Информационные технологии: компьютерное обучение

Наука » Психология
Сегодня уже трудно представить процесс обучения без современных информационных технологий. Информационные технологии прочно заняли место в системе образования, их доля растет быстрыми темпами. Наблюдается стремительный рост образовательных продуктов и услуг на основе компьютерных и телекоммуникационных систем.

Одной из особенностей современного состояния Интернет-образования является несоответствие между прогрессом в сфере аппаратных и программных средств, с одной стороны, и отставанием развития собственно педагогических технологий.

Психологической основой компьютерного обучения стала когнитивная психология, развивавшая представление о том, что работа компьютера является подобием работы мозга человека («компьютерная метафора»), а перерабатываемая машиной информация может рассматриваться как знание.

В информационных технологиях соединена идеология программирования с возможностями оперативного обмена информацией между обучающимся и компьютером, создающего иллюзию диалога человека и машины.

Призывы к использованию информационных технологий в наше время усиливаются. На их разработку вкладываются огромные деньги, однако реальные достижения в области компьютерного обучения весьма скромны. Компьютер, как отмечает один из крупных американских специалистов в этой области П. Нортон, является мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей, однако он неизбежно порабощает ум, располагая лишь набором заученных фактов и навыков. Но «виновен» в этом не компьютер.

До сих пор остается открытым вопрос, какая образовательная концепция ляжет в основу подготовки содержания и способа взаимодействия человека и компьютера. Существуют два подхода к пониманию роли информационных технологий в образовании.

В первом случае информационные технологии рассматриваются как инструмент расширения объема информации, способов ее передачи и обработки. Это распространенная позиция в педагогической практике, где преобладают наиболее простые, хорошо освоенные преподавателями, но весьма неэффективные технологии: традиционные (характерно для российской школы) и программированные (характерно для западных школ).

Во втором случае, к информационным технологиям подходят как к условию формирования новых образовательных систем.

При всей полезности компьютера действительно эффективными можно считать лишь такие компьютерные технологии, которые будут обеспечивать возможности развития теоретического и профессионального мышления обучающегося. А для этого необходимо не просто усиливать с помощью компьютера возможности традиционного или программированного обучения, а проектировать принципиально иной тип обучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.