Психология дошкольного детства.

Наука » Психология » Возрастная психология
Дошкольное детство – 3-7 лет.
1. Движущие силы развития психики: потребность в общении (усваивается социальный опыт); потребность во внешних впечатлениях (развитие познавательных способностей); потребность в движениях (овладение навыками и умениями).
2. Ведущее средство общения – речь. Возраст «почемучек»; ребёнок требует, чтобы взрослыё всерьез относился к нему как к товарищу, партнёру (познавательное общение). + Личностное общение – активное обсуждение со взрослым поведения и поступков с точки зрения нравственных норм. Здесь ребёнок отказывается от партнёрства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя, что подготавливает к обучению в школе. Общение со сверстниками – обучение взаимоотношениям (сотрудничеству, взаимопомощи, руководству и подчинению) на основе действий с предметами, игрушками + произвольное подражание как овладение общественным опытом.
3. Ведущий вид деятельности – ролевая игра. Отражает различные стороны жизни, взаимоотношений, профессиональной деятельности. Появляются элементы труда.
4. Психическое развитие достигает уровня, когда можно вводить элементы учебной деятельности. Совершенствуются ощущение, восприятие, наглядные представления; повышаются острота зрения и цветоразличение, развивается слух, возрастает точность оценок веса предметов. Лепка, рисование, конструирование способствуют ускорению сенсорного развития.
5. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем начинает развиваться образно-схематическое (промежуточное звено между образным и логическим). Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами. Формируется система понятий, развивается произвольная память (сначала – произвольное воспроизведение, затем – произвольное запоминание).
6. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют игра, конструирование, лепка, рисование. Воображение превращается в относительно самостоятельную психическую деятель-ность.
7. Складывается система мотивов, среди которых всё большее значение приобретают мотивы общественного содержания, они подчиняют другие мотивы. Ребёнок начинает руководствоваться в поведении нравственными нормами; формируются моральные представления и оценки, проявляются сочувствие, заботливость.
8. Появляется отношение к себе и своим возможностям (обычно переоцениваются).
9. К 7 годам (конец периода – поступление в школу) ребёнок оценивает себя адекватно, уже открыл свою внутреннюю жизнь, самосознание.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.