Функции сознания

Наука » Психология » Введение в психологию
Сознание как познание

Как уже было сказано, познавательная функция присуща сознанию. Собственно знания - это сущность, ядро сознания. Эта мысль закреплена в самом термине «сознание», который раскрывается в знаменитой «герминативной» (зародышевой) формуле: сознание = со-знание = сочетание знаний, сопричастность к знанию. П. В. Симонов эту индивидуальную сопричастность знанию расширил до понимания коллективной сопричастности: «Из всех существующих определений (сознания. - В. Н. ) наиболее строгим и непротиворечивым …представляется мысль о сознании как знании, которое может быть передано, может стать достоянием других членов сообщества. Со-знание - это знание вместе с кем-то (ср. с со-чувствием, со-переживанием, со-трудничеством и т. п.). Осознать - значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свои знания другому» [737, с. 149].

Все когнитивные процессы (от ощущений до мышления и речи) представляют собой моменты единого сознательного познавательного процесса. Более того, когнитивные процессы сопровождаются аффективными переживаниями, усиливающими (а иногда и ослабляющими) познавательный эффект. Ведь сами аффекты тоже несут элемент знания в виде отношения как обобщенной оценки, полученной в опыте биологического вида и индивида. А организация познавательной деятельности на этом уровне немыслима без волевой регуляции. Таким образом, сознание объединяет все психические возможности в единый познавательный процесс. Осмысленность этого процесса - новое качество психики на уровне сознания. Это качество как сторона всего познавательного процесса в целом проявляется не только в мышлении, но уже и в человеческой перцепции (вспомним осмысленность и обобщенность восприятия).

На сознательном уровне невозможно оторвать один элемент познавательного процесса от другого. Так, осознанные ощущения естественно вплетены в мыслительные и мнемические процессы, первичные и вторичные образы все время друг с другом сравниваются, дополняют и корректируют друг друга, представления конкретизируют понятия, дают наглядную опору мысли при высокой степени абстракции, эмоции обостряют сенсорную чувствительность, влияют на работу памяти, воображения, внимания, мышления. Воля концентрирует и направляет интеллектуальные и мышечные усилия и т. д. Прав был Б. Ф. Ломов, утверждая, что «когнитивная функция психики на уровне сознания может выступать как особая, относительно самостоятельная целенаправленная деятельность. В процессе познавательной деятельности индивид не только овладевает имеющимися знаниями, но и получает возможность создавать новые знания» [419, с. 182].

Сознание и переживание

Как помним, единство субъективного и объективного в психическом отражении заключается в первую очередь в единстве знания и переживания. Элемент знания доминирует в познавательной сфере, а элемент переживания - в регулятивной. Объективность, заключенная в знании, соотносится с опытом, текущей жизнью субъекта, оценивается им. В этом состоит смысл явлений внешнего мира для индивида и в этом заключена роль психических явлений в его жизнедеятельности.

«Путем раскрытия отношения психического явления к причине, его вызвавшей, само переживание становится фактом сознания. Вне раскрытия этой связи, этого отношения переживание может существовать, но оно остается неосознанным. Раскрытие объективного предмета переживания означает вместе с тем осознание и самого переживания» [884, с. 258].

Переживание как конкретный процесс связано с тем, что при взаимодействии с действительностью отражаются не только ее объективные качества (знание), но и их значение для жизни и деятельности индивида, т. е. их отношение к нему и, наоборот, его отношение к ним. «Сознательная» характеристика переживания состоит в том, что переживание принадлежит личности и отлично от объектов отражения.

Возникновение переживания в сознании - это результат взаимодействия субъекта со средой, а не рефлексии сознания. «Основная характеристика регулятивной функции на уровне сознания - ее произвольность. Поведение индивида реализуется как проявление его воли» [419, с. 182].

Из физиологии известно, что информация от раздражителей у нас передается в мозг по двум вариантам. Первый - через специфические сенсорные системы, второй - через неспецифические системы. Специфические системы - это специализированные анализаторы с классическим афферентным путем от периферии (рецепторов) к центру. Неспецифические системы как бы дублируют классический вариант во всех отделах анализатора. На периферии - в виде другого рода рецепторных клеток, в проводящих путях - в виде отходящих на уровне ствола, продолговатого мозга и гипоталамуса от основной магистрали нервных волокон, замыкающихся не на корковые центры, а на ретикулярную формацию. А последняя оказывает активирующее влияние на кору больших полушарий мозга.

Таким образом, первая, классическая система передает специфическую информацию о раздражителе: о его качестве (модальность), интенсивности, локализации. По терминологии Хэда, это эпикритические системы, и соответственно речь идет об эпикритической чувствительности. Вторая, дублирующая система передает неспецифическую информацию: только о наличии раздражителя без познания его качества и места приложения. Эти системы и эта чувствительность носят наименования протопатических. Кстати, впервые этот феномен был обнаружен в 1865 г. русским физиологом А. Я. Данилевским при изучении кожной чувствительности, который рефлексы первого типа назвал «тактильными», а второго «страстными». Итак, эпикритические ощущения олицетворяют знание, а протопатические - переживание.

Подытоживают эту мысль физиологи так: «Есть достаточно оснований принять, что во всех анализаторах существуют системы, осуществляющие раздельно познавательное и эмоциональное отражение действительности. Эта тенденция наблюдается даже и на уровне коры больших полушарий. Сейчас общепринято считать, что высшие познавательные процессы связаны с деятельностью новой коры, а эмоциональные переживания - с деятельностью древней и старой коры. …можно считать, что возникновение познания связано с деятельностью специфических систем, а возникновение переживаний - с деятельностью неспецифических систем. Поскольку в деятельности неспецифических систем отражение совершается в форме саморегуляции функций организма, постольку в переживании выступает не образ предмета, а его значение для жизни и деятельности организма. Поэтому можно утверждать, что переживание не есть результат деятельности сознания, а проявление в сознании эмоциональной формы отражения действительности. Переживание является субъективным выражением всех саморегуляторных процессов, имеющих место в эмоциональном отражении. Переживание как субъективный процесс является психическим коррелятом деятельности неспецифических систем головного мозга и анализаторов. Эта психическая деятельность в сознании выступает как переживание, как сторона сознания» [879, с. 164- 165]. Нам остается только согласиться с таким видением переживательной составляющей любого психического акта, в том числе на уровне сознания.

Сознание как механизм управления активностью

Одной из ведущих функций психики (если не главной) является функция поддержания активности индивида в его взаимодействии со средой. На сознательном уровне развития психики эта активность повышается. Но, заметим, что это повышение активности достигается не за счет интенсификации усилий, а за счет их концентрации «в нужном месте и в нужное время». Определение этих «нужных» мест и моментов приложения усилий производится с опорой на повышенную (по сравнению с досознательным уровнем) адекватность знаний, произвольность регуляции и целенаправленность действий. Немалое значение при этом имеет и способность сознания к рефлексии, поставляющей субъекту знания о его внутреннем мире и в первую очередь о степени актуализации той или иной потребности и о смысловой ценности того или иного действия. Сопоставление сведений о внешнем и внутреннем мирах в актуальных и потенциальных ситуациях позволяет человеку с помощью сознания решать вопрос о своевременности и уместности тех или иных действий. Тем самым достигается максимальный эффект по удовлетворению потребностей с минимальными энергетическими затратами.

Таким образом, сознание, регулируя ритмику и интенсивность активности (психической и физической), выполняет функцию управления ею.

Интегративная функция сознания

Итак, сознание как высший уровень развития психики выполняет те же функции, что и она, но с указанными выше особенностями. Однако представляется, что основная функциональная специфика сознания заключается в резком повышении роли интегративной функции. Все остальные «достижения» сознания могут рассматриваться как следствия из этого главного факта.

Действительно, психика может проявляться в виде функционирования своих отдельных составляющих. В филогенезе это выступает как последовательное усложнение психической деятельности, в которую «вмонтируются» все новые и новые составляющие. И хотя на каждом этапе эволюции психика предстает как целое, но в сравнении с психикой современного человека - это части. Что касается нашей психики, то возможность ее фрагментарной работы иллюстрируется патологическими отклонениями, когда выпадение какой-либо ее части хотя и дезорганизует ее функционирование как целого, но не устраняет другие стороны психического отражения. Так, умственная неполноценность (например, олигофрения) не исключает перцепцию, аффекты, работу памяти, моторику. Поражения каких-либо участков нервной системы, являющихся физиологической основой той или иной психической функции, могут привести к распаду целостности психической деятельности, но не прекращают функционирование других частей психики. То же наблюдается в бессознательных состояниях человека. Например, во сне работают сенсорика, непроизвольные память и воображение, частично задействована эмоциональная сфера, но не протекают мыслительные и волевые процессы, нет работы внимания, отсутствуют восприятия и чувства. Фрагментарность, несвязность сновидений также свидетельствуют о нецелостности работы психики во сне.

Что касается сознательного уровня, то психическая деятельность здесь предстает только как совместная работа всех частей психики. По отдельности их сознательное функционирование невозможно, поскольку присущий сознанию фактор целенаправленности неизбежно объединяет все в единое целое. Даже ущербность какой-либо сферы психики на сознательном уровне преодолевается не столько за счет компенсации, что характерно и для досознательной стадии, сколько за счет целостности отражения. Иначе говоря, выпадение элементов из системы еще не разрушает саму систему, поскольку, хотя свойства целого и определяются свойствами частей, но система в целом обладает и дополнительными свойствами, не присущими ее элементам. Так, слепота дикого животного (не обладающего сознанием) неизбежно приводит к его скорой гибели. Слепота человека (обладающего сознанием) затрудняет его взаимодействие со средой, но не ведет к фатальному концу, поскольку наряду с действием социальных факторов целостное психическое отражение позволяет обходиться и без столь важной составляющей, как зрительная информация.

Интегративная функция сознания проявляется и в таком факте, как процессуальная однотипность мышления и воли. И в том, и в другом явлении есть фазы целеполагания, выбора, принятия решения, реализации решения. Единообразие форм протекания высшего познавательного и высшего регулятивного процессов, на наш взгляд, обусловлено именно сознательностью этих психических актов, их организационной одноуровневостью.

Кроме отмеченного «индивидно-субъектного» аспекта интегративной функции сознания, она обладает и «личностным» аспектом. Действительно, сознание есть атрибут личности. Формирование индивидуального сознания есть одновременно и становление личности, усваивающей нормы и ценности общества, которые, в свою очередь, оказывают формирующее влияние на сознание. Личность - это интегрированный в сообщество субъект. И эта интеграция немыслима без сознательного уровня психической деятельности.

Итак, основные функции сознания:

1. Управление активностью.

2. Психическое отражение:

а) познание;

б) регуляция.

3. Общение:

а) взаимодействие;

б) взаимоотношения.

4. Интеграция.

Интегративная функция - специфика сознания как качественного проявления психики.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.