Кризис 6-7 лет – соединительное звено дошкольного и школьного возраста. Этот возраст смены зубов и вытягивания.
1. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, упрямиться. Задаются вопросы «Зачем, почему я должен это делать?» В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье, манерничанье, кривляние.
2. Идёт утеря непосредственности, что означает появление в поступках ребёнка интеллектуального момента.
3. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях, понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой.
4. Достигает пика интерес к своим половым органам и к различию половых ролей. То, как родители реагируют на это, имеет большое значение для его самоуважения и сексуального развития.
5. Речь становится развитой, логической. Раньше возраст 7 лет считали вступлением во взрослость: католическая и православная церковь именно семилетнему ребенку приписывает способность отвечать за свои действия.
Кризис 7 лет – период рождения социального «Я» ребенка. = Переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни, смысловая ориентированность поступка, утрата детской непосредственности.
1. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, упрямиться. Задаются вопросы «Зачем, почему я должен это делать?» В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье, манерничанье, кривляние.
2. Идёт утеря непосредственности, что означает появление в поступках ребёнка интеллектуального момента.
3. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях, понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой.
4. Достигает пика интерес к своим половым органам и к различию половых ролей. То, как родители реагируют на это, имеет большое значение для его самоуважения и сексуального развития.
5. Речь становится развитой, логической. Раньше возраст 7 лет считали вступлением во взрослость: католическая и православная церковь именно семилетнему ребенку приписывает способность отвечать за свои действия.
Кризис 7 лет – период рождения социального «Я» ребенка. = Переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни, смысловая ориентированность поступка, утрата детской непосредственности.
Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, средство овладения миром взрослых на доступном ребенку уровне.
Игровая ситуация включает замещения (вместо людей — куклы), упрощения (обыгрываются внешние, «видимые» стороны деятельности). Т.е огрублённо имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Нельзя обязать ребенка играть до 10 часов в настольные игры, а после 10 – в дочки-матери. Игру можно организовать, но ребёнок должен принять предложенное сам. Содержание игры, включённость в неё ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребёнок сам переходит от одной игры к другой. Основной мотив – удовольствие от процесса игры.
Игровая ситуация включает замещения (вместо людей — куклы), упрощения (обыгрываются внешние, «видимые» стороны деятельности). Т.е огрублённо имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
Игра организуется свободно, нерегламентированно. Нельзя обязать ребенка играть до 10 часов в настольные игры, а после 10 – в дочки-матери. Игру можно организовать, но ребёнок должен принять предложенное сам. Содержание игры, включённость в неё ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребёнок сам переходит от одной игры к другой. Основной мотив – удовольствие от процесса игры.
Дошкольное детство – 3-7 лет.
1. Движущие силы развития психики: потребность в общении (усваивается социальный опыт); потребность во внешних впечатлениях (развитие познавательных способностей); потребность в движениях (овладение навыками и умениями).
2. Ведущее средство общения – речь. Возраст «почемучек»; ребёнок требует, чтобы взрослыё всерьез относился к нему как к товарищу, партнёру (познавательное общение). + Личностное общение – активное обсуждение со взрослым поведения и поступков с точки зрения нравственных норм. Здесь ребёнок отказывается от партнёрства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя, что подготавливает к обучению в школе. Общение со сверстниками – обучение взаимоотношениям (сотрудничеству, взаимопомощи, руководству и подчинению) на основе действий с предметами, игрушками + произвольное подражание как овладение общественным опытом.
3. Ведущий вид деятельности – ролевая игра. Отражает различные стороны жизни, взаимоотношений, профессиональной деятельности. Появляются элементы труда.
4. Психическое развитие достигает уровня, когда можно вводить элементы учебной деятельности. Совершенствуются ощущение, восприятие, наглядные представления; повышаются острота зрения и цветоразличение, развивается слух, возрастает точность оценок веса предметов. Лепка, рисование, конструирование способствуют ускорению сенсорного развития.
1. Движущие силы развития психики: потребность в общении (усваивается социальный опыт); потребность во внешних впечатлениях (развитие познавательных способностей); потребность в движениях (овладение навыками и умениями).
2. Ведущее средство общения – речь. Возраст «почемучек»; ребёнок требует, чтобы взрослыё всерьез относился к нему как к товарищу, партнёру (познавательное общение). + Личностное общение – активное обсуждение со взрослым поведения и поступков с точки зрения нравственных норм. Здесь ребёнок отказывается от партнёрства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя, что подготавливает к обучению в школе. Общение со сверстниками – обучение взаимоотношениям (сотрудничеству, взаимопомощи, руководству и подчинению) на основе действий с предметами, игрушками + произвольное подражание как овладение общественным опытом.
3. Ведущий вид деятельности – ролевая игра. Отражает различные стороны жизни, взаимоотношений, профессиональной деятельности. Появляются элементы труда.
4. Психическое развитие достигает уровня, когда можно вводить элементы учебной деятельности. Совершенствуются ощущение, восприятие, наглядные представления; повышаются острота зрения и цветоразличение, развивается слух, возрастает точность оценок веса предметов. Лепка, рисование, конструирование способствуют ускорению сенсорного развития.
Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости. Период – от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни.
В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях остается биологически несамостоятельным существом (отделяется от матери физически, но не биологически: ребёнок занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства). Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты и того, и другого.
1) Новорождённый продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (питание = переходная форма от внутриутробного к внеутробному существованию).
2) Форма существования: около 80% суток он спит (взрослыйо - 20%).
3) Двигательная активность: уже есть двигательные реакции на внешние и внутренние раздражители; но ещё лишен самостоятельного передвижения, может передвигаться только с помощью взрослых. Новорождённый почти неподвижен: в основном лежит на спине, не может перевернуться. Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных.
В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях остается биологически несамостоятельным существом (отделяется от матери физически, но не биологически: ребёнок занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства). Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты и того, и другого.
1) Новорождённый продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском организме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (питание = переходная форма от внутриутробного к внеутробному существованию).
2) Форма существования: около 80% суток он спит (взрослыйо - 20%).
3) Двигательная активность: уже есть двигательные реакции на внешние и внутренние раздражители; но ещё лишен самостоятельного передвижения, может передвигаться только с помощью взрослых. Новорождённый почти неподвижен: в основном лежит на спине, не может перевернуться. Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых животных.
Факторы: наследственность и среда. Выделяют ещё активность человека.
Закономерности:
- Биологическое созревание мозга – необходимое условие развития психики.
- Причина развития психических функций – взаимодействия с внешним предметным миром.
- Развитие психики определено усвоением общественно-исторического опыта в совместной деятельности и общении с людьми.
- «Движущие силы» развития – противоречия в процессе усвоения ребёнком деятельностей.
- В основе развития психики лежат стихийные или специально организованные процессы обучения и воспитания.
Закономерности:
- Биологическое созревание мозга – необходимое условие развития психики.
- Причина развития психических функций – взаимодействия с внешним предметным миром.
- Развитие психики определено усвоением общественно-исторического опыта в совместной деятельности и общении с людьми.
- «Движущие силы» развития – противоречия в процессе усвоения ребёнком деятельностей.
- В основе развития психики лежат стихийные или специально организованные процессы обучения и воспитания.
В каком-то из возрастов человек должен разрешить для себя проблему примирения с окончанием жизни, попытаться осмыслить свой конец, преодолеть страх перед тем, что его жизнь кончится, и подвести итог прожитому.
Смерть с точки зрения психологии – это последнее критическое событие в жизни человека. Необратимое прекращение всех жизненных функций.
В психологии существует понятие «пограничной ситуации» - нахождения между жизнью и смертью, при которой резко обостряется самосознание: угроза жизни активизирует мышление, освобождает его от шелухи коллективного опыта, навязанных моделей поведения. В результате пограничных ситуаций резко меняется жизненного кредо. Большинство из побывавших «по ту сторону бытия»: а) перестают бояться смерти; б) производят переоценку основных представлений; в) изменяют образ жизни.
Особенности кризиса индивидуальной жизни:
1. Сегодня нет способа помочь умирающему: религия потеряла авторитет; наука основана на материализме, отрицающем загробную жизнь, социальная структура неразвита, поддержка умирающих отсутствует; философия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего.
Смерть с точки зрения психологии – это последнее критическое событие в жизни человека. Необратимое прекращение всех жизненных функций.
В психологии существует понятие «пограничной ситуации» - нахождения между жизнью и смертью, при которой резко обостряется самосознание: угроза жизни активизирует мышление, освобождает его от шелухи коллективного опыта, навязанных моделей поведения. В результате пограничных ситуаций резко меняется жизненного кредо. Большинство из побывавших «по ту сторону бытия»: а) перестают бояться смерти; б) производят переоценку основных представлений; в) изменяют образ жизни.
Особенности кризиса индивидуальной жизни:
1. Сегодня нет способа помочь умирающему: религия потеряла авторитет; наука основана на материализме, отрицающем загробную жизнь, социальная структура неразвита, поддержка умирающих отсутствует; философия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего.
В последние годы активно разрабатываются теории саморазвития, исходящие из предположения, что человек сам определяет свою судьбу, иногда независимо от того, желает он этого или нет. Больших, развёрнутых теорий ещё нет, есть отдельные принципы:
- идея критических (ненормативных) жизненных событий: кризисы – это не только неопределённость и потрясение; это – возможность обновления, изменения жизненного стиля, мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным проблемам жизни (Якобсон, Гроф). Деструктивный выход из кризиса – алкоголизация, наркотизация, криминал. Позитивный выход – человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует базовое стремление к росту (Ассаджиоли), переходит на следующую ступень развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе, становится более зрелой личностью (Гроф).
- Принцип развития через деятельность, «самоконструирование» (Лернер): человек не является только «биологическим», «психологическим» или «социологическим» существом. Он «системен», его развитие зависит от множества факторов, является» производным динамических отношений между переменными многоуровневой матрицы».
- Идея личностного контроля развития: 1) человек потенциально позитивен, конструктивен и добр (гуманистическое направление), надо лишь дать ему условия, чтобы раскрыться; 2) изначально человек не обладает сущностью; он обретает её в результате самосозидания, причем положительная самоактуализация не гарантирована, это – результат собственного свободного и ответственного выбора человека (экзистенциалисты); 3) у человека природной сущности нет, изначально он представляет собой нейтральный объект, формируемый внешними влияниями, от которых и зависит обретаемая им «сущность» (бихевиористы; советские психологи).
- идея критических (ненормативных) жизненных событий: кризисы – это не только неопределённость и потрясение; это – возможность обновления, изменения жизненного стиля, мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным проблемам жизни (Якобсон, Гроф). Деструктивный выход из кризиса – алкоголизация, наркотизация, криминал. Позитивный выход – человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует базовое стремление к росту (Ассаджиоли), переходит на следующую ступень развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе, становится более зрелой личностью (Гроф).
- Принцип развития через деятельность, «самоконструирование» (Лернер): человек не является только «биологическим», «психологическим» или «социологическим» существом. Он «системен», его развитие зависит от множества факторов, является» производным динамических отношений между переменными многоуровневой матрицы».
- Идея личностного контроля развития: 1) человек потенциально позитивен, конструктивен и добр (гуманистическое направление), надо лишь дать ему условия, чтобы раскрыться; 2) изначально человек не обладает сущностью; он обретает её в результате самосозидания, причем положительная самоактуализация не гарантирована, это – результат собственного свободного и ответственного выбора человека (экзистенциалисты); 3) у человека природной сущности нет, изначально он представляет собой нейтральный объект, формируемый внешними влияниями, от которых и зависит обретаемая им «сущность» (бихевиористы; советские психологи).
В основе онтогенетической теории психического развития Леонтьева лежит теория деятельности. Культура выступает источником психического развития только тогда, когда ребёнок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественного опыта в виде орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д.
Поделил периоды развития по ведущему типу деятельности и новообразованиям, психологическим изменениям, впервые возникающим в этой деятельности. Основой психического развития является смена деятельности, обусловливающая возникновение новообразований; достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.
В основе периодизации развития лежит тип ведущей деятельности:
1) младенчество – непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого;
2) раннее детство – предметная деятельность;
3) дошкольное детство – игра;
4) школьный возраст – учение;
5) подростковый возраст – общественно полезная деятельность+ общение со сверстниками;
6) юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Поделил периоды развития по ведущему типу деятельности и новообразованиям, психологическим изменениям, впервые возникающим в этой деятельности. Основой психического развития является смена деятельности, обусловливающая возникновение новообразований; достигнутые новообразования являются предпосылкой становления нового типа деятельности, переводящего ребенка на новый этап развития.
В основе периодизации развития лежит тип ведущей деятельности:
1) младенчество – непосредственно-эмоциональное общение ребенка и взрослого;
2) раннее детство – предметная деятельность;
3) дошкольное детство – игра;
4) школьный возраст – учение;
5) подростковый возраст – общественно полезная деятельность+ общение со сверстниками;
6) юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Колберг основывался на когнитивной психологии и идеях Пиаже и Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Поставил вопрос: какие познавательные схемы описывают детскую ложь, страх, воровство?
Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации: 1) на авторитеты, 2) на обычаи и 3) на принципы.
Уровни развития морального сознания:
1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:
1а - ориентация на избегание наказания;
1б - ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения).
2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:
2а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;
2б - установка на поддержание социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо и правильно).
3) Уровень автономной морали – ориентация на общественный договор и общепринятые моральные нормы.
3а - осознание относительности и условности нравственных правил; признание правильным того, что полезно и логично;
3б - признание наличия высшего закона, соответствующего интересам большинства;
3в - формирование устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения;
3г - высшая стадия: моральные ценности выводятся из философских постулатов; этой стадии достигают лишь немногие.
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный характер, а потому конкретная периодизация их невозможна.
Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации: 1) на авторитеты, 2) на обычаи и 3) на принципы.
Уровни развития морального сознания:
1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:
1а - ориентация на избегание наказания;
1б - ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения).
2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:
2а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;
2б - установка на поддержание социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо и правильно).
3) Уровень автономной морали – ориентация на общественный договор и общепринятые моральные нормы.
3а - осознание относительности и условности нравственных правил; признание правильным того, что полезно и логично;
3б - признание наличия высшего закона, соответствующего интересам большинства;
3в - формирование устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения;
3г - высшая стадия: моральные ценности выводятся из философских постулатов; этой стадии достигают лишь немногие.
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный характер, а потому конкретная периодизация их невозможна.
Пиаже: развитие = последовательный процесс адаптации когнитивных структур ребенка к среде. Развитие = эволюция, управляемая потребностью в равновесии (адаптации, приспособлении, при котором каждое воздействие равно противодействию). Развитие интеллекта = достижение равновесия с окружающей средой, создание адекватного представления о реальности, обеспечивающего связь и взаимодействие субъекта и объектов среды.
Выделял периоды развития по развитию интеллектуальных структур:
1) Предоперациональная стадия мышления (сенсомоторный интеллект) с рефлексами и приспособительными реакциями – чисто внешние действия;
2) Стадия предпонятийного и интуитивного мышления – внутренние действия с образами, символами; последовательные предметные действия;
3) Стадия конкретных операций – умственные действия опираются на внешние, наглядные данные;
4) Стадия формальных операций – мыслительные операции, основанные на формальной логике, гипотезах, дедуктивных рассуждениях.
Выделял периоды развития по развитию интеллектуальных структур:
1) Предоперациональная стадия мышления (сенсомоторный интеллект) с рефлексами и приспособительными реакциями – чисто внешние действия;
2) Стадия предпонятийного и интуитивного мышления – внутренние действия с образами, символами; последовательные предметные действия;
3) Стадия конкретных операций – умственные действия опираются на внешние, наглядные данные;
4) Стадия формальных операций – мыслительные операции, основанные на формальной логике, гипотезах, дедуктивных рассуждениях.
Теория жизненного пути Эриксона во многом продолжала идеи психоанализа.
«Все, что растет и развивается, развивается по отдельным частям, причем каждая часть имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое».
Содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Любой человек проходит все эти стадии
Периодизация Эриксона основана на развитии сразу трёх процессов: соматическое развитие (физическое), социальное и развитие сознательного Я.
8 фаз развития:
1) Младенчество: 1-й год жизни = первичное доверие или недоверие к окружению;
2) Раннее детство: 2-3-й гг = автономия или стыд, сомнение;
3) Дошкольный возраст: 4-5лет = инициатива или чувство вины;
4) Школьный возраст: 6 – 11-12 лет (до половозрелости) = чувство ценности и трудолюбие или малоценность и пассивность;
5) Юношество: индивидуальность, идентичность или диффузия идентичности;
6) Молодость: 20-30 лет = близость, интимность, солидарность или изоляция;
7) Зрелость: 30-40 лет = творческое начало, интегративность или застой;
8) Старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет = целостность или раздвоенность, отчаяние.
«Все, что растет и развивается, развивается по отдельным частям, причем каждая часть имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое».
Содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Любой человек проходит все эти стадии
Периодизация Эриксона основана на развитии сразу трёх процессов: соматическое развитие (физическое), социальное и развитие сознательного Я.
8 фаз развития:
1) Младенчество: 1-й год жизни = первичное доверие или недоверие к окружению;
2) Раннее детство: 2-3-й гг = автономия или стыд, сомнение;
3) Дошкольный возраст: 4-5лет = инициатива или чувство вины;
4) Школьный возраст: 6 – 11-12 лет (до половозрелости) = чувство ценности и трудолюбие или малоценность и пассивность;
5) Юношество: индивидуальность, идентичность или диффузия идентичности;
6) Молодость: 20-30 лет = близость, интимность, солидарность или изоляция;
7) Зрелость: 30-40 лет = творческое начало, интегративность или застой;
8) Старший взрослый возраст (плюс старость): от 40 лет = целостность или раздвоенность, отчаяние.
Клейн предложила идею, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви. Отношения к любимым и ненавидимым объектам или людям – это строительные кирпичики мировосприятия и мироощущения. Когда мы «расщепляем» мир на хорошую и плохую составляющие, мы также расщепляем на пугающий и желаемый аспекты ощущение собственного «я». А если мы можем сохранять объединённый образ тех, кого любим, тогда мы воспринимаем целостными и себя, находимся в мире с собой.
А.Фрейд: личность = Id, Ego и Super-Ego. Но: Id делится на сексуальную (либидо) и агрессивную (мортидо) составляющие. Развитие Id проходит оральную, анально-садистическую, фаллическую, латентную, предпубертатную и пубертатную стадии. Соответствующие стадии развития агрессивности проявляются в кусании, плевании (оральная агрессивность); разрушении и жестокости (проявление анального садизма); властолюбии, хвастовствео, зазнайстве (на фаллической стадии); диссоциальные начала (в предпубертате и пубертате). Развитие Ego = последовательность развития защитных механизмов: вытеснения, проекции, переноса и т.д. Развитие Super-Ego = идентификация с родителями и интериоризация родительского авторитета.
Каждая фаза развития ребенка – результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения.
А.Фрейд: личность = Id, Ego и Super-Ego. Но: Id делится на сексуальную (либидо) и агрессивную (мортидо) составляющие. Развитие Id проходит оральную, анально-садистическую, фаллическую, латентную, предпубертатную и пубертатную стадии. Соответствующие стадии развития агрессивности проявляются в кусании, плевании (оральная агрессивность); разрушении и жестокости (проявление анального садизма); властолюбии, хвастовствео, зазнайстве (на фаллической стадии); диссоциальные начала (в предпубертате и пубертате). Развитие Ego = последовательность развития защитных механизмов: вытеснения, проекции, переноса и т.д. Развитие Super-Ego = идентификация с родителями и интериоризация родительского авторитета.
Каждая фаза развития ребенка – результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения.