Возраст - качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Виды возрастов:
• биологический - определяется степень созревания организма, состоянию нервная система и ВНД.
• социальный - определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет - права и обязанности).
• психологический - особенности психологии и поведения, качественные изменения в психическом развитии - достигнутый к этому времени уровень психологического развития.
• физический - характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.
Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.
Существует множество попыток периодизации психического развития. Л. С. Выготский выделил три группы периодизации, предложенных как зарубежными, так и отечественными психологами в начале и первой половине XX в.
I. Периодизации детского развития по внешнему критерию. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
Периодизация Штерна создана по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества).
Периодизация Р. Заззо выстроена в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.
Периодизация А.В. Петровского. В качестве внешнего критерия выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.
II. Периодизации детского развития по внутреннему критерию. В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга.
III. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев. В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Есть четыре критерия периодизации психического развития:
Социальная ситуация развития – характерная для каждого возрастного периода система отношений субъекта и социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности.
Ведущий тип деятельности – это та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новобразований.
Основные новообразование (достижения) – то новое, что появилось в данный период развития.
Кризисы развития – это условное наименование переходных этапов возрастного развития.
В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности.
Как возникает возраст:
1) подготавливается социальная ситуация развития - изменяется внутренняя позиция человека,
2) это побуждает человека включаться в новые виды деятельности,
3) к концу возрастного этапа возникают новые психологические качества-новообразования,
4) далее - все начинается снова - изменение социальной ситуации развития - затем изменение ведущей деятельности - затем опят возникновение новообразований.
Виды возрастов:
• биологический - определяется степень созревания организма, состоянию нервная система и ВНД.
• социальный - определяется уровнем социальных ролей, функции человека (16 лет - права и обязанности).
• психологический - особенности психологии и поведения, качественные изменения в психическом развитии - достигнутый к этому времени уровень психологического развития.
• физический - характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения.
Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов.
Существует множество попыток периодизации психического развития. Л. С. Выготский выделил три группы периодизации, предложенных как зарубежными, так и отечественными психологами в начале и первой половине XX в.
I. Периодизации детского развития по внешнему критерию. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего критерия Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.
Периодизация Штерна создана по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества).
Периодизация Р. Заззо выстроена в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей.
Периодизация А.В. Петровского. В качестве внешнего критерия выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.
II. Периодизации детского развития по внутреннему критерию. В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л. Колберга.
III. Периодизации детского развития по совокупности внутренних критериев. В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды психического развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Есть четыре критерия периодизации психического развития:
Социальная ситуация развития – характерная для каждого возрастного периода система отношений субъекта и социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности.
Ведущий тип деятельности – это та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новобразований.
Основные новообразование (достижения) – то новое, что появилось в данный период развития.
Кризисы развития – это условное наименование переходных этапов возрастного развития.
В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности.
Как возникает возраст:
1) подготавливается социальная ситуация развития - изменяется внутренняя позиция человека,
2) это побуждает человека включаться в новые виды деятельности,
3) к концу возрастного этапа возникают новые психологические качества-новообразования,
4) далее - все начинается снова - изменение социальной ситуации развития - затем изменение ведущей деятельности - затем опят возникновение новообразований.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи