«- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть?- ответил Кот.
— Мне все равно...- сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти,- заметил Кот.
— ...только бы попасть КУДА-НИБУДЬ,- пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь,- сказал Кот.- Нужно только достаточно долго идти.»
— А куда ты хочешь попасть?- ответил Кот.
— Мне все равно...- сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти,- заметил Кот.
— ...только бы попасть КУДА-НИБУДЬ,- пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь,- сказал Кот.- Нужно только достаточно долго идти.»
Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес»
Вы уже знаете: воспринимающая сторона в общении может получить гораздо больше информации, чем предполагает говорящий. Значительная часть нашего коммуникативного поведения недоступна нам самим, но при этом открыта миру. Такая мысль смущает, не правда ли? Даже то, как старательно мы подбираем слова, не имеет значения, поскольку остальное красноречиво сообщает о себе коммуникатору, обладающему необходимыми знаниями. С точки зрения терапии это явление позволяет подойти к вещам, обычно закрытым.
Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Вы спрашиваете клиента: «Ну, как прошла неделя?» Он опускает голову, тяжело вздыхает, тон голоса низкий: «О, на этой неделе все было прекрасно (вздох, отрицательное покачивание головой, легкая усмешка), никаких проблем». Или женщина говорит: «Мне нравятся любовные игры с ним»,- а интонация плоская и монотонная, уголки рта опущены, в начале фразы она пожимает плечами, а вообще тело неподвижно, руки безжизненно лежат на коленях.
И в том, и в другом случае была предложена неадекватная коммуникация. Слова не соответствуют тому, что демонстрируется голосом, движениями тела и пр.- они явно указывают на нечто отличное от значения невербальной коммуникации.
Для этого явления есть специальный термин: неконгруэнтность. Слово слегка неудобопроизносимое, но оно вам знакомо по школьным урокам геометрии. Здесь оно значит приблизительно «несоответствие».
Давайте рассмотрим следующую ситуацию. Вы спрашиваете клиента: «Ну, как прошла неделя?» Он опускает голову, тяжело вздыхает, тон голоса низкий: «О, на этой неделе все было прекрасно (вздох, отрицательное покачивание головой, легкая усмешка), никаких проблем». Или женщина говорит: «Мне нравятся любовные игры с ним»,- а интонация плоская и монотонная, уголки рта опущены, в начале фразы она пожимает плечами, а вообще тело неподвижно, руки безжизненно лежат на коленях.
И в том, и в другом случае была предложена неадекватная коммуникация. Слова не соответствуют тому, что демонстрируется голосом, движениями тела и пр.- они явно указывают на нечто отличное от значения невербальной коммуникации.
Для этого явления есть специальный термин: неконгруэнтность. Слово слегка неудобопроизносимое, но оно вам знакомо по школьным урокам геометрии. Здесь оно значит приблизительно «несоответствие».
Обнаружение репрезентативных систем, процессуальных слов, ключей доступа и реагирование на них позволяет увеличить степень доверия и значимость коммуникации между терапевтом и клиентом. Ваши слова должны быть соотнесены с той моделью мира, которая имеется у вашего собеседника. Желая установить хороший контакт с человеком, вы можете использовать те же самые процессуальные слова, что и он. Если же нужно установить дистанцию, вы намеренно употребляете слова из другой системы представлений. К примеру, вы слышите, что клиент использует в основном кинестетические слова. Вы также можете к ним перейти: «У меня есть одно ощущение в связи с вашей проблемой...» «Это щекотливый вопрос». Посредством такого переключения вы будете действовать в пределах модели мира клиента, что улучшит контакт (вы «говорите на его языке»), расширит вашу способность к коммуницированию и обмену эквивалентным опытом, придаст вашим комментариям дополнительную силу.
Опять же, зная о том, каковы ведущая и первичная репрезентативные системы у конкретного человека, вы в состоянии строить свои соображения соответственным образом, и он вряд ли сможет сопротивляться. «Можете ли вы увидеть, что изменяетесь к лучшему? По мере того, как вы себя видите в этом процессе, ощущаете ли вы уверенность? Вы говорите себе, что все идет на лад?» Перед этим вы выяснили, что у собеседника стратегия следующая: построение визуальных образов, на которые он реагирует чувствами, вслед за чем идет вербальный комментарий. При вышеприведенном построении фразы он сопротивляться не сможет.
Опять же, зная о том, каковы ведущая и первичная репрезентативные системы у конкретного человека, вы в состоянии строить свои соображения соответственным образом, и он вряд ли сможет сопротивляться. «Можете ли вы увидеть, что изменяетесь к лучшему? По мере того, как вы себя видите в этом процессе, ощущаете ли вы уверенность? Вы говорите себе, что все идет на лад?» Перед этим вы выяснили, что у собеседника стратегия следующая: построение визуальных образов, на которые он реагирует чувствами, вслед за чем идет вербальный комментарий. При вышеприведенном построении фразы он сопротивляться не сможет.
"Последняя страница событий, описанных в романе, выпала на долю Кейт.
"Добавить остается немного,- прочитала она.
Риордан и его мачеха явились опознать труп и присмотреть за его отправкой. Джентилиска, ставшая теперь импозантной матроной, смотрела на мертвое тело со странно смешанным выражением жалости, отвращения, грусти и облегчения.»
— Постой-ка,- прервал я Кейт, и когда она подняла на меня взгляд, раскрыл глаза как можно шире. слегка нахмурился и приподнял уголок рта.- Похоже это на жалость?
— Более или менее.
Я нахмурился еще сильнее и, удерживая один глаз широко раскрытым от жалости, прищурил другой.
"Добавить остается немного,- прочитала она.
Риордан и его мачеха явились опознать труп и присмотреть за его отправкой. Джентилиска, ставшая теперь импозантной матроной, смотрела на мертвое тело со странно смешанным выражением жалости, отвращения, грусти и облегчения.»
— Постой-ка,- прервал я Кейт, и когда она подняла на меня взгляд, раскрыл глаза как можно шире. слегка нахмурился и приподнял уголок рта.- Похоже это на жалость?
— Более или менее.
Я нахмурился еще сильнее и, удерживая один глаз широко раскрытым от жалости, прищурил другой.
"Беседы дзэнского учителя Бэнкэя привлекали не только дзэнских учеников, но людей различных школ и положений. Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Нитирэн, так как ее последователи уходили, чтобы послушать о Дзэн. И он пришел туда, намереваясь поспорить.
— Эй, дзэнский учитель!- позвал он.- Подожди минутку. Всякий, кто уважает тебя, будет следовать твоим словам, но я не уважаю тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?
— Подойди ко мне, и тогда мы посмотрим,- сказал Бэнкэй.
Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю. Тот улыбнулся:
— Стань слева от меня. Священник сделал это.
— Эй, дзэнский учитель!- позвал он.- Подожди минутку. Всякий, кто уважает тебя, будет следовать твоим словам, но я не уважаю тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?
— Подойди ко мне, и тогда мы посмотрим,- сказал Бэнкэй.
Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю. Тот улыбнулся:
— Стань слева от меня. Священник сделал это.
Дабы расширить ваши возможности в плане получения информации о людях, с которыми вы общаетесь, мы сочли уместным отвлечься от репрезентативных систем и ключей доступа и кратко ознакомить вас с еще одним полезным и работающим различением, также соединяющим вербальный и невербальный аспекты. Оно принадлежит Вирджинии Сэйтир.
В межличностной коммуникации всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Стиль- это способ, при помощи которого передается содержание. Он оказывает очевидное влияние на интерпретации слушателя. Вот несколько вариантов простейшей просьбы:
а) «Убери от меня эту штуку!..» Глаза широко раскрыты, голос дрожит, характерные «умоляющие» жесты руками.
б) «Убери от меня эту штуку!» Мышцы лица напряжены, брови нахмурены, голос громкий, рука энергично указывает на «эту штуку».
в) «Убери от меня эту штуку... » Лицо расслаблено, голос монотонный, возможен слабый указательный жест пальцем через плечо, поскольку предмет высказывания вообще где-то за спиной.
В межличностной коммуникации всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Стиль- это способ, при помощи которого передается содержание. Он оказывает очевидное влияние на интерпретации слушателя. Вот несколько вариантов простейшей просьбы:
а) «Убери от меня эту штуку!..» Глаза широко раскрыты, голос дрожит, характерные «умоляющие» жесты руками.
б) «Убери от меня эту штуку!» Мышцы лица напряжены, брови нахмурены, голос громкий, рука энергично указывает на «эту штуку».
в) «Убери от меня эту штуку... » Лицо расслаблено, голос монотонный, возможен слабый указательный жест пальцем через плечо, поскольку предмет высказывания вообще где-то за спиной.
№ 1.
В порядке оказания себе помощи при настройке ушей на сенсорно специфические слова:
а) рассмотрите следующие предложения;
б) выделите в них эти слова;
в) определите, к какой из систем репрезентации они относятся.
Не забывайте, что некоторые предложения включают описания более чем одного опыта или его части.
1. Неудивительно, что некоторые люди ощущают неловкость, сталкиваясь с таким напористым человеком.
2. Люди, которых ты видел, показали себя не такими холодными, как ты.
3. Я бы заметил в своем образе хоть что-нибудь хорошее, если бы смог.
В порядке оказания себе помощи при настройке ушей на сенсорно специфические слова:
а) рассмотрите следующие предложения;
б) выделите в них эти слова;
в) определите, к какой из систем репрезентации они относятся.
Не забывайте, что некоторые предложения включают описания более чем одного опыта или его части.
1. Неудивительно, что некоторые люди ощущают неловкость, сталкиваясь с таким напористым человеком.
2. Люди, которых ты видел, показали себя не такими холодными, как ты.
3. Я бы заметил в своем образе хоть что-нибудь хорошее, если бы смог.
Непосредственное отношение к содержанию этой главы имеет понятие стратегии, с которым вы уже пару раз встречались. Информация о внутренних стратегиях клиента- это еще одна жизненно необходимая вам вещь, поскольку именно в ней зачастую в дальнейшем вам приходится работать. В НЛП СТРАТЕГИЯМИ называются последовательности внутренних процессов и внешнего поведения, вызывающие у людей различные переживания. К примеру, человек может создавать или воспроизводить в сознании картины, которые вызывают у него соответствующие чувства; затем говорить об этих чувствах внутри себя и т.д. Стратегии могут быть удачными и неудачными. Удачная стратегия это, как вы понимаете, такая последовательность процессов, которая «работает»: приводит к полезному и эффективному результату. Вот пример подобной последовательности:
«Некоторые люди берутся отвечать на любой вопрос. Обычно они и имеют сложную осознанную стратегию ответа. У одного парня была замечательная стратегия. Я спросил его: «Где ты впервые встретил Джона?» Он углубился внутрь и сказал: «Где? Давайте посмотрим.» Его глаза направились вверх, и он сконструировал образ Джона. Затем взгляд переместился влево, и он осмотрел места, где он мог Джона видеть. Одно из них вызвало у него ощущение узнавания. Он аудиально назвал его, затем увидел себя: как он выглядит, говоря это Он чувствовал себя таким образом спокойно и комфортно. »
«Некоторые люди берутся отвечать на любой вопрос. Обычно они и имеют сложную осознанную стратегию ответа. У одного парня была замечательная стратегия. Я спросил его: «Где ты впервые встретил Джона?» Он углубился внутрь и сказал: «Где? Давайте посмотрим.» Его глаза направились вверх, и он сконструировал образ Джона. Затем взгляд переместился влево, и он осмотрел места, где он мог Джона видеть. Одно из них вызвало у него ощущение узнавания. Он аудиально назвал его, затем увидел себя: как он выглядит, говоря это Он чувствовал себя таким образом спокойно и комфортно. »
До сих пор мы обсуждали в основном вербальный уровень получения информации. Вы понимаете, что это далеко не все. Невербальные реакции составляют колоссальный пласт информации для вас. Это мы и имели в виду, говоря о наблюдениях за поведением.
Многие терапевты, впервые встречая клиента, уже имеют какие-то интуитивные впечатления о нем. Бывает, с первого взгляда они знают, что психотерапевтический процесс здесь будет очень трудным и займет много времени; в другом случае кажется, что работа будет интересной и плодотворной для обоих. Вы свободно можете (если нужно) заменить терапевта собой, клиента- каким-нибудь новым для вас человеком, психотерапевтический процесс- дальнейшей коммуникацией и любой совместной деятельностью. Вопрос: каким образом вы узнаете о своих интуитивных догадках? Вспоминайте, а мы пока отвлечемся на весьма важный момент.
Многие терапевты, впервые встречая клиента, уже имеют какие-то интуитивные впечатления о нем. Бывает, с первого взгляда они знают, что психотерапевтический процесс здесь будет очень трудным и займет много времени; в другом случае кажется, что работа будет интересной и плодотворной для обоих. Вы свободно можете (если нужно) заменить терапевта собой, клиента- каким-нибудь новым для вас человеком, психотерапевтический процесс- дальнейшей коммуникацией и любой совместной деятельностью. Вопрос: каким образом вы узнаете о своих интуитивных догадках? Вспоминайте, а мы пока отвлечемся на весьма важный момент.
Еще раз обращаем ваше внимание на то, что у обычного человека задействованы все системы и, строго говоря, не существует визуалов, аудиалов и пр. (Мы не касаемся сейчас тех случаев, когда в результате врожденной либо приобретенной травмы «отрезан» тот или иной сенсорный канал.) В то же время люди склонны действовать в какой-либо системе, в которой сознательно репрезентируется большая часть их опыта.
Читая эту книгу, да и любую другую, вы время от времени встречаетесь с описаниями, образами, эпизодами с различными вербализациями чьего-нибудь опыта. Возможно, при этом в вашем представлении мелькает какой-нибудь цвет или картинка, возможно вы иногда чувствуете мышечное напряжение. вкус или запах, «слышите» звуки. Один текст более я рок и весом для вас, другой вообще может не вызывать существенных реакций.
Те из вас, кто способен прежде всего представить себе ясную, отчетливую картину, обладают богатой, развитой визуальной системой репрезентации. Те, кто может создать сильное ощущение напряжения мышц, температуры или фактуры материала, обладают тонко развитой кинестетической репрезентативной системой, и т.д. Таким образом. индивидуум постигает мир прежде всего в той РС, которая у него более развита. Это станет очевидно, если вы проследите за процессуальными словами. В большинстве случаев можно заметить, что люди используют слова одной и той же системы репрезентации в ходе описания основной части своего опыта.
Читая эту книгу, да и любую другую, вы время от времени встречаетесь с описаниями, образами, эпизодами с различными вербализациями чьего-нибудь опыта. Возможно, при этом в вашем представлении мелькает какой-нибудь цвет или картинка, возможно вы иногда чувствуете мышечное напряжение. вкус или запах, «слышите» звуки. Один текст более я рок и весом для вас, другой вообще может не вызывать существенных реакций.
Те из вас, кто способен прежде всего представить себе ясную, отчетливую картину, обладают богатой, развитой визуальной системой репрезентации. Те, кто может создать сильное ощущение напряжения мышц, температуры или фактуры материала, обладают тонко развитой кинестетической репрезентативной системой, и т.д. Таким образом. индивидуум постигает мир прежде всего в той РС, которая у него более развита. Это станет очевидно, если вы проследите за процессуальными словами. В большинстве случаев можно заметить, что люди используют слова одной и той же системы репрезентации в ходе описания основной части своего опыта.
«Интуиция- неосознаваемая совокупность ускоренных процессов, порождающая некоторый вербализуемый информационный объем, полезность которого колеблется от единицы до бесконечно малой величины»
«Функционирование человеческих устройств»
Справочник для роботов.
Составление характеристик- одна из обширных и, вне всякого сомнения, полезных областей человеческой деятельности. Руководители в творческих муках сочиняли характеристики подчиненным, подчиненные, поскольку нынче руководителям некогда, с усилиями пишут опусы о самих себе; преподаватели составляют прочувствованные характеристики юных шалопаев, каковые, в свою очередь, страдают над многочисленными портретами литературных героев, чьи создатели порою бывают усердно характеризуемы критиками; авторы же популярных тестов, психологических рекомендаций и гороскопов выдают характеристики всем без разбора по собственному усмотрению
В силу вышесказанного вполне закономерным представляется регулярное появление различных определений и замечаний по поводу человека вообще. Их тоже можно коллекционировать, как и многие другие бесполезные вещи, и мы на них останавливаться не будем. Однако в связи с нашими сегодняшними целями выберем одно из них.
«Функционирование человеческих устройств»
Справочник для роботов.
Составление характеристик- одна из обширных и, вне всякого сомнения, полезных областей человеческой деятельности. Руководители в творческих муках сочиняли характеристики подчиненным, подчиненные, поскольку нынче руководителям некогда, с усилиями пишут опусы о самих себе; преподаватели составляют прочувствованные характеристики юных шалопаев, каковые, в свою очередь, страдают над многочисленными портретами литературных героев, чьи создатели порою бывают усердно характеризуемы критиками; авторы же популярных тестов, психологических рекомендаций и гороскопов выдают характеристики всем без разбора по собственному усмотрению
В силу вышесказанного вполне закономерным представляется регулярное появление различных определений и замечаний по поводу человека вообще. Их тоже можно коллекционировать, как и многие другие бесполезные вещи, и мы на них останавливаться не будем. Однако в связи с нашими сегодняшними целями выберем одно из них.
«Своей судьбы родила крокодила Ты здесь сама.»
Будучи людьми, мы не имеем дела непосредственно с миром. Каждый из нас создает некоторое умопостроение, модель, которой пользуется для порождения собственного поведения. В значительной степени именно она задает наш будущий опыт в этом мире: то, как именно мы воспринимаем мир, с какими выборами сталкиваемся.
Как получается, что люди, сталкиваясь с многозначным, богатым и сложным миром, приходят к созданию обедненной модели мира создающей проблемы?
Поведение людей, каким бы странным оно ни казалось на первый взгляд, становится осмысленным, если его рассматривать в контексте выборов, порождаемых моделями мира этих людей. Трудность не в том, что они делают неверный выбор, а в том, что их выбор ограничен- у них нет богатого четкого образа мира.
В.Соловьев
Будучи людьми, мы не имеем дела непосредственно с миром. Каждый из нас создает некоторое умопостроение, модель, которой пользуется для порождения собственного поведения. В значительной степени именно она задает наш будущий опыт в этом мире: то, как именно мы воспринимаем мир, с какими выборами сталкиваемся.
Как получается, что люди, сталкиваясь с многозначным, богатым и сложным миром, приходят к созданию обедненной модели мира создающей проблемы?
Поведение людей, каким бы странным оно ни казалось на первый взгляд, становится осмысленным, если его рассматривать в контексте выборов, порождаемых моделями мира этих людей. Трудность не в том, что они делают неверный выбор, а в том, что их выбор ограничен- у них нет богатого четкого образа мира.