воздействии на организм сложного раздражителя одной модальности. Например, мелодия выступает как сложный комплекс звуковых сигналов. Межанализаторные связи образуются при воздействии на организм комплексного раздражителя нескольких модальностей.
Острота ощущений может развиваться по двум причинам:
1) в силу необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота)
2) в силу упражнений в процессе деятельности.
Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание
К этой же группе явлений относится развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухонемая Ольга Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. …
Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы до 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температур и количество примесей в ней.
Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.
1) в силу необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота)
2) в силу упражнений в процессе деятельности.
Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание
К этой же группе явлений относится развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухонемая Ольга Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла узнать его по голосу и понять, о чем он говорит. …
Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Известна необычайная острота зрения у шлифовальщиков. Они видят просветы до 0,0005 миллиметра, в то время как нетренированные люди всего до 0,1 миллиметра. Специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета. Для нетренированного глаза они кажутся совершенно одинаковыми. Опытные сталевары способны довольно точно по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определить ее температур и количество примесей в ней.
Высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград.
Из всех возможных видов движения материи, расположенных в порядке уменьшения длины волны и увеличения числа колебаний в секунду, лишь некоторые отражаются высоко специализированными приборами органов чувств, при этом лимиты ощущений у человека и животных различны. Человеком не воспринимается ультразвук, рентгеновские волны не имеют также специализированных приемников и не вызывают ощущений у человека. Свет распространяется в виде электромагнитных волн. Световые волны распространяются в пространстве со скоростью 186000 миль в секунду. И мы видим свет. Радар, радиосигналы и рентгеновские лучи - это тоже электромагнитные волны. Они также распространяются со скоростью 186000 миль в секунду. Но мы их не видим. Может быть, мы и хотели бы увидеть сигналы радара, передаваемые из полицейской машины, однако физические ограничения не позволяют нам этого сделать.
Нужно учитывать, что световые волны составляют менее 2% всех электромагнитных волн в окружающем нас пространстве в данный момент. Представляете, какая неразбериха была бы в голове, если бы мы могли видеть все электромагнитные волны от всех находящихся в округе радиостанций или сигналы радаров от всех пролетающих над нами самолетов. Звук распространяется также в виде волн. Звуковые волны вибрируют, и мы слышим их. «Нормальный слух» означает, что человек может слышать звуковые волны, вибрирующие с частотой от 15 до 15000 раз в секунду. У пожилых людей с пониженным слухом верхняя граница не превышает 4000. А у детей верхняя граница может доходить до 30000. Таким образом, все они (дети) слышат лучше, чем мы, взрослые, хотя любой взрослый, вероятно, будет доказывать, что только его ребенок является исключением!
Если бы мы могли слышать волны, частота вибраций которых менее 15 в секунду, тогда бы мы, как малиновки, могли слышать движение земляных червей под землей. Но тогда бы могли слышать и звук распрямления и взаимодействия наших мускулов, когда мы шевелим ногами или руками. И нас постоянно беспокоил бы звук нашего же кровотока по венам и артериям.
Нужно учитывать, что световые волны составляют менее 2% всех электромагнитных волн в окружающем нас пространстве в данный момент. Представляете, какая неразбериха была бы в голове, если бы мы могли видеть все электромагнитные волны от всех находящихся в округе радиостанций или сигналы радаров от всех пролетающих над нами самолетов. Звук распространяется также в виде волн. Звуковые волны вибрируют, и мы слышим их. «Нормальный слух» означает, что человек может слышать звуковые волны, вибрирующие с частотой от 15 до 15000 раз в секунду. У пожилых людей с пониженным слухом верхняя граница не превышает 4000. А у детей верхняя граница может доходить до 30000. Таким образом, все они (дети) слышат лучше, чем мы, взрослые, хотя любой взрослый, вероятно, будет доказывать, что только его ребенок является исключением!
Если бы мы могли слышать волны, частота вибраций которых менее 15 в секунду, тогда бы мы, как малиновки, могли слышать движение земляных червей под землей. Но тогда бы могли слышать и звук распрямления и взаимодействия наших мускулов, когда мы шевелим ногами или руками. И нас постоянно беспокоил бы звук нашего же кровотока по венам и артериям.
Перечисленные выше пять «модальностей» (обоняние, осязание, вкус, слух, зрение) не исчерпывают всех видов экстероцептивных ощущений. Этот ряд следует дополнить двумя категориями: промежуточными или интермодальными ощущениями и неспецифическими видами ощущений.
Хорошо известно, что слуховые ощущения являются следствием отражения звуковых (воздушных) волн с частотой колебаний от 20-30 до 20-30 тысяч кол/сек.Человек имеет возможность воспринимать колебания и меньшей частоты, чем только что указанные звуковые волны. К таким колебаниям относятся вибрации, частота которых 10-15 кол/сек. Такие колебания воспринимаются не ухом, а костью (черепа или конечностей), а ощущения, улавливающие эти колебания, называются вибрационной чувствительностью. Такая чувствительность развита у глухих людей. Известно, что глухие могут воспринимать музыку, держа руки на крышке звучащего инструмента. Глухие могут чувствовать вибрацию пола или мебели, и благодаря этому выполнять те или иные действия, например, танцевать в помещении, где танцуют другие. Таким образом, вибрационная чувствительность может в некоторых ситуациях компенсировать потерю слуха.
Примером «неспецифической чувствительности» может служить фоточувствительность кожи - способность воспринимать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. А. Н. Леонтьев провел точное исследование, при котором на поверхность руки падал окрашенный свет (зеленый или красный), причем температура световых лучей была уравнена водным фильтром. После многих сотен сочетаний определенного светового сигнала с болевым раздражителем было показано, что при условии активной ориентировки субъекта, его можно научить различать цветовые лучи кожей руки.
Природа фоточувствительности кожи остается до сих пор неясной, хотя существуют предположения и догадки. К недостаточно изученным формам чувствительности относится «чувство расстояния» (или «шестое чувство») слепых, позволяющее им воспринимать на
расстоянии возникающие перед ними преграды. Есть основания думать, что основой «шестого чувства» является либо восприятие тепловых волн кожей лица, либо отражение звуковых волн от находящейся на расстоянии преграды (действующих по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще недостаточно изучены, и говорить об их физиологических механизмах трудно.
Хорошо известно, что слуховые ощущения являются следствием отражения звуковых (воздушных) волн с частотой колебаний от 20-30 до 20-30 тысяч кол/сек.Человек имеет возможность воспринимать колебания и меньшей частоты, чем только что указанные звуковые волны. К таким колебаниям относятся вибрации, частота которых 10-15 кол/сек. Такие колебания воспринимаются не ухом, а костью (черепа или конечностей), а ощущения, улавливающие эти колебания, называются вибрационной чувствительностью. Такая чувствительность развита у глухих людей. Известно, что глухие могут воспринимать музыку, держа руки на крышке звучащего инструмента. Глухие могут чувствовать вибрацию пола или мебели, и благодаря этому выполнять те или иные действия, например, танцевать в помещении, где танцуют другие. Таким образом, вибрационная чувствительность может в некоторых ситуациях компенсировать потерю слуха.
Примером «неспецифической чувствительности» может служить фоточувствительность кожи - способность воспринимать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. А. Н. Леонтьев провел точное исследование, при котором на поверхность руки падал окрашенный свет (зеленый или красный), причем температура световых лучей была уравнена водным фильтром. После многих сотен сочетаний определенного светового сигнала с болевым раздражителем было показано, что при условии активной ориентировки субъекта, его можно научить различать цветовые лучи кожей руки.
Природа фоточувствительности кожи остается до сих пор неясной, хотя существуют предположения и догадки. К недостаточно изученным формам чувствительности относится «чувство расстояния» (или «шестое чувство») слепых, позволяющее им воспринимать на
расстоянии возникающие перед ними преграды. Есть основания думать, что основой «шестого чувства» является либо восприятие тепловых волн кожей лица, либо отражение звуковых волн от находящейся на расстоянии преграды (действующих по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще недостаточно изучены, и говорить об их физиологических механизмах трудно.