В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал книгу, положившую начало мощному направлению в психологии, педагогике и социологии – науке о поведении, или бихевиоризму. Он считал, что нужно отказаться от понятий ассоциативной психологии, заняться наблюдаемым поведением, реакциями живых существ на внешние раздражители. Связка «стимул – реакция» («S-R») должна служить объективной опорой психологии, а вслед за ней и педагогики, в этом случае они обе становятся точными науками. Личность, писал Дж. Уотсон, – это конечный продукт некоей системы навыков. Возможности формирования человека в любом направлении, Дж.Уотсон полагал, почти безграничны.
Исследования проводились преимущественно на голубях и белых крысах, результаты переносились на человека. Один из наиболее крупных бихевиористов Б.Ф.Скиннер стремился создать программу модификации поведения людей, где цели формулируются диагностично и в терминах наблюдаемых действий, которые можно объективно зафиксировать и тем самым оценить правильность достижения целей.
Этот замысел был воплощен в концепции и технологиях программированного обучения, попытки широкого распространения которого предпринимались во многих странах, в том числе в нашей стране. Программированное обучение – это, прежде всего, программа (линейная, скиннеровская или разветвленная, предложенная Н. Кроудером), которая ведет обучаемого путем коротких логически связанных шагов так, что он почти не делает ошибок, дает правильные ответы, которые сразу подкрепляются сообщением результата. Вследствие этого ученик последовательно приближается к ответу, являющемуся целью обучения.
Считалось, что такое обучение повысит качество образования и заменит многих преподавателей обучающими автоматами. Хотя эти надежды не оправдались, программированное обучение стало отправным пунктом перехода к «технологическому» пониманию учебного процесса, программа которого включает полный набор учебных целей, критериев их изменения и оценки, точное описание условий обучения.
Бихевиоризм стал психологической основой для развития прагматического направления в образовании – «школы действия». Одной из разновидностей этого подхода являются тренинговые технологии, достаточно успешно применимые во всем мире в бизнес-образовании.
Особенностями образовательного процесса при бихевиористском подходе являются следующие:
1. Проектирование обучения должно начинаться с формулирования целей обучения.
Цель – это субъективный образ будущего результата преподавателя и учащегося. В традиционном обучении цель ученика обычно подменяется требованием учителя выполнить что-то по заданному образцу, т.е. задачей или заданием. В лучшем случае ученик принимает ее к выполнению, но все равно это не его собственная цель.
2. Цели должны быть заданы диагностично так, чтобы их можно было проверить объек-тивными методами, как правило, тестовыми.
Группа американских педагогов и психологов (Б. Блум и Оценка Синтез Анализ Применение Понимание др.) разработала таксономию педагогических целей, выстроенную в виде пирамиды (Рис.1).
Эта таксономия, принятая в США в национальном
масштабе, служит основой проектирования целей обучения. Пользуясь ею, педагог может выделять, конкретизировать и упорядочивать цели, определять первоочередные задачи, порядок и перспективы своей дальнейшей работы, разъяснять учащимся ориентиры в их общей учебной работе, обсуждать и делать ясными для понимания, разрабатывать эталоны надежной и объективной оценки результатов обучения.
3. Определение учебных целей проводится по принципу разложения целого на элементы, которые располагаются в порядке нарастания сложности. Результатом достижения целей в процессе обучения будет изменение «наблюдаемого поведения».
Таким образом, бихевиористский подход к описанию учебных целей и их достижению сводится к моментам:
- общий результат обучения равен «арифметической» сумме частных учебных результатов;
- учебная деятельность тождественна совокупности наблюдаемых учебных действий.
Вариантов бихевиорально-технологического подхода к обучению предложено много. Типичный «учебный пакет» представляет собой комплекты дидактических материалов для индивидуальной самостоятельной работы, в том числе в условиях дистанционного обучения.
Учебный пакет включает в себя:
1. Постановка общей учебной цели;
2. Формулировка на языке наблюдаемых действий учебных целей, достигаемых в рамках данного пакета;
3. Предварительное тестирование уровня знаний и умений;
4. Набор учебных материалов и инструктивный перечень действий с ними учащегося;
5. Средства текущей самопроверки для организации учебной работы;
6. Заключительный тест для оценки результатов самостоятельной работы. В комплект учебных материалов для обучающихся входят:
- учебные материалы и пособия;
- набор указаний по организации самостоятельной работы;
- средства стандартизованного контроля;
- средства дополнительного и вспомогательного обучения, предусматривающие достижение запланированных учебных результатов при минимальной организационно-консультативной помощи со стороны преподавателя.
Наиболее важное различие проходит по линии логики проектирования учебного процесса. В традиционном обучении главное – организация запоминания массивов информации. При бихевиоральном подходе проектируется целостное поведение обучаемого: от постановки цели до проверки (и самопроверки) ее достижимости. В этом одна из сильных сторон данного подхода. В современных вариантах в обучающую программу включаются игровые модели, совместные обсуждения каких-то фрагментов проблемного содержания, анализ конкретных ситуаций и т.п.
Исследования проводились преимущественно на голубях и белых крысах, результаты переносились на человека. Один из наиболее крупных бихевиористов Б.Ф.Скиннер стремился создать программу модификации поведения людей, где цели формулируются диагностично и в терминах наблюдаемых действий, которые можно объективно зафиксировать и тем самым оценить правильность достижения целей.
Этот замысел был воплощен в концепции и технологиях программированного обучения, попытки широкого распространения которого предпринимались во многих странах, в том числе в нашей стране. Программированное обучение – это, прежде всего, программа (линейная, скиннеровская или разветвленная, предложенная Н. Кроудером), которая ведет обучаемого путем коротких логически связанных шагов так, что он почти не делает ошибок, дает правильные ответы, которые сразу подкрепляются сообщением результата. Вследствие этого ученик последовательно приближается к ответу, являющемуся целью обучения.
Считалось, что такое обучение повысит качество образования и заменит многих преподавателей обучающими автоматами. Хотя эти надежды не оправдались, программированное обучение стало отправным пунктом перехода к «технологическому» пониманию учебного процесса, программа которого включает полный набор учебных целей, критериев их изменения и оценки, точное описание условий обучения.
Бихевиоризм стал психологической основой для развития прагматического направления в образовании – «школы действия». Одной из разновидностей этого подхода являются тренинговые технологии, достаточно успешно применимые во всем мире в бизнес-образовании.
Особенностями образовательного процесса при бихевиористском подходе являются следующие:
1. Проектирование обучения должно начинаться с формулирования целей обучения.
Цель – это субъективный образ будущего результата преподавателя и учащегося. В традиционном обучении цель ученика обычно подменяется требованием учителя выполнить что-то по заданному образцу, т.е. задачей или заданием. В лучшем случае ученик принимает ее к выполнению, но все равно это не его собственная цель.
2. Цели должны быть заданы диагностично так, чтобы их можно было проверить объек-тивными методами, как правило, тестовыми.
Группа американских педагогов и психологов (Б. Блум и Оценка Синтез Анализ Применение Понимание др.) разработала таксономию педагогических целей, выстроенную в виде пирамиды (Рис.1).
Эта таксономия, принятая в США в национальном
масштабе, служит основой проектирования целей обучения. Пользуясь ею, педагог может выделять, конкретизировать и упорядочивать цели, определять первоочередные задачи, порядок и перспективы своей дальнейшей работы, разъяснять учащимся ориентиры в их общей учебной работе, обсуждать и делать ясными для понимания, разрабатывать эталоны надежной и объективной оценки результатов обучения.
3. Определение учебных целей проводится по принципу разложения целого на элементы, которые располагаются в порядке нарастания сложности. Результатом достижения целей в процессе обучения будет изменение «наблюдаемого поведения».
Таким образом, бихевиористский подход к описанию учебных целей и их достижению сводится к моментам:
- общий результат обучения равен «арифметической» сумме частных учебных результатов;
- учебная деятельность тождественна совокупности наблюдаемых учебных действий.
Вариантов бихевиорально-технологического подхода к обучению предложено много. Типичный «учебный пакет» представляет собой комплекты дидактических материалов для индивидуальной самостоятельной работы, в том числе в условиях дистанционного обучения.
Учебный пакет включает в себя:
1. Постановка общей учебной цели;
2. Формулировка на языке наблюдаемых действий учебных целей, достигаемых в рамках данного пакета;
3. Предварительное тестирование уровня знаний и умений;
4. Набор учебных материалов и инструктивный перечень действий с ними учащегося;
5. Средства текущей самопроверки для организации учебной работы;
6. Заключительный тест для оценки результатов самостоятельной работы. В комплект учебных материалов для обучающихся входят:
- учебные материалы и пособия;
- набор указаний по организации самостоятельной работы;
- средства стандартизованного контроля;
- средства дополнительного и вспомогательного обучения, предусматривающие достижение запланированных учебных результатов при минимальной организационно-консультативной помощи со стороны преподавателя.
Наиболее важное различие проходит по линии логики проектирования учебного процесса. В традиционном обучении главное – организация запоминания массивов информации. При бихевиоральном подходе проектируется целостное поведение обучаемого: от постановки цели до проверки (и самопроверки) ее достижимости. В этом одна из сильных сторон данного подхода. В современных вариантах в обучающую программу включаются игровые модели, совместные обсуждения каких-то фрагментов проблемного содержания, анализ конкретных ситуаций и т.п.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи