Возрастная психология изучает факты, законы и закономерности, связанные с возрастом человека.
Классическую детскую психологию на протяжении всего периода ее становления интересовали общие закономерности психического развития любого ребенка, независимо от его индивидуальности. Современные психологи обращаются к изучению конкретного ребенка, а не усредненного субъекта, и проявляют особый интерес к различиям между детьми. Исследователи стремятся к изучению целостного индивида, анализируя роль наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения. Их интересует роль социальных отношений в семье, в коллективе сверстников, в учебной и профессиональных группах, их влияние на психическое развитие ребенка.
Изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Возрастающий интерес к личности в современном обществе, контроль за осуществлением прав личности поднимает новые проблемы – изучение обиженного ребенка и оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам.
Классическую детскую психологию на протяжении всего периода ее становления интересовали общие закономерности психического развития любого ребенка, независимо от его индивидуальности. Современные психологи обращаются к изучению конкретного ребенка, а не усредненного субъекта, и проявляют особый интерес к различиям между детьми. Исследователи стремятся к изучению целостного индивида, анализируя роль наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения. Их интересует роль социальных отношений в семье, в коллективе сверстников, в учебной и профессиональных группах, их влияние на психическое развитие ребенка.
Изучение движущих сил и источников психического развития ребенка, построение периодизации психического развития в онтогенезе, характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии, контроль хода и динамики психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Возрастающий интерес к личности в современном обществе, контроль за осуществлением прав личности поднимает новые проблемы – изучение обиженного ребенка и оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам.
В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Министерство просвещения Франции заказало известному психологу А. Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 г. начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные шкалы умственного развития. А. Бине создал метод стандартизированных задач для каждого возраста. Немного позднее американский психолог Л. Термен предложил формулу для измерения коэффициента интеллекта (Хрест. 1.5).
Казалось, что детская психология вышла на новый путь развития - психические способности с помощью специальных задач (тестов) могут быть воспроизведены и измерены, что позволит установить точный диагноз. Но надежды эти не оправдались.
Скоро стало ясно, что в ситуации обследования неизвестно, какая из психических способностей исследуется с помощью тестов. В 30-е гг. советский психолог В.И. Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую задачу он решает. Кроме того, коэффициент интеллекта долгое время рассматривался психологами как показатель наследственной одаренности, который остается неизменным на протяжении всей жизни человека. К настоящему времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно поколеблено, и в научной психологии им практически не пользуются (Хрест. 1.3).
Казалось, что детская психология вышла на новый путь развития - психические способности с помощью специальных задач (тестов) могут быть воспроизведены и измерены, что позволит установить точный диагноз. Но надежды эти не оправдались.
Скоро стало ясно, что в ситуации обследования неизвестно, какая из психических способностей исследуется с помощью тестов. В 30-е гг. советский психолог В.И. Аснин подчеркивал, что условием надежности психологического эксперимента служит не средний уровень решения задачи, а то, как принимает задачу ребенок, какую задачу он решает. Кроме того, коэффициент интеллекта долгое время рассматривался психологами как показатель наследственной одаренности, который остается неизменным на протяжении всей жизни человека. К настоящему времени представление о постоянном коэффициенте интеллекта сильно поколеблено, и в научной психологии им практически не пользуются (Хрест. 1.3).
Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов.
В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно-манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки Я сам). В возрасте от 3 до 6 - 7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.
Выготский: ВПФ интрапсихические -> интерпсихические
Леонтьев: 3 стадии развития психики:
1. элементарная чувствительность – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;
2. предметное восприятие – деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;
В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно-манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки Я сам). В возрасте от 3 до 6 - 7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.
Выготский: ВПФ интрапсихические -> интерпсихические
Леонтьев: 3 стадии развития психики:
1. элементарная чувствительность – животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира;
2. предметное восприятие – деятельности животного определяется воздействием уже не отдельных свойств, а вещами в целом;
К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура (навыки), интеллект. Он связывал эти ступени, их возникновение связанно с созреванием мозга, усложнением отношений с окружающей средой и с развитием аффективных процессов (переживание, удовольствие-неудовольствие), с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало».
По его мнению, первый этап — инстинкты — характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия.
На уровне навыков удовольствие в процессе совершения действия - «функциональное удовольствие».
Предвосхищающее удовольствие появляется па этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало»(с удовольствия после действия к предвосхищающим) по К. Бюлеру, — основная движущая сила развития поведения. К Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал «шимпанзе подобным возрастом». Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки.
По его мнению, первый этап — инстинкты — характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, то есть после выполнения действия.
На уровне навыков удовольствие в процессе совершения действия - «функциональное удовольствие».
Предвосхищающее удовольствие появляется па этапе интеллектуального решения задачи. Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало»(с удовольствия после действия к предвосхищающим) по К. Бюлеру, — основная движущая сила развития поведения. К Бюлер перенес эту схему на онтогенез. Проводя на детях эксперименты, подобные тем, которые В. Келер проводил на шимпанзе, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у человекоподобных обезьян и ребенка, и поэтому сам период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал «шимпанзе подобным возрастом». Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки.
Какое место занимает детская психология в свете других психологических знаний? И.М. Сеченов писал о том, что психология не может быть ничем иным, как наукой о происхождении и развитии психических процессов. Известно, что в психологию идеи генетического (от слова - генезис) исследования проникли очень давно. Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимающегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался детской и генетической психологией. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как Дж. Уотсон, В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, К. Левин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, В.М. Бехтерев, Д.М. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.
Исследуя один и тот же объект - психическое развитие - генетическая и детская психология представляют собой две разные отрасли психологической науки.
Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы "как происходит то или другое психическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль". Генетическая психология, или, что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых людях. Известным примером генетического исследования может служить изучение формирования звуковысотного слуха (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.В. Овчинникова). В специально организованном эксперименте, в котором испытуемые должны были подстраивать свой голос под заданную высоту звука, можно было наблюдать становление способности звуковысотного различия.
Исследуя один и тот же объект - психическое развитие - генетическая и детская психология представляют собой две разные отрасли психологической науки.
Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы "как происходит то или другое психическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль". Генетическая психология, или, что то же самое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на результаты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетической психологии. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых людях. Известным примером генетического исследования может служить изучение формирования звуковысотного слуха (А.Н. Леонтьев, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.В. Овчинникова). В специально организованном эксперименте, в котором испытуемые должны были подстраивать свой голос под заданную высоту звука, можно было наблюдать становление способности звуковысотного различия.
Большое влияние оказала теор Дарвина. В дальнейшем любая крупная псих концепция всегда была связана с поиском законов развит. К ранним псих теор относится концепция рекапитуляции. Геккель сформулировал биоген закон в отнош эмбриогенеза: онтогенез- краткое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенеза. Холл считал, что реб-к в развит кратко повторяет развит чел рода. Обнаружил черты сходства в развит реб и развит чел-ва в социогенезе. Холл считал, что игра - необходимое упр. Игра отражает фазы развит филогенеза:
1)млекопит стадия до 6 мес (неосмысленные, рефлекторные, импульсивные действия и поведение);
2)высшие млекопит до 1 г (овладевает предметами);
3) нач-я ступень чел сост от 1 г (овладение вертикальной походкой и речью);
4) ступень первобытных народов до 5 л (игры, сказки);
5) вступление человекака в культуру, поступление в школу, социализация. Значение работ Холла - поиск закона, логики развит;
попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человекака существует определенная взаимосвязь. Холлу принадлежит идея создания педологии. Гезелл проводил лонгитюдное изуч псих развит детей с 0 до подростк возраста с помощью повторяющихся срезов. Свой метод Гезелл назыв. «биографич-лаб». Стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни. Использовал метод сравнительного изучечения развития близнецов, развития в норме и патологии (у слепых). Система тестов Гезелла стала основой практической диагностики психологии развития в рамках нормативного подхода. Согласно теории созревания, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физического роста, двигательного и психического развития проходят ряд возрастных стадий в опред последовательности. Выявленные этапы отл преимущественно темпом развит, кол-венным приростом поведения. Сформулированный общий закон развит: темп психического развит наиболее высок в первые гг жизни; по мере взросления происходит замедление скорости развит. Периодизация по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 г -наиболее высокий прирост поведения, от 1 до 3 –ср, от 3 до 18- низкий. Рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на био факторах созревания. Термен сделал вывод, что в повседневной жизни одаренные индивиды более активны и эффективны, эти св-ва сохраняются на протяж жизни. Под основным фактором одаренности понимал наследственность. Бюлер предложил теорию 3ступеней развит: инстинкт, дрессура (навыки), интеллект. Связывал ступени не только с созреванием мозга, но и с развитием аффективных процессов. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». Движущая сила – динамика переживаний удовольствий.
1)млекопит стадия до 6 мес (неосмысленные, рефлекторные, импульсивные действия и поведение);
2)высшие млекопит до 1 г (овладевает предметами);
3) нач-я ступень чел сост от 1 г (овладение вертикальной походкой и речью);
4) ступень первобытных народов до 5 л (игры, сказки);
5) вступление человекака в культуру, поступление в школу, социализация. Значение работ Холла - поиск закона, логики развит;
попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человекака существует определенная взаимосвязь. Холлу принадлежит идея создания педологии. Гезелл проводил лонгитюдное изуч псих развит детей с 0 до подростк возраста с помощью повторяющихся срезов. Свой метод Гезелл назыв. «биографич-лаб». Стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни. Использовал метод сравнительного изучечения развития близнецов, развития в норме и патологии (у слепых). Система тестов Гезелла стала основой практической диагностики психологии развития в рамках нормативного подхода. Согласно теории созревания, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физического роста, двигательного и психического развития проходят ряд возрастных стадий в опред последовательности. Выявленные этапы отл преимущественно темпом развит, кол-венным приростом поведения. Сформулированный общий закон развит: темп психического развит наиболее высок в первые гг жизни; по мере взросления происходит замедление скорости развит. Периодизация по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 г -наиболее высокий прирост поведения, от 1 до 3 –ср, от 3 до 18- низкий. Рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на био факторах созревания. Термен сделал вывод, что в повседневной жизни одаренные индивиды более активны и эффективны, эти св-ва сохраняются на протяж жизни. Под основным фактором одаренности понимал наследственность. Бюлер предложил теорию 3ступеней развит: инстинкт, дрессура (навыки), интеллект. Связывал ступени не только с созреванием мозга, но и с развитием аффективных процессов. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало». Движущая сила – динамика переживаний удовольствий.
1) изучосновных психкритериев и характеристик (Детства, Юности, Взрослости, Старости) как социальных явлений и последовательных состояний общества; исследование возрастной динамики психологических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социал-эконом условий, различных видов воспитания и обучения; исслед дифференциально психологии различий (половозрелых и типологических свойств); исслед процесса взросления.
2) научно-практически: создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психологического развития на разных этапах онтогенеза; организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности; организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов. Л. Монтада выделяет:
1. определение уровня развития.
2. условий развития и изменения.
3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности.
4. Объяснение целей развития и коррекции.
5. Планирование коррекц мероприятий.
6. Оценка коррекции.
Принцип -основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения. П. детерминизма - все психологические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, все имеет причину, которая может быть выявлена и изучена. Демокрит, разработал концепцию Д. В 17в Декарт - механич Д. Био д - с появлением теории эволюции. Психологические Д - процессы, происходящие в душе, могут быть направлены на приспособление к среде и противостояние ей - если среда мешает. П. системности описывает и объясняет основные виды связи между сторонами психики, сферами психического. Предполагает, что отдельные псих явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. П. развития - психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исслед закономерностей генезиса, его видов и стадий. Г. Спенсер впервые выделил стадии развит психики. П. историзма - делает необходимым изучение связи истории детства и др этапов развития с историей общ-ва. Истор принцип - хронологические рамки и особенности каждого возраста не явл статичными -они опред действием общественно-истор факторов, социальным заказом общества. П.объективности - наши личные и культурные установки могут создавать преграды к пониманию поведения чел-ка. П. единства сознания и деятельности - С и деят находятся в непрерывном единстве. С образует внутренний план деятельности человека. Ген принцип ввел Выготский. Попытки объяснения процесса развития, всегда были обусловлены общим ур псих знаний. Изменения в представлениях о психологии развитии ребенка были связаны с разработкой новых методов исслед.
2) научно-практически: создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психологического развития на разных этапах онтогенеза; организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности; организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов. Л. Монтада выделяет:
1. определение уровня развития.
2. условий развития и изменения.
3. Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности.
4. Объяснение целей развития и коррекции.
5. Планирование коррекц мероприятий.
6. Оценка коррекции.
Принцип -основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения. П. детерминизма - все психологические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, все имеет причину, которая может быть выявлена и изучена. Демокрит, разработал концепцию Д. В 17в Декарт - механич Д. Био д - с появлением теории эволюции. Психологические Д - процессы, происходящие в душе, могут быть направлены на приспособление к среде и противостояние ей - если среда мешает. П. системности описывает и объясняет основные виды связи между сторонами психики, сферами психического. Предполагает, что отдельные псих явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. П. развития - психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исслед закономерностей генезиса, его видов и стадий. Г. Спенсер впервые выделил стадии развит психики. П. историзма - делает необходимым изучение связи истории детства и др этапов развития с историей общ-ва. Истор принцип - хронологические рамки и особенности каждого возраста не явл статичными -они опред действием общественно-истор факторов, социальным заказом общества. П.объективности - наши личные и культурные установки могут создавать преграды к пониманию поведения чел-ка. П. единства сознания и деятельности - С и деят находятся в непрерывном единстве. С образует внутренний план деятельности человека. Ген принцип ввел Выготский. Попытки объяснения процесса развития, всегда были обусловлены общим ур псих знаний. Изменения в представлениях о психологии развитии ребенка были связаны с разработкой новых методов исслед.
Актуальные проблемы психологии развития и возрастной психологии:
1)Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
2)Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
3)Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
4)Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Современный характер требований общественной практики, обусловливает сближение психологического развития с педагогикой, медициной и инженерной психологии с другими смежными отраслями наук, изучающих человека. Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям психофизиологич функций взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста и инволюции. Проблема возрастного нормирования включает рассмотрение усредненных эталонов + вопрос об индивидуальной вариативности психологической характеристик. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социал-эконом, санитарно-гигиенич и биотич. факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В число основных проблем возрастной психологии входит исслед факторов развит, так как оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают соцал-эконом, политико-правовые, идеологические, педагогич + биотические и абиотич факторы. Т о, намечается опред иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подчинено основной цели -дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширению возможностей приложения научных знаний по психологии развития к решению задач социальной и производственной практики.
1)Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
2)Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
3)Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
4)Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка. Современный характер требований общественной практики, обусловливает сближение психологического развития с педагогикой, медициной и инженерной психологии с другими смежными отраслями наук, изучающих человека. Одной из актуальных проблем является расширение знаний по возрастным особенностям психофизиологич функций взрослых путем их микровозрастного анализа в период роста и инволюции. Проблема возрастного нормирования включает рассмотрение усредненных эталонов + вопрос об индивидуальной вариативности психологической характеристик. Акселерация в период роста и созревания организма и ретардация старения, отодвигание границ геронтогенеза в современном обществе под действием целого комплекса социал-эконом, санитарно-гигиенич и биотич. факторов оказывают влияние на построение системы возрастного нормирования. В число основных проблем возрастной психологии входит исслед факторов развит, так как оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим миром, в процессе общения, практической и теоретической деятельности. Детерминанты и условия человеческого развития включают соцал-эконом, политико-правовые, идеологические, педагогич + биотические и абиотич факторы. Т о, намечается опред иерархия актуальных проблем более общего и частного порядка, решение которых подчинено основной цели -дальнейшей разработке теории индивидуального развития и расширению возможностей приложения научных знаний по психологии развития к решению задач социальной и производственной практики.
Д.Б. Эльконин создал научно – продуктивную концепцию периодизации на основе идей Выготского и Леонтьева. Основана на смене ведущего типа деятельности. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений «ребенок —взрослый».
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок —предмет».
Согласно Эльконину, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений «ребенок —взрослый».
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок —предмет».
Согласно Эльконину, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.
Основные понятия теории Выготского. Выготский рассматривает развитие, прежде всего как возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.
Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.
Динамика возрастного развития. Л.С. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.
Динамика возрастного развития. Л.С. Выготский выделяет стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
Возраст - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Виды возрастов:
• биологический - определяется степень созревания организма, состоянию нервная система и ВНД.
• социальный - определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет - права и обязанности).
• психологический - особенности психологии и поведения, качественные изменения в психическом развитии - достигнутый к этому времени уровень психологического развития.
• физический - характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.
Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.
Виды возрастов:
• биологический - определяется степень созревания организма, состоянию нервная система и ВНД.
• социальный - определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет - права и обязанности).
• психологический - особенности психологии и поведения, качественные изменения в психическом развитии - достигнутый к этому времени уровень психологического развития.
• физический - характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.
Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.
Возрастные кризисы – непродолжительные по времени периоды, характерные резкими психическими изменениями. Они возникают при переходе от одного возрастного периода в другой. Связанны они с теми качественными изменениями, которые происходят в сфере социальных отношений человека, в сфере его деятельности и сознания. Сразу же меняются связи человека, отношения его к среде окружающей, он меняет свою деятельность.
Мы будем говорить о нормативных кризисах. Кризис, который не вредит. В отечественной психологии слово кризис было введено Выгодским в 20годах – кризис – целостное изменение личности человека. Кризис обусловлен возникновением новых образований, предшествующего стабильного периода. Эти новообразования приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой.
Сейчас нет единого мнения, что такое возрастной кризис. Некоторые считают, что кризис болезненное явление, а другие считают, что тех, кого правильно воспитывали, нет кризиса.
Божович Л.И. понимал под кризисами – переходный период од одного этапа детского развития к другому. Каждое новообразование возникает в ответ на потребности ребенка, поэтому кризис несет в себе побудительную силу.
Кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис в семье, пубертатный кризис, кризис 17 лет, кризис 30 лет, кризис 40 лет, пенсионный кризис, кризис смерти.
Понимание отдельных кризисов вводилось в науку эмпирическим путем.
Мы будем говорить о нормативных кризисах. Кризис, который не вредит. В отечественной психологии слово кризис было введено Выгодским в 20годах – кризис – целостное изменение личности человека. Кризис обусловлен возникновением новых образований, предшествующего стабильного периода. Эти новообразования приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой.
Сейчас нет единого мнения, что такое возрастной кризис. Некоторые считают, что кризис болезненное явление, а другие считают, что тех, кого правильно воспитывали, нет кризиса.
Божович Л.И. понимал под кризисами – переходный период од одного этапа детского развития к другому. Каждое новообразование возникает в ответ на потребности ребенка, поэтому кризис несет в себе побудительную силу.
Кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис в семье, пубертатный кризис, кризис 17 лет, кризис 30 лет, кризис 40 лет, пенсионный кризис, кризис смерти.
Понимание отдельных кризисов вводилось в науку эмпирическим путем.