КРИЗИС ВОЗР, РАЗВИТИЯ – особые, относительно непродолжительные по времени (до 1 года) периоды в развитии человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями.
Открыты Выготским экспериментально из практики не в той последовательности, которую переживает ребенок. Симптомы:
1 Границы кризиса размыты.т.е. нет точки начала и конца.
2 Трудновоспитываемость детей. (строптивость, возрастают конфликты, внутр жизнь связана с сильными переживаниями)
3 Негативный характер развития.
В кризис количество переходит в качество.
В критические периоды наблюдаются метеконструктивные процессы развития.
Выготский их назвал новообразования. Новообразования кризиса не сохраняются в психике человека и носят переходный х-р, т.е. они не сохраняются в том виде, в котором образуются (автономная речь годовалого ребенка – звуки которые понятны близкому человеку.
СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ – в ходе которых реб накаливает количественные изменения. Они накапливаются медленно и незаметно, их не выделяют и не описывают.
Открыты Выготским экспериментально из практики не в той последовательности, которую переживает ребенок. Симптомы:
1 Границы кризиса размыты.т.е. нет точки начала и конца.
2 Трудновоспитываемость детей. (строптивость, возрастают конфликты, внутр жизнь связана с сильными переживаниями)
3 Негативный характер развития.
В кризис количество переходит в качество.
В критические периоды наблюдаются метеконструктивные процессы развития.
Выготский их назвал новообразования. Новообразования кризиса не сохраняются в психике человека и носят переходный х-р, т.е. они не сохраняются в том виде, в котором образуются (автономная речь годовалого ребенка – звуки которые понятны близкому человеку.
СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ – в ходе которых реб накаливает количественные изменения. Они накапливаются медленно и незаметно, их не выделяют и не описывают.
Факторы и движущие силы развития психики в онтогенезе. Условия развития детей: внешние и внутренние.
Факторы:
1 Биологический:
а) Наследственность – передается от род, то что не меняется после рождения, генетические заболевания(гемофилия-несвертываемость крови). Болеют только мальчики. Особенности свойственные человеку, отличающие его от животного (кисть руки).
б) врожденность – то, что реб. Получает в процессе внутр жизни или при родах (болезни краснуха, грипп, алкоголизм, никотин, наркотики).
2 Социальный:
Среда обитания.
Движущие силы – противоречия между требованиями и потребностями ребенка.
Условия:
а) Внешние – обучение, воспитание реб (родители, школа и т.д)
б) Внутренние – активность(главное), мотивы, потребности, желание.
Действия:
1 Манипулятивные
2 Предметные – употребление предметов по назначению
3 Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.
4 Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.
1 Биологический:
а) Наследственность – передается от род, то что не меняется после рождения, генетические заболевания(гемофилия-несвертываемость крови). Болеют только мальчики. Особенности свойственные человеку, отличающие его от животного (кисть руки).
б) врожденность – то, что реб. Получает в процессе внутр жизни или при родах (болезни краснуха, грипп, алкоголизм, никотин, наркотики).
2 Социальный:
Среда обитания.
Движущие силы – противоречия между требованиями и потребностями ребенка.
Условия:
а) Внешние – обучение, воспитание реб (родители, школа и т.д)
б) Внутренние – активность(главное), мотивы, потребности, желание.
Действия:
1 Манипулятивные
2 Предметные – употребление предметов по назначению
3 Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок.
4 Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.
Характерен для каждого возр. периода, в котором формируются псих. личностные новообразования, в этой Де зарождается след. Вед. Де.
(это не любая Де, не частная которой он часто занимается, а та что которая развивается).
1) Де, в которой возникают и внутри дифференцируются др нов. виды Де.
2) Де, в которой формируются или перестраиваются частные псих. процессы _например в игре – воображение, в учении – логическое мышление)
3) Де от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные псих. изменения в личности реб. по ЭЛЬКОНИНУ
0 – 1 (младенчество) ---- эмоциональное общение реб и взр.
1 – 3 ( раннее детство) ---- предметно – манипулятивная Де.
3 – 7 (дошкольный возраст) ---- игра (сюжетно-ролевая)
7 – 11 (школьный возраст) ---- учение, учебная Де
11 – 15 (подростковый возраст) ---- интимно – личностная де
15 – 18 (юношеский возраст) ---- учебно – профессиональная Де
(это не любая Де, не частная которой он часто занимается, а та что которая развивается).
1) Де, в которой возникают и внутри дифференцируются др нов. виды Де.
2) Де, в которой формируются или перестраиваются частные псих. процессы _например в игре – воображение, в учении – логическое мышление)
3) Де от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные псих. изменения в личности реб. по ЭЛЬКОНИНУ
0 – 1 (младенчество) ---- эмоциональное общение реб и взр.
1 – 3 ( раннее детство) ---- предметно – манипулятивная Де.
3 – 7 (дошкольный возраст) ---- игра (сюжетно-ролевая)
7 – 11 (школьный возраст) ---- учение, учебная Де
11 – 15 (подростковый возраст) ---- интимно – личностная де
15 – 18 (юношеский возраст) ---- учебно – профессиональная Де
Рисование – творческий акт, позволяющий ощутить и понять себя, освободиться от конфликтов, выразить мысли и чувства, мечты и надежды. + Способ выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных.
Проективный рисунок – отражение окружающей действительности, её моделирование и выражение отношения к ней. Основная задача – выявление и осознание трудно выражаемых или неосознаваемых проблем, переживаний, страхов.
Используется для снятия напряжения, стрессов, при коррекции неврозов, страхов. Развивает координацию, зрение, речь, мышление, мелкую моторику кисти руки. Используется в индивидуальной и групповой работе. Особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов и изучении личности, устремлений и окружения ребёнка.
Рисунки на тему: "Моя семья", "Я в школе", "Я дома", "Я в будущем", "Мое любимое занятие", "Что я люблю", "Мой самый хороший поступок", "Мой мир" и т.д.
Проективный рисунок – отражение окружающей действительности, её моделирование и выражение отношения к ней. Основная задача – выявление и осознание трудно выражаемых или неосознаваемых проблем, переживаний, страхов.
Используется для снятия напряжения, стрессов, при коррекции неврозов, страхов. Развивает координацию, зрение, речь, мышление, мелкую моторику кисти руки. Используется в индивидуальной и групповой работе. Особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов и изучении личности, устремлений и окружения ребёнка.
Рисунки на тему: "Моя семья", "Я в школе", "Я дома", "Я в будущем", "Мое любимое занятие", "Что я люблю", "Мой самый хороший поступок", "Мой мир" и т.д.
Библиотерапия – использование художественной литературы как одной из форм лечения словом. Просто и эффективно помогает клиентам находить правильные решения. Использование специально подобранных книг оказывает воздействие на эмоциональное состояние. При работе с детьми лучше использовать сказки, былины, рассказы для детей русских писателей. Учат социализации, развивают эмоции, волевые качества и пр.
Танцевальная терапия (коррекционная ритмика) – комплексное занятие, на котором средствами музыки и двигательных упражнений улучшается качество движений, развиваются саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Музыкально-ритмические занятия активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, развивают внимание, память, внутреннюю собранность.
Имеют большое значение для детей с задержкой психического развития и нарушением равновесия в деятельности нервной системы.
Танцевальная терапия (коррекционная ритмика) – комплексное занятие, на котором средствами музыки и двигательных упражнений улучшается качество движений, развиваются саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Музыкально-ритмические занятия активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, развивают внимание, память, внутреннюю собранность.
Имеют большое значение для детей с задержкой психического развития и нарушением равновесия в деятельности нервной системы.
Проекция — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний. Содержание фантазий говорит о внутреннем мире ребенка. Рисунки, фигурки из пластилина, поделки и игры со своими игрушками.
Ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Стимульный материал проективных методик неоднозначен, малоструктурирован. Допускается неограниченное разнообразие возможных ответов. Тестирование с помощью проективных методик замаскировано. Качество и содержание интерпретации зависят от профессионализма психодиагноста.
1. Конститутивные методики – где нужно структурировать предлагаемые стимулы, наделять их смыслом, создавать из разрозненных деталей единое целое – Тест «чернильных пятен» Роршаха, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), фрустрационный тест Розенцвейга. В ТАТ сочиняется «рассказ по картинке». В тесте Розенцвейга надо приписать реплику персонажу на рисунке конфликтной ситуации.
2. Графические проективные методики («Несуществующее животное», «Рисунок семьи»). Расположение на бумаге, детали, цветовая гамма рассказывают о личности ребёнка.
3. Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения, продуктов творчества.
4. Ролевые игры – какую роль выбирает, как импровизирует = проецирование на игру своих собственных представлений о социальном мире.
5. Импрессивные методики, основанные на предпочтении одних стимулов другим (тест Люшера).
Не подходят умственно отсталым детям, они не могут понять большинство заданий.
Ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Стимульный материал проективных методик неоднозначен, малоструктурирован. Допускается неограниченное разнообразие возможных ответов. Тестирование с помощью проективных методик замаскировано. Качество и содержание интерпретации зависят от профессионализма психодиагноста.
1. Конститутивные методики – где нужно структурировать предлагаемые стимулы, наделять их смыслом, создавать из разрозненных деталей единое целое – Тест «чернильных пятен» Роршаха, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), фрустрационный тест Розенцвейга. В ТАТ сочиняется «рассказ по картинке». В тесте Розенцвейга надо приписать реплику персонажу на рисунке конфликтной ситуации.
2. Графические проективные методики («Несуществующее животное», «Рисунок семьи»). Расположение на бумаге, детали, цветовая гамма рассказывают о личности ребёнка.
3. Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения, продуктов творчества.
4. Ролевые игры – какую роль выбирает, как импровизирует = проецирование на игру своих собственных представлений о социальном мире.
5. Импрессивные методики, основанные на предпочтении одних стимулов другим (тест Люшера).
Не подходят умственно отсталым детям, они не могут понять большинство заданий.
Групповое обследование – обследование группы с целью выявления межличностных отношений, лидерства, направленности, целей, мотиваций, уровня интеллекта и способностей, преобладающих установок и пр. у всей группы в целом.
Групповое тестирование – выполнение индивидуальных тестов одновременно несколькими испытуемыми в одно и то же время в одном и том же помещении. Предметом группового тестирования являются, как правило, индивидуальные особенности детей (способности, достижения, установки, черты каждого из них). Проводить в первой половине дня, потом дети устанут и сорвут тестирование. Многие групповые тесты изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет. В более раннем возрасте обследование следует проводить в индивидуальном порядке.
Индивидуальное обследование проводится по просьбе родителей или учителей (воспитателей). Включает сбор данных о ребёнке, создание доверительной атмосферы, беседу с ним и проведение теста. Не обследовать насильно, без желания ребёнка, оторвав его от любимого дела. Обязательно хорошо мотивировать ребёнка.
Групповое тестирование – выполнение индивидуальных тестов одновременно несколькими испытуемыми в одно и то же время в одном и том же помещении. Предметом группового тестирования являются, как правило, индивидуальные особенности детей (способности, достижения, установки, черты каждого из них). Проводить в первой половине дня, потом дети устанут и сорвут тестирование. Многие групповые тесты изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет. В более раннем возрасте обследование следует проводить в индивидуальном порядке.
Индивидуальное обследование проводится по просьбе родителей или учителей (воспитателей). Включает сбор данных о ребёнке, создание доверительной атмосферы, беседу с ним и проведение теста. Не обследовать насильно, без желания ребёнка, оторвав его от любимого дела. Обязательно хорошо мотивировать ребёнка.
Методики для изучения сферы общения:
Рисунок Семьи – смотреть размер фигур, особенности их рас¬положения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется со¬став нарисованной и реальной семьи ребенка.
Семья животных: ребенку предлагается нарисовать семью, состоящую из разных животных Не говорится, что это должна быть его собственная семья. Однако ассоциации ребенка все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.
Два дома: психолог рисует дом красного цвета («этот дом мы построили для тебя»), вверху пишет имя ребёнка. Предлагает записать туда тех, кого ребёнок хочет «поселить» рядом с собой. После того как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один дом, черный, со словами: «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут». По поводу черного дома не сообщается, что это плохой дом или что он хуже красного; достаточно самой цве-товой символики. Выявляются симпатичные – несимпатичные ребёнку люди из его окружения.
"Сюжетные картинки". Диагностика эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам. Фиксируется также его реакция.
Методика «лесенка». Исследование самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психических состояний. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7. Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке. Предлагается выбратьсамый приятный, потом – самый приятный из оставшихся; из последних трёх – самый неприятный цвет. Синий, жёлтый, фиолетовый в начале, чёрный, серый, коричневый в конце – хорошее состояние. Красный и зелёный в начале – удовлетворительное состояние. Чёрный в середине – неудовлетворительное состояние; серый и чёрный в начале – кризис.
Рисунок Семьи – смотреть размер фигур, особенности их рас¬положения на рисунке, последовательность изображения, поза, выражение лиц, детализированность рисунков. Сопоставляется со¬став нарисованной и реальной семьи ребенка.
Семья животных: ребенку предлагается нарисовать семью, состоящую из разных животных Не говорится, что это должна быть его собственная семья. Однако ассоциации ребенка все равно будут определяться его самоощущением в своей семье.
Два дома: психолог рисует дом красного цвета («этот дом мы построили для тебя»), вверху пишет имя ребёнка. Предлагает записать туда тех, кого ребёнок хочет «поселить» рядом с собой. После того как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один дом, черный, со словами: «Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут». По поводу черного дома не сообщается, что это плохой дом или что он хуже красного; достаточно самой цве-товой символики. Выявляются симпатичные – несимпатичные ребёнку люди из его окружения.
"Сюжетные картинки". Диагностика эмоционального отношения к нравственным нормам. Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам. Фиксируется также его реакция.
Методика «лесенка». Исследование самооценки. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше. А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже. На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психических состояний. Тест состоит из 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7. Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке. Предлагается выбратьсамый приятный, потом – самый приятный из оставшихся; из последних трёх – самый неприятный цвет. Синий, жёлтый, фиолетовый в начале, чёрный, серый, коричневый в конце – хорошее состояние. Красный и зелёный в начале – удовлетворительное состояние. Чёрный в середине – неудовлетворительное состояние; серый и чёрный в начале – кризис.
1. Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля:
1) Изображена семья, расположившаяся вокруг стола, или на прогулке за городом, или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей. Ребёнка просят показать, где будет располагаться он.
2) В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?» Определяется отношение ребёнка с родителями, друзьями, другими людьми и вырисовывается характеристика самого ребёнка (конфликтность, любознательность, общительность, стремление к лидерству и пр.).
2. Рисуночные методики: последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие в форме, пропорциях, деталях, величине. Анализ особенности нарисованных фигур в методиках «Рисунок семьи», «Рисунок группы»: индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствует об отношении ребенка к конкретным членам группы. Хорошие отношения – много деталей, разные цвета. Негативное отношение – схематичность, однотонность изображения. Смотрится содержание, размещение изображенных людей, использованные цвета, фон, словесные дополнения, пояснения испытуемого к рисунку.
1) Изображена семья, расположившаяся вокруг стола, или на прогулке за городом, или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей. Ребёнка просят показать, где будет располагаться он.
2) В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?» Определяется отношение ребёнка с родителями, друзьями, другими людьми и вырисовывается характеристика самого ребёнка (конфликтность, любознательность, общительность, стремление к лидерству и пр.).
2. Рисуночные методики: последовательность рисования, пространственное расположение, состав, отличие в форме, пропорциях, деталях, величине. Анализ особенности нарисованных фигур в методиках «Рисунок семьи», «Рисунок группы»: индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствует об отношении ребенка к конкретным членам группы. Хорошие отношения – много деталей, разные цвета. Негативное отношение – схематичность, однотонность изображения. Смотрится содержание, размещение изображенных людей, использованные цвета, фон, словесные дополнения, пояснения испытуемого к рисунку.
1. Методика «Матрица Равена» - для оценки наглядно-образного мышления при решении задач. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из восьми рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку.
2. Методика «Умение считать в уме» - проверка способности производить умственные арифметические действия с числами и дробями различного типа: простыми, десятичными, а также со сложными дробно-целыми числами.
3. Методика «Формирование понятий»: Ребёнку даётся набор плоскостных фигур - квадратов, треугольников и кругов – трёх различных цветов и трех различных размеров. Ребёнок должен отобрать фигуры по одному, двум и трём признакам, сказать, какие признаки входят в формируемое понятие (охарактеризовать его) и дать этому понятию определение.
4. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» - для оценки развитости интеллектуальных процессов. Эти особенности мышления устанавливаются по правильности ответов на серию вопросов, которые задает экспериментатор.
5. Методика «Кубик Рубика» - для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Пользуясь кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени (9 задач за 9 минут).
2. Методика «Умение считать в уме» - проверка способности производить умственные арифметические действия с числами и дробями различного типа: простыми, десятичными, а также со сложными дробно-целыми числами.
3. Методика «Формирование понятий»: Ребёнку даётся набор плоскостных фигур - квадратов, треугольников и кругов – трёх различных цветов и трех различных размеров. Ребёнок должен отобрать фигуры по одному, двум и трём признакам, сказать, какие признаки входят в формируемое понятие (охарактеризовать его) и дать этому понятию определение.
4. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» - для оценки развитости интеллектуальных процессов. Эти особенности мышления устанавливаются по правильности ответов на серию вопросов, которые задает экспериментатор.
5. Методика «Кубик Рубика» - для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления. Пользуясь кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени сложности задачи на работу с ним и предлагают их решить в условиях дефицита времени (9 задач за 9 минут).
1. Методика «Вырежи фигуры». Предназначена для оценки наглядно-действенного мышления. Задание: как можно быстрее и точнее вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры.
2. Методика «Воспроизведи рисунки». Задание: в специальных пустых квадратах воспроизвести картинки, на которых изображены фигуры в таких же квадратах.
3. Методика «Раздели на группы». Для оценки образно-логического мышления. Ему показывают картинку, на которой изображены: квадраты, ромбы, треугольники и круги разного цвета. Ребенку предлагают разделить представленные фигуры на как можно большее число групп.
4. Методика «Кому чего не достает?»: ребенку показывают рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То чего не хватает, изображено отдельно. Задание: определить, кому и чего не хватает.
5. Методика «Что здесь лишнее?»: для исследования образно-логического мышления, уровня анализа и обобщения у ребенка. Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, один из которых лишний.
2. Методика «Воспроизведи рисунки». Задание: в специальных пустых квадратах воспроизвести картинки, на которых изображены фигуры в таких же квадратах.
3. Методика «Раздели на группы». Для оценки образно-логического мышления. Ему показывают картинку, на которой изображены: квадраты, ромбы, треугольники и круги разного цвета. Ребенку предлагают разделить представленные фигуры на как можно большее число групп.
4. Методика «Кому чего не достает?»: ребенку показывают рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То чего не хватает, изображено отдельно. Задание: определить, кому и чего не хватает.
5. Методика «Что здесь лишнее?»: для исследования образно-логического мышления, уровня анализа и обобщения у ребенка. Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, один из которых лишний.
Экспресс-диагностика:
1. «Тест в картинках»: даны картинки с учёбой и игрой; предлагают выбрать те, что нравятся. Определяют предпочитаемый вид деятельности (учебную, учебно-игровую или игровую) и степень мотивации к учёбе.
2. Методика «Нарисуй себя» (уровень сформированности образных представлений) – смотрится количество изображённых частей тела и качество их прорисовки.
3. Тест «Кубики» (уровень наглядно-образного мышления) – предлагается найти из 4 кубиков два одинаковых (6 повторов с разными комбинациями).
4. Методика «Классификация» (сформированность понятий и умение классификации): предлагают из четырех слов назвать лишнее.
5. Методика «Третий подходящий» (сформированности понятий): последовательно показывают пять наборов карточек, кладут перед ребёнком две картинки из каждого набора и предлагают подобрать к ним еще одну.
6. Тест «Правая - левая рука» (способность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других): психолог и ребенок садятся друг против друга; психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку психолога. При правильном выполнении задания психолог умышленно начинает сбивать ребенка, чтобы он показал, где правая (левая) рука у взрослого в зеркальном изображении и доказал свою точку зрения.
7. Методика Пьерона-Рузера (обучаемость): на доске нарисованы 4 геометрические фигуры; внутри каждой – определённый символ (точка, вертикальная или горизонтальная черта или ничего). Детям предлагают заполнить по образцу соответствующими символами аналогичные пустые фигуры, напечатанные у них на листах.
1. «Тест в картинках»: даны картинки с учёбой и игрой; предлагают выбрать те, что нравятся. Определяют предпочитаемый вид деятельности (учебную, учебно-игровую или игровую) и степень мотивации к учёбе.
2. Методика «Нарисуй себя» (уровень сформированности образных представлений) – смотрится количество изображённых частей тела и качество их прорисовки.
3. Тест «Кубики» (уровень наглядно-образного мышления) – предлагается найти из 4 кубиков два одинаковых (6 повторов с разными комбинациями).
4. Методика «Классификация» (сформированность понятий и умение классификации): предлагают из четырех слов назвать лишнее.
5. Методика «Третий подходящий» (сформированности понятий): последовательно показывают пять наборов карточек, кладут перед ребёнком две картинки из каждого набора и предлагают подобрать к ним еще одну.
6. Тест «Правая - левая рука» (способность к позиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других): психолог и ребенок садятся друг против друга; психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку психолога. При правильном выполнении задания психолог умышленно начинает сбивать ребенка, чтобы он показал, где правая (левая) рука у взрослого в зеркальном изображении и доказал свою точку зрения.
7. Методика Пьерона-Рузера (обучаемость): на доске нарисованы 4 геометрические фигуры; внутри каждой – определённый символ (точка, вертикальная или горизонтальная черта или ничего). Детям предлагают заполнить по образцу соответствующими символами аналогичные пустые фигуры, напечатанные у них на листах.