Психология безопасности – отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Факторы:
1) Биологический (мужчины чаще ошибаются, но лучше устраняют последствия; высока до 25 лет, потом снижается)
2) особенности психического состояния и психических функций человека (повышенная экстравертивность, полезависимые более аварийны (Виткин))
3) опыт человека, его навыки, знания
4) направленность человека – его установки, интересы, мотивы (плохая дисциплина, низкая мотивация)
Блинт – Мурани: кривая травматизма – первый пик от недостатка знаний, второй – недостатка осмотрительности.
Разделяют качества, предрасполагающие к ошибочным действиям, и качества, мешающие противодействию аварийным ситуациям.
Ошибки неизбежны. И важны не сами внешние факторы, могущие повлечь за собой ошибки, а их осознание оператором. Ошибка предполагает выбор и ответственность, поскольку сознательное планирование профессионал осуществляет только в ситуации неоднозначности.
Проблема ошибки связана с качеством свободы. Одним из выходов является административный подход – усиление регламентации, минимизация функций оператора, постоянное обучение.
Причины, вызывающие отклонения, возникают помимо свободы воли человека; 8 типов отклонений:
1) ошибкогенные факторы/нейтрализация;
2) функционирование психики по стохастическим законам/снижение доли неопределенности;
3) предельные условия работы/обеспечение нормальных условий;
4) усложнение ситуации/изменение характера обучения операторов;
5) индивидуальность ошибок/отбор операторов;
6) постоянные ошибки/учет возможностей человека;
7) инстинкт разрушения/психотерапия;
8) неожиданный сбой/повышение мотивированности;
Ошибка – если человек умел, мог и хотел сделать правильное действие, но не сделал.
Образ полета и ошибки пилота:
1) функциональные – несоответствие образа его месту;
2) нарушение состояния – образ или его элемент слишком слаб или силен (край облака);
3) “элементарные нарушения”, например, псевдодействия;
4) структурные нарушения – недостаточность или избыточность элементов и связей между ними;
5) нарушения целостности – отсутствие четких границ образа (в гомогенной среде);
6) процессуальные нарушения;
7) средовые нарушения – взаимодействие со средой;
Анализ ошибок:
1) клинический – изучение внешних и внутренних факторов, причины;
2) статистический – построение прогноза;
3) математическое моделирование;
Экспериментально-психологическое моделирование ошибок пилота.
Борьба с ошибками: метод аоперационализации – ретроспективная или актуальная. Пример: блокировка следующего элемента в технологической цепи. Проговаривание, отсрочка при выполнении.
Причины ошибок по Котику:
1) недостаток психологических качеств оператора;
2) нарушение текущего состояния оператора;
3) сбои в процессе психической деятельности.
Классификация ошибок ператора:
1) систематические;
2) случайные;
Фиттс – Джонс:
1) ошибки подмены – 50%;
2) ошибки в осуществлении управляющих воздействий – 18%;
3) ошибки памяти (забывание) – 18%;
4) ошибки перепутывания направления движения – 6%;
5) ошибки недостатка внимания – 5%;
6) ошибки невыполнения из-за растерянности, оцепенения – 3%;
Поиск причин ошибок – идут обратно по причинно-следственной цепи, пока не найдут одно – два отклонения, которые могут объяснить ошибку. В случае систематических или перемежающихся сбоев, ищут внешнюю причину.
Устранение и профилактика ошибок: создавать обратимые ситуации и доступ оператора к цепи причин, приведших к инценденту.
Формирование устойчивости к ошибкам (Расмуссен):
1) управляемый сенсомоторный паттерн и автоматизация поведения: поведение управляется структурой адаптивных паттернов, сохраняемых в НС. Т.о. ошибка может быть только следствием изменений во внешней среде и надо так спроектировать ситуацию, чтобы оператор мог легко различать паттерн, непосредственно. А не через ключи;
2) Нормированное целенаправленное поведение;
3) Целенаправленное поведение, основанное на знании.
Факторы:
1) Биологический (мужчины чаще ошибаются, но лучше устраняют последствия; высока до 25 лет, потом снижается)
2) особенности психического состояния и психических функций человека (повышенная экстравертивность, полезависимые более аварийны (Виткин))
3) опыт человека, его навыки, знания
4) направленность человека – его установки, интересы, мотивы (плохая дисциплина, низкая мотивация)
Блинт – Мурани: кривая травматизма – первый пик от недостатка знаний, второй – недостатка осмотрительности.
Разделяют качества, предрасполагающие к ошибочным действиям, и качества, мешающие противодействию аварийным ситуациям.
Ошибки неизбежны. И важны не сами внешние факторы, могущие повлечь за собой ошибки, а их осознание оператором. Ошибка предполагает выбор и ответственность, поскольку сознательное планирование профессионал осуществляет только в ситуации неоднозначности.
Проблема ошибки связана с качеством свободы. Одним из выходов является административный подход – усиление регламентации, минимизация функций оператора, постоянное обучение.
Причины, вызывающие отклонения, возникают помимо свободы воли человека; 8 типов отклонений:
1) ошибкогенные факторы/нейтрализация;
2) функционирование психики по стохастическим законам/снижение доли неопределенности;
3) предельные условия работы/обеспечение нормальных условий;
4) усложнение ситуации/изменение характера обучения операторов;
5) индивидуальность ошибок/отбор операторов;
6) постоянные ошибки/учет возможностей человека;
7) инстинкт разрушения/психотерапия;
8) неожиданный сбой/повышение мотивированности;
Ошибка – если человек умел, мог и хотел сделать правильное действие, но не сделал.
Образ полета и ошибки пилота:
1) функциональные – несоответствие образа его месту;
2) нарушение состояния – образ или его элемент слишком слаб или силен (край облака);
3) “элементарные нарушения”, например, псевдодействия;
4) структурные нарушения – недостаточность или избыточность элементов и связей между ними;
5) нарушения целостности – отсутствие четких границ образа (в гомогенной среде);
6) процессуальные нарушения;
7) средовые нарушения – взаимодействие со средой;
Анализ ошибок:
1) клинический – изучение внешних и внутренних факторов, причины;
2) статистический – построение прогноза;
3) математическое моделирование;
Экспериментально-психологическое моделирование ошибок пилота.
Борьба с ошибками: метод аоперационализации – ретроспективная или актуальная. Пример: блокировка следующего элемента в технологической цепи. Проговаривание, отсрочка при выполнении.
Причины ошибок по Котику:
1) недостаток психологических качеств оператора;
2) нарушение текущего состояния оператора;
3) сбои в процессе психической деятельности.
Классификация ошибок ператора:
1) систематические;
2) случайные;
Фиттс – Джонс:
1) ошибки подмены – 50%;
2) ошибки в осуществлении управляющих воздействий – 18%;
3) ошибки памяти (забывание) – 18%;
4) ошибки перепутывания направления движения – 6%;
5) ошибки недостатка внимания – 5%;
6) ошибки невыполнения из-за растерянности, оцепенения – 3%;
Поиск причин ошибок – идут обратно по причинно-следственной цепи, пока не найдут одно – два отклонения, которые могут объяснить ошибку. В случае систематических или перемежающихся сбоев, ищут внешнюю причину.
Устранение и профилактика ошибок: создавать обратимые ситуации и доступ оператора к цепи причин, приведших к инценденту.
Формирование устойчивости к ошибкам (Расмуссен):
1) управляемый сенсомоторный паттерн и автоматизация поведения: поведение управляется структурой адаптивных паттернов, сохраняемых в НС. Т.о. ошибка может быть только следствием изменений во внешней среде и надо так спроектировать ситуацию, чтобы оператор мог легко различать паттерн, непосредственно. А не через ключи;
2) Нормированное целенаправленное поведение;
3) Целенаправленное поведение, основанное на знании.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи