Этот тип обучения составляет основу классической образовательной парадигмы, сложившейся в XVII веке. Основная цель (миссия) образования формулируется как передача студенту образцов практических знаний, умений, навыков (образование как «образцевание»), приобретение ими полезной для общества профессии, подготовка к труду.
Основы объяснительно-иллюстративного типа обучения заложил Я.А. Коменский, который исходил из принципа природосообразности и представления о том, что «в человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучения». Для Я.А. Коменского ученик – это некая «чувствующая машина», фактически простая система, воздействуя на которую, можно получить желаемые результаты и «всех учить всему». Дело лишь в разумном распределении времени, предметов и метода. Отсюда вытекают предложенные им классно-урочная система, предметность обучения, всеобщий порядок изложения материала и организации жизни школы, а также принципы: природосообразности;
наглядности; от простого к сложному; последовательности и систематичности изложения содержания;
прочности его усвоения; сознательности и активности учащихся при руководящей роли педагога и др.
Я.А. Коменский обосновал настолько простую и надежную классно-урочную систему, что она доминирует в мировом образовании уже четвертое столетие. Лекционно-семинарско-практическая система вузовского обучения является одним из вариантов этой системы.
Психологической основой усвоения знаний послужило представление об ассоциациях как универсальном механизме формирования психического под влиянием восприятия внешних воздействий. Позже учение об ассоциациях получило естественно-научное подкрепление в теории условных рефлексов И.М. Сеченова – И.П. Павлова. Ассоциативно-рефлекторная теория и лежит в основе объяснительно-иллюстративного или традиционного типа обучения.
Основы объяснительно-иллюстративного типа обучения заложил Я.А. Коменский, который исходил из принципа природосообразности и представления о том, что «в человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучения». Для Я.А. Коменского ученик – это некая «чувствующая машина», фактически простая система, воздействуя на которую, можно получить желаемые результаты и «всех учить всему». Дело лишь в разумном распределении времени, предметов и метода. Отсюда вытекают предложенные им классно-урочная система, предметность обучения, всеобщий порядок изложения материала и организации жизни школы, а также принципы: природосообразности;
наглядности; от простого к сложному; последовательности и систематичности изложения содержания;
прочности его усвоения; сознательности и активности учащихся при руководящей роли педагога и др.
Я.А. Коменский обосновал настолько простую и надежную классно-урочную систему, что она доминирует в мировом образовании уже четвертое столетие. Лекционно-семинарско-практическая система вузовского обучения является одним из вариантов этой системы.
Психологической основой усвоения знаний послужило представление об ассоциациях как универсальном механизме формирования психического под влиянием восприятия внешних воздействий. Позже учение об ассоциациях получило естественно-научное подкрепление в теории условных рефлексов И.М. Сеченова – И.П. Павлова. Ассоциативно-рефлекторная теория и лежит в основе объяснительно-иллюстративного или традиционного типа обучения.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи