Несмотря на давний интерес человечества к собственным способностям, до сих пор в науке нет единой точки зрения на то, что такое способности и как их выявлять и оценивать. Большинство ученых связывают способности с успешностью деятельности и придерживаются следующего их определения, восходящего к Б. М. Теплову [785]: способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения им той или иной деятельности. Способности человека (как и любое свойство любого объекта реальности) обнаруживаются в процессе его взаимодействия с окружающим миром, т. е. в деятельности как характерной форме существования личности. Причем наиболее явственно способности обнаруживаются при освоении деятельности, когда можно выяснить, насколько человек быстро, легко и прочно овладевает способами организации и осуществления эффективной деятельности. На этом факте многие исследователи делают особый акцент, говоря о способностях в первую очередь как о готовности к деятельности (готовности не в смысле психологической установки, а в смысле естественной предрасположенности к усвоению приемов и способов исполнения деятельности), тем самым подчеркивая выведение из состава способностей таких феноменов, как знания, умения и навыки (ЗУН).
«Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.
«Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.
Характер (от греч. charakter - отпечаток, чеканка) - макрохарактеристика личности, отражающая совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, проявляющихся в типичных для данной личности способах поведения. Характер формируется в деятельности и общении на основе биологических особенностей человека.
По лаконичности и точности передачи сущности характера трудно превзойти С. Л. Рубинштейна. Поэтому для общего понимания этого психологического феномена предоставим слово классику отечественной психологии.
«Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, определенным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними, им противоречащие, другие. Но всякая определенность - это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-то. …Определенность, составляющая сущность характера, может образовываться у человека по отношению к тому и в отношении того, что ему не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, определяющего мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает.
По лаконичности и точности передачи сущности характера трудно превзойти С. Л. Рубинштейна. Поэтому для общего понимания этого психологического феномена предоставим слово классику отечественной психологии.
«Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, определенным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними, им противоречащие, другие. Но всякая определенность - это всегда и неизбежно определенность по отношению к чему-то. …Определенность, составляющая сущность характера, может образовываться у человека по отношению к тому и в отношении того, что ему не безразлично. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, определяющего мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает.
Направленность личности - это макрохарактеристика личности, отражающая стержневой вектор ее деятельности и поведения, детерминируемый присущей ей системой устойчиво доминирующих внутренних побудителей, определяющих избирательность ее отношений и социальной активности. Понимание направленности как вектора включает не только пространственный аспект тенденций поведения человека (куда устремлены его помыслы и действия), но и силовой их аспект (какова энергетика этих устремлений).
Система побудителей (иногда говорят «побуждений», что не совсем точно), детерминирующая направленность личности, является ведущим компонентом более емкого структурного образования психологической организации человека, именуемого мотивационной сферой, куда включается весь спектр внутренних (психологических и психофизиологических) побудителей к действиям, а не только доминирующие. К главным составляющим этой сферы обычно относят потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, систему ценностей, психологические установки, склонности, убеждения и ряд других психических образований вплоть до мировоззрения. Большинство из этих явлений в той или иной мере уже освещалось при изложении психических процессов (в частности, при изложении регуляционных процессов - аффектов и воли). Однако в контексте феномена личности целесообразно обратиться к ним еще раз.
Система побудителей (иногда говорят «побуждений», что не совсем точно), детерминирующая направленность личности, является ведущим компонентом более емкого структурного образования психологической организации человека, именуемого мотивационной сферой, куда включается весь спектр внутренних (психологических и психофизиологических) побудителей к действиям, а не только доминирующие. К главным составляющим этой сферы обычно относят потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, систему ценностей, психологические установки, склонности, убеждения и ряд других психических образований вплоть до мировоззрения. Большинство из этих явлений в той или иной мере уже освещалось при изложении психических процессов (в частности, при изложении регуляционных процессов - аффектов и воли). Однако в контексте феномена личности целесообразно обратиться к ним еще раз.
Темперамент (от лат. temperamentum - соразмерность, надлежащее соотношение частей) - макрохарактеристика личности, отражающая систему ее индивидуально-своеобразных свойств психики, детерминированных нейродинамической организацией и определяющих динамику ее психической деятельности.
От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм психической деятельности, интенсивность психических свойств (сила эмоций, активность воли и т. п.), направленность психической деятельности (внутрь - интроверсия или наружу - экстраверсия).
Основные свойства темперамента
Сензитивность - характеризует силу раздражителя, необходимую для возникновения психической реакции, и скорость ее возникновения.
Реактивность - степень непроизвольности реакции на раздражители одинаковой силы для разных людей.
Активность - энергичность воздействия на внешний мир при достижении цели (целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность).
Соотношение реактивности и активности (уравновешенность - неуравновешенность ).
От темперамента зависят: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость, темп и ритм психической деятельности, интенсивность психических свойств (сила эмоций, активность воли и т. п.), направленность психической деятельности (внутрь - интроверсия или наружу - экстраверсия).
Основные свойства темперамента
Сензитивность - характеризует силу раздражителя, необходимую для возникновения психической реакции, и скорость ее возникновения.
Реактивность - степень непроизвольности реакции на раздражители одинаковой силы для разных людей.
Активность - энергичность воздействия на внешний мир при достижении цели (целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность).
Соотношение реактивности и активности (уравновешенность - неуравновешенность ).
Ниже приведем наиболее, по нашему мнению, существенные и влиятельные в истории психологии модели структуры личности (или структурные модели личности).
Модель З. Фрейда
Эта модель представляет собой триединство личностных подсистем: Я (Ego) - Оно (Id) - Сверх-Я (Super-ego). Психологическая сущность и функции каждой из этих частей (или, как обычно их называют, инстанций) личности, а также их взаимодействие подробно описаны выше. Поэтому ограничимся комментарием одного из наиболее последовательных приверженцев фрейдовского учения Герберта Нюнберга, который так охарактеризовал единство этих трех инстанций личности человека: «Гармония между тремя силами - Ид, Эго и Супер-эго - зависит от надежности синтетической функции Эго и его способности служить промежуточным звеном между требованиями реальности и требованиями внутреннего мира (психическими производными от инстинктов, а также Супер-эго). Часто существует скрытый конфликт между силами личности - конфликт, который сохраняется до тех пор, пока посредничество Эго не смягчит его. Однако если ослабнет синтетическая функция Эго, конфликт может стать явным» [546, с. 320]. Эти внутренние конфликты, обусловленные противостоянием сознательного и бессознательного в психике человека, могут приводить к неврозам.
Модель З. Фрейда
Эта модель представляет собой триединство личностных подсистем: Я (Ego) - Оно (Id) - Сверх-Я (Super-ego). Психологическая сущность и функции каждой из этих частей (или, как обычно их называют, инстанций) личности, а также их взаимодействие подробно описаны выше. Поэтому ограничимся комментарием одного из наиболее последовательных приверженцев фрейдовского учения Герберта Нюнберга, который так охарактеризовал единство этих трех инстанций личности человека: «Гармония между тремя силами - Ид, Эго и Супер-эго - зависит от надежности синтетической функции Эго и его способности служить промежуточным звеном между требованиями реальности и требованиями внутреннего мира (психическими производными от инстинктов, а также Супер-эго). Часто существует скрытый конфликт между силами личности - конфликт, который сохраняется до тех пор, пока посредничество Эго не смягчит его. Однако если ослабнет синтетическая функция Эго, конфликт может стать явным» [546, с. 320]. Эти внутренние конфликты, обусловленные противостоянием сознательного и бессознательного в психике человека, могут приводить к неврозам.
Со структурой личности тесно связано понятие «тип личности». В психологии очень часто тот или иной вариант внутренней структуры личности принимается за соответствующий тип, а совокупность типов, выделенных по какому-либо принципу (в том числе по структурному), называется типологией. Процедура выявления типов называется типологизацией. В связи с широким распространением в психологической науке и практике различных типологий целесообразно кратко охарактеризовать перечисленные понятия.
Типологизация - это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В основе такой группировки лежит понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности и конкретной идеальной модели объектов действительности. В результате проведения типологизации получают типологию, т. е. совокупность типов. Процесс типологизации (в противоположность классификации) есть операция индуктивная (композиционная): элементы некоторого множества группируются вокруг одного или нескольких элементов, обладающих эталонными характеристиками. При выявлении типов границ между ними не устанавливается, а задается структура типа. С ней соотносят по признакам равенства или подобия другие элементы множества. Таким образом, типологизация - это группировка на основе сходства, а тип - это идеальный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты.
Типологизация - это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В основе такой группировки лежит понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности и конкретной идеальной модели объектов действительности. В результате проведения типологизации получают типологию, т. е. совокупность типов. Процесс типологизации (в противоположность классификации) есть операция индуктивная (композиционная): элементы некоторого множества группируются вокруг одного или нескольких элементов, обладающих эталонными характеристиками. При выявлении типов границ между ними не устанавливается, а задается структура типа. С ней соотносят по признакам равенства или подобия другие элементы множества. Таким образом, типологизация - это группировка на основе сходства, а тип - это идеальный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты.
В личности самым причудливым образом переплетены все признаки человека от физического до нравственного облика, от нейродинамики до убеждений, от ощущений до воли. На фоне этого феноменологического многообразия, фейерверка ее проявлений довольно непросто найти «правильную» линию исследований личности, которая бы привела к «правильному» ее описанию. Вся история науки о личности пронизана этими поисками, далеко еще не законченными и сегодня.
Если предельно обобщить все множество подходов к изучению личности, то можно наметить две главные идеологии исследований, две тенденции. Назовем их условно феноменологическим и системным направлениями. Первое нацелено на тщательное изучение частных эмпирических фактов с приданием тому или иному феномену (или нескольким феноменам) статуса ведущей составляющей личности. И тогда им присваиваются наименования то стержневой характеристики личности, то ее ядра, то вершины иерархической структуры и т. п. Концентрируя внимание на этих явлениях, исследователь очень ревниво начинает относиться к подобного рода феноменам, открытым другими учеными. А их дискуссии о том, какой из этих фактов адекватнее и «главнее», по меткому замечанию А. Г. Асмолова, напоминают спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон и высказывающих различные версии о том, с кем же им довелось повстречаться [49, с. 11].
Если предельно обобщить все множество подходов к изучению личности, то можно наметить две главные идеологии исследований, две тенденции. Назовем их условно феноменологическим и системным направлениями. Первое нацелено на тщательное изучение частных эмпирических фактов с приданием тому или иному феномену (или нескольким феноменам) статуса ведущей составляющей личности. И тогда им присваиваются наименования то стержневой характеристики личности, то ее ядра, то вершины иерархической структуры и т. п. Концентрируя внимание на этих явлениях, исследователь очень ревниво начинает относиться к подобного рода феноменам, открытым другими учеными. А их дискуссии о том, какой из этих фактов адекватнее и «главнее», по меткому замечанию А. Г. Асмолова, напоминают спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон и высказывающих различные версии о том, с кем же им довелось повстречаться [49, с. 11].
Многоаспектность психики и ее проявлений в личности предопределила дифференциацию психологической науки на множество самостоятельных дисциплин. Об этом говорилось в первых главах нашего курса. Личность изучается практически каждой психологической дисциплиной, но с разных точек зрения. Первый дифференцирующий критерий - это уровень общности рассмотрения личности, второй - степень учета динамики существования личности и третий - акцент на внутренние или внешние связи в структуре личности.
По первому признаку выделяются общая психология (уровень всеобщего) и дифференциальная (уровень особенного и единичного). Здесь отметим специфику этого размежевания применительно к проблеме личности. В общей психологии изучаются самые общие свойства личности и самые общие закономерности ее становления и жизнедеятельности, присущие всем людям без учета их возрастных, половых, социальных, национальных и иных отличий друг от друга. Дифференциальная психология, напротив, интересуется различиями в психологии людей (это прерогатива отраслевых психологических наук).
Второй критерий позволяет выделить такое направление в науке, как Психология развития. Речь здесь идет об изучении психики и личности в процессе их становления, формирования и изменений во времени. Филогенетическое крыло этого направления исследует эволюционно-историческую составляющую развития (зоопсихология, палеопсихология, эволюционная психология, историческая психология), а онтогенетическое крыло - индивидуально-прижизненную (возрастная психология со всеми ее градациями).
По первому признаку выделяются общая психология (уровень всеобщего) и дифференциальная (уровень особенного и единичного). Здесь отметим специфику этого размежевания применительно к проблеме личности. В общей психологии изучаются самые общие свойства личности и самые общие закономерности ее становления и жизнедеятельности, присущие всем людям без учета их возрастных, половых, социальных, национальных и иных отличий друг от друга. Дифференциальная психология, напротив, интересуется различиями в психологии людей (это прерогатива отраслевых психологических наук).
Второй критерий позволяет выделить такое направление в науке, как Психология развития. Речь здесь идет об изучении психики и личности в процессе их становления, формирования и изменений во времени. Филогенетическое крыло этого направления исследует эволюционно-историческую составляющую развития (зоопсихология, палеопсихология, эволюционная психология, историческая психология), а онтогенетическое крыло - индивидуально-прижизненную (возрастная психология со всеми ее градациями).
Первое, важнейшее свойство сознания - его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности. В категориальном аппарате философии довольно широко используется даже специальный термин «единство сознания» [469]. Как любое целое, сознание обладает свойствами связности, ограниченности и системности.
Напомним, что связность позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой. Сознание, как уже отмечалось, по связности хорошо выделяется из психической среды как самостоятельное явление, но в то же время обладает устойчивыми связями с этой средой, не отличаясь от нее основополагающими признаками психического.
Ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека. Так, общепризнан факт несформированности (следовательно, отсутствия и бездеятельности) сознания в младенчестве. Известны многочисленные факты прекращения работы сознания как целого в результате возрастных изменений организма и личности человека («старческий маразм»). В пространстве индивидуальное сознание замкнуто в так называемом внутреннем субъективном пространстве.
Напомним, что связность позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой. Сознание, как уже отмечалось, по связности хорошо выделяется из психической среды как самостоятельное явление, но в то же время обладает устойчивыми связями с этой средой, не отличаясь от нее основополагающими признаками психического.
Ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека. Так, общепризнан факт несформированности (следовательно, отсутствия и бездеятельности) сознания в младенчестве. Известны многочисленные факты прекращения работы сознания как целого в результате возрастных изменений организма и личности человека («старческий маразм»). В пространстве индивидуальное сознание замкнуто в так называемом внутреннем субъективном пространстве.
Сознание как познание
Как уже было сказано, познавательная функция присуща сознанию. Собственно знания - это сущность, ядро сознания. Эта мысль закреплена в самом термине «сознание», который раскрывается в знаменитой «герминативной» (зародышевой) формуле: сознание = со-знание = сочетание знаний, сопричастность к знанию. П. В. Симонов эту индивидуальную сопричастность знанию расширил до понимания коллективной сопричастности: «Из всех существующих определений (сознания. - В. Н. ) наиболее строгим и непротиворечивым …представляется мысль о сознании как знании, которое может быть передано, может стать достоянием других членов сообщества. Со-знание - это знание вместе с кем-то (ср. с со-чувствием, со-переживанием, со-трудничеством и т. п.). Осознать - значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свои знания другому» [737, с. 149].
Все когнитивные процессы (от ощущений до мышления и речи) представляют собой моменты единого сознательного познавательного процесса. Более того, когнитивные процессы сопровождаются аффективными переживаниями, усиливающими (а иногда и ослабляющими) познавательный эффект. Ведь сами аффекты тоже несут элемент знания в виде отношения как обобщенной оценки, полученной в опыте биологического вида и индивида. А организация познавательной деятельности на этом уровне немыслима без волевой регуляции. Таким образом, сознание объединяет все психические возможности в единый познавательный процесс. Осмысленность этого процесса - новое качество психики на уровне сознания. Это качество как сторона всего познавательного процесса в целом проявляется не только в мышлении, но уже и в человеческой перцепции (вспомним осмысленность и обобщенность восприятия).
Как уже было сказано, познавательная функция присуща сознанию. Собственно знания - это сущность, ядро сознания. Эта мысль закреплена в самом термине «сознание», который раскрывается в знаменитой «герминативной» (зародышевой) формуле: сознание = со-знание = сочетание знаний, сопричастность к знанию. П. В. Симонов эту индивидуальную сопричастность знанию расширил до понимания коллективной сопричастности: «Из всех существующих определений (сознания. - В. Н. ) наиболее строгим и непротиворечивым …представляется мысль о сознании как знании, которое может быть передано, может стать достоянием других членов сообщества. Со-знание - это знание вместе с кем-то (ср. с со-чувствием, со-переживанием, со-трудничеством и т. п.). Осознать - значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свои знания другому» [737, с. 149].
Все когнитивные процессы (от ощущений до мышления и речи) представляют собой моменты единого сознательного познавательного процесса. Более того, когнитивные процессы сопровождаются аффективными переживаниями, усиливающими (а иногда и ослабляющими) познавательный эффект. Ведь сами аффекты тоже несут элемент знания в виде отношения как обобщенной оценки, полученной в опыте биологического вида и индивида. А организация познавательной деятельности на этом уровне немыслима без волевой регуляции. Таким образом, сознание объединяет все психические возможности в единый познавательный процесс. Осмысленность этого процесса - новое качество психики на уровне сознания. Это качество как сторона всего познавательного процесса в целом проявляется не только в мышлении, но уже и в человеческой перцепции (вспомним осмысленность и обобщенность восприятия).
Структура сознания как обобщение структуры психики
Эпиграфом к данному параграфу хорошо подходит цитируемое К. Юнгом изречение: Nihil est in intellectu, quod non antea fuerit in sensu (в переводе с латинского: нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении) [913, с. 34]. Действительно, сознание как качественная характеристика психики в количественном отношении, естественно, включает в себя все ее элементы, на что недвусмысленно обращал внимание еще В. М. Бехтерев: «Мы различаем в нашем восприятии ощущение, представление, стремление, желание, хотение и пр., т. е. те явления, сумма которых и составляет содержание нашего сознания» [83, с. 204]. Однако на уровне сознания вся совокупность психических явлений предстает в более организованном и обобщенном виде, когда все компоненты этой совокупности структурируются в многомерную систему, «работающую» как единое целое. Перечислим компоненты (состав) этой системы.
Во-первых, сознание является сбалансированной системой всех психических функций: познания, регуляции и интеграции (как в активном, так и в реактивном вариантах). Следовательно, в его состав входят ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, внимание, воля, психомоторика.
Эпиграфом к данному параграфу хорошо подходит цитируемое К. Юнгом изречение: Nihil est in intellectu, quod non antea fuerit in sensu (в переводе с латинского: нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении) [913, с. 34]. Действительно, сознание как качественная характеристика психики в количественном отношении, естественно, включает в себя все ее элементы, на что недвусмысленно обращал внимание еще В. М. Бехтерев: «Мы различаем в нашем восприятии ощущение, представление, стремление, желание, хотение и пр., т. е. те явления, сумма которых и составляет содержание нашего сознания» [83, с. 204]. Однако на уровне сознания вся совокупность психических явлений предстает в более организованном и обобщенном виде, когда все компоненты этой совокупности структурируются в многомерную систему, «работающую» как единое целое. Перечислим компоненты (состав) этой системы.
Во-первых, сознание является сбалансированной системой всех психических функций: познания, регуляции и интеграции (как в активном, так и в реактивном вариантах). Следовательно, в его состав входят ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, внимание, воля, психомоторика.
Если обобщить функции изученных нами психических процессов (от ощущений до воли и психомоторики), то психика в целом осуществляет четыре основные функции во взаимодействии субъекта с внешним миром: 1) поддержание активности жизнедеятельности; 2) познавательную (когнитивную), 3) регулятивную, 4) коммуникативную (общение). При этом вторая и третья функции объединяются в общую глобальную функцию психического отражения. Естественно, все эти же функции выполняет и сознание. В чем же разница? Напомним, что уровень организации любой системы оценивается по трем группам критериев: системные, энергетические и информационные. Итак, что нового вносится в исполнение указанных функций на сознательном уровне организации психики?
1. Во-первых, повышается активность субъекта (энергетический критерий). Поскольку он выделяет и противопоставляет себя окружающему миру, постольку он по своему почину начинает и организовывает различные полезные для него действия. Этот факт характеризуется показателем произвольности, который в своей высшей форме выступает как волевое регулирование. Активность выражается и в том, что энергетические ресурсы организма расходуются более рационально, поскольку цель позволяет удерживать эффективную линию поведения, экономя не только энергию, но и время, действия приобретают целенаправленный характер, а в необходимых случаях возможна и концентрация усилий, резкое повышение интенсивности действий. Постановка цели становится возможной благодаря соотнесению объектов друг с другом и с самим субъектом, т. е. осознанности.
1. Во-первых, повышается активность субъекта (энергетический критерий). Поскольку он выделяет и противопоставляет себя окружающему миру, постольку он по своему почину начинает и организовывает различные полезные для него действия. Этот факт характеризуется показателем произвольности, который в своей высшей форме выступает как волевое регулирование. Активность выражается и в том, что энергетические ресурсы организма расходуются более рационально, поскольку цель позволяет удерживать эффективную линию поведения, экономя не только энергию, но и время, действия приобретают целенаправленный характер, а в необходимых случаях возможна и концентрация усилий, резкое повышение интенсивности действий. Постановка цели становится возможной благодаря соотнесению объектов друг с другом и с самим субъектом, т. е. осознанности.