Ниже приведем наиболее, по нашему мнению, существенные и влиятельные в истории психологии модели структуры личности (или структурные модели личности).
Модель З. Фрейда
Эта модель представляет собой триединство личностных подсистем: Я (Ego) - Оно (Id) - Сверх-Я (Super-ego). Психологическая сущность и функции каждой из этих частей (или, как обычно их называют, инстанций) личности, а также их взаимодействие подробно описаны выше. Поэтому ограничимся комментарием одного из наиболее последовательных приверженцев фрейдовского учения Герберта Нюнберга, который так охарактеризовал единство этих трех инстанций личности человека: «Гармония между тремя силами - Ид, Эго и Супер-эго - зависит от надежности синтетической функции Эго и его способности служить промежуточным звеном между требованиями реальности и требованиями внутреннего мира (психическими производными от инстинктов, а также Супер-эго). Часто существует скрытый конфликт между силами личности - конфликт, который сохраняется до тех пор, пока посредничество Эго не смягчит его. Однако если ослабнет синтетическая функция Эго, конфликт может стать явным» [546, с. 320]. Эти внутренние конфликты, обусловленные противостоянием сознательного и бессознательного в психике человека, могут приводить к неврозам.
Модель К. Юнга
В аналитической психологии К. Юнга недостаточно четко прорисованы границы между психикой, которую он нередко называл душой, и личностью. Поэтому обычно считается, что в состав личности, по Юнгу, включаются те же три образования, что и для «души»: 1) сознание (Эго); 2) личное бессознательное (как аналог предсознательного в теории З. Фрейда); 3) коллективное бессознательное. Введение в структуру личности последнего компонента - наиболее весомый вклад К. Юнга в теорию психоанализа.
Для характеристики личности имеет значение наполнение К. Юнгом инстанции «личного бессознательного» в трактовке З. Фрейда дополнительными образованиями, названными им «комплексами». Комплексы - это совокупности «эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний. …эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума» [858, с. 200]. Разнообразие этих комплексов довольно велико. Например, комплексы власти, матери или отца, денег, секса.
В составе коллективного бессознательного К. Юнг выделял подструктуры «мощных первичных психических образов», названных им «архетипами», о которых тоже уже говорилось ранее. Важнейшими конретизациями архетипов считаются: анима и анимус, персона, тень, самость. Анима - проявление бисексуальности человека в форме бессознательной женской составляющей (фемининности) в личности мужчины. Анимус - бессознательная мужская сторона (маскулинность) в личности женщины. Персона - социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в детстве; маска, скрывающая истинную природу человека. Тень - бессознательная противоположность того, что личность настойчиво утверждает в сознании; это инстинкты, унаследованные человеком от животных предков. Самость - воплощение целостности и гармонии личности, ее центральное образование, обеспечивающее равновесие, стабильность, единство личности. В аналитической психологии считается, что «самость - это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают» [846, с. 102].
Но для описания личности и объяснения поведения людей перечисленных факторов К. Юнгу не хватало, и он вводит еще две категории: «жизненные установки (или ориентации, направленности либидо)» личности и «психологические функции». Ориентация на внешний объективный мир - это установка экстраверсии, ориентация на внутренний субъективный мир - это установка интроверсии. Функции, к которым К. Юнг, по его признанию, «пришел исключительно эмпирически», и которые «образуют своего рода единство» - это ощущение, мышление, эмоции (чувство) и интуиция. «Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип» [912, с. 9]). По словам К. Юнга, «ощущение устанавливает, что имеет место в действительности, мышление дает возможность понять смысл этого, чувство говорит о его ценности, а интуиция указывает на то, откуда это, вероятно, пришло и куда движется» (цит. по [846, с. 104]).
Две жизненных установки (эго-ориентации) и четыре функции, взаимодействуя, образуют восемь сочетаний, отражающих доминирующие тенденции в функциональном плане и в плане эго-ориентаций и отождествляемых с типами личности: экстравертированный сенсорный, мыслительный, чувственный или интуитивный типы плюс интровертированные те же варианты.
На типологии К. Юнга базируется относительно новое направление в практической психологии, именуемое соционикой [54].
Модель Г. Айзенка
При построении своей модели личности Г. Айзенк реализует так называемый диспозиционный подход, суть которого заключается в субординации компонентов личности [945]. Наивысшими в этой иерархии личностными факторами он признает свойства «экстравертированности - интровертированности» и «нейротизма». Заимствуя у К. Юнга понятия «экстраверт - интроверт», Г. Айзенк наполняет их другим содержанием: направленность либидо (эго-ориентацию) он заменяет комплексом скоррелированных черт. Нейротизм понимается им главным образом как эмоциональная неустойчивость. Эти интегральные «суперчерты» личности имеют континуальное количественное выражение в значительном диапазоне показателей. Конкретная величина на оси показателей определяется конкретным сочетанием нижележащих в иерархии свойств, присущим конкретному человеку. Система свойств личности, по Г. Айзенку, включает не менее четырех уровней иерархии: суперчерты включают в себя «составные» черты (например, общительность, настойчивость, активность и др.). Те, в свою очередь, со стоят из «привычных реакций» (например, улыбка и рукопожатие при встрече с любым человеком). Наконец, привычные реакции составляются из «специфических реакций», т. е. специализированных действий, совершаемых в сугубо конкретных условиях с сугубо конкретными целями.
Тип личности определяется как точка на плоскости, образованной ортогонально расположенными двуполюсными осями «экстраверт - интроверт» и «нейротичный (неустойчивый) - стабильный (устойчивый)». Положению этой точки соответствует совокупность «составных черт» с определенной степенью их выраженности. Например, для сильно выраженного невротического экстраверта характерны такие свойства, как беспокойство, ранимость, агрессивность, возбудимость, импульсивность, непостоянство, активность, оптимизм. Окружность с центром в точке пересечения указанных ортогональных осей, отражающих суперчерты, называется «кругом Айзенка». Квадранты этого круга заполняются соответствующим набором черт, и, как показывает их анализ, каждому квадранту соответствует один из четырех традиционных типов темперамента. Так, стабильному экстраверту соответствует сангвинический тип темперамента, стабильному интроверту - флегматический, нейротическому экстраверту - холерический, нейротическому интроверту - меланхолический [378, с. 290- 291].
К. Айзенк позднее ввел еще одно измерение (суперчерту) - психотизм, отражающее, как он сам указывал, «силу супер-эго», расшифровывающуюся в показателях агрессивности, жестокости, аутизма, экстравагантности, демонстративности и т. п. Но этот параметр не получил достоверного научного подтверждения и «не прижился» ни в теории личности, ни в практической психодиагностике.
Для диагностики суперчерт и определения типа личности К. Айзенком было разработано несколько модификаций специального личностного опросника. Наибольшей популярностью пользуется модификация EPI (Eysenk Personality Inventory), имеющая взрослый и детский варианты и адаптированная в нашей стране.
Модель Р. Кеттелла
Р. Кеттелл при разработке своей модели личности [936, 937], подобно К. Айзенку, опирался на теорию черт и диспозиционный подход. Он полагал, что черты личности отражают типичные для нее способы реагирования. При этом он различал поверхностные и исходные черты. Первые аккумулируют определенные совокупности наблюдаемых поведенческих характеристик в их единстве. Вторые являют собой основополагающие глубинные личностные структуры, определяющие внешнее поведение человека. В соответствии с таким взглядом набор сопутствующих друг другу поведенческих актов может рассматриваться как одна переменная величина. Хороший аналог такого видения поверхностных и исходных признаков личности дает медицинское понятие «синдром». Поскольку поверхностные черты предопределены действием исходных, то по той или иной совокупности внешних признаков можно выявить соответствующую внутреннюю структуру, или фактор.
Вообще факторизация позволяет снизить размерность пространства данных, т. е. обоснованно уменьшить количество измеряемых признаков (переменных) за счет их объединения в некоторые совокупности, выступающие как целостные единицы, характеризующие изучаемый объект. Эти составные единицы и называют факторами. Считается, что именно совокупность признаков в определенных комбинациях может характеризовать психическое явление или закономерность его развития, тогда как по отдельности или в других комбинациях эти признаки не дают информации. Как правило, факторы не видны «на глаз», скрыты от непосредственного наблюдения.
Для выявления скрытых от непосредственного наблюдения личностных факторов Р. Кеттелл применил метод факторного анализа. Это позволило ему в конечном итоге выделить 16 биполярных факторов, составляющих структуру личности. Среди них фактор А (отзывчивость - отчужденность), фактор В (интеллект), фактор G (сознательность - безответственность) и др. Разработанный Р. Кеттеллом 16-факторный опросник является одним из ведущих инструментов диагностики личности уже несколько десятилетий.
Модель А. Ф. Лазурского
В основание своей типологии личности А. Ф. Лазурский положил два признака: доминирующую часть психики, которой соответствует определенный спектр психических свойств, и уровень развития этих качеств [387, 388, 389].
Психика представлялась им как двусоставное образование, включающее эндопсихику (от греч. endon - внутри) и экзопсихику (от греч. exo - снаружи). Первой соответствует та сторона личности, которая обычно включает темперамент, характер, умственную одаренность. Эти качества личности связаны с показателями памяти, внимания, мышления, воображения, аффективной возбудимости, способности к волевому усилию, импульсивности или обдуманности волевых актов, психомоторики. По А. Ф. Лазурскому, эти свойства составляют «ядро» личности. Экзопсихика определяет отношение личности к внешнему миру. Здесь важнейшими личностными качествами выступают общительность, склонность к чувственным наслаждениям, беспорядочность поступков. Понятно, что все качества имеют некоторую шкалу выраженности от минимума до максимума.
Выделение трех уровней развития (низшего, среднего, высшего) в сочетании с двумя общими психическими факторами дает шесть типов личности. Однако внутри этих типов А. Ф. Лазурский проводит более дробное деление, но, к сожалению, по разным основаниям, что затрудняет их сравнительный анализ. Так, для низшего уровня в качестве дифференцирующего критерия берется «вид психической активности», и тогда появляются рассудочные (доминирование мышления), аффективные (доминирование эмоций и чувств), активные (доминирование воли) типы. На высшем же уровне за тот же критерий берется «сфера социальной жизни», и тогда получаются типы, реализующие себя в сферах (по терминологии самого А. Ф. Лазурского): «знание», «общество», «красота» и проч.
Эту модель структуры личности довольно страстно и убедительно поддержал В. Ф. Сержантов [723], по нашему мнению, самый компетентный психолог среди философов и самый компетентный философ среди психологов. Вместе с тем один из крупнейших наших методологов психологии Е. В. Шорохова, критикуя «теорию двух факторов» (подразумевая под этими факторами в первую очередь биологическую и социальную детерминанты психики, или, как она выражается, две «движущие силы личности»), характеризует как метафизику деление психики на эндопсихику (как олицетворение биологической «движущей силы») и экзопсихику (как олицетворение социальной «движущей силы») [885].
Модель Б. Г. Ананьева
В общепсихологическом плане Б. Г. Ананьев в структуру личности вводил следующие основные факторы: интеллект, экстраверсию - интроверсию, нейротизм, корреляционные свойства индивида (возраст, пол, нейродинамику, конституцию, биохимию). В социально-психологическом плане личностная структура дополняется общественным статусом и взаимосвязанными с ним общественными функциями-ролями, целями и ценностными ориентациями.
Особенно Б. Г. Ананьев подчеркивал сложность организации, интегрированный характер самих главных факторов личностной структуры и многообразие их взаимосвязей: «В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложноветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека. Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характеризующих структуру личности. Однако определяющим и ведущим началом в этой структуре являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса социальных функций человека, характеристики основной его деятельности в обществе (труда, учения и др.). Сопоставление дифференциально-психологических и социально-психологических данных об одних и тех же людях показало наличие зависимостей между статусом в малой группе и коллективе, характером и интеллектом» [22, с. 307- 308].
Резюмирует Б. Г. Ананьев свое видение структуры личности указанием на два принципа ее построения: «Структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них» [22, с. 317]. Плодотворность такого подхода очевидна, поскольку согласуется с принципами построения гармоничного целого (повторяемость, соподчиненность, соразмерность, уравновешенность, единство), каковым является феномен личности. К тому же этот двуединый подход уже доказал свою эффективность при описании человека через систему его макрохарактеристик, тем самым косвенно подтверждая единство принципов организации соподчиненных явлений действительности, а именно человека и его личности.
Модель В. С. Мерлина
Свое видение структуры личности В. С. Мерлин оформил в виде следующей схемы [459] (рис. 21.8).
Модель К. К. Платонова
Эта модель названа автором «Динамическая функциональная структура личности». Она включает три «общие» подструктуры.
Одна из них называется «основной» и состоит из четырех частных подструктур: а) подструктура направленности - это совокупность отношений и моральных качеств личности. Как пишет К. К. Платонов, это «индивидуально преломленное классовое общественное сознание, не имеющее природных задатков». В состав этой подструктуры входят: влечения, желания, интерес, мировоззрения, убеждения. Формируется эта подструктура через воспитание ; б) подструктура опыта. Сюда включаются знания, навыки, умения, привычки. Этот блок формируется в процессе обучения ; в) подструктура форм отражения объединяет индивидуальные особенности психических процессов. Эта подструктура образуется в результате упражнений ; г) биологически обусловленная подструктура состоит из свойств темперамента, типа нервной системы, половых и возрастных особенностей, органических факторов, задатков. Эта подструктура определяется морфологией и физиологией мозга и может совершенствоваться через тренировку. Две другие «общие» подструктуры - «характер» и «способности» дополнительно обозначаются эпитетом «наложенные», поскольку накладываются на «основную» подструктуру.
По мнению К. К. Платонова, все черты (свойства) личности укладываются в эти постоянно взаимодействующие друг с другом подструктуры. Характер является «каркасом личности», аккумулируя свойства четырех подструктур в «основном» блоке. Способности же актуализируются в деятельности и определяют «качество личности». Автор поясняет выбор названий подструктур и всей личностной структуры следующим образом: «основная» подструктура так названа с целью отличия от двух «наложенных»; «общие» подструктуры потому общие, что свойственны любой личности; «динамическая» структура - так как изменчива в онтогенезе личности и различна для разных конкретных личностей; «функциональная» - поскольку и структура в целом, и ее части исполняют определенные функции. При этом структура личности является «психологической», так как обобщает психические свойства личности, хотя и связанные с социальными отношениями и ролями [647].
Модель А. Г. Ковалева
По А. Г. Ковалеву структура личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний и свойств, что в конечном итоге обусловливает формирование «сложных структур» личности: 1) темперамента - «структуры природных свойств», под которыми разумеются нейродинамические свойства мозга; 2) направленности, включающей систему потребностей, интересов и идеалов; 3) способностей, представленных системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств; 4) характера как структуры, синтезирующей свойства первых трех сложных структур. Поясняя свою позицию, он писал: «Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам: направленности, способности, характеру. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека» [331, с. 38].
Модель Р. Мейли
В структуре личности Р. Мейли выделял три компонента: темперамент, характер и способности. По его мнению, каждая из этих составляющих личности определяет ее действия в некотором аспекте: темперамент определяет энергетику, динамику действий; способности являются механизмами осуществления действий; характер придает действиям смысл и целенаправленность [455].
Модель Э. Берна
Модель Э. Берна очень напоминает модель личности по З. Фрейду. Он приписывает личности три подсистемы, называя их «эго-состояниями» [77], каждое из которых вполне сопоставимо с фрейдовскими инстанциями «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Первая инстанция - «родитель», осуществляющая и олицетворяющая контроль, запреты, санкции, догмы, заботу, могущество. Вторая инстанция - «ребенок», олицетворяющий аффективные комплексы и представленный в двух возможных вариантах: а) ребенок естественный (ему присущи веселье, фантазия, движение, импульсивность); б) ребенок адаптированный, т. е. бунтующий против «родителя» или отчуждающийся. Третья инстанция - «взрослый», олицетворяющий рациональность, компетентность, независимость, способность к вероятностной оценке ситуаций.
Модель А. Маслоу
А. Маслоу специально не занимался разработкой структуры личности. Тем не менее, понимая личность как специфическую целостность, он в качестве ее основы рассматривал мотивационную сферу, с чем согласны многие исследователи. Эту сферу А. Маслоу представлял в виде иерархической системы потребностей от первичных физиологических до «вершинных» духовных [448, 963]. Все потребности, по его мнению, являются врожденными образованиями. Осознание и удовлетворение вышестоящих в иерархии потребностей, а следовательно, и их участие в мотивации поведения личности возможно только при условии удовлетворения потребностей, расположенных ниже (хотя возможны отдельные исключения).
Наглядно система А. Маслоу изображается обычно в виде так называемой «пирамиды потребностей», в основании которой расположены «физиологические потребности». Далее по восходящей в порядке очередности: «потребности в безопасности и защите»; «потребности принадлежности и любви»; «потребности в уважении, в том числе в самоуважении»; «потребности самоактуализации».
Модель Р. Ассаджиоли
Основоположник специфического направления в психологии, именуемого психосинтезом, Р. Ассаджиоли объединил в своей теории и психотерапевтической практике идеи психоанализа и гуманистической психологии [51]. Эта платформа и определила его видение структуры личности, которую он и его последователи иногда представляли в графическом виде, что и воспроизведено на рис. 21.9 (по аналогии с рис. в [817]).
Пояснения к рис. 21.9: нижнее бессознательное - прошлое в форме подавленных комплексов и глубоко скрытых следов памяти; среднее бессознательное - психические навыки и состояния. Переносятся легко в поле сознания; суперсознание - источник высших чувств, гениальности, созерцательности, просветленности, экстаза; коллективное бессознательное - предпосылка для индивидуальной психики личности (как море для волны); персональное «Я» - чувство справедливости и идентичности. Осознание своего «Я» - первое условие психического здоровья. Это уровень индивидуальности; трансперсональное «Я» - инстанция (состояние), которая, сохраняя чувство индивидуальности, вместе с тем живет на уровне всеобщности, олицетворяет духовное совершенство, которому сопутствует осознание счастья.
Анализ представленных здесь моделей структуры личности и разнообразных предложений, не охваченных нашим обзором, показывает, что чаще и обоснованнее других факторов в состав личности вводятся темперамент, способности, направленность и характер. Это дает основание считать эти факторы основными макрохарактеристиками личности аналогично тому, как сама личность вкупе с категориями «индивид», «субъект», «индивидуальность» и «универсум» является макрохарактеристикой человека.
Модель З. Фрейда
Эта модель представляет собой триединство личностных подсистем: Я (Ego) - Оно (Id) - Сверх-Я (Super-ego). Психологическая сущность и функции каждой из этих частей (или, как обычно их называют, инстанций) личности, а также их взаимодействие подробно описаны выше. Поэтому ограничимся комментарием одного из наиболее последовательных приверженцев фрейдовского учения Герберта Нюнберга, который так охарактеризовал единство этих трех инстанций личности человека: «Гармония между тремя силами - Ид, Эго и Супер-эго - зависит от надежности синтетической функции Эго и его способности служить промежуточным звеном между требованиями реальности и требованиями внутреннего мира (психическими производными от инстинктов, а также Супер-эго). Часто существует скрытый конфликт между силами личности - конфликт, который сохраняется до тех пор, пока посредничество Эго не смягчит его. Однако если ослабнет синтетическая функция Эго, конфликт может стать явным» [546, с. 320]. Эти внутренние конфликты, обусловленные противостоянием сознательного и бессознательного в психике человека, могут приводить к неврозам.
Модель К. Юнга
В аналитической психологии К. Юнга недостаточно четко прорисованы границы между психикой, которую он нередко называл душой, и личностью. Поэтому обычно считается, что в состав личности, по Юнгу, включаются те же три образования, что и для «души»: 1) сознание (Эго); 2) личное бессознательное (как аналог предсознательного в теории З. Фрейда); 3) коллективное бессознательное. Введение в структуру личности последнего компонента - наиболее весомый вклад К. Юнга в теорию психоанализа.
Для характеристики личности имеет значение наполнение К. Юнгом инстанции «личного бессознательного» в трактовке З. Фрейда дополнительными образованиями, названными им «комплексами». Комплексы - это совокупности «эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний. …эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума» [858, с. 200]. Разнообразие этих комплексов довольно велико. Например, комплексы власти, матери или отца, денег, секса.
В составе коллективного бессознательного К. Юнг выделял подструктуры «мощных первичных психических образов», названных им «архетипами», о которых тоже уже говорилось ранее. Важнейшими конретизациями архетипов считаются: анима и анимус, персона, тень, самость. Анима - проявление бисексуальности человека в форме бессознательной женской составляющей (фемининности) в личности мужчины. Анимус - бессознательная мужская сторона (маскулинность) в личности женщины. Персона - социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в детстве; маска, скрывающая истинную природу человека. Тень - бессознательная противоположность того, что личность настойчиво утверждает в сознании; это инстинкты, унаследованные человеком от животных предков. Самость - воплощение целостности и гармонии личности, ее центральное образование, обеспечивающее равновесие, стабильность, единство личности. В аналитической психологии считается, что «самость - это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают» [846, с. 102].
Но для описания личности и объяснения поведения людей перечисленных факторов К. Юнгу не хватало, и он вводит еще две категории: «жизненные установки (или ориентации, направленности либидо)» личности и «психологические функции». Ориентация на внешний объективный мир - это установка экстраверсии, ориентация на внутренний субъективный мир - это установка интроверсии. Функции, к которым К. Юнг, по его признанию, «пришел исключительно эмпирически», и которые «образуют своего рода единство» - это ощущение, мышление, эмоции (чувство) и интуиция. «Если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип» [912, с. 9]). По словам К. Юнга, «ощущение устанавливает, что имеет место в действительности, мышление дает возможность понять смысл этого, чувство говорит о его ценности, а интуиция указывает на то, откуда это, вероятно, пришло и куда движется» (цит. по [846, с. 104]).
Две жизненных установки (эго-ориентации) и четыре функции, взаимодействуя, образуют восемь сочетаний, отражающих доминирующие тенденции в функциональном плане и в плане эго-ориентаций и отождествляемых с типами личности: экстравертированный сенсорный, мыслительный, чувственный или интуитивный типы плюс интровертированные те же варианты.
На типологии К. Юнга базируется относительно новое направление в практической психологии, именуемое соционикой [54].
Модель Г. Айзенка
При построении своей модели личности Г. Айзенк реализует так называемый диспозиционный подход, суть которого заключается в субординации компонентов личности [945]. Наивысшими в этой иерархии личностными факторами он признает свойства «экстравертированности - интровертированности» и «нейротизма». Заимствуя у К. Юнга понятия «экстраверт - интроверт», Г. Айзенк наполняет их другим содержанием: направленность либидо (эго-ориентацию) он заменяет комплексом скоррелированных черт. Нейротизм понимается им главным образом как эмоциональная неустойчивость. Эти интегральные «суперчерты» личности имеют континуальное количественное выражение в значительном диапазоне показателей. Конкретная величина на оси показателей определяется конкретным сочетанием нижележащих в иерархии свойств, присущим конкретному человеку. Система свойств личности, по Г. Айзенку, включает не менее четырех уровней иерархии: суперчерты включают в себя «составные» черты (например, общительность, настойчивость, активность и др.). Те, в свою очередь, со стоят из «привычных реакций» (например, улыбка и рукопожатие при встрече с любым человеком). Наконец, привычные реакции составляются из «специфических реакций», т. е. специализированных действий, совершаемых в сугубо конкретных условиях с сугубо конкретными целями.
Тип личности определяется как точка на плоскости, образованной ортогонально расположенными двуполюсными осями «экстраверт - интроверт» и «нейротичный (неустойчивый) - стабильный (устойчивый)». Положению этой точки соответствует совокупность «составных черт» с определенной степенью их выраженности. Например, для сильно выраженного невротического экстраверта характерны такие свойства, как беспокойство, ранимость, агрессивность, возбудимость, импульсивность, непостоянство, активность, оптимизм. Окружность с центром в точке пересечения указанных ортогональных осей, отражающих суперчерты, называется «кругом Айзенка». Квадранты этого круга заполняются соответствующим набором черт, и, как показывает их анализ, каждому квадранту соответствует один из четырех традиционных типов темперамента. Так, стабильному экстраверту соответствует сангвинический тип темперамента, стабильному интроверту - флегматический, нейротическому экстраверту - холерический, нейротическому интроверту - меланхолический [378, с. 290- 291].
К. Айзенк позднее ввел еще одно измерение (суперчерту) - психотизм, отражающее, как он сам указывал, «силу супер-эго», расшифровывающуюся в показателях агрессивности, жестокости, аутизма, экстравагантности, демонстративности и т. п. Но этот параметр не получил достоверного научного подтверждения и «не прижился» ни в теории личности, ни в практической психодиагностике.
Для диагностики суперчерт и определения типа личности К. Айзенком было разработано несколько модификаций специального личностного опросника. Наибольшей популярностью пользуется модификация EPI (Eysenk Personality Inventory), имеющая взрослый и детский варианты и адаптированная в нашей стране.
Модель Р. Кеттелла
Р. Кеттелл при разработке своей модели личности [936, 937], подобно К. Айзенку, опирался на теорию черт и диспозиционный подход. Он полагал, что черты личности отражают типичные для нее способы реагирования. При этом он различал поверхностные и исходные черты. Первые аккумулируют определенные совокупности наблюдаемых поведенческих характеристик в их единстве. Вторые являют собой основополагающие глубинные личностные структуры, определяющие внешнее поведение человека. В соответствии с таким взглядом набор сопутствующих друг другу поведенческих актов может рассматриваться как одна переменная величина. Хороший аналог такого видения поверхностных и исходных признаков личности дает медицинское понятие «синдром». Поскольку поверхностные черты предопределены действием исходных, то по той или иной совокупности внешних признаков можно выявить соответствующую внутреннюю структуру, или фактор.
Вообще факторизация позволяет снизить размерность пространства данных, т. е. обоснованно уменьшить количество измеряемых признаков (переменных) за счет их объединения в некоторые совокупности, выступающие как целостные единицы, характеризующие изучаемый объект. Эти составные единицы и называют факторами. Считается, что именно совокупность признаков в определенных комбинациях может характеризовать психическое явление или закономерность его развития, тогда как по отдельности или в других комбинациях эти признаки не дают информации. Как правило, факторы не видны «на глаз», скрыты от непосредственного наблюдения.
Для выявления скрытых от непосредственного наблюдения личностных факторов Р. Кеттелл применил метод факторного анализа. Это позволило ему в конечном итоге выделить 16 биполярных факторов, составляющих структуру личности. Среди них фактор А (отзывчивость - отчужденность), фактор В (интеллект), фактор G (сознательность - безответственность) и др. Разработанный Р. Кеттеллом 16-факторный опросник является одним из ведущих инструментов диагностики личности уже несколько десятилетий.
Модель А. Ф. Лазурского
В основание своей типологии личности А. Ф. Лазурский положил два признака: доминирующую часть психики, которой соответствует определенный спектр психических свойств, и уровень развития этих качеств [387, 388, 389].
Психика представлялась им как двусоставное образование, включающее эндопсихику (от греч. endon - внутри) и экзопсихику (от греч. exo - снаружи). Первой соответствует та сторона личности, которая обычно включает темперамент, характер, умственную одаренность. Эти качества личности связаны с показателями памяти, внимания, мышления, воображения, аффективной возбудимости, способности к волевому усилию, импульсивности или обдуманности волевых актов, психомоторики. По А. Ф. Лазурскому, эти свойства составляют «ядро» личности. Экзопсихика определяет отношение личности к внешнему миру. Здесь важнейшими личностными качествами выступают общительность, склонность к чувственным наслаждениям, беспорядочность поступков. Понятно, что все качества имеют некоторую шкалу выраженности от минимума до максимума.
Выделение трех уровней развития (низшего, среднего, высшего) в сочетании с двумя общими психическими факторами дает шесть типов личности. Однако внутри этих типов А. Ф. Лазурский проводит более дробное деление, но, к сожалению, по разным основаниям, что затрудняет их сравнительный анализ. Так, для низшего уровня в качестве дифференцирующего критерия берется «вид психической активности», и тогда появляются рассудочные (доминирование мышления), аффективные (доминирование эмоций и чувств), активные (доминирование воли) типы. На высшем же уровне за тот же критерий берется «сфера социальной жизни», и тогда получаются типы, реализующие себя в сферах (по терминологии самого А. Ф. Лазурского): «знание», «общество», «красота» и проч.
Эту модель структуры личности довольно страстно и убедительно поддержал В. Ф. Сержантов [723], по нашему мнению, самый компетентный психолог среди философов и самый компетентный философ среди психологов. Вместе с тем один из крупнейших наших методологов психологии Е. В. Шорохова, критикуя «теорию двух факторов» (подразумевая под этими факторами в первую очередь биологическую и социальную детерминанты психики, или, как она выражается, две «движущие силы личности»), характеризует как метафизику деление психики на эндопсихику (как олицетворение биологической «движущей силы») и экзопсихику (как олицетворение социальной «движущей силы») [885].
Модель Б. Г. Ананьева
В общепсихологическом плане Б. Г. Ананьев в структуру личности вводил следующие основные факторы: интеллект, экстраверсию - интроверсию, нейротизм, корреляционные свойства индивида (возраст, пол, нейродинамику, конституцию, биохимию). В социально-психологическом плане личностная структура дополняется общественным статусом и взаимосвязанными с ним общественными функциями-ролями, целями и ценностными ориентациями.
Особенно Б. Г. Ананьев подчеркивал сложность организации, интегрированный характер самих главных факторов личностной структуры и многообразие их взаимосвязей: «В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложноветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека. Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характеризующих структуру личности. Однако определяющим и ведущим началом в этой структуре являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса социальных функций человека, характеристики основной его деятельности в обществе (труда, учения и др.). Сопоставление дифференциально-психологических и социально-психологических данных об одних и тех же людях показало наличие зависимостей между статусом в малой группе и коллективе, характером и интеллектом» [22, с. 307- 308].
Резюмирует Б. Г. Ананьев свое видение структуры личности указанием на два принципа ее построения: «Структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них» [22, с. 317]. Плодотворность такого подхода очевидна, поскольку согласуется с принципами построения гармоничного целого (повторяемость, соподчиненность, соразмерность, уравновешенность, единство), каковым является феномен личности. К тому же этот двуединый подход уже доказал свою эффективность при описании человека через систему его макрохарактеристик, тем самым косвенно подтверждая единство принципов организации соподчиненных явлений действительности, а именно человека и его личности.
Модель В. С. Мерлина
Свое видение структуры личности В. С. Мерлин оформил в виде следующей схемы [459] (рис. 21.8).
Рис. 21.8. Схема структуры личности по В. С. Мерлину
Модель К. К. Платонова
Эта модель названа автором «Динамическая функциональная структура личности». Она включает три «общие» подструктуры.
Одна из них называется «основной» и состоит из четырех частных подструктур: а) подструктура направленности - это совокупность отношений и моральных качеств личности. Как пишет К. К. Платонов, это «индивидуально преломленное классовое общественное сознание, не имеющее природных задатков». В состав этой подструктуры входят: влечения, желания, интерес, мировоззрения, убеждения. Формируется эта подструктура через воспитание ; б) подструктура опыта. Сюда включаются знания, навыки, умения, привычки. Этот блок формируется в процессе обучения ; в) подструктура форм отражения объединяет индивидуальные особенности психических процессов. Эта подструктура образуется в результате упражнений ; г) биологически обусловленная подструктура состоит из свойств темперамента, типа нервной системы, половых и возрастных особенностей, органических факторов, задатков. Эта подструктура определяется морфологией и физиологией мозга и может совершенствоваться через тренировку. Две другие «общие» подструктуры - «характер» и «способности» дополнительно обозначаются эпитетом «наложенные», поскольку накладываются на «основную» подструктуру.
По мнению К. К. Платонова, все черты (свойства) личности укладываются в эти постоянно взаимодействующие друг с другом подструктуры. Характер является «каркасом личности», аккумулируя свойства четырех подструктур в «основном» блоке. Способности же актуализируются в деятельности и определяют «качество личности». Автор поясняет выбор названий подструктур и всей личностной структуры следующим образом: «основная» подструктура так названа с целью отличия от двух «наложенных»; «общие» подструктуры потому общие, что свойственны любой личности; «динамическая» структура - так как изменчива в онтогенезе личности и различна для разных конкретных личностей; «функциональная» - поскольку и структура в целом, и ее части исполняют определенные функции. При этом структура личности является «психологической», так как обобщает психические свойства личности, хотя и связанные с социальными отношениями и ролями [647].
Модель А. Г. Ковалева
По А. Г. Ковалеву структура личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний и свойств, что в конечном итоге обусловливает формирование «сложных структур» личности: 1) темперамента - «структуры природных свойств», под которыми разумеются нейродинамические свойства мозга; 2) направленности, включающей систему потребностей, интересов и идеалов; 3) способностей, представленных системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств; 4) характера как структуры, синтезирующей свойства первых трех сложных структур. Поясняя свою позицию, он писал: «Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам: направленности, способности, характеру. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека» [331, с. 38].
Модель Р. Мейли
В структуре личности Р. Мейли выделял три компонента: темперамент, характер и способности. По его мнению, каждая из этих составляющих личности определяет ее действия в некотором аспекте: темперамент определяет энергетику, динамику действий; способности являются механизмами осуществления действий; характер придает действиям смысл и целенаправленность [455].
Модель Э. Берна
Модель Э. Берна очень напоминает модель личности по З. Фрейду. Он приписывает личности три подсистемы, называя их «эго-состояниями» [77], каждое из которых вполне сопоставимо с фрейдовскими инстанциями «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Первая инстанция - «родитель», осуществляющая и олицетворяющая контроль, запреты, санкции, догмы, заботу, могущество. Вторая инстанция - «ребенок», олицетворяющий аффективные комплексы и представленный в двух возможных вариантах: а) ребенок естественный (ему присущи веселье, фантазия, движение, импульсивность); б) ребенок адаптированный, т. е. бунтующий против «родителя» или отчуждающийся. Третья инстанция - «взрослый», олицетворяющий рациональность, компетентность, независимость, способность к вероятностной оценке ситуаций.
Модель А. Маслоу
А. Маслоу специально не занимался разработкой структуры личности. Тем не менее, понимая личность как специфическую целостность, он в качестве ее основы рассматривал мотивационную сферу, с чем согласны многие исследователи. Эту сферу А. Маслоу представлял в виде иерархической системы потребностей от первичных физиологических до «вершинных» духовных [448, 963]. Все потребности, по его мнению, являются врожденными образованиями. Осознание и удовлетворение вышестоящих в иерархии потребностей, а следовательно, и их участие в мотивации поведения личности возможно только при условии удовлетворения потребностей, расположенных ниже (хотя возможны отдельные исключения).
Наглядно система А. Маслоу изображается обычно в виде так называемой «пирамиды потребностей», в основании которой расположены «физиологические потребности». Далее по восходящей в порядке очередности: «потребности в безопасности и защите»; «потребности принадлежности и любви»; «потребности в уважении, в том числе в самоуважении»; «потребности самоактуализации».
Модель Р. Ассаджиоли
Основоположник специфического направления в психологии, именуемого психосинтезом, Р. Ассаджиоли объединил в своей теории и психотерапевтической практике идеи психоанализа и гуманистической психологии [51]. Эта платформа и определила его видение структуры личности, которую он и его последователи иногда представляли в графическом виде, что и воспроизведено на рис. 21.9 (по аналогии с рис. в [817]).
Пояснения к рис. 21.9: нижнее бессознательное - прошлое в форме подавленных комплексов и глубоко скрытых следов памяти; среднее бессознательное - психические навыки и состояния. Переносятся легко в поле сознания; суперсознание - источник высших чувств, гениальности, созерцательности, просветленности, экстаза; коллективное бессознательное - предпосылка для индивидуальной психики личности (как море для волны); персональное «Я» - чувство справедливости и идентичности. Осознание своего «Я» - первое условие психического здоровья. Это уровень индивидуальности; трансперсональное «Я» - инстанция (состояние), которая, сохраняя чувство индивидуальности, вместе с тем живет на уровне всеобщности, олицетворяет духовное совершенство, которому сопутствует осознание счастья.
Рис. 21.9. Схема структуры личности по Р. Ассаджиоли
Анализ представленных здесь моделей структуры личности и разнообразных предложений, не охваченных нашим обзором, показывает, что чаще и обоснованнее других факторов в состав личности вводятся темперамент, способности, направленность и характер. Это дает основание считать эти факторы основными макрохарактеристиками личности аналогично тому, как сама личность вкупе с категориями «индивид», «субъект», «индивидуальность» и «универсум» является макрохарактеристикой человека.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи