Проблемное обучение. Задачный подход

Наука » Психология
Идея проблемного обучения имеет почти столетнюю историю, но особенно большой интерес к нему как одному из вариантов «школы мышления» возник в нашей стране в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. Проблемное обучение представляет собой способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса (обучающихся) с вероятностным, неоднозначным содержанием обучения.

Стержневым понятием здесь является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности. Осознание невозможности разрешить ее переживается человеком как интеллектуальное затруднение и приводит к появлению потребности в новых для него знаниях. Ему приходится выдвигать и проверять гипотезы относительно неизвестных параметров проблемной ситуации и способов ее разрешения. Получив в процессе этого новое для себя знание, студент преобразует проблемную ситуацию в задачный вид и приступает к ее решению. Это не задача, поставленная преподавателем, а его собственная, решение которой представляет для него личностный смысл и интерес.

Проблемное обучение можно определить как обучение, в котором реализован принцип

проблемности:

- в содержании учебного материала;

- в процессе его развертывания в учебной деятельности.

Содержание проектируется в виде системы учебных проблем, которые отражают противоречия науки, практики и самой учебной деятельности. Процесс обучения строится как диалогическое общение и взаимодействие преподавателя и студентов, студентов между собой.

В проблемном обучении осуществляется косвенное управление познавательной деятельностью с помощью проблемных и информационных вопросов, заранее заготовленных преподавателем или появляющихся в ходе порождения, анализа и разрешения проблемных ситуаций. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на существо учебной проблемы и область поиска еще неизвестного обучающимся знания, отношения, способа действия. Информационные вопросы обращены к прошлому знанию, которое известно студенту и которое необходимо ему для понимания проблемной ситуации.

Проблемное обучение сыграло важную роль в становлении новой образовательной парадигмы:

поставило вопрос о целенаправленном развитии мышления в образовании, утвердило необходимость реализации принципа проблемности в содержании обучения и в его развертывании в диалогическом общении преподавателя и студентов. Однако при всей привлекательности идеи проблемное обучение как особый, различимый среди других вид, а тем более тип обучения, не получило широкого распространения ни в общем, ни в профессиональном образовании. Тому есть несколько причин: проблемное обучение нетехнологично; неясны критерии оценки результатов; необходимо перестраивать содержание обучения в проблемное, что предполагает более высокий уровень психолого-педагогической подготовки преподавателя и др.

Проблемный подход часто отождествляется с задачным подходом к проектированию содержания обучения, но это не одно и то же. Единицей проектирования и развертывания практического содержания традиционного обучения являются задание, задача, а проблемного – учебная проблема. Задача (задание) – это обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций, в которые попадали люди в своей теоретической и практической деятельности. В результате «очищения» от противоречий и неопределенностей, выделения необходимых и достаточных условий и способов их преобразования проблемные ситуации превращались авторами учебных программ в задачи (задания), своего рода «культурные консервы» как формы содержания обучения.

В свое время это был огромный шаг вперед в становлении массового образования. Не повторяя тяжкий путь поиска истины в вероятностном (проблемном) мире, можно за относительно короткое время обучения овладеть практическими умениями и навыками, необходимыми для жизни и профессиональной деятельности. Однако за этот шаг приходится платить огромную цену: учебные задачи лишены для обучающегося личностного смысла.

Если учебная задача – нечто объективно существующее в программах обучения, то проблема вне познающего субъекта и его мышления как таковая не существует. Проблема определяется как психическое состояние человека в данной проблемной ситуации, характеризующееся осознанием невозможности ее разрешения с помощью имеющихся у него знаний, средств и способов действий. Чаще всего она предъявляется обучающимся в форме описания проблемной ситуации, содержащей те или иные противоречия в своих условиях, – альтернативные, избыточные, недостающие, частично неверные данные, взаимоисключающие требования и критерии принятия решений и т. п. В процессе творческой учебной деятельности проблемы возникают и в результате действий самих обучающихся.

Сравните траекторию и содержание действий студента в случае задачного и проблемного подходов.

Задачный подход:

Путь познавательной деятельности студента при задачном подходе короткий – репродуктивно- исполнительский. В исследовательской позиции студент находится только на этапе анализа условий задачи.

Студент находится в исследовательской позиции на всех этапах работы, кроме одного – этапа практического решения им самим сформулированной задачи.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.