«Передача» студенту массива учебной информации или формирование системы поведенческих навыков в рамках множества учебных дисциплин отнюдь не гарантируют овладение им целостной профессиональной деятельностью, не делают из него специалиста. Реальный мир жизни и профессиональной деятельности совсем иной, а адаптация к нему – очень нелегкое дело, занимающее до 3 – 5 лет.
Психологическая структура в учебной и профессиональной деятельности одинакова, однако содержательное наполнение каждого из структурных блоков качественно иное.
Теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий) предлагает создавать педагогические условия для динамического движения деятельности студента от учебной к профессиональной, трансформации первой во вторую с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов.
В теории контекстного обучения предлагается следующее понимание контекста.
Психологическая структура в учебной и профессиональной деятельности одинакова, однако содержательное наполнение каждого из структурных блоков качественно иное.
Теория контекстного обучения (А.А. Вербицкий) предлагает создавать педагогические условия для динамического движения деятельности студента от учебной к профессиональной, трансформации первой во вторую с соответствующей сменой потребностей, мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов.
В теории контекстного обучения предлагается следующее понимание контекста.
Идея проблемного обучения имеет почти столетнюю историю, но особенно большой интерес к нему как одному из вариантов «школы мышления» возник в нашей стране в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. Проблемное обучение представляет собой способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса (обучающихся) с вероятностным, неоднозначным содержанием обучения.
Стержневым понятием здесь является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Осознание невозможности разрешить ее переживается человеком как интеллектуальное затруднение и приводит к появлению потребности в новых для него знаниях. Ему приходится выдвигать и проверять гипотезы относительно неизвестных параметров проблемной ситуации и способов ее разрешения. Получив в процессе этого новое для себя знание, студент преобразует проблемную ситуацию в задачный вид и приступает к ее решению. Это не задача, поставленная преподавателем, а его собственная, решение которой представляет для него личностный смысл и интерес.
Стержневым понятием здесь является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Осознание невозможности разрешить ее переживается человеком как интеллектуальное затруднение и приводит к появлению потребности в новых для него знаниях. Ему приходится выдвигать и проверять гипотезы относительно неизвестных параметров проблемной ситуации и способов ее разрешения. Получив в процессе этого новое для себя знание, студент преобразует проблемную ситуацию в задачный вид и приступает к ее решению. Это не задача, поставленная преподавателем, а его собственная, решение которой представляет для него личностный смысл и интерес.
Сегодня уже трудно представить процесс обучения без современных информационных технологий. Информационные технологии прочно заняли место в системе образования, их доля растет быстрыми темпами. Наблюдается стремительный рост образовательных продуктов и услуг на основе компьютерных и телекоммуникационных систем.
Одной из особенностей современного состояния Интернет-образования является несоответствие между прогрессом в сфере аппаратных и программных средств, с одной стороны, и отставанием развития собственно педагогических технологий.
Психологической основой компьютерного обучения стала когнитивная психология, развивавшая представление о том, что работа компьютера является подобием работы мозга человека («компьютерная метафора»), а перерабатываемая машиной информация может рассматриваться как знание.
В информационных технологиях соединена идеология программирования с возможностями оперативного обмена информацией между обучающимся и компьютером, создающего иллюзию диалога человека и машины.
Одной из особенностей современного состояния Интернет-образования является несоответствие между прогрессом в сфере аппаратных и программных средств, с одной стороны, и отставанием развития собственно педагогических технологий.
Психологической основой компьютерного обучения стала когнитивная психология, развивавшая представление о том, что работа компьютера является подобием работы мозга человека («компьютерная метафора»), а перерабатываемая машиной информация может рассматриваться как знание.
В информационных технологиях соединена идеология программирования с возможностями оперативного обмена информацией между обучающимся и компьютером, создающего иллюзию диалога человека и машины.
В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал книгу, положившую начало мощному направлению в психологии, педагогике и социологии – науке о поведении, или бихевиоризму. Он считал, что нужно отказаться от понятий ассоциативной психологии, заняться наблюдаемым поведением, реакциями живых существ на внешние раздражители. Связка «стимул – реакция» («S-R») должна служить объективной опорой психологии, а вслед за ней и педагогики, в этом случае они обе становятся точными науками. Личность, писал Дж. Уотсон, – это конечный продукт некоей системы навыков. Возможности формирования человека в любом направлении, Дж.Уотсон полагал, почти безграничны.
Исследования проводились преимущественно на голубях и белых крысах, результаты переносились на человека. Один из наиболее крупных бихевиористов Б.Ф.Скиннер стремился создать программу модификации поведения людей, где цели формулируются диагностично и в терминах наблюдаемых действий, которые можно объективно зафиксировать и тем самым оценить правильность достижения целей.
Исследования проводились преимущественно на голубях и белых крысах, результаты переносились на человека. Один из наиболее крупных бихевиористов Б.Ф.Скиннер стремился создать программу модификации поведения людей, где цели формулируются диагностично и в терминах наблюдаемых действий, которые можно объективно зафиксировать и тем самым оценить правильность достижения целей.
Этот тип обучения составляет основу классической образовательной парадигмы, сложившейся в XVII веке. Основная цель (миссия) образования формулируется как передача студенту образцов практических знаний, умений, навыков (образование как «образцевание»), приобретение ими полезной для общества профессии, подготовка к труду.
Основы объяснительно-иллюстративного типа обучения заложил Я.А. Коменский, который исходил из принципа природосообразности и представления о том, что «в человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучения». Для Я.А. Коменского ученик – это некая «чувствующая машина», фактически простая система, воздействуя на которую, можно получить желаемые результаты и «всех учить всему». Дело лишь в разумном распределении времени, предметов и метода. Отсюда вытекают предложенные им классно-урочная система, предметность обучения, всеобщий порядок изложения материала и организации жизни школы, а также принципы: природосообразности;
Основы объяснительно-иллюстративного типа обучения заложил Я.А. Коменский, который исходил из принципа природосообразности и представления о том, что «в человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучения». Для Я.А. Коменского ученик – это некая «чувствующая машина», фактически простая система, воздействуя на которую, можно получить желаемые результаты и «всех учить всему». Дело лишь в разумном распределении времени, предметов и метода. Отсюда вытекают предложенные им классно-урочная система, предметность обучения, всеобщий порядок изложения материала и организации жизни школы, а также принципы: природосообразности;
Правила психологического консультирования руководителей:
1) относится к руководителю как к клиенту: возможно, у него личностные проблемы, а не организационные;
2) добиться конкретной постановки проблемы (например, не повышение эффективности вообще, а эффективность в конкретной ситуации);
3) разъяснить возможности психолога: это не скорая помощь, а долгая, постепенная работа;
4) обсуждение условий работы;
5) добиться совместного проведения работы:
- содействия:
- представления решения как “внутреннего организационного”;
- продолжения работы после ухода психолога;
6) соблюдение этических нормативов при выдаче рекомендаций;
7) этапы: предварительная диагностика – планирование – диагностика – выработка вариантов решения – апробация – результат.
Характеристика ситуации принятия решения: динамичность, сложность, уровень неопределенности. Для модели идеального решения выстраиваются локальные оптимумы для всех затрагиваемых ресурсов и общий прогноз результата заданных оптимумов.
Предмет труда – система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать. По предмету труда профессии деляться на биономические, артономические и пр.
1) относится к руководителю как к клиенту: возможно, у него личностные проблемы, а не организационные;
2) добиться конкретной постановки проблемы (например, не повышение эффективности вообще, а эффективность в конкретной ситуации);
3) разъяснить возможности психолога: это не скорая помощь, а долгая, постепенная работа;
4) обсуждение условий работы;
5) добиться совместного проведения работы:
- содействия:
- представления решения как “внутреннего организационного”;
- продолжения работы после ухода психолога;
6) соблюдение этических нормативов при выдаче рекомендаций;
7) этапы: предварительная диагностика – планирование – диагностика – выработка вариантов решения – апробация – результат.
Характеристика ситуации принятия решения: динамичность, сложность, уровень неопределенности. Для модели идеального решения выстраиваются локальные оптимумы для всех затрагиваемых ресурсов и общий прогноз результата заданных оптимумов.
Предмет труда – система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать. По предмету труда профессии деляться на биономические, артономические и пр.
Психология безопасности – отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Факторы:
1) Биологический (мужчины чаще ошибаются, но лучше устраняют последствия; высока до 25 лет, потом снижается)
2) особенности психического состояния и психических функций человека (повышенная экстравертивность, полезависимые более аварийны (Виткин))
3) опыт человека, его навыки, знания
4) направленность человека – его установки, интересы, мотивы (плохая дисциплина, низкая мотивация)
Блинт – Мурани: кривая травматизма – первый пик от недостатка знаний, второй – недостатка осмотрительности.
Разделяют качества, предрасполагающие к ошибочным действиям, и качества, мешающие противодействию аварийным ситуациям.
Ошибки неизбежны. И важны не сами внешние факторы, могущие повлечь за собой ошибки, а их осознание оператором. Ошибка предполагает выбор и ответственность, поскольку сознательное планирование профессионал осуществляет только в ситуации неоднозначности.
Проблема ошибки связана с качеством свободы. Одним из выходов является административный подход – усиление регламентации, минимизация функций оператора, постоянное обучение.
Причины, вызывающие отклонения, возникают помимо свободы воли человека; 8 типов отклонений:
1) ошибкогенные факторы/нейтрализация;
2) функционирование психики по стохастическим законам/снижение доли неопределенности;
3) предельные условия работы/обеспечение нормальных условий;
Факторы:
1) Биологический (мужчины чаще ошибаются, но лучше устраняют последствия; высока до 25 лет, потом снижается)
2) особенности психического состояния и психических функций человека (повышенная экстравертивность, полезависимые более аварийны (Виткин))
3) опыт человека, его навыки, знания
4) направленность человека – его установки, интересы, мотивы (плохая дисциплина, низкая мотивация)
Блинт – Мурани: кривая травматизма – первый пик от недостатка знаний, второй – недостатка осмотрительности.
Разделяют качества, предрасполагающие к ошибочным действиям, и качества, мешающие противодействию аварийным ситуациям.
Ошибки неизбежны. И важны не сами внешние факторы, могущие повлечь за собой ошибки, а их осознание оператором. Ошибка предполагает выбор и ответственность, поскольку сознательное планирование профессионал осуществляет только в ситуации неоднозначности.
Проблема ошибки связана с качеством свободы. Одним из выходов является административный подход – усиление регламентации, минимизация функций оператора, постоянное обучение.
Причины, вызывающие отклонения, возникают помимо свободы воли человека; 8 типов отклонений:
1) ошибкогенные факторы/нейтрализация;
2) функционирование психики по стохастическим законам/снижение доли неопределенности;
3) предельные условия работы/обеспечение нормальных условий;
Навыки выполнения профессиональной деятельности и групповые нормы; отношение к ошибке новичка в группе. Оценка и мнение окружающих важны для профессионального становления. Стремление сохранить авторитет и качество выполнения задачи фиксируются в структурах профессионального опыта.
Требования к командиру:
- владение профессиональными навыками рядового оператора;
- требовательность к себе;
- умение сдерживать свои порывы;
- лидерские качества.
Анатомия акта власти: воля командира должна в итоге оказаться сильнее сопротивления подчиненного; динамика: завоевание, захват, удержание, сохранение власти, потеря власти.
Требования к командиру:
- владение профессиональными навыками рядового оператора;
- требовательность к себе;
- умение сдерживать свои порывы;
- лидерские качества.
Анатомия акта власти: воля командира должна в итоге оказаться сильнее сопротивления подчиненного; динамика: завоевание, захват, удержание, сохранение власти, потеря власти.
Действие необходимо, когда возникает препятствие.
1) теория поля Левина;
2) теория языка Бюлера
Три аспекта деятельности: когнитивный, эмоциональный, исполнительный.
Милеряк: 4 режима работы в труде оператора:
- учебно-тренировочный;
- минимальный;
- оптимальный;
- экстремальный.
Моделирование деятельности операторских команд (метод Монте-Карло): зависимость между ошибками и напряжением – увеличение скорости выполнения задачи после ошибочных исполнений.
Программы тренировки экипажей:
1) система GRID Блейка и Моутона; характеристики:
- критика;
- сбор информации;
- отстаивание своей позиции;
1) теория поля Левина;
2) теория языка Бюлера
Три аспекта деятельности: когнитивный, эмоциональный, исполнительный.
Милеряк: 4 режима работы в труде оператора:
- учебно-тренировочный;
- минимальный;
- оптимальный;
- экстремальный.
Моделирование деятельности операторских команд (метод Монте-Карло): зависимость между ошибками и напряжением – увеличение скорости выполнения задачи после ошибочных исполнений.
Программы тренировки экипажей:
1) система GRID Блейка и Моутона; характеристики:
- критика;
- сбор информации;
- отстаивание своей позиции;
Структура опыта субъекта является трехслойной:
1) перцептивный мир – слой. Где следы деятельности существуют в виде перцептивных образов, отражая свойства на перцептивном языке;
2) образ мира;
У каждой профессии свой перцептивный мир, система ритмов событий. Новичок с этим не знаком. В ходе обучения это сохраняется как пространственно-временная структура профессионального опыта. В опыте существует два типа структур: глобальные и локальные (реальных предметных движений).
Переживание дления процесса + переживание движения = чувство полета.
Своевременность действия (собственное время процесса).
Адаптация временная.
Начало и конец процесса. Деятельность в принципе состоит из повторяющихся циклов. Но постановка задачи и заключение – неповторяющиеся периоды в процессе деятельности.
В процессе есть “главная точка”, кульминация процесса. Характеристики скорости процесса и его ритмичности также важны.
Время – непрерывная категория субъекта и воспринимающего. Августин: И прошлое и будущее воспринимается через настоящее.
1) перцептивный мир – слой. Где следы деятельности существуют в виде перцептивных образов, отражая свойства на перцептивном языке;
2) образ мира;
У каждой профессии свой перцептивный мир, система ритмов событий. Новичок с этим не знаком. В ходе обучения это сохраняется как пространственно-временная структура профессионального опыта. В опыте существует два типа структур: глобальные и локальные (реальных предметных движений).
Переживание дления процесса + переживание движения = чувство полета.
Своевременность действия (собственное время процесса).
Адаптация временная.
Начало и конец процесса. Деятельность в принципе состоит из повторяющихся циклов. Но постановка задачи и заключение – неповторяющиеся периоды в процессе деятельности.
В процессе есть “главная точка”, кульминация процесса. Характеристики скорости процесса и его ритмичности также важны.
Время – непрерывная категория субъекта и воспринимающего. Августин: И прошлое и будущее воспринимается через настоящее.
Имитационные модели. Теоретические подходы и методики изучения. Проблема подбора команды
Стрелков: оператор – всегда групповой субъект.
Признаки совместной деятельности:
1) общая цель;
2) разделенность труда между участниками;
3) взаимное восприятие друг друга (пространственное и временное соприсутствие участников, синхронизация действий);
4) наличие руководящего органа
5) возникновение у участников межличностных отношений;
Приход новичка удваивает напряжение в команде. Присутствие других членов группы (то есть сама групповая ситуация) может усиливать конфликт или сплоченность.
Мейстер: важнейшая сторона совместной операторской деятельности – речевой обмен.
Основные компоненты общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Уровни совместной деятельности:
1) общение в диаде;
2) кооперация, обмен различными видами деятельности;
3) коллектив, общение как комплекс знаков
Стрелков: оператор – всегда групповой субъект.
Признаки совместной деятельности:
1) общая цель;
2) разделенность труда между участниками;
3) взаимное восприятие друг друга (пространственное и временное соприсутствие участников, синхронизация действий);
4) наличие руководящего органа
5) возникновение у участников межличностных отношений;
Приход новичка удваивает напряжение в команде. Присутствие других членов группы (то есть сама групповая ситуация) может усиливать конфликт или сплоченность.
Мейстер: важнейшая сторона совместной операторской деятельности – речевой обмен.
Основные компоненты общения: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Уровни совместной деятельности:
1) общение в диаде;
2) кооперация, обмен различными видами деятельности;
3) коллектив, общение как комплекс знаков
Носкова, Климов "История психологии труда в России" Гл.1-3
Показатели существования отдельной научной дисциплины:
1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;
2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;
3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;
4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;
5) материальное обеспечение.
6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.
Методы:
анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.
распознающий алгоритм (Климов, Носкова)
анализ пословиц и поговорок
изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)
При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.
Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.
Показатели существования отдельной научной дисциплины:
1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;
2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;
3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;
4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;
5) материальное обеспечение.
6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.
Методы:
анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности.
распознающий алгоритм (Климов, Носкова)
анализ пословиц и поговорок
изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения)
При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров сописанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.
Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.