№ 1.
В порядке оказания себе помощи при настройке ушей на сенсорно специфические слова:
а) рассмотрите следующие предложения;
б) выделите в них эти слова;
в) определите, к какой из систем репрезентации они относятся.
Не забывайте, что некоторые предложения включают описания более чем одного опыта или его части.
1. Неудивительно, что некоторые люди ощущают неловкость, сталкиваясь с таким напористым человеком.
2. Люди, которых ты видел, показали себя не такими холодными, как ты.
3. Я бы заметил в своем образе хоть что-нибудь хорошее, если бы смог.
4. Я понимаю, что вы говорите, но это звучит странно.
5. Женщина, которая всегда хорошо выглядит, конечно, радует глаз.
6. Каждый раз, когда я пытаюсь вбить это ей в голову, она просто продолжает молоть ерунду.
7. Мне эти слова точно кто-то на ухо шепнул, и я произнесла их вслух.
8. Знаете, иногда он действительно пытается сфокусироваться на том, что мы хотим прояснить ему. Но почему-то он сразу становится резким и обрывает нас.
9. Ее голос стал мягче, и я расслабился.
10. Я делаю все, чтобы вы ярко представили себе наши общие возможности. Но очевидно, большинство присутствующих не хочет сотрудничать, и я не стану ни на кого оказывать давление.
К предложению
1. Ощущают, неловкость, сталкиваясь, напористый, РС: кинестетическая.
2. Видишь, показали. РС: визуальная. Холодный. РС: кинестетическая.
3. Заметил, образе. РС: визуальная.
4. Говорите, звучит. РС: аудшльная.
5. Выглядит, глаз. РС: визуальная.
6. Вбить, молоть. РС: кинестетическая.
7. Слова, ухо, шепнул, произнесла, вслух. РС: аудиальная.
8. Сфокусироваться, прояснить. РС: визуальная. Резким, обрывает. РС: кинестетическая.
9. Голос. РС: аудиальная. Мягче, расслабился. РС: кинестетическая.
10. Ярко, представили, очевидно. РС: визуальная. Давление. РС: кинестетическая.
№ 2. Наблюдения за движениями глаз:
— воспроизведите наше «солнышко» на отдельном рисунке и сопроводите его указанными здесь либо какими-нибудь другими подходящими словами.
— участник 1 держит рисунок перед собой так, чтобы его хорошо видел участник 2.
— участник 1 фиксирует взгляд в одном из шести указанных положений.
— участник 2 просто читает вслух слова, описывающие данное положение глаз. Когда участник 2 чувствует, что справляется с этой задачей, он может начать делать упражнение, не заглядывая в схему.
— обмен ролями.
№3.
Подберите себе незнакомого или малознакомого партнера. Один из вас задает вопросы. Лучше их группировать. Старайтесь придумывать свои вопросы.
1. Начните с эйдетических вопросов.
Примеры:
Какого цвета пол в вашей квартире? Какой формы зеркало в вашей прихожей? И т. д.
2. Перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда не видел или представлял себе иначе.
Примеры:
Как выглядел бы ваш дом с высоты птичьего полета? Как вы будете выглядеть с длинными рыжими волосами?
3. Перейдите к аудиальным вопросам.
Примеры:
Какую музыку вы чаще слушаете?
Как будет звучать мой голос, если он будет на октаву ниже?
Можете ли вы сказать себе то, что обычно себе говорите?
4. Задайте несколько кинестетических вопросов.
Как вы чувствуете себя в горячей ванне?
Что человек чувствует, когда бежит?
Что вы ощущаете в переполненном, душном автобусе?
Почувствуйте тяжелый, теплый, гладкий камешек в руке (бросаться им в партнера не обязательно!)
5. Поменяйтесь ролями.
Комментарий: это упражнение на различение глазодвигательных реакций. Ваша задача: установить связь между задаваемыми вопросами и заложенной в них информацией- и непосредственными вашими наблюдениями, невербальными ответами собеседника.
Избегайте ошибок типа «представьте себе, как вы поете» и т.д. «Представить»- визуальный глагол. Четко формулируйте вопросы, не путайтесь в системах.
Не задавайте таких вопросов: «Помните ли вы, что вы чувствовали...» и т.д. Вы будете получать спутанные ответы, поскольку процесс будет двухступенчатым. Следуя вашей инструкции, человек сначала вспомнит (в любой из трех систем ), а затем ощутит.
Если ответы партнера, вербальные и невербальные, вам неясны, спросите, что он делал, отвечая на вопрос. Если он не знает, попросите угадать, предположить.
Не получая выраженных реакций, усложните вопросы.
№ 4.
Различение сенсорного опыта и галлюцинаций.
Часть 1.
Найдите двух (можно одного) партнеров. Обозначьтесь А, Б и В
Задача А- фиксирование.
Задача Б- попрактиковаться в переживании различных видов состояний.
В- просто наблюдатель.
— Б выбирает, ничего не говоря вслух, три различных интенсивных переживания из любой области своего прошлого опыта, и нумерует их 1,2,3. Б берет А за руки и говорит «первое». Затем погружается внутрь и переживает это состояние, стараясь оживить его полностью. То же нужно проделать со вторым и третьим. Когда ощущения удается сделать особенно интенсивными, Б сжимает руки А, давая тактильный сигнал, что он испытывает переживание.
А просто наблюдает изменения, происходящие с Б.
Часть 2.
Процесс повторяется с той разницей, что А не только наблюдает за изменениями, но и описывает их вслух. Задача В (если он присутствует)- следить за тем, чтобы все предлагаемые А описания были сенсорно-обоснованными. Как вы уже знаете, «счастливый» и «обеспокоенный», например,- это не сенсорно-обоснованные описания, а суждения.
Часть 3.
Б входит в одно из тех же трех состояний, не называя номер. Когда переживание закончено, А должен сказать, какое это было переживание: 1, 2 или 3. Б продолжает проживать эти три состояния в любом порядке, отличном от первоначального, до тех пор, пока А не сможет точно определять, какое состояние в какой момент испытывается. Это способ обучить ваши чувства остроте.
Часть 4.
На этот раз Б снова входит в любое из трех состояний; А галлюцинирует, стараясь угадать, столь конкретно, сколь может, каково содержание этого переживания. И вы можете угадать очень точно!
Это необходимо для того, чтобы четко провести различие между сенсорно-обоснованным опытом и галлюцинациями. Неважно, хорошо у вас получилось или нет. В обоих случаях вы получили важную информацию о том, что вы в состоянии воспринять и имеют ли ваши галлюцинации какое-то отношение к тому, что вы воспринимаете.
Смысл вашей коммуникации в реакции, которую вы получаете. Если вы в состоянии заметить, что не получаете желаемого, измените свое поведение. Но чтобы это заметить, вы должны ясно отличать то, что получаете извне, от того, каким сложным образом, примешивая сюда свое собственное внутреннее состояние, вы интерпретируете этот материал на подсознательном уровне.
Упражнение, которое вы только что проделали, было ограничено одним сенсорным каналом. Это был способ облегчить выполнение задания, в котором вы очищаете свой зрительный входной канал. Держась за руки, вы получаете какую-то кинестетическую информацию. Вы также можете распространить это упражнение на две другие системы. Если вы хотите сделать это аудиально, то А закроет глаза. После этого Б опишет свое переживание без слов, пользуясь только звуками.
В порядке оказания себе помощи при настройке ушей на сенсорно специфические слова:
а) рассмотрите следующие предложения;
б) выделите в них эти слова;
в) определите, к какой из систем репрезентации они относятся.
Не забывайте, что некоторые предложения включают описания более чем одного опыта или его части.
1. Неудивительно, что некоторые люди ощущают неловкость, сталкиваясь с таким напористым человеком.
2. Люди, которых ты видел, показали себя не такими холодными, как ты.
3. Я бы заметил в своем образе хоть что-нибудь хорошее, если бы смог.
4. Я понимаю, что вы говорите, но это звучит странно.
5. Женщина, которая всегда хорошо выглядит, конечно, радует глаз.
6. Каждый раз, когда я пытаюсь вбить это ей в голову, она просто продолжает молоть ерунду.
7. Мне эти слова точно кто-то на ухо шепнул, и я произнесла их вслух.
8. Знаете, иногда он действительно пытается сфокусироваться на том, что мы хотим прояснить ему. Но почему-то он сразу становится резким и обрывает нас.
9. Ее голос стал мягче, и я расслабился.
10. Я делаю все, чтобы вы ярко представили себе наши общие возможности. Но очевидно, большинство присутствующих не хочет сотрудничать, и я не стану ни на кого оказывать давление.
К предложению
1. Ощущают, неловкость, сталкиваясь, напористый, РС: кинестетическая.
2. Видишь, показали. РС: визуальная. Холодный. РС: кинестетическая.
3. Заметил, образе. РС: визуальная.
4. Говорите, звучит. РС: аудшльная.
5. Выглядит, глаз. РС: визуальная.
6. Вбить, молоть. РС: кинестетическая.
7. Слова, ухо, шепнул, произнесла, вслух. РС: аудиальная.
8. Сфокусироваться, прояснить. РС: визуальная. Резким, обрывает. РС: кинестетическая.
9. Голос. РС: аудиальная. Мягче, расслабился. РС: кинестетическая.
10. Ярко, представили, очевидно. РС: визуальная. Давление. РС: кинестетическая.
№ 2. Наблюдения за движениями глаз:
— воспроизведите наше «солнышко» на отдельном рисунке и сопроводите его указанными здесь либо какими-нибудь другими подходящими словами.
— участник 1 держит рисунок перед собой так, чтобы его хорошо видел участник 2.
— участник 1 фиксирует взгляд в одном из шести указанных положений.
— участник 2 просто читает вслух слова, описывающие данное положение глаз. Когда участник 2 чувствует, что справляется с этой задачей, он может начать делать упражнение, не заглядывая в схему.
— обмен ролями.
№3.
Подберите себе незнакомого или малознакомого партнера. Один из вас задает вопросы. Лучше их группировать. Старайтесь придумывать свои вопросы.
1. Начните с эйдетических вопросов.
Примеры:
Какого цвета пол в вашей квартире? Какой формы зеркало в вашей прихожей? И т. д.
2. Перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда не видел или представлял себе иначе.
Примеры:
Как выглядел бы ваш дом с высоты птичьего полета? Как вы будете выглядеть с длинными рыжими волосами?
3. Перейдите к аудиальным вопросам.
Примеры:
Какую музыку вы чаще слушаете?
Как будет звучать мой голос, если он будет на октаву ниже?
Можете ли вы сказать себе то, что обычно себе говорите?
4. Задайте несколько кинестетических вопросов.
Как вы чувствуете себя в горячей ванне?
Что человек чувствует, когда бежит?
Что вы ощущаете в переполненном, душном автобусе?
Почувствуйте тяжелый, теплый, гладкий камешек в руке (бросаться им в партнера не обязательно!)
5. Поменяйтесь ролями.
Комментарий: это упражнение на различение глазодвигательных реакций. Ваша задача: установить связь между задаваемыми вопросами и заложенной в них информацией- и непосредственными вашими наблюдениями, невербальными ответами собеседника.
Избегайте ошибок типа «представьте себе, как вы поете» и т.д. «Представить»- визуальный глагол. Четко формулируйте вопросы, не путайтесь в системах.
Не задавайте таких вопросов: «Помните ли вы, что вы чувствовали...» и т.д. Вы будете получать спутанные ответы, поскольку процесс будет двухступенчатым. Следуя вашей инструкции, человек сначала вспомнит (в любой из трех систем ), а затем ощутит.
Если ответы партнера, вербальные и невербальные, вам неясны, спросите, что он делал, отвечая на вопрос. Если он не знает, попросите угадать, предположить.
Не получая выраженных реакций, усложните вопросы.
№ 4.
Различение сенсорного опыта и галлюцинаций.
Часть 1.
Найдите двух (можно одного) партнеров. Обозначьтесь А, Б и В
Задача А- фиксирование.
Задача Б- попрактиковаться в переживании различных видов состояний.
В- просто наблюдатель.
— Б выбирает, ничего не говоря вслух, три различных интенсивных переживания из любой области своего прошлого опыта, и нумерует их 1,2,3. Б берет А за руки и говорит «первое». Затем погружается внутрь и переживает это состояние, стараясь оживить его полностью. То же нужно проделать со вторым и третьим. Когда ощущения удается сделать особенно интенсивными, Б сжимает руки А, давая тактильный сигнал, что он испытывает переживание.
А просто наблюдает изменения, происходящие с Б.
Часть 2.
Процесс повторяется с той разницей, что А не только наблюдает за изменениями, но и описывает их вслух. Задача В (если он присутствует)- следить за тем, чтобы все предлагаемые А описания были сенсорно-обоснованными. Как вы уже знаете, «счастливый» и «обеспокоенный», например,- это не сенсорно-обоснованные описания, а суждения.
Часть 3.
Б входит в одно из тех же трех состояний, не называя номер. Когда переживание закончено, А должен сказать, какое это было переживание: 1, 2 или 3. Б продолжает проживать эти три состояния в любом порядке, отличном от первоначального, до тех пор, пока А не сможет точно определять, какое состояние в какой момент испытывается. Это способ обучить ваши чувства остроте.
Часть 4.
На этот раз Б снова входит в любое из трех состояний; А галлюцинирует, стараясь угадать, столь конкретно, сколь может, каково содержание этого переживания. И вы можете угадать очень точно!
Это необходимо для того, чтобы четко провести различие между сенсорно-обоснованным опытом и галлюцинациями. Неважно, хорошо у вас получилось или нет. В обоих случаях вы получили важную информацию о том, что вы в состоянии воспринять и имеют ли ваши галлюцинации какое-то отношение к тому, что вы воспринимаете.
Смысл вашей коммуникации в реакции, которую вы получаете. Если вы в состоянии заметить, что не получаете желаемого, измените свое поведение. Но чтобы это заметить, вы должны ясно отличать то, что получаете извне, от того, каким сложным образом, примешивая сюда свое собственное внутреннее состояние, вы интерпретируете этот материал на подсознательном уровне.
Упражнение, которое вы только что проделали, было ограничено одним сенсорным каналом. Это был способ облегчить выполнение задания, в котором вы очищаете свой зрительный входной канал. Держась за руки, вы получаете какую-то кинестетическую информацию. Вы также можете распространить это упражнение на две другие системы. Если вы хотите сделать это аудиально, то А закроет глаза. После этого Б опишет свое переживание без слов, пользуясь только звуками.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи